Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и основания классификации прав и свобод личности в зарубежных странах. 5 страница




а) предварительный (проводится до вступления в силу решения, до санкционирования и промульгации закона);б) последующий (проводится в отношении действующих актов);2) по месту осуществления: а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган);б) внешний (проводит другой орган);3) по правовым последствиям: а) консультативный (решение органа конституционного контроля юридически необязательно и не влечет юридических последствий);б) постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия);4) по обязательности проведения: а) обязательный (т. е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле);б) факультативный (при наличии соответствующей инициативы);5) по форме: а) абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом);

б) конкретный (анализ в связи с конкретным делом);6) по объему: а) полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией);б) частичный (защите путем конституционного контроля подлежат не все урегулированные конституцией отношения);7) по содержанию: а) формальный (с точки зрения соблюдения требуемой формы акта, процедуры и того, относится ли вопрос к компетенции издавшего органа);б) материальный (с точки зрения содержания акта);8) с точки зрения придания акту обратной силы: а) имеющий обратную силу; б) не имеющий обратной силы и действующий на будущее.

Органы конституционного контроля можно разбить на 2 группы:1) органы, которые осуществляют конституционный контроль наряду с другими функциями и для которых данная деятельность, как правило, не является основной (глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции и административные суды); 2) органы, специализирующиеся на конституционном контроле, для них именно конституционный контроль является основным направлением деятельности (специализированные судебные, квазисудебные и надзорные органы).

 

60. Порядок формирования и внутренняя организация органов конституционного контроля в зарубежных странах (США, Япония, Австрия, Испания, ФРГ, Франция, Казахстан).

В каждом государстве устанавливается своя модель защиты прав и свобод граждан, в том числе конституционных. Особыми полномочиями по защите конституционных прав и свобод граждан наделяются конституционные суды и другие специализированные органы конституционного контроля. Судебный конституционный контроль есть проверка на соответствие конституции объектов такого контроля судебными органами. Существует две разновидности судебного конституционного контроля: I. Осуществление конституционного контроля всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Мексика, Дания, Норвегия, Канада, Австралия, Индия, Япония). Эту систему называют также децентрализованной, или американской. В этих странах вопрос о конституционности закона или иного нормативного акта, на основании которого возникло конкретное дело, может быть поставлен любым судом, но окончательное решение выносит высшая судебная инстанция. В США такой высшей инстанцией в отношении законов штатов являются верховные суды штатов, а в отношении федеральных законов - Верховный суд США. II. Конституционный контроль, осуществляемый специализированными органами конституционного контроля: конституционными судами и квазисудебными органами (их решения носят чаще рекомендат хар-р), которые не входят в систему судов общей юрисдикции – централизованная либо «европейская» модель. В странах с такой моделью законы неподконтрольны обычным судам.

Способы формирования этих органов весьма разнятся от страны к стране, но некоторые обобщения все же можно сделать. В большинстве стран конституционные суды (советы) формируются высшими государственными органами, представляющими различные ветви власти и действующими при этом либо самостоятельно, либо совместно. В отличие от судов общей юрисдикции во многих странах для судей конституционных судов (советов) установлены единые сроки полномочий, обычно длительные и сопровождаемые запрещением повторного избрания (назначения) в конституционный суд. Последнее имеет целью гарантировать от влияния избирающих (назначающих) органов на поведение судей (членов советов), которые могли бы стремиться к повторному избранию (назначению). Во многих странах конституции, а также законы устанавливают особые требования к кандидатам в судьи конституционных судов.

Относительно краткий срок полномочий председателя лучше согласуется с принципом равенства всех членов конституционного суда (совета), тогда как неограниченный срок полномочий, да еще вкупе с назначением извне превращает председателя из первого среди равных, каким он должен быть, в своего рода начальника над данным коллегиальным органом, придает ему чрезмерный политический вес.

В некоторых странах, особенно тех, где численный состав конституционного суда (совета) мал, эти органы работают только в качестве пленума. Но во многих случаях структура конституционного суда сложная и включает внутренние подразделения (палаты, сенаты и т. п.), имеющие право выносить решения от его имени. Это позволяет быстрее разрешать дела, не допуская их скопления. Внутренние проблемы организации и деятельности конституционных судов (советов) регулируются регламентами, которые принимаются самими этими органами. Конституционный контроль во Франции отличается большим своеобразием и несколько выходит за рамки вышеуказанных двух моделей конституционного контроля. Конституционность актов, исходящих от государственных органов, рассматривается раз­личными органами: от парламента — Конституционным советом, от органов исполнительной власти — Государственным советом, который возглавляет систему административной юстиции.

 

 

61. Функции органов конституционного контроля в зарубежных странах.

Основная функция конституционного надзора состоит в поддержании и обеспечении конституционной законности. В тоже время существуют и другие функции органов конституционного контроля в зарубежных странах. Это: 1. Проверка конституционности международных договоров в Албании, Болгарии, Андорре, Венгрии, Германии, Испании, Литве, Молдове, Словении, Украине, Эстонии, а также в ряде арабских, африканских и латиноамериканских государств (Алжир, Габон, Конго, Мадагаскар, Мали, Сенегал, Чили, Коста-Рика). 2. Разрешение споров о компетенции. 3.Защита прав и свобод человека и гражданина. 4. Проверка конституционности проведения референдумов и выборов, осуществления права народной инициативы. 5. Конституционный контроль правосудия за нарушениями конституции главой государства. 6. Проверка конституционности организации и деятельности политических партий и общественных объединений (Армения, Польша, Португалия, Турция, ФРГ). 7. Толкование конституции. 8. Предупредительный судебный конституционный контроль, т. e. проверка соответствия конституции законов и других нормативных правовых актов до их вступления в силу, существует в Австрии, Венгрии, Испании, Италии, Польше, Португалии, Румынии и ряде других государств. 9. В ряде государств нормативные правовые акты (законы и др.) проверяются конституционными судами не только на соответствие конституции (что в полной мере отвечает природе конституционности суда), но и на соответствие конституционным и другим законам. 10. Существует практика проверки соответствия законов и других подзаконных актов общепринятым нормам и принципам международного права и международным договорам, участником которых является данное государство (Словакия, Чехия, Польша, Беларусь). Конституционные суды осуществляют контроль за организацией и проведением референдумов в Армении, Грузии, Италии, Молдове и других государствах. Широкие рамки судебного конституционного контроля выборов существуют в Австрии, Армении, Болгарии, Монголии, Португалии, Словакии и других государствах. Возбуждение процедуры конституционного преследования высших должностных лиц государства обычно принадлежит не самому конституционному суду, а парламенту. Дела по обвинению главы государства рассматриваются конституционными судами Австрии, Болгарии, Венгрии, Италии, Словакии, ФРГ.

Обычно орган, осуществляющий конституционный контроль, может признать противоречащими конституции либо весь закон (иной нормативный акт), либо его отдельные положения (статьи). Правовые последствия признания нормативного акта или его части неконституционными различаются в зависимости от модели конституционного контроля. В соответствии с европейской моделью нормы, признанные антиконституционными, официально утрачивают юридическую силу, признаются отмененными. В странах американской модели (США, Канада. Япония. Норвегия) решения верховных судов не являются общеобязательными и не могут непосредственно отменять неконституционный акт, однако последний не будет применяться государственными органами, и прежде всего судами (в силу судебного прецедента либо правовой традиции). В ряде государств решения органов конституционного контроля о признании акта неконституционным могут быть отменены или не утверждены парламентом (Эфиопия, Румыния, Намибия) либо главой государства (Монголия, Казахстан). Функции конституционного контроля являются главными, но единственными полномочиями органов конституционного правосудия. Последние также могут контролировать проведение выборов, референдумов, а иногда и утверждать их результаты (Венгрия, Казахстан, Индия. Италия, Франция и др.), рассматривать вопросы, связанные с преследованием высших должностных лиц за нарушение конституции, давая заключение (Болгария, Монголия, РФ и др.) или непосредственно решая вопрос об отстранении от должности, контролировать деятельность политических партий и т.д.

62. Понятие и основные типы (модели) местного самоуправления за рубежом: англосаксонская, континентальная (французская), смешанная.

В зарубежных странах существует несколько типов организации и функционирования муниципальных учреждений. Среди них принято выделять: англо-саксонскую муниципальную систему, континентальную (французскую) модель местного управления, смешанную. Англо-саксонская муниципальная система сложилась в Великобритании. Суть этой системы в том, что местные органы рассматриваются как автономные образования, действующие в пределах предоставленных им законом полномочий. Отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим, на местах нет уполномоченных центрального правительства. Контроль за деятельностью местных органов осуществляется косвенным путем - через центральные министерства и через суд. Для обозначения организации и деятельности местных органов в законодательстве применяется термин 'местное управление', а само местное управление является составной частью механизма государства.

Континентальная (французская) модель местного самоуправления применяется в большинстве стран континентальной Европы, франкоязычной Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Эта модель основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Существует подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим. Во Франции традиционно существует высокая степень централизации местного управления и самоуправления, что проявляется в системе административного контроля центральной власти за местными органами. На местном уровне имеется специальный уполномоченный правительства, который осуществляет контроль за органами местного самоуправления. В каждом департаменте есть представитель государства (комиссар республики), осуществляющий административный контроль за законностью решений, принимаемых коммунами, которые являются основой местного самоуправления. Смешанная модель - разновидность этих двух основных систем. Пример- местное (коммунальное) управление ФРГ. В Основном законе закреплено, что общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность. Объединения общин в рамках действия своих функций, которые вытекают из законов, также обладают правом самоуправления. Федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность. К предметам ведения местного самоуправления ФРГ относятся: - местные дороги,

- планирование и обустройство территории, - социальная помощь и поддержка молодежи, - строительство и содержание школ,

- обеспечение безопасности и др.;

 

 

63. Организационно-правовые формы местного самоуправления в зарубежных странах.

В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны.. В США в ходе развития городского самоуправления к настоящему времени сложились три основные формы организации: 1.Мэр – совет. Эта система применяется более чем в половине самоуправляющихся городов США. Реальная власть мэра неодинакова в различных муниципалитетах и зависит от процедуры его избрания (непосредственно гражданами, советом или из числа муниципальных советников, набравший наибольшее число голосов на выборах в совет), срока избрания, права налагать вето на решения совета и др. 2.Совет – менеджер (городской управляющий). Мэр и муниципальный совет, определяющих общую линию в качестве политических органов, нанимают профессионального чиновника – менеджера, который руководит городской администрацией и руководит городом как частным предприятием. 3.Комиссия. Всеобщим голосованием избирается комиссия из пяти человек, которые выполняют функции совета и глав основных подразделений аппарата муниципального управления. Законодательство зарубежных стран о местном самоуправлении не исключает возможность объединения коммун и создания ими межобщинных союзов. В Испании, например, существуют синдикаты коммун, представляющие собой добровольные ассоциации. Выделяют 4 основных типа организационного устройства немецких общин: a) Магистратная система. Исполнительная власть осуществляется коллегиальным органом – магистратом, члены которого избираются представительным органом общины. Магистрат состоит из бургомистра (председатель) и его заместителей. Бургомистр занимает положение «первого среди равных». b) Бургомистерская форма. Бургомистр является председателем представительного органа общины и городской управы – органа управления. c) Северогерманская система. Бургомистр избирается представительным органом общины и является его председателем. Вместе с бургомистром избирается городской голова (городской директор), который занимается решением текущих вопросов местного самоуправления. d) Южно-германский тип. В качестве главного органа самоуправления, наряду с органом представительной власти общины, рассматривается обербургомистр, избираемый гражданами. Основой местного самоуправления во Франции являются коммуны – более 36 тысяч, из которых 90 % насчитывают менее 2 тыс. человек. Коммуна избирает совет. Муниципальный совет может быть распущен указом президента. Из состава совета избирается мэра. Мэр работает под контролем совета и представителя государства в департаменте – префекта. В систему местного самоуправления Англии входят районные советы Лондона, советы городских округов и шести крупных агломераций (Манчестер, Западный Йоркшир и др.), советы графств и окружные советы.

 

64. Компетенция органов местного управления (самоуправления) в зарубежных органах.

Обязательные полномочия – права и обязанности органов местного самоуправления в сферах, имеющих государственное значение:

– закрепленные за органами МСУ законами и иными нормативно-правовыми актами; – делегированные органам МСУ вышестоящими органами государственной власти. К числу обязательных полномочий органов МСУ относятся: – формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за его исполнением; – поддержание общественного порядка; – обеспечение деятельности образовательных учреждений общего образования (школ); – содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; – создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; – организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; – организация деятельности противопожарной службы в муниципальном образовании; – установление, сбор местных налогов. Необязательные полномочия – полномочия, взятые на себя муниципальными органами самостоятельно, в добровольном порядке: – организация и обеспечение деятельности муниципальных учреждений культуры и досуга; – муниципальное жилищное строительство; – организация медицинского обслуживания населения муниципальными учреждениями здравоохранения; – организация коммунального обслуживания населения; – участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; – создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; – охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения; – обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

– организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; – организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Контроль за выполнением органами МСУ установленных законами и взятых на себя добровольно обязательств осуществляют вышестоящие органы государственной власти. При этом в науке выделяют следующие формы такого контроля: – проверка вышестоящими органами законности издаваемых органами МСУ актов и совершаемых ими действий; – наделение вышестоящих органов государственной власти правом утверждения на должности местных чиновников; – возможность роспуска местных органов органами государственной власти; – финансовый контроль за расходованием выделяемых из государственного бюджета территориальному образованию средств; – судебная ответственность органов МСУ за совершаемые ими проступки.

 

 

65. Референдум в зарубежных странах: понятие, виды, юридическая сила решений.

Референдум – обращение к избирателям с целью принятия окончательного решения по тем или иным внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам. Некоторые ученые выделяют также как форму непосредственной демократии плебисцит, определяя его как голосование по наиболее важным вопросам государственного управления, другие отождествляют эти понятия. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, гарантии их реализации. В зависимости от предмета различают: – конституционный референдум (на голосование выносится проект конституции или конституционной поправки); – законодательный референдум (голосование проводится за принятие либо отклонение законопроекта); – консультативный референдум (по какому-либо важному принципу, от одобрения или отклонения которого зависит политика правительства). По способу проведения референдумы подразделяются на: – обязательные, когда проект соответствующего акта подлежит ратификации избирателями (конституционный референдум); – факультативный, когда инициатива референдума может исходить от избирателей, субъекта федерации или центральной власти. По масштабу референдумы делятся на: общенациональные; местные (проводятся в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах). Референдум, в основном, проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает одним голосом. Гражданин голосует на референдуме лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом. Акт референдума — нормативный документ (решение), принятый в результате всенародного голосования по важнейшим вопросам государственной жизни, содержащий нормы права. Силу источника права приобретает так называемый законодательный, или конституционный референдум: одобрение простого или конституционного закона, предложенного органами публичной власти (Франция, Российская Федерация), или который принимается по инициативе граждан (Швейцария). В зарубежной практике законы, принятые на общенациональном референдуме акты (решения), выделяют в особую категорию — референдарные законы. Их выделяют в особую категорию, поскольку они имеют особую юридическую силу. Акты, принятые путем обязательного референдума, подлежат исполнению всеми органами государства, должностными лицами, учреждениями, организациями, гражданами. Так, во Франции закон, принятый на референдуме, неподконтролен органу конституционного контроля — Конституционному совету.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных