Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ




- направление в советском искусстве, представляющее собойв формулировке 1930-х гг. "правдивое и исторически конкретноеизображение действительности в сочетании с задачей идейнойпеределки трудящихся в духе социализма" или в формулировкеАндрея Синявского из его статьи "Что такое социалистическийреализм": "полуклассическое полувскусство, не слишкомсоциалистического совсем не реализма". В статье реализм данного словаря мы показали, чтоэто понятие есть contradictio in adjecto (противоречие втерминах). Трагедия (или комедия) С. р. состояла в том, что онсуществовал в эпоху расцвета неомифологического сознания,модернизма и авангардного искусства, что не могло неотразиться на его собственной поэтике. Так, например, в романе М. Горького "Мать" представлендовольно подробно христианский миф о Спасителе (Павел Власов),жертвующем собой во имя всего человечества, и его матери (тоесть Богородице) - это ключевой для русского сознания иадаптированный им христианский миф. Сказанное непротиворечит тому, что это произведение в эстетическом смыслепредстюляет собой нечто весьма среднее. Важно, что, объявиввойну религии, большевики тем самым объявили новую, или хорошозабытую старую, религию первых христиан. Об этом убедительнописал один из величайших историков человечества сэр АрнольдДжозеф Тойнби. Развитой церкви большевики противопоставилипримитивную, но сплоченную христианскую общину первых вековнашей эры с ее культом бедности, обобществления имущества иагрессивности к идеологическим язычникам. Так же как первыехристиане, "молодая советская республика" была в "кольцеврагов", только в первом случае это была разваливающаясяРимская империя, а во втором - развитое капиталистическоеобщество. В первом случае победило христианство, во второмслучае - капитализм. Другое произведение С. р. - роман А. С. Серафимовича"Железный поток", рассказывающий о том, как красный командирКожух выводит Таманскую дивизию из окружения, - подсвеченоветхозаветной мифологией, историей выхода (исхода) иудеев изЕгипта и обретения земли обетованной. Кожух выступает в ролиМоисея, на что есть прямые указания в тексте. С годами С. р. вырабатывает собственнуюидеологию-мифологию. Эта мифология уже не романтического, а,скорее, классицистического плана. Как известно, основнойконфликт в идеологии классицизма - это конфликт между долгом ичувством, где долг побеждает. В таких произведениях С. р., как"Цемент" Ф. Гладкова, "Как закалялась сталь" Н. Островского,"Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого, это видно какнельзя лучше. Герой подобного произведения отказывается отлюбви во имя революции. Но С. р. идет дальше классицизма. Егогерой, поощряемый властью, вообще теряет человеческую плоть,превращаясь в робота. Нечто подобное происходит уже с ПавломКорчагиным. Завершает эту мифологему Алексей Мересьев,"настоящий человек", заменивший "маленького человека", "лишнегочеловека" и "нового человека" русской литературы ХIХ в.Настоящий человек - это технологический мутант. Ему отрезалиноги, и он продолжает оставаться летчиком, более того,сливается с машиной - этот эпизод весьма подробно расписан вромане Б. Полевого (ср. также тело). Тело социалистического героя заменяется железом, онвыковывается из стали - "железный дровосек" развитогосоциализма. Во многом эту неповторимую поэтику русского С. р."открыли" поэты и художники русского концептуализма 1960 -1980-х гг. (см.). Лит.: Надточий Э. Друк, товарищ и Барт (несколько вопрошаний оместе социалистического реализма в искусстве ХХ в.) //Даугава, 1989. - М 8. Зимовец С. Дистанция как мера языка искусства (к вопросу овзаимоотношении соцреализма и авангарда)// Там же. Руднев В. Культура и реализм // Там же. - 1992.- No 6. Тойнби А. Дж. Христианство и марксизм // Там же.- 1989.- No 4.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных