Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и основания классификации прав и свобод личности в зарубежных странах. 2 страница




3) по правовому положению: а) зарегистрированные – имеющие регистрацию юридического лица; б) незарегистрированные – без регистрации, на добровольных началах; в) легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Они могут быть и не зарегистрированы, хотя в ряде стран, как отмечалось, до регистрации партийная деятельность не разрешается; г) нелегальные – если они запрещены законом, судебным решением, но продолжают свою деятельность в подполье; 4) по месту в политическом спектре: а)левые б)правые в)центристские.5) по социальной направленности программы и деятельности: а)социал-демократические б)либерально-демократические в)коммунистические г) националистические д)расовые е)фашистские ж) государственно-патриотические з) народные и т.д.

 

28. Виды и функции политических партий в зарубежных странах.

Исходя из идеологических установок, существующие партии весьма условно можно разделить на следующие группы: консерваторы, либералы, социал-демократы, зеленые, левые радикалы, крайне правые, регионалисты.

Консервативные партии представляют собой правое крыло в спектре политических партий. Они выступают за ограниченное государственное регулирование в сфере экономики и социальной сфере, в том числе за снижение налогового бремени, что позволило бы, по их мнению, оживить экономическую конъюнктуру, обеспечить стабилизацию финансов и рост уровня жизни.

Либералы являются сторонниками свободной торговли, развития конкуренции и внутреннего рынка. Они считают недопустимым государственное вмешательство в сферу не только экономики, но и гражданских свобод.

Социал-демократические партии традиционно отстаивают усиление государственного вмешательства в экономику, включая частичную национализацию и финансирование социальных программ за счет увеличения прогрессивных налогов. Основное внимание они уделяют социальной защите граждан и учету корпоративных интересов.

Зеленые появились на политической арене в 60 - 70-х годах XX столетия, в настоящее время они существуют во всех странах Европейского союза. В политических программах зеленых ключевыми вопросами являются охрана окружающей среды, отказ от ядерного оружия и атомных электростанций, борьба за мир, защита прав женщин.

Левые радикалы представлены коммунистическими партиями и независимыми социалистическими партиями, возникшими в 50 - 60-х годах XX столетия в ряде стран Европы в связи с неприятием обществом политики правящих социалистических и социал-демократических партий.

Партии активно воздействуют на принятие органами государственной власти и управления политических решений, которые, будучи преобразованы в соответствующие нормативные акты, приобретают обязательную силу. Партийная система превращается в существенный фактор формирования центральных органов государственной власти (парламент, правительство, глава государства). Основные функции, осуществляемые политическими партиями, одновременно характеризуют и определяют специфику их роли и места в политической системе. Функции политических партий: 1) идеологическая; 2) организация и поддержка обратной связи между гражданами страны и органами государственной власти; 3) использование всех разрешенных конституцией средств борьбы между отдельными соперничающими политическими группами; 4) обязательное участие в формировании государственного аппарата на всех уровнях и проведение контроля и надзора над деятельностью всех звеньев на всех уровнях власти; 5) прямое или заочное участие представителей политической партии в процессе разработки законодательных проектов, в формировании и осуществлении внутриполитического и внешнеполитического курса государства.

 

 

29. Понятие и виды партийных систем. Многопартийность как условие демократии.

В зарубежных странах существует немало партий, участвующих в борьбе за полит.власть. В каждой стране складывается своя партийная система. Под партийной системой понимается совокупность всех полит.партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом, которые раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении гос-вом. Эта система складывается в зависимости от положения полит.партий в полит.системе общества, взаимодействия между ними, типа самих полит.партий. Особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов- уровнем полит.зрелости общества, его полит.сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил. Но наибольшее воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство, и прежде всего, конституция и избирательные законы. Выделяют следующие типы партийных систем: 1) в зависимости от характера полит.режима: демократические, авторитарные, и тоталитарные 2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее: однопартийные (в них обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление полит.власти в обществе- Заир,Камерун), двухпартийные (в них обеспечивается право одной из двух партий в случае ее победы на выборах на большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента- США, Великобритания) и многопартийные (в них ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего здесь коалиционные, т.е.состоящие из представителей двух или нескольких партий.- Италия) 3) в зависимости от соотношения партий с различным полит.статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные 4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные 5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные. Многопартийность-основа демократии. Одновременное существование нескольких или множества организованных политических сил, которые, будучи (по закону) равноправными и независимыми друг от друга, ведут борьбу за власть и влияние, порождает конкурентную политическую среду. В условиях многопартийности политические вопросы и проблемы) получают всестороннее освещение. Всякая общественная потребность и общественный интерес находят своих выразителей и защитников, равно как и своих оппонентов и критиков. Тем самым, различные статусно-дифференцированные категории граждан получают возможность выбора общественных сил и лидеров, способных социально представлять их интересы, выступать в качестве посредника во взаимоотношениях с государственно-властными структурами. Развиваются как прямые, так и обратные связи социума с властью. Нередко говорят, что самая хорошая форма правления - это когда одна партия (или блок партий) правит, а другая партия (или блок партий) находится в оппозиции. Именно такую форму правления и порождает многопартийность.

 

 

30. Понятие «выборов», «избирательного права» и «избирательной системы» в науке конституционного права.

Избирательная система в широком смысле – совокупность общественных отношений, связанных с проведением выборов. Избирательная система в узком смысле – способ подведения итогов голосования и подсчета голосов. Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. Мажоритарная избирательная система – избирательная система, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов. Пропорциональная избирательная система – избирательная система, при которой мандаты распределяются между партиями и их объединениями пропорционально числу полученных голосов. Система единственного передаваемого голоса – разновидность пропорциональной системы, при которой используются система преференций и квота. Смешанные избирательные системы – системы, в которых используются и мажоритарная, и пропорциональная системы. Избирательное право в объективном смысле – совокупность норм, регулирующих выборы. Избирательное право в субъективном смысле – право лица участвовать в организации и проведении выборов – является комплексным и охватывает совокупность субъективных прав (право быть внесенным в списки избирателей, право быть избранным в избирательную комиссию (там, где они формируются путем выборов), право выдвигать кандидатов и др.). Выборы – совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти. Выборы – это способ формирования органов государственной власти, цель которых состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а публичная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Социальная роль выборов:– это институт прямой демократии, высшее непосредственное выражение народом своей власти;– в юридическом смысле акт выборов есть акт вручения народом своим представителям права на осуществление своей власти;– это демократический способ формирования представительных органов власти и местного самоуправления;– это легитимный способ конституирования системы власти, а также ее реформирования. Виды выборов: 1) по срокам проведения: очередные; внеочередные;2) по охвату избирателей: всеобщие; частичные;3) по уровню избираемых органов: общенациональные; региональные; местные;4) по характеру участия избирателей: прямые (непосредственно населением); непрямые (осуществляемые выборщиками);5) по результатам участия избирателей: состоявшиеся и несостоявшиеся;6) по результатам проверки голосования: действительные и недействительные.

 

31. Принцип всеобщих выборов. Избирательные цензы: понятие, виды, значение.

Выборы – совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти. Выборы – это способ формирования органов государственной власти, цель которых состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а публичная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Всеобщее избирательное право – принцип, согласно которому все взрослые дееспособные граждане обладают правом участия в выборах. Всеобщее избирательное право в тоже время не означает, что все жители страны могут участвовать в выборах. Принцип всеобщности предполагает законодательные ограничения – избирательные цензы. Они различаются в зависимости от того, какое право они ограничивают: активное или пассивное. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы (исключение: Дания, Нидерланды, Швеция). Не участвуют в выборах граждане-дети, душевнобольные. В большинстве стран для участия в голосовании установлен возраст: не менее 18 лет ко дню выборов. Для пассивного избирательного права требуется повышенный возраст, что связано с необходимостью иметь жизненный опыт для участия в решении государственных дел. Пределы всеобщности определяются по наличию избирательных цензов (это условие участия в выборах). Избирательные цензы: а) возрастной (обычно 18 лет, но встречается и ниже) и от 18 лет и выше в зависимости от уровня органа или должности для пассивного избирательного права; б) вменяемости; в) оседлости (представляет собой устанавливаемое государством требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени. Для получения активного избирательного права на парламентских выборах требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе (США - 1 мес., ФРГ - 3мес.). В ряде стран ценз оседлости не детализируется и сводится к общему требованию иметь постоянное жительство. В некоторых странах ценз оседлости выражен в косвенной форме, т. е. проживания в течение установленного законом срока на территории). г) ценз пола долгие годы был одним из наиболее прочных и стойких ограничений избирательного права. Женщины не имели избирательных прав. В 1893 году этот ценз был отменен в Новой Зеландии, затем в течение последующих десятилетий, а особенно после второй мировой войны, он пал в большинстве стран. США предоставили избирательные права женщине в 1920 году, Англия – в 1928, Франция - в 1944 д) имущественный ценз в неприкрытой, откровенной форме встречается сейчас редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений «компенсируется» другими цензами, которые

фактически играют ту же роль. Менее распространены: образовательный ценз; религиозный ценз (ряд мусульманских стран); морально-этические цензы. Существует целый ряд других способов и методов лишения избирательных прав. В некоторых странах лишаются избирательных прав военнослужащие. Кое-где применяются различного рода «моральные цензы». В ряде стран фактически и юридически лишились избирательных прав «цветные» и некоторые другие национальные меньшинства.

 

 

32. Понятие и содержание принципов свободных, прямых (косвенных, многостепенных) выборов при тайном голосовании.

Свободные выборы – принцип, согласно которому выборы должны осуществляться на основе свободного волеизъявления избирателя. Данный принцип имеет два аспекта: свобода волеизъявления при голосовании и свобода участия в выборах. Выборы могут соответствовать своему социальному предназначению лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах. Важнейшей гарантией свободного волеизъявления является тайное голосование, предусматривающее порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и лично опускает его в урну. В настоящее время тайное голосование введено во всех демократических странах. При тайном голосовании избиратель подает свой голос без ведома других лиц путем заполнения избирательного бюллетеня, использования избирательной машины (США, Индия), с помощью электронной карточки избирателя (Бразилия). Тайное голосование – принцип, согласно которому исключается контроль за волеизъявлением избирателей. Нарушение тайны голосования карается законом. Тайные выборы обеспечивают свободу выбора, предохраняют граждан от возможных преследований, а также подкупа. Он действует лишь применительно к пассивному избирательному праву. Практически тайна выбора обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования. Открытые выборы осуществляются очень редко, обычно в низовом звене представительных органов путем поднятия руки (Китайская Народная Республика). Прямые выборы означают, что избиратели голосуют непосредственно за своих кандидатов, представителей в органы государства, отдельных должностных лиц, то есть, за реальных людей. Для того, чтобы узнать программу кандидата, вникнуть в суть его предложений, у избирателя имеется период перед выборами, когда кандидаты встречаются с избирателями, отвечают на их вопросы. Непрямые выборы– это выборы, при которых голосуют представители избирателей. Непрямые выборы бывают косвенные (голосует коллегия выборщиков – США) или многостепенные (вышестоящий орган выбирает нижестоящий – Казахстан, Куба, КНР); Голосование может быть очным (непосредственным), когда сам избиратель является к месту голосования, и заочным, когда его волю реализуют по его поручению другие лица.

 

 

33. Принцип равных выборов: содержание и значение. Джерримэндеринг. «Заградительный барьер».

Равное избирательное право– это установленные законом равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона. Запрещается установление в законе каких-либо преимуществ или ограничений для отдельных кандидатов, баллотирующихся на выборные публичные должности. Равенство активного избирательного права обеспечивается тем, что каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и все голоса имеют равный вес. Действует демократическое правило – «один избиратель – один голос». Принцип равенства также означает, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, т. е. избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа. Джерримендеринг - произвольное деление территории на избирательные округа с целью искусственного изменения соотношения политических сил, которое влияет на результаты голосования. Также для обозначения понятия часто используются синонимы избирательная геометрия и избирательная география. Назначение такого разделения на округи - нарушение равенства избирательных прав граждан, принципа равного представительства, когда количество депутатов избирается от равного количества граждан. Это делается с целью получить на выборах большинство, угодное господствующей партии. Нарушая принцип территориальной целостности избирательного округа, партийные боссы добивались исключения из его состава участков с нелояльным населением или создания дополнительных избирательных округов для участков с населением, которое поддерживает их партию. Таким образом, обеспечивалась победа на выборах в округе, созданном по принципу джерримендеринга.

Заградительный барьер –это установленный в законе минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить партии (списку кандидатов) в целом по стране, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам. Только при условии, что партия, ее кандидаты получили этот минимум голосов, она допускается к участию в распределении депутатских мандатов по пропорциональной системе. Если партия этот минимум голосов не получила, она отстраняется избирательной комиссией от участия в дележе мест, а все места делятся только между теми партиями, которые преодолели заградительный барьер. Заградительный барьер искажает пропорциональную избирательную систему. Он вводится в интересах целесообразности, прежде всего, для создания в парламенте крупных партийных фракций и для того, чтобы правительство в парламенте опиралось на партийное большинство, а не имело раздробленный конгломерат мелких и мельчайших партий.

 

34. Основные этапы подготовки и проведения выборов в парламенты зарубежных стран.

Основные этапы подготовки и проведения выборов в парламенты зависят от того, какой вид выборов проводится в стране. Очередные выборы проводятся в специально установленные сроки или по истечении срока полномочий выборного органа. Внеочередные (досрочные) или частичные (дополнительные) в обязательном порядке требуют назначения даты выборов главой государства или актом правительства. Избирательная кампания-комплекс мер, осуществляемых гос. органами и полит.партиями, регулируемых специальным законодательством о выборах. Избирательная кампания начинается со дня установления или объявления даты голосования и продолжается в течение установленного законом срока. Она включает в себя: а) предвыборную агитацию за выдвинутых кандидатов или в целом за полит. партии (имидж кандидата) б) финансовые расходы (верхний предел финансовых расходов устанавливается в большинстве стран) в) разделение территории страны на избирательные округа, а округов- на избирательные участки. Избирательные участки бывают одномандатные (т.е. униноминальные, когда избирается один кандидат) и многомандатные (полиноминальные, когда избирается сразу несколько кандидатов). в) далее организовывается (создается) специальный орган, контролирующий ход проведения избирательной кампании и выполнение требований конституции и закона. г) после чего регистрируются и составляются списки избирателей местными избирательными комиссиями (в большинстве стран граждане сами должны заботиться о включении их в списки избирателей). В ряде стран создается институт официальных наблюдателей – то есть, существуют специальные суды по избирательным делам. д) затем следует выдвижение кандидатов. Способы выдвижения регулируются специальным избирательным законом. Это может быть специальное заявление кандидата в установленный законодательством орган. Или подача официальной петиции от имени партии или группы избирателей. В некоторых странах –это заполнение кандидатского сертификата. е)следующая стадия- голосование. т. е. подача голосов за выдвинутых кандидатов, обычно осуществляется лично. Законодательство отдельных стран допускает в некоторых случаях голосование по почте, по доверенности (для отсутствующих избирателей), а также голосование представителей за неграмотных и больных.Система бюллетеней для голосования в различных гос-вах может быть различной: официальные бюллетени (выпущены уполномоченным гос. органом по установленному образцу) и неофициальные бюллетени (отпечатаны самими партиями, с использованием символики и цвета). Неофициальные бюллетени используются лишь в некоторых странах. ж) следующий этап-определение результатов голосования. После того как итоги выборов подведены, соответствующий компетентный орган государства должен сделать их доступными избирателям, для чего о результатах голосования сообщается в СМИ з) обжалование результатов выборов. Данная стадия избирательного процесса не является обязательной, поскольку зависит от того, как были организованы выборы и были ли в них допущены серьезные нарушения.

 

 

35. Мажоритарная избирательная система: понятие, виды, порядок определения результатов голосования избирателей.

Введение той либо иной избирательной системы всегда является результатом соотношения политических сил в обществе. Те избирательные системы, которые в основу определения результатов голосования кладут принцип большинства, называются мажоритарными. Согласно правилам мажоритарной избирательной системы, избранным по избирательному округу считается тот кандидат или список кандидатов, который получил установленное большинство голосов. Различают два основных вида мажоритарной системы: квалифицированного большинства, абсолютного большинства и относительного большинства. В соответствии с системой квалифицированного большинства закон устанавливает определенный процент голосов, который должен получить кандидат или список кандидатов, чтобы быть избранным. Этот процент обычно больше абсолютного большинства, т.е. 50% + 1 голос. Но он может быть и иным Процент голосов избирателей при системе квалифицированного большинства может быть установлен не от числа проголосовавших, а от числа всех зарегистрированных избирателей. (на Коста-Рике, например, президент должен получить не менее 40% голосов всех зарегистрированных избирателей). Если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, получивших наибольшее число голосов. В соответствии с мажоритарной системой абсолютного большинства для избрания лица требуется абсолютное большинство проголосовавших по округу голосов (50 % +1), часто- не только поданных, но и признанных действительными, недействительные бюллетени из подсчетов исключаются. Если ни один из кандидатов не получает необходимого количества голосов для победы, проводится второй тур. В нем участвуют либо две кандидатуры, набравшие более количество голосов в первом туре, либо в некоторых гос-вах во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимуму. Побеждает набравший относительно большее количество голосов по сравнению с другим. При системе относительного большинства для победы достаточно хотя бы немного опередить других претендентов. Очень редко используется такая разновидность мажоритарной системы, как система единого непереходящего голоса. При этой системе создаются многомандатные округа, но каждый избиратель может проголосовать только за одного кандидата из того или иного списка. Избранными считаются кандидаты, набравшие относительно большинство. Еще одна разновидность мажоритарной системы- кумулятивный вотум, при котором избиратель имеет не один, а несколько голосов. Он может отдать все голоса одному кандидату, а может – различным кандидатам одной и той же партии.

 

 

36. Избирательная система пропорционального представительства: понятие, определение результатов голосования избирателей по методу Т. Хэра.

Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Применение пропорциональных систем позволяет добиться относительного соответствия между количеством голосов и количеством мандатов. При пропорциональной системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов; чем больше округа, тем отчетливее проявляются преимущества пропорционализма. Выборы, проводимые по пропорциональной системе, являются строго партийными. Каждая партия выдвигает свой список кандидатов на выборные должности, и избиратель голосует за список своей партии целиком, хотя в ряде случаев ему предоставляется возможность определить свое отношение к кандидатам в самом списке. После того как избиратели выразили свою волю, а голоса подсчитаны, определяется избирательный метр, или квота, т.е. наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Квота может определяться как для каждого округа в отдельности, так и для всей страны в целом. Простейший способ определения квоты был предложен около ста лет назад английским ученым Т. Хэром. Квота определяется посредством деления общего числа поданных по данному округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов. Распределение мандатов между партиями производится делением полученных ими голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в количестве полученных партией голосов, столько мандатов последняя получит. Недостаток системы Т. Хэра состоит в том, что она за редкими исключениями не позволяет распределить сразу все мандаты. Для ликвидации этого недостатка применяют дополнительный способ распределения оставшихся мандатов согласно «методу наибольших остатков»: оставшиеся мандаты передаются партиям, имеющим наибольшее число голосов, образовавшихся при первом распределении.Применяются два основных правила, согласно которым производится распределение мандатов внутри партийного списка. 1.Правило «связанных списков» сводится к тому, что порядок расположения кандидатов в списке определяется самой партией. Избиратель голосует за весь список. Правило «связанных списков» позволяет партии протащить в парламент любого кандидата, поставив его во главе списка в том округе, в котором она имеет гарантированное число голосов. При этом избиратель лишен возможности определить свое отношение к кандидатам, так как он голосует за партию, а не за лиц. 2.Правило «свободных списков» ликвидирует этот недостаток. Оно позволяет избирателю, проголосовавшему за весь список целиком, выразить свое отношение к кандидатам, проставив против их имен цифрами или иным способом свои преференции. Пропорциональная система, если она не искажена различного рода дополнениями и поправками, дает относительно верное отражение в представительном органе действительного соотношения политических сил.

 

 

37. Избирательная система пропорционального представительства: понятие, определение результатов голосования избирателей по методу В. д’Ондта.

При пропорциональной системе избиратель голосует не за отдельную личность, лидера партии или понравившегося ему кандидата, а за программу партии. Голосуя, он поддерживает политику той или иной партии, избирательного блока, объединения. Юридически он в равной степени голосует за вест список партии, не делая различий между всеми включенными в него кандидатами. Избиратель голосует за всех, а кто будет избран, зависит от того, на сколько депутатских мест хватит у партии собранных голосов, т.е. сколько раз избирательная квота укладывается в число ее голосов. Главным в пропорциональной избирательной системе является вычисление избирательной квоты- это число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией. Чтобы распределить места пропорционально собранным каждой парией голосам нужно сначала вычислить квоту. Квота может быть определена методом делителей. Более распространенным является метод Д’ Онда. При данном методе вычисления квоты голоса, полученные каждой партией (списком) делятся на ряд делителей –последовательных целых чисел начиная с единицы. Обычно для округа бывает достаточно деления на 1, 2, 3, 4. При необходимости таблица может быть продолжена с использованием делителей 5, 6 и т.д. Каждая строчка таблицы-результат деления числа полученных партиями голосов на делители. Применяя этот метод, нередко удается сразу распределить все депутатские места. Но иногда это сделать не удается, поэтому в некоторых странах этот метод усовершенствовали. В Болгарии число голосов делится на нечетные цифры – 1, 3, 5, 7 и т.д., в Латвии – 1, 4, 7 и т.д. При пропорциональной избирательной системе также могут быть два тура. В этом случае ко второму туру допускаются только партии, собравшие определенный процент голосов. Например, в Греции не менее 17%. Расчет избирательной квоты для второго тура производится уже по-новому: исходя из числа оставшихся незамещенных мест.

 

 

38. Соотношение достоинств и недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

Главное достоинство пропорциональной избирательной системы- представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей. Это позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Однако, пропорциональная система имеет и недостатки. Важнейший из них- относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Среди недостатков мажоритарной системы абсолютного большинства можно указать: 1) голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают; 2) она выгодна лишь крупным партиям; 3) она нерезультативна: в случае, если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов или несколько кандидатов наберут их одинаковое количество, вопрос о получении мандата определенным депутатом не определен. Эта система не дает возможности установить соответствие между подлинным удельным весом партий в политической жизни страны и их влиянием в парламенте. Достоинство мажоритарной системы абсолютного большинства в том, что она позволяет создать стабильное правительство. Одной из самых распространенных является мажоритарная система относительного большинства (США, Англия, Индия и т.д.). При этой разновидности мажоритарной системы избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины. Мажоритарная избирательная система относительного большинства всегда результативна, так как кто-нибудь всегда набирает относительное большинство. Достоинство: в парламенте обычно бывает прочное большинство, что обеспечивает стабильность правительства. Мажоритарная система относительного большинства получила распространение потому, что она позволяет искусственно создавать стабильные правительства и парламенты.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных