ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Кончина и почитаниеСкончался 26 февраля 1950 года в Софии. На отпевание пришли все синодальные архиереи Болгарской Церкви, сонм епископов, архимандритов и священников. Софийский Никольский храм не вмещал всех желающих проститься с владыкой. Он был погребен в крипте под алтарем храма. Перед своей кончиной он сказал: «Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас». И вскоре крипта русского храма, в которой он похоронен, стала местом паломничества многочисленных верующих. Возле могилы установлен специальный ящичек для писем приходящих со всех концов мира, с просьбами к владыке Серафиму о помощи в самых различных житейских нуждах. Многие ученики и последователи архиепископа Серафима проявили такую приверженность его наставлениям, что, когда в 1968 году Болгарская Православная Церковь перешла на новый календарный стиль, на основании его осуждения возможности введения нового стиля и специальной работы посвященной этой проблеме, они воспротивились решению Церкви и учинили раскол. В 1993 году он получил свое иерархическое продолжение с появлением раскольничьей "Старостильной Православной Церкви Болгарии", которая считает себя наследницей духовных заветов архиепископа Серафима. Однако, при резко отрицательном отношении владыки к новому стилю, его упорное стремление к сохранению целостности и единения Церкви, по мнению других, было несовместимо с расколом. В этой связи, хорошо знавший владыку епископ Левкийский Парфений (Стаматов) так вспоминал о нем:
В процессе обсуждения любого вопроса владыка бы стоял на своей известной позиции, но после окончательного решения немыслимо допустить, чтобы он позволил себе уйти в раскол <…> Если бы он ослушался своей юрисдикции, он бы сделал раскол не только от Болгарской Церкви, но и от своей Московской Патриархии. А это немыслимо для владыки Серафима …
В феврале 2002 года архиепископ Серафим (Соболев) был канонизирован раскольничьей «Старостильной Православной Церковью Болгарии». Вопрос о канонизации архиепископа Серафима поднимался и в православных Болгарской и Русской Церквах, имя владыки внесёно в Собор святых покровителей Воронежской духовной семинарии[34]. Почитается он и среди паствы Русской Православной Церкви Заграницей. 3 февраля 2016 года святитель Серафим был причислен к лику святых для общецерковного почитания деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви " единомысленно со Священным Синодом Болгарской Православной Церкви, представленным на настоящем Соборе по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита Преосвященными митрополитом Варненским и Великопреславским Иоанном и епископом Знепольским Арсением"[35]. 11 февраля 2016 года имя святителя Серафима внесено в святцы Собора святых Воронежской митрополии по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла[36]. 12 декабря 2016 года в городе Богучаре Воронежской области, в рамках празднования 135-летия со дня рождения святителя Серафима, епископ Браницкий Григорий (Цветков) викарий Софийской митрополии, в сослужении духовенства совершил чин освящения часовни свт. Серафима (Соболева), построенной на средства Сергея Сиринько, местного предпринимателя[37]. Молитвословия Тропарь, кондак и молитва святителю Серафиму утверждены на заседании Священного Синода 3 февраля 2016 года[38]. Тропарь, глас 4 Божестве́нною ре́вностию при́сно распала́емь,/ Правосла́вия сто́лп яви́лся еси́,/ в Софии гра́де возсия́в,/ и благоче́стием твои́м мно́гия лю́ди ко Христу́ приве́л еси́,/ па́стырю до́брый, святи́телю Серафи́ме,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим. Ин тропарь, глас 5 Сосу́д Боже́ственных даро́в/ и до́м Святы́я Тро́ицы яви́лся еси́,/ чудотво́рче святи́телю о́тче Серафи́ме,/ те́мже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ не оста́ви на́с си́рых/ и, я́коже обеща́лся еси́,/ испроси́ на́м моли́твами твои́ми// ми́р и ве́лию ми́лость. Кондак, глас 4 (Подобен: Вознесыйся на Крест:) Вознесы́йся на высоту́ смиренному́дрия,/ благоче́стия учи́тель яви́лся еси́,/ Правосла́вия побо́рниче и стра́нных предста́телю,/ мона́шествующих похвало́ и па́стырю изря́дный./ Те́мже любо́вию зове́м ти́:/ ра́дуйся, Серафи́ме, чудотво́рче. [39] Молитва
О, чудотво́рче преди́вный, святи́телю о́тче Серафи́ме! Ты́, еще́ жи́в сы́й, ре́кл еси́ ве́рным: я́ко а́ще улучу́ дерзнове́ние у Го́спода, не оста́влю ва́с си́рых. Сего́ ра́ди, помина́юще глаго́лы твоя́ и дела́ милосе́рдия твоего́ в жи́зни вре́менней, любо́вию припа́даем и усе́рдно про́сим: моли́ся непреста́нно у Престо́ла Царя́ Сла́вы о все́х на́с, бли́жних и да́льних, при́сных и стра́нных, немощны́х и гре́шных, любо́вию почита́ющих тя́. Ты́ от младе́нства благода́тию Бо́жиею просвеще́н бы́л еси́, в ю́ности же у́м соверше́нный стяжа́в, ю́ноши и де́вы умудри́л еси́. Дости́гше же му́жеска во́зраста, усе́рдный де́латель Боже́ственных доброде́телей яви́лся еси́. Сего́ ра́ди утверди́ и на́с во благоугожде́нии Бо́гу, и я́ко па́стырь до́брый изря́дно е́же о́вцы Христо́вы упа́сл еси́, наста́ви на́с на пу́ть покая́ния. Я́ко свети́льник Све́та И́стиннаго просвети́ на́с и сохрани́ от заблужде́ний и собла́знов ми́ра сего́, и, я́ко чудотво́рец ди́вный, не преста́й явля́ти ми́лость свою́ все́м, с любо́вию притека́ющим к тебе́. Па́стырю до́брый, не оста́ви па́ству в зе́млях Бо́лгарстей и Ру́сстей и и́нуде су́щей. Бу́ди ско́рый помо́щник призыва́ющим тя́ от все́х конце́в земли́, да просла́вится неизре́ченное милосе́рдие Пастыренача́льника и Го́спода на́шего Иису́са Христа́, при́сно прославля́емаго и спокланя́емаго со Безнача́льным Его́ Отце́м, и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Сочинения То, как много владыка Серафим вкладывал в свои труды отражают его слова: «Мои книги – это моя кровь!» В его работах и проповедях выразилась его ревность о чистоте православного вероучения. Владыка глубоко проник в вопросы современной ему русской богословской мысли. Так, к Архиерейскому Собору Русской Зарубежной Церкви в октябре 1935 года он представил труд «Новое учение прот. Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией», в котором обличил прот. Сергия в ереси и за который в 1937 году был удостоен степени магистра богословия. В 1943 году он опубликовал сочинение «Искажение православной истины в русской богословской мысли», в котором разбирал богословские взгляды современных церковных деятелей, в частности, митрополитов Антония (Храповицкого) и Сергия (Страгородского). Экуменизм, сделавшийся важным вопросом в церковной жизни эпохи, вызвал ревностное обличение владыки. В августе 1938 года на II Всезарубежном Церковном Соборе, проходившем в Сремских Карловцах, владыка сделал доклад об экуменическом движении, в котором говорил о недопустимости участия в нём Вселенской Православной Церкви, о полной зависимости этого движения от масонства, враждебного Православию. К Совещанию Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей, проходившем в Москве в 1948 году в честь празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, он подготовил специальный доклад по той же теме, озаглавленный «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?» Учитывая острую полемику в церковных кругах о возможности перехода на новый календарный стиль, владыка написал статью, «О новом и старом стиле», в которой рассматривал возможные изменения в церковном богослужении в случае введения нового стиля и их противоречие церковному Уставу, заветам святых отцов и сложившейся богослужебной традиции. Публикации
Литература Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|