Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Греческие порты-колонии




В конце II – начале I тысячелетия до н. э. греки называли нынешнее Черное море «Понтом Аксинским» – морем негостеприимным. Среди греков ходили легенды о том, что дикие жители Крыма – свирепые тавры и скифы – убивают всех пришельцев, приносят их в жертву своим богам, из черепов делают чаши для вина. Кроме того, на этом море довольно часты были шторма, особенно в зимнее время.

Плавания в то время осуществлялись только непосредственно вблизи и вдоль берегов. Основные суда греков в то время – униремы, то есть галеры с одним рядом весел, длиной до 15 м.

Около 750 года до н. э. началась эпоха Великой греческой колонизации. Причинами такой колонизации историки считают перенаселенность самой территории Греции, нехватку продовольствия, получаемого на каменистой малоплодородной земле древней Эллады. В течение последующих 200 лет греки основали множество колоний вдоль побережья Средиземного и Черного морей. Существовали три основных направления колонизации: на запад – нынешние Италия, Испания; на юг – Северная Африка и на северо-восток – Черное море.

Как писал греческий комедиограф Аристофан, «греки расселись вокруг Средиземноморья, как лягушки вокруг болота». При этом греки не занимались открытием новых земель, а следовали уже проторенными путями финикийцев, вытесняя предшественников. Кроме того, они не исследовали новые земли вглубь, ограничивая своё присутствие побережьями.

Колонии создавались, как правило, в местах существования удобных естественных гаваней с хорошими условиями для подхода кораблей к берегу, погрузки и разгрузки различных товаров.

Греческая колонизация Средиземноморья в VII – V веках до н. э.

Греческие города-колонии в Северном Причерноморье в VI – IV веках до н. э.

Греческие колонии на Севере Черного моря в 450 году до н. э.


На Черноморском побережье особенно преуспели в расселении и создании колоний жители греческого города Милета, расположенного на западном побережье Анатолийского полуострова Малой Азии. Древний грек Анифей (конец II – начало III века до н. э.) в своем сочинении «Пир софистов» писал: «…Милетяне, пока не предались роскоши, побеждали скифов и заселили славными городами Понт…» Милетянами в VI веке до н. э. были основаны: город Тира на правом берегу Днестровского лимана (ныне город Белгород-Днестровский); город Ольвия на правом берегу Днепро-Бугского лимана (село Парутино); Феодосия и Пантикапей (Керчь) в Крыму; Гермонасса (станица Таманская) на восточном берегу Керченского залива и др. После создания в VII – V веках до н. э. в Причерноморье многочисленных греческих городов-государств началось интенсивное освоение греками Черного моря и его побережий с торговыми целями. Примерно половина зерна, потреблявшегося Афинами в VI веке до н. э., привозилось по морю из Северного Причерноморья, в основном с полей, расположенных вблизи Феодосии и Пантикапей. В это время Черное море греки стали называть Понт Эвксинский – «море гостеприимное».

Керченский пролив греки называли Боспором Киммерийским (в отличие от Боспора Фракийского у Константинополя), реку Кубань – Гипанисом, реку Дон – Танаисом, Азовское море – Меотидой.

Один из древних авторов писал, что в IV – III веках до н. э. «…многие из перевозчиков товаров на грузовых барках из Меотийского (Азовского – К.М.) моря на десятый день достигали гавани на острове Родос, отсюда… на четвертый день приезжают в Александрию, а из нее, плывя вверх против течения (по Нилу – К.М.), в другие десять дней без особенного труда могут прибыть в Эфиопию. Таким образом, от крайнего холода до высшей степени жары выходило не более двадцати пяти дней беспрерывного пути…»

В 480 году до н. э. города восточного и западного побережий Боспора Киммерийского объединились, создав Боспорское царство со столицей в городе Пантикапей (современная Керчь). Это царство принято считать первым государственным объединением на территории нынешней России. Процветание Боспорского царства обусловливалось продажей в Грецию хлеба, выращиваемого на плодородных таманских (кубанских) землях. В обмен на хлеб из Греции поступали кузнечные изделия, одежда, оливковое масло, вино, ювелирные изделия, предметы быта.


 

Боспорское царство IV – II века до н. э.

 

В I – II веке нашей эры влияние Боспорского царства распространилось на Херсонес и большую часть Крыма. Однако в III веке Боспорское царство все больше подвергается нападениям племен варваров – готов, гелуров, боранов. И в IV веке н. э. в причерноморские районы вторглись дикие племена кочевников-гуннов. Они окончательно разорили и уничтожили все, что попадалось им на пути, города были сожжены, большинство жителей погибло.

Еще одна большая греческая колония возникла в конце VI века до н. э. на восточном берегу Черного моря в Колхиде. Располагалась она на территории нынешнего Сухуми и называлась Диоскурия (Диоскуриада). Город назван в честь братьев-близнецов Диоскуров – Кастора и Поллукса (Полидевка) – сыновей Зевса и Леды. В городе был крупный торговый порт. Именно с этим местом связана легенда о путешествии аргонавтов во главе с Язоном за золотым руном. В Колхиде для добывания золотого песка в реках местные жители расстилали по дну золотоносных рек шкуры животных с длинной шерстью. Золото застревало в таких шкурах, делая их «золотыми». Вероятно, миф сложился на основе рассказов о первых плаваниях греков в эти места.

Древнегреческий историк Страбон в I веке до н. э. писал: «…Существуют рассказы о богатствах этой страны (Колхиды – К.М.), состоящих из золота, серебра, железа, и заставляющих предполагать истинную причину похода аргонавтов». Кроме того, как отмечал Страбон: «Диоскурия служит началом перешейка между Каспийским морем и Понтом и общим торговым центром для народов, живущих выше ее и вблизи; сюда сходятся, говорят, 70 народностей, а по словам других писателей, нисколько не заботящихся об истине, даже триста; все они говорят на разных языках».

 

Древний город располагался на сухом песчаном берегу между реками Гумиста и Басла (Беслетка). Болотистые берега рек защищали его от набегов враждебных соседей. Здесь находились портовые сооружения – причалы, склады, крепостные укрепления. Однако со временем берег оказался разрушенным – вначале Диоскурия потеряла порт с причалами и молами, а затем под воду ушла и большая часть города. Историки считают причиной наступления моря и отступления берега размыв волнами, возможно вместе с подземными толчками. Ширина затопленного берега составляет 100 м.

Впоследствии на месте исчезнувшей Диоскурии римляне построили свою крепость и назвали ее Себастополис. Название происходит от греческих слов «севастос» – величие, слава, и «полис» – город, то есть Себастополис – «город величия, славы».

И уже древнеримский ученый Плиний, погибший в 79 году при извержении Везувия, пишет о Диоскурии: «Теперь этот город находится в запустении, но некогда был столь знаменит, что, по словам Тимосфена, туда сходились 300 племен, говоривших на разных языках. И после того наши римляне вели здесь свои дела при посредстве 130 переводчиков».

Однако и римская крепость скоро разрушилась. В середине VI века византийский император Юстиниан I воевал с персами на черноморском побережье Кавказа. И историк Прокопий Кесарийский в своей «Истории войн» упоминает лишь о небольшой «крепостице», лежащей на пути от Лазики к Азовскому морю, а затем сообщает: «Император Юстиниан сей самый Себастополис, который прежде был небольшой крепостью, возобновил и стенами, и другими способами, так что город этот по обширности и богатству стал одним из первых на восточном побережье Черного моря».

Затем наступило турецкое владычество, и упоминания об этом городе исчезают. Осталась память о существовавшем некогда городе Себастополисе, но память о месте нахождения города стерлась настолько, что когда войска генерала Долгорукова в 1771 году вышли на юго-западный берег Крыма и увидели на берегу белые колонны (это был древний Херсонес), они приняли их за остатки Себастополиса. Поэтому Екатерина II и повелела назвать новую военно-морскую базу России на берегу Крыма Севастополем.

Самой поздней по времени создания греческой колонией на территории нынешней России был основанный в 422 – 421 годах до н. э. Херсонес Таврический. Название «Херсонес» по-гречески означает «полуостров», город находится на Гераклейском полуострове. Херсонес был городом-государством, «полисом», в его подчинении находилась «хора» – группа небольших городов сельскохозяйственного, торгового, военного назначения. Жители этих городов обеспечивали Херсонес продовольствием, торговали с местным населением. Херсонес обеспечивал их защиту.

Одним из основных городов Херсонесской хоры была Керкенитида – морская крепость, стоявшая на берегу нынешнего Евпаторийского залива. Это был город, окруженный высокой каменной стеной длиной около 1,2 км с несколькими сторожевыми башнями. За стеной в городе размещались жилые дома, лавки, амбары и проч.

Третий по величине город Херсонесского государства – Калос Лимен – по-гречески «Прекрасная гавань». В городе за крепостной стеной находилось 100 – 150 усадеб с каменными 3 – 5 комнатными домами. Жители Калос Лимена занимались морской торговлей и рыболовством.

Местные скифские племена в IV – III веке до н. э. объединились в государство со столицей в Неаполе Скифском (на территории нынешнего Симферополя), начались военные столкновения скифов и жителей Херсонесского государства.

В конце II века до н. э. скифы разгромили Херсонесскую хору и подступили к самому Херсонесу. Граждане-колонисты обратились к могущественному царю Понта Митридату VI Евпатору. Его войска прибыли на помощь, сняли осаду и разгромили скифов. Но этот момент стал концом существования самостоятельного независимого Херсонесского государства. Оно попало в зависимость от Митридата, который объединил Боспорское и Понтийское царства для войны с Римом. Однако, после поражения Митридата, а затем его сына Фарнака, Херсонес попал в зависимость от Рима, сначала республики, затем империи.

 

 

 

Римский император Феодосий укрепил Херсонес и превратил его в крупную военно-морскую базу. В городе были проложены прямые ровные улицы, установлены статуи, построены длинные причалы и установлен высокий маяк. На берегу вблизи гавани возник «нижний» город с рыночной площадью, торговыми рядами, складами, амбарами, зернохранилищами и жилыми домами.

В V веке Херсонес вошел в состав Византийской империи, а в IX веке стал одной из её военно-административных областей. Византийцы называли его Херсоном, славяне – Корсунем. Вплоть до XIII века он был форпостом Византии в Крыму. Продолжилось строительство морского порта, новых поселений за стенами крепости. В городе утвердилось христианство. Лишь однажды за всю полутысячелетнюю историю Херсона врагам удалось его захватить. Это было в 988 году, когда киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город. Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне. В сознании древнерусских летописцев захват Корсуни неразрывно связан с крещением Руси и предшествовал распространению православия среди русского народа.

После провала IV крестового похода в 1204 году византийская империя развалилась на ряд мелких государств. И в первой половине XIII века хозяевами Причерноморья стали турки-сельджуки. В 1299 году южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая. Не смог устоять и Херсонес. Во второй половине XIII века главные торговые пути переместились в восточную часть Таврики, где генуэзцы основали свои торговые фактории Каффу (современная Феодосия), Солдайю (современный Судак), а вблизи Херсонеса возникает Чембало (современная Балаклава).

В середине XIV века контроль над городом осуществляли генуэзцы, но вернуть ему былое могущество не удалось. Великий князь Литовский Ольгерд, разбил крымско-татарское войско в 1363 году близ устья Днепра, вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь все ценные церковные предметы. Преемник его Витовт в 1397 году пошёл на Крым, дошел до Каффы и снова разрушил Херсонес. И наконец, в 1399 году монголо-татарский темник Едигей предаёт город огню и мечу.

После таких сокрушительных ударов Херсонесу подняться было не суждено. Херсонес в первую очередь был торговым городом, который исчез, потому что не выдержал конкуренции с генуэзскими колониями: Каффой, Чембало и другими. Они забрали в свои руки торговлю в бассейне Черного моря.

В первой половине XV века ещё теплилась жизнь небольшого рыбацкого посёлка, но вскоре население покинуло и его. Город умер… В XVI веке польский посол Мартин Браневский пишет о Херсонесе: «Достойные удивления развалины очень явно свидетельствуют, что это был некогда великолепный, богатый и славный город греков, многолюдный и славный своею гаванью. Во всю ширину полуострова, от берега до другого, ещё и теперь возвышается высокая стена и башни многочисленные и большие из тёсаных огромных камней. Этот город стоит пуст и необитаем и представляет одни развалины и опустошение. Дома лежат во прахе и сравнены с землёй…»

Место греческих колоний на Черноморском побережье с XII века заняли генуэзцы. Генуя и Венеция в это время представляли собой самые развитые в экономическом отношении государства в Европе. В морской торговле они контролировали большую часть рынка хлебопродуктов, оружия, пряностей, строительных материалов и рабов.

 

Красным цветом выделены генуэзские владения в Крыму


 

Крым, первая половина XV века

 

В XII же веке генуэзцы и венецианцы стали проникать на Черное море. В 1261 году между Византией и Генуей был заключен договор (Нимфейский трактат), по которому генуэзцам было предоставлено монопольное право на торговую деятельность в Черноморье.

Свое основное торговое поселение генуэзцы разместили в Каффе, недалеко от того места, где располагалась античная греческая Феодосия. Они отремонтировали старинный мол, построили замок.

Главными торговыми партнерами генуэзцев были зихи-черкесы, заселявшие территории между Таной (Азов) и Себастополисом (Сухум). На этой территории в XIII – XIV веках насчитывалось около 40 торговых поселений генуэзцев. Эти поселения представляли собой жилые кварталы в зихских (черкесских) населенных пунктах. Кафа была практически единственным самостоятельным поселением генуэзцев, скорее всего потому, что находилась в восточном Крыму, не контролируемом зихами. Большое число генуэзцев поселилось в портовых городах Мала (Анапа), Батияр (Новороссийск) и Копа (Славянск-на-Кубани). Зихские князья и генуэзцы были заинтересованы во взаимном сотрудничестве: черкесы гнушались торгового ремесла, а для генуэзцев это занятие было источником доходов. Основной статьей доходов генуэзцев в Причерноморье была работорговля. Кроме того Зихия (Черкессия) была одним из основных поставщиков зерна в Византию. С 1071 года Константинополь лишился основных сельскохозяйственных районов в Анатолии и поставки зерна из Зихии стали для византийских поселений южного Причерноморья жизненно необходимыми. Кафа являлась основным перевалочным портом зерновой торговли. Например, известно, что за осень 1289 – весну 1290 года из Кафы в Трапезунд было доставлено более 1300 тонн зерна. В отдельные годы до 10 – 15 % зерна, потребляемого в самой Генуе, привозилось из Зихии.

В 1475 году началась турецко-османская экспедиция против Кафы. Огромный флот из 300 кораблей во главе с великим визирем Кедуком Ахмед-пашой подошел к Каффе. Одновременно в Крым двинулась и сухопутная армия. После четырех дней осады Каффа пала. Османы полностью разорили Каффу, забрав все товары, корабли и прочее имущество. По словам очевидцев: «… в это несчастное время в Каффе всех итальянцев, греков, армян, валахов, русских купцов, черкесов… считалось до семидесяти тысяч… Всякие христианские нации, кроме латинян, были схвачены, лишены одежд и частью проданы в рабство, частью закованы в цепи».

Падение Кафы означало конец генуэзским поселениям на Черном море.

 

Допетровская Русь

 

История торгового мореплавания на Руси известна с глубокой древности. Как известно, основные задачи мореплавателей – завоевания и торговля. Морская торговля была опасным ремеслом, доступным только хорошо вооруженным мореплавателям. В эти времена была популярна профессия купца-воина, способного в зависимости от обстановки или мирно торговать, или мечом добывать те же товары.

В IX – X веках, плавая вдали от Руси, русские мореплаватели представляли и защищали общерусские интересы. Так, например, в 860 году славяне ходили на Царьград для войны с греками, которые в нарушение договоров притесняли живших в Византии русских купцов. В 911 году после похода киевского князя Олега русские купцы получили право беспошлинной торговли в Царьграде.

Многочисленные морские военные и торговые походы русских по Черному морю способствовали тому, что греки и арабы в IX – X веках стали называть это море «Русским морем».

В византийские порты приходили суда из Киева, Новгорода, Вышгорода, Чернигова, Смоленска. Эти города можно назвать своего рода внутренними морскими портами русской древности. Плавания в Царьград проходили в сложных условиях. Опасны были и днепровские пороги, и нападения кочевников на всем пути следования вплоть до выхода в море.

Обычно в апреле русский флот собирался у Витичева, в 50 км ниже Киева на правом берегу Днепра. Шли до порогов, которые преодолевались одним из трех способов: вплавь за опытным проводником; волоком и с судами на плечах. Для защиты от печенегов часть воинов выходила на берег и действовала как сторожевое охранение. Далее плавание продолжалось до острова Березань, расположенного уже в открытом море (вблизи нынешнего Очакова). На этом острове, недоступном для кочевников, мореходы готовились к морскому плаванию: переоснащали суда, пополняли запасы воды и продовольствия. И далее шли вдоль берега до Византии.

Крупные морские ладьи участвовали и в походе киевского князя Игоря в 913 – 914 годах по Каспийскому морю к берегам нынешнего Азербайджана. Суда славян ходили и по Мраморному, Эгейскому и Средиземному морям. Однако татаро-монгольское нашествие в XIII веке лишило Киевскую Русь выхода к южным морям.

После распада Древнерусского государства образовался ряд княжеств – Киевское, Черниговское, Рязанское, Смоленское, Новгородское. Мореходство в этот период не прекращалось. Новгородцы много и успешно ходили по Балтийскому, Белому и Баренцеву морям. Северные славяне посещали немецкие, датские, норвежские и шведские земли. Порты северных славян находились в Новгороде, Старой Ладоге, Мезени, Онеге, Кеми и других северных городах. К местам постройки, ремонта и обслуживания судов прикреплялись окрестные села с «работными» людьми – плотниками, столярами, смолокурами, конопатчиками и проч. Новгородцы имели такие опорные пункты и за рубежом, например на острове Готланд.

Создание в XV веке централизованного русского государства с центром в Москве, присоединение к нему Новгорода с его обширными владениями послужило дальнейшему развитию русского мореплавания. В течение XV – XVI веков русские заложили на Севере несколько городов, крупнейшим из которых стал Архангельск, основанный в 1584 году.

Уже в то время русские правители понимали, что удобная дорога на Запад лежит через Балтику. На побережье Балтийского моря с XIII века у России был сильный противник – немецкие рыцари и их союзники. В 1201 году в устье Западной Двины рыцари Тевтонского ордена построили крепость-порт Рига. В 1219 году датчане, пришедшие вслед немцам, захватили эстонский город Колывань и на одном из его холмов построили замок Реваль (позднее – Ревель, ныне – Таллинн). Опираясь на захваченные земли и строящиеся крепости, немцы, шведы и датчане продвигались на восток в новгородские земли.

По указанию Ивана IV в 1557 году в устье Нарвы под защитой крепости Ивангород была заложена «корабельная пристань». С началом в 1558 году Ливонской войны между Россией и Ливонским орденом, Швецией, Польшей и Великим княжеством Литовским за контроль над Прибалтикой русские сразу же овладели Нарвой, являвшейся крупным торговым портом. Они хотели овладеть еще и Ревелем. Заняв Нарву, русские начали использовать ее как порт для заморской торговли. Для срыва этой деятельности европейцы использовали каперов – наемных пиратов. Иван Грозный решил создать на Балтике свою каперскую эскадру, ее возглавил наемник из Дании Карстен Роде. В 1570 году было заключено трехлетнее перемирие, закончилась Ливонская война. России не только не удалось овладеть Ревелем, но пришлось оставить Нарву.

 


Экспансия Тевтонского ордена в Прибалтике

 

Отражение немецкой и шведской агрессии

Александром Невским (1239 – 1245 годы)

Раздел земель Прибалтики к 1525 году

 

Пути расселения запорожских (черноморских) казаков на Дон

Значительное место в истории допетровской Руси занимают морские походы запорожских и донских казаков. Опорным пунктом запорожских казаков являлась знаменитая Запорожская Сечь – крепость на острове Хортица на Днепре. Донские казаки имели свой порт в низовьях Дона – Черкасск, недалеко от турецкой крепости Азов. Таким образом, Запорожская Сечь и Черкасск являлись своеобразными военными портами для казачьих флотилий.

 

 

Эпоха Петра I

 

Как мы уже знаем, процессы рождения и становления российского регулярного флота неразрывно связаны с именем первого российского императора Петра I. В 16 лет Петр обнаружил в старых дедовских амбарах в Измайлове иностранный ботик, который положил начало его «потешной» флотилии.

С настоящим морем и портом Петр I познакомился в 1693 – 1694 годах во время поездок в Архангельск. Там он впервые увидел иностранные корабли и совершил плавание по Белому морю.

В то время Россия находилась в изоляции от Западной Европы. На северо-западе устье Невы и Ладожское озеро контролировала Швеция. Южные устья Дона, Днепра, Южного Буга, Днестра, Крым и Керченский пролив находились в руках Турции и Крымского ханства.

Для прорыва к Черному и Азовскому морям Петр I предпринял Азовские походы 1695 – 1696 годов. Сначала были неудачи со взятием Азова, затем после строительства флота в Воронеже, была военная победа над турками на реке Дон. На боеготовности вновь построенного флота сказывалось отсутствие на Азовском море порта, в котором корабли могли бы укрываться от шторма, производить ремонт и необходимое снабжение. Петр I лично в сопровождении галерного флота оправился вдоль морского побережья в устье Дона для поисков подходящей гавани.

 

Самой подходящей была сочтена акватория у мыса Таган-Рог. Именно здесь Петр и повелел заложить крепость, гавань и город Таганрог – передовой порт русского флота на Азовском море. Одновременно производились строительные работы и в самом Азове.

Однако после неудачных сухопутных боев в 1711 году Петру пришлось подписать мирный договор с Турцией, по которому он обязался оставить Азов и взорвать Таганрог. Таким образом, к 1716 году Азовский морской узел прекратил свое существование.

Военные действия на подступах к балтийским берегам Петр I начал в 1700 году с попытки захватить шведскую крепость Нарва. Попытка оказалась неудачной и эта «конфузия» заставила молодого царя начать коренное реформирование армии и государства. До Петра русская армия создавалась на поместной основе – служилые люди (помещики) получали во временное владение (на срок службы) земельный участок – поместье. За это по призыву государя они обязаны были (под страхом лишения поместья) явиться «конно, людно и оружно». Однако, ко временам Петра поместное землевладение уже приобрело наследственную форму, помещикам не хотелось рисковать собой и своими людьми во имя государя. Армия страдала слабым вооружением, плохой выучкой и отсутствием дисциплины. Петр I ввел «регулярство» – четкую рекрутскую повинность. На основе южного азовского опыта Петр оценил значение водных путей и флота и начал активно развивать военно-морские силы на северо-западе.

В 1702 году была взята крепость Орешек на острове в истоке Невы. Для этого в Новгороде, а также на вновь организованной верфи в низовьях реки Сяси вблизи ее впадения в Ладогу были построены несколько небольших военных кораблей – шняв и стругов. Следующей победой было взятие 1 мая 1703 года крепости Ниеншанц в нижнем течении Невы на мысу при впадении в Неву реки Охта. Перед штурмом Ниеншанца было построено еще несколько судов на Олонецкой верфи на реке Свирь в местечке Лодейное Поле.

План местности Санкт-Петербурга в 1700 году

 

План местности Санкт-Петербурга в 1705 году


 

 


14 – 16 мая 1703 года Петр лично тщательно осмотрел устье Невы, провел замеры глубин и, после обсуждения технических вопросов с иностранными специалистами, собственноручно заложил на Заячьем острове крепость Санкт-Петербург.

Осенью 1703 года Петр приказал построить на отмели у острова Котлин форт Кроншлот, а на стрелке Васильевского острова поставить пушечную батарею. Таким образом, в устье Невы появился прочный «замок», навсегда закрывший врагу проход в Ладогу.

Продолжалась Северная война. В середине мая 1704 года Петровская армия вновь осадила Нарву и взяла ее. Корабли для Балтийского флота продолжали строиться на Свирской верфи. Кроме того, в ноябре 1704 года на левом берегу Большой Невы напротив Васильевского острова Петр I заложил новую Адмиралтейскую верфь, Петербург стал важным центром русского кораблестроения.

В период своего правления Петр I заложил и построил несколько портов для Балтийского флота. Главным военным портом на Балтике стал Кронштадт. Здесь к концу правления Петра базировались основные морские силы России. Первоначально корабли базировались в устье Фонтанки, однако вывод кораблей из Фонтанки из-за мелководности невского фарватера оказывался опасным делом. Кроме того, зона боевых действий кораблей начиналась от острова Котлин.

Петр прибыл в Санкт-Петербург после Полтавской битвы в ноябре 1709 года. Оценив морскую обстановку, он приказал построить на острове Котлин гавань, причальные сооружения и береговые склады. Для ограждения гавани у Андреевской батареи почти под прямым углом к берегу был построен ряжевый мол-причал, были также отсыпаны временные земляные дамбы для защиты акватории от волнения.

 

 


 

 


Позднее на Котлине начались работы по строительству гаваней, получивших названия Лесной, Военной, Средней и Купеческой. Поначалу с работами справлялись солдаты гарнизонных полков, вольнонаемные рабочие, каторжники и пленные шведы. В 1712 году по указу царя из пяти российских губерний на строительство Петербурга и Кронштадта были направлены более 40 тысяч работных людей.

Петр I постоянно торопил ход работ по строительству порта на Котлине. Зимой 1717 года он передал руководство строительными работами на острове энергичному сенатору М. М. Самарину. Вместе с гаванями возводились казармы, склады, магазины, госпитали и другие сооружения военного порта. Для ускорения работ Петр даже специальным указом разрешил рубить леса в окрестностях Петербурга, что в других случаях запрещалось под страхом смерти.

К 1720 году на востоке острова Котлин появилась мощная крепость Кронштадт с городом и примыкающими с юга гаванями. С моря город защищали два небольших, на хорошо вооруженных форта – «Новый Кроншлот» и «Цитадель». На западе острова находилась главная мощная крепость из пяти бастионов. Подобные крепости меньших размеров размещались на северном и южном берегах острова. Фронты крепостей были устроены по новейшей для того времени системе голландца Кугорна. Для ремонта и обслуживания кораблей Петр приказал создать в Кронштадте систему каналов и доков. Ряжевые основания гидротехнических сооружений, укреплений, стен каналов и доков Кронштадта, построенные при Петре I, существуют до нашего времени. Это объясняется талантливостью российских и иностранных инженеров того времени и большим искусством безымянных русских мастеров.

Основным тыловым портом Балтийского флота при Петре являлся Санкт-Петербург.

 


Адмиралтейство 1716 год

 

Admiralty (Saint-Petersburg) 1719-1738

Гравюра с изображением Адмиралтейства второй постройки


Гравюра с изображением Адмиралтейства второй постройки (архитектор Иван Коробов, 1730-е гг.). Центральная башня

 

 

Здесь в новой столице России были устроены учреждения Адмиралтейств-коллегии – главного органа управления флотом и портами.

В Петербургском Адмиралтействе строились корабли и суда обеспечения. Сохранился первый проект Адмиралтейства и пометками Петра I. Наружные стены были глухими, все окна и двери выходили во внутренний двор. Внутри Адмиралтейства вдоль Большой Невы размещались эллинги для строительства кораблей. Вокруг Адмиралтейства был насыпан земляной вал с бастионами, выкопан ров и забит частокол из бревен.

В сентябре 1721 года после заключения Ништадтского мира встал вопрос о базировании многочисленного галерного флота. По указу Петра в приморской части Васильевского острова был выкопан бассейн размерами 530×150 м, соединенный каналом с Финским заливом. На берегу были построены мастерские и склады. Так в Петербурге появился Гребной порт для галер.

Поскольку большим недостатком первых русских портов на Балтике являлось зимнее замерзание акваторий и значительное удаление от открытого моря, Балтийскому флоту требовался передовой порт, приближенный к районам противостояния с врагами. Пётр I понимал, что Петербургская и Кроншлотская гавани, построенные в Финском заливе, недостаточно удобны для базирования молодого флота и ведения наступательной морской войны. Они не давали возможности флоту свободно действовать в Балтийском море, поэтому систему базирования флота необходимо было расширять. Петр решил продвинуть базу флота в Балтийское море, разместив ее в одном из завоеванных шведских портов.

Искали долго, однако результаты были не очень утешительные. На всём южном берегу Финского залива специалистами был отмечен лишь Рогервикский залив, кроме него не нашли ни одной бухты, которая была бы пригодна для новой военной гавани. Да и Рогервикский залив, по мнению иностранных специалистов, был не годен для гавани, «...потому что в ней нельзя строить, по причине ширины бухты, крепости, и флот поэтому не будет иметь никакой защиты от неприятеля со стороны моря...».

В результате, Пётр I остановился на Ревельской (Таллиннской) гавани как единственно удобной для обращения её в военный порт, главным назначением которого было преградить доступ в Финский залив кораблям шведского флота и содействовать войскам русской армии в юго-западной части Эстонии.

Помимо Ревельского порта для гребного флота стали использовать также отвоеванные у шведов: с 1710 года Выборг, с 1713 года – Гельсингфорс (Хельсинки), с 1714 года – Або (Турку).

Ревель (ныне – Таллинн) – город, расположенный на южном берегу Финского залива в 190 милях от Санкт-Петербурга. Изначально Ревельская бухта была плохо защищена от ветров и волн с северо-запада. В XVIII веке шведы построили здесь мол длиной 400 м, направленный с запада на восток, который со временем был занесен песком. Ко времени завоевания города Петром I (1710 год) Ревельская гавань не давала надежного убежища флоту от непогоды, была слабо защищена от неприятеля, как с моря, так и с суши.

Работы по обустройству порта в Ревеле начались в 1714 году под руководством сподвижника Петра I князя А. Д. Меньшикова. Были возведены западный и южный волноломы (поначалу представлявшие собой одно целое). Строить было трудно – слабые грунты, открытость для северных ветров, интенсивное обмеление гавань. После шторма 1716 года волнолом сильно пострадал, однако Петр велел его восстановить.

И, тем не менее, гавань в Ревеле имела ряд неудобств с точки зрения военного порта. Так, негде было построить береговые укрепления для прикрытия стоянки военных кораблей; не было места для строительства верфи; гавань ежегодно засорялась и мелела, была совершенно открыта для северных ветров и к тому же зимой сильно забивалась льдами. Все эти неудобства заставили Петра I продолжить поиски другого места для военного порта. Главная цель этих поисков сводилась к тому, чтобы найти новое наиболее свободное ото льда место для военного порта, что позволило бы русскому флоту свободно плавать в Балтийском море почти круглый год.


 


Вид города Ревеля. Иллюстрация из книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно». 1647 год.

 

В 1715 году Пётр I впервые лично осмотрел берег к западу от Ревеля, в том числе и Рогервикский залив. Тщательно осмотрев залив и его берега, он определил: «Быть гавани воинских кораблей». Произошло это 23 июля 1715 года. После обследования залива с моря и суши Петр пришёл к выводу, что в заливе могло поместиться сто судов, а хороший грунт и удобный выход из залива обеспечивали превосходную якорную стоянку. Оставалось только защитить гавань от сильных штормов и нападений неприятеля.

Кстати, оказалось, что еще до Петра I Рогервикский залив оценили шведы, которые начали было строить здесь каменную дамбу от материка к острову Малый Пакри и имели на материковом берегу залива небольшую крепость. «Рогервик» по-шведски означает «ржаной остров». Глубины у входа в Рогервикский залив достигают 45 метров, а в самом заливе до 20 метров. Длина залива около 13 километров. Залив закрыт от всех ветров, кроме северных и северо-западных, и представляет собой самое безопасное и удобное для стоянки на якоре место в западной части южного берега Финского залива. Особенностью Рогервикского залива является малая продолжительность ледового периода, которая колеблется в пределах от 72 до 148 дней. Залив в основном замерзает в конце января и вскрывается в конце марта – начале апреля. Отмечались годы, когда залив совсем не замерзал.

В 1718 году состоялась закладка мола гавани и береговой крепости. Произошло это в торжественной обстановке в присутствии Петра I и всего флота. Пётр I собственноручно бросил в море первый камень, положив тем самым основание новому порту. Приказал он также на обоих берегах залива обозначить направление защитного мола, построить для себя два дома: один на материке, другой на острове Малый Рооге (Вяйке-Пакри); отыскать пресную воду на материке и островах и начать возить лес к новому порту для постройки пристаней, казарм и мастерских.

После этого события в Рогервик стали свозить из Лифляндии и Эстляндии строительные материалы (лес, кирпич, железо и пр.). Осенью 1719 года Пётр I снова побывал в Рогервике, где проверил ход подготовительных работ. Он ещё раз осмотрел залив, произвёл промеры глубин и проверил качество пресной воды, найденной к этому времени на острове Малый Рооге.

Несмотря на такой интерес к этому проекту, Пётр I не хотел сложный и грандиозный проект начинать без тщательной подготовки и подробных изысканий. Кроме того, задуманному строительству сильно мешала война со Швецией. Поэтому до середины 1723 года в Рогервике шли в основном подготовительные работы: строились казармы, остроги, дома для офицеров, шла заготовка камня-плитняка, который силами солдат и арестантов добывался здесь же, в скалистых берегах залива. Лишь после окончания Северной войны (август 1721 года) Пётр I вплотную занялся претворением в жизнь своего замысла – сооружения в Рогервике новой базы для Балтийского флота.

 


Изображение порта Рогервик на карте второй половины XVIII века

Осенью 1721 года Пётр I собрал на заседание Военной коллегии всех генералов и инженеров, бывших в то время в Петербурге. Он подробно объяснил достоинства задуманного им строительства в Рогервике и в заключение он поставил вопрос: «...полезно ли построить в Рогервике порт или нет?». После обстоятельного обсуждения участники заседания единодушно ответили, что «... для сбережения флота и для того, чтобы неприятель не мог предупредить нас в военных действиях, проектированный Его Величеством порт построить необходимо». Для этого в Рогервике необходимо было построить гавань для военных и купеческих (торговых) судов, адмиралтейскую верфь и город. Все эти сооружения прикрыть соответствующими оборонительными военными сооружениями. Необходимо также защитить от сильных ветров и штормов суда, которые будут стоять в заливе. Для этого построить в Рогервикском заливе два защитных мола – один между островом Малый Рооге (Вяйке-Пакри) и материковым (Пакерортским) берегом с проходом для кораблей, а другой между островами Малый и Большой Рооге (Вяйке и Суур Пакри).

19 июля (по старому стилю) 1723 года в торжественной обстановке Пётр I бросил первый камень защитного мола, приказав начать строительство мола по составленному им чертежу. Тогда же он указал новые места расположения для купеческой гавани, верфи, города и башни маяка. Все сооружения, кроме маяка, решено было строить на острове Малый Рооге.

После отъезда Петра I сооружение нового порта пошло с большим размахом и довольно быстрыми темпами. Основной фронт строительных работ был развёрнут на материковом (Пакерортском) берегу, на острове Малый Рооге шли в основном подготовительные работы: заготовка камня, строительство казарм и острогов. Уже к концу 1724 года в Рогервике дополнительно построили казённый двор, провиантский магазин с 10-ю амбарами, фуражный и материальный амбары, инструментальный магазин. Успешно возводились бастионы и куртины материковой крепости, шла отсыпка защитного мола, который уже имел в длину 136 саженей (289 метров) при ширине 5 метров и высоте 2,1 метра.

После смерти Петра I в 1725 году, работы в Рогервике хотя и продолжались, но без прежнего размаха и скорости, а в 1726 году они почти прекратились. Объясняется это тем, что после смерти царя наступил период дворцовых переворотов, и внимание к флоту ослабло. В результате Россия начала утрачивать своё положение сильной морской державы. Флот стал приходить в упадок. Деньги, выделяемые на нужды флота, расходовались на другие цели. Выдача денежного содержания и вещевого довольствия систематически задерживалась. Рядовой состав порой не получал обмундирования по нескольку лет. Особенно ухудшилось продовольственное снабжение. Процветали казнокрадство и взяточничество чинов морского ведомства. Всё это в полной мере коснулось и строителей Рогервика. Инженер-полковник Люберас, начальник работ рогервикского порта, сообщил в Адмиралтейств-Коллегию в Петербург о том, что солдаты, распущенные по своим гарнизонам, не были заменены другими, а арестантов осталось только 450 человек; заготовленный камень от долговременного лежания приходит в негодность; люди, находящиеся на рогервикских работах, не получали жалованья за целый год и терпят во всём крайнюю нужду. На это сообщение Адмиралтейств-Коллегия потребовала от Любераса сообщить, какие постройки повелел ему Пётр I произвести, что сделано и что ещё осталось сделать. Очевидно, Люберас, видя такое отношение к строительству, не стал усердствовать и составлял это донесение целых 4 года, отправив его в Петербург лишь в 1730 году. В 1731 году Люберас получил новое назначение и уехал из Рогервика. Хотя он и оставался ответственным за его постройку, но в дальнейшем мало им интересовался и больше в городе не был. После его отъезда работы в Рогервике не возобновлялись 15 лет.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных