Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НЕОМИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ




- одно из главных направлений культурной ментальности ХХв., начиная с символизма и кончая постмодернизмом. Н. с.было реакцией на позитивистское сознание ХIХ в., но зародилосьоно уже в ХIХ в., в романах Достоевского и операх позднегоВагнера. Суть Н. с. в том, что, во-первых, во всей культуреактуализируется интерес к изучению классического и архаического мифа (см.). В ХХ в. одних подходов к изучениюмифопоэтического сознания было более десяти:психоаналитический, юнгианский, ритуально-мифологический (Б.Малиновский, Дж. Фрейзер), символический (Э. Кассирер),этнографический (Л. Леви-Брюль), структуралистский (К.Леви-Строс, М. Элиаде, В. Тернер), постструктуралистский (Р.Барт, М. Фуко) и др. Большую роль в изучении мифа сыгралирусские ученые формальной школы (В. Я. Пропп) и ученикиакадемика Марра (см. новое учение о языке) (О. М.Фрейденберг). Особое место в этом процессе занимал М. М. Бахтин(см. карнавализация, полифонический роман). Во-вторых, мифологические сюжеты и мотивы стали активноиспользоваться в ткани художественных произведений. Здесьпервым знаменитым образцом является роман Дж. Джойса "Улисс",использовавший в качестве второго плана повествования миф обОдиссее и сопредельные ему мифы. Начиная с 1920-х гг., то есть времени расцвета модернизма в литературе, практически каждыйхудожественный текст прямо или косвенно строится наиспользовании мифа: "Волшебная гора" Т. Манна - миф опевце Тангейзере, проведшем семь лет на волшебной горе богиниВенеры; "Иосиф и его братья" того же автора - мифы библейские иегипетские, мифология умирающего и воскресающего бога; "Шуми ярость" Фолкнера - евангельская мифология; "Процесс" и"Замок" Ф. Кафки - сложное переплетение библейских и античныхмифов; "Мастер и Маргарита" М. Булгакова - вновьевангельская мифология. Чрезвычайно характерным является то, что в роли мифа,"подсвечивающего" сюжет, начинает выступать не только мифологияв узком смысле, но и исторические предания, бытовая мифология,историко-культурная реальность предшествующих лет,известные и неизвестные художественные тексты прошлого. Текст пропитывается аллюзиями и реминисценциями. Издесь происходит самое главное: художественный текст ХХ в. самначинает уподобляться мифу по своей структуре (см. подробно миф). Основными чертами этой структуры являютсяциклическое время, игра на стыке между иллюзией и реальностью, уподобление языка художественного текстамифологическому предязыку с его "многозначительнымкосноязычием". Мифологические двойники, трикстеры-посредники,боги и герои заселяют мировую литературу - иногда под видомобыкновенных сельских жителей. Порой писатель придумывает своюоригинальную мифологию, обладающую чертами мифологиитрадиционной (так, например, поступил Маркес в романе "Сто летодиночества"). Рассмотрим все эти черты мифологической структуры напримере известных художественных произведений ХХ в. В русской литературе одной из крупных удач Н. с. сталроман Андрея Белого "Петербург", в центре которого конфликтмежду сенатором Аполлоном Аблеуховым и его сыном Николаем,который, связавшись с революционерами-террористами, долженубить отца подбросив ему в кабинет бомбу. Этот эдиповский мотив(см. также Эдипов комплекс) имеет ярко выраженныймифологический характер: умерщвление престарелого жреца-царямолодым (сюжет книги Дж. Фрейзера "Золотая ветвь"), восходящеек культу умирающего и воскресающего бога; бой отца с сыном какхарактерный эпизод мифологического эпоса, в частности русского(былина "Илья Муромец и Сокольник"). Главной же мифологемой"Петербурга" является миф о самом Петербурге, о его построениина воде, его призрачности, о городе-наваждении, которыйисчезнет так же неожиданно, как возник. Неомифологическийхарактер имеет образ террориста Дудкина, мифологическимпрототипом которого является герой пушкинской поэмы "Медныйвсадник". Подобно Евгению Дудкин вступает в диалог со статуейПетра I, далее мотив заостряется: Медный всадник приходит кДудкину домой и разговаривает с ним. Весь роман написан тягучейметрической прозой, что создает эффект мифологическогоинкорпорирования слов-предложений (см. миф). В одном из высших достижений прозы ХХ в., романе Фолкнера "Шум и ярость" мифологическим дешифрующим языкомявляется евангельская мифология. В романе четыре части,делящиеся асимметрично на три первые, рассказанные поочереднотремя братьями Компсонами - Бенджаменом, Квентином и Джейсоном,- и четвертая часть, имеющая итоговый и отстраненный характер ирассказанная от лица автора. Такая структура соотносится скомпозицией Четвероевангелия - синоптические три Евангелия отМатфея, Марка и Луки, и абстрактное, наиболее "объективное" иитоговое гностическое Евангелие от Иоанна. Сам главный герой,идиот Бенджи, соотносится с Иисусом: все время подчеркивается,что ему тридцать лет и три года, а действие происходит во времяпраздника Пасхи. (Возможно, что посредником здесь послужилроман Достоевского "Идиот", герой которого, князь Мышкин, такжесоотносится с Христом.) Одним из самых ярких романов-мифов европейской литературыХХ в. является, безусловно, "Мастер и Маргарита" М. А.Булгакова. Наиболее сложный тип Н. с. представляют собой произведенияКафки. В нем мифы не называются, но от этого действуют ещеострее и создают ту неповторимую загадочную атмосферу, котораятак характерна для произведений Кафки. По мнениюисследователей, в основе "Процесса" лежит библейская историяИова, у которого Бог отнял семью, имущество, а самого поразилпроказой. В "Замке" бесплодные усилия землемера К.натурализоваться в деревне и Замке ассоциируются улитературоведов с мифом о Сизифе, катившем под гору камень,который каждый раз падал вниз (в ХХ в. этот миф был философскипереосмыслен в эссе Альбера Камю). Мифологизм Кафки наиболееглубок и опосредован. Самым утонченным и интеллектуализированнымнеомифологическим произведением ХХ в., несомненно, является "Доктор Фаустус" Томаса Манна. Здесь сталкиваются двамифа - легенда о докторе Фаусте, средневековом маге, продавшемдушу дьяволу (главный герой романа, гениальный композиторАдриан Леверкюн, заразившийся в публичном доме сифилисом и всвоих бредовых фантазиях заключающий договор с чертом на 24года (по числу тональностей темперированного строя - ср. додекафония; один из прообразов Леверкюна, наряду сНицше, основатель серийной музыки Арнольд Шенберг), ивагнеровско-ницшеанская мифология сверхчеловека, подсвеченнаягорькими рассуждениями о ее судьбе в гитлеровской Германии.Характерно, что мифологическим источником ключевой сцены"Доктора Фаустуса" является соответствующая сцена разговора счертом Ивана Карамазова из романа Достоевского "БратьяКарамазовы". В послевоенное время к неомифологизму привыкли и онобмельчал, выхолостился, став уделом таких примитивныхпостроений, как, например, "Кентавр" Дж. Апдайка, мифологизмкоторого поверхностен и прямолинеен. Постмодернизм оживил Н. с., но одновременно и "поставил его на место", лишивего той сверхценной культувой роли, которую он играл в серединеХХ в. Лит.: Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. - М., 1976. Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структуройромана М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" //Гаспаров Б. МЛитературные лейтмотивы. - М., 1995. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по"философии текста". - М., 1996.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных