Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ




- клинический, непсихоаналитически ориентированныйпсихотерапевтический метод лечения людей с тягостнымпереживанием своей неполноценности, с тревожными идепрессивными расстройствами, разработанный известным русскимпсихиатром и психотерапевтом М. Е. Бурно. В основе Т. т. с. лежат, как кажется, две идеи. Перваязаключается в том, что человек, страдающий психопатологическимрасстройством, может узнать и понять особенность своегохарактера, своих расстройств, настроения. Вторая идея,вытекающая из первой, состоит в том, что, узнав сильные ислабые стороны своего характера, пациент может творческисмягчать свое состояние, так как любое творчество высвобождаетбольшое количество позитивной энергии, любое творчествоцелебно. Последнее как будто не противоречит положению Фрейда осублимации (см. психоанализ), в соответствии с которымлюди искусства и науки приподнимают (сублимируют) свою болезньв творчество. Однако кардинальное отличие методики Бурно от западнойпсихотерапии в том, что Т. т. с., развивая клинические подходыЭрнста Кречмера и П. Б. Ганнушкина, основана на положении:каждый характер заложен в человеке врожденно и поэтомубесполезно и бессмысленно пытаться его менять, с ним бороться.Т. т. с. строится с учетом особенностей каждого характера, в товремя как западные методики исходят из экзистенциальногоединства человеческой личности. Для того чтобы человек, страдающий, скажем, хронической депрессией, мог понять особенность своей депрессии,своего характера, он на групповых занятиях в"психотерапевтической гостиной" вначале слушает рассказы своихтоварищей о художниках, писателях, композиторах, философах,пытаясь постепенно проникнуть в основы характерологическойтипологии (см. характерология), отличить один характерот другого, примеривать на себя каждый из проходящих мимо негов череде занятий характер. Чаще всего объектом анализа становятся художники, ибовербальное знание о них легко подкрепить живой репродукцией,создавая тем самым стереоскопический образ характера (ср. принцип дополнительности). Занятия Т. т. с. проходят в непринужденной обстановке, присвечах, за чашкой чая, под располагающую к релаксацииклассическую музыку. Постепенно пациенты сближаются, частостановятся друзьями, способными морально поддерживать другдруга. В качестве методологического фона в начале занятия частодемонстрируются две противоположные картины, например синтонный"Московский дворик" Поленова и аутистичный (см. аутистическое мышление), полный уходящих в бесконечностьсимволов живописный шедевр Н. К. Рериха. Противопоставлениереалистического (ср. реализм), синтонного и аутистическогоначала, как инь и ян, присутствует в каждом занятии (ометодологической важности противопоставлений см. бинарнаяоппозиция, ритм). На этом фоне перед пациентами проходятсинтонные Моцарт и Пушкин, аутисты Бетховен и Шостакович,эпилептоиды Роден и Эрнст Неизвестный, психастеники Клод Моне иЧехов, полифонические мозаичные характеры - Гойя, Дали,Розанов, Достоевский, Булгаков. В основе каждого занятия лежит вопрос, загадка, поэтомукаждый приход пациента в "психотерапевтическую гостиную" ужеовеян творчеством: нужно определить трудный характер того илииного человека, понять, какой характер ближе самому себе. Воснове проблемы не обязательно конкретный человек, это можетбыть абстрактная проблема - толпа, страх, антисемитизм,деперсонализация - все это рассматривается схарахтерологической точки зрения. Пациент задумывается над тем, что творчество исцеляловеликого человека, помогало ему в его нелегкой жизни, и если Т.т. с. показана пациенту, он может по своей воле начать житьтворческой жизнью, которая проявляется в самых разнообразныхформах - в переписке с врачом, в придумывании рассказов,создании картин, фотографировании, даже в коллекционированиимарок. Когда человек постигает свой характер, ему легче понятьхарактеры окружающих, он знает, чего можно ожидать илитребовать от того или иного человека, а чего нельзя. Онвключается в социальную жизнь, и болезненные изломы егособственной души потихоньку смягчаются, вплоть до стойкогопротивостояния болезни (компенсации, ремиссии). В своей научно-философской практике автор словаря применялметодику Т. т. с. при анализе художественного мира персонажейлитературных произведений, каждый из которых обладаетнеповторимым душевным складом, во многом зависящим от характераавтора этого произведения. Таким образом, Т. т. с., и без тогоимеющая философский и гуманитарно-культурологический уклон(она, кроме прочего, делает людей образованней и нравственней),еще становится частью междисциплинарвого исследования художественного текста и культуры. Лит.: Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М., 1989. Бурно М.Е. Трудный характер и пьянство. - Киев, 1990. Бурно М.Е. О характерах людей. - М., 1996. Руднев В.П. Позтика "Грозы" А. Н. Островского // Семиотикаи информатика, 1995. - М 38. Руднев В. Введение в прагмасемантику "Винни Пуха" // Винни Пух и философия обыденного языка. - М., 1996.

ТРАВМА РОЖДЕНИЯ

- фундаментальное понятие психоанализа итранеперсональной психологии, разработанное Отто Ранком в1920-е гг. Ранк считал, что именно с Т. р. надо связыватьглавные трудности в развитии характера, а не с детскойсексуальностью, как считал Фрейд (за это Ранк был исключенФрейдом из ассоциации психоаналитиков). По мнению Ранка, главное в психотерапии - чтобы пациентзаново пережил Т. р. При этом он утверждал, что в переживанииТ. р. основным является не чувство физиологической стесненности(как думал Фрейд, который тоже придавал Т. р. определенноезначение), а тревога (ср. экзистенциализм), связанная сотделением ребенка от матери, вследствие чего ребенок навсегдатеряет райскую ситуацию внутриутробного существования,когда все потребности удовлетворяются сами собой без приложенияего усилий. Ранк рассматривал Т. р. как первопричину того, что разлукавоспринимается человеком как самое болезненное переживание.Весь период детства Ранк рассматривает как ряд попытоксправиться с Т. р. Детскую сексуальность он интерпретирует какжелание ребенка вернуться в материнское лоно. Во взрослой сексуальности Т. р., по Ранку, также играетключевую роль, ее значение основано на глубоком, упрюляющемвсей психикой желании индивида вернуться к безмятежномувнутриматочному состоянию. Различия между полами в свете этогоон объясняет способностью женщины повторять репродуктивныйпроцесс в собственном теле и находить свое бессмертие вдеторождении, тогда как для мужчин секс символизируетсмертность, и поэтому его сила лежит во внесексуальнойдеятельности. Анализируя человеческую культуру, Ранк приходит к выводу,что Т. р. - психологическая сила, лежащая в основе искусства,религии и истории. Любая форма религии в конечном счетестремится к воссозданию исходной поддерживающей и защищающейситуации симбиотического союза с матерью. Представляяреальность и одновременно отрицая ее, искусство являетсяособенно мощным средством психологической адаптации к Т. р.История человеческих жилищ, начиная с поисков примитивногокрова и кончая сложными архитектурными сооружениями, отражаетинстинктивное воспоминание о матке - тепле, защищающем отопасности. Использование боевых средств и вооружения такжеосновано на неукротимом стремлении проложить себе дорогу вчрево матери. Суть Т. р. для Ранка в том, что послеродовая ситуация дляребенка куда менее благоприятна, чем предродовая. Вне маткиребенок должен столкнуться с нерегулярностью питания,колебаниями температуры, шумом, с необходимостью самостоятельнодышать и выводить отработанные вещества. Американский психолог Станислав Гроф, основатель транеперсональной психологии, синтезирующей подходы Юнга(см. аналитическая психология) и Ранка, анализируетразличные фобии, которые возникают у взрослых людей и которыеон связывает с Т. р. Эта связь наиболее очевидна в страхе закрытого и узкогопространства - клаустрофобии. Она возникает в ситуациях тесноты- в лифте, в маленьких комнатах без окон или в подземномтранспорте. Клаустрофобия, считает Гроф, относится к начальнойфазе цикла рождения, когда ребенок ощущает, что весь мирсжимается, давит и душит. Патологический страх смерти (танатофобия) имеет корни втревоге за жизнь и ощущении неминуемой биологическойкатастрофы, сопутствующих рождению. Женщины, у которых память о перинатальных событиях близкак порогу бессознательног о, могут страдать от фобийбеременности, родов и материнства. Память о внутриутробнойжизни у них ассоциируется с переживанием беременности. С Т. р.Гроф связывает также нозофобию, патологический страх заболеть,близкую ипохондрии - беспочвенному иллюзорному убеждениюсубъекта в наличии у него тяжелой болезни. По мнению Грофа, кжалобам таких пациентов следует относиться очень серьезно,несмотря на отрицательные медицинские заключения. Их телесныежалобы вполне реальны, но отражают они не медицинскую проблему,а поверхностную память организма о физиологических трудностяхТ. р. Страх метро, по Грофу, основан на сходстве междупутешествием в закрытых средствах передвижения и отдельнымистадиями процесса рождения. Наиболее существенные общие чертыэтих ситуаций - ощущение закрытости или пойманности, огромныесилы и энергии, приведенные в движение, быстрая сменапереживаний, невозможность контроля над процессом ипотенциальная опасность разрушения. Недостаток контроля Грофсчитает моментом исключительной важности: у пациентов,страдающих фобией поездов, часто не бывает проблем с вождениемавтомобиля, где они могут по своему усмотрению изменить илиостановить движение. При фобии улиц и открытых пространств (агорафобии) связь сбиологическим рождением проистекает из контраста междусубъективным ощущением замкнутости, зажатости и последующимогромным расширением пространства. Агорафобия, таким образом,относится к самому концу процесса рождения, к моменту появленияна свет. Лит.: Rank. О. Das Trauma des Geburt und seine Bedeutung fur Psychoanalyse. - Leipzig. 1929. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть итрансценденция в психотерапии. - М., 1992.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных