Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






А.С. Курылев, Астраханский государственный технический университет




 

Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования существенно сокращает циклы подготовки специалистов для инновационного экономического развития страны, наращивания взаимодействия с европейскими государствами и университетами в реализации интеграционных процессов. Такие процессы продуктивны для внедрения лучшей практики, формирования условий мобильности преподавателей и студентов, межуниверситетского международного сотрудничества в сфере включенного обучения и систем «двойного диплома». Этому способствует реализация проектов европейской программы Темпус. Они значительно расширяют сетевое взаимодействие в международной образовательной сети европейских и российских университетов в сфере модернизации и разработки принципиально новых модульных образовательных программ, ориентированных на результаты обучения на основе компетентностно-контекстного подхода [1,2].

Выполнение проекта Темпус «Совершенствование магистерских программ по экологии Волго-Каспийского бассейна» консорциумом российских технических университетов Астрахани, Волгограда, Саратова, Самары, Казани и четырех Европейских университетов: Штутгарта (Германия), Варшавы (Польша), Пармы (Италия), Барселоны (Каталонский политехнический университет, Испания), показало целесообразность и необходимость формирования заданных свойств образовательной системы подготовки магистров, способных решать проблемы устойчивого развития различных регионов России и Европы, направленные на достижение глобального результата в сфере комплексного развития территорий и лучшего качества жизни.

Формируется действительно новая образовательная система, которая базируется на научных и методических достижениях технических университетов, направлена на решение проблем экологии отдельных территорий, обеспечивает разработку и реализацию комплекса экологических магистерских программ на основе единой модульной структуры на условиях сопоставимости дипломов в международной образовательной сети.

Поэтому заданными свойствами проектируемой образовательной системы в международной образовательной сети определены следующие:

– образовательная система подготовки магистров по экологии разрабатывается и реализуется университетами совместно;

– формирование компетенций обеспечивает фундаментальность и практико-ориентированность программы, востребованность магистра;

– структура, состав и размер модулей согласованы университетами;

– оценка результатов обучения обеспечивает контроль качества и способность магистра к международной сертификации квалификации;

– обеспечена российская и международная аккредитация;

– разработана система совместного обучения магистров, проводится включенное обучение по отдельным модулям, достигается сопоставимость дипломов в рамках программ двойных дипломов.

Проектирование образовательных программ с учетом лучшей международной практики включает, прежде всего, разработку структуры компетенций и состава модулей магистерских программ с заданными результатами обучения. Этим обосновывается структура и сопоставимость образовательных программ, обеспечивается описание программ в системе терминов ECTS и признание периодов обучения в другом университете Европы или России в среде международной образовательной сети [3]. Вопросы сопоставимости образовательных программ, следовательно, и дипломов, пожалуй, одно из главных проблемных направлений взаимодействия в сети, т.к. структуру компетенций, состав и содержание модулей необходимо рассматривать через призму требований дублинских дескрипторов Европейской рамки квалификаций.

Для магистерских программ определяется высокий уровень достижений выпускников, которые должны демонстрировать:

– оригинальность подходов при разработке и/или применении идей, часто в рамках исследовательского контекста;

– применение знаний и способность решать проблемы в новых контекстах и в рамках междисциплинарных контекстов;

– способность интегрировать знания для решения сложных проблем и формулировать суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом социальной и этической ответственности;

– умение четко и непротиворечиво сообщать свои выводы и использованные при этом знания и обоснования для специалистов и других сфер;

– навыки, позволяющие продолжать обучение самостоятельно и автономно.

При проектировании совместных программ в международной сети университетов наиболее важным является общее понимание содержания квалификаций в терминах компетенций и результатов обучения, формулируемых работодателями и академическим сообществом.

Эффективным инструментом для проектирования программ может быть принята методика Tuning, обеспечивающая единство подходов по настройке образовательных структур с интеграцией: компетенций; технологий контекстного обучения; оценки результатов обучения; определения трудозатрат на образовательный процесс по профилю подготовки магистров; гарантии качества высшего образования.

Изложенные выше концептуальные подходы стали основой решения комплекса задач, связанных с разработкой объединенной и отдельных магистерских программ в консорциуме технических университетов, образующих в рамках проекта Темпус международную образовательную сеть. Определена и разработана модульная структура магистерской программы, включающая разделы:

– экологическая технология как профессия и система образования;

– образовательные цели магистерской программы;

– квалификационный уровень, описание дублинских дескрипторов, европейской и российской национальной рамок квалификаций;

– результаты обучения по основным общим и предметным профессиональным компетенциям;

– образовательная стратегия и профиль программы;

– критерии и система оценки компетенций и результатов обучения;

– структура и состав модулей, требования к преподавательскому составу;

– структура производственных и исследовательских практик;

– система подготовки и защиты выпускной работы, мониторинг качества.

При разработке учебного плана магистерских программ по экологии наиболее важным было перейти от дисциплинарной структуры к модульной, принимая модуль как крупную самодостаточную структурированную часть процесса обучения, имеющей четкий набор результатов обучения и критерии оценки их достижения. Такой подход требует построения основных модулей магистерской программы с объемом от 5 зачетных единиц (кредитов) и более, например, 5, 10, 15 зачетных единиц. В преподавании крупных модулей могут участвовать несколько преподавателей, становится оправданным выделение одной зачетной единицы на комплексный экзамен, использующий для оценки результата современные методики и технологии, внешних экспертов.

При реализации магистерских программ в международной образовательной сети такие модули изучают на отдельном факультете, они успешно встраиваются в учебный процесс европейских университетов. При дисциплинарном построении учебного плана с размером микромодулей от 2 до 4 зачетных единиц реализация совместных программ невозможна и программы не сопоставимы с европейскими, что является непреодолимым препятствием для мобильности студентов.

В составе заданных свойств образовательной системы в международной образовательной сети магистерские программы должны обеспечить включенное обучение студентов с выходом на программы двойного диплома. Для достижения такого результата разработана «дорожная карта» реализации системы двойного диплома по магистерской программе «Экология и природопользование» (мобильность студентов в проекте Темпус), предусматривающая три шага действий.

Первый шаг – подготовительный, включает следующие действия:

Ø согласование учебных планов, выделение модулей, соответствующих учебным планам университетов-партнеров;

Ø оценка объемов зачетных единиц (кредитов) учебного процесса в университетах – партнерах;

Ø согласование двухсторонних соглашений;

Ø принятие решений учеными советами университетов – партнеров о признании курсов и кредитов.

Второй шаг - выбор модели и результата обучения, включает два направления: обучение по отдельным модулям и обучение по системе двойного диплома:

1. Обучение по отдельным модулям:

ü объем учебного процесса в университете Европейского Союза (ЕС) от 5 до 30 кредитов;

ü защиты отдельных курсовых работ в университетах ЕС;

ü итоги обучения в университете ЕС – сертификат по отдельным модулям;

ü подготовка и защита дипломной работы в университете России с выдачей Европейского приложения к диплому.

2. Обучение по системе двойного диплома:

ü объем учебного процесса в университете ЕС до 60 кредитов;

ü защиты до 50% курсовых работ в университете ЕС;

ü подготовка и защита дипломной работы (проекта) в университетах России и ЕС по согласованной теме;

ü два диплома университетов России и Европы.

Третий шаг - набор и совместное обучение, учитывает требования и российскую практику набора на магистерские программы, особенности организации совместного обучения. Набор: объявление о наборе; правила набора, включая знание иностранного языка; согласование содержания испытательных материалов; зачисление. Обучение (очное и заочное): мобильность студентов; мобильность преподавателей; дистанционное обучение.

Дорожная карта должна учитывать проблемы студенческой мобильности и выделять вопросы для преодоления возникающих рисков при достижении эффективного результата обучения в международной образовательной сети: стоимость мобильности, достаточность финансирования; определение количества студентов в мобильности, язык обучения; начало реализации и период обучения для студентов; продолжение обучения после проекта (востребованность, финансирование, конкурентноспособность выпускников-магистров).

Учет Европейских условий реализации совместных магистерских программ формирует новые заданные свойства образовательной системы в международной образовательной сети, методология проектирования которой должна быть основана на компетентностно-контекстном подходе как перспективной педагогической системе.

Литература:

1. Вербицкий А.А. Компетентностно-контекстный подход к модернизации гуманитарного образования // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы Международной научно-практической конференции, – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. - С.18-26.

2. Вербицкий А.А., Курылев А.С., Ильязова М.Д. Основная образовательная программа в контекстно-компетентностном формате// Высшее образование в России, 2011. № 6. С. 66-71.

3. Олейникова О.Н. Программа TEMPUS в Российской Федерации // Вестник высшей школы Alma mater, 2010. № 9. С.7-9.

E-mail: ido@astu.org






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных