Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Г.П. Байбекова, канд. психол.наук, доцент, Астраханский государственный технический университет




 

Изучение феномена актуальных социальных представлений, которые как формируются в условиях малой группы, так и сами оказывают влияние на образование референтных групп в студенческой среде, представляется нам важным психологическим механизмом, влияющим на поведение и деятельность современной студенческой молодежи.

Анализ литературы показывает, что в психологической литературе проблеме изучения социальных представлений уделено достаточное внимание [1, 2]. В ряде пунктов теория социальных представлений как бы смыкается с когнитивными теориями соответствия. В 1996 году вышел специальный выпуск «Журнала по теории социального поведения». Здесь ведущие исследователи социальных представлений – Вольфганг Вагнер, Ивана Маркова, Мишель-Луи Рукетт и др. – приводят новые аргументы в пользу коренных отличий социальных представлений от традиционного когнитивизма.

Аргументы можно объединить в несколько групп по темам: «Социальные представления и социальное окружение», «Социальные представления и проблема объекта», «Вопросы истинности социальных представлений и преднамеренности социального конструирования». Групповая природа социальных представлений, его разделяемость членами группы и выработка в процессе социального взаимодействия постоянно подчеркивалась С. Московиси. Тем не менее, согласно традиции когнитивизма североамериканские авторы (Фрайзер, А. Гэнгрел, Олпорт) привычно видели в нем «фотографию», «изображение», существующее в индивидуальном сознании, что, возможно, обусловлено буквальным значением слова «representation» в английском языке.

В России пока еще немногочисленны исследования социальных представлений. В 1997 году вышла коллективная монография «Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики» под редакцией К.А. Абульхановой и А.В. Брушлинского, где концепция С. Московиси служит фактически основой исследовательской программы, квалифицируется как практичная, конструктивная, методы – «сверхнадежные и годами отработанные».

По мнению А. Донцова и Т. Емельяновой (1987), успех концепции социальных представлений можно объяснить тремя факторами:

I – наличие в концепции альтернативной позитивной платформы, обладающей более широкими объяснительными возможностями по сравнению с узко когнитивистской ориентацией.

II – оригинальность и эмпирическая обоснованность в сочетании с социальной значимостью исследуемых объектов.

III – высокая активность и организаторская способность основателя школы.

Отечественные и зарубежные исследователи изучают проблематику социального представления на различных аспектах жизнедеятельности человека: от достаточно общих, таких как социальное представление об успехе и счастье или представления о менталитете и демократии, до более специфических, например, социальное представление о разрешении конфликтов в организации или представление о личности и профессиональной деятельности психолога. Однако, на сегодняшний день в социально-психологической литературе проблеме изучения социального представления в таких общностях как студенты отводится мало внимания [3].

В настоящее время в психологической литературе предъявлены методологические основания изучения социальных представлений. Так, основываясь на работах С. Московичи, изучение социальных представлений строится в концепции соотношения сознаний, где социальные представления рассматриваются для общества в целом. Другой подход, опирается на личностно-ориентированный подход, разрабатываемый К.А. Абульхановой. Абульханова К.А. исходит из понимания того, что социальные представления являются с одной стороны механизмом создания личности, а с другой, личность определяет социальные представления. «Общественная реальность дифференцируется от той сферы социальной действительности, которую данная личность охватывает своим сознанием и действием» [1, с.60].

На практике такое различение отражается в постановке исследовательской задачи. Так, если в одном случае, содержательная суть изучения социальных представлений оказывается близка к изучению социальных образов, как атрибутов социальной перцепции, когда осуществляется прямой опрос участников эксперимента с целью выяснить общее представление об объекте исследования, предъявляя степень значимости того или иного качества в каждой группе психологических качеств [3]. При этом, для изучения социальных представлений в пространстве конкретной социальной общности часто бывает недостаточно зафиксировать лишь факты позитивно-эмоциональных отношений между качествами, требуется выяснить индивидуальные представления о выраженности того или иного качества у изучаемого объекта.

Нетрудно заметить, что описанные способы изучения социальных представления «охватывают» обе стороны жизненной сферы человека (общегрупповое представление и представление индивидуальное). А поскольку учебная деятельность занимает одно из значимых мест в социально-психологическом становлении индивида, логично предположить, что социальные представления студента будут представлять «частный случай» социального представления об обучении в вузе.

Итак, мы предлагаем свои выводы по данной проблематике, учитывая теоретические и практические исследования отечественных и зарубежных авторов и, естественно, собственные экспериментальные исследования:

1. Актуальные социальные представления являются важным психологическим механизмом, влияющим на поведение и деятельность современного студенчества.

2. Изучение актуальных социальных представлений следует осуществлять в контексте с условиями их формирования в малых группах.

3. В малых группах, выполняющих в основном инструментальную деятельность или осуществляющих формирование однотипного общения участников, спектр основных социальных представлений будет небольшим и весьма консервативным.

4. В малых группах, жизнедеятельность которых имеет ярко выраженный экспрессивный компонент, во многом определяющий качество функционирования группы, будет более широкий спектр социальных представлений и ярко выраженная их динамика при более низкой устойчивости.

5. Чем шире и значительнее степень включенности участников малой группы в различных социальных процессах, протекающих в больших группах, тем разнообразнее спектр ведущих социальных представлений ее участников.

6. На формирование основных социальных представлений участников малой группы сильное влияние может оказать высокостатусный субъект группы – лидер или руководитель. Если он оптимально использует психологические механизмы внутригруппового взаимодействия, то может существенно изменить какое-либо социальное представление группы, вплоть до диаметрально противоположного.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980. – 334 с.

2. Андреева Г.М. Процессы казуальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии. - 1979. - № 6.

3. Блок М.К. Социальные представления о демократии: комплексное исследование [Электронный ресурс]: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05 - Тверь: ТГУ, 2005. 202 с. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).

4. Воловикова М.И. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете [Электронный ресурс]: Дис.... доктора психол. наук: 19.00.05 - М.: РАН ИП, 2005. 384 с. ил. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).

5. Панасюк А.С. К вопросу о восприятии студентами значимых социальных образов // Молодые ученые - московскому образованию. Материалы VII городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2008. 416 с. с. 34-36

e-mail: Bajbekova@rambler.ru

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных