Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Измерение скорости звуковой волны методом сложения взаимно-перпендикулярных колебаний




ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Используя метод сложения взаимно-перпендикулярных колебаний, опытным путем определить длину звуковой волны и скорость ее распространения в воздухе.

 

ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Звуковой генератор, динамик, микрофон, оптическая скамья, усилитель, осциллограф.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Опишите осциллографический метод сложения взаимно-перпендикулярных колебаний.

2. Расскажите об устройстве электронно-лучевой трубки.

3. При каком соотношении фаз взаимно-перпендикулярных колебаний получается прямая? Получить уравнение прямой.

4. При каком соотношении фаз взаимно-перпендикулярных колебаний получается эллипс? Получить уравнение эллипса.

5. Что такое звук? Характеристики звука.

6. Дайте определение амплитуды, частоты, длины волны. Каким соотношением связаны между собой длина волны, период и скорость распространения волны?

7. Получите уравнение бегущей волны, проанализируйте его.

8. Как в данной работе измеряется скорость звуковой волны? Какие прямые измерения необходимо для этого выполнить?


ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДА ИЗМЕРЕНИЙ

Для определения длины звуковой волны используется осциллографический метод сложения колебаний от динамика и микрофона. Схема установки показана на рис. 1.

 

1 – звуковой генератор, 2 – динамик, 3 – оптическая скамья, 4 – микрофон, 5 – усилитель, 6 – осциллограф.

Источником звука является динамик. От динамика звук, распространяясь, достигает микрофона. Частоты колебаний в динамике и микрофоне одинаковые, но колебания в микрофоне отстают по фазе от колебаний в динамике. Пусть колебания в динамике происходят по гармоническому закону:

Где – мещение частиц воздуха в точке D расположения источника колебаний. – фаза колебаний в этой точке. Тогда колебания в микрофоне возбудятся позже спустя время , необходимое для того, чтобы звуковая волна прошла расстояние со скоростью . Мембрана микрофона будет колебаться с той же частотой, но с отставанием по фазе:

Таким образом, фаза колебаний на расстоянии от источника изменилась на величину

Отсюда видно, что если удалить микрофон на расстояние , равное длине волны , то фаза изменится на .

Если преобразовать механические колебания в динамике микрофоне в электрические и подать на осциллограф, то будет осуществлено сложение взаимно-перпендикулярных колебаний одинаковых частот. (см. лабораторную работу №17) При перемещении микрофона изменяется разность фаз , а следовательно, и вид траектории. При изменении разности фаз от до , траектория будет последовательно изменяться: прямая–эллипс–прямая

Значит, передвинув микрофон на расстояние , на экране осциллографа произойдет полный цикл изменений траектории. Если далее увеличивать расстояние, то через все будет повторяться. Это позволяет опытным путем измерить длину звуковой волны, а затем, используя соотношение ( – частота звуковых колебаний), найти скорость распространения звуковой волны.

 

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1.Включают установку. Микрофон располагают вплотную к динамику.

2. Включают звуковой генератор и устанавливают на нем частоту от 2500 до 4000 Гц (по заданию преподавателя).

3. Включают осциллограф и получают на экране траекторию в виде эллипса. Медленно отодвигая микрофон, получают на экране прямую. По оптической скамье измеряют это положение микрофона .

4. Перемещают микрофон дальше, фиксируя каждый раз положение микрофона , когда на экране произойдет полный цикл видоизменений траектории и будет та же прямая.

5. Измерения повторяют, двигая микрофон обратно к динамику.

6. Измерения повторяют для другой частоты звуковой волны.

7. Вычисляют ,

Среднее значение для каждой частоты.

8. По формуле вычислить скорость звука.

9. Результаты измерений занести в таблицу. Ошибку измерения скорости рассчитать методом косвенных измерений, предварительно по методу Стьюдента определив ошибки и прямых измерений. Принять относительную ошибку измерения частоты ( – цена деления генератора).

 

1. 2. 3. 4. … .                  

Итоговая таблица

 

10. Сравнить полученную скорость звука со скоростью, рассчитанной по формуле:

где – скорость звука при температуре , . Сделать вывод.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных