ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Измерение скорости звуковой волны методом сложения взаимно-перпендикулярных колебанийЦЕЛЬ РАБОТЫ Используя метод сложения взаимно-перпендикулярных колебаний, опытным путем определить длину звуковой волны и скорость ее распространения в воздухе.
ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ Звуковой генератор, динамик, микрофон, оптическая скамья, усилитель, осциллограф.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Опишите осциллографический метод сложения взаимно-перпендикулярных колебаний. 2. Расскажите об устройстве электронно-лучевой трубки. 3. При каком соотношении фаз взаимно-перпендикулярных колебаний получается прямая? Получить уравнение прямой. 4. При каком соотношении фаз взаимно-перпендикулярных колебаний получается эллипс? Получить уравнение эллипса. 5. Что такое звук? Характеристики звука. 6. Дайте определение амплитуды, частоты, длины волны. Каким соотношением связаны между собой длина волны, период и скорость распространения волны? 7. Получите уравнение бегущей волны, проанализируйте его. 8. Как в данной работе измеряется скорость звуковой волны? Какие прямые измерения необходимо для этого выполнить? ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДА ИЗМЕРЕНИЙ Для определения длины звуковой волны используется осциллографический метод сложения колебаний от динамика и микрофона. Схема установки показана на рис. 1.
1 – звуковой генератор, 2 – динамик, 3 – оптическая скамья, 4 – микрофон, 5 – усилитель, 6 – осциллограф. Источником звука является динамик. От динамика звук, распространяясь, достигает микрофона. Частоты колебаний в динамике и микрофоне одинаковые, но колебания в микрофоне отстают по фазе от колебаний в динамике. Пусть колебания в динамике происходят по гармоническому закону: Где – мещение частиц воздуха в точке D расположения источника колебаний. – фаза колебаний в этой точке. Тогда колебания в микрофоне возбудятся позже спустя время , необходимое для того, чтобы звуковая волна прошла расстояние со скоростью . Мембрана микрофона будет колебаться с той же частотой, но с отставанием по фазе: Таким образом, фаза колебаний на расстоянии от источника изменилась на величину Отсюда видно, что если удалить микрофон на расстояние , равное длине волны , то фаза изменится на . Если преобразовать механические колебания в динамике микрофоне в электрические и подать на осциллограф, то будет осуществлено сложение взаимно-перпендикулярных колебаний одинаковых частот. (см. лабораторную работу №17) При перемещении микрофона изменяется разность фаз , а следовательно, и вид траектории. При изменении разности фаз от до , траектория будет последовательно изменяться: прямая–эллипс–прямая Значит, передвинув микрофон на расстояние , на экране осциллографа произойдет полный цикл изменений траектории. Если далее увеличивать расстояние, то через все будет повторяться. Это позволяет опытным путем измерить длину звуковой волны, а затем, используя соотношение ( – частота звуковых колебаний), найти скорость распространения звуковой волны.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ 1.Включают установку. Микрофон располагают вплотную к динамику. 2. Включают звуковой генератор и устанавливают на нем частоту от 2500 до 4000 Гц (по заданию преподавателя). 3. Включают осциллограф и получают на экране траекторию в виде эллипса. Медленно отодвигая микрофон, получают на экране прямую. По оптической скамье измеряют это положение микрофона . 4. Перемещают микрофон дальше, фиксируя каждый раз положение микрофона , когда на экране произойдет полный цикл видоизменений траектории и будет та же прямая. 5. Измерения повторяют, двигая микрофон обратно к динамику. 6. Измерения повторяют для другой частоты звуковой волны. 7. Вычисляют , Среднее значение для каждой частоты. 8. По формуле вычислить скорость звука. 9. Результаты измерений занести в таблицу. Ошибку измерения скорости рассчитать методом косвенных измерений, предварительно по методу Стьюдента определив ошибки и прямых измерений. Принять относительную ошибку измерения частоты ( – цена деления генератора).
Итоговая таблица
10. Сравнить полученную скорость звука со скоростью, рассчитанной по формуле: где – скорость звука при температуре , . Сделать вывод.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|