Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧАСТЬ III ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 10 страница




Управление человеческими ресурсами в концепции всеобщего управления качеством
В директиве Европейского союза "Глобальная концепция по сертификации и контролю сформулирована единая для всех государств Евросоюза политика качества. Она предусматривает проведение процедур аккредитации и сертификации предприятий или организаций на базе гармонизированных норм и правил, а также на основе применения систем менеджмента качества, отвечающих требованиям норм ИСО серии 9000. Сертификация по ИСО 9000 - это паспорт на международный рынок и действенное средство для повышения эффективности организации.
В новой редакции международных стандартов ИСО 9000:2000 конкурентоспособность предприятия оценивают с позиций реализации интеллектуального потенциала каждой работающей личности. Пионером в разработке таких стандартов выступила Англия, где разработаны стандарты "Предприятий инвесторов в персонал" (Investor in People Standart).
Управление человеческими ресурсами в условиях TQM базируется на жестком нормировании деятельности специалистов и распределении их полномочий; возможности специалиста самостоятельно проводить анализ и изменять процесс. Кроме того, инициируется необходимость создания такой организационной структуры, которая способна обеспечить коллективу: поиск источников возникающих проблем и снижение бесполезных трат а также помогает устранить путаницу с ответственностью, обнаружить отсутствие необходимых функциональных связей.
Для того, чтобы та или иная система управления человеческими ресурсами заработала, международный стандарт рекомендует:
1) использовать все известные средства мотивации персонала;
2) обучать его как по профессиональным вопросам, так и по вопросам менеджмента качества;
3) выстроивать правильные отношения с потребителями;
4) осваивать такое управление поставщиками, при котором возможно вовремя получать от них необходимую продукцию.
Международный стандарт ИСО 9000:2000 формулирует следующие требования к управлению кадровым ресурсом организации. Организация должна:
- создать и поддерживать общесистемные процедуры, которые касаются:
а) определения потребностей в компетентном персонале и в подготовке персонала;
б) обеспечения процесса подготовки персонала в соответствии с выявленными потребностями;
в) ведения анализа и оценки эффективности подготовки кадров в установленный период времени;
г) ведения отчетов по повышению квалификации, обучению, формированию навыков и фиксированию опыта специалистов;
- создать и поддерживать процедуры, обеспечивающие понимание персоналом:
а) важности принятой политике качества;
б) значительности влияния их деятельности на качество существующих процессов и производимой продукции как фактическое или потенциальное;
в) выгоды от улучшения персональной эффективности;
г) своей роли и ответственности при реализации предписанных процедур и требований политики качества;
д) потенциальных последствий при отклонении от предписанных процедур;
- определить и создать нормальные условия, необходимые,
для достижения соответствия продуктов/услуг, включая:
а) охрану безопасности и здоровья персонала;
б) методы работы (безопасные);
в) рабочую этику (психологический климат);
г) окружающую среду рабочего места.
Текст стандарт ИСО 9000:2000 содержит 8 принципов управления качеством систем и процессов.

Таблица 18 Перечень кадровых процедур в системе качества

Рассмотрим некоторые принципы системы управления качеством и перечень кадровых процедур (табл. 18), рекомендуемых международным стандартом для управления человеческими ресурсами.
Принцип: руководство (лидерство). Реализация на практике этого принципа обязывает руководство организации выполнять следующие действия:
стать действенным и вдохновляющим примером для подчиненных;
своевременно реагировать на все изменения внешней среды;
рассматривать и взвешенно балансировать интересы всех заинтересованных сторон (заказчики, поставщики, владельцы, персонал, общество);
определять и устанавливать перспективы организации;
определять и "выращивать" ценности, важные для фирменной культуры на всех уровнях организации;
развивать взаимное доверие и устранять страхи;
обеспечивать людей необходимыми ресурсами и свободой действий в рамках установленной ответственности;
осуществлять открытую и честную связь между всеми уровнями организации.
Специалисты по управлению качеством считают, что реализация перечисленных действий принесет организации следующие выгоды:
при определении политики качества и стратегии развития организации будут определены перспективы организации;
при определении и развертывании стратегических целей прогнозы трансформируются в тактические цели и задачи организации;
при управлении людскими ресурсами произойдет вовлечение всех специалистов в процесс управления организацией, что выявит активных, хорошо информированных и устойчивых к изменениям сотрудников.
Принцип: вовлечение людей. Существует мнение, что реализация этого принципа приведет к следующим действиям людей:
проявлению самостоятельности и ответственности в решении проблем;
повышению активности при поиске возможностей для улучшения;
повышению инициативности в расширении своей компетентности, знаний, навыков;
установлению свободного обмена знаниями и опытом;
фокусировке внимания на создание ценностей для заказчика;
творческому содействию целям организации;
улучшению имиджа организации в глазах заказчика и общества;
получению удовлетворения от своей работы;
проявлению гордости за принадлежность к организации;
Выгоды, получаемые организацией при реализации этого принципа, могут формулироваться следующим образом:
при определении политики и стратегии люди активно способствуют улучшению политики и стратегии;
при определении и развертывании целей люди, разделяющие цели организации, связывают их со своими подцелями;
при управлении человеческими ресурсами люди, вовлеченные в решение проблем, улучшают производственные процессы.
Аналогичным образом можно рассмотреть оставшиеся шесть из восьми принципов международного стандарта ИСО 9000:2000.
Большую роль в менеджменте качества играет политика вознаграждения. В условиях менеджмента качества вознаграждение означает выплаты сотрудникам за показатели выполненной работы, включая и время выполнения работы (вместо оплаты времени пребывания сотрудника на своем рабочем месте).
Так как Россия подписала соглашение с ЕС о признании международных стандартов серии ИСО 9000 для внутреннего рынка, то уже сегодня многие российские организации и предприятия, которые не соответствуют этим стандартам, не могут получить шанс на сотрудничество с ведущими в своей отрасли компаниями.

Выводы
1. Активизация человеческих ресурсов организации (предприятия) как функция управления (менеджмента) представляет собой совокупность всех концепций и мер, направленных на устремленное в будущее содействие человеку добиваться изменений в способах труда при компромиссном учете индивидуальных потребностей человека, а также целей, которые пресле
дует сама организация.
2. Целью активизации человеческих ресурсов является развитие способности сотрудников и создание условий для профессионального выполнения ими своих задач на всех уровнях деятельности. Цели развития человеческого ресурса всегда устанавливаются в планах стратегического развития предприятий.
3. Активизация человеческих ресурсов является долговременной задачей, которая должна осуществляться совместно руководителями подразделений на всех уровнях и включать развитие и обучение кадров, формирование структуры и организационной культуры предприятия, мотивацию активной деятельности работников, способствующей раскрытию способностей и талантов каждого из них для эффективного решения стоящих перед ними производственных задач.
4. Активизация человеческих ресурсов ориентирована на спрос со стороны организаций (предприятий) таких требований к практической работе персонала, в основе которых - нововведения, инновации, изобретательство, творчество.
5. В активизации человеческих ресурсов используется комплекс мероприятий, включающих систему образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, самореализации и поддержки со стороны руководства, управление качеством человеческих ресурсов.
Международные стандарты ИСО 9000:2000 оценивают конкурентоспособность предприятия с позиций реализации интеллектуального потенциала каждой работающей личности.
6. Управление человеческими ресурсами в концепции всеобщего управления качеством базируется на жестком нормировании деятельности специалистов и распределении их полномочий; возможности специалиста самостоятельно проводить анализ и изменять процесс; создании такой организационной структуры, которая может 1) обеспечивать коллективу поиск источников возникающих проблем и снижение бесполезных трат, 2) устранять путаницу с ответственностью, 3) обнаруживать отсутствие необходимых функциональных связей.

Контрольные вопросы и задания
1. Каковы основные цели активизации человеческих ресурсов и основные слагаемые деятельности по активизации человеческих ресурсов на предприятии?
2. Опишите основные методы развития человеческих ресурсов.
3. Каково распределение ответственности при развитии человеческих ресурсов на предприятии?
4. Какое место в активизации человеческих ресурсов организации занимает организационная культура?
5. Каково влияние рабочих или управленческих команд на развитие активности ее участников?
6. В чем состоит суть структурных изменений в активизации человеческих ресурсов?
7. В чем принципиальные отличия современных подходов к активизации человеческих ресурсов от предшествующих?

Список литературы
Виханскии О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М., 1995.
Глудкин О.П. и др. Всеобщее управление качеством. М., 1999.
Мордовии С.К. Управление человеческими ресурсами // Модульная программа для менеджеров. М., 2000.
Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 1997.


Глава XXVI
Культура организации и стиль руководства Культура организации: сущность, функции, элементы, типология, место в системе управления Культура организации как фактор эффективности Благотворительность как составная часть культуры организации Понятие и природа стиля руководства Черты эффективного лидерства
Культура организации: сущность, функции, элементы, типология, место в системе управления

Деятельность любой организации не может осуществляться только на основе технологии или управленческой иерархии. На предприятии действуют люди, и в своей деятельности они руководствуются конкретными ценностями, по-своему строят отношения друг с другом, совершают укоренившиеся среди них обряды. В этом смысле каждая организация представляет собой культурную среду.
Термин "культура" произошел от латинского слова culture и означает "возделывание, образование, воспитание". Он начал применяться в качестве научного в историко-философской литературе европейских стран со второй половины XVIII в. - века Просвещения. Функция термина "культура" в научном языке изначально относилась к сфере развития "человечности", "человеческой природы", "человеческого бытия", "человеческого начала" - в противоположность природному, стихийному, животному бытию. В этом случае невозможно переоценить значение культуры применительно к процессу активизации человеческого ресурса в новых экономических условиях.
Культура организации (организационная культура, корпоративная культура)1 - это не только оригинальная смесь ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, но и вся среда обитания организации, присущий ей стиль отношений и поведения. Культура организации - это хорошо согласованная совокупность организационных, управленческих, технологических и неформальных межличностных отношений, которая достигается при определенном уровне развития управленческой деятельности и управленческих знаний.
Распространяющаяся в настоящее время в мире теория корпоративной культуры является вариантом соединения японского и американского стилей управления.
Основное назначение культуры организации - создать ощущение идентичности всех членов организации, образ коллективного "мы".
Функции культуры организации многообразны, к их числу относятся.
/. Охранная функция. Культура представляет собой своеобразный барьер для нежелательных тенденций и отрицательных явлений внешней среды, нейтрализует негативное воздействие внешних факторов.
2. Интеграционная функция. Прививая определенную систему ценностей, организационная культура создает у работников ощущение равенства всех членов коллектива, что позволяет каждому:
лучше осознать цели фирмы;
приобрести благоприятное впечатление о фирме, в которой он работает;
ощутить себя членом единого коллектива и определить свою ответственность перед ним.
3. Регулирующая функция. Культура организации включает в себя неформальные, неписаные правила поведения работников. Эти правила определяют последовательность выполнения работ, характер рабочих контактов, формы обмена информацией и т.д.
4. Замещающая функция. Корпоративная культура способна эффективно замещать официальные механизмы и уменьшать поток информации и распоряжений руководства. Так сокращаются издержки управления, потому что многие его элементы не требуют специальных усилий и затрат.
5. Функция адаптации. Наличие культуры организации облегчает адаптацию работника к организации и организации к работнику. Адаптация достигается совокупностью мер, называемой социализацией.
6. Образовательная и развивающая функция. Культура всегда связана с образовательным, воспитательным эффектом. Фирмы похожи на большие семьи, поэтому руководство должно заботиться об образовании своих работников. Результат таких усилий - приращение навыков и знаний работников, которые фирма может использовать для достижения своих целей.
7. Функция управления качеством. Качество работы и рабочей среды переходит в качество продукции.
8. Функция ориентации на потребителя.
9. Функция регулирования партнерских отношении. Культура организации развивает и дополняет нормы и правила поведения, выработанные экономической культурой рынка.
10. Функция приспособления организации к нуждам общества.
Действие этой функции создает наиболее благоприятные внешние условия для деятельности фирмы.
Понятие культуры организации нелегко для восприятия, его трудно определить, тем более осязать. Тем не менее культура организации существует и имеет существенное значение для эффективного руководства.
Сигналами, позволяющими прийти к пониманию культуры организации, могут выступать:
внешняя обстановка, интерьер
О многом говорит архитектура. Классические фасады, мраморные холлы офисов рассматриваются как признак консерватизма, солидности, респектабельности. Некоторые так увлекаются видимой стороной респектабельности, что забывают о клиентах.
корпоративная литература
Брошюры, проспекты и другой рекламный материал, который выпускает компания, тоже очень показательны. Они несут в себе информацию о культурных ценностях компании. Ежегодные отчеты, а также ведомственная (внутрифирменная) газета показывают, на что ориентирована компания - на клиента либо на конечный результат.
отношение к клиентам
Степень культуры организации можно без труда оценить, выступив в качестве ее клиента. Достаточно несколько минут провести в приемной руководителя или обратиться с письмом в фирму.
история компании
Почему она возникла и в чем причины ее успеха? Какие люди в ней работают и кто является героем? Каковы перспективы развития организации и что для этого надо? Кто стоит во главе компании, какой стиль поощряется, за что вознаграждают?
мобильность
В каком возрасте работники получают повышение по службе? В какой степени ценится стаж работы? Учитываются ли консерватизм и традиции?
что и как говорят о компании Публикации в СМИ, рассказы, легенды, слухи, мифы и т.д.
Изменения в корпоративной культуре могут быть достигнуты путем:
замены ключевых (наиболее заметных) фигур в организации;
реорганизации;
введения новых форм коммуникации;
введения новых систем оценки, стимулирования и поощрения персонала;
изменения методов менеджмента (например, периодичности заседаний, изменения их повестки дня и т.п.).
Прерогатива осуществления подобных изменений формально принадлежит руководителю организации. Таким образом, можно утверждать, что культура организации непосредственно зависит от культуры ее руководителя, лидера.
Специалисты, разрабатывающие тему культуры организации, в том числе государственной службы, выделяют ряд показателей, по которым руководители формируют (осознанно или нет) культуру своей организации:
реакцию руководителя на кризисные или критические ситуации;
критерии, на основе которых поощряются работники и определяется их статус;
области внимания, анализа и контроля руководителя;
критерии, по которым осуществляется найм, отбор, продвижение, освобождение и увольнение работников;
модель поведения руководителя (личный пример).
Основные элементы культуры организации:
организационные ценности;
нравственные принципы и деловая этика (как важнейший компонент культуры организации!);
методы мотивации работника;
организация труда и способы контроля;
стиль руководства;
пути разрешения конфликтов, поведение в ситуации кризиса;
коммуникационная система, язык общения.
Многие из этих элементов культуры раскрыты в соответствующих главах данного учебника. Здесь рассмотрим базовый элемент культуры организации - организационные ценности. К ним можно отнести явления, предметы и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов организации и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации. Что это за ценности?
1. Цели организации. Любая организация создается для чего-либо: производства продукции, оказания услуг, организации досуга и т.д.
2. Заказчики, потребители. Именно в связи с ними формируют цели организации. Чем долговременнее, устойчивее отношения организации с заказчиком, тем прочнее цели.
3. Экономическая эффективность, получение прибыли. В условиях товарного производства это жизненно важно для организации.
4. Количественный и качественный уровень социальной политики организации. Функционирование любой организации зависит от взаимодействия двух составляющих - средств производства и рабочей силы. Качество рабочей силы, ее воспроизводство связаны с удовлетворением разнообразных потребностей, в том числе социальных.
5. Внутриорганизационные ценности - дисциплина, ответственность, новаторство, инициатива, творчество работников.
6. Вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость.
7. Образование работников (в самом широком смысле!): процедура информирования, участие в обучающих программах, значение процесса повышения квалификации.
8. Знаково-символическая система - обряды (система символов в действии), мифология (система словесных принципов), ритуалы, одежда, статус, награды и т.д.
В мифологии организации видное место отводится "героям". Т. Питере и Р.Уотермен различают два типа героев: "врожденные герои" и "герои ситуации". Первые оказывают влияние на деятельность организации в течение длительного времени, это отцы-основатели, а также те, кто принес фирме наибольший успех. "Герои ситуации" - это победители соревнования, добившиеся успеха на небольшом временном отрезке.
Если говорить об одежде, то, к примеру, в IBM существует неписаный кодекс ношения одежды (мужчины и женщины всегда носят деловые костюмы, белые рубашки и неброский галстук). Так демонстрируется серьезность отношения к делу.
Знаки отличия, статуса информируют о престиже, на который имеет право личность. (Во многих даже российских корпорациях принято в течение первого часа с момента назначения на новую должность менять табличку на кабинете менеджера).
Культура организации находится в прямой зависимости от культуры окружающей среды. Этот факт установлен многочисленными социологическими исследованиями.
В 60-80-х годах XX в. были проведены исследования, которые доказали определяющую роль национально-государственного и этнического факторов в становлении культуры организации. Занимался этим голландский ученый, профессор антропологии Хофштеде (Г.Хофстид). Исследование проводилось в 70 странах мира, опрошено более 60 тысяч респондентов. Признание этой роли привело к тому, что в современной социологической и управленческой литературе получили широкое распространение типологии культур организаций по национально-государственному признаку. Культуру предприятий США связывают с протестантской этикой, культуру организаций Японии - с буддийской, культуру России - с православием.
Правомерен вопрос: насколько применим в нашей стране опыт передовых компаний мира? Безусловно, надо учитывать опыт Запада. Но надо в то же время понимать, что перенос этой культуры на нашу почву далеко не всегда эффективен. Ибо культура организации опирается на культуру общества в целом, на его культурную историю.
Существует многообразие корпоративных культур - это обусловлено многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Типологию культуры разрабатывали Иошимури, Нойман, Блейк, Оучи, Хандри, Бурке, Рюттингер и др. Мы рассмотрим два варианта типов, в которых стиль руководства и культура тесно связаны.
По Оучи, существуют три наиболее распространенных типа культуры организации: рыночная, бюрократическая и клановая.
Рыночная (предпринимательская) культура базируется на господстве стоимостных отношений, поэтому руководство и персонал ориентируются главным образом на рентабельность. Эффективность определяется на основе стоимостных показателей, связанных прежде всего с издержками производства. Предприятия с данным типом культуры могут длительное время работать нормально, они эффективны.
Бюрократическая (административная) культура основывается на системе власти, которая осуществляет регламентацию всей деятельности предприятия в форме правил, инструкций и процедур. Источником власти в данной организации является компетентность. Данная культура эффективна в стабильных, хорошо прогнозируемых ситуациях. Но в моменты кризиса эта эффективность падает.
Клановая культура - не альтернатива двум первым, а их дополнение, может существовать внутри как рыночной, так и бюрократической культуры. Клановая культура распространена в неформальных организациях. Клан формируется на основе какой-либо разделяемой всеми его членами системы ценностей. Причем эта система ценностей не навязывается извне, а создается самой организацией и более адаптивна к изменениям.

Схема 34. Типы корпоративных культур по Р.Рюттингеру
Концепцию "Z" Оучи развивает схема корпоративных культур Р.Рюттингера', в соответствии с которой все культуры организации разделяются на четыре типа (схема 34).
В данной схеме используются два фактора, оказывающие на культуру сильное опосредованное влияние: риск (насколько рискованны решения и конкретные действия) и обратная связь (как скоро выяснится, правильным ли было принятое решение).
Есть смысл подробнее остановиться на этой типологии, ибо эти типы культур в большей степени определяют стиль управления.
Инвестиционная культура. Ее отличительные особенности: ярко выраженная ориентация на будущее; крупные капиталовложения в условиях риска; инвесторы долгое время остаются в неведении относительно правильности своего решения. Инвестиционная культура свойственна нефтяным компаниям, инвестиционным банкам, строительным организациям, частично армейским структурам и производству средств производства. Большое значение в управлении организации с таким типом культуры имеют авторитет, профессиональные знания, опыт. Решения, принимаемые зачастую на самом верху, подлежат тщательной проверке. Те, кто занимает руководящие должности, рискуют не только своей карьерой, но и будущим своего предприятия. Быстрого карьерного роста в таких компаниях нет, ибо процесс завоевания авторитета столь же продолжителен, как и вопрос капиталовложений. Эта культура ускоряет большие открытия и развитие науки.
Административная культура. Ей присуща низкая степень риска и медленная обратная связь. Проявляется в общественном обслуживании; в хорошо налаженных и защищенных отраслях; в крупных административных фирмах и частично в банках, в системе страхования. Общение в организациях с административной культурой характеризуется обстоятельностью и подчеркнутой иерархией. Почти нет связи между результатом и вознаграждением. Такая сильно выраженная ориентация на внутренние проблемы проявляется в ряде ритуалов:
по всем вопросам делаются протокольные записи;
хорошо налажена система хранения документов;
значение придается больше самой процедуре, нежели результату;
исполняются все распоряжения, вплоть до бессмысленного;
титулы становятся важнее денег.
Злоупотребление административной культурой приводит к тому, что теряется связь с внешним миром, появляются натянутые отношения с ним, вернее, с его целевыми группами, потому что решения очень часто невозможно объяснить окружающим.
Культура выгодных сделок (спекулятивная культура). Для нее характерны быстрая обратная связь и финансовый риск средней и высокой степени. Встречается везде, где происходят выгодные сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьем. Однако элементы культуры выгодных сделок можно встретить в таких областях, как мода, косметика, профессиональный спорт, реклама и финансирование рискованных предприятий. Сотрудники - молодые люди, обладающие высоким самомнением и тщеславием, с ярко выраженными бойцовскими качествами и агрессивностью. Мотивация сотрудников - быстрое получение прибыли. Однако вознаграждение может выражаться не только в звонкой монете. Ловким сотрудникам должное воздается в виде создания культа "звездной" личности. Методы менеджмента, признаваемые современными (как правило, это американская модель), становятся ритуалами, способными создавать впечатление того, что все всесторонне продумано.
Культура торговли. Ей присущи быстрая обратная связь и относительно малый риск. Развивается в первую очередь в торговых организациях, организациях по сбыту, розничной торговле, частично у производителей компьютеров; у маклеров по продаже недвижимости и финансовых маклеров; у торговцев автомобилей; при продаже товаров с доставкой на дом, а также при мелкорозничной торговле. Успех зависит от количества контактов с покупателями и от настойчивости в поисках сделок. Сотрудники обычно молодые, активные люди, смело идущие на эксперименты. Хорошо ведут коллективную игру, склонны к принятию быстрых и несложных решений. Явно выделяется большое стремление действовать.
Успех измеряется объемом сбыта, а не риском. Успехи празднуются. Финансовые стимулы не всегда имеют для сотрудников первостепенное значение. Важным является также ощущение принадлежности к команде, делающей успехи.
Чтобы способствовать развитию корпоративной культуры, необходимо:
1) установление в организации высоких стандартов и обязательный контроль их исполнения;
2) грамотная работа со средствами массовой информации, в том числе внутрифирменными;
3) гласность относительно достижения даже маленьких побед для моральной поддержки работников;
4) обязательное вознаграждение тех, кто вносит важный вклад в достижение прогнозируемого будущего, и наказание тех, кто этого не делает;
5) лидер с даром предвидения будущего.

Культура организации как фактор эффективности
Залогом эффективности изменении являются следующие параметры культуры организации.
1. Поддержка и поощрение творческой активности, новаторства сотрудников.
2. Отслеживание динамики развития отрасли для выбора оптимального темпа и ритма изменений собственной организации.
3. Формирование кредо фирмы (миссия организации, цель деятельности, основные принципы, стиль работы, обязательства по отношению к клиентам, акционерам, партнерам, персоналу, обществу).
Многие виды бизнеса не могут быть успешными, если не удается сформировать соответствующую корпоративную культуру. Это относится в первую очередь к сфере обслуживания (гостиничный бизнес, банки, общественное питание) и к массовому производству технически и технологически сложных изделий (бытовая электроника, автомобили).
Исследования в области менеджмента последних лет указывают на то, что компании-лидеры характеризуются общими элементами их корпоративных культур, что позволяет их выделить в качестве факторов высокой эффективности.
Т.Питере и Р.Уотермен установили непосредственную связь между культурой и успехом в работе организации. Взяв за образец успешные американские компании и описав управленческую практику, они выявили ряд ценностей организационной культуры, приведших эти компании к успеху:
вера в действия (решения принимаются даже в условиях недостатка информации; откладывание решений равносильно их непринятию);
связь с потребителем (информация, поступающая от потребителя, так называемый фокус на потребителя - ценность для всех работников);
поощрение автономии и предприимчивости (крупные и средние компании зачастую состоят из филиалов, которым предоставляется определенная самостоятельность, необходимая для творчества и разумного риска);
рассмотрение людей как главного источника производительности и эффективности (человек - наиболее важный актив компании, поэтому он - центр внимания и объект инвестиций);
знание того, чем управляешь (руководители управляют не из кабинетов, а постоянно бывая на объектах);
концентрация вокруг основного вида деятельности (слишком сильная диверсификация в стороне от основного бизнеса неприемлема);
простая структура и немногочисленный штат управления (в высшем эшелоне управления приветствуется минимальный штат сотрудников);
одновременное сочетание гибкости и жесткости в организации (гибкость и адаптивность в конкретных действиях достигается при достаточно инерционной и жесткой системе разделяемых культурных ценностей).
Культуру организации как фактор эффективности изменений и развития следует рассматривать значительно шире, а именно в контексте деловой культуры, т.е. культуры деловых отношений, культуры получения прибыли. В этой связи уместно говорить о роли государства в формировании и развитии деловой культуры. Перефразируя известное высказывание советского физика Б.Арцимовича относительно науки, можно утверждать, что организационная культура также "находится на ладони государства и согревается теплом этой ладони".
От государства, его чиновников общество ждет не только упорядочения отношений бизнеса и власти, но и разумной степени регулирования экономики; внедрения этических норм в практику предпринимательства; обеспечения поддержки предпринимательству в международной деятельности; ориентации на воспитание организационной культуры всей системы образования; возможно, учреждения специальной награды - государственной премии предпринимателям "За службу Отечеству".






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных