ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ АВИАПРЕДПРИЯТИЯВ процессе труда авиационный персонал вступает во взаимодействие со средствами, предметами труда и другими специалистами. Кроме того, на него воздействуют санитарно-гигиенические факторы (параметры микроклимата, освещенность, уровни шума, вибрации, ультразвука, радиации, пары топлива, а также других токсичных веществ), психофизиологические факторы (физические нагрузки, нервное и эмоциональное напряжение, ритм, темп и монотонность работы, объем перерабатываемой информации), социально-психологические факторы (психологический климат в коллективах, отношение к труду и условиям труда, эффективность льгот и компенсаций), факторы эстетики (внешний вид, удобство работы и обслуживания, характер интерьера), а также социально-экономические, организационно-технические и природные факторы (рис. 2.2). Всё это в совокупности характеризует рабочую нагрузку, под воздействием которой выполняются производственно – функциональные обязанности. При выполнении функциональных обязанностей работники авиапредприятий группируются на звенья по задачам, технологическим процессам и по характеру выполнения работ.
Рис. 2.1. Схема производственного процесса авиапредприятия
Достижение конечных целей авиапредприятием возможно только в результате коллективной, целенаправленной и эффективной деятельности персонала всех структурных звеньев. Вместе с тем, наиболее важным, решающим звеном в достижении высокого уровня безопасности полетов является экипаж ВС (рис. 2.1). Управление ВС это процесс контроля и управления целым рядом параметров, скорость и время изменения которых различны друг от друга. Время приёма, обработки, а также время принятия решения зависят от количества решаемых задач, условий этих задач, наличия средств контроля, уровня подготовки членов экипажа, степени их утомления и ряда других факторов, среди которых важную роль в обеспечении высокой эффективности работы экипажа играют условия труда. Проведенные исследования на некоторых самолетах и вертолетах ГА частично подтвердили предположение, что износ отдельных агрегатов способствует повышению концентраций вредных веществ, попадающих в воздушную среду кабины. Постоянный контакт летного состава с вредными веществами наряду с действием на них других вредных и опасных производственных факторов способствуют снижению работоспособности, повышению заболеваемости и утомляемости. Надежность деятельности экипажа снижается в условиях холода и в условиях жары, при сильном шуме и вибрациях, в темноте и при резком свете. Для деятельности экипажа ВС характерна постоянная напряженность, которая до определенного предела оказывает мобилизующее воздействие. Для каждого члена экипажа, кроме того характерна своя степень напряженности. Степень напряженности пилота для конкретных условий можно оценить следующим образом: где Н – оценка напряженности; tреальн – время, которое реально затрачивает пилот на выполнение какой-либо задачи; tрасполаг – время, которым располагает пилот на выполнение этой задачи. Несмотря на то, что формула не учитывает многих факторов, но ориентировочную оценку напряженности она дает. Из неё видно, что в случае возникновения отказов систем ВС или других факторов, отвлекающих внимание экипажа, tреальн для выполнения дополнительных действий будет возрастать и соответственно увеличиваться напряженность экипажа. Для снижения влияния неблагоприятных факторов производственной среды на психофизиологическое состояние экипажа ВС необходимо обеспечить оптимальные значения параметров микроклимата в кабине ВС (температура воздуха, относительная влажность, скорость движения воздуха, давление), ограничить уровень загрязненности воздуха, шумовых воздействий, вибраций, перегрузок; обеспечить рациональное освещение, цветовое оформление рабочих органов и средств отображения информации.
Рис. 2.2. Условия функционирования эргатических систем Не менее важным звеном в АТС, является управление воздушным движением. Работа диспетчерского состава не терпит нарушений и ошибок в действиях. Процесс управления воздушным движением характеризуется высокой степенью напряженности труда диспетчерского состава и высокой степенью его ответственности за обеспечение безопасности полетов. Деятельность диспетчера УВД связана с приёмом информации, её обработкой, принятием решения, реализацией принятого решения в виде исполнительных команд, контролем, за реализацией команд. Дефицит времени при работе диспетчера УВД с достаточно большой нагрузкой, является характерным признаком этой работы. Пропускная способность диспетчера, как управляющего элемента системы УВД, меняется в различных условиях, зависит от сложности и объема обрабатываемой информации, психофизиологического состояния диспетчера, профессиональной подготовки, условий его труда, организации рабочего места. К факторам, формирующим условия труда в диспетчерских залах, и воздействующим на авиадиспетчера можно отнести: температуру, влажность, подвижность, ионизацию воздуха; шум, инфразвук; освещенность, прямую и отраженную блесткость, отсутствие естественного света, пульсацию светового потока; электромагнитные, рентгеновские излучения; статическое электричество; оснащение рабочего места техническими средствами; режим труда и отдыха. Создание комфортной производственной среды в диспетчерских залах является одной из главных задач по снижению умственного перенапряжения, нервно-психических и эмоциональных перегрузок, в целях предотвращения профессиональных заболеваний, а также ошибок, влияющих на БП. Условия труда персонала служб обеспечения полета (АТБ, БЭРТОС, АС, ЭСТОП, ГСМ, ССТ, СОПП, СОПГП) по своему характеру отличается от условий труда экипажей и диспетчеров УВД более интенсивным воздействием природных факторов, разнообразием и количеством технологических операций. Например, при обслуживании одного самолета для обеспечения вылета необходимо выполнить до 300 различных операций. Рабочие места персонала этих служб, как правило, не фиксированы и располагаются на перроне, МС и в производственных помещениях. Рабочая зона изменяется в зависимости от выполняемых операций. Работы выполняются с использованием комплекса технических средств и оборудования различного назначения на общей площади специалистами различного профиля под воздействием факторов производственной и внешней среды, формирующих условия их труда. В течение времени численные показатели факторов условий труда могут выходить за пределы нормативной базы ССБТ. Это закономерно влияет на самочувствие работающих, способствует появлению преждевременного утомления, ошибок в работе, снижению качества выполняемых работ, приводящих к снижению уровня безопасности труда и безопасности полетов. Большинство исследователей склонны считать, что условия труда определяют скорость наступления утомления. К работам, которые могут вызвать быструю утомляемость или профессиональные заболевания из-за наличия шума, вибрации, облучения и т.п. относятся: клепка, механическая обработка деталей, испытания ВС и авиационных двигателей или агрегатов; ультразвуковая и люминесцентная дефектоскопия; работа с источниками электромагнитных излучений. Очень сложно проконтролировать качество выполнения целого ряда работ при подготовке и выполнении полетов. Любая ошибка может привести к цепочке событий, которые с определенной вероятностью могут способствовать возникновению особой ситуации в полете. Повышение качества технического обслуживания ²машины² - одна из важных проблем производственного процесса авиапредприятия. Создание комфортных условий труда авиаспециалистов, является фактором повышения качества работ по обслуживанию авиатехники и одновременно методом повышения уровня безопасности полетов (см.рис.2.3). Возросшая оснащенность аэропортов сложной техникой требует от служб подготовки, обеспечения и выполнения полетов новых подходов к формированию условий труда персонала. Таким образом, одним из путей повышения эффективности эксплуатации и технического обслуживания ВС, средств связи, навигации и электросветотехнического оборудования аэропортов является улучшение условий труда на рабочих местах авиационного персонала. Разработка мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах авиационного персонала должна осуществляться на основе аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда.
Рис. 2.3. Схема влияния факторов безопасности жизнедеятельности (производственной среды) на исход полета
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|