Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 7. Коммуникативная личность.




1. Понятия «языковой» и «коммуникативной личности».

2. Имиджмейкер.

3. Спиндоктор.

4. Переговорщик.

5. Кризисник.

6. Спичрайтер.

7. Пресс-секретарь.

8. Специалист по слухам.

Многогранность человека как личности – воплощения индивидуальных особенностей – позволяет изучать его во многих ипостасях. Человека изучают во всех направлениях его существования и деятельности – как «человека разумного», как «Человека общественного», как «ЧЕЛОВЕКА-ПОТРЕБИТЕЛЯ», как «человека свободного». Имеются исследования, посвященные изучения «человека, не владеющего речью». Для социологии коммуникации особое значение имеет изучение «человека говорящего», то есть реализующего себя как коммуникативную личность.

Изучение комуникативной личности опирается на определения понятия «личность» как категории философской, социологичекой, психологической и лингвистичекой) «языковая личность»). С учетом исследований этих дисциплин родовое понятие «личность» можно раскрыть как целостную структуру социально значимых качеств, приобретенных индивидом в соместной с другими деятельности и общении и определяющих его индиыидуальность.

Разнообразие подходов и множество теорий свидетельствуют о сложности проблемы обоснования существенных признаков личности, ее структуры и функционирования. Различие заключается главным образом в понимании роли стадий в процессе формировани яличности: создание познавательных навыков в теории развития познания (Ж. Пиаже), понимание чувств других людей – в теории нравственного развития (Л. Колберг), преодоление напряженности в сознании собственного «Я» – в психоаналитических теориях (З. Фрейд, Э. Эриксон), формирование личностного смысла как осознанного отношения к действительности, индивидуализированного отношения личности к миру, в котором осуществляется ее деятельность, - в теории динамических смысловых систем индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов (Л.С. Выготский).

В социологических концепциях, как правило, подчеркивается, что основой формирования личности является множество взаимодействий людей с окружающим миром и между собой. Представители ролевой теории (Дж. Морено, Т. Парсонс) трактуют личность как функцию от той совокупности ролей, которые индивид выполняет в обществе. Пожалуй, наиболее сложной проблемой является обоснование взаимодействие 2-х начал в личности – самосознания (осознания себя как неповтормой индивидуальности) и одновременного стремления к слиянию с определенной социальной общностью, к идентификации в рамках данной общности. В этой связи определенный интерес представляют работы американских социальных психологов Ч. Кули и Дж. Мида, посвященные обоснованию «самости» как социального феномена. Рассматривая «самость» как осознание собственного «Я» в рамках теории «зеркального отражения» Ч. Кули подчеркивает, что «социальная самость» – это просто какая-то идея или система идей, извлеченная их коммуникационной жизни и взлелеянная разумом как своя собственная. Главным образом самоощущение располагается внутри жизни, а не вне ее. В соответствии с теорией симоволического интеракицонизма Дж. Мид полагает, что «самость», прходя в своем развитии 2 различные стадии, является по существу индиивдуальным отражением всеобщей модели социлаьного или группового поведения. В отечественной науке «самость» (Я-концепция) с опорой на личностный смысл как единицу сознания (А.Н. Леонтьев) трактуется как система представлений о себе, формируемая индивидм в процессах деятельности и общения. Она проявляется в самооценке, самоуважении, уровне притязаний, в межличностных отношениях и степени активности в сфере общественных связей и отношений. Таким образом, сознание собственного «я» является одним из важнейших психологически и социально обусловленных качеств личности.

Особую социопсихологическую проблему представляют критерии оценки личности. В этом плане заслуживает внимания предложнние Ю.А. Сорокина о целесообразности различать фактическую ценность личности, с точки зрения реальных результатов ее деятельности (нем. Wert), и значимость личности, с точки зрения ее социального статуса – положения в обществе (нем. Geltung). Это особено необходимо, потому что в жизни часто наблюдается несовпадение. Достаточно вспомнить судьбу Моцарта, Мусоргского, Сервантеса и других гениальных личностей, которые были забыты современниками.

 

Языковая личность.

Изучение роли человеческого фактора получило в настоящее время новый импульс в связи с тенденцией гуманитаризации науки – в языкознании, психолингвистике, социолингвистике специально исследуются вопросы о значении человеческого фактора в процессах порождения речи, в механизмах экспрессивности, изучаются особенности индивидулаьной речи, ее социальная дифференциация и варьирование.

Наиболее полное и систематическое обоснование понятия «языковая личность» изложено в работах Ю.Н. Караулова и его последователей. Языковая личность понимается епе «совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются:

А) степенью структурно-языковой сложности;

Б) глубиной и точностью отражения действительности;

В) определенной целевой направленностью.

В теоретико-гносеологической модели языковой личности Караулова выделяются 3 уровня: 1) вербально-семантический;

2) лингво-коггитивный;

3) мотивационный.

Критериями выделения данных уровней являются типовые единицы – слова, обощенные понятия – концепты и комуникативно-деятельностные потребности, отношения между единицами и стереотипы их объединения в определенные комплексы.данная трехуоровневая модель позволяет рассматривать разнообразные качественные признаки языковой личности в рамках 3-х существенных характеристик – вербально-семантической, или собственно языковой, когнитивной (познавательной) и прагматической.

Вербально-семантическая характеристика складывается из лексикона индивидуума – всего запаса слов и словосочетаний, которыми он пользуется в естественной вербальной коммуникации. При этом учитывается не только количество лексических единиц, но и умение правильно испльзовать вербальные средства в соответствии с нормами социальной дифференциации и вариативности, функицонально-стилистической ценности. Индивидуальность этой харатеристики определяется не только степенью влдения этим умением, но и нарушением нормативных правил словообразования, грамматики и произношения.

Когнитивная характеристика связана с интеллектуальной сферой личности, познавательной деятельностью человека, предполагающей мыслительные процессы. У каждого индивидуума в процессе его развития вырабатываются идеи, концепты, которые отражают его видение «картины мира». В его сознании они представлены как некая иерархия – система социальных и культурологических ценностей, сформировавшися в конкретных условиях социального опыта и деятельности. Это отражается в испоьзовании излюбленных разговорных формул и индивидуальных речевых оборотов, по которым мы часто «узанем» известную личность.

Прагматическая характеристика определяется целями и задачами коммуникации – намерением говорящего, его интересами, мотивами и конкретными комуникативными установками. Именно эта особенность служит наиболее существенным фактором, обуславливающим индивидуальные особенности личнсоти. Эти особенности определяются не только уровнем знания логических рассуждений индивида, но в значительной степени и его эмоциями и ситуативными факторами общения. Многоплановость этих факторов и отсутствие достаточно устойчивых формальных коррелятов в речи говорящего затрудняют исследование прагматической характеристики как важнейшего уровня структуры языковой личности.

Для социологии коммуникации важен вопрос – в какой степени понятие языковой личности коррелирует с поянтием личности как члена социальных структур различных типов. Языковая личность участвует во всех типах коммуникации, поэтому при ее описании необходимо учитывать не только индивидуальные характеристики, но и нормы речеой деятельности той или иной социальной группы. В связи с этим возникло противопоставление таких понятий, как «индивидуальная языковая личность» (основан на индивидуальных характеристиках), и коллективная языковая личность» (основан на характеритисках индивида как члена коллектива, малой группы). Второе понятие может быть принято лишь условно, т. к. сущность языковой личности в основе своей остается стабильной по главным параметрам, хотя, несомненно, индивидуальные характеристики совершенствуются в процессе социализации индивидуума и варьируются в соответствии с коммункационной сферой, соцаильной ситуацией и типом коммуникации. В этом плане интересен опыт создания потрета известного филолога, професора А.А. Реформатского как языковой личности на основе наблюения за его речевой деятельностью его коллег, друзей и близких.

 

Коммуникативная личность.

Еще более важным для социологии коммуникации является исследование коммуникативной функции языковой личности, актуализируемой в разносторонней коммуникативной деятельности человека, которая, по данным ученых, составляет около 80% всего его существования, из них: аудирование – 45%, говорение – 30%, чтение – 16%, письмо –9%.

Как видовое понятие 2коммуникативная личность» значительно шире понятия «языковая личность», т.к. предполагает характеристики, связанные с выбором не только вербального, но и невербального кода коммуниации с использованием искусственных и смешанных коммуникативных кодов, обеспечивающих взаимодействие человека и машины. Коммуникативная личность имеет свои особенности актуализации на разных уровнях и в разных типах коммуникации.

Параметры коммуникативной личности. Определяющими для коммуникативной личности являются характеристики, которые составляют 3 основных параметра – мотивационный, когнитивный и функциональный. Пересечение некоторых характеристик языковой и коммуникативной личностей не означает тождества. Во-первых, эти характеристики занимают различное место в структуре языковой и коммуникативной личности благодаря своей роли в их формировании; во-вторых, их содержательная интерпретация совпадает лишь частично.

Мотвационный параметр занимает центральное месть в структуре коммуникативной личнсоти. Именно потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию служит мощным стимулом для коммуникативной деятельности и является обязательной характеристикой индивида как коммуникативной личности. Если такой потребности нет, то коммуникация не состоится. В лучшем случае это будет псевдокоммуникация – бесцельный, хотя, может быть, и оживленный по форме разговор.

В основе ряда мотивационных теорий, изучающих природу человеческой деятельности, лежит положение о приоритете личностных потребностей. В этом плане интересно сравнить понятие личнсотного смысла, введенное А.Н. Леонтьевым и раскрываемое как отражение в индивидуальном сознании отношения личнсоти к действительности, но при этом социально обусловленное, посольку ее потребности реализуются в ходе поисковой активности, и понимание американским психологом А. Маслоу мотивированности человеческой деятельности как стремлении к личностному росту, в основе которого лежат физиологические, социальные, эгоцентрические (в плане самореализации) и другие потребности.

Коммуникативная потребность определяется настоятельной необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией с целью взаимодействия в различных сферах своего существования и возлействия друг на друга в условиях коммуникации различного типа. Степень мотивированности определяется силой потребности, которая концентрируется в коммуникативной установке как важнейшей социологической доминанте коммуникации. Чем настоятельнее потребность, тем устойчивее коммуникативная установка и тем более последовательно ее выражение в высказываниях и дискурсах. В актуализации коммункативной установки наблюдается использование либо одних и тех же коммуникативных средств (эффект усиления при повторяемости), либо разных средств (эффект усиления при скрытой повторяемости за счет варьирования коммуникативных средств).

Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах. Среди когнитивных характеристик, отмеченных в языковой личности, для коммуникативной личности сущсевтенным является знание коммуникативных систем (кодов), обеспечивающих адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, и воздействие на партнера в соответствии с коммуникативной установкой. Чрезвычайно важной характеристикой коммуникативной личнсоти является способность наблюдения за своим «языковм сознанием» (интроспекция), а также рефлексия (осознание не только этой способности, но и оценка самого факта сознания. Когнитивный параметр является связующим звеном между мотивационным и функицональным параметрами. С одной стороны, он определяет уровень коммуникативной потребности, ее обусловленность различными аспектами познавательного оптыа ндивида, с другой стороны, даетвозможность выбора наиболее эффективного способа использования этого опыта в конкретных условиях коммуникации.

Функциональный пар аметр включает 3 характеристики, которые по существу, и определяют такое свойство личнсоти, которое принято называть коммуникативной (языковой) компетентностью.:

А) практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуалихации информационной, экспрессивной и прагматической функцией коммуникации;

Б) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения;

В) построение высказываний и дискусов в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами «речевого этикета».

Выделенные характеристики коммуникативной личности актуализиурются одновременно при помощи специфических механизмов речемыслительной деятельности, обеспечивающих установление и поддержане контакта, выявление намерений партнера, установление прямых и обратных связей, самокоррекцию, взаимодействие вербальных и невербальных средств и др. В этом процессе актуализируются все социологические доминанты коммуникации. Самым сложным является механизм, осуществляющий переход с уровня единиц в условиях постоянно видоизменяющихся ситуативных факторов коммуникции. В самом общем виде этот сложный процесс можно предстаивть в рамках теории оперативной памяти, предложенной исследователем механизов речи Н.И. Жинкиным. Оперативная речевая память имеет «двухэтажную структуру» – на «первом этаже» осуществляется отбор слов для высказывания,к оторые не только удерживаются в памяти, но частично развертываются в более сложные единицы – словосочетания; на «втором этаже» слова связываются в целые блоки согласно грамматическим правилам – в синтагамы, которые обеспечивают линейное развертывание естественной речи.

Оценка коммнуикативной личности как социального феномена зависит от степени эффективности выполнения основных социально значимых функций – функции взаимодействия и функции воздействия. В этой связи важно различать (как в родовом понятии) коммуникативную личность («личность как ндивид») и коммуникативную Личность («личность как индивидуальность). Помимо типовых хараткеристик, эффективность актуализации которых, вконечном счете, зависит от степени социальной значимости (в личном и/или общественном паланах) коммуникативнаой установки, коммуникативная Личность обладает целым рядом индивидуальных характеристик, среди которых, особо выделяют коммуникабельность и так называемую харизму.

В обиходной речи, да и в научно-популярном контексте коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе входит в контакт в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с активной коммункативной деятельность. Коммуникабельность обусловлена не только психологичсеким типом индивида, но также социальным опытом общения, предсуматривающим ориентаицю на партнера – умение слушать и сопереживать, одновременно корректировать свое речевое поведение.

Харизма (греч. – грациозность, красота) понимается как личное обаяние, приятгательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидаульными характеристиками, как динамизм, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и др. – все то, что составляет видовое понятие «харизматичсекая личность» - образ, сознательно и бессознательно культивируемый СМИ и целенаправленно создаваемый професионалами – «имиджмейкерами». Значительное место в структуре харизматической личнсоти занимает коммуникативная компетентность, которая, кстати,труднее всего поддается совершенствованию прежде всего отому, что трудно добиться полной гармонии во взаимодействии вербальных и невербальных средств коммуникации. С течением времени у каждого индивида вырабатывается свой коммуникативный стиль. Следующие типологии не являются исчерпывающими и построены на разнородных основаниях. Например: доминантный, драматический (с элементами преувеличения), аргументативный (предполагающий спор, дискуссии), впечатляющий (запоминающийся благодаря удачному употреблению слов или фраз), спокойный (уравновешенный), внимательный, открытый и др.

В плане воздействия как социально значимой функции выделяются 2 основных типа коммуникативной личности:

А) доминантный, для которого характерны самоуверенность, напористость;

Б) реагирующий, для которого характерны аргументативность, аналитизм и отзывчивость.

 

2. Имиджмейкер.

Правильно подобранный имидж представляет собой наиболее эффективный способ работы с массовым сознанием. Имидж отражает те ключевые позиции, на коорые безошибочно реагирует массовое сознание. Это попытка перевода массового сознания на автоматические реакции. Имидж призван сэкономить наше время. Он задает апробированные пути идентификации объекта. Объект в результате становится узанаваемым и неопасным. Мы начинаем легко прогнозировать его действия. Эта фукнция имиджа называется идентификацией. Существует и еще одна функция имиджа, которую мы обяазны учитывать. Назовем ее идеализаицей. В этом случае имидж пытается выдать желамое за действительное. И в том и другом слуаче имидж имеет функцию противопосатвления, посолкьу он строится системно, исходя из уже имеющихся имиджей.

Первая задача имиджмейкера – принципиальная «индивидуализация» своего товара. Объект должен быть узанваем и отделен от других. Например, образ мэра Москвы Ю. Лужкова дополняется такими чертами: он любит купаться в проруби, играть в футбол, он дружит с диггерами, у него молодая жена. Даже кепка у него на голове – и то своя.

Западный мир задает большую индивидуализацию, поэтому журналисты знают даже марки вин, которые любят те или иные знаменитости. Госсекретарь США Джордж Шульц любил пить с газетчиками «Мартини». Уорен Кристофер предпочитает белое вино и принципиально не пьет красного. Публике хорошо известны и другие подробности его жизни:

«У Кристофера большая коллекция дубортных костюмов из английской шерсти, сшитых по его личному заказу одним из лучших голливудских портных в Беверли-Хиллз (цена от 1095$ и выше). Галстуки и рубашки деляются для Кристофера также персонально. Но уже в Англии, тем же портным, что одевает принца Уэльского.обвиненный кем-то в дендизме, Кристофер возразил: «Манера хорошо одеваться – это знак вашего уважения к лицам, с которыми вы встречаетесь"» Масимально индивидуализированным политиком в СНГ стал В. жириновский.

Вслед за индивидуализацией идет акцентуация. Имиджмейке должен внести определенные характеристики в образ своего героя, когда те или иные качества, присутсвующие потенциально, начинают приобретать гипертрофированные размеры, оттесняя все остальные.

Одной из основных характеристик человека, на которых имиджмейкер должен акцентировать внимание, является его профессионализм. Элери Семпсон (она) раскладывает профессионализм на 5 составляющих: компетентность, уверенность, доверие, постоянство и контроль. Под контролем понимается контроль над своими эмоциями. Тут же умение контролировать других, контролировать выполнение проектов, то есть типичные и для нас и для Запада характеристики руководителя. По поводу постоянства она пишет: «Имидж должен реализовываться постоянно, чтобы бвть эффективным. Ваш имидж ежедневно влияе, не только на вас, но и на всех, кого вы встречаете».

Уверенность выражается даже во внешности: человек стоит прямо, дышит легко, не боится смотреть в глаза. Человек чувствует себя хорошо подготовленным и хорошо информированным (именно здесь ему должен помочь его аппарат). Тогда, как следствие, он порождает тексты, насыщенные позитивными, а не негативными эмоциями. Что касается ккомпетентности, то политик или бизнесмен, должны четко знать, в чем именно они превосходят соих конкурентов. Сбить этот уровень компетентности обычно пытаются стандартной фразой: «Это смог бы сделать каждый». Поэтому следует быть готовым к таким атакам. Этап, следующий за индивидуализацией и акцентуацией, - это продвижение. Как и врекламе, необходимо проведение кампаний, чтобы люди не просто узнали о данном «продукте», но и поняли все его характерные черты и преимущества. Продвижение учитывает все составляющие, включая сильную опору на аудиторию. Имиджмейкер должен сам создавать для лидера условия, в которых он будет наиболее выгодно представлен аудитории. И лидер играет свою симоволическую роль не отклоняясь от сценария.

 

3. Спиндоктор.

Каждый день приносит нам новые типы профессий. Спиндоктор лечит событие, точнее то, какое освещение событие может получить в масс-медиа. В мире резко возросла роль масс-медиа. Отсюда следует понятное стремление ничего не пускать на самотек. Покольку в противном случае действует, как правило, закон бутерброда: ситуация реализуется по худшему из сценариев. Спиндоктор призван опровергнуть универсальность закона падающего бутерброда, чтобы при его участии бутерброд упал как следует. Спиндоктор даже готов вмешаться в семейную жизнь. Здесь не только возникает дело М. Левински, но и министра Великобритании Робина Кука. Робин Кук решил оставить жену и жениться на секретарше, после того, как бульварная газета «Ньюс оф Уорлд» собралась сообщить об этом романе. Его жена Маргарет читает, что ее мужу дали понять: предпочтительнее выбрать любовницу, посолкьу тогда развод можно будет списатьна разладившийся брак и страстную любовь, тогда как вернувшийся в семью муж все равно будет выглядеть развратником, пусть и раскаявшимся.

Американцы выпустили фильм «Хвост машет собакой», где демонструется технология переключения общественного внимания с одного события на другое: сексуальный скандал сменяется инсценированной войной с Албанией. Герой, которого играет де Ниро, говорит: «как только Рейгану стал грозить скандал Иран-контрас, мы на следующий день вторглись в Гренаду. Вонйеа – лучший способ отвлечь публику».

Чаще всего спиндоктор занят исправлением освещения собыия в СМИ, после того, как информационное сообщения приняло неблагоприятный оттенок. Само слово спин» означет «верчение, кружение». То есть это подача событий в более благоприятным виде. На современном языке мы можем определить эту область как менеджмент новостей. Такой менеджмент особо значим в кризисных ситуациях: то ли это забастовка, то ли неправильно истолкованное выступление первого лица (точнее оно было правильно истолковано в соответствии со сказанным, но теперь требуется отказаться от этой интерпретации). Б. Брюс говорит о том, что целью подобной работы является принятие правильной линии масс-медиа. Такая техника впервые применилась в дебатах Форд –Картер, когда было обнаружено, что тот, кто первый убедительно признает себя победителем, того призанет и массовое сознание. В рамках этих дебатов какндидат в вице-президженты Р. доул выступал против такого же кандиадата с другой стороны У. Мондейла. Тут они были равны. Но сразу же после дебатов по 3 сетям ТВ выступили в прямом эфире в его поддержку известные лица. То есть эфир был забит радостью декларируемой победы еще до того, как оппоннеты получили доступ к эфиру. Отсюда следует важный вывод, что событие и его освещение могут и не совпадать. Для достижения успеха надо организовывать и то и другое.

Здесь провляется очень важное правило: спиндоктор пытается сделать за журналиста его работу. Подобный подход и позволяет выхдить на те интерпретации действительности, которые считает нужным именно спиндоктор. В предтсловии к своей книге Говард Курц заявляет, что Белый дом имеет достаточно большой опыт в области спинопераций. Прессу обольщают и запугивают, чтобы добиться своего – представления адинистрации в нужом ракурсе. Подобные методы управления прослеживают от Ф. Рузвельта, который на своей первой пресс-конференции в 1933 г. заявил, что не хочет, чтобы его цитировали, зато готов предоставлять «вспомогательную» информацию. То есть это уже прямое управление прессой.

Подготовка ожидания события предопределяет успех и неуспех самого события. Во многих случаях военного вторжения считали, что лучше умолчать о чем-то чем говорить. Есть и обратные примеры (слухи о жестокости Чингисхана в случае отказа сдаться в плен). Сюда же относятся сознательные утечки информации, позволяющие увидеть реакцию публики. В случае спинджоктора под подготовкой события понимается не репетиция его, а подготовка ожиданий аудитории. Ей заранее предписывается, как именно она поступит при наступлении данного события. Наиболее предсказуемы в этом плане ритуалы, в них за ожиданием следует точное наступление события. Ритуал можно определить как жесткое соединения события и ожидания, поэтому риуалы никогда не отклоняются от свое заданной формы. Многие являения человческой истории заранее расписаны по типам поведения. Мы знаем, когда следует смеяться, а когда плакать. Это тольк в сказаке дурак получал побои, когда говорил невпопад, например, несущим покойника желал: «носить вам – не переносить».

Спиндоктор фиксирует успех. Профессионально это направление, наверное, впервые оформилось в парижской опере в 1820 г., когда был создан феномен «клаки», где товаром стали аплодисменты. К 1830 г. клакеры получили сильную популярность. Интересен открытый характер этого типа деятельности, когда однии те же люди под руководством ого же человека каждый вечер занимались своим бизнесом. Через 100 лет после зарождения клаки в лондонской «Музыкальной таймс» печатались цены на услуги итальянсих клакеров:

 

За аплодисменты при выходе, если это джентльмен – 25 лир.

За аплодисменты при выходе, если это леди – 15 лир.

Обыные аплодисменты в ходе представления – 10 лир.

Громкие и продолжительные аплодисменты в ходе представления – 15 лир.

Еще более громкие и длительные аплодисменты – 17 лир.

За вмешательство криками bene! И «Браво» 5 лир

За «Бис» во что бы то ни стало 50 лир

Дикий энтузиазм – следует заранее договариваться о сумме.

 

Слово «клакеры» встречается и Ключевского в его пассаже об отношщении Екатерины к лести: «Ее недостаток был в том, что наемное усердие клакеров она нередко принимала за выражение чувств увлеченной и благодарной публики». Мы можем найти интересные варианты развития русской истории,где организация событий напоминала действия спиндоктора. Например, у В. Ключевского приводится счена разговора Екатерины с И.И. Бецким, который обращается к Екатерине с вопросом: «Скажите, кому вы обязаны своим возвышением? – Богу и избранию моих подданных», - отвечает Екатеина. «Так я нечастный человек», - сказал Бецкой в слезах, стоя на коленях, и снимает с себя александровскую ленту и кладет к ногам Екатерины. «Что это значит?» – спрашивает Екатерина. «Я несчастнийший человек, если Вы не признаете мення единственным виновником воцарения. Разве не я подстроил умы гвардии, разве не я бросал деньги в народ?» Отсюда мы видим, что спиндоктор находил свою работу и при отсутствии масс-медиа, находя другие пути влияния на массовое сознание.

Все это связано с иной ролью народа, когда он является не пассивной, а активной составляющей общественного процесса. Впервые этого коснулся Петр I, когда заговорил о добре общем, о пользе народа, об обязанностях. «долженствах» государя. Но первым серьезным ПР-обращение следует считать деятельность Екатерины. Это имеет и объективные причины, дело в том, что она чувствовала себя неуверенной в период воцарения, и ей следвоало завоевывать симпатию различных социальных слоев, чтобы обрести нужную степень устойчивости. В. Ключевский описывает эту новую для российских монарходв ситуацию словами: «Продолжая попытку Петра, Екатеина в эту сторону прежде всего направила свои усилия. Но обращаясь к разуму народа, Екатерина быдила в нем и чувства, которые способны были еще сильнее слонить умы нас торону законодателя. Так, предприната была Екатериной достопамятная кампания, целью которой было завоевать народное доврение и сочувствие. Этак кампания велась выходами, поездками, разговорами, учащенным присутствием на заседаниях Сената, более всего указами и манифестами. Начиная с манифестов 28 июня и 6 июля 1762 г. о воцарении, пр всяком удобном случае – в указах о взяточничестве, о разделении Сената на департаменты, в манифесте о заговорщиках, в рескриатах русским послам и губернаторам, даже в частных беседах – настойчиво заявлялось о происхождении нового правительства, о его намерениях и заботах, о том, как оно понимает свои задачи и свое отношение к народу. Прежде всего предстояло выяснить источники приобретенной власти. Новое правительство было горячо приветствиовано общественным мнением, и общественное мнение было провозглашено законным политчисеким фактором, органом народного голоса, его привествие, скрепленное присягой, - формальным актом народного избрания. Манифест 28 июня гласил, что императрица принуждена была вступить на престол, побуждаемая опасностями, какими грозило всем верноподданным минувшее царствование…».

Перед нами серьезная ПР-кампания, вероятно, одна из первых с точки зрения систености и всеохватности в российской истории. И здесь сразу проявляется уровень спиндоктора, например, в указании такого канала коммуникации, как «частные беседы».

Первым спиндоктором, наверное, следует признать издателя Н. Новикова, о котором Ключевский сказал, что впервые русский дворянин вышел на службу Отечеству с ером и книгой, а не огнем и мечом. В своих журналах Новиков вывел карикатурное изображение света, зараженного галломанией. Это важный аспект жизни высшего свет атого общества. «Люди считали несчастием быть русскими и, подобно, Иванушке Фонвизина, утешались только мыслью, что хотя тела их родились в России. Но души принадлежали короне французской. Такое направление умов в высшем общесве грозило немалыми опасностями. Но что бы то был за руководящий класс, который не понимает руководимого им общества и даже презирает его».

 

Спиндоктор работает

 

 

В вербальной сфере в невербальной сфере

 

Спиндоктор организует и реорганизует событие в его коммуникативной плоскости. Основным аспектом каждого реорганизуемого события становятся его последствия для массовой аудитории («как это аукнится»). Каждый шаг измеряется исходя из этой перспективы. Для события с позиции спиндоктора главенствующим оказывается чисто коммуникативный аспект. Роль спиндоктора несводима к роли журналиста:

 

  Журналист Спиндоктор
Цель сообщения Факт Интерпретация (при этом даже утечка факта делается ради той или иной интерпретации)
Целевая аудитория Массовая аудитория Журналисты (для достижения через их посредничество массовой аудитории)
Вхождение в коммуникативный процессс В начале В любой точке коммуникативного процесса

 

Спиндоктор

Журналист СМК массовая аудитория

 

 

Спиндоктор в состоянии обыграть ситуацию. И это его наиглавнейшее свойство. Он делает это, отбирая наиболее эффективные сообщения, помещая их в наиболее важные каналы, выбирая для этого лучшее время. Лучшие из них являются виртуозами работы с масс-медиа. Это связано также с иной ориентацией работы, что можно добавить в качестве четвертого признака различий между журналистом и спиндктором. Спиндоктор нацелен не столько на созхдание, как это имеет место у журналиста, как на предупреждение (не того создания события, которое требуется). То есть спиндоктор нацелен на предупреждение, а не информирование. А это более сложный продукт, посольку предупреждение включает в себя, в числе прочего, и создание. Это говорит еще об одном различии – пятом – как в области ПР приоритет отдается косвенным способом достижения цели, в то время как журналист привержен прямым.

3. Переговорщик.

Сегодняшние государственные деятели уже достаточно легко оперируют таким термином, как «переговорщик». Например, бывший российский вицепремьер Ю. Маслюков мог со всей определенностью сказаьть: «У нас есть опытные перегворщики». В этом отражается понимание, по крайней мере, двух вещей. С одной товроны, допускается существование иной стороны со своими интересами,к оторой невозможно приказать, а следует искать компромиссы, в чем-то уступая самому. С другой стороны. Это определенное признание существования отдельгной профессиональной области, которй отдается предпочтение при обращении к определенным вопросам.

Переговорщики стали достаточно частой приметой фильмов, где происходит захыват заложников. Они ведут перегворы с целью не допустить человеческих жертв. И даже в фильме «Пятый элемент», когда герой Брюса Уиллиса в качестве переговорщика влетает в комнату и вдруг стреляет в командира противоположной стороны, человеческих жертв все равно нет, посольку против него действуют инопланетяне.

В переговорах между лидерами 2-х супердержав присутствовало максимальное напряжение. Снять его впервые удалось при поездке Хрущева в США, где состоялась его встреча с Эйзенхауэром. Как пишут сегодня: «Главный результат Кэмп-Дэвида – это, конечно, достигнутый там психологический сдвиг. В отношениях суперврагов были заложены человеческие основы поведения, посеяны семена доверия, если даже они и дали всходы несколько лет спустя. Пожалуй, впервые родилось стремление использовать стол для переговоров не для перебранки, а для решения острых международных проблем – германской, разоружения, массовых испытаний»

Подобная смена отношений часто сявзана с проявлением элементарного интереса друг к другу. Как пишет Н.С. леонов: «нормальный человек всегда с повышенным вниманием относится к тем, кто проявляет интерес к его взглядам, суждениям, трудам.

Однако, эксперименты показывают, что смена отношений между контактирующими представителями не меняет стереотипных отношений ко всей группе. «Исследования демонстрируют, что даже. Если позитивные отношения формируются в отношении члена группы, с которым происходит контакт, эти отношения не могту обощаться по отношению ко всей группе, а групповые стереотипы сохраняются.

Переговорщик призван:

А) перейти на язык своего оппонента,

Б) продемонстрировать уважение к его требованиям;

В) предложить такой вариант решения проблемы,к оторый учитывает интересы оппонента.

Только такой путь может принести успешный результат. Но переговоры – это процесс, растянутый во времени и пространстве (кстати, более выгодным для проведения переговоров считается свое, а не чужое место). М. Лебедева разделяет переговорный процесс на 3 стадии:

1) подготовка к переговорам (предперегворная стадия);

2) процесс их ведения и достижения договоренностей в случае, если переговоры закончились их подписанием (стадия взаимодействия);

3) анализ резульаттов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. (имплиментация).

М. Лебедева также подчеркивает, что часто для разрешения конфликта избираются сигналы, а не переговоры, при этом наличие или отсутствие каналов коммуникации между ними не имеет значения: «В октябре 1973 г. между США и СССР такие каналы были, однако СССР предпочел выводом своего есонала из Сирии и Египта «просигнализировать» о том. Что он не собирается напрямую участвовать в развитии конфликта на Ближнем Востоке. Порой участники выбирают сигналы, а не переговоры, как путь наименьшего риска и наименьших обязательств: впоследствии легче сослаться на то, что сигналы были неправильно поняты».

Подобное поведение не является конструктвиным, в нем оппонент не готов не только идти на уступки но даже не хоче выслушать другую сторону. Конструктивное поведение иное. Дж. Ходжнсон предлагает 4 стадии реальной конструктивности:

Стадия 1. Помните о тех позитивных целях, которые пивели вас за стол переговоров.

Стадия 2. Наглядно демонстрируйте партнеру готовность срвместно искать приемлемое решение.

Стадия 3. Вовлекайте партнера в процесс выработки решения.

Стадия 4. Выразить готовность признать точку зрения оппонента.

Здесь во всех 4-х стадиях красной нитью проходит признание партнера по переговорам. Если его признают как данность, то приходится смиряться и с тем, что его интересы могут быть иными. Признавая интересы партнера, приходится признать и то, что они также имеют право на существование. Вся сложность переговоров состоит в этом переходе к признанию права на иную точку зрения у оппонента. Однако другого варианта не дано.

Есть также теория циклов переговоров, где в каждом из них преобладает эквивалентность или неэквивалентность:

Начало переговоров. В начале переговоров типичным является неэквивалентность в ответ на предложения другой стороны. На жесткость они отвечают умеренными требованиями, на уступчивость – требуют много. Образуется дисбаланс.

Середина переговоров. Это самый длинный период, здесь может преобладать эквивалентность: на жесткость отвечают жесткостью, на уступчивость – уступчивостью. Здесь характерным является стремление к балансу интересов.

Конец переговоров. Здесь вновь возникает неэквивалентность, связанная с прессом времени, с необходимостью обязательного завершения перегворов какой-то договоренностью. В столкновении с жестким партнером возникает амбивалентность, связанная с необходимостью завершения переговоров.

Наиболее эффективной тактикой для ведения переговоров по этой модели становится завышение требований в начале, затем в ответ на уступки другой стороны постепенного измеенения и своих требований. Но изначально завышенная планка не даст в этом случае упасть слишком низко.

Переговоры представляют собой интеллектуально сложный процесс, что отражается в серьезной подготовке к нему. Чем существеннее подготовлен процесс, тем выше вероятность в достижении успеха. Выигрывает тот,кто в достаточной степени учтет работу с оппонентом. Это порождение нформации в диалогичсеком режиме, а не монологическом, к которому привыкли властные структуры.

4. Кризисник.

Александря Лебедя рекламировали в период выборов в Красноярске как специалиста по кризисным ситуациям. Значит, это положтельный образ для сегодняшнего дня. Мы привыкли к кризисам, настал черед привыкнуть к кризисникам.

Криисная коммуникация признается в качестве новой обласи знания и на Западе. Одна из центральных проблем, возникающих при кризисе, эт колоссальный дефицит информации. Кризис разрывает сложившиеся информационные потоки. Они осуществляются, но оказываются не в состоянии выполнить свои обычные функции. А для нового функционирвоания данные системы не приспособлены. Например, постчернобыльская ситуация, когда несколько миллионов населения Киева вынуждены были перейти на собственное информационное обеспечение, посольку официальные потоки их явно не удовлетворяли. К ним сразу возник мощный импульс недоверния.

Сложность кризисных ситуаций возникает также по следующей причине. Специалисты оценивают ситуации риска исходя из статистики, отражающей прошлый опыт. В то же время публика оценивает ситуацию эмоционально, а не рационально. При этом используется 2 вида языка – как вербальный, так и невербальный. Как пишет Р. Нордлунд: «Существенные и достаточно видимые меры (эвакуации, местное объявление чрезвычайного положения и т. п.) могут сопровождать сообщения, направленные на то, чтобы убедить публику в том, что «нет причин для тревоги»).

Для кризисных коммуникаций как особого типа дискурса характерно оперирование не деталями, а целыми блоками. Люди ощущают нужду в завершенном тексте, сюжет которого как бы доводится до предела: например, во время армянского землетрясения ходили слухи, что мародеров расстреливают на месте. Сложная ситуация как бы требует более сложных конструкций длля своего описания. Она должна компенсировать разрывы, когда сознание оказывается не готовым к восприятию катастрофической ситуации. Кстати, официальный чернобыльский дискурс первых дней отличала странная закономерность: власти, наоборот не допускали выхода на обощение. Основные рекомендации сводились к тому, что нужно мыть руки и проводить влажную уборку помещения. То есть знаково перед людьми шел процесс сознательного упрощения ситуации.

Для кризисных ситуаций характерным элементом станвоится не только дефицит информации, но и потеря доверия к ее ист очникам. Поэтому особую роль начинают играть те, кто выступает перед населением. В кризисные периоды местные СМИ более серьезно оценивают ситуацию. Как считает Р. Нордлунд, в кризисной ситуации местные масс-медиа пытаются сконцентрироваться на решении проблемы, а не на критике власти. Позднее начинает срабатывать эффект бумеранга и масс-медиа достаточно серьезно критикуют власти. Приблизительно по этой модели (правда из-за жесткой цензуры) работали украинские масс-медиа в постчернобыльский период. Журналисты же, как ив се остальные, достаточно болезненно воспринимают вводимые цензурные ограничения. «Исследования показывают, что есть необходимость включения гораздо больше публичных организаций в информационные усилия, чем это обычно считалось до Чернобыля. Публичная информация должна сообщать гражданам о событиях и объяснять причины и ожжидаемые последствия».

Однако при этом именно СМИ часто становятся источником кризисной ситуации. Весной в 1996 г. в Западной Европе прокатилась волна разоблачений и запретов, вызванная опасностью употребления в пищу говядины «бешеных» коров, заставила в который раз обратить внимание на поведение СМИ в кризисный период. А ситуация с «бешеной» говядиной действительно по всем канонам и масштабам соответствовала значимости кризиса: несла угрозы для здоровья людей в масштабах не только одной страны-производителя -–Англии, а кроме того, ставила знак вопроса над судьбой целой отрасли животноводства. «нет бешеных коров – есть бешеные журналисты» – в такой гротескно-экспрессивной форме в который раз прозвучали тггда сомнения по поводу роли СМИ в ериод «говяжьего кризиса». По сути, СМИ могут выступать не только эхом или ретранлятором скандала, но и сами могту спровоцировать нежелательное развитие ситуации.

Кризис, который всегда развивается в ситуации нехватки времени, активно вызывает к жизни прошлые методы решения однотипных проблем, даже отдаленно напоминающих данную ситуацию. В случае активного распространения новстийной и развлекательной инфраструктуры Запада на новые страны происходит столкновение 2-х знаковых пространств, когда предлагаемые с экрана сообщения начинают читаться по-иному другими зрителями. Существует и обратная проблема: восприяие действительности стран третьего мра зрителями развитых стран. Как пишет Пол Кеннеди: «Все более расширяется разрыв между восприяттем зрителями развивающегося мира поражающего их богатства, которое представлено во многих развлекательных сериалах, и гражданами развитых стран,к оторым часто показывают немыслимую нищету, отвратительное питание, последствия войн и природных бедствий, типичных для Африки, Ближнего и Среднего Востока и других регионов. Страшные бедствия, подоюные эфиопскому голоду 1985 г. – иногда приводят в ужас зрителей и вызывают широукий общественный резонанс. Показ снятых на пленку курдских семей, бегущих от гнева Саддама Хуссейна в начале 1991 г., реакция европейских парвительств и американсокго общественного мнения – все это заставило Белый Дом оказать помощь в созаднии анклавов курдских беженцев№.

Вероятно, в этом случае зритель вновь ощущает отсылки к определенной пра-памяти, записанной в истории человечества, он не смотрит на это глазами вспервые все это увидевшего человека.

Кризисные коммункации предполагают множественность во здействия, поскольку возникает момент информационного шума, когда трудно вычленить главное и решить, на что именно реагировать. Приведем несколько примеров из ситуации по штурму Белого Дома в октябре 1993 г.:

· «В 23.00 по каналам МБ и МВД стала поступать информация, что штурм назначен на 4.00 ночи 27 сентября. Перед штуромом Ельцин организовал психологчисекое давление на руководство парламента: к Руцкому приходили Степашин, Явлинский с болдыревым и ряд других посыльных с уговорами немедленно сдаться на милость Ельцина, т. к. ночью будет штурм».

· «с 21.30 репертура «Желтого Геббельса» (автобус с громоковорителями) резко изменится – вместо «Путаны» пошел афганский цикл. Предпочтение было отдано песням об атках, штурмах и действиях десантно-штурмовых батальонов».

· «Среди журналистов было много информаторов Ерина и лиц, профессионально работающих на спецслужбы Ельцина. Прямо из Белого дома» они по радиотелефоннам регулярно докладывали в МВД обстановку, численность остов и вооружений, нередко сообщали свои наблюения напрямую в аппарат Ельцина. С журналистами-стукачами никакой борьбы не велось и их даже не выгоняли. Просто это обстоятельство учитывалось и практически использовалось, когда нужно было забросить противной стороне какую-либо дезинформацию».

· «В эфире МВД-шники рассыпади угрозы, периодически обещали всех уничтожить, кровожадно сообщали, что пленных и вообще живых брать не будут. Сплошным потоком шли грязные подробности, мат».

Характерной чертой кризисного поведения становится непредсказуемое развитие событий. Например,: «На какое-то внемя показалось, что вот-вот начнется запланирвоанный митинг. Однако дальше произошло следющее. Неожиданно для многих в центре площади обдразовалось плотное людское кольцо,к оторое резко двинулось на Садовое кольцо, в направлении Крымского моста. Раздались недоуменные возгласы типа: «Вы куда? Мы же так не договоривались. Митинг назначен здесь на Октябрьской». Но с садового кольца уже неслись призывы: «Вперед, к «Белому дому». Возможно, это связано с неадекватной обработкой получаемой информации, которая имеет место в толпе, а также очень сильным инстинктом повтора поведения, присоедения к тому, кто принял решение. Хотя некоторые модели поведения можно предсказать именно из-за отсылок к прошлому опыту, даже почерпнутому из такого варианта коллективной памяти, как кинофильм. Например: «При приближении демонстрантов мост ощетинился. Колонна остановилась в 100 метрах, и, чтобы избежать столкновения, на переговоры с ОМОНом отправилась группа во главе с батюшкой, но щиты не разошлись. И под песню 2Варяг» колонна угрюмо двинулась на заграждения. История научитла: оружие демонстрантов – камни. Люди джобывали их, выковыривая асфальт из трещин на дорожном покрытии мости».

В принципе стрессовые ситуации сразу реализуют более примитивные модели поведения.

 

5. Спичрайтер.

 

Мы часть сталкиваемся с негативным отношением к спичрайтеру, когда акентируется его незначимая роль на фоне написанных им текстов, громко звучащих из уст первых лиц. Но статус профессионалов, участвующих в создании документов для руководителей государств, действительно достаточно высок. Например, «Независимая газета» (1998 г.) перечислила с должным уважением имена и биографии 3-х референтов Б. Елицна в специально посвященной этому заметке. Статус спичрайтеров возрастает в кризисные приоды, когда написнные им слова становятся серьезными делами. Так, спичрайтер Дж. Кеннеди в период кубинского кризиса 1962 г. изучал сходные кризисные выступления президентов Вильсона и Рузвельта. Произненсение речи требует серьезных усилий со стороны самого лидера. Начальник личной охраны фюрера Раттенхубер вспоминал, что Гитлер так возбуждался во время произнесения речей, что после выступления должен был принимать теплую ванну. При этом речей ему никто не писал, он никогда не тговорил по бумажке. О хрущеве также споминают как о неплохом выступающем: «Хороший оратор был Хрущев. И голос вроде бы тонковат, и говорил неграмотно, с грубейшими ошибками, но аудиторией управлять умел. Мог, когда хотел, заставить ее и смеяться, и аплодировать». В своетское время спичарайтеры также существовали, хотя и назывались тогда просто помощниками. Это были негры, день и ночи корпевшие над составлением многословных речей и зявлний Хрущева.

В. Костиков отмечает как частный вариант выступлений Б. Ельцина без текста, который был заранее подготовлен его помощниками. «Обычно он доставал из кармана приготовленный помощниками текст выступления и, помахав им, небрежно бросал на трибуну: «Что это они мне тут приготовили, ерунду какую-то», - говорило его лицо. И наинал «импровизировать». Конечно, выступление без текста, особеннос по сложным аспектам политики, всегда таит в себе опасность. Помощники в таких случах переживают: не сказал бы чего лишнего». Нонекоторые «импровизации» президента, которые казались опасными или ошибочными, на самом деле являлись его собственными «домашними заготовками», которые он держал в секрете от помощников».

Существенным моментом является проверка реакции населения на выступления. Американцы со врмен Второй мировой войны пользуются системой, где каждый отдельный слушающий может фиксировать свое отношение, которое затем сводится воедино. Так в период выборов 1996 г. такая аппаратура фиксировала оценки от 0 до100. Затем лучшие части речи остаются, усиливаются. В рехультате формируется сильный текст. Кстати, еще одним правилом инструментария является то, что, к примеру, тексты Б. Клинтона писались на основании почты, поступающей в Белый дом с использованием практически той же лексики. То есть гражданин в резульате слушит речь, которую и хотел услышать.

Общая модель раюоты спичрайтера в слуае российского президента представет в следующем виде. «Обычно работа над официальными речами президента велась по такой схеме: президент ставил самую ощую задачу, давал ключевые политические элементы, а помощники в процессе подготовки выступлений внедряли в текст свои собственные идеи и заготовки, которые потом либо принимались, либо отвергались президентом. Но бывали периоды, когда даже при подготовки серьезных выступлений мы не получали никаких политичсеких ориентировок. С течением времени, видимо с нарастанием политической и физической усталости президента, такое случалось все чаще и чаще.»

Человечество очень внимательно прислушивается к вербальному потсрению модели мира, очень чутко реагируя именно на вербальные стороны тех или иных явлений. Так, в ппериод избирательной кампании А. Лебедя нашли, что у ермака фамилия была Лебедь, а также прокрутили известный фильм «Не стреляйте в белых лебедей». Г. Селезнев, реагируя на молодость министров правительства С. Кириенко, предложил называть министров правительства С. Кириенко, предложил называть росийский дом правительства «домом или дворцом пионеров» (новости НТВ, 1998, 6 мая).

Подобные яркие вербальные характеристики легко запоминаются, начинают пересказываться другим, что создает мощные коммуникативные потоки, при которых сообщения СМИ продолжают идти по межличностным каналам подобно прохождению анекдотов или слухов. Это делает воздействие имиджа более многомерным и, как следстве, ситуация и фигура политика запоминаются лучше.

Речи в этом плане являются высшим уровнем вербальной сферы. Поэтому службы ПР берут подготовку речей в свои руки. Речи, выступления всегда были существенным элементом социального управления. В них проступает особая магия слова, заставляющая людей завороженно вслушиваться в произносимые звуки. Часто подобная магия действует еще и потому, что в толпе люди переступают границы допустмой физической близости, поэтому начинают действовать чисто биологические закономерности возбудимости, облегчающей воздействие. Важным элементом является начало речи.Вслед за брабанными перфомансами Гитлера сегодняшние постановщики также подготавливают аудиторию музыкой и аплодисментами, довеля ее возбуждение до пика, и лишь затем выпускают первое лицо. Джае если мы говорим просто о выступлении, всегда важно определенным ообразом выделить это начало. Известный чтец А. Закушняк, обощая свой многолетний опыт, написал об этом следующим образом: «Перед тем как начать рассказывать, надо «собрать» публику. Очень важно это ощущение: «Я начинаю».

Классические примеры в истории ораторского искусства – Демосфен и Цицерон. Демосфен позавидовал славе оратора Каллистрата, еще будучи мальчиком. Демомфен подслушал выступление метра во яремя блестяще выигранного в суде процесса. «С тех пор, забросив все остальные занятия и десткие игры, он стал усердно упражняться в произнесении речей, надеясь со временем стать настоящим оратором. Он начал с речей в свою защиту, направленных против своих опекунов. Яон не выиграл процесс, но, закалившись в судебном красноречии, решил заняться государственной деятельностью. Первое же его вытсупление было освистано: «народ встретил его недовольными выукриками и насмешками над нелепым построением речи: ее периоды казались запутанными, а доказательства чересчур натянутыми. К этому, говорят, добавилась некоторая слабость голоса, неясное произношение и прерывистое дыхание, создававшее паузы между периодами и затемнявшее смысл произносимого. После этого Демосфен как бы сам себя создал. Он построил под землей особое помещение, куда стал ежедневно спускаться для занятий, иногда даже обривал наполовину голову, чтобы не отрываться от занятий по 2-3 месяца. Он использовал люую возможность для того, чтобы подняться на новый уровень: «Даже случайные встречи, беседы, деловые переговоры он использовал как повод и предлог для того, чтобы хорошенько поработать. Оставшись один, он поскорее спускался в свое подземелье и повторял весь разговор с начала до конца со всеми относящимися к делу доводами. Те речи, которые ему приходилось слышать, он тщательно изучал, по памяти восстанавливал ход суждений периоды; к словам ему сказанными кем-то другим или своим собственным, он придумывал всевозможные поправки и способы выразить те же мысли иначе». Демосфен не решался выступать без подготовки, считая, что тот, кто готовит речи заранее, предан народу и не проявляет равнодушия к тому, как воспримет речь большинство. Он отрабатывал не только содержание речей. Но и их исполнение. «Невнятный, шепелявый разговор он пытался исправить тем, что, набравши в рот камешков, старался ясно и отчетливо читать отрывки из поэтов; голос укреплял тем, что разговаривал на бегу или, аподнимаясь в гору, произносил, не переводя дыхания, стихи, или какие-нибудь длинные фразы. Дома у него было большое зеркало, стоя перед которым, он упражнялся в декламации».

Аналогично, ценою невероятных усилий, поднимался и Цицерон. «Говорят, что он не менее Демосфена страдал недостатками в декламации, а потому усердено поучался как у комического актера Росиния, так и у трагика Эзопа… Декламация же Цицерона немало содействовала убедительности его речей. Высмевая ораторок, прибегавших к громкому крику, он говорил, что те по немощи своей выезжают на громогласии подобно тому, как хромые сдатся на лошадей».

Сам Цициерон выделял 2 вида речей: ораторская речь (для выступлений в суде, на народных сходах, в сенате) и беседа (для встреч, споров, пирушек, собраний близких друзей).

Важной характеристикой, оцень ценимой населением, является искренность. Политик должен выглядеть и говорить так, чтобы мы ему верили.

Для написания хорошей речи американские специалисты по ПР Мэри Андерсон и Дон Спитнер предлагают осуществить следующие 10 шагов:

- начните работу с расспросов самого докладчика;

- узнайте о месте произнесенния речи, составе аудитории;

- сфокусируйте внимание на отдельной теме;

- получите одобрение темы и общего плана перед тем, как начать писать речь;

- пишите для человечксого голоса;

- думайте, как порадовать аудиторию, а не выступабщего;

- держите в голове любую критическую полемику вокруг личнсои выступающего;

- помните о важности повтрений; полсушайте чтение речи;

- подумайте о том, как рспространить речь, чтобы с ней познакомились как можно большее число людей.

Во время интервью с выступающим следует как можно подробнее записывать его слова, чтобы как можно более точно зафиксировать его обороты речи. Одновременно следует сформулировать ответы на такие вопросы: какова его личная манера говорения? Ритмика? Особенности выбора слов7

Решая вопрос об аудитории следует установить: в чем суть данного события, кто пирдет, быдет ли это разношерстная или однородная публика, возраст слушателей, их интересы, образование, отношение к оратору.

Выбирая тему, следует выснить, что именно волнует выступающего. Определить время выстуиления, ибо трудно будет удержать публику более 20-25 минут (6 стр. текста будут звучать 10 минут). Поскольку во время устного выступления слушатели не могут возвращаться к его началу, следует допускать некоторые повторения. То же касется и окончания речи, следует заранее предупредить о нем слушателей: «Перед тем, как покинуть трибуну…» «В завершение», «Я знаю, что вы готовы выслушать следующего выступающего, и перед тем, как уйти…». Постарйтесь избежать нашей любимой фразы «И последнее», которую мы повторяем многократно, убивая в слушателях всякую надежду дожить до окончания выступления.

Речь обязательно должна носить личностный характер, только тогда она останется в памяти.

Есть еще ряд конкретных замечаний, помогающих скорее говорящему, чем пишущему, но их обязательно нужно учитывать:

- все цифры в тексте записываются только прописью, чтобы выступающему не пришлось считать нули;

- подчеркивайте выделяемые слова;

- оставляйте большие поля при печатании, чтобы выступающий мог дополнить речь своими замечаниями;

- повторяйте существительные, избегая местоимений;

- используйте простые слова и утвердительные предложения;

- не перегружайте текст подчинеными предложениями.

 

Американская «библия ПР перечисляет следующие плюсы подачи материала через выступление:

1. Это прямой и убедительный способ общения, поскольку он представляет собой непосредственный контакт с живой аудиторией.

2. Он помогает «персонализировать» организацию, что особенно важно в наше время, когда большие организации не воспринимаются как личностные структуры.

3. Дает возможность диалогического, двустороннего общения.

4. Помогает демонстрировать открытость организации.

5. Увеличивает престиж выступающего и его организации.

6. Доносит мнение организации до аудитории.

7. Предоставляет авторитетный материал для последующих этапов коммуникации.

 

Мы до сих пор говорили лишь о тексте речи, но не менее важно и умение ее произнести, даже готовую. Политики и бизнесмены могут обратиться к весьма конкретным «тренерским» указаниям известных аткеров и чтецов. Возьмем для примера Александра Закушняка, в его соверах «Молодым рассказчикам», можно найти множество профессиональных замечаний. Приведем лишь часть из них (всего их 52):

- перед тем, как начать рассказывать, надо «собрать» публику, очень важно это ощущение «я начинаю»;

- начиная рассказывать, надо, чтобы установка была такой: «какой интересный рассказ я сейчас прочту вам»;

- хорошо, если будешь чувствовать, - хотя бы вообразив его, - что среди публики есть человек, который очень хорошо слушает и очень хорошо понимает;

- кончая одно положение и переходя к другому, надо успокоиться, оставить все и определенно перейти к другому; нельзя мазать;

- если в одном рассказе есть несолько глав, несколько картин, то каждая должна отделяться от другой тембром голоса; начало, середина и конец рассказа, первоя и вторая части и т. д., введение и эпилог – это все разные вещи; каждый раз, начная другое положение в рассакзе необходимо менять тембр голоса;

- огромное значение в искусстве рассказывания имеют паузы, необходио учиться держать их и владеть ими;

- все буквы в слове должны 2играть»; буква – помощник интонации;

- кто родил слова, тот правильно их дал; он их пережил, и поэтому они несут в себе то состояние, которое их родило;

- работая, можно пропускать, переставлять или менять некоторые слова и фразы, можно добавлять восклицания и т.п.; важно добиться правильного самочувствия. А потом уже можно очистить текст, уточнить.

Плутарх, как это ни удивительно для нас, считает в ервую очередь необходимыми для государственного деятеля чистые ПР-качества: «Пусть будет слово это высказывать нрав откровенный, подлинное благородство, отеческую прямоту и заботливость, а украшение его и прелесть составят понятия священные и мсыли всем доступные и убедительные. Пословицам, историческим примерам, преданиям и сравнениям в речах государственных принадлежит более места, чем в судебных2. Плуирах одновременно задает и особый тип общения, свяазнный с обращением к толпе, реагированием на реплику в споре; даже это не ускользает от внимания теоретиков античности: «Важнее всего, чтобы речь твоя перед народом была со тщанием обдумана и не пуста и ты был огражен от провала; как тебе известно, даже сам Перикл перед кажой своей речью происл у богов. Чтобы с его уст не сорвалось ни одного ненужного слова. Но когда отвечаешь противнику, необходим навык в быстроте и находчивости. Потому что обстоятельства меняются стремительно и приносят с собой как раз в гражданских распрях много неожиданного. Говорят, что Демосфен здесь бывал слабее других, ибо не ко времени терялся и мешкал… напротив тот, кто отталкивается от наличных обстоятельств и ловит мнгновение, умеет поразить, переубедить и нужным образом настроить толпу».

Если визуальный язык отличается передчей константных значений. То речь отличается явной динамичностью. Если на нее дополнительно накладывается реакция толпы или оппонента, то она становится динамичной вдвойне. С.Н. Паркинсон говорит об обращении: «за ним стоит живой человек, а не безликая администрация. В неем нем динных слов и запутанных конструкций. Слова чеканны, каждое – удар молота, а не клок ваты. Полезно также разбавить свою речь шуткой. Это всегда помогает – ваше обращение становится человечнее, оно привлекает внимание. Юмор закрепит его в памяти ваших слушателей. Ловко связать шутку с содержанием- в этом и есть фокус; запомнив одно, слушатель запомнит и другое».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных