Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О.Н. Олейникова, д.п.н., Директор Национального офиса Темпус в РФ




В настоящее время резко возросло внимание к вопросам качества высшего образования. Внешними факторами этого является Болонский процесс и необходимость повышения конкурентоспособности российской высшей школы в международном масштабе. Внутренними – необходимость обеспечения того качества выпускников, которое соответствует задачам модернизации российской экономики и социальной сферы.

Как указано во «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века», принятой в 1998 г. на Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию: «Качество в сфере высшего образования является многомерной концепцией, которая должна охватывать все его функции и виды деятельности: учебные и академические программы; научные исследования и стипендии; укомплектование кадрами; учащихся; здания; материально-техническую базу; оборудование; работу на благо общества и академическую среду».

В Меморандуме о высшем образовании Европейского союза указаны следующие направления деятельности в сфере качества высшего образования: содействие наиболее эффективному использованию людских и материальных ресурсов высшей школы; расширение научных исследований и максимально возможное их внедрение в учебный процесс; совершенствование и оптимизация приема в вузы и форм аттестации студентов; повышение профессиональных компетенций преподавателей; углубление взаимодействия с работодателями.

В 2005 г. приняты Европейские стандарты и Руководство по обеспечению качества в европейском пространстве высшего образования (ESG) (одобрены на конференции Министров образования в Бергене в 2005 г.), и начато формирование Европейского Реестра по обеспечению качества, представляющего собой информационный ресурс, размещенный в Интернет и содержащий список агентств по обеспечению качества в Европе (www.eqar.eu).

Стандарты и Руководство по обеспечению качества в европейском пространстве высшего образования содержат стандартную модель обеспечения качества, которая состоит из 7 основных элементов и рекомендаций по их осуществлению, таких как:

§ Разработка и реализация стратегии университета по непрерывному повышению качества. Стратегия, программа и процедуры должны иметь формальный статус и быть публично доступны.

§ Наличие формальных механизмов одобрения, мониторинга и регулярной оценки программ.

§ Оценка знаний студентов в соответствии с последовательно применяемыми опубликованными критериями, положениями и процедурами.

§ Наличие системы обеспечения качества профессорско-преподавательского корпуса.

§ Наличие адекватных целям обучения информационных ресурсов и поддержки студентов.

§ Наличие информационных систем, обеспечивающих эффективное управление программами обучения и другой деятельностью университетов.

§ Регулярное обновление и публикация объективной и достоверной информации о программах университета.

Эти рекомендации представляют интерес и для российских вузов не только в рамках интеграционных процессов, но и как внутренние механизмы повышения эффективности собственной деятельности.

Несколько отвлекаясь от темы, хотелось бы обратить внимание на недопустимый перевод на русский язык названия вышеуказанных Стандартов и Рекомендаций, где вместо формулировки «обеспечение качества» говорится о «гарантиях качества». Гарантировать качество не может никто, качество можно только обеспечить.

В целом обеспечение качества является элементом общей системы управления качеством образования. Под обеспечением качества понимается создание необходимых условий для предоставления качественных услуг по обучению. Помимо этого управление качеством предполагает наличия механизмов контроля качества, включающих в себя оценку процесса обучения и его результатов.

Таким образом, управление качеством предусматривает комплексное взаимодействие таких элементов, как нормативно-правовая база; четко сформулированные цели обучения; образовательные стандарты, основанных на компетенциях; соответствующие этим стандартам образовательные программы и учебные материалы; квалифицированные педагогические кадры; система сбора и анализа информации; ориентация на лучшие образцы качества в рамках национальной практики.

Остановимся подробнее на системе обеспечения качества. Параметры этой системы включают в себя: близость к потребителю; лидерство со стороны руководства учебного заведения в части создания в организации микроклимата, при котором сотрудники максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей; вовлечение всего персонала (от высшего руководства до рядовых сотрудников) в реализацию стратегии развития вуза; эффективные бизнес-процессы; системный подход к управлению на основе концепции внутриорганизационных «цепочек качества» (взаимосвязанных процессов, включающих внутренних «поставщиков» и «потребителей») и внешних потребителей и поставщиков; постоянное совершенствование, которое основывается на результатах оценки удовлетворённости потребителей и показателях деятельности самой организации, а также на принятии корректирующих и предупреждающих действий.

Качество обучения измеряется тремя основными показателями: возможность трудоустройства; улучшение взаимосвязи спроса и предложения в сфере высшего образования; совершенствование доступа к обучению при особом внимании к проблемным группам на рынке труда.

Таким образом, сами показатели качества указывают на двоякую функцию управления качеством за счет направленности на внутрисистемное регулирование, с одной стороны, и на выполнение социальной роли, имеющей целью содействие модернизации экономики и социальной сферы, формирование активных граждан и социальную гармонизацию, с другой.

Следует также подчеркнуть, что при формировании системы управления качеством в вузе полагаться только на Стандарты и Руководство нельзя, поскольку в нем не отражается вопрос удовлетворенности потребителя, как «мерило» качество. А именно эта интерпретация качества приобретает все большее распространение в настоящее время в связи с тем, что далеко не всегда выпускники успешно находят свое место на рынке труда и работодатели часто высказывают к ним обоснованные претензии.

Именно поэтому в стандартах третьего поколения в нашей стране основой являются компетенции, которые должны быть сформированы у студентов. Мы не будем останавливаться сейчас на качестве самих ФГОС, скажем только, что выявление и определение компетенций требует определенных методик, которыми разработчики ФГОС, да и академическое сообщество в целом, еще не полностью владеют. В принципе, можно обоснованно говорить о несформированности самой культуры определения и формулирования компетенций, которые становятся результатами обучения, подлежащими измерению/оценке и подтверждению.

Необходимо подчеркнуть, что только если четко сформулированные результаты обучения могут быть обоснованно измерены на основе четких критериев, можно говорить о наличии современной системы оценки, являющейся компонентом целостной системы обеспечения качества.

Исходя из того, что система высшего образования в целом и каждый вуз, в частности, производит определенный продукт, который должен иметь своего потребителя, оно должно создавать определенную ценность для потребителя, а, следовательно, должно быть «рядом» с потребителем. И для того чтобы выдержать конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг, оно должно быть лидером в предоставлении дифференцированных услуг для различных категорий потребителей. Помимо этого его деятельность должна оправдывать вложенные средства.

Уровень качества трудового потенциала выпускника проектируется и контролируется при помощи таких инструментов, как:

· стандартизация профессиональных и общих компетенций;

· стандартизация квалификационных требований;

· стандартизация оценки компетенций;

· стандартизация требований к тем, кто проводит оценку трудового потенциала обучаемых (экспертов по оценке):

· информационное обеспечение (данные о трудоустройстве, опросы работодателей)

Схематично это можно представить следующим образом:

 


Эксперименты последних лет с внедрением международных механизмов обеспечения качества в образовательной отрасли показали, что модель Европейского форума управления качеством легче, чем другие международные стандарты адаптируется для целей системного управления качеством и самооценки образовательных организаций.

А международная практика показала, что проведение самооценки на основе рейтинговой модели Европейского форума управления качеством: обеспечивает системный подход к всеобщему (тотальному) управлению качеством; предоставляет единый комплекс критериев для проведения объективной оценки; обеспечивает возможность делать согласованные выводы относительно дальнейшего совершенствования работы организации в целом, отдельных её подразделений и каждого сотрудника; выявляет и анализирует процессы, в которые можно внести улучшения; определяет характер изменений, произошедших со времени прошлой самооценки; предоставляет возможность распространения передового опыта; обеспечивает признание достижений подразделений и отдельных сотрудников; создаёт возможность объективного сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как в данной организации, так и в других образовательных организациях.

Процессы обеспечения качества непосредственно связаны с подходом к оценке обучения, основанном на результатах обучения, выраженных в терминах компетенций. Именно на этой основе проводится расчет зачетных единиц с позиций «трудозатрат» студента, а не количества лекционных, семинарских и лабораторных и прочих аудиторных занятий. Такой подход обеспечивает качество подготовки выпускников, адекватное потребностям как развития научных исследований, так и рынков труда, поскольку он смещает акцент с того, сколько лет человек учился, на то, чему он научился и что может делать.

Одновременно данный подход означает, что образовательные программы по разным специальностям (направлений подготовки) высшего образования могут иметь разные сроки обучения в зависимости от требуемых компетенций и времени, необходимого на их освоение.

Цикл управления качеством на уровне программ может быть представлен следующим образом:

 

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что взаимодействие элементов системы управления качеством высшего образования не является линейным движением в одну сторону или движением по кругу. Требуемый уровень качества не остается чем-то раз и навсегда данным. Требования к качеству изменяются вместе с изменениями во внешней и внутренней среде и тех задач, которые перед высшим образованием ставятся на определенных исторических этапах.

Литература:

1.Council Recommendation of 24 September 1998 on European cooperation in quality assurance in higher education, 98/561/EC, Official Journal L 270/56;

2. Agreement on the Foundation “Foundation: Accreditation of Study Courses in Germany”. (Resolution of the Standing Conference of the Ministers of Education and Cultural Affairs of the Länder in the Federal Republic of Germany of 16 December 2004.

3. UK Higher Education Bill. Printed in the United Kingdom by The Stationery Office Limited, 2004.

4. Лондонское коммюнике министров образования. На пути к европейскому пространству высшего образования: ответы на вызовы глобализованного мира. 18 мая 2007 г.

5. Высшее образование в России: Аналитический доклад / Отв. ред. В.Л. Глазычев. 2004 (www.glazychev.ru/projects/obrdocl/2004_obrdocl.htm).

6. Education at a Glance, 2006.

7. OECD. Sciеnce, Technology and Industry Outlook, 2006.

e-mail: office@tempus-russia.ru, www.tempus-russia.ru

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных