Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Список учебных заведений, существовавших в г. Елисаветграде в 1861 году.




При переходе г. Елисаветграда в 1861 году из военнаго в гражданское ведомство в нем кроме приходскаго, уездного и духовнаго училищ находились: офицерское кавалерийское училище, частный мужской пансион Гумберта, частное мужское училище Шрейтеля, 2 женских пансиона, 3 женских школы, городское женское училище для детей беднаго сословия, 2 безплатныя мужския воскресныя школы, при офицерском ковалерийском и уездном училищах, казенное еврейское 1-го разряда, первостепенная еврейская талмуд-тора, 20 второстепенных и первоначальных еврейских хедеров мужских и женских.

Елисаветградское уездное училище, вместе с приходским открыто было вначале настоящаго столетия. В 1858 г. введено было в училище преподавание францускаго и немецкаго языков. При училище находилась библиотека, имеющая 1127 томов, 62 эстампа, 20 чертежей, 54 географических карт, 2 глобуса, 4 физико-математических инструмента, 133 таблицы для взаимнаго обучения. В 1879 году уездное училище было преобразовано в прогимназию. В духовном училище программа и метод преподавания одни и те же, как везде у нас, во всех духовных училищах. Здесь приготовляются будущие служители церкви и блюстители народной нравственности, на улучшение которой духовенство должно иметь огромное влияние. Духовное училище существует по настоящее время, недавно отпраздновало 75-летие своего существования. Оно основано было настоятелем елисаветградскаго Успенскаго собора, протоиереем Павловским. Помещается в собственном каменном 2-х этажном доме, при нем домовая церковь.

В офицерском кавалерийском училище, открытом в начале 1859 года, преподавались: тактика, артиллерия, фортификация, верховая езда, ветеринарное исскусство, ковка, фехтование, вольтижирование и гимнастика. Назначение училища было распространят между офицерами кавалерии необходимыя для них сведения; курс продолжался 2 года.

Означенное училище в 1865 г. преобразовано было в юнкерское кавалерийское училище.

Мужской пансион Гумберта, на степени прогимназии открыт в 1860 году. Г. Гумберт по правилам и сведениям своим заслуживал в городе полное уважение и доверие, как опытный и добросовестный педагог. Пансион г. Гумберта существовал около десяти лет.

Частное мужское училище Шрейтеля на степени уезднаго училища открыто было в 1859 году. В настоящее время не существует.

Женский пансион г. Титаренковой существовал с двадцатых годов в заведывании означенной содержательницы он поступил в 1850 году.

Пансион г-жи Фортвенглер существовал с 1855 года. В этих заведениях воспитанницам преподавались наука и рукоделья, необходимыя в домашнем быту для хозяйки, а также музыка и языки, но по недостатку преподавателей, последние два предмета не вполне удовлетворительно.

С открытием в конце 1860 годов женскаго пансиона г-жи Хрущовой, пансионы Титаренковой и Фортвенглер, в скором времени закрылись, как равно, в свою очередь, с учреждением в Елисаветграде общественной женской гимназии закрылся и пансион Хрущовой. Из числа частных женских учебных заведений в последствии открыта частная гимназия г-жи Кодьевой, которая существовала довольно долго.

В женских одноклассных школах и в городском двухклассном девичьем училище получали первоначальное воспитание дочери мещан, в последнее принимались преимущественно дети бедных родителей.

В двух безплатных мужских воскресных школах, открытых в 1860 и 1861 годах, посещаемых детьми ремесленников и цеховых преподавались: чтение, письмо, Закон Божий, арифметика и выкладывание на счетах. Преподаватели в них были офицеры кавалерийскаго училища, учителя уезднаго, а законоучители, по назначению благочиннаго. В настоящее время смешанная воскресная школа для взрослых существует при 5-м городском народном училище, в ней преподают учителя городских народных училищ и посторонния лица, а законоучителями состоят местные священники.

Казенное еврейское училище 1-го разряда открыто в 1851 году и состояло из двух классов. В нем преподавались: Закон Божий (талмуд), русский, немецкий и еврейский языки и арифметика. В настоящее время в г. Елисаветграде открыто еще другое казенное еврейское училище.

Первостепенная талмуд-тора открыта в сеятябре 1858 года, имела 2 класса, в которых преподавались те же предметы, как и в казенном еврейском училище, но кроме того при талмуд-торе открыт был приготовительный класс для детей от 4 до 6 лет. В память 25-ти-летия царствования Императора Александра II при талмуд-торе в 1880 году открыты были ремесленныя отделения.

В хедерах обращалось внимание на буквальное изучение талмуда. В второстепенных хедерах обучались кроме того русскому языку и арифметике.

В вышеозначенных заведениях находилось в то время учащих и учащихся:

В офицерском кавалерийском училище 7 учащих, 67 учащ.

В уездном и приходском училище 10 учащих, 138 учащ.

В пансионе Гумберта 4 учащих, 16 учащ.

В мужском училище Шрейтеля 2 учащих, 14 учащ.

В пансионе г-жи Титаренковой 7 учащих, 44 учащ.

В пансионе г-жи Фортвенглер 4 учащих, 32 учащ.

В городском двухклассном училище, открытом в 1860 году (начальница г-жа Ивановская) 3 учащих, 12 учащ.

В школе г-жи Владимировой (открытой в 1847 году) 2 учащих, 38 учащ.

В школе г-жи Рогге (открытой в 1859 году) 2 учащих, 17 учащ.

В мужских безплатных воскресных школах 2 учащих, 50 учащ.

В казенном еврейском училище 3 учащих, 58 учащ.

В талмуд-торе 3 учащих, 105 учащ.

В первоначальных хедерах 21 учащих, 281 учащ.

Со введением в 1871 году в г. Елисаветграде новаго городоваго положения Высочайше утвержденнаго 16-го июня 1870 года, городским управлением постепенно было открыто 6 городских народных училищ, в которых в настоящее время до 26 учащих и до 1200 учащихся. При 5-м городском народном училище, на Успенской улице устроены ремесленныя отделения: слесарное и столярное, а также швейная мастерская.

Городское народное училище в предместьи города Завадовки открыто в 1889 году в память посещения гор. Елисаветграда в 1888 году в Бозе почившем Государем Императором Александром III и всей Царской Семьей. Кущовское же городское народное училище именуется училищем графа Коцебу в память управления им Новороссийским краем и 50 летняго юбилея его служебной деятельности.

Кроме этого на Ковалевке 15-го октября 1867 г. открыто было по инициативе жены маиора А. М. Резановой, жены полковника А. И. Некрасовой и преподавателя елисаветградскаго офицерского кавалерийского училища Н. Ф. Федоровскаго в память избавления драгоценной жизни Государя Императора Александра II от опасностей 4-го апреля 1866 года и 25 мая 1867 г. безплатное ремесленно-грамотное училище, которое в настоящее время состоит в заведывании елисаветградскаго общества распространения ремесл и грамотности и под непосредственным наблюдением попечителя и попечительницы. В настоящее время в елисаветградском ремеслено-грамотном училище учащихся до 180, а учащих 12.

Приказ,отданный по Елисаветградскому кавалерийскому юнкерскому училищу 25 сентября 1865 года № 1.

Завтрашнего числа, в 11 часов утра, по случаю открытия училища имеет быть молебствие, для чего гг. офицерам, преподавателям и прибывшим юнкерам, собраться в здании училища к 10 часам утра, форма одежды назначается: для гг. офицеров полная парадная, для юнкеров в мундирах без оружия.

После молебствия юнкера остаются в училище в полном его распоряжении, подчиняясь во всем установленным правилам, которыя прочесть в тот же день в каждом взводе, дабы неведением этих правил никто не мог отговариваться.

Начальник училища,

майор Руссо.

Примечание: Елисаветградское офицерское кавалерийское училище, взамен котораго учреждено елисаветградское юнкерское кавалерийское училище, согласно приказа военнаго министра, от 6 августа, 1866 года и положения военнаго совета, было слито с учебным кавалерийским эскадроном в одно учреждение, которому сохранено наименование учебнаго кавалерийскаго эскадрона, с расположением его в селищенских казармах, Новгородской губернии.

Елисаветградское земское реальное училище. В шестидесятых годах в елисаветградском уездном земстве возникла мысль об учреждении в своем районе среднеучебнаго заведения. Это было то время, когда в России мало-по-малу созревал вопрос о так называемом «реальном образовании», и к типу, издавна сложившемуся, классической гимназии прибавлялся новый вид среднеобразовательной школы, которой сначала дали название «реальной гимназии», а затем «реальнаго училища». Система классическаго образования, покоившаяся главным образом на древних языках, с особенным развитием ея в бытность министром народнаго просвещения гр. Д. А. Толстого, не удовлетворяла в полной мере русское общество тем более, что по своей программе она не всегда оказывалась под силу учащимся. С другой стороны *) широко развивавшаяся наука естествоведения, совершающая поразительныя завоевания по настоящее время, вместе с приложением ея к практической жизни, требовала учреждения новых, более соответствующих делу, училищ. Выполнить эти требования жизни и предназначалась среднеобразовательная реальная школа, в программу которой вносились новые, сравнительно с клас. гимназиями, предметы, каковы: естественная история, химия, механика, начертательная геометрия, черчение и рисование, ставшие здесь в основу ученаго курса.

С точки зрения педагогической теории, насколько она касается вопроса общаго образования реальныя училища, однако, не могли выполнить всей задачи воспитания, целью котораго ставится общее гармоническое, но не частное и практическое чисто развитие детскаго и юношескаго духа. Учебныя заведения этого рода волей-неволей, должны были играть роль чисто служебную: они сходили таким образом на степень училищ, вырабатывающих только практические навыки и доставляющих своим питомцам возможность с небольшими научными знаниями ориентироваться в несложных вопросах элементарной техники. Учреждение при реальных училищах отделений коммерческих, механических и химических с двухлетним лишь для каждаго их них курсом, служит наилучшим подтверждением нашей мысли. В доказательство того-же можно привести и то, что с течением времени такие предметы, как химия, механика и начертательная геометрия были изъяты из программы реальных училищ, с увеличением на счет их уроков по Закону Божию, словесности, географии с обязательным изучением обоих новых языков. Таким образом съужена была программа наук наблюдательных и расширен курс предметов гуманитарных.

Но на первых порах общество с большим сочувствием встретило появление новаго типа средне-учебной школы и в том виде, в каком он зародился.

Открывшияся реальныя училища быстро наполнялись учащимися, между которыми не мало было перешедших из классичесских гимназий. Родители одних помещали сюда своих детей в видах дать им впоследствие сцециальное высшее техническое образование, другие потому лишь, что здесь будто бы «легче учиться».

До 1870 года Елисаветград оставался без средняго мужскаго учебнаго заведения; существовавшия здесь до этого времени уездное училище, духовное и военная прогимназия, как учебныя заведения низшаго разряда, а последния два преследующия свои специальныя цели не удовлетворяли потребностей общества довольно значительнаго по населению города и его громаднаго уезда. Правительство тем неменее не находило возможности открыть в Елисаветграде какое либо среднеучебное заведение, может быть в виду близости таковых училищ в Одессе, Николаеве, Кременчуге и проч. Уездное земство первое подняло вопрос об учреждении в своем главном городе средняго учебнаго заведения и остановилось в этом случае на реальном училище. Исходя из той точки зрения, что работы земства о народном образовании не должны ограничиваться сферой только низших народных школ, оно полагало, что с учреждением средняго училища в его уезде появится разсадник просвещения, который даст земству с течением времени образованных и полезных ему же самому деятелей, преимущественно в сельско-хозяйственной и технической областях. Вместе с этим оно имело в виду получить из того же училища достаточно подготовленных учителей для своих народных школ, главным образом из крестьянских детей, коль скоро они по каким-либо причинам не будут продолжать своего образования в высших учебных заведениях. Г. Елисаветград оказал земству помощь, и училище в 1870 г. начало свою жизнь под именем «земскаго высшаго реальнаго училища» с ежегодным ассигнованием на содержание его определенной суммы, к которой прибавлялась субсидия от города и сбор за право учения. К этим средствам впоследствии прибавились другие источники прихода, как-то ассигновка херс. губернскаго земства, проценты с запаснаго капитала училища и др. Для указания на средства училища приведем цифры из последняго (за 1896 г.) отчета, в котором общий приход выражен в сумме свыше 57700, при расходовании которых получился остаток около 11 тысяч руб. )

Но название «высшее» несколько странно звучащее при имени средне-учебнаго заведения, конечно, не соединяло с собой никаких отличительных особенностей для своей характеристики, и могло быть понимаемо разве в отношении к низшим земским школам, в оффициальном же порядке оно, как частное, именовалось просто училищем 1-го разряда, без добавления слова «реальное»; и по общему положению не пользовалось правами правительственных училищ ни для учащихся, ни для учащих. Находясь в ведении земства, оно подчинялось попечителю одесскаго учеб. округа и ближайшим образом дирекции училищ херсонской губернии.*)

Тем не менее оно все-же было реальным с немалыми, однако, отличиями от казенных училищ. Оно состояло из 7 нормальных классов с приготовительным, который одно время делился на два: старший и младший. Сверх того училище различалось, хотя и в незначительной мере, и по учебной программе, имея более широкие курсы по естественной истории и русскому языку и менее развитую программу по рисованию. Оканчивающие в нем курс учения молодые люди с успехом выдерживали экзамен в качестве экстернов в правительственных училищах и затем поступали в высшия учебныя заведения; некоторых из них мы видим теперь в составе местнаго земскаго собрания.

Училище открыто было в частном доме (ныне д. г-жи Соколовой-Бородкиной на углу Дворцовой ул.) в составе трех первых класов. Не установливая по началу предельных для поступающих в него лет, училище принимало учащихся в один и тот же класс самых различных возрастов, вследствие чего первый прием в него составился более чем из полутораста детей, так что в скором времени потребовалось открытие параллельных классов. Очевидно было, что в училище общество нашло полное удовлетворение потребностей для воспитания детей и само учебное заведение стало на твердую почву. Земство с своей стороны прилагало самыя тщательныя заботы для улучшения училища во всех отношениях и смотрело на него, как на один из важнейших предметов, входящих в круг его ведения и хозяйства. Ближайшее заведывание училищем принадлежало правлению, избираемому в составе четырех лиц с председателем во главе из земских гласных на три года, к которым присоединился представитель от г. Елисаветграда и кроме того директор училища с своим помощником. Членам правления училища первых лет его жизни, а равным образом земским гласным принадлежат главные труды по общей организации училища. Имена гласных Н. А. Бракера, Н. А. Бошняка, А. А. Дикова, П. А. Зеленаго (из коих некоторые были и председателями правления) и др. история училища, в особенности в первый период его жизни, должна считать как имена важнейших ея деятелей.

Не более трех лет училище оставалось в наемном доме, затем оно переведено было в собственное уезднаго земства помещение в той части города, которая носит название Ковалевки. Здание училища состоит из двух с половиною этажей и заключает в себе 35 комнат. Оно окружено большим садом, «среди котораго имеется большое открытое место, вполне удобное для игр учеников в свободное от занятий время, тут же находятся: метеорологическая обсерватория, снаряды для гимнастики, кегли, гимнастическая зала со всеми необходимыми и соответствующими цели гимнастическими снарядами, а также и прочия службы». (Отчет за 1896 г.).

Земство, как было замечено выше, смотрело на свое училище не только как на школу, в которой дети могли бы получать образование по известной программе, но и как на центр, оказывающий просветительное влияние на местноенаселение. С этою целью при училище постепенно открывались с надлежащаго разрешения такия, имеющия воспитательно-образовательное, и научное значение, учреждения, как вечерние классы художественнаго и техническаго рисования, безплатныя народныя религиозно– нравственныя чтения по воскресным и праздничным дням, метеорологическая станция, богато обставленная в настоящее время предметами специальной науки и наконец небольшой интернат для крестьянских детей, получавших от училища безплатное содержание и воспитание. К слову заметим, что для учеников старших классов (необязательно) был открыт курс законоведения, который читал в послеобеденное время председатель местнаго окружнаго суда В. К. Анастасьев.

Рисовальнные классы, народныя чтения и метеорологическая станция продолжают свое развитие и по настоящее время. Сделаем небольшое отступление от хронологической передачи важнейших явлений из жизни училища и ознакомим читателя с состоянием названных учреждений; при этом мы воспользуемся отчетами последних трех лет (1894-96). «Занятия в вечерних рисовальных классах происходят в течении учебнаго года ежедневно, кроме праздничных и подпраздничных дней. Классы разделяются главным образом на рисовальные (между 5 и 8 час. вечера) и на чертежные (от 8 до 10 час.) Со второй половины 1894 г. окончательно сформирован и устроен класс лепки орнаментов из глины и воска. К концу 1896 г. классы заключали в себе 2134 предмета, стоимостью свыше 6500 р.; всех учащихся было в этом году сто одинадцать человек, между которыми были учащиеся в местных учебных заведениях, ремесленники и любители.» В утренние же часы, когда преподаватели-руководители были свободны, происходили занятия любителей живописью масляными красками и акварелью. Плодом таких занятий остался в училище находящийся в актовом зале стенной портрет Государя Императора Александра III, исполненный г-жею Коссовской.

Безплатныя народныя чтения, получившия в последнее время более широкое развитие, благодаря содействию теперешняго председателя правления Я. Е. Эрдели и директора училища И. Ф. Бучинскаго, и включающия в свою программу не только духовное и светское научно– литературное содержание, ведутся под наблюдением местнаго отделения херсонскаго епархиальнаго училищнаго совета. Ближайшее руководство делом находится в руках особаго распорядительнаго комитета под председательством почетнаго попечителя училища.

Чтения происходят в утвержденном правительством порядке в праздничные дни с 1 часа дня и почти все сопровождаются теневыми картинами с участием хора, а по временам и оркестра музыки. При аудитории имеется не большой книжный склад и библиотека для выдачи книг на дом. В 1895 году продано было книг из склада в количестве 2360 экземпляров. По выписке книг коммисия народных чтений вела свои сношения главным образом с книжным складом одесскаго славянскаго благотворительнаго общества, а также получала для безплатной раздачи слушателям известные троицкие листки. В выборе же чтений коммисия руководствовалась каталогом, утвержденном министерством народнаго просвещения. Число слушателей колебалось до чрезвычайности даже в одном и том же году: от семидесяти до тысячи семидесяти, каковое число пришлось на 5 марта 1895 г. в день чтения «0 Петре Великом». Лекторами были преимущественно преподаватели реальнаго училища, а также женской гимназии и духовнаго училища.

Метеорологическая станция при училище производит наблюдения согласно инструкции Императорской академии наук данной русским станциям 2-го разряда; кроме того она наблюдает: 1) над периодическими явлениями из жизни животных и растений, 2) над относительным направлением солнечных лучей и числом часов солнечнаго освещения, 3) над температурою почвы целинной и чернаго пара, 4) над влажностью почвы, 5) над грозами и перистыми облаками. «Из важнейших трудов станции должно назвать: изготовление большой графической карты влажности почвы для московской сельско-хозяйственной выставки 1895 г.», а также исполненную заведующим станцией Г. Я. Близниным «обработку данных по наблюдениям над влажностью почвы за 5 лет (1889-93 гг.)». Монография эта напечатана в «Трудах метеорологической сети юго-запада России», Составленную тем же автором записку, в которой разсмотрено отношение телеграфных предупреждений С.-Петербургской главной физической обсерватории об ожидаемой погоде к погоде, действительно затем наступившей. Кроме того большая часть данных, добытых наблюдениями печаталась в особых ежемесячных таблицах вместе с кратким обзором погоды и таблицею распределения осадков в уезде за каждый месяц. Не зависимо от печатания названных таблиц, станция немедленно по окончании каждаго месяца сообщает важнейшия из наблюденных данных в метеорологическую обсерваторию новороссийскаго университета, в редакцию «Метеорологическаго Вестника», в Императорское русское географическое общество и в С.-Петербургскую главную физическую обсерваторию. С последнею станция находится в постоянных сношениях по телеграфу. Полученныя от обсерватории сообщения об ожидаемой погоде станция распространяет среди местнаго населения посредством разсылки афиш в разные пункты Елисаветграда. Ежедневно станция сообщает свои краткие бюллетени в сельско– хозяйственный стол уездной земской управы и в редакцию «Ведомостей Елисаветградскаго Городскаго Общественнаго Управления». Станция имеет свою специальную библиотеку в 645 названий ценностью в 2257 руб. и снарядов на сумму свыше 1670 руб.

В наблюдениях, производимых станцией, принимают участие под руководством заведующаго ученики двух последних классов училища.

Мы привели краткия сведения о ходе дел тех учреждений при елисаветградском реальном училище, которыя, не составляя необходимой принадлежности каждаго средне– учебнаго заведения, свидетельствуют именно о том, что названное училище, по инициативе земства, помимо, своих прямых обязанностей, преследовало цели служит, по мере сил, распространению просвещения среди населения своей местности. Все эти учреждения, как было сказано раньше, зародились давно, почти с момента основания самаго училища. Успешное ведение дела в названных учреждениях засвидетельствовано сочувствием и материальной поддержкой его херсонскаго губернскаго земства и пожертвованиями частных лиц (Н. В. Рябковой). *) И в этих учреждениях училище имеет основание считать свою особенность и свою заслугу перед обществом.

Училищный интернат, о котором было сказано раньше, не дожил до настоящаго времени. Он был закрыт пять лет тому назад. Земство нашло более целесообразным содержать своих стипендиатов в других, более специальных по программам учебных заведениях (напр. херсонск. сельско-хозяйственное учил. и др.).

Под именем частнаго училища 1-го разряда елисаветградское земское училище просуществовало до 1882 года. За весь этот период оно не пользовалось правами, принадлежащими правительственным учебным заведениям этого типа. Ученики елисаветградскаго училища с аттестатами в руках не могли являться к конкурсным экзаменам для поступления в какое либо высшее учебное заведение, равным образом они не получали соответствующих образованию льгот по отбыванию воинской повинности.

На служащих же в этом училище не простирались привиллегии и права учебной, и вообще гражданской службы. В виду этих обстоятельств ученикам,*) по окончании ими курса, земство выдавало деньги на поездку для держания экзамена в качестве экстернов при правительственных реальных училищах, а преподавателям назначало высшие оклады жалованья сравнительно с окладами в казенных средних учебных заведениях. Все это, конечно, не могло не отзываться отрицательным образом на училище. Ученики старших классов начинали чувствовать понятныя каждому не удобства предстоявшаго им экзамена в чужом училище, а преподаватели в своей службе не видели желательной прочности и нередко переходили на службу в казенныя заведения. Земство сознавало всю трудность положения своего училища и вскоре после его основания начало свои ходатайства о предоставлении ему прав правительственных реальных училищ в полной их мере. Начинается длинный ряд хлопот в различных ведомствах с командировками депутатов от земства в Петербург, рядом с этим производятся разнообразныя видоизменения программ учебных предметов. Возникает даже мысль о введении бифуркационной системы в соединении курса классической гимназии с курсом реальных училищ. Долгое время ходатайства земства не имели желаемаго успеха и только в 1882 году в 20-й день октября последовало Высочайше утвержденное мнение Государственнаго Совета о применении к Елисаветградскому училищу общаго устава реальных училищ с соблюдением при этом некоторых особых правил, в числе коих, между прочими, значились следующия: 1) заведывание училищем возлагается на правление, состоящее под председательством почетнаго попечителя училища, из директора онаго и трех членов, избираемых елисаветградским уездным земским собранием на три года, В случае назначения училищу определеннаго от города Елисаветграда пособия, в состав правления, сверх упомянутых выше лиц, входит член, избираемый елисаветградской городской думой также на три года; 2) к обязанностям правления относятся: а) наблюдение за управлением училищем, б) размотрение протоколов заседаний педагогическаго совета, в) сообщение директору или педагогическому совету о замеченных по учебной части упущениях, г) определение с утверждения земскаго собрания платы за обучение и освобождение от оной достойнейших учеников, д) составление годовых отчетов по хозяйственной части училища и представление их попечителю учебнаго округа, земскому собранию и городской думе и наконец е) разсмотрение отчетов педагогическаго совета по учебной и воспитательной части, а равно представление их с своим заключением попечителю учебнаго округа и упомянутым в пункте д установлениям. Члены правления имеют право присутствовать на производимых в училище испытаниях, однако, без права голоса при оценке познаний учеников и участвуют в подписании аттестатов, выдаваемых ученикам об окончании ими курса училища. Должностныя лица в училище определяются на службу и увольняются от нея также при участии правления: директор избирается им и утверждается в должности министром народнаго просвещения. Инспектор и преподаватели научных предметов, а также врач избираются директором, а в случае одобрения правлением училища, определяются в должности попечителем учебн. округа. Увольнение названных лиц от занимаемых ими должностей производится как по представлению правления, так равно по непосредственному усмотрению надлежащаго учебного начальства. Если ко всему этому добавить, что ученикам елисаветградскаго реальнаго училища не присваивается форменная одежда учеников правительственных училищ, то сказанным ограничиваются все главнейшия из особых вышеназванных правил.

Таким образом с 1882 года елисаветградское частное семиклассное училище 1-го разряда уравнено было в программах и учебных планах с казенньми реальными училищами. Этот год в истории училища имеет особенное значение: он отделяет в его жизни первый период; период, чрезвычайно любопытный в подробной его истории по тем переживаниям, которыя выпадали на долю училища, возникшаго по инициативе земства. Но изложение этих переживаний не входит в рамки нашего краткаго очерка, укажем лишь на то, что к 1882 году училище подошло с достаточным опытом и с полной организацией своего устройства, что между прочим, подтверждается и тем, что из лиц, служащих в нем, в год получения прав почти все остались на своих местах, кроме, дослужившаго до конца года директора его М. Р. Завадскаго.

Нам остается сделать обзор главнейших явлений в жизни училища во втором периоде. Ставши в ряды реальных училищ министерства народнаго просвещения, Елисаветградское училище стало жить общею всем им жизнью в главнейших частях своей деятельности, восполняя то, чего у него не доставало и с другой стороны изменяя то, что не соответствовало требованиям общаго устава. Младшее отделение приготовительнаго класса было закрыто, помощник директора был переименован в исполняющаго обязанности инспектора, содержание преподавателям было уравнено с содержанием лиц, находящихся на службе в правительственных реальных училищах; учебная программа приведена была в полное соответствие с программами училищ министерства народнаго просвещения.

Хозяйственная же сторона училища осталась в прежнем виде и заведывание ею всецело принадлежало правлению.

В 1882/3 учебном году в училище произведен был первый выпускной экзамен со всеми правами для учащихся, и молодые люди с своими свидетельствами могли уже являться непосредственно к конкурсным экзаменам в высшия техническия училища. На этом же выпускном экзамене впервые присутствовал депутат от окружнаго начальства.

Близко этого времени в Елисаветграде открылась классическая гимназия, по ходатайству города и при материальной с его стороны помощи. Но появление в городе другого средне учебнаго заведения не повлияло особенно заметным образом на число учащихся в, земском реальном училище; правда, параллельные классы были закрыты, но основныя отделения оставались переполненными. Это одно из важнейших неудобств, испытываемое училищем и до сего времени, когда число учащихся превышает цифру 300. И только материальная обезпеченность и относительный достаток в учебных пособиях, которыми обладает училище, дают ему возможность вести свое дело с успехом. Укажем на некоторыя цифры, для характеристики состояния училища в этом отношении. Училищная библиотека заключает в себе книг и брошюр в количестве 8689 томов стоимостью в 14090 р. В кабинетах физическом и естественных наук с химической лабораторией имеется разных предметов и приборов 5886 ценою свыше 9000 р. Наконец в музеях историко-географическом и археологическом считается более 2300 предметов. При этом училище ежегодно получает более 40 периодических изданий специально-научнаго и литературнаго содержания. В 1883 году оставил училище директор его М. Р. Завадский, ) много потрудившийся на пользу училища; его заступил временно инспектор Ф. Р. Крейсберг (ныне директор гимназии в Тифлисе) до избрания директором Н. М. Петрушевскаго, после котораго был приглашен И. Ф. Бучинский, состоящий директором по настоящее время. Председателями правления в течение этого периода были П. А. Зеленый и за ним нынешний почетный попечитель училища, уездный предводитель дворянства Я. Е. Эрдели.

Продолжая свою деятельность в полном соответствии с требованиями и указаниями высшаго учебнаго начальства в пределах учебно-воспитательной программы, елисаветградское земское училище не оставляло без должнаго внимания и тех мер, которыя могли бы содействовать, по средствам училища, наибольшему нравственному и физическому развитию учащихся. В этом отношении отметим следующия мероприятия, введенныя в училище уже второй период его жизни: экскурсия старших учеников в местности, представлявшия для экскурсантов научный интерес; устройство литературно-музыкальных утр совместно с другими учебн. заведениями города; введение уроков фехтования для большаго разнообразия в гимнастических упражнениях учеников последняго класса и наконец устройство на большой перемене горячих завтраков.

Громадное воспитательное значение экскурсий давно уже оценено в обществе; как за-границей так и у нас оне ведутся в широких размерах, доставляя учащимся и пользу и удовольетвие. Из поездок, совершенных учениками елисаветградскаго реальнаго училища назовем экскурсию в м. Кривой Рог, в м. Смелу и в Нижний-Новгород и в Москву во время всероссийской промышленной выставки, *) о чем своевременно сообщено было в отчетах училища, одна же из них) подробно описана учениками, работа которых напечатана в Циркуляре по управлению одесским учебн. округом за 1891 г. Об экскурсии в м. Смелу, совершенной в 1894 г. между 11 и 14 ноября в отчете за этот год мы читаем слеедующее: с разрешения г. попечителя одес. учебн. окр. совершена была экскурсия в местечко Смелу, киевск. губ. Экскурсия имела целью познакомить учеников с подробностями производства сахара из свекловицы, для чего был осмотрен в подробностях сперва завод свеклосахарный, а затем рафинадный. Благодаря любезному разрешению владельцев заводов графов Бобринских и живейшему участию с коим приняли экскурсантов заведующие отдельными частями заводов, внимание учеников было обращено помимо всего, что касается самаго сахароварения, еще и на другия отрасли техническаго производства, какия при смелянских заводах существуют, как наприм. на электрическое освещение, на магазинное приготовление сахарных бочек, на мельницу американской системы, на лесопильню и т. п. Экскурсантам также предложено было посетить открытыя при заводе ремесленное и техническое училище, где они могли видеть работы учеников ремесленнаго училища; переплетныя, слесарныя, столярныя, резныя и т. п. и учеников техническаго училища по части устройства моделей машин и частей их эпюров по техническому черчению и рисунков по техническому рисованию. Будет вполне справедливо, замечает отчет, если сказать, что экскурсанты вынесли из этой поездки в м. Смелу на сахарные заводы несомненную для себя пользу и что впечатление, произведенное ею на учеников, надолго останется в памяти их.»

Отчет за 1896 год дает краткия сведения о другой экскурсии. «В средних числах августа, читаем мы здесь, состоялась экскурсия учеников нашего училища в Нижний-Новгород на Всероссийскую художественнопромышленную выставку. Две группы учеников училища, одна из 13-ти учеников дополнительнаго класса, в сопровождении преподавателей Г. Я. Близнина и В. К. Тарановича, а другая из 9-ти учеников V и VI классов, в сопровождении помощника классных наставников М. Т. Иванченко, выехали одновременно из Елисаветграда, благодаря любезности железнодорожнаго начальства, в отдельном совершенно вагоне.

Обе группы, как и нужно было ожидать, слились в одну и не разделялись до самого возвращения в Елисаветград.

Экскурсия была совершена в 17-ть дней. Расходы на поездку 10 беднейших учеников из экскурсантов, а также и сопровождавших учеников от училища лиц, были произведены согласно постановлению земскаго собрания из училищных сумм; все же прочие участники экскурсии ездили на свой счет. Экскурсией этой имелось в виду познакомить учеников, помимо выставки, также и с достопримечательностями г. Москвы и Троицко-Сергиевской лавры, для чего поездка была предпринята через Москву, в которой экскурсанты пробыли три дня, осматривая все наиболее интересное и привлекательное. Ознакомившись, насколько было возможно, с выставкой, экскурсанты не проминули побывать и на Волге, чтобы полюбоваться ея природой. Экскурсия эта, добавляет от себя «отчет», произвела на учеников отрадное впечатление».

Желая доставить ученикам от времени до времени художественно-воспитательное развлечение и привлечь их самих в этом случае к активному участию, училище, как замечено было, совместно с другими учебными заведениями города устраивало литературно-музыкальныя утра, на которых исполнялись хоровыя и концертныя вещи, а также отдельными учениками музыкальные и литературные номера. Впрочем утра эти еще не получили полной организации и ожидают еще улучшения как во внутренней, так и во внешней стороне дела, составляющаго несомненно одну из важнейшей воспитательно-образовательных мер. К сожалению, в отчетах по училищу, вообще, к слову сказать, скупых по содержанию, об этих ученических развлечениях ничего не говорится.

Заботы о здоровье учеников и вообще о гигиенических удобствах для учеников, Елисаветградское училище, как и всякое учебное заведение, ставило на первый план. С этою целью, для более правильнаго питания в часы классных занятий, в училище были введены горячие завтраки. Отчет за 1894 год по этому поводу говорит следующее: «В сентябрьскую сессию 1894 года правление училища ходатайствовало перед уездным земским собранием о разрешении введения в училище для учеников горячих завтраков, в виду того, что до сего времени ученик, находясь в училище с 8,5 ч. до 3, мог удовлетворить свой голод в этот промежуток времени лишь разными холодными закусками. Вследствие того, что уездным земским собранием было разрешено произвести из училищных сумм расход на приобретение необходимой мебели и посуды и т. п., правление училища нашло возможным ввести эти завтраки на большой перемене для желающих воспользоваться таковыми по доступной для каждаго цене. Для чего отведено помещение, освободившееся с закрытием интерната земских стипендиатов, и сделаны все потребныя для этой цели приспособления и приобретена мебель, посуда *) и т. п.

Завтраки эти, как показал опыт нисколько не мешают ученикам в занятиях гимнастикой и встречены учениками с удовольствием, а родителями их с благодарностью. На первый месяц пользовавшихся горячими завтраками учеников было 90 и каждый ученик платил по 2 рубля в месяц. На будущее время правление предполагает эту плату уменьшить до 1,5 рубля».

В 1896 году в училище для учеников дополнительнаго класса введены занятия фехтованьем на рапирах, которыя происходили в послеобеденное время или на дворе или в гимнастическом зале. С этою целью ученики были разделены на небольшия группы в 6-8 человек. Все принадлежности для этих занятий: рапиры, нагрудники, маски и перчатки ученики получали от училища.

Из намеченных на будущее время проектов в училище должно указать на предположение устроить церковь и вообще расширить помещение, на тесноту котораго указывает, между прочим, отчет за 1895 г. «Не смотря на большие размеры помещения, читаем мы здесь, в училище чувствуется однако ж надобность в отдельной, удобной шинельной для учеников, в более просторном чертежном классе и в рекрационном зале. В хорошую погоду, особенно весною и раннею осенью, для рекреации учеников служит прекрасный во всех отношениях сад; за то в ненастную погоду ученики должны проводить свободное от занятий время в корридорах или классах училища».

В 1894/5 учебном году исполнилось 25-летие со дня основания училища. Первая половина этого периода, как было неоднократно нами замечено, относится к тому времени, когда училище еще не пользовалось правами, вторая совпадает с жизнью училища, когда оно было уравнено в правах с правительственными училищами. Об этом моменте из отчета училища за 1895 год мы узнаем в слишком коротких словах, которыя приводим целиком:

«Истекшим 1894/5 годом закончился 25-й год деятельности училища со дня его основания. За все 25-летие в нем получило образование 1414 человек, из которых окончило полный курс учения 257 или 18%». Далее под рубрикой «замечательныя события» в том же отчете мы читаем: «14 сентября, в день 25 летней годовщины открытия училища, было празднование торжественнаго акта в следующем порядке: в присутствии почетнаго попечителя училища, членов правления, директора, всех членов педагогической коллегии, учащихся и многочисленных гостей, в актовой зале училища был отслужен законоучителями: прот. Ф. С. Еленевским и свящ. И. М. Бобровницким благодарственный Господу Богу молебен, во время котораго пел хор учеников училища. По окончании молебна, законоучитель свящ. И. М. Бобровницкий произнес речь о Василии Великом, как патроне реальнаго образования. После этой речи секретарь педагогическаго совета В. И. Архипов прочел составленные им: сперва краткую историческую записку о состоянии училища за 1870 –1895 годы, ) а затем отчет о состоянии училища за 1894/5 учебный год. По окончании чтения отчета был исполнен хором из учеников гимн св. Владимиру. Вслед за этим директор объявил присутствующим результаты приемных, переводных и окончательных испытаний за минувший учебный год, а также прочел список тех учеников, которым по определению педагогическаго совета назначены были награды за благонравие и отличные успехи в науках и особые подарки за такие же успехи по графическим искусствам. После раздачи этих наград и после пожелания почетнаго попечителя дальнейшаго процветания училищу – торжество было завершено народным гимном «Боже Царя Храни!» который был пропет присутствовавшими учениками училища.»

Но из числа свидетелей и активных участников деятельности училища за 25-й период его жизни на торжестве 14 сентября 1895 года было только трое: преподаватели С. И. Ляйман (ныне покойник) и Г. Я. Близнин и врач училища I. А, Веккер, кроме них было трое, начало службы которых относится к первой половине жизни училища, все же остальные были сравнительно новые члены педагогическаго состава. Одни из служивших в училище оставили службу совершенно, другие перешли в другия учебныя заведения или избрали иную службу, третьи наконец уже покойники. Наиболее свежия могилы принадлежат С. И. Ляйману, Э. Э. Флюгелю и прот. Ф. С. Еленевскому; семейства их получают в настоящее время пенсии от правительства.

Мы сделали беглый очерк жизни елисаветградскаго земскаго реальнаго училища от времени его основания, не пропуская тех сторон его деятельности, которыя имели и имеют по настоящее время просветительное значение для местнаго населения. Более подробное изложение истории училища еще ожидает своего автора, когда явятся и необходимые для этого источники.

Лицам же, которыя желают более ознакомиться с елисаветградским земским училищем, рекомендуем в настоящее время главным образом «Сборники постановлений собраний елисаветградскаго уезднаго земства», а также книгу Е. И. Борисова «Систематический свод постановлений елисаветградскаго уезднаго земскаго собрания» за 1865-95 годы.

(Сообщено Н. Ф. Марковым).




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных