Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сорока-ворона, Кашку варила, Деток кормила...




Предложите ребенку сказать, какого цвета шарфы у каждого сорочонка. (Красный шарф, синий шарф...) Спросите: «Какого цвета шляпа у мамы-сороки?»

Предложите малышу помочь маме-сороке накрыть на стол — поставить перед каждым сорочонком миску такого же цвета, как его шарфик.

Когда ребенок разложит перед сорочатами заранее вырезанные миски, предложите ему сказать, кому и какого цвета миску он поставил. (Сорочонку в красном шарфике я поставил красную миску...)

 

Игра «Любопытная сорока»

Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет слов, обозначающих названия лесных птиц и их птенцов; использовать существительные с предлогом «в».

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 10).

Ход игры: вырежьте из белой бумаги квадраты. Наклейте их на гнезда.

Рассмотрите вместе с ребенком сюжетную картинку. Предложите ему послушать рас­сказ: «Жила-была сорока. Как известно, сороки очень любопытны и болтливы. Однажды летела сорока, не торопясь, по лесу и видит — охотник по лесу идет, а на плече у него ружье висит. Всполошилась сорока и решила всех лесных обитателей предупредить. Ле­тит, кричит да во все гнезда заглядывает».

Попросите ребенка найти на картинке гнезда лесных птиц. Преложите ему заглянуть под белые квадраты и рассказать, кто живет в каждом гнезде. (Дятел с птенчиками, сова с совятами...) Спросите: «Кого предупредила сорока об опасности?»

Игра «Лесной оркестр»

Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет слов, обозначающих лесных птиц; использовать существительные с предлогом «на».

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 11).

Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком картинки с изображением лесных птиц и музыкальных инструментов.

Расскажите ребенку: «Птицы — очень музыкальный народ. Однажды решил ворон ор­ганизовать в лесу свой оркестр. Созвал он со всего леса птиц, рассказал о своей задумке. Предложил каждой птице выбрать себе место на дереве».

Предложите ребенку рассадить птиц на ветки деревьев. Попросите его сказать, где будут сидеть сорока, дятел, кукушка, синица.

«Посмотрел ворон, как расселись птицы, и выразил им свое одобрение, громко крик­нув: „Кар-кар!"» Он предложил каждой птице рассмотреть музыкальные инструменты, назвать их, выбрать подходящий и сказать, на каком они желают играть.

(Я буду играть на трубе)».

Когда ребенок выполнит задание, предложите ему послушать фонограмму с записью пения птиц. Попросите ребенка внимательно прослушать и сказать, какой из птичьих голо­сов он узнал. Затем включите классическое музыкальное произведение. Попросите ре­бенка внимательно его послушать и сказать, голос какого музыкального инструмента он узнал.

 

 

Игра «Сосчитай птиц»

Чему учится ребенок: соотносить имена числительные «один», «два», «много» с соот­ветствующим количеством предметов; использовать глаголы совершенного и несовер­шенного вида.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 12).

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте из белой бумаги кружки, положите их перед началом игры на стол.

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Предложите ему послушать небольшой рассказ: «Чудесный летний день. Светит солнце. Зеленеет сочная трава на лугу. В небе над деревом кружат вороны. На стволе дерева сидят два дятла. На ветках дерева — две сороки».

Предложите ребенку помочь сосчитать птиц и назвать их количество (две сороки, два дятла, много ворон).

«Вдруг в небе появился ястреб — птицы сразу разлетелись. Надо снова их всех пересчи­тать».

Попросите ребенка закрыть глаза, а в это время закройте кружочками некоторых птиц. Предложите ребенку еще раз пересчитать птиц. Сказать, какая птица улетела. Сколько птиц осталось?

Игра «Покормим птиц»

Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет слов, обозначающих названия птиц; отвечать на вопросы дательного падежа.

Оснащение: шапочки птиц (или бумажные ободки с прикрепленными к ним картинками с изображением птиц); миска с лежащими в ней угощениями для птиц (сухарями, кукуру­зой); игрушечный бубен.

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть шапочки и назвать птиц, прикрепленных к ободкам. Предложите ему поиграть. Скажите, что вы собираетесь покормить зимую­щих птиц (ворону, голубя, воробья, синицу).

Предложите ребенку стать птицей — выбрать понравившуюся шапочку и надеть ее.

Расскажите правила игры: «Я буду много раз ударять рукой в бубен — птицы будут летать. Ударю по бубну один раз — птицы подлетают ко мне».

Начните игру. Когда «птица» подлетит к вам, спросите: «Кому дать сухарик?»

Ответ ребенка-птицы: «Сухарик дать синице».

Игру продолжайте до тех пор, пока миска с угощением не окажется пустой.

Игра «Что делает воробей!»

Чему учится ребенок: употреблять возвратную форму глаголов 3 лица единственного числа настоящего времени.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 13).

Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком предметные картинки. Предложите ему поиграть. Прочтите рифмовку:

Картинку выбирай, Что я делаю — угадай, Да скорее называй!

Предложите ребенку стать воробьем (вороной, голубем...). Показывая по очереди на каждую картинку, называйте действия, которые он должен выполнить: купайся, отряхивай­ся, чисти перышки.

Игра «Строим гнездо»

Чему учится ребенок: подбирать определения; употреблять в активной речи антонимы «длинный — короткий»; образовывать сравнительную степень прилагательных «длиннее — короче».

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 14); цветные каранда­ши или фломастеры.

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Попросите его вспом­нить и рассказать, какое на ней изображено время года. (Весна.) Попросите рассказать, кто прилетает к нам весной из жарких стран? (Птицы.) Спросите ребенка, видел ли он на деревьях гнезда птиц? Поинтересуйтесь, знает ли он, из чего птицы строят гнезда. (Из ве­ток.)

Покажите ребенку большого и маленького грача. Предложите ему назвать птиц.

Расскажите, что грачи собираются вить гнезда. (Большой грач будет вить гнездо из длин­ных веток, а маленький — из коротких веточек.)

Попросите ребенка помочь птицам — указать дорогу к веткам, из которых они строят гнезда (соединить линиями длинные веточки с большим гнездом, а короткие — с малень­ким гнездышком).

Покажите ребенку две нарисованные ветки. Спросите: «Какая ветка длиннее? А какая короче?»

Игра «Хорошо — плохо»

Чему учится ребенок: подбирать к определенным поступкам подходящие наречия «хо­рошо», «плохо».

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку поиграть в игру «Хорошо — плохо». Предложите ре­бенку внимательно прослушать, предложение, подумать и сказать, хорошо или плохо поступил ребенок.

Лексический материал

Кормить зимой птиц... (хорошо).

Положить птенчика в гнездо... (хорошо).

Стрелять в птиц из рогатки... (плохо).

Лечить птиц... (хорошо).

Бросать палкой в сидящую птицу... (плохо).

Вы можете усложнить игру, придумав новые ситуации.

Игра «Кто спрятался под листом!» у

Чему учится ребенок: образовывать форму творительного падежа.

Оснащение: подберите предметные картинки с изображением перелетных и зимую­щих птиц из любой игры.

Ход игры: вырежьте листья из зеленого картона. Положите картинки с изображением птиц на стол. Закройте их вырезанными из картона листочками.

Скажите ребенку, что его пальцы — указательный и средний — будут ножками. Пере­бирайте пальцами-ножками — они и пойдут. Предложите ребенку «погулять» по столу.

Перед началом прогулки прочтите рифмовку:

По столу иду пешком. Вижу листики кругом. Кто же там, под листком? Загляну, а потом...

Попросите ребенка остановиться около листка. Предложите ему поднять листок и на­звать спрятавшуюся птицу. Прочтите рифмовку опять.

Игру повторяйте до тех пор, пока ребенок не заглянет под все листочки.

Игру можно усложнить: увеличьте количество спрятанных под одним листком птиц (две, пять); увеличьте количество листочков и количество птиц, спрятавшихся под ними.

 

Игра «Расставь по порядку»

Чему учится ребенок: составлять сериационный ряд из слов-синонимов. Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 15). Ход игры: покажите ребенку картинку. Прочтите рифмовку:

Вот синица, синий бок, Прямо с ветки — скок да скок. А за мамой птенчики, Мохнатые комочки. Уселись все на веточке, Нахохлились как квочки.

Предложите ребенку рассадить птенчиков на веточке по росту. Попросите его назвать величину каждого птенчика:

по возрастающей: большой, поменьше, еще меньше... самый маленький;

по убывающей: самый маленький, побольше, еще больше... самый большой.

Предложите ребенку угостить птенчиков червяками. Скажите: «Угости каждого птенчи­ка червяком, подходящим ему по размеру. Назови величину птенчика и червяка». (Самый маленький птенчик, самый маленький червяк.)

Игра ссЯ и птички»

Чему учится ребенок: самостоятельно изменять грамматическую форму глагола (чис­ло и лицо).

Оснащение: не требуется.

Ход игры: попросите ребенка договаривать последнее слово в строке. Если ребенок не может справиться с заданием самостоятельно, предложите образец.

Они по небу... (летают), Крыльями воздух... (рассекают). Я по небу не... (летаю), Я по тропочке... (шагаю).

Зерна им насыпают, И воды наливают Они клювом... (клюют) И голосисто... (поют).

Я печальный стою, Почему я не... (пою)? В луже ножки промочил, Горлышко я простудил.

Игра «Птичьи голоса»

Чему учится ребенок: образовывать от звукоподражаний глаголы.

Оснащение: картинки с изображением птиц.

Ход игры: задавайте ребенку вопросы.

Кто из птиц говорит «Курлы-курлы»? (Журавль.) Что делает журавль?... (Курлычет.)

Кто из птиц говорит: «Ку-ку, ку-ку»? (Кукушка.) Что делает кукушка?... (Кукует.)

Кто из птиц говорит «Кря-кря»? (Утка). Что делает утка?... (Крякает.)

Кто из птиц говорит «Чик-чирик»? (Воробей.) Что делает воробей?... (Чирикает.)

Кто из птиц говорит «Кар-кар»? (Ворона.) Что делает ворона?... (Каркает.)

Игра «Орел»

Чему учится ребенок: правильно использовать в речи предлоги «под», «над».

Оснащение: сюжетная и предметная картинки (см. вклейку, рис. 16).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку.

Спросите, как называются изображенные на ней птицы. (Орел, куропатка, воробей.)

Предложите ребенку послушать небольшой рассказ: «Сидит орел на скале. Зорко смотрит по сторонам — высматривает добычу. Вот сейчас сорвется со скалы и полетит кам­нем вниз».

Задайте ребенку несколько вопросов по содержанию рассказа.

Кого увидел орел под скалой? (Перепелку, воробья.)

Где спряталась перепелка? (Среди камней.)

Где спрятался воробей?

«Быстро летел орел вниз, да ни с чем остался. Воробей упорхнул, а перепелка спрята­лась в камнях — слилась с ними. Смотришь на нее, да не видишь.

Решил орел попытать счастья в другом месте. Поднял он голову вверх. Смотрит, а над его головой стая голубей кружит».

Спросите ребенка: «Кто летал над орлом?» (Чайки.)

«Взмыл орел в небеса. Голуби разлетелись в разные стороны. Чайки опустились на воду. Опять остался орел без добычи.

— Ну и ловки стали птицы! — подумал голодный орел».

Предложите ребенку вспомнить и сказать, какие птицы летали над орлом, а какие — под скалой, на которой сидел орел?

Игра «Угадай, чем!»

Чему учится ребенок: использовать в речи творительный падеж.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку закончить начатое вами предложение.

Дятел долбит дерево... (клювом).

Дятел держится за кору... (когтями).

Ворона важно вышагивает... (лапами).

Гусь смазывает перья... (жиром).

Утка гребет в воде... (лапками).

Журавль летит и машет... (крыльями).

Вы можете усложнить игру, добавив еще несколько предложений.

Игра «Подумай, разложи»

Чему учится ребенок: согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе.

Оснащение: предметные картинки с изображением птиц (возьмите картинки из преды­дущих игр), цветной картон.

Ход игры: положите перед ребенком лист красного картона. Себе возьмите лист жел­того картона.

Объясните правила игры: «Я буду показывать картинки с изображенными на них разны­ми птицами. Ты должен внимательно их рассмотреть. Если клюв птицы красный, то эта картинка переходит к тебе. (Положи ее на свой красный лист картона.) Если же клюв птицы желтый, я возьму ее себе и положу на желтый лист картона».

Когда все картинки будут разложены, предложите рассмотреть их еще раз. Попросите ребенка назвать птиц с желтыми и красными клювами.

Например: У лебедя красный клюв. В воробья желтый клюв.

Проведите по аналогии игру с поиском желтых и красных лап у разных птиц.

У воробья лапы желтые. У голубя лапы красные.

У сороки лапы желтые. У снегиря лапы красные.

Игра «Хвастуны»

Чему учится ребенок: образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик-, -ик- и увеличительного суффикса -ище-. Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 17).

Ход игры: предложите ребенку внимательно рассмотреть картинку. Обратите внима­ние ребенка на части тела птиц.

Предложите ребенку послушать небольшой поучительный рассказ про голубя, журавля и воробья:

«Однажды встретились воробей и журавль. Говорит воробей журавлю: „Посмотри, какие у меня лапки. Маленькие, аккуратненькие лапки, а у тебя на лапки, а лапищи. А клюв — не клювик, а клювище". Подумал журавль и предложил воробью на время поменяться лапами и клювами.

Обменялись. И что же получилось? Неудобно журавлю на маленьких лапках по болоту ходить. Да и голодный он — маленьким клювиком в болоте корм не найти. И воробью туго пришлось: скакать на длинных лапищах неудобно, да и большой клювище в полете вниз тянет. Встретились они снова. Захотели опять обменяться лапами и клювами, да не тут-то было. Не получается. Что же делать?

Летел голубь, увидел эту несуразицу и сказал: „Этой беде можно помочь. В этом вам поможет... (имя ребенка), если правильно определит, где чьи лапы и клюв, да еще пра­вильно их назовет, тогда ваши части тела вернутся обратно"».

Игра «Днем, ночью»

Чему учится ребенок: активизировать словарь за счет слов, обозначающих названия хищных птиц; определять, в какое время суток охотится птица; отвечать на вопрос «ко­гда?».

Оснащение: сюжетные и предметные картинки (см. вклейку, рис. 18), цветные каран­даши или фломастеры.

Ход игры: спросите ребенка, какие части суток он знает? (Утро, день, вечер, ночь.)

Предложите ребенку вспомнить и рассказать, что он делает ночью? А что делает днем?

Попросите ребенка показать картинки с разными частями суток и назвать их. (Ночь или день?)

Попросите ребенка называть изображенных птиц. Попросите его выбрать хищных птиц и назвать их. (Сова, филин, сокол.)

Спросите: «На кого охотится каждая из названных птиц?»

Предложите ребенку рассортировать картинки — хищных птиц, охотящихся ночью, со­единить при помощи карандаша с картинкой, на которой изображена ночь. А хищных птиц, охотящихся днем, соединить с картинкой, на которой изображен день. Попросите ребенка назвать ночных и дневных хищных птиц.

Игра «А если много!»

Чему учится ребенок: образовывать множественное число глаголов. Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку поиграть — закончить начатую вами фразу. Лексический материал Если орел парит, то орлы... (парят). Если тетерев токует, то тетерева... (токуют). Если журавль курлычет, то журавли... (курлычут). Если кукушка кукует, то кукушки... (кукуют). Если воробей чирикает, то воробьи... (чирикают).

Вы можете усложнить игру, придумав еще несколько незаконченных предложений или предложите ребенку самому их придумать.

 

Игра «Что забыл нарисовать Незнайка)»

Чему учится ребенок: уточнит представление о птицах, их птенцах; научится правильно употреблять имена существительные единственного и множественного числа в родитель­ном падеже.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 19).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть рисунок. Скажите, что это Незнайка нари­совал на мольберте птиц. Попросите ребенка рассказать, что Незнайка нарисовал непра­вильно.

Спросите: «Чего нет у журавля (ласточки, вороны, утки)? (Нет клюва, лапы, крыла, крыльев.)

Попросите ребенка исправить ошибки художника — найти недостающие части тела для каждой птицы.

Задание можно усложнить, предложив ребенку раскрасить недостающие части тела у каждой птицы.

Игра «Кто что ест!»

Чему учится ребенок: образовывать формы родительного падежа.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 20); фломастер любого цвета.

Ход игры: предложите ребенку внимательно рассмотреть нарисованных птиц и назы­вать их.

Затем попросите его рассмотреть нарисованные для них лакомства и назвать их. Пред­ложите ребенку соединить фломастером угощение и ту птицу, которая его любит: кукуш­ка — гусеница; пеликан — рыба; сова — мышка; соловей — червяк.

Предложите ребенку рассказать, кто что ест.

Например: «Кукушка любит есть гусениц».

Игра «Он, она, они»

Чему учится ребенок: согласовывать местоимения 3 лица единственного и множест­венного числа с глаголами. Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку закончить предложение: Он летит, она... (летит), они ... (летят). Он клюет, она ... (клюет), они ... (клюют). Он стоит, она ... (стоит), они ... (стоят).

 

 

Игра «Назови как можно больше признаков»

Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет имен прилагательных, обозначаю­щих характерные признаки птиц; согласовывать имена прилагательные с существительны­ми в роде и числе.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 21).

Ход игры: предложите ребенку посмотреть на каждую птицу. Попросите его назвать как можно больше характерных для каждой птицы признаков, учитывая ее форму, величи­ну, цвет.

Лексический материал

Перелетные птицы: журавль, скворец, ласточка.

Зимующие птицы: ворона, воробей, синица.

Игра «Четвертый лишний»

Чему учится ребенок: классифицировать птиц, использовать в активной речи обобщаю­щие слова — «перелетные», «зимующие» птицы.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку внимательно прослушать произнесенные вами слова. Попросите его сказать, какое слово в предложенном вами ряду лишнее. Спросите: «Какая птица в ряду лишняя — перелетная или зимующая?»

Лексический материал

Голубь, воробей, ворона, ласточка.

Утка, гусь, индюшка, стриж.

Соловей, скворец, трясогузка, ворона.

Синица, снегирь, соловей.

Игра «Помоги мне рассказать»

Чему учится ребенок: правильно подбирать нужные по смыслу приставки под-, при-, пере-.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку внимательно прослушать рассказ. Попросите его по­мочь вам подобрать нужные по смыслу приставки.

«Наступила весна. Пригрело солнышко. Стали возвращаться домой из теплых стран птицы.

Первым на дачу (при)...летел скворец. Он (под)...летел в своему скворечнику. Сел на жердочку. И запел радостную весеннюю песенку. Потом вдруг кого-то испугался, взле­тел, (пере)...летел через скворечник и (у)...летел куда-то вдаль. Мы стояли расстроенные и огорченные. На следующее утро мы снова увидели скворца, сидящего на скворечнике и распевающего радостную весеннюю песню. Вся семья была рада весеннему гостю!»

 

Игра «Подумай, разложи»

Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет слов, обозначающих названия зимующих и перелетных птиц; обобщающих слов «зимующие», «перелетные».

Оснащение: подберите сюжетные картинки с изображением зимнего и летнего пейза­жа; предметные картинки с изображением зимующих и перелетных птиц.

Ход игры: сложите картинки стопкой, изображением вниз.

Предложите ребенку брать из стопки по одной картинке, переворачивать их изображе­нием вверх и называть изображенных птиц.

Попросите ребенка рассмотреть сюжетные картинки. (Зимний пейзаж, Африка.)

Предложите ребенку поиграть. Попросите его брать по одной картинке из стопки; раскладывать их на большие сюжетные картинки (перелетных — на картинку с изображен­ной Африкой, а зимующих — на картинку с зимним пейзажем).

Попросите назвать птиц на картинках обобщающим словом («зимующие» птицы, «пе­релетные» птицы).

Лексический материал

Воробей, ворона, голубь, синица — зимующие птицы.

Соловей, скворец, журавль, лебедь — перелетные птицы.

Игру можно усложнить, добавив новые картинки.

Игра «Ласковая девочка»

Чему учится ребенок: образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, -чк-.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: расскажите ребенку небольшую сказку: «Давным-давно, в одной деревне жили две девочки. Одна была очень злой — путнику воды не подаст, слова ласкового не скажет. А вторая девочка была доброй. Она всех на свете любила, словом ласковым привечала. Встретит заплутавшего путника, потерявшуюся зверюшку — всех накормит, напоит и словом ласковым одарит».

Предложите ребенку подумать и сказать, как бы назвала залетевших к ней птиц добрая девочка.

Лексический материал

Скворец—... (скворушка). 1 Воробей —... (воробушек).

Соловей —... (соловушка).

Кукушка —... (кукушечка).

Журавль —... (журавушка).

Игра «Л у меня лучше»

Чему учится ребенок: образовывать превосходную степень прилагательных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку послушать небольшой рассказ о том, как птицы хваста­лись своим внешним видом. Предложите ребенку закончить начатое вами предложение.

«Собрались однажды на озере птицы. Одна другой краше. Захотелось им похвастаться друг перед другом своим внешним видом. Подняла цапля вверх клюв с лягушкой, прогло­тила ее и сказала: „У меня самый длинный клюв". Не выдержал журавль и сказал: „А мой клюв еще... (длиннее)!" Не усидел гусь и тоже стал хвастаться: „У меня самые белые перья

на этом озере!" Посмотрел на свои белоснежные перья лебедь и сказал: „А у меня еще... (белее). Мои перья белоснежные". Заволновалась утка, чем же ей похвастаться? Посмот­рела на свое отражение в воде и сказала: „А у меня самые красные лапки". Селезень не выдержал и сказал: „А у меня лапы еще... (краснее)". Долго бы еще спорили птицы, да услышали лай собак. „Охотники идут",— громко крикнула сорока. Все птицы взлетели в небо, только их и видели».

Вы можете усложнить рассказ, прибавив в его содержание еще несколько сравнений по своему желанию.

Игра «Скажи по-другому»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от существительных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку сказать произнесенную вами фразу по-другому.

Лексический материал

Птица из леса —... (лесная) птица.

Подушка из перьев —... (перовая) подушка.

Перина из пуха —... (пуховая) перина.

Озеро с лебедями —... (лебединое) озеро.

Птица, которая поет —... (певчая) птица.

Перо от гуся —... (гусиное) перо.

Вы можете усложнить задание, добавив новые словосочетания.

 

 

Игра «Сосчитай и назови»

Чему учится ребенок: уметь внимательно рассматривать картинки с изображенными птицами; правильно согласовывать числительные «два» и «пять» с существительными, обо­значающими названия перелетных и зимующих птиц.

Оснащение: подберите предметные картинки с изображением птиц.

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете показывать ему картинки с изображением птиц и «выбрасывать» пальцы. Ребенка попросите сосчитать количество пальцев и сказать, сколько птиц прилетело.

Например: вы показываете картинку с изображенной на ней вороной, выбрасываете два пальца. Ребенок называет изображенную на картинке птицу (ворона), пересчитывает выброшенные вами пальцы и называет количество ворон (две вороны или пять ворон).

Игру проводите со всеми птицами, картинки с изображением которых вы приготовили для игры.

Игра «Подумай и скажи»

Чему учится ребенок: понимать значение сложных слов; образовывать новые слова путем соединения двух слов.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: расскажите, что разные птицы могут делать разные вещи. Скажите: «Пели­кан ловит рыбу. Как можно назвать его одним словом? (Рыболов.) Цапля может стоять на одной ноге.»

Предложите ребенку вставлять пропущенные по смыслу слова.

Человек, который ловит птиц,—... (птицелов).

Птица, которая ест насекомых,—... (насекомоядная).

Игра «Чья картинка!»

Чему учится ребенок: отвечать на вопрос с помощью вопроса чья?; правильно согласо­вывать местоимения «мой», «моя» с именами существительными.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 22); две большие карты с контур­ным изображением птиц (перелетных и зимующих).

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Спросите у него, каких птиц он будет соби­рать на большую карту — перелетных или зимующих?

Объясните правила игры: «Выбери и положи перед собой большую карту с изображен­ными на ней силуэтами птиц (перелетные, зимующие). Назови птиц, силуэты которых изображены на твоей карте.

Я буду показывать картинки перелетных и зимующих птиц.

Ты внимательно посмотри на картинку и назови те картинки, которые тебе нужны». Когда ребенок выберет нужную картинку, спросите: «Это чья птица?» Ребенок ответит: «Это моя синица» или «Мой соловей».

Лексический материал

Перелетные птицы: мой — журавль, клест; моя — ласточка, трясогузка.

Зимующие птицы: мой — воробей, голубь; моя — ворона, синица.

Начните игру с описания двух птиц, контрастных по внешнему виду, постепенно прибав­ляя по одному описанию.

 

Игра «Какая это птица!»

Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет прилагательных, обозначающих признаки птиц; согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.

Оснащение: подберите предметные картинки с изображением птиц.

Ход игры: положите перед ребенком картинку, изображающую ту птицу, о которой вы собираетесь ему рассказать. Прочтите предложенный нами краткий рассказ о внешнем виде птицы.

Начните игру с описания внешнего вида двух контрастных по внешнему виду птиц (трясо­гузка и журавль).

Положите перед собой и ребенком по две картинки с изображением птиц.

Предложите ему хлопать в ладоши, когда он услышит слово, подходящее описанию той птицы, картинка с изображением которой лежит перед ним.

Например:

Длинные, как ходули, ноги (журавль), серебристо-серое оперенье (журавль), ослепи­тельно белое оперенье (лебедь)...

СОЛОВЕЙ

У соловья волшебное пение, да скромное оперенье. Снизу оперенье светло-серое, а спинка — более темная. Грудка и горлышко — белые, а хвост красновато-бурый. Ни од­ного яркого пятнышка в опереньи!

ТРЯСОГУЗКА

Спинка серая, брюшко — белое, хвост и крылья — серые.

СКВОРЕЦ

Довольно крупная и красивая птица. У нее блестящее черное оперенье с красивыми пестринами. Скворец может подражать пению других птиц. Клюв длинный.

ЛЕБЕДЬ

Прекрасная, гордая птица. Оперенье ослепительно белое. Клюв красный, на лапах — перепонки, чтобы было легче плавать. Плещут крыльями, промывают каждое перышко и кожу под ними. Клювом отжимают перья.

 

ЖУРАВЛИ

Длинные ноги, как ходули, длинный клюв. Оперенье серебристо-серое, на голове тем­ная шапочка, украшенная красным пятнышком.

Осенью готовятся к отлету в жаркие страны. Журавли курлычут.

УТКА

Окраска селезня — яркая, нарядная: шея сине-зеленая. Утиная семья ныряет, плавает, поднимает брызги. Смазывают перышки жиром. Смазанное жиром перо надувается воз­духом и помогает летать и плавать. С грязными перьями птица не может плавать и летать.

 

Игра «Один — много»

Чему учится ребенок: образовывать множественное число имен существительных.

Оснащение: подберите картинки из предыдущих игр.

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете показывать ему картинки с изображением птиц, а ему предложите называть их так, если бы этих птиц было много.

Например: утка — утки.

Лексический материал

Соловей... (соловьи); журавль... (журавли); клест... (клесты); свиристель... (свири­стели).

Игра «Зимующие и перелетные птицы»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от глаголов.

Оснащение: мяч.

Ход игры: предложите ребенку поиграть с вами в мяч. Расскажите, что вы будете бросать ему мяч и называть птиц. А ребенка попросите поймать мяч и сказать, какая из названных вами птиц перелетная, а какая — зимующая.

Лексический материал: сорока, воробей, голубь, лебедь, журавль, скворец, грач, ворона.

Усложнение: проводя игру в очередной раз, можно уменьшить или увеличить количест­во слов, используемых в игре.

Игра «Закончи предложение»

Чему учится ребенок: подбирать имена прилагательные — антонимы.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку закончить начатое вами предложение.

У синицы хвост короткий, а у трясогузки... (длинный).

Ворона черная, а лебедь... (белый).

У журавля ноги длинные, а у утки... (короткие).

У цапли клюв длинный, а у воробья... (короткий).

У селезня оперенье яркое, а у утки... (блеклое).

У дятла клюв сильный, а у синички... (слабый).

При желании вы можете продолжить предложенный ряд антонимов.

Игра «Подбери слова»

Чему учится ребенок: подбирать однокоренные слова.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 23).

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Объясните, что вы будете задавать вопросы, а его попросите отвечать на них: «Где может быть много воды?» (В озере, море, реке.)

Предложите ребенку назвать птиц, которые могут плавать в воде (чайка, лебедь, утка, селезень).

Спросите: «Как называется сказочный герой, живущий в воде?» (Водяной.)

Спросите: «Как называются птицы, плавающие в роде?» (Водоплавающие.)

Предложите ребенку определить, что общего в названных вами словах? (Вода, водопла­вающие.)

 

Игра «Чье перо!»

Чему учится ребенок: образовывать притяжательные прилагательные от имен сущест­вительных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: попросите ребенка ответить, чье это перо. Прочтите рифмовку:

Я начну, а ты скажи, Мне словечко подскажи.

Перо утки. Чье? —... (утиное) перо.

Перо журавля. Чье? —... (журавлиное) перо.

Перо лебедя. Чье? —... (лебединое) перо.

Перо гуся. Чье? —... (гусиное) перо.

Вы можете продолжить игру, придумав задания по аналогии.

 

Игра «Что делает птица!»

Чему учится ребенок: образовывать слова с помощью приставок.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете называть слова, а его попросите сказать, что оно обозначает.

Спросите: «Чем одно слово отличается от другого?»

Полетела, прилетела, вылетела, залетела, подлетела, улетела, перелетела, слетела.

Предложите ребенку пары глаголов, спросите, чем они отличаются.

Прыгает — спрыгивает.

Подпрыгивает — запрыгивает.

Выпрыгивает — перепрыгивает.

Для того чтобы игра была более интересной, вы можете надеть шапочку понравившейся вам птицы и выполнять предложенные нами движения.

Предложите ребенку угадать и сказать, что делает птица.

Игра «Вездесущая сорока»

Чему учится ребенок: правильно использовать в активной речи предлоги «около», «из-за», «между», «перед».

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 24).

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте любопытную сороку и скворечник. Наклейте их на сюжетную картинку.

Предложите ребенку поиграть с сорокой. Попросите его слушать небольшой рассказ и одновременно помещать сороку туда, где она умудрилась побывать по его сюжету:

«Наступила весна. Приехали на дачу дачники. Прилетела сорока, села на березу. Сидит, наблюдает за тем, что делает хозяин. Вытащил он из машины какой-то домик — малень­кий, с крышей-козырьком, с круглым входом. Залез на елку и прибил его повыше, а сам * в дом пошел».

Предложите ребенку отгадать, как называется описанный дом.

«Любопытная сорока стала летать около скворечника».

Предложите ребенку поместить сороку около сосны.

«Села на ветку между скворечником и елкой».

Предложите поместить сороку между елкой и березой.

«Залетела сорока за скворечник и стала из-за него выглядывать».

Предложите ребенку поместить сороку за скворечник и показать, как она из-за него выглядывала.

Предложите ребенку придумать и рассказать, где еще побывала сорока. Попросите его придумать окончание придуманному рассказу.

Игра «Отгадай загадку»

Чему учится ребенок: образовывать формы родительного падежа. Оснащение: не требуется.

Ход игры: прочтите загадку и предложите ребенку отгадать ее. Попросите ребенка ответить на вопрос «У кого?» Спросите, какие слова помогли найти отгадку.

На веточке — лесной певец, Он из леса прилетел,

Одет он скромно и невзрачно. На березу быстро сел.

Но нет в лесу певца искусней, Заалел он, словно мак,

А трели — мелодичны и милы. Красной грудкой яркой.

А вот отгадочка моя: Грудка алая, как заря,

У него, у соловья! У кого?... (У снегиря!)

Кто по тропочке идет Птичек всех он шустрей,

Быстрыми шажками, Скачет возле голубей,

Длинным хвостиком трясет? — Отбирает крошки —

Догадайтесь сами. Хоть сам ростом крошка.

У кого хвостик трясется?... (У трясогузки.) Носит серый сюртучок,

Клювик желтый...

Он в скворечнике живет, Но, молчок.

Громко песенки поет. Угадай поскорей,

У него полно детей, Кто же это?... (Воробей!)
Он совсем не воробей.
Много дел у весны гонца
У кого же?... (У скворца!)

Игра «Расставь по порядку»

Чему учится ребенок: правильно согласовывать имена существительные с числительны­ми «два», «пять»; располагать синонимы по мере возрастания (убывания).

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку послушать небольшой рассказ про утку.

«Долго сидела утка на яйцах. Но наступила пора, и из яиц стали вылупляться один за другим утята. Вот появился первый утенок, вот второй... Утят появилось на свет столько, сколько пальцев у тебя на одной руке».

Сколько утят вылупилось у утки?... (пять утят).

«Утка окинула утят взглядом: „Ну и красавцы! Самые красивые на нашем озере. Надо бы их соседям показать!" — подумала мама-утка.

Решила мама построить их по росту. Но не успела еще дать малышам имена. Она просто называла их по росту — большой, маленький...»

Помоги маме подобрать слова, так, чтобы утята выстроились по росту: очень большой, громадный, большущий, большой.

«Выстроились детки за мамой гуськом. Идут, все соседи любуются. От утят глаз не отвести!»

Усложнение: при повторной игре используйте прилагательное «маленький» (крохот­ный, малюсенький, очень маленький, маленький).

Игра «Как сказать иначе!»

Чему учится ребенок: образовывать и употреблять в речи причастия.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: объясните ребенку, что с помощью вопроса можно образовать новое слово.

Приведите пример: «Птица летит. Какая птица? Летящая птица».

Лексический материал

Птица клюет — клюющая птица.

Птица идет — идущая птица.

Птица сидит на ветке — сидящая на ветке птица.

Утка плывет — плывущая утка.

Орел парит — парящий орел.

Вы можете усложнить игру, придумав новый лексический материал.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................................................. 3

2—3 года (1 младшая группа)

Игра «Найди и покажи»........................................................................................................ 7

Игра «Спрячусь я, а ты ищи!»................................................................................................. 8

Игра «Помоги художнику дорисовать картину».................................................................... 8

Игра «Помогаем птицам зимой»........................................................................................... 9

Игра «Найди мой дом»........................................................................................................ 9

Игра «Дрессированная ворона»............................................................................................ 10

Игра «Любопытный малыш»............................................................................................... 10

Игра «Рассматриваем фотографии»..................................................................................... 11

3—4 года (2 младшая группа)

Игра «Найди и назови».......................................................................................................... 12

Игра «Сорока кормит сорочат»............................................................................................. 12

Игра «Любопытная сорока»................................................................................................... 13

Игра «Лесной оркестр»......................................................................................................... 13

Игра «Сосчитай птиц».......................................................................................................... 13

Игра «Покормим птиц»......................................................................................................... 14

Игра «Что делает воробей?»............................................................................................... 14

Игра «Строим гнездо»......................................................................................................... 14

Игра «Хорошо — плохо»....................................................................................................... 15

Игра «Кто спрятался под листом?»........................................................................................ 15

Игра «Расставь по порядку»................................................................................................... 16

4—5 лет (средняя группа)

Игра «Я и птички»................................................................................................................ 17

Игра «Птичьи голоса»............................................................................................................ 17

Игра «Орел».......................................................................................................................... 17

Игра «Угадай, чем?»............................................................................................................. 18

Игра «Подумай, разложи»................................................................................................... 18

Игра «Хвастуны».................................................................................................................... 18

Игра «Днем, ночью»............................................................................................................. 19

Игра «А если много?»............................................................................................................ 19

Игра «Что забыл нарисовать Незнайка?»............................................................................ 20

Игра «Кто что ест?»............................................................................................................... 20

Игра «Он, она, они»............................................................................................................. 20

5—6 пет (старшая группа)

Игра «Назови как можно больше признаков»..................................................................... 21

Игра «Четвертый лишний»................................................................................................... 21

Игра «Помоги мне рассказать»............................................................................................. 21

Игра «Подумай, разложи».................................................................................................. 22

Игра «Ласковая девочка».................................................................................................... 22

Игра «А у меня лучше»........................................................................................................ 22

Игра «Скажи по-другому»..................................................................................................... 23

Игра «Сосчитай и назови».................................................................................................... 23

Игра «Подумай и скажи»....................................................................................................... 23

Игра «Чья картинка?»............................................................................................................ 24

6—7 лет (подготовительная группа)

Игра «Какая это птица?»........................................................................................................ 25

Игра «Один — много»........................................................................................................... 26

Игра «Зимующие и перелетные птицы»............................................................................... 26

Игра «Закончи предложение».............................................................................................. 26

Игра «Подбери слова».......................................................................................................... 26

Игра «Чье перо?».................................................................................................................. 27

Игра «Что делает птица?»..................................................................................................... 27

Игра «Вездесущая сорока».................................................................................................... 27

Игра «Отгадай загадку»......................................................................................................... 28

Игра «Расставь по порядку».................................................................................................. 28

Игра «Как сказать иначе?».................................................................................................... 29


 



 


 


 



 



 

 



 


 



 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных