![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ АВИАПРЕДПРИЯТИЯВ процессе труда авиационный персонал вступает во взаимодействие со средствами, предметами труда и другими специалистами. Кроме того, на него воздействуют санитарно-гигиенические факторы (параметры микроклимата, освещенность, уровни шума, вибрации, ультразвука, радиации, пары топлива, а также других токсичных веществ), психофизиологические факторы (физические нагрузки, нервное и эмоциональное напряжение, ритм, темп и монотонность работы, объем перерабатываемой информации), социально-психологические факторы (психологический климат в коллективах, отношение к труду и условиям труда, эффективность льгот и компенсаций), факторы эстетики (внешний вид, удобство работы и обслуживания, характер интерьера), а также социально-экономические, организационно-технические и природные факторы (рис. 2.2). Всё это в совокупности характеризует рабочую нагрузку, под воздействием которой выполняются производственно – функциональные обязанности. При выполнении функциональных обязанностей работники авиапредприятий группируются на звенья по задачам, технологическим процессам и по характеру выполнения работ.
![]() ![]()
Рис. 2.1. Схема производственного процесса авиапредприятия
Достижение конечных целей авиапредприятием возможно только в результате коллективной, целенаправленной и эффективной деятельности персонала всех структурных звеньев. Вместе с тем, наиболее важным, решающим звеном в достижении высокого уровня безопасности полетов является экипаж ВС (рис. 2.1). Управление ВС это процесс контроля и управления целым рядом параметров, скорость и время изменения которых различны друг от друга. Время приёма, обработки, а также время принятия решения зависят от количества решаемых задач, условий этих задач, наличия средств контроля, уровня подготовки членов экипажа, степени их утомления и ряда других факторов, среди которых важную роль в обеспечении высокой эффективности работы экипажа играют условия труда. Проведенные исследования на некоторых самолетах и вертолетах ГА частично подтвердили предположение, что износ отдельных агрегатов способствует повышению концентраций вредных веществ, попадающих в воздушную среду кабины. Постоянный контакт летного состава с вредными веществами наряду с действием на них других вредных и опасных производственных факторов способствуют снижению работоспособности, повышению заболеваемости и утомляемости. Надежность деятельности экипажа снижается в условиях холода и в условиях жары, при сильном шуме и вибрациях, в темноте и при резком свете. Для деятельности экипажа ВС характерна постоянная напряженность, которая до определенного предела оказывает мобилизующее воздействие. Для каждого члена экипажа, кроме того характерна своя степень напряженности. где Н – оценка напряженности; tреальн – время, которое реально затрачивает пилот на выполнение какой-либо задачи; tрасполаг – время, которым располагает пилот на выполнение этой задачи. Несмотря на то, что формула не учитывает многих факторов, но ориентировочную оценку напряженности она дает. Из неё видно, что в случае возникновения отказов систем ВС или других факторов, отвлекающих внимание экипажа, tреальн для выполнения дополнительных действий будет возрастать и соответственно увеличиваться напряженность экипажа. Для снижения влияния неблагоприятных факторов производственной среды на психофизиологическое состояние экипажа ВС необходимо обеспечить оптимальные значения параметров микроклимата в кабине ВС (температура воздуха, относительная влажность, скорость движения воздуха, давление), ограничить уровень загрязненности воздуха, шумовых воздействий, вибраций, перегрузок; обеспечить рациональное освещение, цветовое оформление рабочих органов и средств отображения информации.
Рис. 2.2. Условия функционирования эргатических систем Не менее важным звеном в АТС, является управление воздушным движением. Работа диспетчерского состава не терпит нарушений и ошибок в действиях. Процесс управления воздушным движением характеризуется высокой степенью напряженности труда диспетчерского состава и высокой степенью его ответственности за обеспечение безопасности полетов. Деятельность диспетчера УВД связана с приёмом информации, её обработкой, принятием решения, реализацией принятого решения в виде исполнительных команд, контролем, за реализацией команд. Дефицит времени при работе диспетчера УВД с достаточно большой нагрузкой, является характерным признаком этой работы. Пропускная способность диспетчера, как управляющего элемента системы УВД, меняется в различных условиях, зависит от сложности и объема обрабатываемой информации, психофизиологического состояния диспетчера, профессиональной подготовки, условий его труда, организации рабочего места. К факторам, формирующим условия труда в диспетчерских залах, и воздействующим на авиадиспетчера можно отнести: температуру, влажность, подвижность, ионизацию воздуха; шум, инфразвук; освещенность, прямую и отраженную блесткость, отсутствие естественного света, пульсацию светового потока; электромагнитные, рентгеновские излучения; статическое электричество; оснащение рабочего места техническими средствами; режим труда и отдыха. Создание комфортной производственной среды в диспетчерских залах является одной из главных задач по снижению умственного перенапряжения, нервно-психических и эмоциональных перегрузок, в целях предотвращения профессиональных заболеваний, а также ошибок, влияющих на БП. Условия труда персонала служб обеспечения полета (АТБ, БЭРТОС, АС, ЭСТОП, ГСМ, ССТ, СОПП, СОПГП) по своему характеру отличается от условий труда экипажей и диспетчеров УВД более интенсивным воздействием природных факторов, разнообразием и количеством технологических операций. Например, при обслуживании одного самолета для обеспечения вылета необходимо выполнить до 300 различных операций. Рабочие места персонала этих служб, как правило, не фиксированы и располагаются на перроне, МС и в производственных помещениях. Рабочая зона изменяется в зависимости от выполняемых операций. Работы выполняются с использованием комплекса технических средств и оборудования различного назначения на общей площади специалистами различного профиля под воздействием факторов производственной и внешней среды, формирующих условия их труда. В течение времени численные показатели факторов условий труда могут выходить за пределы нормативной базы ССБТ. Это закономерно влияет на самочувствие работающих, способствует появлению преждевременного утомления, ошибок в работе, снижению качества выполняемых работ, приводящих к снижению уровня безопасности труда и безопасности полетов. Большинство исследователей склонны считать, что условия труда определяют скорость наступления утомления. К работам, которые могут вызвать быструю утомляемость или профессиональные заболевания из-за наличия шума, вибрации, облучения и т.п. относятся: клепка, механическая обработка деталей, испытания ВС и авиационных двигателей или агрегатов; ультразвуковая и люминесцентная дефектоскопия; работа с источниками электромагнитных излучений. Очень сложно проконтролировать качество выполнения целого ряда работ при подготовке и выполнении полетов. Любая ошибка может привести к цепочке событий, которые с определенной вероятностью могут способствовать возникновению особой ситуации в полете. Повышение качества технического обслуживания ²машины² - одна из важных проблем производственного процесса авиапредприятия. Создание комфортных условий труда авиаспециалистов, является фактором повышения качества работ по обслуживанию авиатехники и одновременно методом повышения уровня безопасности полетов (см.рис.2.3). Возросшая оснащенность аэропортов сложной техникой требует от служб подготовки, обеспечения и выполнения полетов новых подходов к формированию условий труда персонала. Таким образом, одним из путей повышения эффективности эксплуатации и технического обслуживания ВС, средств связи, навигации и электросветотехнического оборудования аэропортов является улучшение условий труда на рабочих местах авиационного персонала. Разработка мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах авиационного персонала должна осуществляться на основе аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда.
Рис. 2.3. Схема влияния факторов безопасности жизнедеятельности (производственной среды) на исход полета
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|