Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социологические и психологические модели коммуникации.




Двухступенчатая модель коммуникации (Поль Лазарсфельд).

Одноступенчатая модель коммуникации (СМИ-получатели) возникла двухступенчатая модель (СМИ-лидеры мнений –получатели). Если на первом этапе информации главным моментом становится передача информации, то на втором в действие вступает передача влияния. Поль Лазарсфельд приходит к своей теории минимальной роли СМИ в избирательной практике в результате анализа, проведенного еще в 1940 г., когда оказалось, что СМИ реально смогло убедить только определенное число лидеров мнения, которые в свою очередь распространили эту свою убежденность дальше. Отсюда последовал вывод о приоритетности межличностной коммуникации над массовой при попытках убедить аудиторию.

Дальнейшие исследования в ФРГ показали, что лидеры мнения не просто активнее используют масс-медиа, чем другие, а принимают более активное участие в деятельности политических организаций и групп.

В принципе для нас важен данный феномен лидеров мнения с их передачей влияния при любой интерпретации данной модели. Опора на лидеров мнения представляет собой опору на уже имеющиеся в данном сегменте общества социальные и коммуникативные сети, что гораздо более эффективно, чем создание каких-то новых сетей.

Спираль молчания Ноэль-Нойман (Германия).

Суть его состоит в том, что СМИ могут манипулировать общественным мнением за счет предоставления слова меньшинству вместо большинства. По ее гипотезе человек, ощущающий себя в меньшинстве, больше молчит и не высказывает своего мнения, тем самым как бы присоединяясь к большинству. Когда же СМИ корректируют картинку реального распределения, делая большинство меньшинством, оно замолкает. В качестве общего правила она постулирует, что тот, кто не находит своего мнения в массовой коммуникации, тот безмолвствует. Отсюда и возможность манипуляции, когда в СМИ представлена только одна сторона, другая сторона замыкается в себе и замолкает.

Диффузная теория.

Эта модель связана с именем американского исследователя Э. Роджерса. Он анализировал распространение новых идей, товаров и т. д. И увидел разную предрасположенность к новому у разных сегментов общества. Часть из нас достаточно консервативна, а часть, наоборот, легко включается в новые процессы. Не следует поэтому воздействовать на всех, а в первую очередь постараться убедить критические 5%. Чтобы убедить их все равно следует достичь 50% популяции. Когда же идея овладевает умами 20%, остановить ее уже невозможно. Люди принимают менее рисковую стратегию, пытаясь получить положительные оценки от других групп. При этом разные группы требуют разных аргументов. Инноваторы могут купиться на новизну предлагаемого, в то время как поздние прннимающие позитивно реагируют на информацию о том, что инновацию восприняли многие другие люди, сходные с ними.

Анализируя компании по предотвращению негатива (типа покупки ремней безопасности для автомобилей), Э. Роджерс видел сложности в принятии инновации в том, что их преимущества

А) отдалены во времени;

Б) трудны для оценки.

При этом он считал, что:

· Очень важна межличностная коммуникация на уровней людей 1 круга и возраста.

· Патриотические призывы, исходящие от правительственных кругов неэффективны.

· Достоверность коммуникативного источника часто предопределяет успех кампании.

· СМИ не могут изменить поведение тех, кто придерживается иной точки зрения.

Существенное изменение по отношению к инновациям в обществе, как правило, наступает, когда от 6 до 16% принимают ее. Это интересная и важная теория, поскольку многие информационные кампании в области рекламы и паблик-рилейшнз как раз связаны с вводом нового продукта в массовое сознание.

 

Модель привратника.

Идея «привратника» принадлежит Курту Левину.. Во время войны он ставил эксперименты по переориентации населения на более дешевые сорта мяса 9субпродукты). И тогда домохозяйка, которая отбирает, из чего будет готовить обед дома, стала для него «привратником», принимающим решение, что именно попадет в дом.

Затем этот феномен распространили на отбор новостей, которые делают редакторы. Из тысяч сообщений, которые описываются в мире, редактор для своего издания отбирает только десятки. Ученых заинтересовали принципы, по которым он это делает. Первым исследованию подвергся редактор радиостанции. При этом, как оказалось, он ориентировался на свои политические пристрастия и свое представление о том, что может быть интересным его слушателям.

«Привратником» признается тот, кто контролирует поток новостей, может изменять, расширять, повторять, изымать информацию. Исследования Д. Уайта показали, что реально используется только 10% новостных сооющений. В целом понятие «привратника» поколебало восприятие информационных систем как открытых.

Для рекламы и ПР данная модель позволяет более четко представить себе не только аудиторию СМИ, но и тех, кто работает с ней. Создаваемое сообщение должно нести в себе характеристики, нужные и тем и другим.

 

Структура новости.

Проблема структуры такого дискурса как новость представляет интерес для Т. А. Ван Дейка с точки зрения его представлений об идеологии, которую он также пытается объективизировать. Идеология с его точки зрения, задает взаимосвязь социальных отношений. Она является комплексным когнитивным подходом, который контролирует образование, трансформацию и применение других социальных когниций (знаний, мнений, отношений, социальных репрезентаций). Например, в новостях одинаково представимы национальные меньшинства, беженцы, страны третьего мира. Они моделируются как проблема, которая требует нашего участия. Они имеют меньший доступ к доминирующим источникам информации, их мнение менее достоверно. Или другой пример. В сюжетах о забастовках администраторов интервьюируют в тихих кабинетах, тогда как забастовщиков показывают в шумных, непривлекательных контекстах.

Выделяются также интересные маркеры смены темы, с помощью которых могут вводиться новые эпизоды.

1. Изменение возможного мира: Х мечтал, делал вид, что…

2. Изменение времени или периода: На следующий день, на следующий год…

3. Изменение места: (тем временем) в Амстердаме…

4. Ввод новых участников.

5. Вторичный ввод уже известных участников средствами полных именных групп.

6. Изменение перспективы или точки зрения.

7. Различный набор предикатов (смена сценария).

В другой своей работе «Анализ новостей как дискурса» Т. ван Дейк, задавая дискурс как сложное коммуникативное событие, выделяет нарративную схему, в соответствии с которой упорядочивается новостное событие: Краткое содержание, Обстановка, Направленность, Осложнение, Развязка, Оценка, Код.

Он также говорит о риторических приемах:

«Эти структуры содействуют более компактному представлению информации и тем самым они способствуют ее лучшему запоминанию, а следовательно, усиливают воздействие. Они также могут вести в действие особые сценарии или установки (например, в тех случаях, когда демонстрация риторически изображается с точки зрения насилия) с помощью использования сравнений и метафор, заимствованных из сценариев военных действий (наступление, оборона и т. д.). Сообщения-новости изобилуют также и цифровыми данными (и верными, и неверными), чтобы обозначить точность сообщения и таким образом его объективность».

Т. ван Дейк подчеркивает, что речь идет лишь о моделировании точности, поскольку никогда в газетах данные вчерашнего дня, даже если они были ошибочными, не исправляются.

Функцией газетной новости является информирование, а не убеждение. На это работают ряд стратегий. Журналисты ссылаются на достоверные источники, пересыпают свое сообщение цифрами. «Цифровая игра прессы сигнализирует принятие экспертизы более властных институций». В другой совей работе он отмечает расхождение в цифрах, на которое никто не обращает внимание, что говорит о риторическом средстве достижения точности.

Масс-медиа, как считает ван Дейк, предписывают не столько, «что» люди должны думать, а то «как» они должны думать. СМИ ради этого строит интерпретирующие структуры, задающие границы и основные блоки, служащие поддержанию идеологической гегемонии. Например, задается форма для поддержания расизма в обществе: «Я не расист, но…» Опасность подобного подхода автор видит в следующим: «ввиду отсутствия доступных широкой альтернативных механизмов интерпретации люди практически не в состоянии вырабатывать контрдоводы».

 

Метафора.

Метафоры играют большую роль в обработке информации человеком. Дж. Лакофф и М. Джонсон объясняют эту роль тем, что в основе коммуникации лежит одна и та же концептуальная схема, что и в основе языка. Авторы предлагают выявлять автоматические схемы действия с помощью анализа языка, в первую очередь метафор. Мы моделирует мир, например, с помощью представлений, что БОЛЬШЕ и ХОРОШЕЕ согласуется с понятием ВЕРХ. А не НИЗ.

«Ввсе эти ценности глубоко укоренились в нашей культуре. «Будущее будет еще лучше» – утверждение прогресса. Для утверждения «В будущем будет больше» в качестве особых случаев можно указать накопление товаров потребления и повышение заработной платы. «Ваш статус должен повыситься в будущем» – утверждение карьеризма. Эти утверждения согласуются с нашими пространственными метафорами, а противоположные с ними не согласуются». Отсюда можно сделать вывод, что пространственные представления как более древние принимают на себя интерпретацию новых явлений.

 

 

2. Семиотические модели коммуникации.

Модель Романа Якобсона.

Роман Якобсон после революции уехал из России в Праг, затем в США, где работал профессором Масачусетского технологического института. В своей работе «Лингвистика и поэтика» он представил речевую коммуникацию в виде 6 факторов, каждому из которых соответствует особая функция языка

 

Контекст

Сообщение

Адресант Адресат

Контакт

Код

Эмотивная (экспрессивная) функция связана с адресантом и имеет целью выражение его отношения к тому, что он говорит. В языке, как правило, одно и то же содержание интонационно мы можем оформит так, чтобы было понятно наше одобрение, осуждение и т. д. Якобсон приводит пример, что актер Художественного театра в качестве эксперимента произносил фразу «Сегодня вечером» с помощью 40 различных интонаций. И что самое важное – эти интонации однозначно считывались аудиторией.

Конативная функция отражает ориентацию на адресата. Сюда попадают в числе прочего такие формы речи как звательный падеж и повелительное наклонение. Она выражает непосредственное воздействие на собеседника.

Фатическая функция сориентирована на контекст, для нее важна не передача информации, а поддержание контакта. Это разговоры о погоде, разговоры во время дня рождения, где самым важным становится не новизна информации, а процесс поддержания контакта. Мы часть проверяем контакт словами «Ты слушаешь?»

Метаязыковая функция связана с кодом: не зная слова, мы можем спросить о его значении и получить ответ. Ответ может быть дан описательно, с помощью других слов, а может быть с помощью показа предмета.

Поэтическая функция направлена на сообщение. Это центральная функция для словесного искусства, для которого характерно большее внимание к форме, чем к содержанию сообщения. Наша бытовая речь более ориентирована на содержание.

Референтная (денотативная. Когнитивная) функция сориентирована на контекст и представляет собой отсылку на объект, о котором идет речь в сообщении.

Работы Р. Якобсона составили отдельную эпоху в развитиии изучения коммуникации. Наибольшее распространение получила его схема речевой коммуникации, которую мы рассмотрели. Как отмечает Вяч. Вс. Иванов, научные заслуги Р. Якобсона у него на родине долго замалчивались, его избранные статьи, подготовленные к изданию еще в 60-е г.г. смогли выти только посмертно.

Модель Юрия Лотмана.

Юрий Лотман еще при жизни заслужил признание современников, а после его смерти эстонский президент сказал, что Эстонию в мире знают как страну, где работал профессор Лотман. В советское время Ю. Лотман был движущим механизмом тартуско-московской семиотической школы, печатал в Тарту труды по семотике, эстонские власти были более либеральными, чем московские и позволяли печататься в Эстонии всем семиотикам бывшего СССР.

Ю. Лотман считал слишком абстрактной модель коммуникации, предложенную Якобсоном, подчеркивая, что у говорящего и слушающего не может быть абсолютно одинаковых кодов, как не может быть и одинакового объема памяти. При полном подобии говорящего и слушающего исчезает потребность в коммуникации вообще: им не о чем будет говорить. Единственное, что остается – это передача команд. То есть для коммуникации изначально требуется неэквивалентность говорящего и слушающего.

О самой коммуникации Ю. Лотман говорит как о переводе текста с языка моего «я» на язык твоего «ты».

Не менее существенные характеристики он обнаруживает в рамках анализа фольклорной коммуникации. В «высоком искусстве» нельзя вносить ничего своего: бегать, кричать в театре, трогать руками в музее, пританцовывать в балете и т. д. Ю. Лотаман отмечает иное положение фольклорной аудитории:

«Фольклорная аудитория активна, она непосредственно вмешивается в текст: кричит в балагане, тычет пальцами в картины, притоптывает и подпевает. В кинематографе она криками подбадривает героя. В таком поведении ребенка или носителя фольклорного сознания «цивилизованный» человек письменной культуры видит «невоспитанность». На самом деле перед нами иной тип культуры и иное отношение между аудиторией и текстом. Сопоставим скульптура рассчитана на созерцание: она монолог, который должен быть услышан, но не требует ответа, она – сообщение, которое адресат должен получить. Игрушка, кукла не ставится на постамент - ее надо вертеть в руках, трогать, сажать или ставить, с ней надо разговаривать и за нее отвечать. Короче, на статую надо смотреть, с куклой следует играть».

Объяснить подобную ситуацию можно тем, что потребитель информации в этом случае убран с позиции потребителя на позицию наблюдателя, у которого, конечно, совсем другие права. Это связано с тем., что данное сообщение – скульптура в музее – не предназначалась для данного потребителя. Это сообщение с автором, но без получателя, поскольку в результате любой становится получателем сообщения. Поэтому он не имеет права ничего в нем менять.

Лотман также выделяет 2 коммуникативные модели:

«Я-ОН» и «Я-Я» (автокоммуникация).

В а втокоммуникации сообщение приобретает новый смысл, поскольку вводится второй добавочный код и сообщение перекодируется, для отображения часто предлагается следующая схема:

 

Контекст Сдвиг контекста

Сообщение1 Сообщение 2

 

Я ………………………………………………………………………. Я

Код 1 Код 2

Передачу сообщения самому себе Ю. Лотман трактует как перестройку собственной личности.

Модель Умберто Эко.

Итальянский семиотик Умберто Эко известен также своим романом «Имя розы».В своих исследованиях Эко специализировался на средневековой культуре. У. Эко предлагает следующую модель коммуникации.

Отправитель код лексикоды

Сигнал

Анал

Физический шум сигнал

Приемник

Значащее сообщение

код лексикод

Адресат

Сообщение

Они могут стать семантическим шумом

Под лексикодами и вторичными кодами У. Эко понимает разного рода дополнительные коннотативные значения. Которые известны не всем, а только части аудитории.

 

3. Модели психотерапевтической коммуникации.

Психотерапия (как и психоанализ) опираются на коммуникацию, которая призвана внести коррекцию в поведение человека. При этом для воздействия избираются более глубинные слои психики человека. Психотерапевтическая коммуникация призвана с одной стороны, откорректировать когнитивные механизмы, управляющие поведением, с другой, обучить человека новым моделям поведения практически, делая это обучение на условных примерах. Но и в том и в другом случае речь идет об изменении глубинных норм для достижения изменения в поверхностном поведении. Можно изобразить эти процессы воздействия следующим образом:

 

Глубинный уровень нормы

(бессознательное)

 

поверхностный уровень реализация

(сознание)

 

Мы остановимся на основных положениях некоторого ряда психотерапевтических методов.

Нейролингвистическое программирование.

НЛП это синтез теории коммуникации и психотерапии. НЛП построено на следующем базисе: человек получает информацию по ряду коммуникативных каналов (аудио, визуальный и т. д.), но для каждого из нас только один является доминирующим, ведущим. Мы сориентированы на него и даже привычно описываем ситуации, часто не обращая на это внимания. Словами из одного набора. Лесли Камерон Бэндлер (женщина) так описывает эти наборы.

Визуальные Аудиальные Кинетические Запах/вкус
Видеть Слышать Чувствовать Пробовать
Рисовать Звучать Трогать Нюхать
Яркий Громкий Теплый Свежий
Ясный Мелодичный Мягкий Ароматный
Смутный Шумный Гладкий Выдохшийся
В фокусе Гармоничный Удобный Сладкий
Вспышка Скрежет Схватить Пикантный
Перспектива Крик Зажатый Кислый
Темный Визг Грубый Горький
Многоцветный Звенящий Тупой Соленый

 

Соответственно, по предпочтению, отдаваемому тем или иным группам слов, определяется ведущая репрезентативная система для индивида. НЛП предлагает также визуальный метод определения ведущей системы. Задавая ряд вопросов, центрированных на ту или иную систему (типа «Какого цвета глаза у вашей матери?», «Какая дверь скрипит громче всего?)», исследователь смотрит за поведением испытуемого. «Один из мужчин в ответ на каждый вопрос сначала поглядывал вниз направо, другой взглядывал вверх и налево. Первый искал ответ кинетически, второй – визуально». То есть при доступе к информации человек опирается на свою ведущую систему.

Тест «Ваш тип восприятия»

 

Этот тест поможет вам расшифровать какие органы чувств «откликаются» при Ваших контактах с окружающим миром. Отвечайте на вопросы согласен/не согласен. В таблице обведите кружочком номера тех вопросов, на которые вы ответили согласен. Подсчитайте, в каком разделе больше кружочков – это Ваш главный тип восприятия.

Тип А (видеть) 1,5,8,10,12,14,19,21,23,27,31,3,39,40,42,45
Тип Б (ощущать) 3,4,9,11,16,18,22,25,28,29,30,35,41,44,47
Тип С (слушать) 2,6,7,13,15,17,20,24,26,33,34,36,37,43,46,48

 

1. Я люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе тихонько.

3. Не признаю моду, которая неудобна.

4. Обожаю ходить в сауну.

5. В автомашине для меня важен цвет.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.

7. Меня развлекает подражание диалектам.

8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.

9. Люблю принимать массаж.

10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя платье (костюм) на витрине, знаю, что мне будет в нем хорошо.

13. Когда слышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

14. Часто читаю во время еды.

15. Очень часто разговариваю по телефону.

16. Я склонна к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самой (самому).

18. После плохого дня мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что сказали мне приятели или знакомые.

21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

22. Вечером люблю горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю сам (сама) с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса многое говорит о характере человека.

27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель это для меня мука.

30. Мне нелегко найти удобную обувь.

31. Очень люблю ходить в кино.

32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через год.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

34. Умею слушать то, что мне говорят.

35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.

36. Когда близко тикает будильник, я не могу уснуть.

37. У меня неплохая стерео аппаратура.

38. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.

39. Н отдыхе не люблю осматривать памятников архитектуры.

40. Не выношу беспорядок.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.

43. Часто хожу на концерты.

44. Само пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия – это захватывающее дело.

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

 

Значимыми для НЛП является и степень соответствия характеристик разных каналов одна другой. В рамках НЛП предлагается следующий контрольный список для визуального наблюдения:

  1. руки индивида.
  2. Движения индивида.
  3. Ноги и ступни ног индивида.
  4. Паттерны фиксаций при движении глаз (под этим имеются в виду отмеченные выше модели движения глаз при запуске доступа к информации).
  5. Взаимосвязь голова/шея/плечи.
  6. Выражение лица, особенно брови, рот и лицевые мышцы.

 

Например: «Слова пациента, в которых он сообщает о своей любви к жене, не согласуются с тембром его голоса. Левая рука с вытянутым указательным пальцем не согласуется с правой рукой, лежащей на коленях раскрытой ладонью вверх. Сообщение, передаваемое словами отличатся от сообщения, передаваемого правой рукой».

Не менее важен и тот аспект, который НЛП уделяет метафоре. Метафоры (в форме волшебных сказок, стихов, анекдотов) сознательно или подсознательно используются терапевтами в целях помощи клиентам для осуществления желаемых изменений. Клиент может выражать какие-либо области своего опыта, где он чувствует ограниченность удовлетворяющих его выборов или отсутствие альтернатив. В этом случае терапевт может рассказать ему анекдот из собственной жизни, из жизни другого клиента. Главнейшим требованием, предъявляемым к метафоре в отношении ее эффективности, является то, чтобы она встречала клиента в его модели мира. Это не означает, что содержание метафоры обязательно должно совпадать с содержанием ситуации клиента. «Встретить клиента в его собственной модели мира» означает лишь то, что метафора должна сохранять структуру данной проблемной ситуации.

И последний термин – якорь. Прикосновение, звук, визуальные символы, запах, соприкасаясь первоначально с опытом, потом и сами по себе могут вызвать необходимые переживания. Например, гимн, звук кремлевских курантов и т. д. Якорь может стимулировать или останавливать поведение. Как пишет Лесли Камерон_Бэндлер:

«В ситуации возможной агрессии визуальный якорь лучше кинетического, поскольку приближение, необходимое, чтобы прикоснуться, может быть опасным. Работая с женщиной, муж которой гордился своими агрессивными реакциями, я научила принимать внушительную каратистскую стойку (ее муж не проходил терапию). Я дала ей инструкции, что когда надвигалась ситуация агрессии и ей казалось, что она не может избежать жестокости и защитить себя, ей следовало принять эту позу. Такая ситуация возникла и она так и сделала. По ее описанию, муж мгновенно остыл, смутился, а затем разразился смехом».

 

Психоанализ.

Модель Фрейда.

Основным постулатом Фрейда может стать следующее: наше поведение не всегда опирается на то, что выдает нам сознание в качестве мотива наших поступков, которые в действительности могут быть совершенно иными. Отсюда возникает интерес Фрейда к оговоркам, обмолвкам, ошибкам, юмору, постольку только так, он считает, удается обманывать свою внутреннюю цензуру. Отсюда же интерес к сновидениям, поскольку они тоже реализуются вне того мощного контроля сознания, которые мы имеем в нашей дневной жизни. В. Волошинов считал, что психоаналитический сеанс реально отражает «борьбу» врача и пациента, в которой один хочет скрыть некоторые аспекты ситуации, а другой – врач – старается заставить больного принять более верную точку зрения на болезнь и ее причины.

 

Модель Юнга.

Карл Юнг отошел от исключительно сексуальной интерпретации либидо (энергии, влечения), которую защищал З. Фрейд. К. юнг вводит понятие архетипа и коллективного бессознательного, которые лежат в основе сивмолики, сказок, мифов и ритуалов. Он занижает роль личностного, отдавая предпочтение коллективным психическим представлениям. Среди выделяемых им архетипов особый интерес представляет «герой». Фигура героя есть архетип.

 

Модель Лакана.

Жак Лакан считается создателем «структурного психоанализа». Он строит свою теорию, подчеркивая свое новое прочтение Фрейда. Он начинает с коммуникативных оснований: «чего бы ни добивался психоанализ – исцеления ли, профессиональной подготовки, или исследования – среда у него одна: речь пациента. А поскольку это речь, то она рассчитана на существование Другого. Даже молчание является ответом. Психоаналитик стремится обнаружить в поведении то, о чем он умалчивает.

 

Групповая психотерапия.

Попав в несвойственную среду массового обитания в больших городах, человек оказывается подверженным ряду неврозов. Групповая психотерапия важна еще и тем влиянием, которое оказывает на человека группа. Примеры такого положительного влияния группы ведут начало от опытов Франца Месмера в Париже. Сам термин «групповая психотерапия» приписывается Дж. Морено, создателю психодрамы.. Психотерапия такого рода также несет определенный лечебный эффект. Существуют многочисленные ее разновидности. Кьелл Рудестам насчитывает следующие виды групповой психотерапии: группы тренинга, группы встреч, гештальтгруппы, психодрама, группы телесной терапии, группы танцевальной терапии, группы тренинга умений.

Реально эти группы производят обучение человека типам поведения. Которые у него заблокированы по тем или иным причинам. Сюда же относится тренинг по развитию уверенности в себе, преодолению застенчивости и т. д.

 

Психодрама.

Психодрама возникает в 20- е. г.г. в США. Сама психодрама разыгрывается в присутствии всех членов группы. Смысл ее в следующем: «Это форма психотерапии, в которой пациент или субъект разыгрывает свои конфликты, а не рассказывает о них»

Например, у вас нелады с начальством. На сцене расставляются стулья, один из участников становится начальником, который обрушивается с гневной тирадой на героя. Иногда сюда добавляется прием с «двойником», который выражает чувства, которые «герой» по разным причинам не может проявить. После проигрывания ситуация «герой» и начальник могут поменяться местами и сыграть сценку вновь. В результате такой психодрамы человек отрабатывает такие модели поведения, которые ему не свойственны. Освоив их в игровой ситуации, он может применить их и в реальной жизни. Известно, что даже лидеры неуверенно чувствуют себя в новых ситуациях, поэтому для них стараются подобрать заранее те или иные стереотипы ситуаций. После окончания психодрамы участники обмениваются мнениями. Что позволяет выявить слабые\сильные стороны поведения каждого. Идея психодрамы посетила Морено, когда одна актриса поведала ему о своих конфликтах с женихом. И с помощью имевшейся труппы Морено поставил конфликт на сцене.

 

Группы встреч.

Создателем группы встреч является Карл Роджерс. Их целью стал поиск возможностей самораскрытия в межличностных взаимоотношениях. Сегодня в США не найдется более или менее крупного города, в котором бы не существовали группы психотерапии в какой-либо форме. К. Роджерс называет 2 причины такого стремительного распространения. С одной стороны, происходит дегуманизация цивилизации, из которой исчезает человек. С другой стороны, на определенном уровне материальной обеспеченности человек может заняться своими психологическими проблемами. При этом кварталы бедняков не проявляют особого интереса к групповой психотерапии и в США.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных