Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА




Самая сложная проблема в обществе, владеющем средствами про­изводства, - найти решения, которые делают человека реальным хозяи­ном. Имеется в виду, что рабочий больше заинтересован в результатах труда, когда он трудится сам для себя. Один из основоположников уто­пического социализма Томас Мор писал, что всякий, кто скажет вслед за Платоном, что у друзей должно быть все общее, обязан ответить на во­прос: как получится всего вдоволь, если каждый станет увертываться от труда? Ведь у него нет расчета на собственную выгоду, а уверенность в чужом усердии сделает его ленивым. Одни авторы считают, что челове­ка хозяином предприятия делает хозрасчет, так как в хозрасчетном дохо­де суммируются поступления за все полезные эффекты, произведенные коллективом, а от него зависят доходы работников предприятия. Другие отдают предпочтение аренде, третьи - кооперации, четвертые - частной собственности и т. д.

Если вопрос о стимулах к труду находится в процессе его практиче­ского решения, то другому, не менее важному направлению оздоровле­ния экономики, вопросу совмещения интересов каждого предприятия с интересами общества не уделяется должного внимания. Согласно теории организации любая производственная группа, созданная для выполнения определенных задач, если ее предоставить самой себе, начинает жить собственной жизнью, собственными интересами. Отсутствие на местах согласованной работы различных ведомств - одно из больших зол, пре­пятствующих хозяйственному строительству. Поэтому, чтобы привести хозяйственную деятельность любого структурного звена в соответствии с общенародными государственными экономическими интересами, необ­ходима общая цель.

В период плановой экономики целью находящихся на территории РСФСР автотранспортных предприятий и организаций являлось полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в авто­мобильных перевозках, выполнение автомобильным транспортом планов перевозок грузов и пассажиров, обеспечение сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их в пункты назначения.

Автотранспортные предприятия и организации, а также грузоотпра­вители и грузополучатели были обязаны строго соблюдать государст­венные (системные) интересы и обеспечивать полное и ритмичное вы­полнение плана перевозок грузов автомобильным транспортом, рацио­нальное использование подвижного состава, безопасность движения автомобилей и максимальное сокращение транспортных расходов в на­родном хозяйстве.

В настоящее время формируются другие цели. Например, на же­лезнодорожном транспорте - добиться устойчивой конкурентной спо­собности на внешнем рынке транспортных услуг мирового сообщества, а на внутреннем рынке - обеспечить высокий интегральный уровень рен­табельности отрасли при удовлетворении спроса на количество и качест­во транспортных услуг, как одно из необходимых и первостепенных ус­ловий обеспечения жизнеобеспечения современного общества.

На автомобильном транспорте - наиболее полное и своевременное удовлетворение платежеспособного спроса.

Цели грузоотправителей и грузополучателей добиться максимально­го сокращения расходов, связанных с перевозкой товаров, обеспечения их сохранности, перевозки в установленный срок и др. Для транспортных предприятий основной целью стало получение максимального дохода и прибыли, что не соответствует концепции системного подхода к органи­зации перевозок грузов.

Высшая цель общественного производства при плановой экономике была определена как наиболее полное удовлетворение растущих матери­альных и духовных потребностей общества. Следует отметить, что в лю­бой общественно-экономической формации выпуск продукции предна­значается для удовлетворения потребностей общества. Однако наряду с этим, например, капиталистический способ производства имеет своей целью получение максимальной прибыли, сделав основным хозяйствен­ным принципом свободу конкуренции. Чистая конкуренция имеет много полезных аспектов, и хотя капиталистическое общество потенциально нестабильно условия, необходимые для идеальной конкуренции, могут поддерживаться в течение длительного времени. Не вдаваясь в положи­тельные моменты этой концепции, следует отметить, что при рыночной экономике, господстве свободной конкуренции никакой отдельный пред­приниматель не знает и не может знать истинных размеров и истинного характера общественного спроса. С другой стороны, он не знает размеров и характера общественного производства, а также какие товары и в каком количестве производят другие предприниматели, конкурирующие с ним. Частная собственность на средства производства и распоряжение ею по усмотрению собственников приводит к тому, что интересы частей не совпадают с общими интересами общества. В результате чего происхо­дит непроизводительная трата труда и ресурсов.

В экономической литературе долгое время отрицалось само «сущест­вование» единого критерия оптимальности при плановой экономике в виде «несоизмеримости» различных потребностей членов общества. Не может быть единого критерия оптимальности на локальном и народнохо­зяйственном уровне, как не могут быть одинаковыми назначение автомо­биля и назначение его отдельных узлов и деталей. Автомобиль предна­значен для перемещения людей и грузов, но если в нем самом начнут пе­ремещаться двигатель, шасси, кузов, то ни к чему хорошему это не приведет. Локальный критерий призван в какой-то определенной части способствовать достижению народнохозяйственного оптимума.

Какой же критерий оптимальности, и какова цель функционирова­ния транспортной сферы материального производства?

В настоящее время транспорт не только особая отрасль материально­го производства, но и отрасль, в которой сосредоточены все негативные явления, присущие нашей экономике. Существующая система организа­ции перевозочного процесса раздроблена и несовершенна с точки зрения Целей, стоящих перед подразделениями, выполняющими перевозки (гру­зоотправители, грузополучатели, транспортные организации, организа­ции, выполняющие погрузочно-разгрузочные работы и др.).

Рассматривая цель транспортной отрасли материального производст­ва, необходимо отметить, что транспорт является особой отраслью, ко­торая не создает нового вещественного продукта, однако, как всякая от­расль материального производства, создает потребительную стои­мость, которая образует вещественное содержание богатства. При рассмотрении потребительных стоимостей всегда предполагается их ко­личественная определенность. На автомобильном транспорте потреби­тельную стоимость создают провозные возможности подвижного со­става, которые зависят от численности и характеристики подвижного со­става, протяженности и состояния дорог, мощности производственно- технической базы, квалификации работающих и других факторов.

Провозная возможность подвижного состава имеет все свойства общественного продукта: создается не для собственных нужд, а для удовлетворения потребностей в перевозках, возникающих в других от­раслях и у членов общества; имеет потребительную стоимость, опреде­ляемую ее полезностью для решения проблем пользователя; требует об­щественно необходимых затрат живого и овеществленного труда для ее воспроизводства в общественно необходимых количествах и доведения до потребителя.

Как известно, непосредственным производством продукта заканчива­ется лишь первый акт производственного процесса. Остается второй и труднейший акт - реализация произведенного продукта. В современных условиях разделения общественного труда, место производства товара почти всегда отдалено от места его потребления. Поэтому потребитель­ная стоимость созданного вновь товара может реализоваться лишь в том случае, если товар будет доставлен до места потребления.

Таким образом, в сфере обращения транспорт должен выполнять та­кие перевозки, которые необходимы для реализации потребительной стоимости созданных товаров. Иными словами, транспортная промыш­ленность «расходует» свои провозные возможности для сохранения по­требительной стоимости перевозимых товаров. Это обстоятельство на­кладывает особое требование (и в этом собственно и проявляется осо­бенность транспортной сферы) - количество провозных возможностей транспорта должно быть достаточным для того, чтобы доставить все произведенные товары от места их производства до места потреб­ления. Если провозные возможности транспорта будут меньше грузопо­тока, то часть произведенных товаров не будет доставлена до места их потребления, т. е. не будет реализована, что равносильно перепроизвод­ству определенного товара. Не доставленные до места потребления това­ры, накапливаясь, преграждают путь потоку обращения, что ведет к сни­жению эффективности общественного производства.

С другой стороны, когда провозные возможности транспорта больше грузопотока, то они не будут реализованы, т. е. в транспортной отрасли окажется избыточный труд, который не найдет себе применения. Таким образом, цель транспортной отрасли материального производства - максимальная эффективность перевозок грузов (производственного процесса), которая заключается в сохранности (доставке до места потребления в установленные сроки) созданных по­требительных стоимостей другими отраслями материального произ­водства и наиболее полном использовании имеющихся потенциальных провозных возможностей подвижного состава.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных