ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
А.С. Курылев, Астраханский государственный технический университет
Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования существенно сокращает циклы подготовки специалистов для инновационного экономического развития страны, наращивания взаимодействия с европейскими государствами и университетами в реализации интеграционных процессов. Такие процессы продуктивны для внедрения лучшей практики, формирования условий мобильности преподавателей и студентов, межуниверситетского международного сотрудничества в сфере включенного обучения и систем «двойного диплома». Этому способствует реализация проектов европейской программы Темпус. Они значительно расширяют сетевое взаимодействие в международной образовательной сети европейских и российских университетов в сфере модернизации и разработки принципиально новых модульных образовательных программ, ориентированных на результаты обучения на основе компетентностно-контекстного подхода [1,2]. Выполнение проекта Темпус «Совершенствование магистерских программ по экологии Волго-Каспийского бассейна» консорциумом российских технических университетов Астрахани, Волгограда, Саратова, Самары, Казани и четырех Европейских университетов: Штутгарта (Германия), Варшавы (Польша), Пармы (Италия), Барселоны (Каталонский политехнический университет, Испания), показало целесообразность и необходимость формирования заданных свойств образовательной системы подготовки магистров, способных решать проблемы устойчивого развития различных регионов России и Европы, направленные на достижение глобального результата в сфере комплексного развития территорий и лучшего качества жизни. Формируется действительно новая образовательная система, которая базируется на научных и методических достижениях технических университетов, направлена на решение проблем экологии отдельных территорий, обеспечивает разработку и реализацию комплекса экологических магистерских программ на основе единой модульной структуры на условиях сопоставимости дипломов в международной образовательной сети. Поэтому заданными свойствами проектируемой образовательной системы в международной образовательной сети определены следующие: – образовательная система подготовки магистров по экологии разрабатывается и реализуется университетами совместно; – формирование компетенций обеспечивает фундаментальность и практико-ориентированность программы, востребованность магистра; – структура, состав и размер модулей согласованы университетами; – оценка результатов обучения обеспечивает контроль качества и способность магистра к международной сертификации квалификации; – обеспечена российская и международная аккредитация; – разработана система совместного обучения магистров, проводится включенное обучение по отдельным модулям, достигается сопоставимость дипломов в рамках программ двойных дипломов. Проектирование образовательных программ с учетом лучшей международной практики включает, прежде всего, разработку структуры компетенций и состава модулей магистерских программ с заданными результатами обучения. Этим обосновывается структура и сопоставимость образовательных программ, обеспечивается описание программ в системе терминов ECTS и признание периодов обучения в другом университете Европы или России в среде международной образовательной сети [3]. Вопросы сопоставимости образовательных программ, следовательно, и дипломов, пожалуй, одно из главных проблемных направлений взаимодействия в сети, т.к. структуру компетенций, состав и содержание модулей необходимо рассматривать через призму требований дублинских дескрипторов Европейской рамки квалификаций. Для магистерских программ определяется высокий уровень достижений выпускников, которые должны демонстрировать: – оригинальность подходов при разработке и/или применении идей, часто в рамках исследовательского контекста; – применение знаний и способность решать проблемы в новых контекстах и в рамках междисциплинарных контекстов; – способность интегрировать знания для решения сложных проблем и формулировать суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом социальной и этической ответственности; – умение четко и непротиворечиво сообщать свои выводы и использованные при этом знания и обоснования для специалистов и других сфер; – навыки, позволяющие продолжать обучение самостоятельно и автономно. При проектировании совместных программ в международной сети университетов наиболее важным является общее понимание содержания квалификаций в терминах компетенций и результатов обучения, формулируемых работодателями и академическим сообществом. Эффективным инструментом для проектирования программ может быть принята методика Tuning, обеспечивающая единство подходов по настройке образовательных структур с интеграцией: компетенций; технологий контекстного обучения; оценки результатов обучения; определения трудозатрат на образовательный процесс по профилю подготовки магистров; гарантии качества высшего образования. Изложенные выше концептуальные подходы стали основой решения комплекса задач, связанных с разработкой объединенной и отдельных магистерских программ в консорциуме технических университетов, образующих в рамках проекта Темпус международную образовательную сеть. Определена и разработана модульная структура магистерской программы, включающая разделы: – экологическая технология как профессия и система образования; – образовательные цели магистерской программы; – квалификационный уровень, описание дублинских дескрипторов, европейской и российской национальной рамок квалификаций; – результаты обучения по основным общим и предметным профессиональным компетенциям; – образовательная стратегия и профиль программы; – критерии и система оценки компетенций и результатов обучения; – структура и состав модулей, требования к преподавательскому составу; – структура производственных и исследовательских практик; – система подготовки и защиты выпускной работы, мониторинг качества. При разработке учебного плана магистерских программ по экологии наиболее важным было перейти от дисциплинарной структуры к модульной, принимая модуль как крупную самодостаточную структурированную часть процесса обучения, имеющей четкий набор результатов обучения и критерии оценки их достижения. Такой подход требует построения основных модулей магистерской программы с объемом от 5 зачетных единиц (кредитов) и более, например, 5, 10, 15 зачетных единиц. В преподавании крупных модулей могут участвовать несколько преподавателей, становится оправданным выделение одной зачетной единицы на комплексный экзамен, использующий для оценки результата современные методики и технологии, внешних экспертов. При реализации магистерских программ в международной образовательной сети такие модули изучают на отдельном факультете, они успешно встраиваются в учебный процесс европейских университетов. При дисциплинарном построении учебного плана с размером микромодулей от 2 до 4 зачетных единиц реализация совместных программ невозможна и программы не сопоставимы с европейскими, что является непреодолимым препятствием для мобильности студентов. В составе заданных свойств образовательной системы в международной образовательной сети магистерские программы должны обеспечить включенное обучение студентов с выходом на программы двойного диплома. Для достижения такого результата разработана «дорожная карта» реализации системы двойного диплома по магистерской программе «Экология и природопользование» (мобильность студентов в проекте Темпус), предусматривающая три шага действий. Первый шаг – подготовительный, включает следующие действия: Ø согласование учебных планов, выделение модулей, соответствующих учебным планам университетов-партнеров; Ø оценка объемов зачетных единиц (кредитов) учебного процесса в университетах – партнерах; Ø согласование двухсторонних соглашений; Ø принятие решений учеными советами университетов – партнеров о признании курсов и кредитов. Второй шаг - выбор модели и результата обучения, включает два направления: обучение по отдельным модулям и обучение по системе двойного диплома: 1. Обучение по отдельным модулям: ü объем учебного процесса в университете Европейского Союза (ЕС) от 5 до 30 кредитов; ü защиты отдельных курсовых работ в университетах ЕС; ü итоги обучения в университете ЕС – сертификат по отдельным модулям; ü подготовка и защита дипломной работы в университете России с выдачей Европейского приложения к диплому. 2. Обучение по системе двойного диплома: ü объем учебного процесса в университете ЕС до 60 кредитов; ü защиты до 50% курсовых работ в университете ЕС; ü подготовка и защита дипломной работы (проекта) в университетах России и ЕС по согласованной теме; ü два диплома университетов России и Европы. Третий шаг - набор и совместное обучение, учитывает требования и российскую практику набора на магистерские программы, особенности организации совместного обучения. Набор: объявление о наборе; правила набора, включая знание иностранного языка; согласование содержания испытательных материалов; зачисление. Обучение (очное и заочное): мобильность студентов; мобильность преподавателей; дистанционное обучение. Дорожная карта должна учитывать проблемы студенческой мобильности и выделять вопросы для преодоления возникающих рисков при достижении эффективного результата обучения в международной образовательной сети: стоимость мобильности, достаточность финансирования; определение количества студентов в мобильности, язык обучения; начало реализации и период обучения для студентов; продолжение обучения после проекта (востребованность, финансирование, конкурентноспособность выпускников-магистров). Учет Европейских условий реализации совместных магистерских программ формирует новые заданные свойства образовательной системы в международной образовательной сети, методология проектирования которой должна быть основана на компетентностно-контекстном подходе как перспективной педагогической системе. Литература: 1. Вербицкий А.А. Компетентностно-контекстный подход к модернизации гуманитарного образования // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы Международной научно-практической конференции, – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. - С.18-26. 2. Вербицкий А.А., Курылев А.С., Ильязова М.Д. Основная образовательная программа в контекстно-компетентностном формате// Высшее образование в России, 2011. № 6. С. 66-71. 3. Олейникова О.Н. Программа TEMPUS в Российской Федерации // Вестник высшей школы Alma mater, 2010. № 9. С.7-9. E-mail: ido@astu.org Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|