Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Они поразили тирана мечом и сделали равными всех 6 страница




Однако кажется, что демократического суда не достаточно. Ведь в Риме суд был развит еще более, чем в Афинах, но математики не было.

Я лично полагаю, что сужение проблемы "греческого чуда" неправомерно. И вот почему. Во-первых, нигде, ни в одной стране мира не было столь бурного, стремительного развития всех отраслей культуры и политической жизни (нельзя забывать, что демократия впервые возникла в Греции). Нужно объяснить, что за причины вызвали столь поразительное явление. Во-вторых, очень многие из достижений греков по сю пору остаются непревзойденными. Гомер, Эсхил, Софокл и Еврипид, величайшие поэты Эллады, не имеют себе равных. Скульптура Греции является эталоном, образцом всего прекрасного.

Именно по этой причине в этой лекции я не могу дать историю греческой культуры. Это почти то же самое, что рассказать о всей европейской культуре. Вместо этого я хочу ограничиться описанием внутренней жизни только одного греческого города, но города величайшего в истории европейской цивилизации - Афин. При этом говорить я буду о "золотом веке" Афин, о времени Перикла (первая половина V в. до н.э.). Расскажу я только о внешнем виде города, образовании и общественных развлечениях.

Афины в то время, как мы знаем, были не столицей Греции, но центром ее культуры и просвещения. "Наш город, - с гордостью говорил Перикл, - является школой всей Эллады". Со всех концов греческого мира - со знойных берегов Северной Африки, с далекого Понта, из Малой Азии стекались люди в этот всемирный университет. Одни хотели поучиться у прекрасного ритора, другие мечтали послушать лекции по математике, третьи - по философии; некоторые приезжали на несколько дней, только затем, чтобы побывать в самом знаменитом в мире афинском театре. Были и такие, которые хотели полюбоваться Афинами. Действительно, город казался чудом света.

Облик Афин совершенно изменился после Греко- Персидских войн. Как вы знаете, в 480 г. до н.э. город был сожжен Ксерксом. Перикл решил воспользоваться этим: он мечтал построить новые Афины, которые бы своей красотой затмили все города мира. Он созвал лучших архитекторов, скульпторов, художников и ремесленников, не жалея никаких расходов. В то время он как раз перенес общесоюзную казну с Делоса в Афины и теперь, не колеблясь, употребил деньги союзников на украшение Афин. За это Перикла горько упрекали его политические враги: "Народ позорит себя, - кричали они, - О нем идет дурная слава... Эллины понимают, что они терпят страшное насилие, подвергаются открытой тирании, видя, что на вносимые ими по принуждению деньги, предназначенные для войны, мы золотим и наряжаем город, точно женщину- щеголиху, обвешивая его дорогим мрамором, статуями богов и храмами, стоящими тысячи талантов" (Плутарх "Перикл").

Перикл отвечал на это, что Афины в любую минуту готовы защитить союзников от персов, а потому имеют право тратить их деньги на то, что доставит Греции вечную славу. Слова его оказались пророческими. Прошли 25 веков, давно смолкли голоса друзей и врагов Перикла, а прекрасные храмы Акрополя до сих пор составляют нетленную славу Греции. Более того, по сей день главная статья дохода Греции не промышленность, не сельское хозяйство, а деньги туристов, приезжающих со всех концов полюбопыт- ствоваться Акрополем. Таким образом, Перикл дал Греции и вечную славу, и вечный доход.

Итак, Перикл не останавливался перед тратами. Приведу всего один пример: только на одну статую Афины пошло 1000 кг золота! Статуи украшались драгоценным деревом, слоновой костью и самоцветами, на храмы шли лучшие сорта мрамора. Все это великолепие находилось на Акрополе. Туда вела огромная мраморная Лестница. Поднявшись по ней, путник проходил через колоннаду - Пропилеи - и приближался к религиозному центру Афин - Парфенону, храму Афины-Девы. Его построил архитектор Иктин, и более красивого храма не знал античный мир. Даже сейчас, наполовину разрушенный, он поражает зрителя. В древние же времена великолепие его еще усиливалось благодаря многочисленным дивным изваяниям, которыми был украшен храм снаружи и внутри.

Главным скульптором был великий Фидий, лучший ваятель Эллады. Он не только создавал из камня удивительные образы, но владел искусством придавать мрамору мягкий телесный цвет, отчего лица статуи казались живыми. До сих пор, рассматривая жалкие остатки его барельефов, часто с отбитыми руками, трудно отделаться от чувства, что перед тобой живое тело, что оно дышит. Можно себе представить, что чувствовали современники Фидия, видевшие его создание во всей красоте! Один Очевидец пишет: "При виде этой статуи{ Имеется ввиду изображение Зевса. } самый несчастный человек забывает о своих горестях: так много вложено в нее художником света и милости" (Дион Хризостом).

Весь Парфенон был украшен барельефами работы Фидия и его школы. Кроме того на Акрополе стояли две колоссальные статуи Афины, покровительницы города, также резца Фидия. Первое изваяние стояло под открытым небом. Богиня была во всеоружии, и гребень ее шлема и наконечник копья, горевшие золотом, светились, как огонь и служили маяком для кораблей. Говорят, что едва суда огибали Сунион, южную оконченность Аттики, как видели этот блеск. Это следует всецело приписать прекрасному расположению, так как в высоту изваяние было не более 9 м. Какое сильное впечатление производила эта статуя, видно из одного рассказа. В 400 г. н.э. на Афины напали варвары-готы. Они уже захватили город, но один взгляд на статую привел их в неописуемый ужас. Они были убеждены, что это не изваяния, а само божество, которое спустилось с неба, чтобы защитить свой город и покарать его врагов.

Вторая огромная статуя Афины, тоже во всеоружии, стояла внутри Парфенона. Она поражала почти сказочным великолепием: ее лицо и руки сделаны были из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней, щит и одежда - из чистого золота. Но все это богатство было ничто в сравнении с той ценностью, какую представляла статуя как произведение искусства. Лицо богини, как говорят, светилось спокойствием и неземной кротостью{ Фидий внес изменения в образ Афины. Хотя она по традиции изображена вооруженной, как богиня-воительница, ее лицо не имеет в себе ничего яростного, напротив, выражает нежность и доброту. }.

Обе статуи не сохранились до наших дней. Но облик их хорошо известен нам по бесчисленным копиям, которые заказывали себе туристы.

Позднее на Акрополе был воздвигнут новый храм Эрехтейон. Он расположен против Парфенона и составляет с ним замечательный контраст. Парфенон - мощное, величественное здание с могучими колоннами; Эрехтейон - воздушная постройка, опирающаяся на изящные колонны. Портик, обращенный к Парфенону, поддерживают мраморные нимфы - кариатиды.

Глядя на Акрополь, можно было бы решить, что жители Афин купаются в золОте, живут в великолепных мраморных дворцах. Но это было не так. Афины делились на два города: верхний - Акрополь - жилище богов, и нижний - обиталище людей. Внизу расположены были дома, рынок, народное собрание. Вот этот-то нижний город производил впечатление очень небогатого. Улочки были узкие и кривые, дома низкие и невзрачные. Даже люди очень богатые и очень любящие искусство, вроде самого Перикла, жили не в мраморных роскошных дворцах, а в самых обыкновенных, ничем не украшенных скромных домах.

Над этими бедными лачугами, словно волшебное видение, висел беломраморный сказочный Парфенон.

Возникает естественный вопрос, отчего такой контраст? Почему Перикл не стремился благоустроить жилую часть города? Очевидно, на это уже не хватало денег, дело казалось неважным, а богатые жилища считались признаком дурного тона, "восточной роскошью". Но почему же более полезными Перикл считал расходы на украшенще города, а не не его благоустройство? Разве последнее не было нужнее государству?

Дело в том, что в Афинах была демократия, причем такая демократия, при которой управлял всеми делами сам народ. Перикл и его сподвижники, идеологи этого нового строя, считали, что хорошо управлять народ сможет только, если будет у него просвещение и высокие нравственные идеалы. А ничто так не возвышает и не облагораживает душу, как созерцание подлинно прекрасного. Поэтому афиняне предпочитали терпеть неудобства, даже бедность, но иметь столь могучее возвышающее начало, как Акрополь. Ибо надо помнить, что тут не восточный царь воздвигал себе дворец или строил храм, чтобы умилостивить бoжество, а сам народ на принадлежащие ему средства, отказывая себе в необходимом, сооружал для себя хромы.

Этой цели - возвышению и очищению души - подчинена была вся жизнь в Афинах. Самым действенным средством для ее достижения, кроме просвещения и созерцания храмов и статуй, были театральные зрелища. Театральные представления и спортивные игры были единственными общественными развлечениями в Афинах. Немного ранее я говорила, что театр возник в Греции. Но он во во многом сильно отличался от современного.

Сейчас ежедневно в разных театрах идут разные пьесы. Есть среди них серьезные, есть пустые. Если у нас есть время, билеты и приятная компания, мы можем как-нибудь вечером выбраться в театр. В Афинах было совсем по-другому. В городе находился один огромный театр бога Диониса, покровителя сценического искусства. Это бьл театр под открытым небом, расположенный на склоне Акрополя. Места для зрителей представляли собой каменный ступени, спускающиеся к сцене. Театр очень велик: он вмещал 30 тысяч зрителей. Акустика была великолепной: в сохранившихся античных театрах на самом верхнем ряду слышен малейший шорох бумаги на сцене.

Несколько раз в году в праздники, посвященные Дионису, устраивались театральные представления. Все Афины от мала до велика шли в этот день с утра в театр. Те, кто был богат, покупал сам билеты, беднейшим гражданам выдавались деньги на билет государством. Это делалось не для того, чтобы развлечь их, как в императорском Риме, где чернь требовала "хлеба и зрелищ". Дело в том, что в театре, должен был произойти "катарсис". "Катарсис" - это очищение. Афиняне справедливо полагали, что за год любой человек погрязает в быте, видя вокруг себя достаточно мелкой злобы, зависти и интриг. От этого всего на душе его образовывается как бы накипь, от которой очищают его театральные представления. Поэтому демократическое государство в собственных интересах должно заботиться об очищении своих граждан.

Для праздника специальное должностное лицо отбирало 3 трагедии и 3 комедии. Назначалось жюри и по окончании празднества оно объявляло, какая трагедия заняла первое, какая второе и какая третье место. Такой же порядок существовал и для комедий. Среди поэтов-трагиков самыми знаменитыми были Эсхил, Софокл и Еврипид. Среди комиков Аристофан, о котором неоднократно упоминалось.

В соответствии с особыми задачами театра особый характер носили и ставившиеся в нем пьесы. Начнем с трагедий. Прежде всего сюжет для них брался из мифов и действие часто происходило во времена Троянской войны. Боги и герои являлись перед зрителем в пурпурных одеяниях, в масках, в котурнах, обуви на очень высокой подошве, отчего казались много выше обычных людей. Делалось так затем, чтобы мыслью зритель переносился во времена героические, далекие от суеты современности, чтобы самый облик актеров поражал. В пьесе Аристофана поэт Эсхил говорит:

"Подобает героям и дивным богам говорить языком

превосходным.

Одеянием пышным и блеском плащей они также

отличны от смертных".

И темы трагических конфликтов должны были быть далеки от дрязг обыденной жизни: зависть, карьеризм, ревность, месть считались недостаточными трагедии, хотя такие чувства могут порождать весьша драматические события. Дело в том, что греки считали, что подобные неизменные страсти не могут возвысить и очистить душу зрителя. У Аристофана Эсхил говорит:

"По заветам Гомера в трагедиях я сотворил величавых

героев -

И Патроклов, и Тевкров с душой, как у льва. Я до них

хотел граждан возвысить"

На сцене не должно было быть ни драк, ни мук. Даже убийства происходили за сценой. Ибо хотя подобные зрелища привлекают публику, они не очищают, а загрязняют душу.

Чтобы понять особенности древнегреческих трагедии я расскажу сюжет, только одной из них: софокловского "Филоктета". Содержание ее таково. Среди ахейцев, отплывших под Трою, был некий Филоктет. По дороге войско остановилось на каком-то острове, и там Филоктет был укушен змеей. Случилось так, что он не погиб, но заболел неизлечимо; тело его гнило, он терпел адские муки. Общество его стало всем в тягость, ухаживать за ним никто не хотел и по совету коварного Одиссея несчастного оставили на необитаемом острове. После того греки достигли Tpoи, воевали там 10 лет и совершенно забыли о Филиоктете.

Неожиданно, уже после гибели Ахиллеса, было получено от богов пророчество, что они возьмут Трою лишь в том случае, если в их руках будет лук Геракла. А этот лук великий герой завещал умирая Филоктету. Тут-то ахейцы и вспомнили о страдальце. Положение их было трудное. Нечего было и думать говорить с Филоктетом: он ненавидел всех ахейцев за их предательство. Действовать силой они тоже не решались: лук Геракла нес смерть каждому, поэтому больной и слабый Филоктет был страшен для целого войска. Наконец, Одиссей придумал: на острове Скиросе Жил Неоптолем, сын Ахиллеса. Это был юноша, почти мальчик. Одиссей без труда увлек его красивыми речами, разжег в нем желание славы и подвигов. Когда Неоптолем согласился помогать ахейцам, Одиссей объяснил, что ему нужно явиться к Филоктету в виде заезжего морехода.

Когда же Филоктет узнает, что это сын его лучшего друга, благородного Ахиллеса, он, конечно, проникнется к нему доверием. А тогда Неоптолем сможет обманом завладеть его луком.

Неоптолема сначала смутил этот план: обман был ему противен. Но Одиссей весьма убедительно доказал ему, что лучше пусть погибнет один человек, чем целое войско. Да еще какой человек: смертельно больной, озлобленный, никому ненужный, который все равно скоро умрет. Побежденный этими доводами, Неоптолем, наконец, согласился. Он высадился на острове Филоктета. С этого момента и начинается действие. Все остальное нам известно по рассказам и репликам героев.

Неоптолем увидал Филоктета. Этот несчастливец, который 10 лет жил среди диких животных и терпел страшные боли, сам одичал и стал похож скорее на дикого зверя, чем на человека. Но вид Неоптолема подействовал на него благотворно. Он словно увидел живым друга своей юности Ахиллеса. Неоптолем обещал отвезти Филоктета на родину. Он мечтает увидеть старого отца, родной дом. Сердце его постепенно смягчается, он уже всей душой привязывается к Неоптолему и сам отдает ему свой лук. А тот, согласно уговору, передает оружие Одиссею. Только тогда Филоктет все понял. Брошенный, одинокий, униженный, ограбленный, он остался один на острове. Но тут в душе Неоптолема произошел перелом. Не слушая более никаких доводов, он отдает Филоктету лук и решает отвезти его домой.

Смысл трагедии в том, что нельзя строить общее благополучие на крови хотя бы одного замученного человека; мысль, которая через 2 тысячи лет прозвучала в творчестве Достоевского.

Важную роль в трагедии играл хор. Он состоял обычно из 24 человек. Хор выражает сочувствие к герою, высказывает задушевные мысли автора. Свою игру хоревты сопровождали пением и торжественными плясками. Таким образом, античный театр соединил в себе сценическое искусство, пение и балет.

Хотя древнегреческая трагедия сильно отличается от европейской, все же она гораздо ближе к новым пьесам, чем комедия. Сюжеты афинской трагедии неоднократно использовались и используются европейскими авторами вплоть до наших дней. Совершенно иначе обстоит дело с древнеаттической комедией. Это явление совершенно не повторимое. Если в трагедии действие развертывалось в легендарное время в полусказочшых городах, то в комедии герои живут в настоящий момент, обычно в Афинах. Действуют в ней реальные живые люди: Перикл, Клеон, Сократ, Алкивиад, Никий и Демосфен. Это само по себе любопытно: ведь эти люди сидели в зрительном зале и должны были наблюдать все уморительные приключения своего двойника на сцене. Философ Сократ, говорят, прохаживался в таком случае рядом со сценой, чтобы афиняне могли сравнить Сократа в пьесе и Сократа в жизни. Не все были так терпеливы. Клеон ужасно бесновался, увидав себя в комедии Аристофана.

Хотя герои комедии живые и реальные афиняне, с ними происходят самые фантастические и удивительные приключения: то они попадают в загробное царство, то в удивительное государство птиц, то на Олимп. В одной комедии афинский крестьянин, устав от бесконечной Пелопоннесской войны, решает проникнуть на небо и потребовать отчета у самих богов. Для этого он достает навозного жука, откармливает его до исполинских размеров и взлетает на нем под облака.

Но какие бы нелепые странные на первый взгляд приключения не случались в комедии, смысл всего происходящего был отнюдь не в том, чтобы потешить и повеселить зрителей. Авторы комедий, как и авторы трагедии, считались учителями народа. Цель их была исправить какие-то конкретные недостатки афинского общества, представив их на сцене в смешном и уродливом виде. Аристофан пишет и о суде, пристрастном, часто несправедливом, и о народном собрании, где господствовали демагоги, вроде Клеона, о новых школах философии, где учеников учили убеждать народ в заведомой лжи и тем самым давали им в руки страшное оружие. Все эти темы политические, поэтому древнюю комедию называют "политической". Один писатель, автор исторических романов из жизни древних Афин, таким образом описывает комедии Аристофана: "Какая удивительная смесь: тонкие, остроумные шутки, шпильки по адресу политических деятелей, карикатуры на знамени тых государственных мужей, пародии на строки прославленных трагедий, грубые площадные остроты и строфы хора, не уступающие по красоте стиха трагедиям{ Дж. Триз. Фиалковый венец. М., 1964. }. Хоры в комедиях были, кстати сказать, самые фантастические: хор ос, птиц, лягушек, блаженных душ, облаков, кораблей...

Следует отметить одну особенность античной сцены: поскольку пьесы считались действами, очищающими и возвышающими душу, то и играющие в них актеры весьма почитались и уважались. Между тем напомню, что в Древнем Риме, в Средние века и даже в Новое время вплоть до прошлого века они презирались как сословие низшее. Знаменитый комедиограф Мольер сам играл в своих пьесах, и вот величайшему писателю Франции даже отказали в погребении на освященной земле, так как он был актер. Напротив, в Афинах артисты считались как бы жрецами и служителями бога Диониса.

Столь высокая драма могла существовать лишь в столь удивительном обществе, как Афины V в. до н.э. Уже столетие спустя, когда Афины стали просто заурядным городом и утратили веру в свою высокую историческую миссию, требование их к сценическому искусству сильно снизились: теперь они искали одной развлекательности. Любимым автором стал Еврипид. По словам современников, он заговорил о "простом, привычном и домашнем". Действительно, его сюжеты самые обыденные, бытовые: Медея узнает, что ее муж, Ясон, задумал ее бросить и по расчету жениться на царской дочери. В припадке жестокой ревности Медея убивает соперницу, а затем, чтобы отомстить мужу, и собственных детей. Или: Федра, молодая жена старого афинского царя, влюбляется в своего взрослого пасынка Ипполита. Она открывается юноше, но Ипполит с ужасом отвергает ее преступную страсть. Федра от горя удавилась, но предварительно оклеветала пасынка перед мужем.

Сильно изменилась и комедия. В то время афиняне разочаровались в политике. За участие в народном собрании платили деньги и все-таки, кворума не набирали. Естественно, люди не желали и в театре слышать о столь надо евшей в жизни политике. Поэтому политическая комедия сменилась комедией нравов. Интрига была любовной. Молодые встречали на своем пути препятствия, обычно со стороны старых родителей. Но благодаря целой серии ловких трюков, главную роль в которых играл хитрый раб, препятствия устранялись и молодые счастливо соединялись; Создателем этого жанра был Менандр. Его сюжеты в основном заимствовал Мольер.

Обычно считают, что Менандр впервые стал изображать характеры. Но это неверно. Характеры как раз изображал Аристофан, так как он выводил на сцене живых людей, хотя и в карикатурном виде. Авторы же новой аттической комедии изображали не людей, а пороки и добродетели: например, скупость, тщеславие, справедливость, влюбленность. Скупой у Менандра и его современников просто скуп. Других качеств у него нет. А любой человеческий характер складывается из множества качеств. Каждый персонаж новой комедии олицетворял какую-нибудь черту характера, причем, как только он появлялся, зрители уже знали какую. Дело в том, что костюм строго соответствовал его роли. Например, существовало 9 типов стариков, олицетворявших "благородство", "желчность", "степенность" и т.д., 11 типов юношей, 7 типов рабов, представлявших, соответственно "простодушие", "преданность", "коварство" и пр. Среди 17 типов девушек различались: "добродетельная", "мнимо-добродетельная", причем последних было две категории. Были также маски "льстеца", "жадной гетеры" и т.д. Узнать их всех можно было по маскам, очень тонко сделанным, и костюмам. Например, "пылко влюбленные" юноши появлялись в ярко-красном, а "слабо влюбленные" - в розовом и т.д. Очутившись под окном возлюбленной, герой мог исполнить серенаду, а, попав в отчаянное положение, спеть целую арию. Поэтому музыка играла в новой комедии большую роль. Зато хор полностью исчез со сцены.

Теперь вернемся на время к древним театральным представлениям. Когда современный человек читает пьесы Эсхила или Аристофана, то его больше всего поражает, как столь глубокий, сложный и тонкий сюжет мог быть доступен простым людям Афин - крестьянам и ремесленникам. Между тем театральные представления были рассчитаны на всех, а не на элиту. Причина, несомненно, в очень высоком уровне образования в Афинах. Вспомним, что все должности в городе занимались по жребию. Это могло быть возможным опять-таки только в том случае, если все населенна стояло на одном, причем сравнительно высоком уровне. Какова же была система образования в Афинах?

Закон обязывал родителей дать своим сыновьям начальное образование. При этом, однако, государственных школ не существовало. Было множество частных школ, где была предоставлена педагогам свобода преподавания, однако в рамках определенной программы. Она предусматривала прохождение трех групп предметов: литературы, музыки и гимнастики. Литературное образование строилось на изучении Гомера и других великих поэтов. Оно стояло на очень высоком уровне. Это видно хотя бы из того, что зрители комедии с Легкостью понимали тонкие литературные пародии.

Музыка играла очень большую роль в системе образования. Если восточные соседи греков считали музыку чем- то легкомысленным, недостойным солидного, почтенного человека, то эллины, наоборот, полагали, что музыка возвышает и облагораживает душу. Про полного невежу говорили: "Он не обучен игре на лире".

Спорт в нашем понимании является изобретением греков. На Востоке существовали акробаты, которые выступали со своими номерами на пирах знати и развлекали гостей. Это были люди, стоящие на самой нижней ступени социальной лестницы, вроде средневековых шутов. Кроме того солдаты совершали ряд военных упражнений. Все это нельзя поставить в один ряд с современным спортом.

Греки считали, что тело человека надо развивать и стараться сделать его прекрасным. Для этого каждый мальчик с детства занимался гимнастикой под руководством наставника. Раз в 4 года в Олимпии устраивали общеэллинские игры. На это время все войны прекращались, устанавливался мир: спорт почитался священным и стоял вне политики. Выступали не профессионалы, а юноши- любители. Программа была весьма близка к современной { Разумеется, в Греции не было хоккея, лыжного спорта и т.д. }, более того, специалисты утверждают, что греческие спортсмены достигли очень значительных успехов и шли почти голова к голове с нашими современниками.

Обычно образование юношей не заканчивалось начальной школой. Они слушали лекции риторов, математиков, философов. Лучшие ученые съезжались в, Афины и открыв вали там свои школы. Так, что Афины казались настоящим Городом - университетом. Даже в позднее время, когда столицей культурного мира стала Александрия, Афины не утратили своего значения: они продолжали оставаться средоточием философской мысли до конца античного мира.

 

Приложение 1

Хронологическая таблица

XVI - XV вв. Расцвет Крита ("Царство Миноса").

Cep.XV в. падение Кносса

XIV - XIII вв. Расцвет Микенской Греции.

Сер. XIII в. Троянская война

Конец XII в. Нашествие дорийцев.

XI - IX вв. "Темные века".

VIII - VI вв. Эпоха Великой греческой колонизации.

594 г. Реформы Солона.

560 - 527 гг. Тирания Писистрата в Афинах.

559 г. Кир покоряет Мидию. Начало великой

Персидской державы.

510 г. Свержение тирании в Афинах.

509 г. Реформы Клисфена.

490 г. Битва при Марафоне.

480 - 479 гг. поход Ксеркса на Грецию.

480 г. Битвы при Фермопилах и Саламине.

479 г. Битва при Платеях. Окончательный разгром персов.

431-404 гг. Пелопонесская война.

431-421 гг. Архимедова война.

429 г. Смерть Перикла. Клеон становится во главе афинской демократии.

428 г. Восстание на о.Лесбос.

424 г. Продвижение Брасида.

422 г. Клеон и Брасид погибают в битве при Амфиполе.

421 г. Никиев Мир.

415-413 гг. Сицилийская экспедиция.

413-404 гг. Декелейская война.

411-410 гг. Взятие Афинянами Абидоса, Кизика и Ви зантия.

407 г. Возвращение Алкивиада в Афины.

406 г. Битва при Аргинусских островах.

405 г. Битва при Эгоспотамах.

404 г. Капитуляция Афин. Тирания тридцати.

403 г. Свержение тирании и восстановление демократии в Афинах

404-371 гг. Гегемония Спарты.

387 г. Анталкидов мир.

379 г. Пелопид освобождает Фивы.

371 г. Битва при Левктрах.

371 - 362 гг. Гегемония Фив.

362 г. Битва при Мантинее. Гибель Эпаминонда.

338 г. Битва при Херонее.

336 - 323 гг. Правление Александра Македонского.

334 г. Битва при Гранине.

333 г. Битва при Исее.

331 г. Битва при Гавгамелах.

330 г. Александр - царь Персии.

327-324 г. Поход в Индию.

323 г. Смерть Александра.

323-30 г. Эпоха эллинизма.

Приложение 2

Литература
(Список произведений античных авторов, переведенных на русский язык)

Лекции I-III

1.Гомер. Илиада. Пер.В.В.Вересаева. M.,JI., 1949.

2.Гомер. Одиссея. Пер.В.В.Вересаева. М. 1953.

Лекция IV

1.Эллинские поэты. В переводах В.В. Вересаева. М., 1963.

2.Феогнид из Мегары. Элегии. Пер. Адр. Пиотровского. Пг., 1922.

3.Античная лирика. Переводы с древнегреческого и латинского. М., 1968.

4.Аристотель. Афинская полития. Пер. и прим. проф.М.И.Радцига. М., 1937.

5.Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в. трех томах. М., 1961. Биография Солона.

Лекции V - VI

1.Геродот. История в девяти книгах. Пер. и прим.Г.А.Стратоновского. Л., 1972.

2.Эсхил. Трагедии. Пер. Адр.Пиотровского. М.Л., 1937 Трагедия "Персы"

3.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ук.соч. Биография Фемистокла и Аристида.

Лекция VII

1.Аристотель. Афинская полития. Ук.соч.

2.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ук.соч. 1 Биография Перкила и Ликурга.

3.Аристофан. Комелии. Пер, вступительные статьи и комментарии Адр. Пиотровского. М., 1934. Комедия "Всадники", "Осы".

Лекции VIII - IX

.1. Фукидид. История. Пер. Ф.Мищенко в перерабт. ' С.Жебелева. Т.1-2. М., 1915.

2.Аристофан. Комедия. Ук.соч. Комедии "Ахаряне","Всадники", "Тишина", "Лисистрата". I

3.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ук.соч. Биография Перикла, Алкивиада, Лисандра, Никия.

Лекция X

1.Ксенофонт. Греческая история. Л., 1935.

2.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ук.соч.. Биография Лисандра, Агесилая, Пелопида.

3.Полибий. Всеобщая история в сорока книгах. Пер. Ш Ф.Г. Мищенко. М., 1890-99.

Лекция XI

1.Демосфен. Речи. Пер., статьи и прим. проф.С.И.Родцига. М., 1954.

2.Исократ. Панегирик. Пер. А.Замятина. Смоленск ' 1883.

3.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ук.соч. Биография Демосфена и Фокина.

Лекции XII-XIII

1.Арриан. Поход Александра. Пер. М.Е.Сергеенко. М.| Л., 1962.

2.Курций Руф, Квинт. История Александра Македонского. Сохранившиеся книги. М., 1963.

3.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ук.соч. Биография Александра.

Лекция XIV

1.Полибия. Всеобщая история. Ук.соч.

2.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ук.соч Биография Филоцемена, Пирра, Евмана, Агиса и Клеомавэна, Деметрия, Арата.

Лекция XV

1.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ук.соч. Биография Перикла.

2.Аристофан. Комедии. Ук.соч.

3.Эсхил. Трагедии. Ук.соч.

4.Софокл. Трагедии. Пер.с древнегреческого, С.В.Шервинского. М., 1954.

5. Еврипид. Трагедии. Пер. с древнегреческого Иннокентия Анненского и С.И.Шервинского. М. 1969






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных