Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Концепция гегемонии А. Грамши




Гегемония достигается посредством «ин­корпорирования», т. е. введения основных составляющих доминирую­щего мировоззрения во все базовые структуры общества и ассоцииру­ющиеся с ними убеждения, нормы, ценности, привычки людей. Таким образом, происходит представление интересов доминирующих групп, как интересов общества в целом.

_______________________________________

Большое влияние на современную методологию анализа массовой коммуникации оказала деятельность итальянского марксистского мыслителя и политика Антонио Грамши (1891-1937). Анализируя природу организации государственной власти в современном ему об­ществе, автор пришел к выводу о ее усложнении, особенно в сфере политики.

По мнению Грамши, доминирование господствующего класса предполагает не только монополию на применение насилия, но и со­гласие самих доминируемых. Буржуазное государство по-прежнему в состоянии использовать широкомасштабное насилие, что, однако, чревато для него неоправданно высокими издержками. В целом для власти более предпочтительна ситуация, когда она остается незамет­ной, рассредоточенной в социальном пространстве, а ее проявления реализуются в форме «здравого смысла», привычки, «естественной» практики.

В этой связи Грамши использует понятие «гегемонии», т.е. спо­собности доминирующего класса обеспечивать свое моральное, поли­тическое и интеллектуальное превосходство и лидерство по отношению к доминируемым классам, не прибегая при этом к насилию. Проявле­ния гегемонии автор связывает с повседневным сознанием и практикой людей. Т. е. с теми сторонами и проявлениями жизни, которые явля­ются предметом свободного выбора индивида — брак, семья, чувства, убеждения, досуг, здоровье, отношения с друзьями и т.д.

Гегемония достигается через согласие и осуществляется через ин­ституты «гражданского общества». «Гражданское общество» — это та область, которая находится вне экономики, с одной стороны, и вне институтов государства, связанных с осуществлением насильственных функций — с другой. Речь идет о таких институтах, как школа, семья, церковь, средства массовой информации и др.

Гегемония, с точки зрения Грамши, достигается посредством «ин­корпорирования», т. е. введения основных составляющих доминирую­щего мировоззрения во все базовые структуры общества и ассоцииру­ющиеся с ними убеждения, нормы, ценности, привычки людей. Таким образом, происходит представление интересов доминирующих групп, как интересов общества в целом.

Обратим внимание и на другую важную сторону концепции ге­гемонии. По Грамши, мировоззрение доминируемых групп содержит в той или иной степени две конфликтующие друг с другом составляю­щие. Одна из них связана с видением мира господствующих классов, другая — формируется из непосредственной жизни и практики доми­нируемых. Поэтому обеспечение власти посредством согласия пред­полагает постоянную борьбу с тенденциями контр-гегемонии. В этой связи доминирующие вынуждены учитывать, хотя и до определен­ных пределов, нормы, ценности, образ жизни доминируемых. В свою очередь, практические задачи доминируемого рабочего класса состоит в том, чтобы при поддержке «органической интеллигенции» перейти к завоеванию арены гегемонии.

Слайд 6.9.

Структурно-функциональное видение средств массовой коммуникации трактует их самоуправляющуюся и самокорректирующуюся подсистему, действующую в конкретных политических условиях. В рамках этого подхода массовую коммуникацию изучают прежде всего как одно из средств поддержания функционирования общества в целом, а не как источник, способствующий социальным изменениям.

____________________________________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных