ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие международного законодательства по проблемам незаконных действий против судов до принятия Кодекса ОСПСПроблема грабительства на море всегда и во всем мире существовала, но эта проблема стала особенно острой во второй половине ХХ века, когда транспортные морские сообщения приобрели глобальный характер. Международная морская организация с самого момента ее создания интенсивно работала над консолидацией усилий государств по предупреждению незаконных действий с судами, осуществляющими морские перевозки. Деятельность Международной морской организации (рис. 6) в области предотвращения незаконных актов в отношении морских судов началась с рассмотрения Ассамблеей ИМО на ее одиннадцатой сессии в ноябре 1979 г. проблемы морского мошенничества. Обсуждение закончилось принятием резолюции от 15 ноября 1979 г. А.461(XI) "Баратрия и незаконный захват судов и их грузов". В резолюции обращалось внимание государств – членов Организации на тот факт, что такая проблема существует. Совету ИМО поручалось рассмотреть возможные меры противодействия мошенничеству такого рода. Усилия Совета ИМО в этом направлении были отражены два года спустя в резолюции от 20 ноября 1981 г. А.504(XII) "Баратрия, незаконный захват судов и их грузов и другие формы морского мошенничества". В этой резолюции правительствам государств-членов предлагалось пересмотреть национальное законодательство, чтобы установить адекватные положения соответствующих законов и правил, направленных против морского мошенничества, и предпринять различные действия специального характера в этой области. Эта резолюция интересна еще и тем, что на ее основе Международной палатой судоходства был учрежден самостоятельный орган по борьбе с морским мошенничеством – Международное морское бюро (ММБ). ММБ стало заниматься различными аспектами незаконных актов в отношении судов, им подготовлены и опубликованы исследования и отчеты, в рамках ММБ в Куала-Лумпур (Малайзия) действует Международный центр по пиратству. Ассамблея ИМО 17 ноября 1983 г. приняла резолюцию А.545(13) „Меры по предотвращению актов пиратства и вооруженного нападения на суда”. Предлагая эту резолюцию, правительство Швеции, подчеркивало, помимо прочего, что зафиксированы случаи, когда в 20 милях от берега не было предоставлено никакой защиты от пиратов, которые обладали хорошо оснащенными быстроходными катерами и гранатометами (см. Рис. 7). В этом документе шла речь только о пиратстве, другие противозаконные действия против судов не упоминались. Резолюция призывала Государства усилить меры по предупреждению и подавлению актов пиратства и вооруженного нападения на суда в своих водах, а также сообщать в ИМО обо всех случаях пиратских нападений, которые произошли с их судами, указывая место происшествия, обстоятельства и действия, предпринятые прибрежным государством. Случай с судном Achille Lauro в 1985 году обратил внимание мировой морской общественности и на проблему терроризма. Именно тогда появилось выражение: «Achille Lauro – сделало для охраны столько, сколько Титаник для безопасности мореплавания». В 1985 году 14 Ассамблея ИМО приняла новую резолюцию А.584(14) „Меры по предотвращению незаконных актов, которые угрожают безопасности судов, их пассажиров и команд”. Эта резолюция: - призывала Правительства, портовые власти и администрации, судовладельцев, судовых операторов, капитанов судов и команды, как можно скорее, предпринять шаги по рассмотрению состояния охраны и, по мере необходимости, усилить охрану портов и судов; - дала поручение Комитету по безопасности на море (КБМ), при содействии других комитетов, разработать, на приоритетной основе, практические технические меры, включая береговые и судовые меры, которые могут использоваться Правительствами, портовыми властями и администрациями, судовладельцами, судовыми операторами, капитанами судов и командами для того, чтобы обеспечить безопасность пассажиров и команд на борту судов. КБМ в своей работе столкнулся с невероятными сложностями правового регулирования борьбы против организованных насильственных действий в отношении торговых судов, когда, в зависимости от обстоятельств конкретного случая, применяются положения и нормы как международного морского, так и национального морского и уголовного права. Зачастую последнее страдает несовершенством законодательных актов, а их источники недостаточны или труднодоступны. Кроме того, следует учитывать тот факт, что подвергающиеся нападению в море суда, в силу их правового статуса, не могут применять по отношению к нападающим адекватные средства и способы защиты. Тем не менее, во исполнение резолюции А.584(14) в 1986 году КБМ на своей 53-й сессии одобрил и издал Циркуляр MSC/Circ.443 „Меры по предотвращению незаконных актов против пассажиров и команд на борту судов”. Этот циркуляр можно считать прообразом принятого в 2002 году Кодекса ОСПС. Здесь впервые были введены такие понятия как: план охраны судна, план охраны портового средства, офицер охраны судна и офицер охраны портового средства. Были очерчены обязанности и ответсвенность офицеров охраны, изложены общие положения по содержанию планов охраны судна и портового средства. Для практического руководства были разработаны три приложения: Освидетельствование охраны, Меры и процедуры охраны и Подготовка по охране. Циркуляр был направлен в основном на охрану пассажирских судов и пассажирских терминалов, хотя была и оговорка, что он может быть применен и к другим судам и портовым средствам. Понятно, что после событий с пассажирским судном Achille Lauro, другого и не могло быть. Принятый циркуляр носит рекомендательный характер и не является обязательным для исполнения. В ноябре 1986 года на своей 58-й сессии Совет ИМО рассмотрел представленное правительствами Австрии, Египта и Италии предложение о созыве под эгидой ИМО международной конференции по данной проблеме для принятия соответствующей конвенции и одобрил план проведения этой конференции по пресечению незаконных актов против безопасности морского судоходства. Под эгидой ИМО в марте 1988 г. в Риме прошла специальная конференция, по итогам которой были приняты два международных договора – Конвенция по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (SUA-88) и Протокол по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе. Оба документа являются неотъемлемой частью Заключительного Акта Конференции. Условия вступления в силу Конвенции SUA-88 были выполнены 02.12.91, последнюю из 15 необходимых ратификаций оформила Франция. Конвенция SUA-88 вступила в силу с 1 марта 1992 г., одновременно вступил в силу и Протокол 1988 года. По состоянию на 30 апреля 2009 года сторонами Конвенции SUA-88 являются 152 страны, которые контролируют 99,84 % мирового тоннажа флота. Конвенция и Протокол SUA-88 приводят перечень преступлений, которые должны рассматриваться как незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства и стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе. Кроме того, этими документами устанавливается порядок установления юрисдикции в отношении любого такого преступления, а также порядок расследования и выдачи преступников. В октябре 2005 года Дипломатическая конференция по пересмотру Конвенции SUA-88 приняла поправки к Конвенции и Протоколу 1988 года, которые были оформлены в виде Протоколов 2005 года. Но они до сих пор не вступили в силу, так как их ратифицировало недостаточное количество государств. В 1991 году на 17-й Ассамблее ИМО опять рассматривала проблему борьбы с пиратством и вооруженным разбоем. Ассамблея приняла резолюцию А.683(17) «Предотвращение и подавление актов пиратства и вооруженного ограбления судов», которая, в частности, дала поручение КБМ продолжать и дальше разрабатывать меры по борьбе с этим злом. В 1993 году КБМ принял и опубликовал циркуляры MSC/Circ.622 и MSC/Circ.623, которые предлагали Рекомендации Правительствам по предотвращению и подавлению пиратства и вооруженного ограбления судов иРуководство судовладельцам, операторам судна, капитанам и командам по предотвращению и подавлению актов пиратства и вооруженного ограбления судов. В дальнейшем в эти Рекомендации и Руководство КБМ внес некоторые изменения и дополнения. Рассмотрев эти циркуляры на своей 86-ой сессии, КБМ заменил их циркулярами MSC.1/1333 и MSC.1/1334 (см. следующий раздел). Резолюция А.738(18) «Меры по предотвращению и подавлению актов пиратства и вооруженного ограбления судов», принятая следующей 18-ой Ассамблеей ИМО, кроме прочего, дала поручение КБМ рассмотреть необходимость и возможность принятия специального сигнала, который суда смогли бы подавать при атаке или угрозе атаки на них. Это поручение было выполнено, в 1997 году КБМ принял циркуляр MSC/Circ.805, которым ввел Руководство по использованию судами радиосигналов при нападении или угрозе нападения пиратов или вооруженных грабителей. В ноябре 2001 года Ассамблея ИМО приняла Резолюцию А.922(22) «Кодекс практики по расследованию преступлений, связанных с пиратством и вооруженным разбоем против судов» Целью этого документа явилось предоставление государствам-членам ИМО памятной записки, помогающей в расследовании преступлений, связанных с пиратством и вооруженным разбоем против судов. На этой же сессии была принята Резолюцию А.917(22) «Руководство по эксплуатации на судах судовых систем автоматического опознавания (САО)». Руководство было разработано с целью содействовать безопасному и эффективному использованию судовых систем автоматического опознавания, в частности для того, чтобы информировать мореплавателей об эксплуатации, ограничениях и потенциальном использовании САО. Приведенный, далеко не полный, список нормативных актов, которые были разработаны международной общественностью, говорит о том большом внимании, которое было обращено к проблеме безопасности международного мореплавания и международной торговле. Основные усилия были направлены на совершенствование национальных законодательств. Однако следует отметить, что принятые документы носили, в основном, не обязательный, а рекомендательный характер. Это еще раз свидетельствует о сложности разрешения проблемы безопасности морской транспортной индустрии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|