Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задача творческого работника, проводящего подбор и компиляцию, заключается в том, чтобы организовать и упорядочить музыку в соответствии с драматургическим развитием программы.




Существует несколько методов подхода к использованию музыкального материала.

 

1. Наиболее простой, а поэтому и чаще всего используемый - иллюстративно-изобразительный метод. При этом методе основное внимание уделяется внешней стороне действия; так, например, в сцене, где герои расстаются, вводится музыка, передающая это настроение; если на сцене раннее утро, восход солнца - подбирается музыка, отражающая эту картину. Под иллюстративной музыкой принято понимать музыку бездейственную, то есть лишь повторяющую то, что ясно и понятно без нее. Так, положительные образы выражаются в музыке красотой мелодии, богатством гармонии, разнообразием ритмов, прозрачностью инструментовки. При характеристике отрицательных образов, темных сил, иноземных врагов используются жесткие ритмы, мелодическая примитивность, резкость тембров, что в сочетании со сценическими образами, атмосферой сцены воспринимается зрителем как внутренняя убогость, ничтожество, жестокость, бездушие и т. д.

2. Наиболее сложный метод - тематический. Такой метод требует глубокого взгляда на драматургию программы, определенного творческого опыта, музыкальной фантазии. В этих случаях музыка вводится как для характеристики отдельных героев, так и групп действующих лиц, объединенных общими интересами. Она может обобщать конкретное действие, указывать на дальнейшее развитие программы. При этом методе соблюдается единый стиль всего музыкального оформления, связанного единой музыкальной мыслью.

 

Часто план музыкального оформления не содержит точно какого-либо одного метода: в одном фрагменте музыка может быть введена как иллюстративно-изобразительный элемент, в другом она раскрывает идейный смысл или характер героя, его настроение.

Большое значение при выборе музыки имеют жанровые признаки произведения. Торжественный, патриотический концерт, игровая программа, новогодняя сказка требуют различной по форме и жанру музыки. Жанр (от французского - род, вид) - понятие, выработанное для обозначения внутривидовых подразделений искусства, ибо он воплощает черты эпохи, образа жизни и поведения людей. Жанр связан со всеми сторонами образной структуры искусства и прежде всего с темой, сюжетом, композицией. Отдельные элементы жанра (его внешние, материальные признаки) могут быть отнесены к художественной форме, но в целом он воплощает единство содержания и формы. Классификация жанров в музыке определяется жанрообразующими признаками. Оттого, какие признаки будут взяты за основу, такова будет в каждом конкретном случае и жанровая классификация. Музыкальные жанры чаще всего делят на три большие группы по способу исполнения.- вокальная (пение с инструментальным сопровождением или без него), инструментальная и вокально-инструментальная. Вокальные жанры связаны со словом (романс, песня), в то время как идейно-эстетическое содержание инструментального произведения (соната, симфония) выражается только в музыкальных звуках. Промежуточной группой выступают жанры вокально-инструментальной музыки (кантата, оратория), объединяющей возможности вокала и инструментальной музыки.

Иногда за основу подбора музыки берут кульминационные моменты программы, а затем, исходя из выбранного для этой кульминации музыкального отрывка, подбирают по форме и содержанию остальные музыкальные номера. (начинают с кульминации!!!)

 

Музыкальная драматургия образуется как результат столкновения различных музыкальных характеристик и их развития.

Решая вопросы музыкального оформления режиссер возлагает на музыку самые разнообразные драматургические задачи, использует различные её возможности. Музыка, введение которой всегда оправданно ситуацией, присутствующая в том или ином эпизоде, действующая на актеров слышащих и реагирующих на неё называется сюжетной.

Сюжетная музыка - это главным образом музыка, звучащая в повседневной жизни персонажей, являясь органической принадлежностью быта, социальной среды. Она существенно помогает воссозданию черт места и времени действия. Задушевная песня формирует атмосферу сердечности, походная военная, шуточная, пародийная музыка создает соответствующее настроение и отношение к происходящему.

Музыка всегда обобщает. Она способна ярче и полнее выявить и донести главную мысль, основную эмоцию действия и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происходящее на сцене или на экране (финал моего фильма о Глинке). В роли обобщения обычно выступает условная музыка, так как она более свободна и самостоятельна и потому обладает, как правило, большими возможностями в смысле обобщения и ассоциации, чем сюжетная. Актеры на неё не реагируют и как бы не слышат её, но она активно воздействует на зрительское восприятие, обладая более полной свободой и самостоятельностью. Обобщающая функция музыки всегда тесно переплетается с режиссерским отношением к происходящему. Обобщение, осуществляемое режиссером, выявляет точку зрения на конкретный факт, событие, звено действия.

 

Условная музыка не связанна с исполнительскими данными действующих лиц. Драматургические возможности условной музыки широки, хотя введение её в сценическое действо достаточно трудно: она требует убедительного внутреннего оправдания. Умело используемая режиссером, она может быть очень действенным средством выражения конфликта. Главное, насколько драматургически важным оказывается место, в котором дана та или иная музыка - включена ли она в узловой момент или второстепенные переходящие.

Приступая к музыкальному оформлению, режиссер, музыкант, организатор должны понимать и чувствовать не только, что и как должно звучать, но и какими средствами можно достигнуть требуемого звучания.

 

Одна из общих функций музыки - иллюстративность. Под иллюстративностью понимают прямую связь музыки со сценическим действием: персонаж получил радостное известие, напевает веселую песенку или танцует под звуки радиоприемника; драматически звучащая музыка выражает драматическую ситуацию на сцене и т. п. Однако следует заметить, что степень художественной выразительности музыки в этом случае во многом зависит от места включения и от самой музыки, от художественного вкуса, творческого чутья режиссера, композитора, звукорежиссера, организующих музыкальное оформление спектакля. Таким образом, музыкальная иллюстративность при творческом решении вопроса может помочь зрителю полнее прочувствовать сценическое действие, дополнить и разнообразить впечатления от видимого на сцене.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных