Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН.




Полифония (древнегр. poliрhonia - многоголосие) -музыкальный термин, обозначающий великий музыкальный стиль,господствовавший в Европе до середины ХVIII в. (до великогоклассицизма). В полифонии в отличие от гармонии (см. также додекафония) нет деления на мелодию и аккомпанемент, всеголоса равноправно ведут свои партии, от наложения которыхобразуется полифонический стиль - стиль мотетов, фуг иполифонических фантазий. М. М. Бахтин применил термин П. р. прежде всего ктворчеству Достоевского в книге "Проблемы творчестваДостоевского". Книга вышла в 1929 г. и практически осталасьнезамеченной. Бахтин был репрессирован (сослан в Саранск).После издания этой книги с изменениями и под названием"Проблемы поэтики Достоевского" в 1963 г. она принесла Бахтинумировую славу, сделав его одним из самых знаменитых русскихфилологов и философов советского периода. Бахтин был авангардистом в литературоведении (ср. авангардное искусство). Он придумал какое-то совершенно свое,альтернативное литературоведение (см. также карнавализация). Под П. р. Бахтин понимал тот факт, чтов отличие от других писателей Достоевский в своих главныхпроизведениях ведет все голоса персонажей как самостоятельныепартии. Здесь нет "мелодии и аккомпанемента" и, конечно, нетникакой "гармонии". Борьба и взаимное отражение сознаний и идейсоставляет, по Бахтину, суть поэтики Достоевского. Его герой,пишет Бахтин, "более всего думает о том, что о нем думают имогут думать другие, он стремится забежать вперед чужомусознанию, каждой чужой мысли о нем, каждой точке зрения нанего. При всех существенных моментах своих признаний онстарается предвосхитить возможное определение и оценку егодругим, угадать смысл и тон этой оценки и старается тщательносформулировать эти возможные чужие слова о нем, перебивая своюречь воображаемыми чужими репликами". Вот пример полифонического проведения идеи в романе"Преступление и наказание": Раскольников еще до начала действияромана опубликовал в газете статью с изложением теоретическихоснов своей идеи. Достоевский нигде не излагает этой статьи вмонологической форме. Мы впервые знакомимся с ее содержанием[...] в напряженном и страшном для Раскольникова диалоге сПорфирием [...). Сначала статью излагает Порфирий, и притомизлагает в нарочито утрированной и провоцирующей форме. Этовнутреннее диалогизированное изложение все время перебиваетсявопросами, обращенными к Раскольникову, и репликами этогопоследнего. Затем свою статью излагает сам Раскольников, всевремя перебиваемый провоцирующими вопросами и замечаниями[...]. В результате идея Раскольникова появляется перед нами винтериндивидуальной зоне напряженной борьбы несколькихиндивидуальных сознаний, причем теоретический статус идеинеразрывно сочетается с последними жизненными позициямиучастников диалога". При этом неотъемлемой чертой П. р. Бахтин считает то, чтоголос автора романа не имеет никаких преимуществ перед голосамиперсонажей. Особенно это заметно, когда Достоевский вводитрассказчика, принимающего участие в действии на правахвторостепенного персонажа ("хроникер" в "Бесах"). Другая особенность поэтики П. р. - герои, обрастая чужимиголосами, приобретают идеологических двойников. Так, двойникамиРаскольникова являются Свидригайлов и Лужин, двойникамиСтаврогина - Кириллов и Шатов. Наконец, Бахтин противопоставляет П. р. Достоевскогомонологическому роману Л. Н. Толстого, где автор являетсяполновластным хозяином своих персонажей, а они - егомарионетками. Не боясь преувеличения, можно сказать, что всямодернистская проза ХХ в. выросла из Толстого и Достоевского,либо беря линию одного из них (так, Джеймс полифоничен, а Прустмонологичен), либо парадоксальным образом их сочетая, как этоимеет место в творчестве Томаса Манна и Фолкнера. В "Волшебной горе" Т. Манна Ганс Касторп постояннопребывает в "интеривдивидуальной зоне" своих "герметическихпедагогов" - Сеттембрини и Нафты, Клавдии и Перекорна, Беренсаи Кроковского. Но при этом авторитарность чисто толстовскогоавторского голоса здесь тоже очевидным образом присутствует. В "Докторе Фаустусе" полифонический тон задаетфигура рассказчика Серенуса Цейтблома, который в процессенаписания биографии своего друга, гениального композитораЛеверкюна, находится с ним в отношениях напряженной полемики.Прямой отсылкой к П. р. Достоевского ("Братьям Карамазовым")является диалог Леверкюна с чертом, где герой хочет убедитьсебя в нереальности собеседника, "интериоризировать" диалог,превратить его во внутреннюю речь и тем самым лишитьистинности. Особая "редуцированная полифония" присутствует в прозеФолкнера, особенно в романе "Шум и ярость" и трилогии оСноупсах ("Деревушка", "Город", "Особняк"). "Шум и ярость"представляет собой композицию из четырех частей, каждую изкоторых ведет свой голос - трое братьев Компсонов и (последнюючасть) автор. В трилогии о Сноупсах голоса получают попеременно"простаки" Чик Малиссон и В. К. Рэтлиф и утонченный ГэвинСтивенс. При этом в обоих романах одно и то же содержаниепередается разными лицами по-разному (ср. также событие). Концепция П. р. Бахтина (см. также карнавализации)философски чрезвычайно обогатила отечественное и западноелитературоведение, превратила его из скучной описательнойфактографии в увлекательную интеллектуальную языковуюигру (см.). Лит.: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1963. Бахтии М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1976. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

"ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ"

- роман Оскара Уайльда (1891). Несмотря на то что этотроман написан в конце ХIХ в., он по своей проблематике иидеологии целиком принадлежит ХХ в., а по художественному языку- европейскому символизму, а тем самым модернизму и неомифологизму. Кроме того, в этом произведениивпервые поставлена проблема соотношения текста и реальности какпроблема энтропийного времени (см.). В концепциикультуры ХХ в., развиваемой на страницах этого словаря, "П. Д.Г." играет в культуре ХХ в. едва ли не меньшую роль, чем,например, "Доктор Фаустус" Томаса Манна. Напомним вкратце сюжет романа. Художник БэзилХоллуорд написал замечательный портрет молодого и знатногокрасавца Дориана Грея. Художник столько души вложил в этотпортрет, что не хочет его нигде выставлять и дарит Дориану. Вэтот момент появляется университетский друг художника лордГенри, циник и имморалист, воспевающий "новый гедонизм",человек, который "всегда говорит безнравственные вещи, ноникогда их не делает". Он сетует на то, что красота ДорианаГрея скоро потускнеет, а портрет всегда будет напоминать ему оего молодости. Риторика лорда Генри так заразительна, что Грейв отчаянии: пусть лучше старится портрет, а он остается вечномолодым. Лорд Генри начинает играть огромную роль в антивоспитанииГрея, ориентируя его на эстетизм, гедонизм и легкое отношение кнравственности. Грей влюбляется в красивую, но бедную девушку, актрисумаленького театрика Сибилу Вэйн. Однако когда она, охваченнаялюбовью к Дориану, не хочет и не может изображатьнесуществующие чувства на сцене - начинает плохо играть, он безсожаления расстается с нею, наговорив ей жестоких слов. Сибилакончает жизнь самоубийством, а Грей, случайно взглянув напортрет, замечает, что портрет изменился - на губах появиласьжесткая складка. Итак, его желание сбылось - отныне портретстанет его совестью, он будет стареть, а Дориан останется вечномолодым. Вдохновленный лордом Генри и прочитанным по его советуРоманом Гюисманса "Наоборот", Дориан Грей пускается во всетяжкие. Он ведет самый беспутный и безнравственный образ жизни,какой только можно себе представить, и лишь его обаяние истранно не меркнущая с годами красота заставляют общество неотвернуться от него, хотя о нем идет много пересудов. Проходятдесятилетия, но он остается молодым и прекрасным, меняется лишьего портрет, становясь все безобразнее, но об этом никто незнает, кроме самого Грея; он тщательно спрятал портрет вукромной комнате своего дома. Художник Бэзил приходит увещевать Дориана. Тот показываетему портрет, а затем в приступе гнева убивает художника.Портрет становится еще ужаснее. Погружаясь все больше в безднупорока, Грей не может остановиться. На портрете он выглядит ужеотвратительным стариком. В припадке ярости Грей бросается напортрет с ножом, но убивает тем самым себя, превращаясь в трупомерзительного старика, тогда как на портрете восстанавливаетсяоблик прекрасного юноши. Обратимся теперь к мифологическим реминисценциям романа.Прежде всего, Дориан Грей наделяется целым рядом прозвищ,именами мифологических красюцев - Адонис, Парис, Антиной,Нарцисс. Последнее имя подходит к нему, конечно, более всего. В мифе о Нарциссе говорится, что прорицательТиресий предсказал родителям прекрасного юноши, что тот доживетдо старости, если никогда не увидит своего лица. Нарциссслучайно смотрит в воду, видит в ней свое отражение и умираетот любви к себе. Дориан Грей влюблен в свое "второе я" портрет, подолгусмотрит на него и даже целует его. В конце романа, когдапортрет заменяет его, Грей все больше и больше влюбляется всвою красоту и, не выдержав красоты своего тела и, поконтрасту, омерзительности своей души, которую ему показываетпортрет, по сути кончает собой, умирает, как Нарцисс, от любвик себе. Другой не менее важный миф, который используется всюжетном построении романа, это легенда о том, как Фауст продалдушу дьяволу за вечную молодость. В роли искусителя выступаетлорд Генри. Он стращает Дориана картинами безобразия его тела,когда оно постареет. Тогда-то Дориан и говорит сакраментальнуюфразу: "- Как это печально! - пробормотал вдруг Дориан Грей, всееще не отводя глаз от своего портрета. - Как печально! Ясостарюсь, стану противным уродом, а мой портрет будет вечномолод. Он никогда не станет старше, чем в этот июньский день...Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, ая навсегда остался молодым! За это... за это я отдал бы все насвете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это! (подчеркнуто мной. - В.Р.)". Так и получается: Дориан становится вечно молодым"отродьем Дьявола", как называет его проститутка в порту, апортрет гнусно стареет. Попробуем теперь разобраться, что все это означает с точкизрения концепции энтропийного времени (см.). Свойствофизического времени - необратимость, связанная с накоплениемэнтропии, распада, хаоса, как показал современник ОскараУайльда великий австрийский физик Людвиг Больцман. В романемного раз изображается этот процесс энтропийного разложениятела. Энтропийному времени противостоит семиотическое время,который исчерпывает, уменьшает энтропию и тем самым увеличиваетинформацию. Текст с годами молодеет, так как он обрастает все большимколичеством информации. В этом одна из важнейших мемориальныхфункций культуры: если бы не сохранялись тексты о прошлом, мыбы ничего не знали о наших предках. В романе Уайльда текст и реальность меняются местами.Портрет приобретает черты живого организма, а Дориан становится текстом. Происходит это потому, что в романе заложенаидеология панэстетизма, которой живут его герои. Именно конецХIХ в. и начало ХХ в. связаны с протестом позитивногофизического времени против второго начала термодинамики (см. время). Протест этот выражался даже в самойстатистической термодинамике Больцмана, им наполнена философияНицше, Вагнера, Шпенглера, Бердяева. Это возврат ксредневековой философии истории Блаженного Августина, на местоэнтропии ставившего порок. Не случайно Дориан Грей влюблен не столько в актрисуСибилу Вэйн, а в те роли (тексты), которые она играет, -Джульетту, Розалинду, Имоджену. Он сам - музыкант и страстнолюбит все прекрасное. Коллекционирует предметы древнегоискусства. Это - декадентский вариант мифологемы Достоевского отом, что красота спасет мир. Красота губит личность, потому чтоэто не настоящая красота, а дьявольская, что показываетпортрет, который хранится у Дориана Грея. За сделку с дьяволомнадо расплачиваться. Вся история, происшедшая с Дорианом Греем,- это дьявольское наваждение: убитый, Грей становится такимбезобразным, каким и должен быть, а портрет вновь превращаетсяв текст - равновесие восстанавливается. Лит.: Руднев В. Текст и реальность: Направление времени вкультуре //Wiener slawistischer Almanach, 1986. - В. 17. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по "философиитекста". - М., 1996.

ПОСТМОДЕРНИЗМ

- основное направление современной философии, искусства инауки. В первую очередь П. отталкивается, естественно, от модернизма (П. и означает - "все, что послемодернизма"). Непосредственными предшественниками П. являются постструктурализм и деконструкция как философскийметод. Последние два понятия чрезвычайно близки основнымустановкам П. - постструктурализм и деконструкция "свелиисторию к философии, а философию к поэтике". Главный объект П.- Текст с большой буквы. Одного из главных лидеров П., ЖакаДеррида (который, правда, не признает самого термина П.),называют Господин Текст. Различие между П. и постструктурализмом состоит, в первуюочередь, в том, что если постструктурализм в своих исходныхформах ограничивался сферой философско-литературоведческихинтересов (втайне претендуя на большее), то П. уже в 1980-е гг.стал претендовать на выражение общей теоретической надстройкисовременного искусства, философии, науки, политики, экономики,моды. Вторым отличием П. от предшественников стал отказ отсерьезности и всеобщий плюрализм. В том, что касаетсяфилософии, например, П. готов сотрудничать и с аналитическойфилософией, и с феноменологией, и даже с прагматизмом. Мы имеем прежде всего в виду феноменРичарда Рорти, одного из самых модных философов 1980-х гг.,идеология которого сочетала аналитическую философию, прагматизми П. Здесь, по-видимому, дело в том, что П. явился проводникомнового постиндустриального общества, сменившего или, по крайнеймере, сменяющего на Западе традиционное буржуазноеиндустриальное общество. В этом новом обществе самым ценнымтоваром становится информация, а прежние экономические иполитические ценности - власть, деньги, обмен, производство -стали подвергаться деконструкции. В П. господствует всеобщее смешение и насмешливость надвсем, одним из его главных принципов стала "культурнаяопосредовавность", или, если говорить кратко, цитата. "Мы живемв эпоху, когда все слова уже сказаны", - как-то обронил С.С.Аверинцев; поэтому каждое слово, даже каждая буква впостмодернистской культуре - это цитата. Интерпретируя слова Умберто Эко, итальянского семиотика иавтора постмодернистского бестселлера "Имя розы", русскийфилософ и культуролог Александр Пятигорский в своем эссе о П.говорит: "[...] Умберто Эко пишет, что в настоящем постмодернистотчаянно пытается обьясниться, объяснить себя другому - другу, врагу, миру, кому угодно, ибо он умретв тот момент, когда некому будет объяснять. Но объясняя себядругому, он пытается это и сделать как другой, а не какон сам. Объясняя этот прием постмодернистского объяснения, Экоговорит: ну представьте себе, что вы, культурный и образованныйчеловек, хотите объясниться в любви женщине, которую высчитаете не только культурной и образованной, но еще и умной.Конечно, вы могли бы просто сказать: "я безумно люблю вас", новы не можете этого сделать, потому что она прекрасно знает, чтоэти слова уже были точно так же сказаны Анне Австрийской вромане Александра Дюма "Три мушкетера". Поэтому, чтобы себяобезопасить, вы говорите: "Я безумно люблю вас, как сказал Дюмав "Трех мушкетерах". Да, разумеется, женщина, если она умная,поймет, что вы хотите сказать и почему вы говорите именно такимобразом. Но совсем другое дело, если она в самом деле такая умная, захочет ли она ответить "да" на такоепризнание в любви?" (курсив здесь и ниже в цитатах принадлежитПятигорскому. - В. Р.). Другой фундаментальный принцип П. - отказ от истины.Разные философские направления по-разному понимали истину, ноП. вообще отказывается решать и признавать эту проблему - разветолько как проблему языковой игры в духе позднегоВитгенштейна (см. аналитическая философия), дескать,истина - это просто слово, которое означает то, что означает всловаре. Важнее при этом - не значение этого слова, а его смысл (см. логическая семантика, знак),его этимология, то, как оно употреблялось раньше. "Инымисловами, - пишет Пятигорский, - вполне соглашаясь сВитгенштейном, что "истина" - это слово, которое не имеет иногосмысла, нежели тот, что это слово означает, и решительноне соглашаясь с марксизмом, утверждающим, что истинаисторична, постмодернисты видят ее (истину - В.Р.) толькокак слово, как элемент текста, как, в конце концов, сам текст.Текст вместо истории. История - не что иное, как историяпрочтения текста" (здесь в статье Пятигорского стольхарактерная для П. игра значениями слов "история" как англ.history "история" и как англ. story "рассказ, повествование,сюжет"). Вообще рассказывание историй (stories) - одна из главныхмифологем П. Так, Фредерик Джеймисон, американский теоретик П.,пишет, что даже представители естественных наук физики"рассказывают истории о ядерных частицах". Смысл этоговысказывания Джеймсона в общем согласуется с тем, что говорятфилософы-физики (см. принцип дополнительности) озависимости эксперимента от экспериментатора и т. п. Современный физик Илья Пригожин и его соавтор ИзабеллаСтенгерс в совместном эссе "Новый альянс: Метаморфоза науки"пишет: "Среди богатого и разнообразного множества познавательныхпрактик наша наука занимает уникальное положение поэтическогоприслушивания к миру - в том этимологическом смысле этогопонятия, в каком поэт является творцом, - позицию активного,манипулирующего и вдумчивого исследования природы, способногопоэтому услышать и воспроизвести ее голос" (цит. по кн. ИльиИльина, приведенной в списке литературы). Когда же родился П.? Наиболее распространена точка зрения,что он возник как кризис на классический модернизм вконце 1930х гг. и что первым произведением П. является романДж. Джойса "Поминки по Финнегану" (ср. также "Игра в бисер", "Мастер и Маргарита", "Доктор Фаустус"). Ирония во всехэтих произведениях побеждает серьезный модернистский трагизм,такой, например, который свойственен текстам Кафки. Однако существует подозрение, что П. появился гораздораньше, одновременно с модернизмом, и начал с самого началаподтачивать его корни. Если смотреть на дело так, то первымпроизведением П. был "Улисс" того же Джойса, в котором тожепредостаточно иронии, пародии и цитат. Так или иначе, всяпослевоенная литература: романы Фаулза, романы и повестиКортасара, новеллы Борхеса, новый роман, весь позднийанглоязычный Набоков (см. "Бледный огонь"),"Палисандрия" Саши Соколова (в отличие от его "Школы длядураков", которая, будучи текстом П. в широком смысле,сохраняет острую ностальгию по классическому модернизму);" Бесконечный тупик" Д. Галковского, "Хазарскийсловарь" Милорада Павича, произведения Владимира Сорокина(см. "Роман"/"Норма") - все это натуральный П. Впервые П. стал философским понятием после выхода в свет иширокого обсуждения книги французского философа Жан-ФрансуаЛиотара "Постмодернистский удел", в которой он критиковалпонятие метарассказа, или метаистории, то есть власти единойповествовательной стратегии, парадигмы - научной,философской или художественной. П., таким образом, есть нечто вроде осколков разбитогозеркала тролля, попавших в глаза всей культуре, с той лишьразницей, что осколки эти никому не причинили особого вреда,хотя многих сбили с толку. П. был первым (и последним) направлением ХХ в., котороеоткрыто призналось в том, что текст не отображает реальность, атворит новую реальность, вернее даже, много реальностей, частововсе не зависимых друг от друга. Ведь любая история, всоответствии с пониманием П., - это история создания иинтерпретации текста. Откуда же тогда взяться реальности?Реальности просто нет. Если угодно, есть различные виртуальные реальности - недаром П. расцвел в эпохуперсональных компьютеров, массового видео, Интернета, с помощьюкоторого ныне не только переписываются и проводят научныеконференции, но даже занимаются виртуальной любовью. Посколькуреальности больше нет, П. тем самым разрушил самую главнуюоппозицию классического модернизма - неомифологическуюоппозицию между текстом и реальностью, сделав ненужным поиск,и, как правило, мучительный поиск границ между ними. Теперьпоиск прекращен: реальность окончательно не обнаружена, имеетсятолько текст. Поэтому на место пародии классического модернизма в П.стал пастиш (от итал. pasticco - опера, состюленная из кусковдругих опер; попурри). Пастиш отличается от пародии тем, что теперь пародироватьнечего, нет того серьезного объекта, который мог бы бытьподвергнут осмеянию. Как писала 0. М. Фрейденберг,пародироваться может только то, что "живо и свято". В эпоху П.ничто не живо и уж тем более не свято. По тем же причинам место классического модернистского интертекста в П. занял гипертекст (см.), гораздоболее гибкое приспособление, которым можно манипулировать и таки эдак. В 1976 г. американский писатель Реймон Федерманопубликовал роман, который можно читать по усмотрению читателя(он так и называется - "На ваше усмотрение") с любого места,тасуя непронумерованные и несброшюрованные страницы. Этаалеаторическая литература вскоре стала компьютерной, ее можночитать только на дисплее: нажмешь кнопку - и переносишься впредысторию героя, нажмешь другую - поменяешь плохой конец нахороший, или наоборот (см. виртуальные реальности,гипертекст). Классическая модернистская реминисценция, носившаяутонченный характер, которую можно было заметить, а можно былои пройти мимо, сменилась тотальной постмодернистскойцитатойколлажем. В 1979 г. Жак Ривэ выпустил роман-цитату "Барышни из А.",представляющий собой сборник 750 цитат из 408 авторов.Вспоминается американский студенческий анекдот о том, чтостудент-филолог впервые прочитал шекспировского "Гамлета" и былразочарован - ничего особенного, собрание расхожих крылатыхслов и выражений. В сущности, постмодернистская филология есть не что иное,как утонченный (когда в большей, когда в меньшей степени) поискцитат и интертекстов в том или ином художественном тексте - излучших образцов подобной филологии и искусствоведения см. книгиА. К. Жолковского и М. Б. Ямпольского (указанные в спискелитературы). Исследователь П. Илья Ильин пишет: "...постмодернистская мысль пришла к заключению, что все,принимаемое за действительность, на самом деле не что иное, какпредставление о ней, зависящее к тому же от точки зрения,которую выбирает наблюдатель и смена которой ведет ккардинальному изменению самого представления. Таким образом,восприятие человека объявляется обреченным на"мультиперспективизм": на постоянно и калейдоскопическименяющийся ряд ракурсов действительности, в своем мелькании недающих возможность познать ее сущность". Впрочем, кое-кто утверждает, что П. уже закончилось и мыживем в новой культурной эпохе, но в чем состоит ее суть, мыпока сформулировать не можем. Что ж, будем ждать этойформулировки с нетерпением. Лит.: Эко У. Заметки о романе "Имя розы" // Эко У. Имя розы. -М., 1990. Пятигорский А М. О постмодернизме // Пятигорский А. М.Избр. труды. - М., 1996. Фрейденберг О. М. Происхождение пародии // Учен. зап.Тартуского ун-та, 1973. - Вып. 308. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм.Постмодернизм. - М., 1996. Жолковский А.К., Ямпольский М. Б. Бабель. - М., 1995. Ямпольский М. Б. Память Тиресия: Интертекстуальность икинематограф. - М., 1993.

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ

- общее название для ряда подходов в философии исоциогуманитарном познании в 1970 - 1980-х гг., связанных скритикой и преодолением структурализма (см. структурнаялингвистика, структурная поэтика). Цель П. - осмысление всего "неструктурного" в структуре,выявление парадоксов. возникающих при попытке объективногопознания человека и общества с помощью языковых структур,преодоление лингвистического редукционизма, построение новыхпрактик чтения. П. в основном французское направление мысли: его главныепредставители - Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Деррида, ЖанБодрийар, Юлия Кристева. Рубеж, отделяющий структурализм от П., - события весны илета 1968 г. Этот период характеризуется обострениемчувствительности интеллектуала к социальным противоречиям.Падает престиж науки, не сумевшей ни предсказать, ни объяснитьсоциальные катаклизмы. "П. возник, - пишет Н. С. Автономова, - из осмысленияизвестной сентенции периода майских событий: "Структуры невыходят на улицы". Коль скоро нечто важное, однако, совершается(кто-то строит баррикады и оспаривает существующий порядок),значит, самое главное в структуре - не структура, а то, чтовыводит за ее пределы. [...] За рамки структуры как законасообразности выходят случай, шанс, событие, свобода; зарамки структуры как логического построения выходят аффекты,тело, жест; за рамки структуры как нейтрального, объективного,познавательного выходят власть, отношения господства иподчинения. [...] Среди ориентаций внутри П. особенно важны две- с акцентом на текстовую реальность и с акцентом наполитическую реальность. Девиз одной - "вне текста нет ничего"(вариант: "нет ничего, кроме текста" - Деррида), другой - "всев конечном счете - политика" (Делез)". Одной из главных задач П. становится критиказападноевропейской метафизики с ее логоцентризмом, обнаружениеза всеми культурными продуктами и мыслительными схемами языкавласти и власти языка. Логоцентризму, основанному на идее бытиякак присутствия, данности, смысла, единства, полноты, вП. противопоставлены идеи различия и множественности. Наиболеепоследовательно и ярко эта разновидность П. представлена уДеррида. Для того чтобы "перехитрить" метафизику, приходитсянарушать междисциплинарные перегородки и политические запреты,выходя на уровень тела, действия, языка в его особом аспекте.Задача метода деконструкции заключается в том, чтобы показать втексте значимость внесистемных, маргинальных элементов. "Всякийтекст живет среди откликов, "перекличех", "прививок", "следов"одного текста на другом. След важнее и первичнее любой системы:это отсрочка во времени и промежуток в пространстве; отсюдастоль существенный для Деррида глагол differer, означающийодновременно "различать" и "отсрочивать", и соответствующийнеографизм diffAnce ("различение"). [...] Все эти нарушенияструктурности и системности [...] наводят на мысль, чтоструктура либо не существует вовсе, либо она существует, но недействует, либо, наконец, действует, но в столь измененномвиде, что именно "поломка", а не "правильное" еефункционирование становится "нормой". [...] Под давлениемконтекста в тексте размываются границы "внешнего" и"внутреннего": на их место у Деррида и Делеза приходятмногообразные мыслительные эксперименты с пространством -всевозможные "складки", "выпуклости-вогнутости", "вывернутыенаизнанку полости". Само обилие закавыченных понятий в предыдущей цитате яснопоказывает последовательное стремление П. к обновлению нетолько методов и объектов исследования, но и самого метаязыка.В научной обиход вводятся слова и понятия, существовавшие доэтого лишь в обыденной речи, но при этом им придается новыйсмысл, дополняющий и одновременно ограничивающий прежний. "Лишившись гарантий и априорных критериев, - пишетАвтономова, - философия, однако, заявила о себе какконструктивная сила, непосредственно участвующая в формированииновых культурных объектов, новых отношений между различнымиобластями духовной и практической деятельности. Ее новая рольне может быть понята до конца, пока не пережит до конца этотопыт. Нерешенным, но крайне существенным для ее судьбы остаетсявопрос: можем ли мы оспорить, проблематизировать разум иначекак в формах самого разума? можем ли мы жертвовать развитой,концептуально проработанной мыслью ради зыбкой, лишьстремящейся родиться мысли - без образов и понятий? В любомслучае перед нами простирается важная область приложенияумственных усилий: спектр шансов открытого разума. К этомувыводу приходит анализ необычной, своеобразной - и всяческиподчеркивающей свое своеобразие - мыслительной практик П.". Лит.: Автономова Н.С. Постструктурализм // Современная западнаяфилософия: Словарь. - М., 1991. Барт Р. Избранное: Семиотика. Поэтика. - М., 1989. Фуко М. Слова и вещи. - М., 1994.

ПОТОК СОЗНАНИЯ

- в литературе модернизма ХХ в. стиль,претендующий на непосредственное воспроизведение ментальнойжизни сознания посредством сцепления ассоциаций, нелинейности,оборванности синтаксиса. Понятие П. с. принадлежитамериканскому философу, одному из основателей прагматизма Уильяму Джеймсу. Он считал, что сознаниеподобно потоку или ручью, в котором мысли, ощущения,переживания, ассоциации постоянно перебивают друг друга ипричудливо переплетаются подобно тому, как это происходит всновидении (см. также психоанализ). П. с. предстюляет собой форму, имитирующую устную речь(см. лингвистика устной речи), внутренний монолог (ср. индивидуальный язык). У истоков стиля П. с. были Ф. М. Достоевский ("Кроткая") иЛ. Н. Толстой. Предсмертный монолог Анны Карениной, находящейсяв измененном состоянии сознания под влиянием постоянногоупотребления морфия, представляет собой несомненный П. с.:"Всем нам хочется сладкого, вкусного. Нет конфет, то грязногомороженого. И Кити так же: не Вронский, то Левин. И оназавидует мне. И ненавидит меня. И все мы ненавидим друг друга.Я Кити, Кити меня. Вот это правда. Тютькин, соiffeur.. Je mefais coiffer par Тютькин... [парикмахер. Я причесываюсь уТютькина... (фр.) - прим. Л. Толстого - В.Р.] Я это скажу ему,когда он приедет [...] В начале ХХ в. первыми и главными представителями стиля П.с. были, несомненно, Джеймс Джойс и Марсель Пруст. Фактически весь роман "Улисс" представляет собойнесколько П. с., организованных как интертекст, когдаречь идет о Блуме и Дедале, и чистоесознание- бессознательное, когда речь идет о Молли.Приводим заключительный фрагмент знаменитого финальногомонолога Молли. "Ах тот ужасный поток кипящий внизу Ах и море море алоекак огонь и роскошные закаты и фиговые деревья в садах Аламедыда и все причудливые улочки и розовые желтые голубые домикиаллеи роз и жасмин герань кактусы и Гибралтар где я быладевушкой и Горным цветком да когда я приколола в волосы розукак делают андалузские девушки или алую мне приколоть да и какон целовал меня под Мавританской стеной и я подумала не все лиравно он или другой и тогда Я сказала ему глазами чтобы онснова спросил да и тогда он спросил меня не хочу ли я дасказать да мой горный цветок и сначала я обвила его руками да ипривлекла к себе так что он почувствовал мои груди их аромат даи сердце у него колотилось безумно и да я сказала да я хочуДа". В отличие от Джойса П. с. у Пруста носит болееаналитический характер, он в меньшей степени стремитсяпередавать внутренний монолог с его нелинейностью иэлиптичностью. Да и философской основой П. с. у Пруста был неДжеймс, а Анри Бергсон с его учением о внутреннем временисознания как постоянного "дления". Приводим фрагмент из романа"По направлению к Свану" первого из цикла романов "В поискахутраченного времени": "Но ведь даже если подойти к нам с точки зрения житейскихмелочей, и то мы не представляем себе чего-то внешне цельного,неизменного, с чем каждый волен познакомиться как с торговымдоговором или с завещанием; наружный облик человека естьпорождение наших мыслей о нем. Даже такой простой акт, как"увидеть знакомого", есть в известной мере актинтеллектуальный. Мы дополняем его обличье темипредставлениями, какие у нас уже сложились, и в том общем егопочерке какой мы набрасываем, представления эти несомненноиграют важнейшую роль". Более умеренно использовали П. с. другие писатели ХХ в. -в их числе Уильям Фолкнер и даже Томас Манн (внутренний монологпросыпающегося Гете в романе "Лотта в Веймаре", монологменеджера Саула Фительберга, пришедшего соблазнить Леверкюнапрелестями концертной деятельности в романе "ДокторФаустус". Вся первая часть романа Фолкнера "Шум и ярость" построена как регистрация сознанием идиота Бенджи Компсонавсего подряд, что он слышит и видит, это был по тем временамсугубо экспериментальный П. с. - поток "редуцированногосознания": "Я не плачу, но не могу остановиться. Я не плачу, но земляне стоит на месте, и я заплакал. Земля все лезет кверху, икоровы убегают вверх. Ти-Пи хочет встать. Опять упал, коровыбегут вниз. Квентин держит мою руку, мы идем к сараю. Но тугсарай ушел, и пришлось нам ждать, пока вернется. Я не видел,как сарай вернулся. Он вернулся сзади нас, и Квентин усадилменя в корыто, где дают коровам. Я держусь за корыто. Оно тожеуходит, а я держусь. Опять коровы побежали - вниз, мимо двери.Я не могу остановиться Квентин и Ти-Пи качнулись вверх,дерутся. Ти-Пи поехал вниз. Квентин тащит его кверху. Квентинударил Ти-Пи. Я не могу остановиться". П. с. использовала также проза нового романа (см.).Замечательные образцы интертекстового П. с. находим в прозеСаши Соколова, в частности в его "Школе дли дураков" (см. также пример в статье интертекст). П. с. был несомненно связан с достижениями в психологии, с психоанализом, утверждавшим важность свободныхассоциаций (ср. также парасемантика). Но лингвистическисоответствующие явления были осмыслены лишь в 1970-е гг. (см. лингвнстика устной речи, изменениые состояния сознании).

ПРАГМАТИЗМ

- философское течение, возникшее и получившее наибольшеераспространение в США. Основателем П. является Чарлз СандерсПирс. С самого своего возникновения П. отказался от рядаосновополагающих идей предшествующей философии (что роднит егос логическим позитивизмом) и предложил совершенно новыйтип философского мышления, поставившего во главу углачеловеческое действие (ср. прагматика). Посколькудействие в той или иной форме является основной формой жизничеловека, а само оно имеет преимущественно не рефлекторный, асознательный и целесообразный характер, то встает вопрос о техмеханизмах сознания, которые обеспечивают продуктивныедействия. Поэтому Пирс рассматривал познавательную деятельностьне в отношении к внешней объективной реальности, а по отношениюк внутренним психологическим процессам. Вместо знания он сталговорить об убеждении, понимая под ним готовность или привычкудействовать тем или иным образом. Объективное знание он заменилсоциально принятым убеждением. Отсюда определение истины какобщезначимого принудительного убеждения, к которому пришло быбесконечное сообщество исследователей, если бы процессисследования продолжался бесконечно. Поскольку всякое действие направлено в будущее, то Пирснастаивал на необходимости рассматривать функционирование всехпонятий с точки зрения тех последствий, которые может вызватьиспользование этих понятий. Он сформулировал так называемуюпрагматическую максиму: наша идея какой-либо вещи есть идея еечувственных последствий. Идеи Пирса были развиты и систематизированы УильямомДжеймсом. Джеймс понимает истину как успешность илиработоспособность идеи, как ее полезность для достижения тойили иной цели (ср. замену понятий истины понятием успешности втеории ре- чевых актов). Поскольку это успешноефункционирование истины нуждается в проверке, проверяемостьтакже входит в определение истины (такое понимание истины такжероднит П. с логическим позитивизмом; см. верификационизм). Джеймс ввел понятие об опыте как непрерывном потокесознания, из которого мы своими волевыми усилиями выделяемотдельные отрезки, обретающие для нас статус вещей благодарянаименованию. Понятие потока сознания, выдвинутое почтиодновременно Джеймсом и Бергсоном, оказало большое воздействиена литературную практику ХХ века (М. Пруст, Дж. Джойс, У.Фолкнер), а также на кино. С точки зрения Джеймса, реальность складывается из ощущений, отношений междуощущениями, обнаруживаемыми в опыте, и старых истин, получившихк этому времени всеобщее признание. Незавершенность Вселенной, включающей в себя и мирсоциального опыта, открывает возможность безграничногоулучшения этого мира. Хотя сейчас он весьма далек отсовершенства, Джеймс убежден в реальности его улучшения приусловии веры в людей и в их способность это сделать иобъединения их совместных усилий. Эта оптимистическая черта П., чрезвычайно характерная длянационального сознания американцев, вероятно, и позволила импод флагом идей П. успешно пройти через все социальные иполитические испытания ХХ века. Третьим представителем американского П. был Джон Дьюи,который занимался прагматическим истолкованием научного метода.Этот метод сводился к некоторым приемам решения конкретныхпроблем, возникающих в различных сферах опыта. Согласно Дьюи,прежде всего необходимо установить специфику данногозатруднения или проблемной ситуации. Затем выдвинуть гипотезуили план ее решения, после чего - теоретически проследить всевозможные следствия предлагаемого решения. После этогонаступает период реализации и экспериментальной проверкигипотезы. В случае необходимости предложенное решение можетбыть изменено. Ни одно решение не должно исходить из каких-либозаведомо известных рецептов и превращаться в догму. Оно должновсецело определяться особенным характером данной специфическойситуации. При решении социальных проблем Дьюи считает особо опаснымстремление руководствоваться заранее установленными конечнымицелями или идеалами, предопределяющимв наше поведение. Еслидостигнуто успешное решение проблемной ситуации, топредложенная гипотеза или теория должны считаться истинными, ановая, теперь уже определенная ситуация, сменившая проблемную,приобретает статус реальности. Будучи чрезвычайно гибкой философией, американский П.,видоизменяясь, дожил до наших дней. В 1980-е гг. наиболее яркийпредставитель П. Ричард Рорти связал основные идеи П. с идеями аналитической философии и постмодернизма (см.). Лит.: Мельвиль Ю.К. Прагматизм // Современная западная философия:Словарь. - М., 1991. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. - М., 1996.

ПРАГМАТИКА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных