ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понимание значения речиРебенку необходимо осознать, что звуки, которые он слышит от взрослых, имеют значение. Следующие игры помогут ребенку понять, что слова указывают на что-то интересное. Игры с элементами прогнозирования Стихи и песенки, слова которых сопровождаются соответствующими действиями: В БАССЕЙНЕ Бассейн — подходящее место для следующих игр: — «Шалтай-Болтай» (посадите ребенка на бортик бассейна и помогите ему в нужный момент спрыгнуть в воду). —«Баба сеяла горох» (держа ребенка за руки, побуждайте его приседать и подпрыгивать в воде). — Побуждайте ребенка по команде делать в воде различные движения, пускать пузыри, подпрыгивать и т.п. Вы можете сами придумывать самые разнообразные игры, в которых определенные слова («вверх-вниз», «скок-поскок» и т.п.) соответствуют определенным действиям. «ЩЕКОТАЛКИ» Идет коза рогатая за малыми ребятами, Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп, Кто каши не ест, молока не пьет, Того забодает-забодает-забодает! Убыстряя темп, «шагать» пальцами вниз по ноге, на последних строчках пощекотать ребенку пятки: Паучок шел по стене, Вез подарки на спине: Всем девчонкам по лапчонкам, Всем мальчишкам по лаптишкам!
«ехали мы, ехали...» (игры на коленях у взрослого) Ехали мы, ехали, Далеко заехали. На дороге ямка, Саша в ямку — бух!
Ехал пан, ехал пан! Ехал шагом, шагом, шагом! Ехал пан, ехал пан! Ехал рысью, рысью, рысью! Ехал пан, ехал пан! Ехал махом, махом, махом! Да свалился — покатился!.. Медленно, плавно покачивая на колене: Вот так скачут казаки, казаки, казаки, убыстряя темп: Вот так скачут егеря, егеря, егеря, мелкой трусцой: Вот так едут мужики, мужики, мужики С кочки на кочку и в ямку — бух!
Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне, И вся королевская конница Вся королевская рать Не могут Шалтая, не могут Болтая, Шалтая-Болтая, Шалтая-Болтая, Шалтая-Болтая — собрать!
Втаскивать малыша на колени, потом скидывать: Пришел медведь к броду, Влез на колоду, Бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис! Вымок, выкис, Вылез, высох, Встал на колоду … Бултых в воду!
Посадить ребенка на подушку, ритмично подбрасывать, потом скинуть на кровать: Тушки-тутушки, сели на подушке, Пришли подружки, столкнули с подушки.
Подниму дочушку на крутую горушку. Бух! Покатились, с горки свалились.
Баб сеяла горох. Прыг-скок, прыг-скок! Обвалился потолок. Прыг-скок, прыг-скок! Баба шла, шла, шла, Пирожок нашла, Села, поела — Опять пошла!
Раз подскок! Два подскок! Высоко потолок! Я скачу, я лечу, Стать большим хочу.
«На старт, внимание, марш!» Сопровождайте игру словами: «На старт, внимание, марш!» так, чтобы ребенок понял: вслед за словом «марш» обязательно происходит что-то интересное. Например, при слове «марш» бросайте мячик, катите машинку, толкайте вперед коляску с ребенком или обрушивайте башню из кубиков. Делайте все, что угодно, лишь бы ребенку это нравилось. Растягивайте паузу между «внимание» и «марш», чтобы увеличить сосредоточенность ребенка и усилить радостное предвкушение события. Затем поощряйте ребенка по команде «Марш!» выполнять задание, например бросать мячик или толкать машинку самому. Пойте ребенку Выберите мелодию, которая вам нравится, и пойте ребенку, подставляя вместо текста песни подходящие к случаю слова. Например: «Мы едем, едем, едем / На кухню кушать суп...» Постепенно это войдет в привычку и при случае поможет разрядить ситуацию. Дети обожают «живые концерты», а разницу между вами и Паваротти ребенок еще долго не заметит. Так что пойте, как можете, и не стесняйтесь, даже если у вас нет ни голоса, ни слуха. Харриет очень расстраивается, когда просит добавки и не получает. Слова «Хватит» и «Больше нельзя» на нее не действует. Но я обнаружила, что если эти же слова пропеть, обе мы успокаиваемся и начинаем улыбаться друг другу. Чтобы сделать речь более понятной и интересной для ребенка, выделяйте ключевые слова интонацией и жестами. Например, вместо простого «нет» говорите, картинно мотая головой: «Не-е-е-ет!»
Подражание Дети учатся подражать вам, когда видят, как вы подражаете им. Чтобы ребенок начал воспроизводить те звуки, которые вы произносите, вы должны показать ему, как это делается,—воспроизводить те звуки, которые произносит он. Постепенно он начнет в ответ копировать вас. Когда ребенок гулит или воркует, «отвечайте» ему теми же звуками. Иногда вы можете начинать «разговор» первыми и смотреть, ответит ли вам ребенок. Для этого лучше всего подходят прогулки, поездки на машине и время купания, когда вокруг ребенка мало отвлекающих факторов и ему легче сосредоточиться. Используйте естественные жесты: например машите рукой на прощание, прикладывайте палец к губам, требуя тишины, прикладывайте руку к уху, когда хотите что-то услышать, зажимайте нос пальцами при виде испачканного подгузника. Другие игры, развивающие стремление к подражанию,вы найдете выше, в гл. 3. Стимуляция звуков Разные дети наиболее «разговорчивы» в различной обстановке. Некоторые любят «поговорить» за едой или сразу после еды, размяв соответствующие мышцы, другие предпочитают издавать звуки во время прогулки в коляске или поездки в машине, где их ничто не отвлекает. Следуйте желаниям ребенка. Поскольку речь невозможна без развития мышц рта и гортани, играйте с ребенком в игры, тренирующие эти мышцы,—пусть даже многие из этих игр, как кажется, не имеют никакого отношения кречи. — Щекочите ребенка — пусть посмеется! Для младенцасмех — следующий после плача и улыбки способ общения. — Издавайте забавные звуки, стройте смешные рожицы и побуждайте ребенка вам подражать. Если ребенок начинает подражать вам, громко хвалите и щедро вознаграждайтеего. — Попробуйте повторить то же самое перед зеркалом, чтобы ребенок видел одновременно и ваше, и свое лицо. — Играйте в игры, в которых требуется дуть. Выдувайтепузырив воду через соломинку, передвигайте обрывки бумаги и т.д., дуя на них. Свистите в свисток, играйте на губной гармошке, трубите во всевозможные рожки, дудки и т.д. Дуйте на обрывки бумаги,кусочки тканей, легкие газовые шарфы, мыльные пузыри, перья, игрушки-мобили и смотрите, что произойдет. Задувайте свечи на пироге во время дней рождения. Булькайте под водой в ванне или бассейне. Дуйте на одуванчики.
— Научите ребенка пить через соломинку. — Поощряйте ребенка облизывать еду (мороженое, леденцы и т.д.), слизывать крошки с губ. Научите приклеивать стикеры и марки и заклеивать конверты, облизывая их языком. — Кормите ребенка твердой пищей, которую нужно жевать, — это хорошая тренировка для мышц нижней челюсти, а также упражнение, помогающее осваивать новые звуки. Поощряйте ребенка переходить с полужидкого, кашеобразного питания на твердое. Если у ребенка возникают проблемы с приемом твердой пищи, обратитесьза советом к логопеду. — Во время игры или чтения произносите побольше звукоподражательных слов: «му-у-у», «мяу», «гав-гав», «тик-так», «хлоп-хлоп» и т.д. Звукоподражательные междометия часто становятся первыми словами ребенка. — Играя в игру, которая нравится ребенку, время от времени останавливайтесь и ждите, когда он звуками попросит вас продолжать. Тогда скажите: «Еще раз» или: «И снова» и продолжайте игру. Найдите для этого занятие, которое действительно увлекает ребенка,будь то щекотка, физическая игра или пение. — Пойте ребенку такие песенки: Вот тихо-тихо мышка идет, А кот лежит на кровати, И если мышка не пискнет сейчас... (Ребенок: «Пи!») Сразу схватит! — Гуси-гуси! — Га-га-га! — Есть хотите? — Да-да-да!
Едем-едем на лошадке По дорожке гладкой-гладкой. В гости нас звала принцесса Кушать пудинг сладкий. Две собачки у порога Нам сказали очень строго — Гав-гав! Два котенка — Мяу-мяу! Два утенка — Кря-кря! Две лягушки — Ква-ква! Два цыпленка — Пи-пи-пи! Два теленка — My! My! Две овечки — Бее! Бее! Два козленка — Мее! Мее! — Напевайте без слов что-нибудь мелодичное, вроде колыбельной. У Наташи с рождения язык высовывается изо рта. К трем годам она не могла произнести ничего, кроме «Э-э-э!" — с открытым ртом и высунутым языком. Чего мы только не перепробовали, чтобы научить ее сжимать губы: массировали ей рот, нажимали под подбородком, пытаясь вызвать глотательный рефлекс, говорили, чтобы она закрыла рот, смазывали губы всевозможными лакомствами… Однажды я лежала на кровати, положив Наташу к себе на живот. На заднем плане играла какая-то негромкая музыка. Я начала подпевать, «мыча» себе под нос и вдруг услышала, что то же самое делает Наташа! Теперь, шесть месяцев спустя, она уже говорит «мама» и «баба». — Купите или возьмите где-нибудь на время игрушки, включающиеся от громких звуков. Они дадут ребенку прекрасную мотивацию для упражнений в речевом мастерстве.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|