Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предпосылки разработки теоретических конструктов




Основополагающей теоретической предпосылкой для рассмотренных вы­ше, а также и для более ранних попыток соотнести воображаемую аг­рессию (ТАТ) с фактически наблюда­емой является противопоставление тенденций к агрессии и ее торможе­ния. Примером может служить не так давно разработанная Ольвеусом [D. Olweus, 1972] концепция различе­ния привычной агрессивной тенден­ции и тенденции привычного торможе­ния. Он пишет:

Привычные агрессивные тенденции индиви­да составляют предрасположенность оцени­вать определенный класс ситуаций как фрустрационных, угрожающих и (или) вредных. Оценка, ведущая к значению активации, превы­шающей некоторый индивидуальный уровень, влечет активацию тенденций индивида причи­нять вред или вызывать беспокойство. Анало­гично, привычные индивиду тенденции подав­ления агрессии составляют предрасположенность оценивать собственные агрессивные тен­денции и (или) реакции как опасные, неприят­ные, вызывающие беспокойство или неуме­стные; оценка, ведущая к значению активации, превосходящему определенный минимальный уровень, влечет активацию тенденций индиви­да к подавлению, избеганию или осуждению проявления агрессивных тенденций” [ibid., p. 263].

 

 

Степень ситуационного побуждения, стимулирующего агрессию Сила агрессивной тенденции Сила актуализованной агрессивной тенденции
Степень ситуационного побуждения, тормозящего агрессию Сила тенденции к подавлению агрессии Сила актуализованной тенденции к подавлению агрессии

 

 

Этой концепцией устанавливается приблизительная связь между тремя переменными: степенью ситуационно­го побуждения, силой устойчивой тен­денции (мотивом) и силой сиюминутно актуализованной тенденции (мотива­цией), причем значения этих перемен­ных учитываются параллельно, как в плане стимулирования агрессии, так и в плане ее торможения.

Аналогичных взглядов придержива­ется Корнадт [H.-J. Kornadt, 1974], также основывающий свой анализ на двух гипотетических мотивах— агрессии и подавлении агрессии. По его мнению, вся последовательность событий начинается с вызываемого каким-либо препятствием, угрозой или причиненной субъекту болью аф­фекта гнева. Если в результате ког­нитивных процессов оценивания ситу­ация будет воспринята как “действи­тельно заслуживающая гнева”, то ак­туальное мотивационное состояние расчленяется на процессы постановки агрессивной цели, планирования ве­дущих к ней действий и предвосхище­ния возможных последствий достиже­ния цели. Мотив торможения оказы­вается при этом решающим детерми­нантом в мотивационном процессе ожидания негативных последствий аг­рессии, таких, как чувство вины или страх перед наказанием.

Прежде чем мы обратимся к анали­зу базирующихся на этих концепциях методик измерения и полученных с их помощью результатов, стоит ненадол­го вернуться к ранним исследованиям агрессии на основе ТАТ, ибо уже они указали на необходимость различе­ния в сфере агрессии устойчивых мотивационных тенденций поиска и избегания. Отношения между реле­вантным агрессии содержанием рас­сказов по ТАТ (“воображаемая агрес­сия”) и агрессивностью, проявляемой в непосредственно наблюдаемом поведении субъекта (“наблюдаемая аг­рессия”), первоначально составили несколько противоречивую картину. Между этими видами агрессии были обнаружены и позитивные отношения, и негативные, и отсутствие каких-либо отношений [В. U. Murstein, 1963, гл. 11; В. Molish, 1972; D. Varble, 1971]. Негативные корреляции отве­чали широко распространенному в психоанализе представлению об об­ратном соотношении этих переменных: в силу социальных запретов аг­рессия, не имея возможности про­явиться в повседневной жизни, нахо­дит замещающее выражение в фанта­зиях. Другие возможные объяснения обратной зависимости относятся к особенностям выборки (преобладание испытуемых с тенденцией торможе­ния агрессии), картинок ТАТ (пред­ставленные на них ситуации не вну­шают опасений), ключевых категорий анализа (охватывают главным обра­зом тенденции торможения) или же предшествующего опыта научения ис­пытуемых (в какой мере они в прош­лом после совершения агрессии полу­чали социальную поддержку) [см.: Е. Klinger, 1971, р. 320 и далее]. Отсутствие корреляций позволяло предположить, что используемые категории анализа не различают тен­денций влечения и избегания, что выборки испытуемых по своему соста­ву разнородны и что одна часть изоб­раженных на картинках ТАТ ситуаций представляется для совершения аг­рессивного действия опасной, а дру­гая — безопасной. Соответственно по­зитивные корреляции могли быть объ­яснены ссылкой на представляющи­еся безопасными изображения ситу­ации, подбором испытуемых со слабы­ми тенденциями торможения агрессии и т. д.

Такого рода соображения несколь­ко проясняли путаницу в результатах. Так, Массен и Нейлор [Р.Н. Mussen, Н.К. Naylor, 1954] провели различе­ние между воображаемой агрессией (все агрессивные акты героя расска­зов) и страхом наказания (все наказа­ния, которые претерпел герой, и при­чиненный ему ущерб) и обнаружили позитивную связь между вообража­емой агрессией и случаями действи­тельной агрессии у подростков от 9 до 15 лет, находящихся в исправи­тельных заведениях. Поскольку испы­туемые происходили из низших клас­сов общества, напрашивается объяс­нение полученной положительной корреляции, характерной для этих слоев, слабой выраженностью тенденций к торможению агрессии. Наи­более тесной связь становилась в случае, когда дополнительно в каче­стве тенденции торможения агрессии учитывался страх наказания.

В исследовании Бандуры и Уолтерса [A. Bandura, R. Н. Walters, 1959] лучшим дифференцирующим показа­телем ТАТ, позволяющим развести нормальных и нуждающихся в исправ­лении подростков, оказался не страх наказания, а переживание вины. С этой же целью Мак-Кэсланд [В. W. MacCasland, 1962] провел раз­личение между показателями ТАТ, отражающими внутренние и внешние источники торможения. Именно приз­наки внутреннего, а не внешнего тор­можения характеризуют нормальных подростков в отличие от тех, кто совершил правонарушения агрессив­ного характера. В исследовании Лессера [G.S. Lesser, 1957] откровенно агрессивные действия в рассказах по ТАТ 10-13-летних подростков пози­тивно коррелировали с направленной против сверстников фактической аг­рессивностью в том случае, когда их матери поощряли агрессивное пове­дение (r=+0,41); если же матери от­вергали агрессию, корреляции были негативными (r=-0,41).

Каган [J. Kagan, 1956] разработал серию картинок ТАТ для 6-10-летних мальчиков, в которой со все нарастающей интенсивностью изобра­жались ситуации ссоры с ровесником, причем изображались именно эталон­ные (по оценкам учителей) формы поведения. При такой модификации ТАТ, полученный с его помощью пока­затель и агрессивность, проявляюща­яся в школьной жизни, коррелировали в ожидаемом направлении. Причем корреляция была тем выше, чем выраженнее была изображенная на картин­ках ТАТ агрессия. Те школьники, кото­рые, несмотря на стимулировавшие сочинение агрессивных историй кар­тинки, их все же не сочиняли, характеризовались, по мнению авторов, тен­денцией торможения агрессивности не только в повседневной жизни, но и в деятельности воображения.

Уже из этих результатов ясно, что, во-первых, категории анализа долж­ны различать содержания, относящи­еся к тенденциям влечения и избега­ния, во-вторых, необходимо тщатель­но отбирать картинки по степени их побудительного влияния и соответ­ствия эталонным формам поведения и, в-третьих, взаимосвязь вообража­емой и реально наблюдаемой агрес­сии может искажаться социальным происхождением испытуемых и соста­вом выборки.

 

Измерение мотива

Свидетельством решающего значе­ния указанных выше моментов при разработке методик измерения моти­ва может служить успешность недав­них попыток такого рода, предприня­тых Ольвеусом и Корнадтом. Ольвеус [D. Olweus, 1969; 1975] разработал опросник и проективную методику. Рассмотрим вначале его “Опросник агрессии для подростков”, состоящий из 5 отработанных с помощью фак­торного анализа субшкал: (1) вер­бальной агрессии (направлена против взрослых, когда субъект сталкивает­ся с несправедливым отношением или критикой с их стороны, например: “Когда какой-либо взрослый несправедлив ко мне, я сержусь и проте­стую”); (2) физической агрессии (на­правлена против ровесников, напри­мер: “Когда какой-нибудь мальчик меня дразнит, мне хочется задать ему хорошую трепку”); (3) импульсов аг­рессивности (например: “Я часто так сержусь, что мне хочется что-нибудь вдребезги разбить”); (4) торможения агрессии (например: “Я часто сержусь на себя за то, что плохо себя вел” или “Когда взрослые раздражаются на меня, я обычно чувствую, что был не прав”); (5) позитивного самоотчета (для контроля тенденции к социально желательным ответам, например: “В школе ребята никогда не говорят обо мне ничего плохого”).

Этот опросник примечателен тем, что отражает лишь те формы агрес­сивного поведения, которые часто встречаются и являются типичными для испытуемых намеченной возра­стной группы, прежде всего подро­стков от 12 до 16 лет, а именно вербальный протест по отношению к взрослым и физическое соперниче­ство с ровесниками. Соответственно предсказательная сила опросника проверялась именно для этих видов поведения. В двух выборках школьни­ков в каждом из классов произвольно отбирались по 4 ученика, которые оценивали своих одноклассников по тенденции выступать зачинщиками драк и протестов по отношению к взрослым, т.е. с точки зрения эталонных форм поведения, отраженных в двух первых субшкалах. Поскольку для рассматриваемой возрастной группы такое поведение не является чем-то необычным и не подвергается особо сильным санкциям, ожидалось получить достаточно тесные корреля­ции между соответствующими друг другу показателями опросника и эталонными оценками, а также невысокую прогностическую значимость по­казателя подавления агрессии. Имен­но это и было установлено для обеих выборок. Как видно из табл. 8.7, корреляция выше, когда берутся со­ответствующие друг другу прогности­ческие и эталонные показатели, тем не менее вербальная и физическая агрессии также могут взаимно пред­сказывать друг друга на значимом уровне. Объединение же обоих типов показателей дает коэффициент кор­реляции, равный 0,58, т. е. дает необычно высокий для личностных

Таблица 8.7.

Коэффициенты корреляции между различными субшкалами “Опросника агрессии для подростков” Ольвеуса и оценками наблюдаемой агрессивности для двух выборок (А, N=98; B, N=86) 12-16-летних подростков [D. Olweus, 1975, р. 38]

 


    Субшкалы опросника Оценки наблюдаемой агрессивности
  Затевают драки (1) вербально протестуют (2) (1) и (2)
  A B A B A B
1. Вербальная агрессия 0,25 0,18 0,51 0,46 0,43 0,36
2. Физическая агрессия 1+2 0,48 0,46 0,41 0,37 0,39 0,57 0,26 0,43 0,48 0,58 0,37 0,47
3. Импульсы агрессивности 1+2+3 0,16 0,40 0,02 0,28 0,10 0,45 0,08 0,36 0,15 0,48 0,06 0,36
4. Торможение агрессии -0,05 -0,12 -0,14 -0,08

 

 


 


ТЕСТОВАЯ СИТУАЦИЯ Актуализация агрессии – средняя актуализация торможения – средняя (агрессия против взрослого)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных