Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ




- направление аналитической философии (см.), связанное стехникой психоанализа и рассматривающее анализ языковыхпроблем, с одной стороны, как лечение языка и, с другой - кактерапию самого аналитика. В No 225 "Философских исследований" Витгенштейн пишет:"Философ лечит проблемы, как болезни". Логический позитивизм " (см.) рассматривалтрадиционную философию с ее псевдопроблемами - свободы воли,бытия, сознания, истории - как болезнь языка. Метафизика,говорили логические позитивисты, возникает от неправильногоупотребления языка или злоупотребления (misusing)неоднозначными и темными (vague) выражениями. Задача философасостоит в том, чтобы очистить, прояснить, наконец, вылечитьязык от путаницы мyогозyачных наслоений, ведущих к непониманию,заводящих в тупик (misleading), и построить идеальныйлогический язык, в котором таким "болезнетворным" выражениям небудет места. Поздний Витгенштей называл Фрейда своим учителем.Действительно, многое в методологии философов-аналитиков ианалитиковпсихотерапевтов совпадает: прежде всего анализнеправильностей языка, ошибок речи, чему посвящены, по меньшеймере, две книги Фрейда - "Психопатология обыденной жизни" и"Остроумие и его отношение к бессознательному". В 1930-е гг.Витгенштейн читал в Тринити-колледже Кембриджского университеталекции о Фрейде, которые были впоследствии опубликованы егодрузьями-учениками вместе с лекциями о религии и эстетике. В 1953 г. философ-аналитик Джон Уиздом выпустил книгу"Философия и психоанализ", которая стала началом новогонаправления в аналитической философии - Л. т. Дж. Уиздомполагал, что в процессе анализа языка аналитик подвергаеттерапии не только язык, но и самого себя, выздоравливает вфилософском смысле, подобно тому как это происходит впсихоанализе (непременным условием для начинающего аналитикабыло пройти анализ на себе, только после этого он имел правоначинать психоавалитическую практику (как сказано в Евангелии(Лк. 4:23): "Врачу, исчелися сам"). Поздние философы-аналитики, как правило, брали однуфразупроблему - например: "Существуют ли ручные тигры?" (Дж. Э.Мур) или "Как странно, что этот мир существует!" (Л.Витгенштейн) - и "обкатывали" ее со всех сторон, обычно неприходят ни к каким утешительным выводам. Во всяком случае, как утверждает Уиздом, вывод аналитикавсегда один: язык богаче любого вывода. Поэтому дело, в общем,не в выводе, а в самом процессе анализа, который происходиттаким образом, что к концу его в голове аналитика проясняетсясама эта сверхценная для него идея сложности языка,несводимости его к тем или ивым аналитическим операциям надним. Чтобы добиться такого результата, философ-аналитикприбегал к тем же приемам, что и психоаналитик-практик, то естьсочетал утонченную рассудочность на поверхности и глубиннуюинтуитивную аналогичность, как это делает дзэнскоемышление (см.). Так, уже в "Логико-философском трактате" Витгенштейнасочетаются рационализм и мистика, когда важно, как писал В.В.Налимов, не то, что выражено в словах, а то, что стоит за ними,когда слова не доказывают мысль автора, но заставляютзадуматься, что же должно находиться в сознании человека,способного мыслить таким образом. Не логика, а симуляция, тоесть моделирование логики, сопровождающееся назойливымповторением одних и тех же квазилогических предложений -"мантр", заставляющих зачарованного читателя в какой-то моментперестать думать об этом анализе и погрузиться в некую иную -не логической природы - ментальвую стихию и в этот моментосознать, что стоит за словами, понять их невыразимый смысл. Таким образом, путь философа, исповедующего Л. т., таков:от мишуры дискретных логических выводов - к чистотеконтинуального поствербального опыта. Лит.: Витгенштейн Л. Лекция об этике // Даугава. - Рига, 1989.- No 2. Налимов В.В. Вероятностная модель языка: О соотношенииестественных и искусственных языков. - М., 1979.

ЛОГАЭДИЗАЦИЯ

- один из путей динамики развития культурных явлений впервой пол. ХХ в., противоположный верлибризации (см.). Логаэд - это тип метрической композиции (см. системастиха), суть которого заключается в том, что внутристихотворной строки ударения и безударные слоги могутрасполагаться произвольно, но в дальнейшем эта произвольностьсохраняется на протяжении всех строк (ср. додекафония,серийное мышление). Пример логаэда: Сегодня дурной день: 3/2+ 2/2+ 1 Кузнечиков хор спит, 3/2+ 2/2+ 1 И сумрачных скал сень 3/2+ 2/2+ 1 Мрачней гробовых плит. 3/2+ 2/2+ 1 (О. Мандельштам) ("Основание" "степени" означает количество слогов в слове;"показатель" - место ударения). В противоположность верлибру в логаэде количестворитмических типов слов резко ограничено, что создает эффектметрической семантизации - каждое слово, стремящееся занятьопределенное место в решетке логаэда, стремится к тому, чтобыбыть близким этой позиции по смыслу, так как сама эта позицияуже семантизируется. Чтобы объяснить этот принцип. приведем ещеодин пример: По холмам - круглым и смуглым, 3/3+ 2/1+ 3/2 Под лучом - сильным и пыльным, 3/3+ 2/1+ 3/2 Сапожком - робким и кротким - 3/3+ 2/1+ 3 За плащом - рдяным и рваным, 3/3+ 2/1+ 3 (М. Цветаева) Все стихотворение делится по вертикали на две части -первую с ритмическим словом 3/3, выражающим идею движения, ивторую с ритмическими словами 2/1 и 3/2, выражающим идеюзатрудненности этого движения. Логаэд - размер, принадлежащий своими корнями античнойметрике, но именно в ХХ веке поэзия (особенно русская) сталаочень часто обращаться к этой композиции (особенно многологаэдов написали М. Цветаева и Вяч. Иванов). Это было частьюболее общего движения, которое мы называем Л. и суть которогосостоит в том, что оно предствляет фрагмент системы как всюсистему. Механизм Л. - повышенная ограниченность структуры, тоесть в конечном счете редукционизм. Но это особый,мифологический редукционизм. Поскольку сама позиция, в которойдолжен стоять данный элемент, семантически маркируется, тофактически любой элемент приобретает черты, присущие именноэтой позиции. В этой позиции происходит иррадиация смыслов. Тоже самое имеет место в мифологичес ком сознании (см.),где аккумулируется система отождествлений одного и того жеместа: сыра земля - это мать Богородица; вульва - амбивалентныйматериально-телесный низ (см. карнавализация). Л. захватила очень многие слои культуры ХХ в. Так,например, система взаимных отождествлений характерна длянеомифологического романа-логаэда А. Белого "Петербург":Аполлон Аполлонович - Николай Аполлонович; Кант - Конт;Шишнарфнэ - Енфраншиш; все герои отождествляются смифологическими персонажами и одновременно - с реальнымипрототипами. И все это написано с резким ограничением на составслов - метрической прозой, как будто одним бесконечнымтрехсложным размером. Музыкальная Л. - это серийная музыка (см. додекафония), там ограничения накладываются наинтервалы, и серии вторично семантизируются. В живописинепосредственный аналог Л. - кубизм. Наиболее интересны аналогии Л. в философии ХХ в. Этологический позитивизм, который действует таким жередукционистским образом: накладывает ограничения нафилософскую проблематику, объявив большинство философскихпроблем псевдопроблемами. Сама структура главного произведения аналитическойфилософии "Логико-философского трактата" Л. Витгенштейнапредставляет собой нечто вроде логаэда. Каждое предложениезаковано в броню рубрики. При этом здесь тоже происходитвторичная мифологизация. Само представление об идеальном языке- один из мифов 1-й пол. ХХ в. - это мифологическаяредукция. Сам "Трактат" строится как система отождествленийосновных понятий. предмет - атомарный факт - ситуация I I I имя элементарная пропозиция пропозиция * 150 Логическая семантика К середине ХХ в. Л. и верлибризация начали конвергироватьв соответствии с общей культурной ситуацией, приведшей к постмодернизму. Последнее можно видеть на примере такихпроизведений как "Игра в бисер" Г. Гессе, где проявляются илогаэдические и верлибристские начала. Лит.: Лосев А Ф. О пропозициональной функции древнейшихлексических структур // Лосев А Ф. Знак. Символ. Миф. Тр. поязыкознанию. - М., 1980. Лотман Ю. М., Успенский Б.А. Миф - имя - культура //Лотман Ю.М. Избр. статьи. В 3 тт. - Таллинн, 1992. - Т. 1. Руднев В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: ВторыеТыняновские чтения. - Рига, 1986. Руднев В. "Логико-философский трактат" Витгенштейна какнеомифологический проект // Витгенштейн Л. Tractatus logico-philosophicus/ Пер. с нем., паралельн. коммент. и аналитич. ст.В. Руднева (в печати).





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных