Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Quot;О, милый Гармодий с Аристогитоном.




Список лекций

Гомер и его поэмы. Раскопки Г. Шлимана

Раскопки Крита

Крито-Микенская культура и ее гибель

Афины в эпоху Архаики (VIII - VI вв.). Становление демократии. Реформа Солона

Греко-Персидские войны (ч. 1): возвышение Персии, битва при Марафоне

Греко-Персидские войны (ч. 2): поход Ксеркса против Эллады, (480 - 479 гг. до н.э.)

Государственный строй Афин и Спарты

Пелопоннесская война (ч. 1): Архидамова война (431-421 гг. до н.э.)

Пелопоннесская война (окончание): Сицилийская экспедиция и Декелейская война - (421 - 404 гг. до н.э.)

Гегемония Спарты и ее конец. Возвышение Фив (404 - 361 гг. до н.э.)

Подчинение Греции Македонией

Походы Александра Македонского (ч.1) (336 - 330 г. до н.э.)

Походы Александра (ч. 2) (330 - 323 гг. до н.э.)

Общий очерк истории эллинизма

Греческая культура (Афины V в. до н.э.)

 

От автора

Курс лекций "Античная история" выйдет в двух частях: "Лекции по истории Древней Греции" и "Лекции по истории Древнего Рима". Курс предназначен для учащихся физико-математической школы, но может быть использован и более широко.

Я ставила перед собой следующие цели.

Во-первых, общеобразовательную. Дело в том, что античность занимает особое место в истории человечества. Образы ее вошли в нашу плоть и кровь. Причина этого в том, что культура наша возникла в эпоху Ренессанса, который являлся возрождением Античности. Вот почему греческая и римская мифология и история пронизывают произведения классической литературы, живописи, музыки. Шекспир, Пушкин, Байрон, Тютчев, Рафаэль, Боттичелли, Перселл, Глюк подчас с трудом понятны человеку, не знакомому с наследием эллинизма. Поэтому знать античную историю необходимо каждому культурному человеку.

Во-вторых, я ставила перед собой воспитательную задачу. В классических гимназиях и лицеях поколения детей воспитывались именно на античной истории. Почему? Потому что в Греции и Риме была создана демократия для граждан, причем такая, при которой все принимали участие в управлений государством. В силу этого греки и особенно римляне воспитывались в беззаветной преданности родине, они готовы были все отдать ради общего блага. Отсюда так называемые "античные доблести", непревзойденные примеры героических поступков греков и римлян, которые, как солнце, светили европейскому человечеству.

Третья моя цель была исследование государственного строя древних обществ. Античные народы впервые в истории человечества, 2,5 тысячи лет назад построили демократическое общество - строй, послуживший образцом для всех европейских и американской демократий. Сейчас, когда у нас строится правовое общество, структура античных демократий вызывает особый интерес. Кроме того, это самые удобные модели, изучая которые можно понять глубинные законы развития демократии.

Все вышесказанное определило структуру курса и метод отбора материала.

Лекция 1

Гомер и его поэмы. Раскопки Г. Шлимана

Первый письменный памятник греческой истории - это поэмы Гомера. Из них мы узнаем о первых государствах, возникших на территории древней Эллады. Вот почему уже античные авторы начинали греческую историю с событий, описанных Гомером. Последуем их примеру. Гомер рассказывает, что Грецию того времени населяли племена ахейцев. Страна не была единой, в каждом городе был свой царь, ни кому не подчинявшийся. Но все эти владыки объединились для похода против Трои. Поход возглавил Агамемнон, сын Атрея, царь Микен, самого сильного и богатого города ахейцев. Троя, или Илион, была могучим и великим городом, стоявшем в Малой Азии на берегу Геллеспонта. Троя подчинила себе всю страну: ликийцы, дарданцы и другие малоазийские народы были ее союзниками и подданными. Управлял Троей престарелый царь Приам. Десять лет ахейцы осаждали Трою. На 10-й год они взяли город хитростью, сожгли его и разрушили.

Троянская война и является темой Гомеровских поэм. Известны два произведения, приписываемых Гомеру: "Илиада", поэма, повествующая о последнем годе Троянской войны, и "Одиссея", рассказывающая о возвращении одного из ахейских вождей, царя Итаки Одиссея.

Прежде всего, мы должны задать вопрос, что мы знаем об авторе этих поэм?

Традиция говорит, что Гомер жил в IX в. до н.э. и был аэдом, т.е. бродячим певцом, который сочинял песни и сам распевал их на пирах у царей и вельмож. Рассказывают, что он был слепым. Однако последнее утверждение вызывает сильные возражения ученых. Для каждого, кто прочтет хотя бы несколько стихов Гомера, ясно, что писал их не слепой человек.

Легенда о слепоте поэта возникла по двум причинам.

Во-первых, древние часто пытались восстановить биографию поэта на основании его произведений. В "Одиссее" выведен слепой аэд Демодок, который поет песни о Троянской войне на пиру у царя феаков. Античные авторы решили, что это автопортрет.

Во-вторых, многие легенды рисуют великих пророков и провидцев слепыми, так как глаза их закрыты для нашего мира и открыты только для мира богов. Поэтому и величайший поэт Гомер слеп.

Это фактически все, что мы знаем. Нам неизвестно, где родился поэт: семь городов спорили за честь называться родиной Гомера. Ничего не знаем мы и о его жизни.

"Илиада" и "Одиссея" возникли в бесписьменную эпоху. Алфавит в Греции возник намного позже. К VI в. до н.э. по Греции ходило много списков поэм Гомера. Афинский правитель Писистрат { О нем см. лекцию 4. } (560 - 527 гг. до н.э.) созвал комиссию ученых, которые привели их в порядок и создали единый текст, устранив позднейшие наслоения. В IV в. до н.э. новую работу над текстом провел Аристотель. По заказу своего знаменитого ученика Александра Македонского он создал "академическое издание" поэм. Александр, обожавший Гомера, всюду возил с собой в драгоценной шкатулке это издание. Поэтому оно получило название "список из шкатулки". Этот список лег в основу всех античных изданий.

Современные ученые не могли надеяться, что в их руки попадет когда-нибудь античный список поэм. Ведь древние книги давно истлели. Но жизнь преподнесла им сюрприз. В XX в. начинались раскопки в Египте, где после походов Александра Македонского возникли греческие города. Почва Египта, сухой песок, имеет, как известно, свойство сохранять органические материалы. И вот стали находить отрывки из античных рукописей. Так из праха были восстановлены пьесы Менандра и некоторые другие произведений. Но любопытно, что списки Гомера находили чуть ли не ежедневно. И это не удивительно. Ведь Гомер был любимым писателем греков. Он считался не просто хорошим поэтом, но величайшим философом и мудрецом, способным дать ответ на любой вопрос и разрешить любую трудность. Поэтому по его поэмам учились дети, они были настольной книгой для взрослых, ими увлекалась молодежь, их читали старики.

Но Гомер не только поэт и писатель, не только философ и психолог, тонко понимавший человеческую природу. Он - историк, повествующий о прошлом Греции. В то же время в его рассказах много сказочных, фантастических событий. Поэтому уже античные писатели задались вопросом, как относиться к поэмам Гомера и насколько ему можно верить. К IV в. до н.э. сложилось две школы: первая считала, что рассказы Гомера - просто сказки, вторая же полагала, что в основе поэм лежат подлинные события как бы "одетые тканью красивого вымысла". Большинство древних ученых придерживалось именно этой концепции.

Напротив, европейская наука отнеслась к Гомеру очень критически. К началу XIX в. его поэмы были признаны сплошным вымыслом. Новую эпоху в гомероведении открыл Генрих Шлиман.

Шлиман родился в 1822 г. в провинциальном немецком городке в семье пастора. С детства он страстно увлекся Гомером и мечтал раскопать Трою. Но Шлиману не удалось даже закончить школу: семья разорилась и мальчик пошел работать в мелкую лавчонку. Дальнейшая жизнь Шлимана напоминает волшебную сказку. Скопив немного денег, он нанимается юнгой на корабль, терпит кораблекрушение у берегов Голландии, без копейки денег в кармане путешествует по стране, прося милостыню. В Амстердаме он снова нанимается в лавку, терпит нужду и лишение, выдвигается, становится главой фирмы, а к 46 годам он миллионер. И тут Шлиман оставляет промышленность и объявляет, что теперь примется за осуществление цели своей жизни - раскопок Трои.

Он приступил к раскопкам один, так как никто из профессиональных археологов не относился к этой затее серьезно. Шлимана сопровождала его жена, гречанка София, верный друг и помощник во всех начинаниях. Шлиман высадился в Малой Азии и обследовал место с томиком Гомера в руках. Он верил фанатически каждому его слову, как правоверный мусульманин Корану. Шлиман отверг ряд мест, где могла бы находиться Троя, не слушался ничьих советов и, консультируясь только с Гомером, остановил свой выбор на холме Гиссарлык. "С его склонов, - пишет Шлиман, - я увидал ту Троянскую равнину, которая столько раз рисовалась мне в сновидениях".

Раскопки 1871 - 1873 гг. превзошли все ожидания. Шлиман обнаружил, что холм представлял собой 9 городов - 9 Трой, построенных одна над другой. После некоторых колебаний Шлиман решил, что Гомер описывает Трою-2. Это был огромный город со следами гигантских валов. Он в точности соответствовал рассказам Гомера.

Но самое удивительное открытие Шлиман сделал накануне отъезда (1871 г.). В стене дворца он нашел остатки шкатулки, которая оказалась полна совершенно необыкновенных сокровищ. Шлиман предположил, что царь Приам, увидев пожар родного города, успел спрятать все свои драгоценности в тайник в стене, надеясь, что кто-нибудь из его сыновей останется в живых и сумеет воспользоваться кладом { Сейчас большинство ученых считают, что гомеровской является не Троя-2, а Троя-7. Но по сю пору ведутся споры. }.

Раскопки Трои потрясли весь мир. Люди восхищались, профессиональные археологи возмущались и даже обвиняли Шлимана в подделке. А тот между тем перенес раскопки на территорию Греции. Он мечтал раскопать какой-либо из роскошных дворцов, описанных Гомером. Археологи возражали, что он верит сказкам. Греция всегда была нищей: там не было ни золота, ни дворцов, ни богатства.

Выбор Шлимана пал на Микены, город Агамемнона, главы похода ахейцев. Гомер называет город "златообильным", полным сказочного великолепия. Однако с ним было связано зловещее предание. Все члены царской фамилии были запятнаны чудовищными преступлениями. Последний царь Агамемнон, отправившись под- Трою, оставил управление государством своей жене Клитемнестре. Однако она не была ему верна. Когда он вернулся домой из-под Трои, в блеске побед, она приняла его необыкновенно торжественного, устроила в его честь пир и на пиру убила мужа и четверых его спутников. Подавив возмущение народа, царица захватила власть вместе со своим любовником Эгисфом.

Этот миф современные Шлиману ученые, конечно, считали сказкой, а он сам свято ему верил. Не нужно было искать сами Микены. Столица Агамемнона, превратившаяся в крохотную деревушку, сохранилась до нашего времени. Вопрос был в том, где находится царский дворец и гробницы. Приехавшие для консультации археологи указали предполагаемое место. Но Шлиман решительно отверг его так как, согласно древним поэтам, дворец и гробницы были совсем рядом, внутри городской стены.

Его ожидала поразительная удача. В 1876 г. он откопал царские захоронения. Там покоились 5 трупов, именно столько, сколько указывал миф. Тела были буквально усыпаны золотом. Такого богатства не видал еще никто. Все музеи мира, вместе взятые, не обладали и 1/5 частью сокровищ, найденных в Микенах. В то же время тела были захоронены наспех, небрежно. Все указывало на страшную поспешность хоронивших. Шлиман полагал, что Клитемнестра устроила мужу роскошное погребение в угоду общественному мнению, а, может быть, из суеверного страха, боясь оскорбить дух умершего. Но убийцы очень торопились с погребением, хоронили, возможно, ночью, чтобы не вызвать ненависти народа.

В могилах найдены были золотые маски, носившие черты портретного сходства с умершими. Особенно выделялась выполненная с необыкновенным искусством маска человека с красивым лицом, хранившем следы глубокого страдания и скорби. Эту маску Шлиман назвал Агамемновой и считал портретом столь страшно погибшего Микенского царя { Современные ученые считают, что Шлиман открыл царские погребения предков Агамемнона. }

Третьим Шлиман откопал город Тиринф (1884 - 1885 гг.). По преданию, его строили великаны-циклопы. Здесь Шлиман нашел огромный дворец, сложенный из исполинских глыб, которые, казалось, действительно могли поднять только циклопы. Ширина стен достигала 11 м. Внутреннее расположение комнат в точности соответствовало описаниям Гомера. Все говорило о необыкновенной роскоши, стены внутри были украшены фресками, остатки которых удалось найти Шлиману.

Наконец, он откапывает город Орхомен (1880 г.), где находит новые сокровища. Среди вещей, найденных Шлиманом, были изделия, точно соответствующие описаниям Гомера. Например, он отыскал золотой двуручный кубок, точное подобие кубка царя Нестора, воспетого в "Илиаде". Форма мечей, рисунок ножен, орнаменты - все было именно таким, как говорит Гомер. Это восхищало Шлимана более всего.

После раскопок Микен голоса скептиков умолкли. Шлиман стал знаменитейшим человеком в мире. В конце жизни он жил в Афинах, в великолепном доме, сделанном в виде гомеровских дворцов. Все обитатели носили имена древнегреческих героев и даже гостям приходилось временно сменять свои обыденные имена на звучные - Одиссей, Навсикая или Алкиной. Похоронен Генрих Шлиман в Афинах. Надгробие его напоминает античный храм. Барельефы его фриза изображают сцены из "Илиады" и "Одиссеи". Среди героев стоит человек в современном костюме с толстой книгой в руках. Рядом с ним высокая красивая женщина. Это Генрих Шлиман с женой и с неразлучным томиком Гомера.

Шлиман открыл не просто отдельные города или захоронения. Он обнаружил новую удивительную цивилизацию, охватывающую материковую Грецию, острова и побережье Малой Азии { Поэтому совершенно неважно, откопал ли Шлиман самого

Агамемнона или его прадедушку, Трою Приама или его родителей. }. Цивилизация эта была поистине блестящей. Ахейцы строили колоссальные города из огромных глыб, они воздвигали дворцы с чудесными фресками, их ювелиры рисовали целые чудесные картины на мечах и кубках. В их дворцах и гробницах обнаружены были такие сказочные богатства, каких никогда потом не знала Греция. Такую-то великолепную культуру извлек из-под земли Шлиман! Уже после его смерти она получила название Крито-Микенской. Имя это было связано с раскопками Крита, о которых будет рассказано в следующей лекции.

Лекция 2

Раскопки Крита

Г.Шлиман всю жизнь мечтал о Крите. "Я бы достойно увенчал дело всей своей жизни, если бы раскопал древний дворец кносских { Кносс - столица Крита. } царей", - писал он. Что же так влекло его на Крит? Дело в том, что с этим островом связан большой цикл греческих мифов. Они повествуют о том, что на Крите была некогда могучая держава, подчинившая всю Элладу, а царем ее был Минос. Вот что рассказывает миф. Зевс в образе быка похитил красавицу Европу, дочь финикийского царя. Европа стала царицей Крита. Сын ее и звался Минос. Могуществом и мудростью он почти сравнялся со своим отцом Зевсом, но обладал нравом надменным и злым. Боги наказали его за это: у него родилось чудовище, человек с головой быка, Минотавр, питавшийся человеческим мясом. Минос повелел искусному мастеру Дедалу построить Кносский дворец - лабиринт, путь через который не знал никто. В лабиринте он поселил Минотавра. Остров охранял страж Талоc, сделанный из меди человек, который, завидев чужестранца, хватал его, прижимал к своей медной груди и прыгал с ним в огонь.

Минос, как уже говорилось, покорил все Средиземноморье, в том числе Афины. Этот город он обложил чудовищной данью: каждую весну афиняне должны были отсылать на Крит семь юношей и семь девушек. Их отводили в лабиринт, и здесь они становились добычей Минотавра.

Далее миф рассказывает, что афинский царевич Тесей не в силах был вынести унижение родного города и отправился весной на Крит вместе с обреченными юношами, чтобы освободить их или умереть. Вместе с другими его отвели в лабиринт на съедение Минотавру. Но Тесея полюбила дочь Миноса царевна Ариадна. Она дала герою меч и клубок ниток. Разматывая нитки, Тесей углубился в лабиринт, встретил чудовище и после жестокого боя убил его. С помощью нити { Ариаднина нить, вошедшая в поговорку. } он и его спутники нашли дорогу назад. Так Тесей освободил Афины от ужасной дани.

Как ни фантастична была история Миноса, Шлиман не сомневался, что где-то в земле погребен чудесный Кносский дворец. Он осмотрел Крит и нашел место, где, по его мнению надо было копать. Но турецкое правительство, которому в то время принадлежал остров, потребовало от него колоссальной суммы денег. Шлиману пришлось отказаться от своей идеи. А в 1890 Г. он умер.

Но дело его продолжил английский археолог сэр Артур Эванс. Он был полной противоположностью Шлиману во всем: Шлиман был увлекающийся, восторженный фантазер и дилетант; Эванс - сухой, сдержанный учёный, верящий только фактам. Обследовав остров, Эванс остановил свой выбор на том самом Месте, которое нашел Шлиман. В 1900 г. он приступил к раскопкам. Интересно отметить, что после открытия Микен и Трои ученых охватил необычайный энтузиазм. Мифы ожили в их воображении. Не Шлиман, а уравновешенный Эванс записывает: "Главной целью моей был Кносс - город Миноса, окутанное легендами место, где находился возведенный искусным мастером Дедалом дворец с чудесными произведениями искусства, с танцевальным залом Ариадны и лабиринтом. Все это витало перед моим умственным взором" { Evans A. The Palace of Minos, Vol. I, L., 1921. }.

Раскопки дали блестящие результаты. Ученые откопали огромный действительно сказочный дворец. Представьте себя совершенно воздушное строение, черное, опирающееся на ярко-красные колонны, расширяющиеся не к низу, а к верху. Дворец полон был удивительных по красоте и изяществу вещей. Чудесные вазы в виде цветка на лепестке, чаши в форме раскрытых бутонов, сосуды, стенки которых не толще яичной скорлупы и на них прелестные лилии или фантастические спруты; изысканные драгоценности, поражавшие не обилием золота, а удивительным изяществом. "Даже землекопы ощущали волшебное очарование дворца", - пишет Эванс { Evans A. Op. cit. }. Стало ясно, что именно критские изделия были образцом и идеалом для микенских мастеров.

Но более всего поразили ученых яркие фрески - вот голубые дельфины плескаются среди фантастических рыб, а вот придворные дамы в роскошных платьях и элегантных прическах любуются каким-то зрелищем. Костюмы критских дам изумили археологов: они затянуты в корсеты, юбки широкие (по-видимому, нечто вроде кринолинов), платья имеют глубокий вырез, волосы взбиты и тщательно завиты. Словом, они удивительно напоминают французских дам, живших при дворе Людовика XIV. Одна критская красавица поэтому получила в науке имя "Парижанка".

Рисунки выполнены с такой экспрессией, что, по словам одного археолога, ему казалось, что он слышит громкую веселую болтовню и смех. Манера древних художников удивительным образом напоминает импрессионизм, который в начале века был в большой моде. Поэтому слава о критских росписях облетела весь мир.

Дворец представлял собой целый город. Он снабжен был неслыханными по тем временам удобствами: вентиляцией, великолепными комнатами, водопроводом. Эванс до безумия увлекся открытой им цивилизацией. Он дошел до того, что стал утверждать, что все достижения греческой культуры не более, чем перепевы Крита. Гомер, говорил он, всего лишь провинциал, записывавший критские сказания. У нас в России это увлечение разделял В.Я. Брюсов. Он писал:

"Все, чем мы живем поныне, -
В древнем городе - дворце
Расцветало в правде линий,
В тайне книг, в узоре чисел,
...

Все что, ведала Эллада –
Только память, только тень,
Только отзвук дома-града."

На Крите, по-видимому, была теократия. Теократия буквально значит "власть бога". Реально управляют, разумеется, не боги, а жрецы. На Крите же вся полнота власти принадлежала царю, который обожествлялся и считался земным воплощением бога. Он почти никогда не покидал дворец. Лица его никто не видел. Он появлялся только в маске. Те, кто удостаивался его приема, долго шли по дворцовым комнатам, совершали омовение в ванной, умащались драгоценными мазями и только после этого вступали в тронный зал. Там они благоговейно повергались ниц перед царским престолом.

Но, может быть, удивительнее всего было то, что внутренность Кносского дворца совершенно соответствовала мифу. Начнем с архитектуры. Один исследователь пишет:

"Уловить систему и план невозможно. Запутанность ходов и выходов, внезапные спуски и подъемы, неожиданные повороты характерны для дворца. Почва будто колеблется под ногами у гуляющего по бесчисленным залам владений Миноса. В довершение свет проникал во дворец не через окна, а через световые колодцы в потолке. Это создавало различную степень освещенности в залах и вызывало таинственность, усиливая неожиданные световые эффекты, чередуя ослепительно освещенные и темные залы (Вообще, этот дворец, выдержанный в кроваво- красных и черных тонах, с таинственными подземными помещениями и сказочными чудовищами на стенах производит мрачное впечатление).

Иными словами, Эванс действительно открыл лабиринт. Так неожиданно подтвердился миф.

Но как погибла эта удивительная цивилизация? Все говорило о том, что ее разрушйла какая-то совершенно сопровождавшееся наводнением. Подземные толчки разрушили дворец Миноса, вода и вспыхнувший пожар довершиили разрушение. Эванс высказал мысль, что миф об Атлантиде, чудесной стране полубогов, погрузившейся на дно морское, есть воспоминание о погибшей в волнах Критской культуре.

Долго эта точка зрения оставалась единственной. Но в середине нашего века английские археологи высказали другую гипотезу. Они обратили внимание на следующие факты:

Во-первых, катастрофа сопровождалась разрушительными пожарами. Между тем в древности, когда не было ни газа, ни электричества, огонь не сопутствовал землетрясениям.

Во-вторых, разрушение носит странный, избирательный Характер. Например, исполинская статуя быка, стоявшая у входа, разбита, а мраморная лестница совершенно невредима. Между тем менее значительное землетрясение, происшедшее за несколько веков до гибели Кносса, сильно повредило эту лестницу. Такую же "избирательность" разрушения мы наблюдаем и внутри дворца. Это явно указывает не на стихию, а на сознательную деятельность человека. Кносс погиб, говорит один из сторонников этой теории, в огне пожаров, зажженных завоевателями в один весенний день XV в. Но кто были эти завоеватели? Сомневаться в этом не приходится. На развалинах погибшей цивилизации поселились ахейцы, приехавшие с материка. Крит стал ахейским. И тут на память сразу приходит миф. Ведь Тесей, владыка ахейских Афин, высадился на Крите как раз весной. Вероятнее всего, это воспоминание об истинном событии: Крит захватили ахейцы, во главе которых стоял царь Афин. Почти несомненно его звали Тесей. Такие имена в истории не забываются, хотя вокруг них и складываются легенды. Так, в Иране рассказывают о герое Искандере, который некогда завоевал весь мир, совершил много чудес и взлетел на небо на крылатых грифонах. Между тем этот фантастический персонаж не кто иной, как Александр Македонский.

Сейчас существует третья, так сказать, примирительная точка зрения. Согласно ей, Крит поразило землетрясение, а после этого на него напали ахейцы, которые окончательно уничтожили царство Миноса.

Таким образом, фантастический миф о Тесее и Миносе неожиданно подтвердился. На острове действительно существовало могучее царство, действительно был дворец- лабиринт, действительно царь Тесей сокрушил могущество критян. Остается последний пункт - Минотавр. Что означает рассказ о чудовищном быке-людоеде?

Эванс сказал однажды, что, если бы он мог забыть миф о быке, то на Крите вспомнил бы его мгновенно. Бык, буквально, преследовал ученых. Исполинская статуя быка стояла у ворот, дворца, на фресках огромный бык кидался на людей, в орнаментах ваз, в узорах фресок появлялись бычьи рога. То было какое-то царство быка. Бычьи рога венчали даже каждую башню дворца.

Судя по всему, бык на Крите обожествлялся. Свет на его культ проливает все тот же миф. Я напомню, что матерью Миноса сказание называет финикийскую царевну, т.е. связывает критского царя с Финикией. Между тем в Финикии издревле существовал культ Баала, бога с бычьей головой. Медное изображение этого бога стояло на центральных площадях финикийских городов. Бог требовал человеческих жертв. Каждую весну, - время, когда на Крите высадился Тесей, - устраивался в честь него торжественный праздник. К подножию статуи приводили красивейших пленных и собственных детей. Руки статуи, приводимые в движение специальным приспособлением, опускались, на огромные медные ладони жрецы клали жертву, руки поднимались и жертва падала в отверстие в груди исполина, а оттуда в его полое медное чрево. У ног гиганта был разведен огонь, и жертва заживо сгорала в этой медной печи. "Золотой телец" Библии, Молох, нечестивый бог, требовавший в жертву детей, это воспоминание о том же жестоком культе, оставшееся у соседей финикийцев, иудеев.

Теперь я напомню, что греческий миф рассказывает о Минотавре, человеке с бычьей головой, пожиравшем людей, и о Талосе, медном человеке с бычьей головой, который прижимал чужеземцев к груди и прыгал с ними в огонь. Несомненно, и Минотавр, и Талос - это раздвоившийся образ одного и того же существа - медного идола с бычьей головой, в чреве которого заживо сжигали людей. По-видимому, афиняне действительно должны были каждую весну отсылать юношей и девушек в жертву критскому богу. К весне был приурочен освободительный поход Тесея, носивший религиозную окраску (это отразил миф). После победы афиняне вдребезги разбили изображения ненавистного идола, и в воспоминаниях афинян царство Ми- носа навеки осталось как богатое и могучее, но нечестивое и преступное.

Теперь подведем итоги. На Крите еще во II тыс. до н.э. возникло государство. Своего расцвета оно достигло в XVI - XV вв. Владыка Крита, вероятно носивший титул "минос", покорил почти все Средиземноморье, в том числе Афины. Но кто были сами критяне? Безусловно, это народ негреческого и, скорее всего, неиндоевропейского происхождения. На фресках мы видим стройных, гибких людей со смуглым лицом, иссиня-черными волосами и огромными миндалевидными черными глазами. Критяне создали очень высокую культуру. В ходе раскопок Эванс обнаружил таблички с письменами. Оказалось, что уже во II тыс. на Крите была письменность. Увы! Она до сих пор не расшифрована, поэтому тайна этого народа пока не раскрыта.

Лекция 3

Крито-Микенская культура и ее гибель

Итак, в течение 3-х последних десятилетий XIX в. были найдены две блестящие культуры, которые открыли нам новую страницу всемирной истории: Шлиманом в Греции, Эвансом - на Крите, Прежде всего, в каком взаимоотношении находятся эти две культуры?

Они удивительно похожи: те же вазы, те же орнаменты, те же рельефы, те же костюмы. Причем, образцом, несомненно, служил Крит, а мастера в Греции лишь подражали его шедеврам. И самое важное: и на Крите, и в Греции были найдены таблички, написанные одними и теми же, неизвестными науке знаками. Это была настоящая сенсация! До этого считалось что письменность возникла в Элладе не ранее VIII в. Но ведь критяне и греки, как говорилось в предыдущей лекции, были разными народами. Как же могло случится, что у них была одинаковая культура и даже одинаковая письменность?

Сначала господствовала точка зрения Эванса. Он считал, что критяне покорили Грецию, и построили там города. Поэтому сходство между Критом и эллинскими городами, открытыми Шлиманом, объяснялось просто: и Микены, и Тиринф, и Орхомен были всего лишь критскими крепостями, памятниками провинциального критского искусства. Горожане, разумеется, писали по-критски.

Но новые находки и открытия сокрушили эту концепцию. Прежде всего выяснилось, что ученые обнаружили не одну письменность, а две. Написаны они были почти одинаковыми знаками, но язык под ними скрывался разный. Собственно критская письменность получила название "А", найденная в Греции - "Б". Обе они были слоговыми, т.е. каждый знак обозначал не букву, как в европейских алфавитных системах, а слог. После долгих усилий и разочарований письменность "Б" была расшифрована молодым английским архитектором Майклом Вентрисом. Второй раз после Шлимана дилетант сделал величойшее открытие! Письменность же "А" так и осталась загадкой.

Оказалось, что таблички, найденные в Элладе, написаны архаическим греческим языком, близким к языку Гомера, т.е. это был язык современников Троянской войны, ахейцев.

Теперь не вызывает сомнений, что именно ахейцы были создателями всех тех городов, которые нашел Шлиман, и многих других, которые сейчас откопали. Крит с его яркой культурой был для ахейцев идеалом для подражания. Они заимствовали критские знаки и приспособили к своему языку, они делали похожие сосуды, знать носила критские одежды, подобно тому, как русские дворяне XIX В. одевались, как парижане, давали себе французские имена и иногда знали французский лучше русского. Но тем не менее ахейская культура отличалась от критской, а в чем- то была даже выше, чего не замечал очарованный Критом Эванс. Возьмем только один пример. Кносс - это воздушное здание, опирающееся на изящные колонны. Микены и Tиринф - гигантские крепости циклопической кладки, т.е. сложенные из исполинских многотонных глыб камня. Требовалось огромное искусство, чтобы построить такую твердыню. А на Крите мы ничего подобного не видим. Вообще критяне были изнеженным народом, близким к вырождению; ахейцы - молодым, воинственным, полным неистощимых сил.

Казалось бы теперь, владея ахейской письменностью, мы можем все узнать об ахейцах. Действительно, в настоящее время найдено много табличек с письмом "Б". В Пилосе открыт был целый царский архив. Но, к сожалению, пока обнаружены только хозяйственные записи. Поэтому главным источником остаются для нас поэмы Гомера, дополняемые данными археологии.

Как мы уже знаем, Эллада в те времена не была единой. Каждый город представлял собой независимое государство. То были могучие крепости, центром которых был царский дворец. На время внешних войн цари, видимо, объединялись. Поэтому в вавилонских и хеттских источниках тогдашняя Греция именуется государством Аххиява. Как мы знаем из Гомера, все ахейские цари под предводительством микенского владыки организовали поход против малоазийско го города Трои. Неожиданные сведения об этом находили в восточных летописях. В XIV - XIII в. до н.э. всю Малую Азию занимала могущественная Хеттская держава. Язык хеттов сейчас расшифрован, оказалось, что хетты были индоевропейцами, близкими к ахейцам. Хеттские летописи упоминают Аххияву и народ "дананийцев", т.е. данайцев, другое имя ахейцев у Гомера.

И вот из хеттских анналов мы узнаем, что в XIII в. до н.э. хетты выдержали упорную войну с Аххиявой! Почти несомненно, что это и есть Троянская война. Троя, видимо, была форпостом Хеттской державы, господствующей над переправой в Европу. Замечательно и другое. Хетты, как теперь известно, верховным богом почитали божество Грозы, а затем чтили богиню любви и плодородия и бога стен Аполлуна. У Гомера троянцы выше всего чтят Зевса, бога грома, а их главные покровители - богиня любви и плодородия Афродита и Аполлон, защитник стен, который и построил стены города.

Троя была разрушена, но эта тяжелая война подорвала силы ахейцев, и победа поистине была пирровой. Гомер повествует, что все храбрейшие вожди пали в битве, а оставшиеся в живых были встречены дома плохо: Агамемнон был убит своей женой, Одиссей встречен в Итаке толпой женихов и едва остался в живых, Диомед уехал в Италию. Ахейские города переживают упадок. Цари живут обособлено и ничего подобного Троянскому походу уже не предпринимают.

В конце XII в. волна пожаров прокатилась по Греции. В пламени гибли великолепные дворцы: с севера в ахейские владения вторглись варвары дорийцы, тоже греческое племя, но стоявшее на гораздо более низкой ступени развития. Все достижения ахейской культуры: ее живопись, скульптура, строительное искусство, - словом, все, включая письменность, было забыто. Греция погрузилась в полное варварство.

XI - IX вв. получили название "темных". Греки того времени разучились строить каменные дома, люди жили в землянках. Остатки каменных построек ахейцев казались чудом. Рассказывали, что эти стены строили великаны-циклопы, так как никому не приходило в голову, что это создание их предков. Не было письменности. Забыто было искусство кораблестроения. Море стало внушать грекам ужас. Одиссею ничего не стоило съездить на Крит и даже в Египет. Теперь же связи между отдельными районами порвались. Греция действительно погрузилась во тьму.

Новый подъем последовал лишь в VIII в. до н.э., в эпоху Архаики. Эллада возродилась, но уже в совершенно новом виде.

Лекция 4

Афины в эпоху Архаики (VIII - VI вв.).

Становление демократии. Реформа Солона

VIII в. до н.э. явился началом новой эпохи. Эллины словно вырвались из мрака "Темных веков" на свет. Это было время пробуждения всех сил общества и их бурного роста. Как весной природа пробуждается от зимней спячки и вследствие потаенных, скрытых от глаз процессов вдруг разом зеленеет трава, распускаются листья и цветы, так и в Элладе вдруг, словно по мановению волшебной палочки, появляются цветущие города, замечательные ремесла, новое искусство и философия. Снова появляется письменность, но уже алфавитная. Это время напоминало эпоху Великих географических открытий в Европе. Страсть к путешествиям охватила эллинов. На своих быстрых кораблях они переплывали моря, побывали в Африке, на далеком Черном море, в полусказочной Испании. И всюду основывали они города и форпосты. Поэтому это время еще называют эпохой Великой греческой колонизации {Колония - в данном случае поселение греков на чужбине. Ничего общего с колониями нового и новейшего времени не имеет. }.

То было время жестоких войн и революционных потрясений. Царская власть была почти везде низвергнута. Но место царей заняла родовая знать. Народ, демос, упорно с ней боролся. Вожди демоса чаще всего в конце концов захватывали власть в родном городе и становились монархами или, как их именовали, тиранами. У нас тираном называется жестокий правитель, греки этим словом именовали узурпатора. Однако они полагали, что правитель, пришедший к власти в результате насилия, не имеющий опоры ни в законе, ни в традициях, держаться на престоле будет благодаря одному насилию.

Тираны, вероятно, считали, что ловко одурачили простодушный демос и использовали его в своих личных целях. В самом же деле было как раз наоборот. Объективно происходило так, что тираны расчищали дорогу демократии. В самом деле, они видели своего главного врага в родовой знати, ибо эти властные и гордые люди не могли примириться с узурпатором. Поэтому тираны изгоняли людей знатных, истребляли их физически, старались урезать их права и сравнять их с демосом. Так подготавливалась почва для демократии. Когда же тираны делали свое дело, их обычно изгоняли.

Эти бурные события хорошо известны нам из неожиданного источника: из стихов. То был век лирики. До этого писали только эпические поэмы. В VII в. появились короткие стихи. Такие стихи вводят нас в самую гущу событий, мы видим целые судьбы людей, брошенных в бурю смут и революций, их борьбу, приключения, бедствия. Особенно отчетливо это видно в творчестве Алкея и Феогнида.

Однако рассказать историю этих потрясений во всех греческих городах просто невозможно. Поэтому мы остановимся на истории возникновения демократии только в Афинах. Во-первых, потому что она известна лучше дру: гих: ведь все историки либо были афиняне родом, либо жили в Афинах. Во-вторых, потому что из всех городов именно Афинам предстояло самое великое будущее: это государство должно было стать в центре всей истории Эллады.

Итак, в Афинах царской власти не существовало уже с VIII в. Как и в других греческих городах, на смену царям пришла родовая знать - евпатриды. Аристотель так описывает тогдашнюю систему управления: "Порядок древнего государственного устройства был следующий. На высшие государственные должности выбирали по благородству происхождения и богатству. Правили должностные лица вначале пожизненно, а потом в течение 10 лет". ("Афинская полития"). Таким образом, демос был полностью отстранен от управления. Но хуже было другое. Всю землю захватили богатые евпатриды. Бедняки вынуждены были арендовать клочки земли на самых кабальных условиях. Они не только отдавали евпатридам львиную долю урожая, но часто "давали в залог собственное тело", как тогда говорили, т.е. они должны были, если не смогут уплатить долга в срок, стать рабами богатых. Ибо закон разрешал долговое рабство. Много афинян сделались рабами, много было продано на чужбину, многие бежали сами, страшась рабской доли, и скитались в отдаленных землях. Аттика разорялась и нищала. По всей земле стояли так называемые "долговые камни", т.е. знаки, указывающие, что этот участок отобран за долги.

Такое плачевное положение было бы тяжело для любого народа. Но для афинян оно было просто нестерпимым. От природы они наделены были живым умом и независимым характером. Всякий гнет возмущал их до предела. Афинские крестьяне упорным трудом превратили каменистую, засушливую почву Аттики в цветущий сад, где раскинулись виноградные и оливковые плантации. Афинские ремесленники славились на весь мир. Афинский флот почитался лучшим в Элладе, а афинские моряки - самыми бесстрашными и энергичными. Вот из кого состоял тот демос, который теперь должен был находиться в самом унизительном рабстве у кучки знати!

Народ не захотел мириться со своим положением. Началась настоящая война между демосом и евпатридами, то скрытая, то явная, которую древние писатели называют великой смутой. Наконец, обе стороны, будучи не в силах одолеть противника, пришли к общему решению вручить свою судьбу одному человеку, который стал бы посредником между народом и знатью. Человека этого должны были отличать ум и справедливость, чтобы ему не страшно было довериться. Выбор пал на Солона (594 г.). Никогда ни до, ни после не выбирали в Афинах такого посредника. Поэтому столь необычное решение следует приписать личным качествам Солона.

Солон был удивительный человек, одна из самых ярких и прекрасных фигур в истории Греции, да и всего человечества. Слава о нем облетела всю Элладу. Он был причислен к семи мудрецам. Пифия с Дельфийского треножника возвещала, что лишь он один может спасти Афины. Великие цари Востока, которых в своих странствиях посещал Солон, иногда до своего смертного часа не могли забыть бесед с этим замечательным афинянином. Солок был настоящий эллин в лучшем смысле этого слова. Он любил жизнь и все удовольствия жизни: ценил богатство, обожал путешествия, был весел и влюбчив, сорил деньгами. Но от всех радостей он готов был отказаться во имя добродетели. "Лично я никогда не променял бы добродетели на богатство, - признается он, - добродетель вечно остается с нами, тогда как богатство переходит из рук в руки". Поистине Солон принадлежал к числу людей, о которых Перикл сказал: "Мы называем сильными тех людей, которые знают и сладости жизни, и ужас жизни, и которые не отступают перед опасностью".

Солон сам принадлежал к высшей знати: в нем текла кровь аттических царей. Занимался он, однако, торговлей, что было обычно в то время и отнюдь не считалось позорным. Впрочем, рассказывают, что торговля привлекла его не как средство обогащения, а потому что он любил странствовать и изучать чужие нравы и обычаи. Его любознательность была безгранична, он учился до седых волос. Другой страстью его была лирическая поэзия: все свои приключения, все чувства и муки, все философские раздумия о жизни он воспевал в прекрасных элегиях.

Вот этот-то Солон стал теперь у кормила правления. Каждая партия уповала на Солона, каждая манила его к себе, каждая тянула в свою сторону. Но Солон стоял неколебимо, не склоняясь ни к одной группировке.

"Встал я, могучим щитом своим тех и других

прикрывая,

И никому побеждать не дал неправо других", - писал он.

Первой и главной своей реформе законодатель дал название сисахфия, т.е. буквально "стряхивание бремени", а именно отмена всех долгов. Назвал это мероприятие Солон сисахфия, так как со всей земли были сняты долговые камни и казалось, что она стряхнула с себя тяжкое бремя. Вместе с тем, Солон на вечные времена запретил долговое рабство и разом превратил демос из жалкого раба знати в его полноправного партнера. Законодатель более всего гордился именно этой своей реформой. Он писал:

"Моей свидетельницей перед судом времен.
Да будет черная земля, святая мать
Богов небесных! Я убрал с нее позор
Повсюду водруженных по межам столбов
Была рабыней, стала вольною.
И многих в стены богозданной родины
Вернул афинян, проданных в чужой полон...
Я домой
Привел скитальцев, беглецов, укрывшихся
От долга неоплатного, родную речь
Забывших средь скитаний по чужим краям".

Вторым мероприятием Солона, было разделение всех граждан на 4 категории на основании имущественного ценза (главным имуществом в то время была земля). На высшие должности могли избираться только представители двух первых классов.

Политические права демоса расширялись. Высшим источником власти было народное собрание. Участвовал в нем весь народ. Именно демос выбирал высших должностных лиц, хотя сам не мог быть выбранным. Кроме того к народному собранию можно было апеллировать за окончательным решением. Многие даже полагали, что Солон с умыслом сформулировал некоторые законы неясно, чтобы народ постоянно вмешивался в дела управления и приучался к власти.

Таким образом, он сделал государство более демократическим. Невозможно было даже думать о демократии, когда народ был порабощен и опутан домами. Только после реформ Солона он приобрел реальную власть.

Наконец, Солон чрезвычайно вознес Ареопаг. Ареопагом назывался совет, собиравшийся на холме бога войны Ареса, против Акрополя (по-гречески, Ареопаг и значит "холм Ареса"). Он разбирал некоторые уголовные и религиозные вопросы. Но Солон поручил ему высший надзор за государственными порядками. Входили туда высшие должностные лица по истечении срока их полномочий, если они хорошо справлялись со своими обязанностями. Звание ареопагита было пожизненным.

Печать умеренности лежит на всей политической деятельности законодателя. Со злом он борется решительно, без всяких компромиссов. Так, разом, без колебания он Искоренил долговое рабство. Но он остерегается дать народy слишком большую власть. Ибо, как говорили древние, к свободе надо долго привыкать, иначе неограниченная свобода, подобно неразбавленному вину, может ударить в голову. Поэтому Солон стремился постепенно приучить демос К управлению государством, при этом не ломая всю государственную систему.

Солон говорил: "Если я переверну все в государстве вверх дном, у меня не хватит сил поставить все на место". Когда же его спросили, лучшие ли законы он дал афинянам, Солон ответил: "Да, лучшие из тех, какие они могли принять". "Я силу с правдой сочетал, - пишет он, - никого не обидел и никого не возвысил. Простому народу я дал столько власти, сколько следовало. Я не лишил его законных прав, но и не дал ему ничего лишнего. Не обидел я и тех, кто имел большое имущество и пользовался большим влиянием". Все граждане, говорил он, должны быть равны перед законом, но народ и лучшие не должны иметь равной доли в управлении.

Законы Солона носили не только политический характер, они затронули буквально все сферы жизни, вплоть до нравов и обычаев. Все они имеют одну цель - воспитать свободного, полного чувства собственного достоинства гражданина. Один закон Солона особенно замечателен: законодатель постановил, что сын имеет права не содержать престарелого отца, если тот не научил его никакому ремеслу. Быть ремесленником и крестьянином для афинян после Солона было предметом гордости. Наоборот, не знать никакого ремесла считалось позором. В соседней же Спарте, напротив, занятие ремеслом и земледелием считалось низшим, недостойным свободного человека делом.

Законы Солона именно своей умеренностью не понравились крайним группировкам. Знать требовала скрутить (дерзкий демос и негодовала на отмену долгов. Народ хотел прорваться к управлению государством и призывал разделить землю евпатридов между бедняками. Они, говорит Солон, окружали его и кричали, и он чувствовал себя, как загнанный волк, окруженный собаками. Но ничто не заставило Солона изменить свои законы.

Народ прямо предлагал ему тиранию, если только Солон увеличит ему власть. Стоило Солону протянуть руку, и он схватил бы царскую корону. Но он спокойно отказался от этого высшего блага. Друзья осыпали его упреками и прямо называли глупцом. Солон с горькой иронией передает их речи в одном из стихотворений:

"Нет, ни опытным, ни мудрым не был никогда Солон:
Божество ему давало много благ, а он не взял.
Помутился его разум, был он мужества лишен.
А вот я, чтоб только властью и богатством завладеть
И тираном стать в Афинах на один всего денек,
Дал содрать с себя бы шкуру и весь род мой погубить".

Солон взял с сограждан торжественную клятву, что они будут соблюдать его законы и ничего в них не менять. Вносить какие-либо изменения мог только он сам. Поэтому" со всех сторон на него наседали и требовали что-нибудь разъяснить или изменить. Солон был от природы человек мягкий и боялся, что уступит несправедливым просьбам. Поэтому, проведя законы, он уехал из Афин на 10 лет. Этого человека прекрасно характеризует то, что он, отрекшись от власти, спокойно путешествовал по сказочным землям Востока и с любопытством и восхищением взирал на чуждые нравы и обычаи. В одном египетском храме жрецы рассказали ему легенду о прекрасном острове, опустившемся на дно океана. Этот рассказ вдохновил Соломона и он написал элегию "Атлантида". С тех пор миф об Атлантиде стал ходить по свету.

Между тем в Аттике было неспокойно. Ни демос, ни знать не сложили оружие. Через несколько лет возникла новая смута. Самым крайним демократом и самым ярым сторонником народа был некий Писистрат. Он и стал вождем демоса. Вскоре он заявил, что евпатриды готовят на него покушение и попросил, чтобы ему дали отряд телохранителей, так называемых "дубинщиков". Всем просьба Писистрата показалась вполне законной. Один Солон, уже вернувшийся из странствий, горячо выступил против, говоря, что Писистрат добивается единовластия. Но никто ему не внял, и Солон с горечью заметил, что часть афинян видимо глупее его, а потому ничего не видит, а часть трусливое, а потому видит, да боится сказать.

Случилось так, как и предсказывал Солон. С помощью своей свиты Писистрат захватил Акрополь и стал тираном и Афинах (560 г.). Писистрат, впрочем, отнюдь не был злодеем. Его рисуют человеком мягким, гуманным, блестяще образованным. Он был настоящим меценатом и к его двору собирались лучшие поэты и музыканты Греции. Восторженный почитатель Гомера, он собрал комиссию филологов для создания академического списка его поэм (см. лекцию I).

Писистрат был ловким и умным политиком и искусно играл на раздорах между партиями. Вот почему, хотя его несколько раз изгоняли, он каждый раз благополучно возвращался, процарствовал 33 г. (560 - 527 гг.) и умер на престоле. Писистрат не отменял законов Солона и учреждений Солона, но стоял над ними. Его власть была ничем не ограничена. С ним произошло так же, как и с другими тиранами. Главным своим врагом он считал евпатридов, так как гордая знать не могла терпеть над собой самодержца. Поэтому Писистрат всячески старался ограничить ее права и, напротив, возвысить средний класс. Таким образом, Писистрат расчищал гибель собственным сыновьям.

После смерти тирана к власти пришли два его старших сына Гиппий и Гиппарх. Это были правители суровые и жестокие, к которым имя тиранов подходило куда более, чем к их отцу. Часто они унижали и оскорбляли афинян, глядя на них по восточному обыкновению, как на своих рабов. Это переполнило чашу терпения граждан. К тому же демос уже достаточно окреп и мог взять власть в свои руки. И вот в 514 г. до н.э. был составлен заговор против тиранов. Во главе его стали двое афинян, связанных самой тесной дружбой: Аристогитон и совсем юный Гармодий.

Во время одного из праздников заговорщики, спрятав среди цветов мирта кинжалы, пошли в торжественной процессии. Они напали на Гиппарха и убили его. Однако Гиппий остался жив. Заговорщики потерпели неудачу. Гармодий был убит на месте. Аристогитон не был столь счастлив, ибо его схватили и подвергли мучительным пыткам, пытаясь заставить, выдать своих товарищей. Говорят, что Аристогитон в конце концов назвал имена всех лучших друзей тирана и был собственноручно убит Гиппием.

Но победа Гиппия оказалась недолговечной. Всего через 4 года после гибели Гармодия и Аристогитона, в 510 г. до н.э. тирания была окончательно низвергнута, сам Гиппий бежал в Персию. Во главе переворота стал знатный афинянин Клисфен. Помощь ему оказали спартанцы.

Хотя Гармодий и Аристогитон погибли, не достигнув успеха, благодарные афиняне навеки запомнили их имена и их подвиг. Тираноубийц чтили как героев. И особенно трогательным казался афинянам образ юного Гармодия, погибшего на пороге жизни. В одной древней афинской песне поется:

quot;О, милый Гармодий с Аристогитоном.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных