Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ




Министерство образования и науки Украины ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА СУДНЕ

(учебное пособие)

Одесса – 2015


УДК 656.610.714 (042.3) Т-35

ББК 39.4я73

 

Заяц С.В. Пуляев И.А. Охранные мероприятия на судне: Конспект лекций. – Одесса: ОНМУ, 2015. - 80 с.

 

 

В учебном пособии на основе требований международных документов освещается комплекс основополагающих вопросов, связанных с проведением охранных мероприятий на судне.

Конспект лекций предназначен для студентов ОНМУ при изучении дисциплины «Охранные мероприятия на судне».

 

Утверждено на заседании кафедры «Охрана и безопасность на море» ОНМУ в качестве конспекта лекций по дисциплине «Охранные мероприятия на судне» (направление подготовки 6.070104 «Морской и речной транспорт»), протокол № 12, июня 2015 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………..……………………………………………………...….. 4

1. СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ …….…………… 6 1.1. Терроризм на море …………………………………………………………… 6

1.2. Районы риска пиратских нападений …………………………………….. 10

2. МОРСКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ НА МОРЕ ……………... 13

2.1. Требования Международного кодекса по охране судов и портовых средств……………………………………………………………………………... 13

2.2. Требования Международной конвенции 2010 года о подготовке и Дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) и Кодекса ПДНВ ….... 14

2.3. Уголовное законодательство и виды наказаний в отношении пиратства и ограбления судов …………………………………………………………....... 16

2.4. Терминология и определения в области охраны на море, включая элементы связанные с пиратством и вооруженным ограблением ……………………...…18

3. ОПОЗНАНИЕ РИСКОВ И УГРОЗ ОХРАНЕ ……………………………….. 22

3.1. Виды угроз и актов незаконного вмешательства …………………………. 22

3.2. Опознавание и обнаружение оружия, опасных веществ и устройств …… 24

3.3. Координация и выполнение поиска опасных веществ и устройств ……... 26

3.4. Проведение предрейсового досмотрового контроля ……………………... 28

3.5. Выявление на не дискриминационной основе лиц, представляющих потенциальную угрозу для безопасности ……………….……………………...34 3.6. Поиск «зайцев» на судне …………………...…………………………….….38

4. ЛУЧШАЯ ПРАКТИКА ПО ЗАЩИТЕ ОТ ПИРАТСТВА ………………….. 41

4.1. Связь и обработка информации в отношении охраны на море ………. 41

4.2. Лучшая практика по защите от пиратства в сомалийском бассейне ….… 44

4.3. Рекомендации по защите от пиратства при плавании в регионе Гвинейского залива…………………………………………………………………………….............. 58

5. ОХРАННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ ОХРАНЫ НА СУДНЕ ….. 64

5.1. Типы и виды охранного оборудования и систем охраны ………………. 64

5.2. Процедуры по использованию, испытанию, калибровке оборудования и систем охраны ……………………...………………………………..……………..68

6. ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ ……………….……... 70

6.1. Международная Программа «Гуманитарный Ответ Морскому Пиратству» ……………………………………………………………………...… 70

6.2. Руководство по правильной практике для судоходных компаний и крюинговых агентств по оказанию гуманитарной (психологической) поддержки морякам и членам их семей …………………………………………………..….. 71

6.3. Контроль и управление движением беспорядочной массы людей …..….. 74 СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 78


ВВЕДЕНИЕ

В наше время Манильские поправки 2010 года к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (Конвенция) 1978 года и Кодекса по подготовке и дипломирования моряков и несения вахты (Кодекс ПДНВ) 1995 года определили новые требования в отношении подготовки всех членов экипажа судна к действиям по обеспечению охраны судов и экипажей при плавании в водах действия пиратов.

Начиная с 1 января 2014 г., все члены экипажа судна, на которое распространяются действия Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС), должны в обязательном порядке проходить подготовку по охране судна и отвечать требованиям к компетентности, предусмотренным новым Правилом VI/6 Конвенции ПДНВ.

При этом члены экипажа, которым не предполагается поручение каких- либо обязанностей по охране судна, должны быть ознакомлены с мерами по охране судна (security awareness training) и подтвердить компетентность, требуемую Разделом А-VI/6-1 Кодекса ПДНВ.

Члены экипажа судна, которым предполагается поручение специальных обязанностей по охране судна в районе действия пиратов или вооруженных грабителей, должны иметь соответствующую для таких лиц подготовку (training for designated security duties) и подтвердить компетентность, требуемую Разделом А-VI/6-2 Кодекса ПДНВ. В обоих случаях прохождение такой подготовки должно быть подтверждено свидетельством о профессиональной пригодности.

С целью реализации международных и национальных требований к подготовке моряков по вопросам охраны стандартом высшего образования по направлению подготовки 6.070104 «Морской и речной транспорт», утвержденным в 2012 году, предусмотрена нормативная дисциплина

«Охранные мероприятия на судне».

Программа дисциплины «Охранные мероприятия на судне» разработана с учетом действующих положений Конвенции, Кодекса ПДНВ, Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1974 года, с поправками, Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС), а также рекомендаций модельного курса ИМО 3.27 «Security Awareness Training for all Seafarers» (2012 Edition).

Предусматривается, что курсанты и студенты высших морских учебных заведений при прохождении плавательной практики на судах в качестве практикантов не будут иметь назначенных обязанностей по охране судна. Поэтому целью изучения дисциплины «Охранные мероприятия на судне» является подготовка курсантов (студентов) в области осведомленности об охране в соответствии с положениями пункта 1 Правила A-VI/6 Конвенции ПДНВ и национальных требований; предоставление


знаний, понимания и профессиональных навыков, для достижения стандарта компетентности, отмеченного в пункте 4 раздела A-VI/6 Кодекса ПДНВ.

По окончании изучения данной дисциплины (студенты) должны достичь требуемого уровня компетентности, позволяющего им содействовать усилению охраны на море посредством повышения информированности и способности распознавать угрозы охране и реагировать соответствующим образом.

 

Эти знания должны включать: (29)

- понимание смысла и требований различных уровней охраны на море.

- ознакомление с процедурами и планами действий в чрезвычайных ситуациях.

- приобретение начальных знаний, которые позволяют распознавать и обнаруживать оружие, опасные вещества и устройства, а также распознавать на не дискриминационной основе характерные признаки и манеры поведения лиц, которые могут создать угрозу охране.

- ознакомление с приемами, которые используются пиратами и вооруженными грабителями для преодоления мер по охране судна.

 

 

Рис. 1. Гражданское судно под охраной


СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ

Терроризм на море

Морское пространство издавна представляет для человечества жизненно важный интерес. На долю морских транспортных перевозок приходится большая часть мирового грузооборота. Мировой океан играет исключительно важную роль в жизни всех государств, включая те, которые лишены выхода к морю. Мировой океан является одним из основных источников биологических, минеральных, энергетических ресурсов большинства стран мира.

В современных экономических условиях значение водных коммуникаций и торговых путей постоянно возрастает. Более 80 проц. объема коммерческого грузооборота и около 50 проц. его стоимости приходится на океанские и морские перевозки. Они представляют собой базовый элемент глобальной экономики, но при этом являются сильно уязвимыми в двух ключевых сферах. Первая - сложившаяся международная сеть крупнейших портов, повседневная деятельность которых оказывает непосредственное влияние на состояние мировой торговли. Вторая - система имеющих стратегическое значение проливов и каналов, через которые осуществляется до 75 % грузоперевозок водным транспортом и доставка значительной доли топливных ресурсов.

Но океан используется не только на благо человечества - в пределах морских пространств совершаются акты международного терроризма, пиратства, другие преступления, угрожающие безопасности мореплавания. Эти преступления посягают на международный и национальный правопорядок, на мирное сотрудничество государств в различных областях, на права и свободы человека и другие интересы государств и их граждан.

Акты международного терроризма и пиратства, совершаемые на море, одинаково характеризуют значительная общественная опасность, так как в результате их совершения возможны тяжелые последствия (гибель судов и людей, существенное загрязнение морской среды и т.п.), а также осложнения в межгосударственных отношениях (рис. 2). Эти преступления оказывают значительное физическое и психическое воздействие на мировое сообщество, в прямом смысле «терроризируя» население прибрежных государств и лиц, участвующих в международном судоходстве, оказывают негативное воздействие на укрепление международных связей, затрагивают жизненно важные интересы государств в различные сферах. В то же время мировое сообщество выделяет пиратство в отдельный вид преступлений, предусматривая его особенный состав. Это, прежде всего, относится к мотивам и целям их совершения, носящим явно не политический характер.

Терроризм на море представляет собой тактику поведения, рассчитан- ную на то, что терроризуемый из-за опасения за свою жизнь или жизнь близ- ких ему людей будет выполнять любое требование террористов. Под терро-


ристическим актом понимается посягательство на жизнь или иная форма насилия, совершаемого с целью оказать влияние на политику той или иной страны, группы стран или политической группировки.

Международный терроризм в отличие от внутригосударственного, под- падающего под исключительную юрисдикцию государства, в пределах кото- рого совершается акт, имеет место в следующих случаях:

 

 

Рис. 2. Морские террористы

 

- террористический акт готовится или совершается за пределами госу- дарства, гражданами которого являются террористы или их жертвы;

- террористический акт направлен против лиц, пользующихся междуна- родной защитой, а также против иностранных средств передвижения, в том числе судов.

Международный терроризм на море направлен против иностранных объектов, физических лиц, являющихся гражданами иностранного государ- ства, и их собственности. Его главная опасность состоит в том, что он угрожает безопасности мореплавания, попирает общепризнанный принцип свободы морей и нередко представляет угрозу миру, являясь в связи с этим тягчайшим преступлением международного характера.


Характер террористических операций не укладывается в привычные рамки тактики и стратегии военных действий. Как показали теракты в США, даже наиболее мощные во всех отношениях страны не могут в одиночку за- щитить себя от внезапного нападения. Задача борьбы с международным тер- роризмом стала важной задачей всех государств.

Международные террористы неоднократно выбирали своей целью объ- екты морской индустрии. Было много случаев захвата судов с целью удовле- творения преступных замыслов посредством оказания давления на прави- тельства стран: захват террористами в 1985 г. итальянского лайнера «Акилле Лауро» и убийство на его борту гражданина США, захват чеченскими терро- ристами российских граждан на турецком судне «Аврасия», взрыв на амери- канском корабле в водах Саудовской Аравии. Участившиеся случаи нападе- ния на морские суда с применением оружия свидетельствуют об усилении международной составляющей в терроризме на море и повышении его опас- ности для международного сообщества в области использования водных про- странств и ресурсов Мирового океана.

В ближайшем будущем международный терроризм может сосредо- точить свое внимание на водной стихии и перейти к масштабным операци- ям против целей, характерных для нее: грузовых, пассажирских и военных кораблей, портов и судостроительных верфей.

Анализ современной динамики и тенденций международного террориз- ма в целом, его многочисленных специфических аспектов, позволяет выде- лить следующие категории существующего контура угроз применительно к морскому транспорту:

1. захват или угон морского судна или осуществление контроля над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания;

2. совершения акта насилия против любого лица на борту морского судна (территории порта), если этот акт может угрожать безопасности плава- ния данного судна (безопасности порта);

3. разрушение морского судна или нанесение ему или его грузу повре- ждений, которые могут угрожать безопасному плаванию данного судна или безопасности порта;

4. размещение или совершение действий с целью размещения на борту морского судна (в том числе, находящегося на территории порта) каким бы то ни было способом устройств, которые могут разрушить это судно, нанести этому судну или его грузу повреждений, которые угрожают или могут угро- жать безопасному плаванию данного судна или безопасности порта;

5. использование кораблей и судов субъектами международного терро- ризма в качестве косвенного (непрямого) объекта террористической деятель- ности;

6. использование морского транспорта фигурантами транснациональной организованной преступности в качестве средства реализации незаконной де- ятельности;


7. разрушение морского навигационного оборудования, или нанесение ему серьезного повреждения, либо создание серьезных помех его эксплуата- ции, если любой такой акт может угрожать безопасности плавания судов;

8. разрушение портового сооружения или нанесение ему серьезных по- вреждений, которые угрожают или могут угрожать безопасности плавания судов или безопасности порта;

9. сообщение заведомо ложных сведений, которые могут создать угрозу безопасности плавания судов или безопасности порта.

 

Субъекты международного терроризма активно используют морской транспорт по его прямому назначению. Морской транспорт является наибо- лее удобным средством для скрытного транзитного перемещения (по легали- зованным или поддельным документам) на значительное расстояние. При этом, суда и пассажиры опасности не подвергаются; собственно угроза реали- зуется на территории третьих стран, являющихся объектом проекции терро- ристической деятельности.

Не исключается также перевозка морскими судами оперативной доку- ментации, пропагандистках материалов, оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных и отравляющих веществ.

Другим аспектом является использование морских судов в качестве транспортного средства для доставки террористов и заложников в определен- ную географическую точку уже после теракта, совершенного вне сферы мор- ского транспорта.

Морской транспорт объективно является сферой интересов фигурантов криминальной деятельности, задействованных на таких направлениях, как: маршрутизация нелегальная миграция; незаконный оборот наркотических веществ; незаконный денежный трансферт; контрабанда оружия, боеприпа- сов, культурных ценностей и произведений искусства, и т. д.

Невозможно игнорировать тот факт, что существенная часть операций и перемещений субъектов организованной преступности регулярными рейсами пассажирских судов осуществляется под прикрытием обычных пассажирско- го и грузового потоков. Кроме террористических актов, осуществляемыми на море международными террористическими организациями и преследующими в основном политические цели, и пиратства возможны аналогичные акты, планируемые и проводимые конкурентами против судов крупных судоход- ных компаний и указанных выше объектов с чисто экономическими целями, направленными на устранение конкурентов с рынка соответствующих услуг.

В связи с постоянно возникающей в мире конкуренцией, угроза ведения конкурентной борьбы неадекватными, в том числе террористическими мето- дами, будет возрастать. Поэтому необходимо вести аналитическую и профи- лактическую работу и в этом направлении.

За десятилетия борьбы с терроризмом в мире был разработан ряд меха- низмов, методов, технологий государственного реагирования на потенциаль- ные и совершившиеся факты терроризма (создание специальных антитерро-


ристических сил и их подготовка, усиление охраны особо опасных, в частно- сти, ядерных объектов, выработка технологии переговорного процесса об освобождении заложников и др.).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных