Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сексуальная эволюция.




Прежде чем говорить о сексуальной эволюции, давайте поговорим о более известном понятии. О Сексуальной Революции. Нам кажется, будто мы точно знаем, что это такое. Но ее реальное значение становится понятным лишь в соотношении с более важной для человечества тенденцией – сексуальной эволюцией.

Впервые словосочетание «сексуальная революция» вышло из-под пера талантливого ученого и нетривиального мыслителя Вильгельма Райха. Сама идея родилась в результате синтеза двух актуальных на тот момент идеологических систем – фрейдизма и марксизма. Недаром почти в одно и тоже время Райх был исключен из марксистского сообщества «за симпатию к фрейдизму» и из сообщества психоаналитического «за симпатию к марксизму».

Оставшись в одиночестве, исследователь создал свое учение, которое достаточно быстро обрело популярность, но через некоторое времябыло запрещено, сам же Райх оказался в тюрьме. Без сомнения, рассуждал он, марксисты правы, усматривая проблему глобального экономического угнетения в капиталистической системе, однако экономическое угнетение – лишь малая часть тотального угнетения, одной из основ которого является угнетение сексуальности. По Райху, человек с полноценной здоровой сексуальной жизнью обладает силой противостоять различным видам угнетения, тогда как для сексуально закрепощенного человека ярмо на шее воспринимается как само собой разумеющийся атрибут жизни.

Инструментом уничтожения этого рабства Райх считал, прежде всего, психоанализ, однако не классический, а изрядно модернизированный. Исследуя Оргон, – так Райх называл сексуально-психическую энергию, - он обнаружил парадоксальный для науки факт: личная сексуальная энергия человека парадоксальным образом связана с универсальной космической энергией. Таким образом, Райх, на первых порах отрицавший любую форму мистицизма как невроз сексуального подавления, в итоге приходит к выводам, идентичным даосской и тантрической мистике.

Очевидно, что этот эволюционный скачок не мог остаться без внимания спецслужб. Оргонный аппарат, которым Райх мог даже вызывать дождь, был запрещен и разрушен, архивы исследований были уничтожены, а сам ученый брошен в тюрьму по невразумительному обвинению, где и умер в 1957 году от сердечного приступа.

Казалось, со смертью Райха его идеи обречены кануть в лету, тем более, что львиная доля архивов была уничтожена спецслужбами. Однако сексуальную революцию было уже не остановить, и уже после смерти Райха она была реализована в Америке и Европе на полную мощь. Принято считать, что сексуальная революция, в итоге, потерпела поражение, и всё вернулось на круги своя. Однако это, мягко говоря, преувеличение: достаточно сравнить этические установки начала и конца XX века. Взрыв 60-х, когда новое поколение экспериментировало с психоделиками и крайними сексуальными формами активности, действительно, постепенно сошел на нет, однако и возвращения к ретроградной морали не произошло – в конце концов, доминирующей этической парадигмой стало положение вещей, которое можно с определенной долей допущения назвать «сексуальным либерализмом».

Сексуальный либерализм предлагает гораздо более широкие границы допустимого, нежели пуританские настроения прошлых веков. Женщина, которая сама выбирает себе мужчин, строит свою жизнь и предпочитает сексуальное разнообразие, шокирует только самые низшие круги. Те установки, которые раньше были свойственны исключительно творческой элите, под воздействием сексуального просвещения всё больше входят в народ. Меру допустимого каждый устанавливает для себя сам, за исключением, конечно, криминальных крайностей (Впрочем справедливости ради следует сказать, что касается «криминальных крайностей», то здесь ханжества в законодательстве по-прежнему немало: запрет на проституцию в большинстве стран мира и даже Запада, запрет во многих штатах… орального секса (к счастью, народ этот запрет в гробу видал), узаконенная дискриминация секс-меньшинств в виде, хотя бы, запретов на однополые браки и т.д. и т.п., совершенно идиотские запреты на т.н. «распространение порнографии» и т.п.). Даже законы претерпели значительные изменения – почти во всех европейских странах, а также, например, в России и в большинстве штатов США из уголовного кодекса исчезла долгие годы позорившая современную цивилизацию статья, карающая за гомосексуализм.

Но следует заметить, что при всех своих достоинствах сексуальный либерализм имеет свои издержки. Прежде всего, это чисто механическое отношение к сексу, которое является компенсаторным по отношению к предыдущей, «чисто духовной» установке прошлого. Решением является синтез, основанный на совершенно иных принципах.

В свое время, на пике сексуальной революции, новое распространение получили некоторые восточные системы, такие как тантра или даосизм, которые соответствовали всем необходимым требованиям. К примеру, в тантрических ритуальных сексуальных практиках, в результате предварительной настройки, практикующие тантрический секс временно отождествляются с богами (универсальными архетипами) и получают сильнейший толчок к духовной трансформации.

Здесь мы видим принципиальную разницу между двумя парадигмами мышления. В общепринятой, западной системе, хотя и подвергшейся расшатыванию с пришествием сексуального либерализма, дух и плоть, а значит, духовная практика (молитва) и секс, являются противоположными началами, пребывающими в конфликте. В оккультной парадигме, напротив, сексуальность не противостоит духовности, но составляет с ней единое целое: посредством сексуального акта происходит единение с высшими принципами.

Вот что пишет на этот счет Алистер Кроули, о котором подробнее речь пойдет в следующей главе:

«Когда Вы пьете и танцуете и вызываете восхищение, Вы не "безнравственны", Вы не "рискуете вашей бессмертной душой"; Вы выполняете предписания нашей святой религии, которая предполагает только то, что Вы всегда должны расценивать ваши действия с этой точки зрения. Не принижайте себя, не разрушайте, не обедняйте ваше удовольствие, упуская высшую радость, пребывание в Мире, которое приносит понимание. Не обнимайте простую Мэриан или Мелузину; она - сама Нюит, специально созданная и воплощенная в человеческом обличии для того, чтобы вы получили бесконечную любовь, отведали вкус Эликсира Бессмертия даже на Земле. "Но экстаз будет твоим и радость земли: всегда во имя Мое! Во имя Мое!".

Она снова говорит: "Любовь есть закон, любовь, подчиненная воле". Держите незамутненным ваш самый высокий идеал; добивайтесь этого, не позволяя чему-либо остановить Вас или увести Вас с этого пути, даже когда звезда расчищает ненадежный и бесконечный путь славы, и все будет Любовью. Законом вашего существа становятся Свет, Жизнь, Любовь и Свобода. Все - мир, все - гармония и красота, все – радость».

Учение Алистера Кроули уникально тем, что, в отличие от тантры или даосизма, оно живыми корнями связано именно с европейской, доселе сокрытой оккультной традицией, и с распространением этической системы Кроули мы связываем основной вектор сексуальной эволюции.

Ибо дальнейший путь человечества должен вести именно к этой цели – сакрализации сексуальности. Однако этому пути, по вышеприведенным причинам, уже не подходит название «сексуальная революция», которая являлась, скорее, промежуточным этапом, разрушением с целью расчистки плацдарма. Для актуального процесса более подходящим определением, по аналогии, является «сексуальная эволюция», то есть постепенное проращивание новой этической парадигмы в отношении сексуальности. Если сексуальную революцию можно сравнить с взрывом ветхого дома, который, скорее, напоминает барак, то сексуальная эволюция подобна постройке на этом месте нового дома, который является одновременно домом, дворцом и храмом.

В том, что я говорю, в строгом смысле, нет ничего противоречащего человеческой природе. Большинство древних культур неразрывно связывали сексуальное и священное, и это не вызывало ни малейшего недоумения.

Только мрак христианства постарался низвести сексуальность до порока и грязи. Вспомним Ницше: «Эрот под воздействием христианства не умер, но выродился в порок».

Итак, финальной целью сексуальной эволюции является установление новой парадигмы, в которой сексуальное будет неразрывно связано с сакральным. Когда несколько лет назад я писал эту статью, то в ней, в этом самом месте, была следующая фраза «Если на данный культурный момент реализация этой задачи кажется невыполнимой утопией, то я хочу напомнить, что столь же «невыполнимым» мог казаться «реалистам» начала прошлого века переход к современным либеральным этическим установкам». Уже сейчас, после поражающего воображение массового успеха Книги Дэна Брауна «Код Да Винчи» и достаточно терпимой реакции большинства на те революционные идеи о святости сексуального таинства, которые высказывает автор, задача сексуальной эволюции уже отнюдь не кажется столь невыполнимой.

Но кто же первым проложил путь сексуальной эволюции? В 1904 году произошло событие, которое поменяло ход вещей. Земля вращается с той же скоростью, и солнце светит всё так же, но отныне духовность человечества перешла принципиально в иное состояние. Сменились Боги или, научно выражаясь, «архетипы, определяющие человеческое сознание». Не подозревая ни о чем, человечество вошло в новую эру или, как говорили греки и гностики, в новый Эон.

В 1904 году Алистер Кроули, блестящий поэт, философ, маг и оккультист, а заодно шахматист и альпинист, удостоился божественного откровения. В этот день он отдыхал в Каире со своей женой и решил показать ей простой ритуал, позволявший зримо увидеть духов воздуха. Внезапно безо всякой причины его супруга впала в транс и сообщила, что с ним хочет связаться бог древних египтян Гор. Дальнейшие обстоятельства этой истории известны всем, кто интересуется историей современного оккультизма – в результате Кроули была продиктована Святая Книга Закона, ставшая сердцем наступающего Эона, длина которого примерно 2000 лет.

В 1904 году современное человечество впервые получило совершенно иную систему связи с высшим, божественным, священным. Птица вылупилась из гнезда и летит к богине. Богиню Зовут Нюит. Птица – все человечество.

Кем же был Алистер Кроули? За всю мировую историю не было другого человека, чей образ и цели были бы настолько искажены массовым непониманием. Антихрист, Зверь, Сатана… Смешно и одновременно страшно, что во времена, когда Гитлер травил евреев в Освенциме, когда миллионы подлецов расправлялись с врагами с помощью анонимных доносов, а целые регионы вымирали от голода, главные европейские газеты Европы отдавали первые полосы «самому испорченному человеку на земле» - Алистеру Кроули, «воплощению мирового зла».

Но в чем он был виновен? Главное обвинение, которое преследовало его всю жизнь, и которое он безуспешно стремился опровергнуть в викторианском суде – обвинение в занятиях черной магией. Между тем и из работ, и из биографии Кроули известно, что он был категорическим противником черной магии. Известен единственный эпизод магической войны с предавшим его учителем (интересующихся отсылаю к биографии, написанной Мартином Бутом «Жизнь Мага»). Но то было противоборством равных, которое невозможно осудить по любой этической системе. Итак, реальной причины не было, но была истерия.

Так в чем же дело? Возможно, дело в смутном ощущении смертельной угрозы, которое газеты, как типичные медиумы подсознательных общественных страхов, вынесли наружу, на свет, но так и не смогли «проанализировать и изжить». Ведь с момента появления в нашем мире Кроули, и, в особенности, с момента написания Святой Книги Закона, старый мир, мир дряхлых этических и религиозных систем, оказался обречен. Но, даже состарившись, он не желал уступать своих позиций, как дряхлый кастрат Клингзор ни за что на свете не хотел отдавать свои владения юному Парсифалю.

А вот еще цитата из Бута, которая кое-что прояснит для нас: «Кроули провидчески предугадал неизбежность сексуальной революции, когда о ней еще не шло речи, но в отношении сакрализации сексуальности и возрождении сексуально-религиозных мистерий оказался глубоко архаичен».

Архаичен? Вспомним, что говорилось выше. Право же, старина Мартин, это ты не обладаешь способностью видеть хоть немного вперед. Для того же, кто способен оценивать факты, ясно, что, сексуальная революция – это лишь первый шаг к сексуальной эволюции, которая в итоге приведет к возрождению Мистерий Афродиты.

Я думаю, что когда Кроули говорил современникам о величии и красоте наслаждения, он был так же страшен, как 2000 лет назад Иисус, сказавший «богохульную» фразу: «Не человек для субботы, но суббота для человека». В старом Эоне Земля и земное - как плотское - противопоставлялось небесному, чисто духовному началу, лишенному телесности и, тем более, эротизма. В этой системе атеисты, вплоть до ницшеанцев, оставались в границах христианской парадигмы, хотя формально и отвергали её, ибо они точно так же принимали этот мифический раскол, только наоборот – отвергали небо, но служили земному.

Однако с 1904 года этот раскол преодолен, ибо само воплощение Небес, Нюит, является одновременно и воплощением совершенного эротизма. Это именно она говорит: «выйдите, дети мои, под звезды, и насладитесь своей долей любви». Богиня изображена в экстазе любовного слияния со своим супругом – Хадитом: «Та драгоценная лазурь разлита – се обнаженный блеск Нюит. Она в экстазе изогнулась. Целуя тайный пыл Хадита. Крылатый шар и звезды синевы. О Анх-аф-на-Хонсу, Мои!»

Можно много цитировать прекрасные строки святой Книги Закона, ибо вся она пронизана этим совершенным небесным эротизмом, который ни на миг не противопоставляется эротизму земному – напротив, в ней сказано, что «слово греха – ограничение». И далее:

«Вот покров: покров черен. Это покров целомудренной жены, покров скорби и покров гроба – это не от меня. Сорвите этого лживого призрака столетия».

Сексуальное становится неотъемлемой частью духовного, а духовное – частью сексуального. Но это отнюдь не оправдание вседозволенности и некорректной, лживой, манипулятивной сексуальной активности. Каждый сексуальный акт должен быть одновременно и актом сакральным. Вот что сказано об этом в Святой Книге:

«Также берите и довольствуйтесь своей долей любви, как того изволите, с кем изволите и когда изволите, но ВСЕГДА РАДИ МЕНЯ. Если ритуал не во имя мое – ждите страшного суда Ра Гор Хуита».

Увы, очень многие люди просто скопировали некоторые мысли из святых Книг, вырвав их из контекста. Те же сатанисты, прикрываясь авторитетом Кроули, призывают к освобождению всех инстинктов, упорно забывая ключевые слова – «во имя мое». Гор им судья. Бунтари были и до Кроули. Будут и после. Но Кроули не просто бунтарь, как его пытаются представить и противники, и некоторые сторонники, – он тот, кто смог выйти за пределы представлений, существующих в эгрегоре, став тем самым клювом птицы, который способен пробить скорлупу христианского мира.

Нет, не прав старина Мартин и в том, что Кроули «предсказал» сексуальную революцию. Он собственноручно создал ее и запустил. Если сама концепция под названием «сексуальная революция» может быть уподоблена детонатору, который приводит в действие взрывчатку, то взрывчатку изготовил как раз Кроули. Тем, кто шел после него, оставалось только дорушить взорванное здание.

Влияние Кроули на культуру огромно, и его примеры широко известны. «Битлз», кумиры 60-х, явно находились под влиянием Кроули. Недаром они разместили его портрет на обложке одного из альбомов «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера». Один из «Роллингов» также находился под влиянием его идей. Отец современного музыкального клипа, эзотерический режиссер Кеннет Энгер является членом Ордена, который Кроули возглавлял несколько десятилетий. Тимоти Лири, по странной иронии судьбы, удостоившийся того же, что и Кроули, титула «самого опасного человека на земле» из уст самого президента Никсона, искренне считал себя его инкарнацией. Неважно, так это или нет, важна сама вера в преемственность этой борьбы за освобождение. Воистину, не родись Кроули, мир был бы гораздо страшнее.

И всё же, я убежден, что, предсказывая и творя сексуальную революцию, Кроули прекрасно понимал, что это лишь переходный период к формированию новой парадигмы мышления.

 

Сексуальная магия.

Какие ассоциации возникают у большинства современных людей со словосочетанием «сексуальная магия»? У абсолютного большинства - какие угодно, только не те, которые имеет к ней отношение на самом деле. Полные профаны скажут о «магии секса», вспомнив рекламу бюстгальтеров, христиане закрестятся и запоют анафемы, представив «черные мессы», для читающей публики некоторое, хотя и в высшей степени искаженное, представление создал бестселлер «Код Да Винчи», тогда как отдельные оригиналы могут вспомнить секс - гуру современной культуры – Варру, Тетерникова или Незавибатько. Всё это, включая бюстгальтеры и черные мессы, очень хорошо, но увы, к сексуальной магии вряд ли имеет отношение, разве что очень косвенное.

Прежде чем говорить о сексуальной магии, давайте разберемся, что такое сексуальность и что такое магия. Ответы на эти вопросы кажутся очевидными, но это далеко не так. После Фрейда отягощенный знаниями индивид едва ли сможет точно сказать, что же такое сексуальность. Любой психоаналитик приведет массу доказательств, что вставлять ключ в замок или протыкать противнику брюхо шпагой – это чертовски сексуально. И вы не сможете ничего возразить, потому что за ним стоит научная школа, а наука, как известно, всегда права.

Казалось бы, всё просто: сексуальность – это то, что сопутствует сексу и возбуждает к нему. Что такое секс, к счастью, все знают на практике. Но что возбуждает? Нагота? Любой нудист назовет вас озабоченным извращенцем, если вы будете доказывать ему сексуальную подоплеку его невинного отдыха. Если мужчина на ортодоксальном нудистском пляже, наблюдая за женщиной, возбудится – его немедленно выгонят оттуда, как мелкого хулигана.

Может быть, существует определенный код сексуальности, некий набор условных знаков, выражений лица, цветов, который мы могли бы безошибочно вычислить и использовать? Естественно, целая отрасль бизнеса – реклама – построена на сексуальных двусмысленностях. Где бы мы ни появились, нам будут попадаться на глаза рекламные плакаты с лакированными красотками с провокационно-сексуальным выражением лица, которые по замыслу рекламных агентов должны представлять эталон сексуальности. Но – давно ли вы в последний раз возбуждались на рекламные плакаты? Лично меня они не возбуждают вовсе. Стопроцентный КПД медленно переходит в нулевой, идеальная сексуальная формула уже не интересует, несмотря на обилие сексуально провокационных женщин в рекламных роликах, большинство мужчин на рекламных паузах переключают канал.

Недавно мне попались эротические фотографии начала прошлого века. Это эротика, сексуальность, распространявшаяся подпольно, под страхом тюрьмы. Что меня поразило – это их целомудренность, классицизм, несмотря на наготу, но, в то же время, в них присутствует поза, вызов в каждом движении моделей. Эти фотографии отличались от современной порнографии, и даже эротики, как небо от земли. Но в те времена обрывок такой фотографии возбуждал сильнее, чем эротика нового времени.

Можно, конечно, сказать – то, что для одного сексуально, для другого нет, но это лишь будет свидетельствовать в пользу того, что сексуальность – это феномен, прежде всего, психологический, даже духовный, нежели физиологический. Можно, конечно, немного поерничать насчет того, что без известного органа, но с одной лишь психологией всё равно никакой сексуальности не останется. (Так ведь и если голову отрезать, то тоже мыслить не очень получится, что, тем не менее, не является поводом для сведения феномена мышления ТОЛЬКО к физиологии. Впрочем, это уже вопрос для философов, и он выходит за рамки нашей компетенции).

Я искренне надеюсь, что уже к этому моменту мы можем окончательно похоронить надежду дать однозначное определение сексуальности. Но, отказавшись от однозначности, линейности, мы подходим к самому интересному – холистическому, то есть целостному в и дению. Там, где бессилен интеллект, – оживают символы, миф. Мифу нельзя дать однозначное определение – это будет всегда смешно. Достаточно хоть немного чувствовать трагедию, чтобы понимать, что миф об Эдипе – это не некое повествование «о желании трахнуть маму», но рассказ об ужасе неотвратимой судьбы, что, впрочем, не обесценивает те психотерапевтические открытия, которые сделал Фрейд. Миф об Атисе гораздо более подошел бы Фрейду, однако и там есть куда большее смысловое поле, нежели конкретизм истолкований.

К мифам неприменима логика. Формула логики – линия, формула мифа – круг. Но к мифу применима амплификация. Этот метод заключается в поиске мифологических и культурных аналогий с темой, образом, символом идеей. Находя аналогии, связанные с темой, мы углубляем понимание мифа. Если эти аналогии противоречат друг другу, то это обстоятельство решительно не имеет значение. Юнг первым в научном мире возродил алхимический принцип «объяснения черного через еще более черное»; впрочем, вся современная физика только этим и занимается. Правда здесь заключается в том, что только так мы и сможем хотя бы что-то реально понять.

Тогда приступим.

Сексуальность связана с ночью. Невозможно найти рациональное объяснение этой незыблемой связи, поскольку физиологически, по мнению некоторых ученых, сексом следует заниматься утром. В конце концов, куда более сексуально возбуждает видеть партнера, чем не видеть его! Но для мифа не существует такого недоразумения, как рациональная логика, и факт связи сексуальности и ночи легко можно подтвердить сотнями мифологических, литературных, культурных ссылок. Предлагаю читателям найти их самостоятельно.

Сексуальность связана с освобождением. Вопреки всякой логике, человечество интуитивно отождествляет райские яблоки Древа Познания с познанием секса, который и освободил человека от власти Иеговы (Именно Иеговы, но не Бога!). Вопреки всякой логике, потому что в Библии Бог дает Адаму и Еве благословение «плодиться и размножаться» до, а не после подарка змея. Миф настолько живуч, что я однажды выиграл пари на бутылку пива с весьма неплохим знатоком Библии, споря с ним именно об этом фрагменте. Адам и Ева избавились от власти Иеговы – через сексуальный гнозис.

Сексуальность связана с мятежом. Думаю, все мы хоть раз видели агитационный плакат одной «экстремисткой» партии: «Революция хочет тебя!» Обнаженная женщина, непропорционально сложенная, изображенная графически, зовет всех «свергать нынешнюю власть». Стоя на остановке, я непроизвольно поймал себя если не на сексуальном возбуждении, то на особого рода сексуальном флюиде, который приковывал меня к этому плакату и так томительно сладко звал на баррикады. Требовалось волевое усилие, чтобы вспомнить всю свою образованность в психологии и оккультизме, слова Кроули и Волошина о цене любых революций и о том, что это всё игры Иалдабаофа, чтобы отвести взгляд от этого плаката и пойти по своим делам.

Немыслимый парадокс: образ вроде бы куда более далекий от биологической сексуальности, нежели полуобнаженные цветные красотки с рекламных щитов, и, тем не менее, он активировал куда более сильный сексуальный флюид.

Повторюсь: сексуальность связана с освобождением. До возраста пробуждения сексуальности ребенок – лишь часть бытия родителей. Его индивидуальность всего лишь продолжает индивидуальность родителей, его неврозы – отражение неврозов родителей. С пробуждением сексуального желания он оказывается (иногда полностью, иногда частично) отделенным от семейной матрицы – он получает свободу.

Сексуальность связана с грехопадением, стыдом, отвращением, осуждением. Здесь мы приходим к весьма непростой констатации: отрицать мифологическую связь означало бы выбирать позицию страуса, другое дело, что эта связь должна быть понята правильно. Ибо освобождение и грех – две стороны одной медали. Вопрос только в отношении к факту. Человек, воспитанный в тюрьме, едва ли обрадуется, если эта тюрьма в одночасье разрушится. Стыд, неуверенность, даже паранойя – вот что будет его чувствами. Тот же эдемский миф имеет не только гностическую, но и христианскую интерпретацию. Здесь я отсылаю читателя к умному, но излишне специализированному ученому – Эриху Фромму. Одна из его работ так и называется – «Страх свободы». Чувство осуждения, грехопадения, отвращения и есть результат страха свободы.

Сексуальность связана с любовью. Именно так и никак иначе. Однако данный тезис явно нуждается в пояснении, чтобы не возникло недоразумения. Идея любви – это идея объединения. Греки выделили несколько видов любви, из которых сексуальная любовь – лишь одна из возможных, и общим для всех видов любви является желание объединить свое бытие с иным, любимым бытием. Например, любовь ученика к учителю строится на желании объединить свое бытие с той мудростью, которую носит учитель. То, что любовь по своей природе эгоистична, думаю, очевидно – желание быть с объектом (вернее, субъектом) любви, объединить бытие подразумевает любые возможности, кроме отказа. Более подробно эту тему я развиваю в другой статье. Секс как форма любви – это желание слияния именно с данной индивидуальностью.

Но сексуальность также связана со смертью. Широко известно, что самые искушенные на земле любовники – французы – называют оргазм маленькой смертью. Даже бегло пробежавшись по метаморфозам классической мифологии, мы без труда найдем достаточно примеров очевидности этой связи. Например, какой хороший был город – Троя!.. Если мы проанализируем сюжеты эротики, мы удивимся существованию в повествовании о его истории крайнего напряжения между сексом и смертью – достаточно вспомнить один из самых сексуальных фильмов в истории кинематографа – «Горькая луна». Забегая вперед, я хотел бы сказать, что традиция понимает смерть не как окончательное прекращение бытия, потому никакого пессимизма здесь быть не может, напротив, 13-й аркан, «Смерть», равно как и смерть как символ, подразумевает наиболее радикальную трансформацию. Здесь я отсылаю читателя к главам прошлого тома, посвященным анализу 11-го и 13-го аркана и их тайной связи.

Сексуальность связана с познанием. «И Адам познал Еву». Характерен, в этой связи, услышанный мною фрагмент из разговора в высшем обществе: «Он её Знал – я имею в виду, в библейском смысле». Рискну предложить гипотезу, что связь сексуальности с познанием обусловлена тем обстоятельством, что осознанность личности человек впервые получает в том же возрасте, в котором просыпается его сексуальность. Но это – всего лишь гипотеза, а природа аналогий никогда не может быть объяснена однозначно.

Сексуальность связана с красным цветом. С этим цветом связано многое, и сексуальность далеко не в последнюю очередь. Красна по-древнерусски означает красива, а Бабалон есть Жена Багряная. С тем, что сексуальность связана с красным цветом, согласятся даже психологи, исходя из статистических исследований. Кстати, сексуальную магию в её упрощенном варианте часто называют «Красной магией».

Сексуальность связана с Идеей Жизни – хотя бы потому, что, при везении (или при невезении – у всех по-разному), как результат секса вполне зарождается новая жизнь. Напряжение секса, в некотором смысле, символизирует крайнюю точку напряжения и восторга жизненного экстаза.

Если вы помедитировали над приведенными параллелями, то мы уже можем говорить, что имеем представление о том, что такое сексуальность. Теперь нам предстоит вернуться ко второй части нашей формулы и выяснить, что такое магия. И здесь всё оказывается почти так же непросто.

Спросите у любого прохожего, что такое магия, и он вспомнит про привороты, порчу или заговоры бородавок. Впрочем, для современной культуры куда актуальнее оказывается магия денег. Как только я заявил о себе в телеэфире программы «невероятно, но факт» как о Посвященном Маге, случайные прохожие стали засыпать меня просьбами приворожить кого-то или навести порчу. Но правда заключается в том, что все вышесказанное – ровным счетом никакая не магия. Для этого существует куда более точное определение – колдовство.

Тем не менее, мы уверены что все читатели этой книги достаточно образованы чтобы отличить магию от колдовства, я приведу наиболее глубокое определение магии из тех, что существуют ныне – определение, данное Алистером Кроули: «Магия – это искусство и наука совершать изменения согласно своей воле».

Определение безупречное. Особенно здесь важно это объединение – «искусство и наука». То есть, вспоминая спор физиков и лириков, Фаустов и Гамлетов мы должны понимать, что ни те, ни другие не могут быть магами. То, что Фауст не был Фаустом, я предлагаю использовать в качестве разновидности коана для медитации. Ни односторонняя эмоциональность, ни столь же односторонняя рациональность не приближаются к пониманию магии ни на йоту. Магом может быть только тот, кто горит обеими страстями, и обе эти страсти в нем равновесны. Это очень важно: Супруги Сенес не случайно назвали написанную ими биографию Германа Гессе «Жизнь Мага», хотя магией (тем более колдовством) в строгом смысле Гессе не занимался и даже не имел посвящений. Тем не менее, он, в одинаковой степени влюбленный в музыку и математику, имеет право называться магом с намного большим правом, чем многие из тех, кто являются Магами по своему формальному статусу. Я думаю, теперь для вас станет понятно, почему магия не только была, но также есть и останется навсегда пространством для избранных немногих, пространством, покрытым для масс клеветой и предрассудками – абсолютное большинство тех, кого мы встречаем, - либо только физики, либо только лирики, и именно это обстоятельство делает людей скучными в предсказуемости их реакций. Настоящий маг едва ли будет предсказуем.

Возвращаясь к определению Кроули, следует сказать, что единственная проблема этого определения – это широта явлений, которые могут быть в него включены. Если я осознанно и творчески нарисовал картину – магия ли это? Кроули ответит, что магия и будет полностью прав; но нас, до того, как мы пройдем путь хотя бы до половины, это только изрядно запутает, ибо, если забивание гвоздей по своей воле – это тоже магия, тогда каждый второй – маг, и к чему, как говорится, огород городить?

Во введении к «Магии в теории и на практике», Кроули объясняет формулы магии на очевидных примерах из жизни. Приводя эти примеры, Кроули делал очень важное дело – разрушал и флер невозможного, существующий вокруг магии, а также иллюзии относительно всемогущества мага. Нет слов более бессмысленных, чем слова – «если ты маг, то почему ты не…» (здесь может быть вставлено всё, что угодно). Когда я отказываю своему родственнику в наведении порчи на его врага, который «уж точно подонок», я делаю это не потому, что это действие (не магия, кстати, а колдовство) невозможно для меня (ибо действие может быть как успешным, так и не очень – покажите мне адвоката, который не проигрывал ни одного дела), и не потому, что боюсь кары некоего беспозвоночного размером больше Вселенной, которого придумали ортодоксы для взаимного запугивания и которого назвали «богом». Я отказываю ему по простому расчету, ибо силы, которые будут затрачены на порчу или даже привлечение денег, естественно, должны быть откуда - то взяты (а откуда, если не из меня?), и взамен я вполне могу получить воспаление легких или потерять те драгоценные минуты экстаза, когда Богиня наполняет меня изнутри, открывая сияние. Едва ли я буду столь нерационален и альтруистичен, чтобы пожертвовать некоторыми секундами единения с Бабалон, которые я могу заслужить своей практикой, из-за желания помочь родственнику. Магия подчиняется вполне логичным законам, которые можно постичь, сместив точку восприятия, но эти законы имеют свое отражение и на материальном уровне, поэтому ничто не поясняет идею магии лучше, чем введение Кроули в «МТП». В одном японском аниме-сериале есть очень точное определение принципа действия магии: «Вы можете получить, что угодно, если готовы отдать за это нечто равноценное».

Но как, в таком случае, отличить магическое действие от немагического? Формально мы нашли определение, но, по сути, мы понимаем, что магия всё же принадлежит к особой категории.

Придется обратиться к этимологии самого слова. «Маг» означает «посвященный». Жрец. Когда Апполония Тианского привлекли к суду за занятия магией, он искусно оправдался, доказав, что маг на вавилонском языке означает жрец, и, называя себя магом, он лишь служит своему Богу, как их жрецы служат своему. Маг – значит, жрец, т.е. это тот, кто осознанно имеет дело с надиндивидуальной, сверхличностной силой (неосознанно с ней имеют дело все, ибо любая точка бытия есть эманация).

Но означает ли вышесказанное, что маг – это любой Жрец, Священник, Святой? Мы чувствуем, что в этой формулировке есть свой подвох, по принципу «каждая селедка – рыба, но не каждая рыба – селедка». Подвох разрешается в еще одном определении Кроули магии в оппозиции к мистике: «Магия – это искусство жизни, тогда как мистика – искусство смерти». Но всё же не следовало бы на основании этих слов противопоставлять магию и мистику, ибо в Святой Книге Закона сказано, что «я есть жизнь и отец жизни, потому знание меня есть знание смерти». Компромиссом будет логическое заключение, что если монета одна, то это не опровергает самого факта существования двух сторон этой монеты.

Святой (в общепринятом понимании), священник, жрец и юродивый в разной степени отстраняются от мира и находятся в нем только, что называется, по необходимости. Они устремлены к небу, отрицая землю. Пусть это и «не в полной мере так», как, возможно, возразят мне знатоки религии, но, тем не менее, очевидно, что для подвижника брошенный на чашу весов дух легко перевесит плоть и мир. Соответственно, материалист, мирянин, наоборот, ценит плоть выше, и, даже если он религиозен, его религиозность – это всего лишь замаскированный инстинкт самосохранения.

Маг оказывается в совершенно особом положении. Он является Жрецом с одной стороны и поддерживает связь с надличностным, духовным, вневременным с другой стороны. Поскольку магия – это искусство жизни, жрец не порывает с жизнью, плотью, страстью, бытием. Он и наверху, и внизу.

Посмотрите, как интересно всё получается. В мире человеческого интеллекта маг отказывается делать выбор между наукой и искусством, душевным и интеллектуальным, ставя себя на горизонтальной линии точно в середину. Но также Маг не делает выбора и на вертикальной линии между духом и плотью, небом и землей. Мало кто знает, что притча Ницше о сверхчеловеке, который, подобно древу, упирается макушкой в небо, а корнями уходит в самые глубокие инстинктивные уровни, гораздо древнее самого Ницше и восходит к дзэн-буддийским аллегориям. В этом и заключается суть главного требования Кроули к Магу – «встать в центр своего элементального креста», не делая выбора, но балансируя противоположности.

Если предположить, что врата магии охраняет некое чудовище сродни египетскому Сету, охраняющему врата смерти, то единственная отрицательная исповедь, которую должен произнести маг перед ним, - это слова «я не делал выбора». Потому что единственный выбор, который делает маг (символизируемый арканом «Влюбленные»), - это выбор стать Магом, встать в центр, не делать выбора. Ибо выбор – это убийство половины своего естества.

Надо ли говорить, что этот отказ делать выбор создает напряжение огромной силы, и в центре соединений противоположностей начинает рождаться принципиально новое бытие. Юнг называл этот феномен Самостью или коньюнкцией противоположностей, не смешением их, но соединением. Такое соединение и является его «Истинным я» или Святым Ангелом Хранителем (САХ).

Часть силы мага идет на искусство жизни (в самых крайних, я повторюсь, в САМЫХ КРАЙНИХ случаях он может использовать и колдовство, но у мага, заметим, при необходимости и колдовство получится куда более эффективно), часть – на слияние с возлюбленным божеством, центром, осью, которая одновременно является и им самим. Единственное, что здесь важно – не сделать выбора до того, как четыре сольются в один.

Теперь, когда мы немного разобрались с основными понятиями, мы можем подойти к теме нашего разговора – к сексуальной магии. Сексуальной магией можно назвать любое сексуальное действо, которое направлено на связь с высшим, надличностным источником. Вот как всё, оказыввется, просто…

Просто, да не совсем. Сексуальная магия в ее идеале – это и есть точка элементального креста, когда адепт соединяет землю и небо, плоть и дух. Если практик понимает, что он делает – это сексуальная магия, если нет – еще одна, возможно, очень интересная, форма сексуальной игры.

В пространстве патриархальных «религий откровения» и Секс, и Магия представляют собой зло. Уж тем более сексуальная магия – здесь для христианского сознания заложены поистине «глубины сатанинские». А всё потому, что основой патриархальной религии является выбор, дуализм, органически чуждый магическому мироощущению. Или Земля, или Небо, или Мысль, или Образ. Не мир, но меч, две Рыбы прошлого Эона, не переставая, тянут друг друга в разные стороны, ибо таков Эон расчлененного Осириса. Компромиссов тут не может быть, как не может быть христианской сексуальной магии – прошу прощения, но это был бы оксюморон. Дэн Браун, соединивший Христа и секс, явно пошутил.

С другой стороны, традиция, которая подразумевает единство, а разделение воспринимается только как предварительное условие для единства, – это сексуальная магия, «королевский путь» самореализации.

Выше было сказано, что сексуальность связана с освобождением. Поэтому должно быть очевидным, что в вашем первом сексуально - магическом обряде, в любом случае, будет иметь место тема освобождения от условностей. Прежде чем практиковать сексуальную магию, необходимо очень конкретно понимать, что значит для вас секс как таковой. И чего вы хотите достичь этим ритуалом.

Можно воспользоваться классическими ритуалами, которые предлагает Кроули. Чтобы найти сексуальную подоплеку, достаточно только немного пошевелить мозгами. В «Звездном рубине» Кроули пишет о четырех знаках NOX и особой необходимости избегать знака Исиды Радостной. Мальчик-девочка-мужчина-женщина. Сказанного уже достаточно, чтобы делать выводы. Исида Радующаяся символизирует мать, значит, надо избегать зачатия. Уточняем – надо избегать того, что способствует зачатию – эякуляции. Доведите ритуал до знаков NOX, как обычно, но вместо самих знаков осуществите соитие без эякуляции.

Совсем по другому принципу построен «Звездный сапфир». Центральным символом является причастие. Судя по сложности образов, речь также идет о сексуальном аспекте. Знака не четыре, а два – Бафомет и Сет Торжествующий. Я полагаю, что речь идет о магическом аспекте куннилингуса как причастия богини. Как видите, всё сразу становится понятно.

Но - всего одно уточнение. Секс – это то, что происходит здесь, в телах, магия – это то, что происходит в сознании. Если вы думаете, что, узнав правильную технику, слово, позу, вибрацию, вы автоматически начинаете заниматься сексуальной магией – это большая ошибка. Потому что самое главное – отношение к происходящему и понимание того, что происходит.

Первые сексуально-магические опыты, как правило, окрашиваются люциферианскими настроениями. «Последняя точка разрыва с общепринятым мифом, наконец-то!» Не самый правильный подход, но без этой фазы не обойтись – мы все изрядно отравлены коллективным мифом христианского дуализма. Сексуально магический ритуал становится своего рода заявлением себе и миру: «Я окончательно разорвал связь с вашими иллюзиями». Помните: сексуальность связана с освобождением, и в этом случае сексуальная магия – это окончательная точка разрыва с любыми границами внутри и снаружи.

На следующем этапе понимания ритуал становится удивительным источником получения силы. Это кажется невозможным, но правильно выстроенный сексуально - магический ритуал дает огромный приток физической и интеллектуальной силы обоим партнерам. Это – связь со своей глубинной мудростью, ресурсом, источником. Здесь главное – отождествление, восприятие своего партнера как божества во плоти, сексуальность как поклонение.

Наконец, на самом высоком уровне сексуальная магия становится выходом в Иное. Это невозможно объяснить. Если бы мне сказали – сам бы не поверил. Переживание оргазма, как выход в иное, - то, о чем и сказать невозможно.

Смысл и цель.

Ибо чистая воля, не устремленная к цели,

свободная от вожделения к результату,

совершенна во всех отношениях.

Смысл и цель. Есть ли понятия более противоположные и, в то же время, столь же часто ошибочно неразличаемые? В современном мире каждый вдох должен преследовать какую-нибудь цель, при этом еще никогда еще мы не сталкивались со столь масшатбной потерей категории смысла.

Книга Закона, цитата из которой вынесена в эпиграф, - это уникальный документ ХХ века, это последнее откровение смысла в обессмысленном бытии. Каждая строка, каждое слово этой книги – террористический акт против шаблонов, которыми мыслят те, кто наглухо закрыт в клетке своих стереотипных реакций.

«Чистая воля, не устремленная к цели… возможно ли вообще нечто подобное?» - спросит наблюдатель. Действительно, современный человек не способен и шага сделать без поставленной цели, и именно поэтому наступает смерть его духа. Ведь устремление к цели есть главная причина растворения индивидуальности в механизме системы. И не так важно, каков этот механизм – грубая трактороподобная машина под названием «совок» или современная высокотехнологичная матрица современности.

В фильме Тарковского «Сталкер» герой начинает свой поход в зону с исповеди в мучительной скуке современной реальности. «Раньше в каждом доме жил домовой, в каждой церкви – бог, а сейчас… скучно». Это и есть ужас эйдетической искры смысла, оказавшейся в расчлененном пространстве целей. Неудивительно, что эти слова являются почти дословной цитатой из одной из последних работ Юнга, которую ни Тарковский, ни Стругацкие, написавшие сценарий «Сталкера», читать в то время не могли, ибо на тот момент просто не существовало переводов Юнга на русский язык.

Смысл и цель. Смысл – категория холистичная, целостная. Во вселенной смысла его противоположность не может существовать, ибо смысл включает все грани бытия от алеф до тау. Эксперименты Юнга, проведенные совместно с ведущим физиком того времени Вольфгандом Паули, убедительно доказали, что в пространстве смысла не существует ни временн ы х, ни пространственных ограничений, ибо сказано: «Рана может быть причиной ножа». Смысловая связь имеется не только между причиной и следствием, но и между следствием и причиной. Ограничения присутствуют только во «тьме внешней», которая существует как иллюзия, авидья, то есть неведение смысла. Однако смысл включает в себя даже само неведение, ибо сказано: «Боль разделения ничто, радость растворения – всё. Я разделена ради любви, ради возможности единения». Любой желающий может провести параллели между этими строками Святой Книги и словами Юнга о том, что «разделение есть предварительное условие объединения».

Давайте разберемся в разнице между смыслом и целью на примере. Представим себе поезд, в котором едут взрослый и ребенок. Взрослый четко знает финальную цель своего путешествия, поэтому время в пути – это потерянное для него время, которое следует убить бессмысленным и бесцельным действием, например, чтением книжки в мягкой обложке. То, что убийство времени – тяжелое преступление, наказуемое Серпом Сатурна, этот взрослый едва ли догадывается. Для ребенка, напротив, в этот миг цель, даже если это приезд к любимому дедушке, не существует. Он осознает её, только когда она будет достигнута. Для него всё вокруг озарено полнотой смысла: и названия полустанков, и голос диктора, их объявляющий, и странная форма контролера, и всё остальное.

Смысл тесно связан с тайной и, еще глубже, – с таинством. Потому потеря смысла связана с потерей тайны. Вместо тайны – много мелких секретов и загадок, которые существуют только для того, чтобы их разгадать. Но тайна не может быть раскрыта, поскольку тайна – это то, к чему можно прикоснуться и измениться самому. Тайна, таинство – «фактор бесконечный и неизвестный», а секреты – фрагментарные осколки невежества «псов рассудка». В современном мире цель заменяет смысл, а секреты – таинство.

Современная цивилизация маниакально распространяет категории цели даже на те явления, которые находятся в пространстве смысла. Я очень много говорил о важности выстраивания точной семантической системы для посвященного, ибо именно в зависимости от нее организуется наше психическое пространство. Семантика матриэгрегора нередко закладывает тонкие ловушки, так что действия, принадлежащее к категории смысла, оказываются пойманными в границы цели.

Попробуем разобраться с этим. Нет смысла говорить о низшей магии, направленной на прямой результат в материальном мире, ибо здесь всё и так ясно. Гораздо больший интерес представляют более тонкие ловушки. Допустим, мы говорим, что практикуем йогу, медитацию или ритуал с целью достижения единства со Святым Ангелом Хранителем. Казалось бы, всё правильно, ведь именно такую формулу предлагал нам Кроули. Но нет ли здесь ловушки «устремления к цели»? Мы получаем дискретную линию, при которой есть несовершенный я, Я должен проделать некую последовательность действий, выдержать некое количество асан, медитаций, разработать ритуалы, в итоге которых этот «несовершенный я» станет своим собственным САХ. Но эта схема – не по смыслу, а по структуре – ненамного отличается от примера с поездом. Сами действия профанируются своей вторичностью, ибо настоящее ценно не само по себе, но лишь как ступень, ведущая к будущему результату. Таким образом, смысл подменяется целью.

Гораздо более логично предположить, что сами медитация, асана, молитва, ритуал и даже чтение святых текстов (хотя почему «даже»? – иногда это самая мощная духовная практика, и те, кто не понимают этого, едва ли достойны войти в храм гнозиса) являются процессом такого общения, которое имеет разные грани и тональности, но, тем не менее, является самоценным процессом в любой точке нашего положения. Это может показаться странным, но именно при таком подходе мне удалось достичь подлинной регулярности в исполнении необходимых практик. На ровной линии времени ритуал оказывается чем-то вроде точек перехода из горизонтали в вертикаль, и, естественно, возникает желание сделать его как можно больше и лучше. Разумеется, такой подход неприемлем для тех, у кого всё еще не произошел разрыв с отцовским суперэго (по Фрейду), но разве Айвасс не говорил об особом избранничестве для постижения гнозиса?

Какова разница между дивинацией и гаданием? Мы все понимаем, что различия существуют, но… кто из нас, хотя бы для себя, попытался четко определить их?

Разница между дивинацией и гаданием идентична разнице между смыслом и целью. В процессе дивинации результат вторичен, тогда как самым главным является процесс, священнодействие, право и возможность прикоснуться к таинству символического. Результат при этом включен в сам процесс и является реальностью мига. Так, полученная катастрофа может быть пережита на субъективно-психическом уровне в момент открытия карты и, тем самым, оказаться отыгранной. Точно так же прикосновение к нам благого дыхания одного из возвышенных арканов ощущается нами именно с той секунды, когда эта карта открыта. Это и есть искусство дивинации как активное проживание символического в его полноте.

В то же время в гадании, напротив, доминирует цель, и, по сути, нет принципиальной разницы между тем, к чему обращаться – к совершенной системе символов Таро или к гаданию на кофейной гуще. Единственным критерием здесь является точность самого предсказания.

Одной из поразительных параллелей с процитированной выше фразой являются слова Карла Юнга о том, что всякое действие, имеющее отношение к сакральному, в принципе, лишено цели (точнее, оно имеет цель, или, в данном контексте – смысл) звучат следующим образом:

«…Ритуал не обладает никакой практической пользой: это поставило бы его на службу какой-то цели, а целесообразность есть чисто человеческая категория. Все божественное обладает смыслом в себе самом, и это единственный известный нам законный смысл». (Карл Юнг «Символы превращения в мессе»).

 

О природе зла.

 

Чтобы понять особый колорит телемитского взгляда на природу зла, необходимо понять, что Телема находится на стыке гностического и тантрического мировоззрений, а эти мировоззрения во многом противоположны, хотя они и имеют немало общего. Так, согласно гностическому мировоззрению, Создатель мира является воплощением зла, и мир сотворен не по умыслу, но в слепоте не ведающего себя низшего из архонтов, порожденного сомнением, слезами и страхом Софии. В тантризме всё наоборот: там идея абсолютного зла полностью отвергается, поскольку всё происходящее в мире есть только игра Шивы и Шакти.

Если мы зададимся целью найти традицию, наиболее близкую к духу Телемы, это будет, несомненно, Индийский Тантризм. Паралели между сизигией Шивы и Шакти и сизигией Нюит и Хадит очевидна при внимательном рассмотрении обеих традиций.

Теология тантризма, подчеркивающая особенное значение Воли, Бабалон и Терион как гневные аспекты Нюит и Хадит (аналогии – Кали и Рудра)… Впрочем, параллели между Телемой и Тантрой заслуживают особого исследования. В этом смысле вопрос о происхождении зла оказывается лишенным смысла – в Книге Закона дается исчерпывающий, с точки зрения тантрической метафизики, ответ: «Ибо я разделена ради любви, ради возможности объединения. Ибо боль разделения ничто, радость же растворения всё». Это – абсолютно тантрический взгляд; и высшая метафизическая идея, которая является осью Телемы, т.е. всё, что мы воспринимаем как зло, - не более чем результат временной иллюзии, которая необходима, чтобы таинство воссоединения было возможно.

Однако в Теологии Телемы есть и строго гностические элементы, которые связываются с именем Хоронзон – персонификацией Зла, стража которого и должен преодолеть адепт в последнем своем испытании. Параллели между Хоронзоном в Телеме и гностическим Иалдабаофом достаточно очевидны. Во-первых, и у гностиков в странствиях души, преодолевающей семь планетарных сфер, последним испытанием является миновать Иалдабаофа, чтобы воссоединиться с изначальной Плеромой. Во-вторых, помещенный в Даат, ложную сфиру, Хоронзон фактически оказывается Творцом всей видимой реальности, т.е. не только материального мира, но и тонких планетарных оболочек-сфирот. Даат – ложная Сфира на Древе Жизни, которую часто даже не изображают, находится на пути гимель между Кетер и Тифарет, и она символизирует пропасть, или разрыв между высшим миром архетипического и его эманацией.

Это можно объяснить следующим образом. Согласно каббалистической традиции, творение происходит по такой схеме: из абсолютного нуля Божественный Импульс кристаллизуется в точку (кетер, монада, один), и взрыв этой точки является творящим импульсом. Удивительно, что каббалистическая теология творения и наиболее распространенная научная гипотеза о большом взрыве, оказывается, имеют между собой столько паралелей. Затем, по мере прибывания чисел, «молния творения» приумножает себя от одного до десяти, проходя от Сфире к Сфире, пока божественный импульс не обретает окончательную, застывшую форму в мире малькут, то есть в мире физического проявления.

См Схема №1

 

Теперь посмотрим на Схему №2. Это – основной глиф магической работы, Древо Жизни, каким оно известно каждому из нас. Позднее, в главе «путь стрелы – основные стадии восхождения» мы более подробно рассмотрим символизм древа а пока довольствуемся кратким изложением. Сфирот соответствуют числам, а пути между Сфирот – буквам иврита и, одновременно, арканам Таро, которые уже были основательно исследованы нами в предыдущем томе.

Схема № 2

 

Но из двадцати двух путей ни один не соединяет третью и четвертую сфиру! Это говорит о том, что божественный импульс к творению прошел сквозь все сфирот, в одном месте образовалась своего рода «рваная рана». Пытаясь преодолеть разрыв, различные авторы оккультных трактатов пытаются найти «два тайных пути», или дополнить арканы Таро, сделав из двадцати двух двадцать четыре, чтобы симметрия соответствий оказалась идеально соблюдена. Но, как показывает практика, это оказывается бесполезным. Множество предлагаемых вариантов для местоположения тайных путей оказываются одинакого неработающими, а все попытки изобразить два дополнительных аркана упорно не приживаются. Возникает ощущение, что существующее положение вещей и должно быть таковым, а попытка достичь стопроцентной оккультной геометрии противна самой природе.

В этой связи невольно вспоминается философский анекдот, где в рай попадает Эйнштейн и просит продемонстрировать ему абсолютную формулу творения. В воздухе появляется рука, начинает писать формулу, Эйнштейн внимательно наблюдает и, через некоторое время, подскочив, кричит: «Подожди, Господи, вот здесь же ошибка!», на что с неба раздается голос: «Я знаю!», и рука продолжает писать.

Даат, или «ложной Сфиры», на Древе нет. Существует только десять реальных Сфир, являющихся эманациями Единой Монады. Но с такой же степенью точности можно сказать, что она там есть, поскольку разделенность и забвение своей природы являются актуальным состоянием большинства проявлений этой реальности. Таким образом, демон Хоронзон, находящийся в Даат, и творит Иллюзию. Мы же вновь возвращаемся к строкам Книги Закона, но уже со стороны Каббалы, констатируя, что «боль разделения – ничто».

Теперь проверим наши выводы, проанализировав само имя Хоронзон. В данном случае, анализ должен пониматься в буквальном смысле – как «разделение на части». И выводы, с которыми мы сталкиваемся, просто поразительны. Запишем это имя следующим образом: «Хор-он-з-он». Почему так?

Первое, что поражает наблюдателя, - это первая часть имени, Гор («г» и «х», очень часто сливаются потому даже в магическом круге имя Гора пишется как Hoor а не Goor, и, как полагают, глухая форма произношения является более древней). Здесь мы, уже в который раз, видим поразительное совпадение противоположностей, которое исследовали Карл Юнг и Мирче Элиаде: Главное Благое Божество и Главное воплощение Зла имеют в своем имени единый корень. Само по себе это не удивительно: Мирче Элиаде в своем исследовании «Мефистофель и андрогин», приводит немало примеров из западной и восточной мифологии, где действует главный закон сакральной вселенной – закон совпадения противоположностей. Главный демон в индуисткой мифологии оказывается автором трактата против демонов, а два враждующих Начала Зороастризма является братьями, рожденными от единого Отца Зервана, а демоница, с которой сражается святой, является его сестрой. Чтобы не заниматься бессмысленным изложением уже известного, я просто направляю читателя к этим работам Элиаде. Таким образом, первая часть указывает на скрытое родство между высшим и низшим, Гором и Хоронзоном.

Но для нас гораздо интереснее понять послание второй части, если мы понимаем, почему Хорозон – это всё-таки воплощение Иллюзии. Потому что, на первый взгляд, исследование ставит нас в тупик, ибо мы вновь видим сакральную форму – ОН, что в переводе с древнеегипетского означает «солнце». И повторяется дважды. Окончание -он означает причастность к божественному. Но в этом имени «ОН» разделен на две части буквой «З», которая, при переложении на иврит, оказывается, соответствует ЗАЙН. В классической нумерологии число «2» – это число разделения, дихотомии и противопоставления тезиса и антитезиса. Зайн – это один из пяти путей, соединяющих мир над и под пропастью, и уже поэтому из всех букв формулы наиболее соответствует данной формуле. Окончательным подтверждением нашей правоты является соответствие буквы Зайн аркану «Влюбленные» – карте, которая символизирует раздвоенность, внутренний конфликт, дуализм, противостояние и барьер.

Итак, из образа христианского дьявола, каковым представляют Хоронзона, те, кто только начинают свой путь в Телеме, он превращается в каббалистически точное математическое изложение принципа Иллюзии. Принцип который противопоставляет и разделяет ОН (то есть истинное солнце божественного) и ОН (то есть то божественное, что есть в человеке, ибо «нет бога, кроме человека»).

Однако зададимся вопросом: к чему такие сложности? Дело в том, что начинающему часто бывает необходима персонификация принципа неведения, и наша реальность ведет себя таким образом, словно ей управляет слепой Иалдабаоф-Хоронзон. Однако для посвященного, познавшего тайну формулы «Ноль равен двум» и соединившего великие противоположности, Хоронзон – это всего лишь абстрактная формула невежества, когда два ОН оказываются в неведении своего единства в Херу-ра-ха.

 

Символ веры. Попытка комментария.

 

Символ веры – важнейший по значению документ традиции Гностической Католической церкви Телемы, который в кратком тексте вмещает в себя квинтэссенцию символизма и этических принципов Телемы. Магическая и духовная сила нашего символа веры огромна: один раз, оказавшись в гиблом месте, находясь на грани безумия я спас свой рассудок регулярным повторением строк святого Символа веры. Да, это так: прочтение СВ уже само по себе – магическое действие, призывающее силы нового Эона.

Наш Символ веры сочетает в себе поэтическую красоту и разумность, простоту и, вместе с тем, удивительную глубину, которая каждый раз открывается на ином уровне.

Потому, прежде чем приступить к комментарию, я считаю своим долгом предупредить читателя, что ни этот, ни какой-либо другой комментарий не претендует на право исчерпывающей интерпретации. Ибо даже целая библиотека интерпретаций не смогла бы вместить всю глубину символизма.

Этот комментарий – моя попытка исполнить клятву, которую я давал каждый раз, когда получал право быть одним из свидетелей крещения – всячески помогать крещенным в Гностической церкви постигать глубину нашего Символа веры. Итак, приступим:

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных