ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМВся объективно существующая действительность представляет собой единую материальную систему. При изучении ее условно делят на локальные системы - биологические, социологические, экономические, экологические, физические, химические и др. В свою очередь перечисленные системы делятся: на абстрактные и конкретные, естественные и искусственные, социальные, машинные и системы «человек-машина», открытые и замкнутые, постоянные и временные, стабильные и нестабильные, детерминированные и вероятностные, однородные и неоднородные, устойчивые и неустойчивые. В зависимости от числа элементов все системы делятся на две группы: простые - (микро) системы и сложные - (макро) системы. Сложные системы характеризуются большим числом элементов и связей между ними. Как число элементов, сила межэлементных связей, так и их локализация могут неконтролируемо изменяться, что делает поведение таких систем непредсказуемым. Сложные системы не обладают свойством аддитивности, т. е. свойства системы не являются суммой свойств ее элементов. Развитие сложной системы имеет важную особенность: элементы системы приобретают все более специализированные функции. Сложные системы обладают определенным набором «свойств», главными из которых является: неоднородность и большое число элементов; эмерджентность - не сводимость свойств отдельных элементов и свойств системы в целом; иерархия - наличие нескольких уровней и способов достижения целей соответствующих уровней; многофункциональность - способность к реализации некоторого множества функций при заданной структуре; адаптация - изменение целей при изменении условий функционирования системы и др. Перевозочные системы относятся к сложным системам. В простых системах поддержание эффективности осуществляется за счет регулирования процессов, а в сложных за счет регулирования параметров. Абстрактные и конкретные системы. Система называется абстрактной, если ее элементы являются понятиями. Абстрактные системы связаны с теоретическими структурами и состоят из идей. К типичным абстрактным системам относят экономическую теорию, общую теорию относительности, теорию организации и др. Конкретные (реальные) системы представляют собой совокупность функционально связанных друг с другом реальных элементов (людей, машин, материалов, энергетических ресурсов и других физических объектов). В области транспорта существуют такие конкретные системы, как, например, система грузового транспорта, система общественного пассажирского транспорта, территориально ограниченные транспортные системы и т. п. Естественные и искусственные системы. Естественные системы связаны с природой. Каждый живой организм является уникальной естественной системой (например, солнечная система). Искусственные системы возникли тогда, когда люди впервые собрались в группы, чтобы жить и охотиться вместе. Искусственные системы подразделяются на материальные и нематериальные системы. Материальные системы в соответствии с субстанциями материи включают производственные системы, энергетические и информационные. В силу основного свойства материи - движения - под этот признак подпадают и перевозочные системы, обеспечивающие перемещение составляющих материи. В настоящее время искусственные системы появляются в бесконечно разнообразных вариантах от производственной системы какого-либо автотранспортного предприятия до системы исследования космоса. Их цели варьируются в чрезвычайно широких границах. Они обладают следующими свойствами: система состоит из конечного числа компонентов; деление системы на составные части можно осуществлять до тех пор, пока вся система не распадется на «неделимые единицы»; вся система есть нечто большее, чем просто сумма ее частей; целое определяет природу частей; части не могут быть познаны при рассмотрении их вне целого; части находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости. Социальные системы, системы «человек-машина» и машинные системы. Системы, состоящие из людей, рассматриваются как чисто социальные. Промышленные, транспортные и другие предприятия, политические партии, технические общества являются примерами таких систем. Однако трудно представить себе какую-либо систему, состоящую только из людей, не использующих для достижения своих целей хотя бы простейшее оборудование. Поэтому большинство конкретных систем попадают в категорию систем «человек-машина». Чисто машинные системы должны вырабатывать свои собственные выходные данные и поддерживать свое функционирование, т. е. быть способными приспосабливаться к окружающей среде. Саморегулирующиеся, самовосстанавливающиеся и полностью самообеспечивающиеся машинные системы пока еще относятся к области научной фантастики. Открытые и замкнутые системы. Система называется открытой, если существуют другие связанные с ней системы, которые оказывают на нее воздействие и на которые она тоже влияет. Иными словами, это такие системы, которые взаимодействуют с окружающей средой. Они зависят от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Все системы, содержащие живые организмы, являются открытыми, поскольку на них воздействуют всевозможные факторы, воспринимаемые органами чувств живых организмов. Транспортные системы функционируют в рамках более крупных систем и поэтому являются открытыми системами. В открытых системах одно и то же конечное состояние может быть достигнуто при различных начальных условиях благодаря взаимодействию с внешней средой. Открытые системы подразделяются на неадаптивные и адаптивные. На первые окружающая среда оказывает пассивное воздействие, вторые - реагируют и приспосабливаются к окружающей среде. Открытость системы обобщает в себе величину всех изменений, происходящих в системе в процессе взаимодействия ее со средой путем восприятия информации, энергии или вещества. Система является замкнутой, если она не взаимодействует с окружающей средой.
Однако всегда можно погрузить открытую систему в объемлющую ее замкнутую систему (Рис. 2.4). В реальном мире трудно найти замкнутые системы, однако они находят широкое применение в научных исследованиях, при проведении лабораторных экспериментов. Примером закрытой системы могут служить часы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и точно, если они заведены или к ним подведена энергия. Пока в них имеется источник энергии, их система независима от среды. В целях упрощения ситуации, для достижения хотя бы первого приближения, производственные ситуации рассматриваются таким образом, как будто существует замкнутая система. Постоянные и временные системы. Постоянные системы - это такие системы, которые существуют длительный период времени по сравнению с ограниченным временем деятельности людей в этих системах. Временные системы имеют важное значение для решения конкретных специфических задач и создаются на заданный период времени, а затем ликвидируются (уборочно-транспортные комплексы, автоотряды для перевозки урожая и т. п.). Стабильные и нестабильные системы. Стабильной системой является такая система, свойства и функции которой существенным образом не изменяются или изменяются в форме повторяющихся циклов (например, система регулярных международных перевозок грузов, пассажиров). Примером нестабильной системы может являться научно- исследовательская лаборатория. Подсистемы и сверхсистемы. Всякая система входит в состав некоторой более крупной системы. Так автотранспортное предприятие как система входит составной частью в определенную отрасль, отрасль представляет собой часть системы национальной экономики, которая в свою очередь является системой внутри всего общества. Национальное общество представляет собой систему в рамках мировой системы; мировая система является частью солнечной системы и т. д. Транспортное предприятие рассматривается как «система», если акцент делается на процесс перевозки грузов или пассажиров и если оно состоит из всех объектов, характеристик и взаимоотношений, необходимых для достижения цели при установленном числе ограничений. Меньшие системы в рамках такой системы называются подсистемами. Термин сверхсистема относится к исключительно крупным и сложным системам. Каждая система должна удовлетворять требования больших систем, в которые она сама включена. Детерминированные и вероятностные системы. Детерминированной называется система, в которой составные части взаимодействуют точно предвиденным образом. Примером такой системы может служить швейная машина. Когда поворачивают ручку машинки, то игла поднимается вверх и опускается вниз. Если задано предыдущее состояние и известна программа работы, то всегда безошибочно можно предсказать последующее состояние такой системы. Детерминированными системами являются также ЭВМ, автоматические системы, автоматизированные заводы. Отклонение от строго предписанного образа действия, например, в линии транспортных машин автоматизированного завода, считается неисправностью или аварией. Для вероятностных систем нельзя сделать точного детального предсказания. Для них можно лишь установить с большей степенью вероятности, как она будет вести себя в любых заданных условиях. Все транспортные системы относятся к вероятностным. Для них необходимо выработать методы, обеспечивающие сохранение существования в условиях меняющейся среды. Они вынуждены приспосабливаться к экономическому, финансовому, социальному и политическому окружению и должны обладать способностью к обучению на основе опыта. Однородной по составу называется система, компоненты которой имеют одинаковую природу. В противном случае система называется неоднородной. Устойчивостью называется способность системы сопротивляться изменению своего состояния. Под критерием устойчивости понимается какое-либо положение, выполнение которого однозначно свидетельствует об устойчивости состояния системы. Возмущением называется малое (меньше некоторой условной единицы) изменение одной или нескольких величин, характеризующих состояние системы. Состояние системы называется локально устойчивым, если с течением времени (формально при t→∞) его возмущение стремится к нулю, в результате чего система снова возвращается в это же состояние. Состояние системы называется неустойчивым, если его возмущение увеличивается с течением времени (формально - при t →∞ достигает сколь угодно большого значения). Устойчивые динамические системы обладают свойствами единственности стационарного состояния и его устойчивости в долговременном масштабе. Если динамическая система устойчива, влиянием шума с нулевым средним в экономическом анализе можно пренебречь - на качественные выводы анализа такое упрощение влияние не окажет.
ГРАНИЦЫ СИСТЕМЫ Каждая производственная система должна иметь определенные границы. Это предположение создает возможность в рамках иерархии систем рассматривать какую-либо конкретную систему. Границы системы необходимы и для того, чтобы определить, какие компоненты можно считать находящимися под контролем лица, принимающего решение, а какие остаются вне его внимания. Если составить перечень всех компонентов, из которых должна состоять система, и установить для них ограничения, то все, что находится внутри ограниченного пространства, будет относиться к системе, а все, что находится за его пределами - к окружающей среде. Потоки, идущие от окружающей среды внутрь системы, являются входными потоками, а потоки, выходящие из ограниченного пространства во внешнюю среду, - выходными данными системы. Для установления границ данной системы используют понятия системы, подсистемы и системы более высокого уровня. Применительно к перевозочной системе, занимающейся перевозкой конкретного груза на уровне подсистемы, выступают коллективы, выполняющие определенные технологические этапы. В настоящее время это, как правило, самостоятельные организации, имеющие каждая свою цель. Типичными такими организациями являются коллективы, выполняющие погрузку груза, подготовку груза к перевозке, транспортирование и др. по отношению к каждому из этих отдельно взятых коллективов все остальные являются внешними - его окружающей средой, так как действуют независимо друг от друга. Руководитель каждой из этих организаций (подсистем) не имеет соответствующих полномочий, чтобы влиять на другую подсистему. Такой подход к перевозочному процессу препятствует достижению целей системы, так как ведет к раздроблению и распылению усилий. Проблема установления границ системы в целом и окружающей ее среды неразрывно связана с определением целей и задач системы и с выбором критериев эффективности. Для этого необходим глубокий анализ составных частей (этапов и компонентов) данной системы, а также анализ более крупной системы, в которую все они должны входить. На уровне перевозочной системы все отдельные организации, участвующие в перевозке конкретного груза, должны быть сведены в единую систему - перевозочный комплекс, действующий с общей целью - достижение максимальной эффективности перевозки грузов от места их производства до места их потребления. Сюда же должно входить социальное окружение работников, а также остальные социальные, политические, технологические и иные факторы или системы. Система более высокого уровня включает не только перевозочную систему, но и систему, для которой выполняются перевозки. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|