Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модель Семейно-педагогического клуба в современной школе




1. Историко-педагогический экскурс в проблему. Начиная с 60-х годов XIX века, в России повсеместно возникали творческие объединения учёных и педагогов, которые занимались педагогическим просвещением родителей. Это Родительский кружок в Санкт-Петербурге, семейно-педагогические кружки в Казани, Симбирске, Оренбурге, Астрахани, Нижнем Новгороде и других городах, курсы для матерей и воспитательниц, школы для матерей, в частности, школа доктора Е. А. Покровского – детского врача, редактора журнала «Вестник воспитания».

В 1907 году в Москве начал свою деятельность созданный К. Н. Вентцелем «Кружок совместного воспитания и образования детей», в котором был народный детский сад, клуб городских школьников и родительский клуб. Обширная программа включала педагогический лекторий для родителей, педагогическую библиотеку и музей, кабине­ты, мастерские, лаборатории. Дети, родители и учителя составили своеобразную педагогическую общину, трудовую ассоциацию, кото­рая, по замыслу К. Н. Вентцеля, должна была стать местом счастья, радости и свободы, справедливости и братской любви, творчества и импровизации.

В советский период отечественная школа накопила значительный опыт в деле сотрудничества с семьёй. Социалистический уклад жизни предполагал тесное взаимодействие всех социальных институтов, по­этому семья и школа не только испытывали потребность друг в друге, но и активно сотрудничали. При этом, надо признать, школа зачастую проявляла известный патронализм в отношении к семье, диктуя ей линию поведения в воспитании детей и помощи школе. Главным принципом этих взаимоотношений был принцип коллективизма (социалистическая модификация традиционно­го для российского общества принципа соборности), который требовал, чтобы все члены коллектива соблюдали общепринятые правила жиз­ни, основанные на нравственных ценностях в их марксистском толко­вании.

2. Как видим, в истории отечественного образования имеется плодотворный опыт педагогических объединений детей и взрослых на принципах клубной деятельности. При этом усвоение и развитие культуры в рамках коллективной формы жизни стало устойчивой традицией, продолжая которую, мы разработали и применили в практике современной школы модель семейно-педагогического клуба как педагогической системы, в которой наиболее успешно решаются многие воспитательные и социально-психологические задачи.

В соответствии с системным принципом были разработаны концеп­туальный и технологический аспекты (блоки) данной педагогической модели:

а) концептуальный аспект (блок) предполагает совокупность следующих принципов:

– трактовка воспитания как процесса создания условий для восхож­дения личности к индивидуальности через преодоление противоречий. И на основе общечеловеческих ценностей;

– оптимистическая гипотеза в отношении развития ребёнка на всех возрастных ступенях;

– деятельностный подход к организации общения, игры, физичес­кого и умственного труда;

– стремление зажечь в детях и взрослых огонь творчества и искрен­ний интерес к полезным видам деятельности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей;

– соблюдение демократического стиля общения и взаимодействия в семье и школе, ориентация на деловой и духовный уровни общения;

– уважение, доверие и доброжелательность в отношениях семьи и школы друг к другу и к ребёнку;

– диалогизм, уважение права свободного выбора, забота об эмоци­ональном благополучии, зашита прав, чести и достоинства всех учас­тников педагогического процесса;

– готовность повышать свой психолого-педагогический (учительс­кий и родительский) уровень, вступать в диалог, ради пользы ребёнка конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

б) технологический (деятельностный) аспект модели семейно-педаго­гического клуба включает этапы и формы работы, формы рефлексии, критерии эффективности, а также права и обязанности членов клуба.

Работа семейно-педагогического клуба организована по этапам.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных