Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Строительная часть и благоустройство города




Строительная часть г. Елисаветграда, по переходе его в военное ведомство, находилась в непосредственном заведывании, так называемаго «строительнаго комитета об устройстве г. Елисаветграда», который был учрежден на основании Высочайше утвержденнаго в 11 день января 1836 г. Положения о нем. По 6-му параграфу этого Положения Всемилостивейше назначено было, в распоряжение означеннаго комитета, из принадлежавших г. Елисаветграду сумм в вспомогательный строительный комитет, а именно: из суммы за винный откуп 75 тысяч рублей и из суммы за выдаваемыя купцам, на право торговли гильдейския свидетельства 75 тысяч рублей, а всего 150 тысяч рублей ассигнациями.

Строительный комитет состоял при городской думе под председательством председателя думы и из членов: городскаго головы и полициймейстера; при комитете также состояли инженер и городской архитектор. К обязанности строительнаго комитета относилась выдача вспомогательнаго капитала жителям, заимобразно для постройки домов. Ссуды вначале выдавались, сроком на 26 лет без платежа процентов, а затем выдача производилась на 12 лет, при чем первые пять лет без платежа процентов, а остальныя семь лет с платежом по 5% в год. Уплата погашения и процентов производились ежегодно, дворовыя же места и постройки поступали в обезпечение долга.

Кроме этого к обязанности строительнаго комитета относилось предварительно разсмотрение планов и фасадов частных построек в городе и представление означенных планов с своим заключением на утверждение высшаго местнаго военнаго начальства, каковым в то время был инспектор резервной кавалерии граф Вит, а затем заменивший его граф Никитин; затем к строительному комитету относилось наблюдение за правильным производством частных построек в городе и наконец производство совместно с городской думой городских построек и ремонтов, в том случае, если торги на отдачу их с подряда почему либо не состоялись. С переходом города Елисаветграда в гражданское ведомство строительный комитет 1862 году, по представлению губернскаго начальства и с разрешения г. Министра внутренних дел был упразднен. Находившийся же в распоряжении комитета капитал, котораго к тому времени составилось до 75 тысяч рублей серебром, был передан, согласно же распоряжению министерства в основной капитал учрежденнаго в 1865 году в Елисаветграде городскаго общественнаго банка.

Из выдающихся распоряжений и деятельности Елисаветградскаго строительнаго комитета за время его существования были:

Постройка в 1840 году под его наблюдением с подряда купеческим сыном Петром Самокишиным мясных рядов, ныне горшечных.

Постройка в 1845 году под наблюдением строительнаго комитета подрядчиком, кременчугским купцом Олинковым на Перспективной улице, через реку Ингул большаго моста на гранитных устоях.

Разбитие в 1850 году новых кварталов на предместьи Ковалевка, под застройку.

Перенос в 1850 году безпоповской молельни с Безпоповской улицы на Преображенское кладбище.

Устройство в 1850 году фонарных столбов на Перспективной, Дворцовой и Пермской улицах, всего 127 штук на сумму 1200 руб., с котораго времени город и начал освещаться фонарями, но по 1865 год освещение производилось маслом, а с этого времени керосином. В настоящее время в городе до 600 фонарей.

Сделано было в 1850 году распоряжение о воспрещении строить на столбах дома, а таковые должны были быть на каменных фундаментах и цоколях.

Объявлено было в 1850 году распоряжение начальства об отводе мест евреям под постройки исключительно в отдельных кварталах.

Постройка в 1853 году комитетом каменнаго 2-х этажнаго здания для городской христианской богадельни, на Ковалевке, в котором ныне помещается Александровский детский приют.

В том же году последовало распоряжение начальства, по г. Елисаветграду, о перемене евреями одежды и о взымании с них установленнаго сбора за ношение еврейской одежды прежняго времени.

Коробочный же с евреев сбор был учрежден в Елисаветграде в 1837 году.

Отвод в 1854 году места под постройку лютеранской церкви, в Елисаветграде, для которой было отведено часть городскаго места, состоявшаго при уездном училище. На этом месте предполагалось раньше построить дом ремесленной управы.

В 1865 году, под наблюдением строительнаго комитета подрядчиком, кременчугским купцом Членовым было построено четыре городских каменных лавки в гостинном ряду, на Перспективной улице в замен старых.

Постройка же новаго здания городских присутственных мест и помещения для пожарнаго обоза произведена особой Высочайше утвержденной строительной коммисией и по Высочайше утвержденному плану. Означенная коммисия производила также постройку штабных зданий, ныне юнкерскаго училища и состояла из председателя коммисии флигель-адъютанта, полковника Ламберта, а в последствии генерал-маиора Лауница, членов: полициймейстера подполковника Халтурина, а впоследствии маиора Иванова, ротмистра Безрадецкаго, инженера штабс-капитана Роде и архитектора Шохина, а впоследствии Верлопа. Закладка здания присутственных мест произведена оффициально в четверг, 29– го апреля, 1848 года, в 11 часов дня. Окончена же постройка их в 1850 году.

В 1855 году были устроены на каланче присутственных мест часы с боем.

Затем постройка шести корпусов московских каменных лавок, начатых в 1857 году и оконченных в 1862 году, производилась под наблюдением особой коммисии под председательством управляющаго херсонскими поселениями, генерал-лейтенанта Пистелькорса и из членов: председателя городской думы полковника Колосова, городскаго головы Н. Н. Макеева, архитектора Верлопа и депутата от купечества.

Самая же постройка произведена с подряда: одного корпуса лавок кременчугским купцом Членовым, а остальных пяти корпусов ротмистром Семеном Петровичем Потоцким. Подряд за купцом Членовым, был утвержден инспектором резервной кавалерии, графом Никитиным, а за ротмистром Потоцким председателем временнаго распорядительнаго комитета, по упразднению военных поселений графом Ламбертом. Ныне московския лавки перестроены в казармы и мужскую гимназию.

В 1860 году строительным комитетом, вследствие Высочайшаго соизволения, по докладу г. министра государственных имуществ, ходатайства губернскаго начальства, старый острог был передан безвозмездно гражданскому ведомству для пересыльных арестантов. Принял таковой исправник бобринецкаго уезда Покосовский.

В том же году, согласно Высочайшаго повеления, находившееся на Ковалевке казенное лимпачное здание, возведенное в 1841 году, по распоряжению графа Остен-Сакена для помещения в нем благороднаго собрания, передано безплатно дворянству бобринецкаго уезда для дворянскаго собрания, со взносом от дворянства в городскую кассу собственно за городскую землю, составлявшую дворовое место, оценочной суммы 235 р. Сдача означенаго здания была произведена строительным комитетом уездному предводителю дворянства Рощаховскому. Впоследствие означенное здание с местом предоставлено было дворянством Елисаветградскаго уезда земству под постройку на нем здания для елисаветградскаго земскаго реальнаго училища.

Из дел архива крепости Св. Елисаветы видно, что до перехода г. Елисаветграда в военное ведомство, а также до учреждения городской думы, стараго устройства, строительной и хозяйственной частью городскаго поселения ведало существовавшее в то время купеческое правление, так, например, указом из новороссийской губернской канцелярии от 3-го августа 1773 года, на имя коменданта крепости Св. Елисаветы Дувинга ему дается знать, что если он признает нужным сделать через р. Ингул мост, то об этом должен предписать купеческому правлению.

Со введением же в Елисаветграде новаго городоваго положения, Высочайше утвержденнаго 1870 года, строительной частью в городе и производством городских построек ведала городская управа, а в некоторых случаях избирались для этого городской думой исполнительныя коммисии. Со введением новаго городоваго положения в Елисаветграде, городским управлением построенно довольно много городских зданий, как то: три корпуса зданий с часовней и летний барак в городской больнице, казармы для всех квартирующих в городе воинских частей (Белорусскаго полка и обознаго баталиона), мужская гимназия, две пристройки к зданию женской гимназии, пристройка к зданию присутственных мест для городской управы и городскаго банка, новое здание для пожарнаго обоза, 2-х этажное здание с магазинами на Дворцовой улице, здания для помещения завадовскаго, балковскаго, 5-го городскаго и кущовскаго народных училищ, приобретено здание для быковскаго народнаго училища, построен каменный корпус торговых лавок возле Преображенской церкви, городская скотобойня, здание для трактирнаго заведения при скотопригонном дворе и самый скотопригонный двор, сделана железная решетка кругом городскаго бульвара и все павильоны и киоски на бульваре, каменное здание для ретираднаго места, на базарной площади, приобретено здание для ночлежнаго приюта, построено несколько новых зданий в городской христианской богадельне, приобретен кирпичный завод с землею при нем на Озерной балке, построено несколько возовых весов для взвешивания сена на базарной и ярмарочной площадях и заново перестроен большой мост и плотина через реку Ингул и наконец построен городской водопровод.

Мостовые

Замощение города было начато в 1842 году. Первыми были замощены последние кварталы Невской и Михайловской улиц – крупным диким камнем, а именно: Невская улица против бывших зданий городских присутственных мест, от Преображенской до Болотной улицы, а Михайловская от Болотной до реки Ингула. Замощение этих участков было произведено с подряда отставным подполковником Штральбертом и квадратная сажень мостовой обошлась по 1 р. 24 к. серебром.

Затем в 1845 году последовало Высочайшее повеление, «за не имением в Елисаветграде булыжника устраивать на будущее время не мостовыя, а шоссе.»

В 1846 году на устройство шоссе на Перспективной и Пермской улицах, а также по трактам: Кременчугскому, Одесскому и Николаевскому было ассигновано 23707 руб., а обошлось 27936 руб. Щебень для шоссе в то время обходился по 12 руб. за кубическую сажень. Первое шоссе было сделано на Перспективной улице, которое было совершенно закончено осенью 1847 года. Затем на устройство шоссе во 2-й части города, как то: на Ивановской, Ингульской, Миргородской, а также на поперечных улицах: Успенской, Московской, Донской, Дворцовой и Петровской в 1847 году было ассигновано всего на замощение города с прежними 75941 руб., с отпуском означенной суммы и производством работ втечении пяти лет; при этом предполагалось всю дождевую воду со степи, со стороны ярмарочной площади, отвести от города поперечным замощенным каналом, через который сделать семь мостов для въезда на улицы, идущия с ярмарочной площади. Шоссе же вначале предполагалось делать без лотоков и с тротуарами. Впоследствие же отвод дождевой воды от города почему то не состоялся, а взамен этого были сделаны на всех шоссерованных улицах полулотоки, замощенные крупным камнем. Шоссерование вышеозначенных улиц было окончено в 1853 году и производилось под непосредственным заведыванием городскаго головы П. Е. Сахарова, который заканчивал эту работу и по окончании срока своей службы, за что был по представлению графа Никитина Всемилостивейше пожалован золотой медалью для ношения на шее, на Анненской ленте.

Ассигнование необходимых сумм на устройство шоссе в городе во время состояния Елисаветграда в военном ведомстве производилось каждый раз с Высочайшаго соизволения и относилось на капитал, принадлежавший гор. Елисаветграду за винный откуп и выдаваемыя купцам свидетельства на право торговли в городе, хранившийся в государственном банке в С.– Петербурге.

В 1855 году была замощена часть базарной площади, возле харчевой галлереи, всего на сумму 1363 руб., в 1858 же году еще одна часть базарной площади, с другой стороны харчевой галлереи на сумму, собранную с торговцев на этот предмет, всего на 2288 руб. В 1863 году было сделано шоссе на Преображенской улице, начиная от Ивановской до Александровской улицы, обошлось в 1500 руб. и сделано с подряда купцом Рейсером.

Ремонт же шоссерованных улиц прежде производился более тщательный, так как на ремонт их отпускалось в 1850 и 1860 годах по 4000 рублей в год. В 1869 году была замощена крупным диким камнем дорога к вокзалу ж. д.. начиная от Петровской улицы, так как в том же году открылось уже сообщение г. Елисаветграда с Одессой по железной дороге. Означенная мостовая была сделана с подряда купцом Г. Л. Когоном и обошлась 8640 рублей.

Со введением в 1871 году в Елисаветграде новаго городоваго положения, Высочайше утвержденнаго 1870 года замощение города производилось вначале на городской запасный капитал, а затем исключительно на сверхсметные прибыли городскаго банка, так как других свободных денежных источников городское управление на этот предмет не имело, при чем самое замощение производилось хозяйственным распоряжением городской управы, под непосредственным наблюдением члена управы и городскаго архитектора, мощение же производилось диким камнем, по возможности твердой породы, получаемым из городских каменоломень. Мостовая обыкновенно делалась шириной от 4 до 5 сажень, а по бокам улиц тротуары такие же, шириной от 1,5 до 3 аршин.

Считая улицы в алфавитном порядке, оказывается что в этот период времени, т. е. с 1871 года по 1897 год замощены нижеследующия улицы, а именно:

Александровская улица, от ярмарочной плошади до р. Ингула, в 1880 и 1881 годах и обошлась в 10512 р.

Архангельская улица, в 1885 году стоит 7381 р.

Безпоповская улица, в 1873 году и часть перемощена в 1886 году, всего стоит 2669 руб.

Болотенная улица, до Михайловской в 1873 году, стоит 1634 р. Перемощена в 1889 году на 235 руб. 50 коп.

Бульварная (часть) и Киевская улицы, в 1882 и 1883 годах, при чем конец Киевской улицы, составляющей спуск возле бывшаго дома Капцурова в 1885 году, всего стоимостью вместе 2880 р. 60 к. Перемощены в 1891 году на 701 руб.

Большая Быковская улица, первый квартал замощен в 1874 году, а остальные кварталы в 1880 и 1881 годах, при чем спуск между верхней и нижне-Быковскими улицами замощен в 1885 году, а всего стоимостью 3488 руб. 50 коп. Перемощен первый квартал в 1889 году, всего на 477 руб.

Васильевский и Банный переулки с площадью и с устройством лотока от Ивановской улицы через площадь и в переулке между банями в 1874 году всего на сумму 943 руб. 65 коп., при чем Васильевский переулок перемощен в 1889 году на сумму347 руб.

Вокзальная улица, в 1881, 1882 и 1883 годах всего обошлась 7395 руб. 34 коп.

Выгонная и Грязная улицы, а именно от Вокзальной до товарной станции х. н. ж. д. и лоток по Грязной улице в 1883 году, а также промежуток между Костельной и Вокзальной улицами, всего на сумму 2096 руб.

Верхне-Донская улица, замощен один квартал с тротуарами, между Невской и Александровской улицами в 1-й части, в 1887 году, обошелся 1328 руб. 70 коп. Перемощен в 1895 году один квартал от Перспективной до Невской гранитными осколками с гранитными бурдюрами на сумму до 1500 руб.

Нижне-Донская улица, во 2-й части замощена в 1881 году, обошлась 3711 руб. 60 коп. Перемощен первый квартал в 1890 году на сумму 258 руб.

Дворцовая улица, (она же Донская), в 1878 и 1879 годах, снято шоссе и замощена камнем, что обошлось 3999 руб. 60 коп., тротуары же на Дворцовой улице были замощены еще в 1874, 1875 и 1876 годах, с одной стороны обыкновенным диким камнем, на сумму 434 руб., с другой стороны, на которой большее движение публики гранитными плитами, что обошлось 3840 руб. Дворцовая улица была перемощена в 1888 году, на что израсходавано 966 руб.

Знаменская улица, на Быковой, замощен первый квартал в 1872 году, обошелся 642 р. 60 к. и второй квартал в 1891 году, стоимостью 621 руб. 40 коп.

Ингульская улица, замощен в 1879 году тротуар от Дворцовой до мужской гимназии, обошелся 133 руб.

Ивановская улица, замощен в 1886 году один квартал от Банной площади до Успенской улицы, отборным крупным камнем на сумму 741 р. 50 к.

Крепостной переулок, на Пермских, замощен в 1887 году обошелся 1448 руб.

Колодезная улица, на Балке. Спуск к колодцу, из котораго жители города берут воду замощен в 1872 году, а другая часть улицы, по другую сторону балки в 1886 и 1887 годах, всего на сумму 2091 руб. Часть перемощена 1890 году на 63 руб.

Кавалерийская улица, (часть к Эльворти) в 1891 году на 582 руб.

Михайловская улица, замощена в 1882 году, начиная от стараго тюремнаго замка до Алексеевской улицы всего обошлась 7655 руб.

Московская улица, замощены один квартал от Театральной улицы до Кавалерийской в 1880 году, затем от последней до Вокзальной в 1884 году и один квартал в 1-й части города, от Невской до Александровской в 1887 году, всего стоимостью все кварталы 6338 руб. 50 коп. В 1895 г. первый квартал от Перспективной до Ивановской улицы вместо шоссе перемощен гранитными осколками с гранитными бурдюрами, что обошлось 1646 руб. 40 коп.

Невская улица, (без устройства тротуаров) замощена в 1876 году, обошлась в 4393 руб.

Островская улица, замощена в 1874 году и затем вновь перемощена с поднятием мостовой в 1882 году, всего обошлась с перемощением 3459 рублей.

Перспективная улица, замощена взамен бывшаго шоссе камнем в 1872 и 1873 годах, при чем в 1873 и 1874 году на ней устроены были по обеим сторонам плитные гранитные тротуары, устройство которых городу обошлось 9096 руб. Замощение же самой улицы стоит 11182 руб. 40 коп. Наконец в 1882 году Перспективная улица была вновь перемощена с изменением ея профиля с выпуклаго на вогнутый, камень же на перемощение был употреблен тот же самый. Означенное перемощение обошлось в 4612 руб. 56 коп. В том же году по бордюру мостовой с тротуаром на ней были поставлены за счет домовладельцев гранитныя тумбы.

Покровская улица, замощена от Невской до Карабинерной в 1880 году, а последние два квартала от Карабинерной в 1888 году, при чем обошлась вся улица с тротуарами 5436 руб.

Преображенская улица, замощена между Ингульской и Ивановской, во 2-й части города, в 1874 году, а в 1-й части между Александровской и Карабинерной в 1881 году и кроме того на квартале между Перспективной и Ивановской, во 2-й части, в 1885 году, старое шоссе было снято и замощено также камнем. Все замощение означенных кварталов Преображенской улицы обошлось 4751 р. Наконец в 1893 году на двух кварталах между Перспективной и Александровской ул., в 1-й части, на Преображенской улице было снято старое шоссе и сделана улучшенным способом мостовая из отборных гранитных осколков, стоимостью 2694 рубля.

Петровская улица, замощен лишь один квартал между Михайловской и Архангельской улицами в 1882 году, замощение котораго обошлось в 794 руб. В 1894 году на ней, начиная от Перспективной улицы, до мостика у гауптвахты взамен шоссе устроена мостовая из отборных гранитных осколков, с гранитными бурдюрами, стоимостью 5141 р. 72 коп.

Пермская улица, замощена взамен бывшаго шоссе от базарной площади до Крепостнаго переулка в 1889 году, на сумму 986 руб.

Театральный переулок, замощен в 1873 году и обошелся в 1322 р. Перемощен в 1889 году на 404 р,

Успенская улица, устроен лишь в 1876 году плитный тротуар возле ограды Успенскаго собора, стоимостью 140 руб., при чем часть плит была предоставлена городу из соборной ограды, положенных внутри потому же направлению.

Чигиринская улица, замощен один квартал в 1886 году, обошелся 1121 руб. Что же касается базарной площади, то кроме участков, замощенных в 1850 годах, остальная часть ея по обе стороны р. Ингула замощена в период с 1871 по 1878 год, на что и израсходовано 12160 руб. Кроме этого в 1881 году замощены участки базарной площади: возле горшечных лавок, при вновь выстроенном корпусе каменных лавок, около Преображенской церкви и от Преображенской улицы, возле односкатных каменных лавок до харчевой галлереи, всего на сумму 2202 руб. Затем замощены еще нижеследующия дороги:

Дорога в городскую больницу, от Перспективной улицы до больничнаго сада в 1886 году, обошлась 1242 р.

Часть дороги в военные лагери (бараки) под железнодорожную арку в 1880 году, обошлась 1796 руб. и перемощена в 1896 году на 361 руб. 20 коп.

Дорога к вокзалу ж. д. перемощена в 1888 году от моста, около гауптвахты до дома Тарнавских и от Бульварной улицы до вокзала, отборным крупным камнем, при чем профиль дороги на последнем участке вместо выпуклой поверхности сделана вогнутой для отвода дождевой воды и более удобной езды по ней. Означенное перемощение все вместе обошлось 3590 руб.

Кроме этого замощены следующие подъезды и участки:

Подъезд к окружному суду замощен в 1887 году с обнесением его деревянными тумбами обошелся 331 р.

Подъезд к реке Ингулу (возле моста на базаре) замощен в 1887 году для облегчения пожарной команде набирать воду в реке Ингуле во время пожаров обошелся 566 руб.

Подъезд возле моста у Альгамбры замощен в 1887 году, на сумму 136 руб.

Подъезд у здания бывшей военной прогимназии замощен в 1888 году, израсходовано 28 руб.

Стоянка биржевых извозщиков, между присутственными местами и городским бульваром замощена в 1878 году стоит 123 руб.

Площадка сзади второго корпуса камменных лавок по Перспективной улице замощена в 1891 году, стоит 622 руб.

Площадка возле горшечнаго ряда на базаре замощена в 1891 году, стоит 266 руб.

Площадка возле мучнаго ряда на базаре замощена в 1889 году, стоит 152 руб.

Наконец замощены лотоки кругом воинских казарм на 185 руб. и подъезды к общественным колодцам на 106 руб., а также в 1896 году устроен тротуар с гранитным бордюром от большаго моста до Б.-Быковской по Перспективной улице, который обошелся 353 р. 50 к.

Всего со времени введения в г. Елисаветграде новаго городоваго положения по 1897 год замощено 57022 кв. саж. на сумму 158503 руб. Одна кв. сажень мостовой обошлась, смотря по местности от 2 руб. 40 коп. до 3 руб. 50 коп., а гранитными осколками от 5 руб. до 6 руб. за кв. сажень.

Состояние в настоящее время шоссерованных улиц и мостовых в городе крайне не удовлетворительно, так как шоссе, будучи устроено более сорока лет тому назад пришло в совершенную негодность и не поддается ежегодному ремонту, а мостовыя также не выдерживают срока, при нынешней дешевой системе мощения и многия из них уже требуют капитальнаго ремонта, не говоря уже о том, что наши мостовыя далеко уступают по качеству мостовым например городов Николаева и Херсона.

Неоднократные ходатайства бывшаго городскаго управления перед министерством о разрешении взымать в пользу города на устройство улучшенной системы подъездных путей и мостовых, идущих к станции жел. дор., известнаго сбора с грузов, отправляемых из Елисаветграда по железным дорогам, не увенчались успехом, в настоящее время городским управлением вновь возобновлено перед Правительством ходатайство о разрешении в пользу города сбора с грузов, отправляемых из Елисаветграда и привозимых в него по железным дорогам.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных