Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ




- одно из направлений аналитической философии,созданное в конце 1940-х гг. оксфордским аналитиком Дж.Остином. Т. р. а. учит тому, как действовать при помощи слов,"как манипулировать вещами при помощи слов" (это дословныйперевод основополагающей книги Остина "How to do things withwords" - в советском переводе "Слово как действие"). Прежде всего, Остин заметил, что в языке существуютглаголы, которые, если поставить их в позицию 1-го лица ед.числа, аннулируют значение истинности всего предложения (тоесть предложение перестает быть истинным или ложным), а вместоэтого сами совершают действие. Например, председатель говорит: (1) Объявляю заседание открытым; или священник говорит жениху и невесте: (2) Объявляю вас мужем и женой; или я встречаю на улице пожилого профессора и говорю: (3) Приветствую вас, господин профессор; или провинившийся школьник говорит учителю: (4) Обещаю, что это никогда не повторится. Во всех этих предложениях нет описания реальности,но есть сама реальность, сама жизнь. Объявляя заседаниеоткрытым, председатель самими этими словами объявляет заседаниеоткрытым. И я, произнося предложение (3), самим фактомпроизнесения его приветствую профессора. Такие глаголы Остин назвал перформативными (от англ.performance - действие, поступок, исполнение). Предложения стакими глаголами были названы перформативными, или просторечевыми актами, чтобы отличить их от обычных предложений,описывающих реальность: (5) Мальчик пошел в школу. Оказалось, что перформативных глаголов в языке довольномного: клянусь, верю, умоляю, сомневаюсь, подчеркиваю,настаиваю, полагаю, расцениваю, назначаю, прощаю, аннулирую,рекомендую, намереваюсь, отрицаю, имею в виду. Открытие речевых актов переворачивало классическуюпозитивистскую картину соотношения языка и реальности, всоответствии с которой языку предписывалось описыватьреальность, констатировать положение дел при помощи такихпредложений, как (5). Т. р. а. же учит, что язык связан среальностью не проективно, а по касательной, что он хотя быодной своей точкой соприкасается с реальностью и тем самымявляется ее частью. Эта картина не вызвала шока, поскольку к тому времени былоуже известно учение Витгенштейна о языковых играх (см.),а речевые акты являются частью языковых игр. Понятие истинности и ложности для речевых актов заменяетсяпонятиями успешности и неуспешности. Так, если в результатеречевого акта (1) заседание открылось, в результате речевогоакта (2) состоялось бракосочетание в церкви, профессор ответилна мое приветствие (3) и школьник действительно хотя бы нанекоторое время перестал шалить (4), то эти речевые акты можноназвать успешными. Но если я говорю: "Я приветствую вас, господин профессор!"- а профессор, вместо того чтобы ответить на приветствие,переходит на другую сторону улицы, если мальчик, пообещав, чтоон "больше не будет", тут же начинает опять, если у священникак моменту бракосочетания был отнят сан и если собраниеосвистало председателя - эти речевые акты неуспешны. Речевой акт может быть как прямым, так и косвенным.Забавные примеры косвенных речевых актов приводит американскийаналитик Дж. Серль: (6)Должны ли вы продолжать так барабанить? Здесь под видом вопроса говорящий совершает речевой актпросьбы не барабанить. (7) Если бы вы сейчас ушли, это никого не обидело бы. Здесь говорящий смягчает речевой акт, который в прямомварианте звучал бы как "Немедленно уходите!".(8) Если вы замолчите, от этого может быть только польза. Было бы лучше, если бы вы дали мне сейчас деньги. Нам всем было бы лучше, если бы вы немедленно сбавили тон. В 1960-е гг. было высказано предположение - так называемаяперформативная гипотеза, - в соответствии с которым все глаголыявляются потенциально перформативными и все предложенияпредставляют собой потенциальные речевые акты. Согласно этойгипотезе "невинное" предложение (5) имеет молчаливый глубинный"зачин", подразумеваемые, но непроизносимые вслух слова(пресуппозицию): (5а) Я вижу мальчика, идущего в школу, и, зная, что тебеэто интересно, сообщаю тебе: "Мальчик пошел в школу". Если перформативная гипотеза верна, то это равносильнотому, что вся реальность поглощается языком и деление напредложение и описываемое им положение дел вообще не имеетникакого смысла (ср. философия вымысла). Этосоответствует представлениям о возможных мирах и виртуальныхреальностях, согласно которым действительный мир - это лишьодин из возможных, а реальность - одна из виртуальныхреальностей. Лит.: Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежнойлингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. - М., 1986. Серль Дж. Р. Косвенные речевые акты // Там же. Вежбицка А. Речевые акты // Там же. Вып. 16.Лингвистическая прагматика, 1985.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных