Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Верую в чудо мессы.




Гностическая месса в жизни телемита – это высочайший из возможных ритуалов и сокровеннейшее из Таинств. Это – сердце Традиции, её душа и дух, её музыка и слово. Книга Закона, положенная на музыку ритуала, и эта музыка достигает Небесных Сфер, даровав нам на мгновение право воплотить богов в себе. Для тонко чувствующего человека достаточно одного причастия, чтобы постичь всю глубину и красоту традиции Телемы.

К сожалению, не все телемиты имеют возможность принимать участие в Гностических мессах, ибо территориально они живут далеко друг от друга. Кроме того, всегда бывает сложно найти женщину, которая бы смогла служить Мессу, поэтому, как это ни печально, даже многие Лагеря ОТО не имеют возможности проводить этот прекраснейший ритуал.

Для начала немного истории. Известно, что Гностическая месса была написана Кроули в 1913 году, когда он приехал в Россию. Именно в Москве и Нижнем Новгороде, находясь под впечатлением от красоты России, Кроули испытал вдохновение, под действием которого он и написал Гностическую мессу и несколько своих лучших стихотворений. До этого он несколько лет раздумывал о создании универсального ритуала, который выражал бы всю полноту символизма Телемы. Основой стали строки из его гимна «Корабль»: «О ты, кто есть я, помимо всего, что я есть».

Телемитов часто упрекают в том, что Кроули, якобы, взял христианскую идею причастия и лишь немного изменил её. Но правда заключается в том, что архетип причастия – это глубочайшая идея, что вкушение освященных хлебов и вина на миг делает нас едиными с Богом и не принадлежит только христианству. Само христианство позаимствовало эту идею из митраистского культа, который в Римской империи в начале христианской эры являлся главным конкурентом христианства. Эти же идеи мы находим в самых разных древних культурах – от культуры Атстеков и Майя до древнего Египта. Существует даже версия о том, что тайная, сокрытая часть Мистерии Элевсина в своей кульминации несла в себе идею причастия.

Менялись образы, идеи, концепции, которые проецировались на архетип, но сам архетип при этом оставался неизменен. От натуралистического причастия дарами земли Эона Исиды, через христианское причастие мучениями Страдающего Бога в Эоне Осириса, человечество, наконец-то, приходит к парадигме новой сакральности и видит Вселенную как любовную игру Божественной Пары, тогда как хлеб и вино символизируют Порождающую Силу и дитя этих двух Предвечных Начал.

И если рассмотренная выше Месса Феникса является исключительно солнечным причастием, происходящим полностью в сфире Тифарет, то Гностическая месса в своем символизме объемлет все Древо, и даже включает в себя пространства, находящиеся выше: в первый момент, когда Жрица входит в Храм, она олицетворяет Айн-Соф, Изначальный Ноль, порождающий Вселенную. Здесь, в этом ритуале сокрыты все тайны сокровенного символизма, Люкс и Нокс; здесь открываются врата, и плоть становится словом.

А сейчас я хотел бы поделиться с вами некоторыми идеями, касающимися символизма Мессы. Когда я в первый раз вошел в Храм Телемы, я был потрясен величием и красотой ее ритуала, но с каждым разом, чем более глубоким становилось мое проникновение в мир сакральных символов, тем большим оказывалось и удивление глубиной и детальной продуманностью символизма ритуала. Излагая свои мысли, я считаю себя обязанным подчеркнуть, что всё сказанное – это лишь малая часть описываемого символизма. Более того, только посвященным самых высоких степеней известен истинный и полный смысл всех действий этого Таинства.

Символизм Мессы может быть осмыслен в разных контекстах. Это – и путь творения Вселенной, и символическое отражение пути Великого Делания, и аллегория всей жизни – от рождения до смерти.

Храм – это миниатюрная модель Вселенной, Древо Жизни. На вершине трехступенчатого алтаря находятся Стела Откровения и восемь свечей. Стела Откровения здесь символизирует Кетер, Изначальную Монаду, от которой происходит творение. Согласно истории, именно через Стелу Откровения, оригинал которой хранится в Египте, в Каирском музее, на Алистера Кроули и снизошло Откровение.

Восемь свечей на этой, самой высшей ступени, апеллируют к тем строкам из Книги Закона, где Хадит говорит о себе, что «для глупцов я девять, но для мудрого восемь и один в восьми», то есть самая верхняя часть трехступенчатого алтаря соответствует Изначальной Точке, из которой и разворачивается Вселенная.

Следующая ступень соответствует сфире Хокма. На этой ступени и находится Книга Закона, подобно Логосу, там также возжигаются двенадцать свечей, символизирующие двенадцать Знаков Зодиака. Согласно оккультной традиции, они символизируют «Круг неподвижных звезд», который находится между Семью Небесами и Источником. Наконец, третья ступень алтаря, символизирует Бину, Бабалон, Великую Матерь Сотворенного, Святую Блудницу. Здесь находятся две красные розы, две свечи – черная и белая, чаша с вином, а также Хлеба Света, и именно сюда Жрец возносит Жрицу в ходе ритуала. По бокам от алтаря стоят две колонны – черная и белая, которые как бы зеркально отражают горящие свечи. В этом нетрудно усмотреть аллегорию на Второй аркан Таро, где Верховная Жрица, символизирующая тайную мудрость, сидит между двух колонн – черной и белой. Колоны, в свою очередь, символизируют мировые противоположности: свет и тьму, женское и мужское, активное и пассивное, добро и зло.

Также на алтарь в начале Мессы кладется облачение Жреца, которое, по ходу ритуала, Дьякон передает Жрице.

Далее, вдоль центральной линии, идущей от трехступенчатого алтаря, расположены маленькие алтари огня и воды, которые соотносятся со сфирами Тифарет и Йесод. Это убежище огня и воды, очищения и освящения, которые активирует жрица. И, наконец, в самом дальнем конце храма, на западе, находится гробница, которая символизирует Малкут, или мир застывшей материи. В таком положении вещей также нетрудно усмотреть свою логику, ибо душа, живущая только материальным и не имеющая духовных радостей уподоблена мертвецу. В стихах Максимилиана Волошина есть показательные строки, которые дают нам ключ к первой части Мессы: «…я только гроб, в котором тело бога. Погребено…». И мы видим, как жрица во время Мессы постепенно меняет качество жреца – из мертвеца он становится Богом.

Символизм служителей достаточно очевиден. В начале ритуала жрица символизирует Нюит, изначальное Женское Начало, Айн-Соф, которая танцем змеи разворачивает все проявление бытия из Изначального Нуля. Синяя накидка жрицы с золотыми блестками символизирует Ночное Небо Нюит и имеет источником слова из Книги Закона – «Цвет мой для слепцов черный, зрячие же увидят синеву и злато». Во второй части ритуала Жрица оживляет (с помощью Бабалон, Бины, Великой Матери и Святой Блудницы) жреца, отдавая ему свою силу. Жрец в начале ритуала – это Бог, Хадит, забывший свою собственную природу и погребенный в могиле. По мере того, как Жрица наделяет его достоинствами, он вспоминает себя и обретает царскую силу Териона, после чего совершает Великую Мистерию. Красная накидка жреца символизирует пламя Изначального Огня. Дьякон соответствует Айвассу, который передал Алистеру Кроули Книгу Закона. Он соответствует Тифарет, через которую соединяются Небеса и земля, и, таким образом, в данном ритуале он является посредником между Мистерией Жреца И Жрицы и прихожанами.

Поскольку функция дьякона состоит исключительно в посредничестве, то любая пара, имеющая близкие отношения, может служить Мессу сама для себя, без участия дьякона и прихожан. Однако, как показывает опыт, наличие хотя бы одного прихожанина значительно усиливает эффект от ритуала.

Конечно, создать Храм может не каждый. Для этого нужна отдельная комната, специально отведенная исключительно для духовной практики. Для этого также требуется некоторое количество денег – для изготовления алтарей и покупки атрибутов. Но, как показывает сама жизнь, часто невозможное становится возможным, и однажды увидевший мессу, находит пути к её сотворению. Ибо, как сказано в Книге Закона, «У тебя нет иного права, кроме как поступать согласно своей Воле», и ничто не остановит того человека, чья воля заключается в том, чтобы служить Таинство Мессы.

Следует также сказать, что размеры алтарей и атрибутов, указанные в тексте ритуала, являются идеальными размерами, которые на практике, с учетом малых полезных площадей большинства современных квартир, едва ли могут быть реализованы. Поэтому следует понять, что строгое соблюдение размера является желательным, но не обязательным условием ритуала, и выстраивая, к примеру, трехступенчатый алтарь следует руководствоваться только одним критерием – удобством.

Ритуал начинается с того, что дьякон вводит прихожан в заранее подготовленный Храм. Он приносит в Храм Книгу Закона, то есть здесь он является символическим носителем Логоса, и, как уже было сказано, символизирует Айвасса, который передал Кроули эту Книгу Закона.

После вознесения Книги на Алтарь и произнесения Закона Света, Жизни, Любви и Свободы, все участники Мессы делают Знак и коллективно читают Символ Веры. Следует заметить, что Гностическая месса – это единственный открытый ритуал ОТО, куда может быть допущен непосвященный, однако в тех случаях, когда в Мессе участвуют только посвященные, в ее ходе используются другие, более тайные Знаки.

После этого в Храм входит Жрица. Её слова наиболее точно выражают природу Нюит, соединившую землю и небо. Пройдя по Храму путем Кундалини, она отверзает завесу Могилы Жреца. Данный акт символизирует процесс рождения, ибо каждый из нас рожден женщиной. Это действо также символизирует пробуждение от исключительно материальной жизни, в которой души подобны спящим или мертвецам, к жизни духовной. В этой фазе Мессы жрец подобен новорожденному дитя или покойнику, и потому абсолютно беспомощен. Поэтому он, сделав три символических шага, произносит слова капитуляции: «Кто я такой, чтобы судить о достоинствах братьев?» и становится на колени. Жрица должна не только символически «родить» Жреца, но через сложную последовательность действий наделить его сакральным достоинством.

Очищение водой и освящение огнем символизируют овладение своими чувствами и разумом. Эта фаза Мессы превращает ребенка во взрослого, ибо только владеющий своими чувствами и разумом достоин называться взрослым человеком. Воды очищают сердце, огонь воспламеняет ум – такова древняя формула Посвященных. В ритуальной магии это – стандартные начальные фазы ритуала, очищение и освящение.

После этого жрица облачает жреца в Царские Одеяния. Этот акт символизирует, что с этого момента жрец становится Царем. Символизм царского достоинства очень глубок и многогранен, например, алхимия называлась царским искусством, а в Книге Закона сказано, что «Мы не для несчастных и унылых, владыки земные – наше племя». Это – предел реализации пути Люкс, здесь Царь одновременно объявляется жрецом Солнца, причастным к воинским митраистским культам.

От Люкс действие переходит к Нокс, и жрица одевает на голову жреца корону со змеем Уреем, что символизирует полностью пробужденную Кундалини. Царь становится жрецом, кшатрий – брахманом. Пробуждение Кундалини – важнейшая цель духовной практики, поскольку Кундалини утверждается здесь как символ сакральной власти.

И, наконец, жрица воздымает Копье Жреца одиннадцатью ритмичными прикосновениями. В этом действе очевидно наличие скрытого эротического подтекста, который аллегорически указывает на тайны самых высших степеней Посвящения, связанного с Сексуальным Гнозисом. С этого момента жрец становится Богом, полностью «вспомнив», «пробудив» свою природу, и отныне он – равный партнер Великой Богини в совершении Великой Мистерии.

Обратите внимание, что в Гностической мессе Жрец и Жрица полностью равноправны. В первой части ритуала вся полнота силы и власти принадлежит жрице, тогда как во второй его части, напротив, именно жрец является активным агентом Мистерии. Что касается дьякона, то, согласно канону, он может быть человеком любого пола. Таким образом, главная идея Мессы – это аллегория центральной мысли всей традиции Телемы, представляющей Вселенную как процесс и результат любовной игры Божественной Пары. Наше священнодействие полностью свободно от какого-либо ощущения вины, греха, и оно является в высшей степени радостным и торжественным таинством, в процессе которого человек приближается к беспредельной Мистерии Любви двух космических принципов.

И теперь уже жрец, наделенный всей полнотой силы и достоинства, возносит жрицу на Алтарь. Начинается мистерия пресуществления. Хлеба Света и вино становятся Магическим Дитя, рожденным в результате символического взаимодействия двух Божественных Принципов, персонифицированных Жрецом и Жрицей.

После того, как Жрица оказывается вознесена на Трон Бины, уже жрец освящает её водой, огнем и словом (в тот момент, когда жрец трижды целует Книгу Закона). Обратите внимание, что в процессе освящения жрица использует тройной крест (три – Число Бабалон), а жрец крестит жрицу пять раз (пять – Число Марса).

Наконец, жрец закрывает завесу и, вместе с дьяконом, трижды обходит храм. В цивилизованных странах в этот момент Жрица должна полностью обнажиться, но поскольку Россия, по международным стандартам, признана варварской страной, это, как правило, не практикуется, поскольку Кроули делал специальную оговорку для варварских стран. Хотя в любом случае, окончательный выбор остается за Жрицей.

Обратите внимание также на то, что число «3» на всём протяжении Мессы играет очень важную роль, и это указывает на три главы Книги Закона, на центральную Триаду Телемы (Нюит, Хадит, Ра-Гор-Хуит) и Бину.

Перед сокрытой завесой жрец призывает Нюит, Хадит и Ра Гор Хуит, и после этого, пропев торжественный пеан, который бал написан на Стеле Откровения, он срывает завесу, оказавшись прямо перед обнаженной (или, для варварских стран, символически обнаженной, то есть снявшей синюю накидку, но оставшись в белой мантии), жрицей. И в радостном пеане, опьянев от Божественного Экстаза, жрец поет хвалу Пану, и после этого, отдав копье, становится на колени.

Затем дьякон читает одиннадцать кратких молитв. Для нас очень важно понять смысл этих молитв, поскольку в них заключена вся полнота философского наполнения Телемы. Здесь Дьякон, опять же, выступает как Слово и Логос, облекая в Слова изначально невыразимое. По большому счету, всю первую часть этой книги можно назвать комментарием к этим одиннадцати молитвам, Малой Мистерией, тогда как Великая Мистерия начинается после того, как читатель берет в руки Книгу Закона и, прочитав её от начала до конца, уже просто знает, зовет она его или нет.

Мы обратим внимание только на некоторые нюансы молитв, которые, казалось бы, очевидны, но в первый момент могут уйти из-под внимания читателя. Еще в главе «Между Юнгом и Кроули» мы указывали на то, что Телема является Солнечной Традицией, и то обстоятельство, что молитва Солнцу поставлена в ней на первое место, уже говорит само за себя. Смысл молитвы к Богу мы раскрываем в «Комментарии к Символу Веры».

Если свято Солнце, то это значит, что свята и Луна; и вслед за молитвой Луне, которая персонифицирует Небесное Женское Начало, следует молитва к Госпоже. Достаточно очевидно, что здесь идет речь о Бабалон как о повелительнице сексуальной страсти, и необходимые разъяснения этому вы найдете в главах о Сексуальной Магии, Сексуальной Эволюции и в Комментарии к Символу Веры.

Особое положение занимает Молитва Святым. Очень многих поражает то разнообразие исторических личностей, которые в Гностической Католической Церкви были причислены к святым самим Алистером Кроули. На первый взгляд, кажутся непонятными ни критерии, ни основы, по которым он выбрал именно эти имена. Однако, приглядевшись к ним, мы видим некий контур той серебряной нити, которая проходит сквозь всю историю человечества и приносит Огонь с Небес на землю. Мистики, поэты, святые, короли – в этом списке мы действительно видим самые разные имена. Некоторые удивляются, почему в списке нет женщин. Безусловно, Таис Афинская или Гипатия вполне могли бы войти в этот список. Поэтому одно из американских отделений ОТО и разработало свой вариант Мессы, где в молитву Земле внесены имена Женщин-Святых. Однако большинство телемитов считает такое нововведение неоправданным, потому что, как сказал Кроули, «имена большинства Святых Женщин остались неизвестными». И действительно, ведь именно женщины тайно направляли Энергию Льва на совершение Великой Работы. Поэтому о них и принято вспоминать в молчании.

Следует также сказать, что некоторые телемитские группы вносят в этот список святых свои имена. Такая традиция «местночтимых» существует даже у христианских церквей, и было бы странно, если бы Канон Телемы оказался бы менее гибок, чем канон христианства. Так, например, в Украинском ОТО местночтимым был признан Роберт Антон Уилсон, очень много сделавший для развития человеческого сознания, тогда как в Калужском отделении ОТО во время служения Мессы всегда упоминается император Флавий Юлиан.

Молитва Земле мягко перенастраивает нас с небесных миров к земным, утверждая святость земной жизни. «Будьте верны Небу!», - говорит христианство. «Будьте верны земле!», - говорит ницшеанский сверхчеловек, и в этом ему вторит неоязычество. «Будьте верны земле и Небу, ибо и земля, и Небо есть плоть Нюит, Высочайшей Богине Бесконечного Пространства!», - таково уникальное послание Телемы тем кто, как говорится, может слышать.

В Молитве Началам под тремя ипостасями энергии имеются в виду три гуны индуистской мифологии: застывшее или темное состояние, которое называется Тамас, активное, экспансивное или красное, называемое Раджас и, наконец, самое утонченное –одухотворенное, белое состояние материи, Саттва. В европейской традиции аналогом этих трех гун являются алхимические метафоры – Свинец, Сера и Ртуть.

Дальнейшие молитвы Гностической Мессы обращены к событиям из жизни, которые происходят в соответствии с четырьмя принципами Телемы – Принципами Света, Жизни, Любви и Свободы.

Но особое место в нашей Мессе занимает последняя молитва – Цели. Здесь позиция Телемы оказывается на удивление единой с позицией, когда-то высказанной Михаилом Булгаковым: «Каждому – по вере его». Как видно из этой молитвы, Телема не имеет единой концепции «послесмертия», но каждый практикующий, находит свое собственное представление, к которому он стремится и которое он создает своим Волением.

После одиннадцати молитв Месса входит в фазу освящения хлеба и вина. Пожалуй, нет смысла комментировать здесь каждое действо Мессы, тем более что его суть может быть постигнута только «изнутри», в состоянии жреца, и очень плохо поддается анализу. Я бы рассматривал стадию «Освящения элементов», как единое целое, как цельную цепочку связанных друг с другом действий, которые превращают хлеб и вино в Божественное Дитя.

Наконец, Жрец читает отрывок из удивительного по своей красоте и проникновенности Гимна «Корабль», который начинается словами «О ты, кто есть я, помимо всего, что я есть», и прихожане под руководством дьякона читают свой текст. В этот момент прихожане полностью возносятся на вершины Мистерии, и их слова делают возможным само Святое Причастие.

Стадия «О мистическом браке» - это пиковая точка мистерии. Здесь, в миг преломления освященного хлеба, выделяется столь сильный поток энергии и Света, что только напрочь лишенный интуитивного видения прихожанин не сможет почувствовать этого. Элементы мистерии оказываются соединенными воедино. Одна из половинок хлеба, нанизанная на копье, опускается в чашу. Это – мистический брак, сотворение Андрогина, выход за пределы иллюзии. Это свобода и восторг, для которого не существует слов. После этого остается еще несколько аккордов, когда жрец отходит на задний план и наступает черед прихожан получить Причастие. Наступает миг, когда каждый смотрит в глаза Богини. Миг, когда каждый участник Мессы становится Богом. Миг, становящийся Вечностью, после чего жрец вновь возвращается в свою Гробницу, чтобы сделать возможным возвращение Мистерии на новом витке.

Таков мой комментарий к Гностической Мессе. Пусть, однако, каждый ее участник найдет свою собственную Истину, читая текст нашей Мессы, и пусть каждый найдет свои личные пути к чаемой Тайне Тайн.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных