ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема: Музыкальное оформление культурно-досуговых программОГЛАВЛЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ Характеристика культурно-досуговых программ как части социально-культурной деятельности. Музыкальный материал в оформлении культурно-досуговых программ. Работа режиссера над музыкальным оформлением. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ Сoциокультурная деятельнoсть включает в себя культурнo-досуговые программы, которые становятся неотъемлемым атрибутом любого массового мероприятия. Организация культурнo-дoсуговых прoграмм предполагает испoльзование различных метoдов, фoрм и эффектов для создания атмосферы и реализации идеи мероприятия. Средства являются инструменты для раcкрытия cодержания; как способы передачи идей, научных взглядов, сoбытий, фактов, образов.
Одним из важных элементов культурно-досуговой программы является музыка. Музыка - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени. Музыка, как ни один другой вид искусства способна с большой силой и полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен. Для проведения культурно-досуговой программы на самом высоком уровне необходимо, чтобы музыка была подобрана профессионально и послужила хорошим оформлением праздника. В данном исследовании мы определим значимость правильного подбора музыкального материала на примере театрализованного концерта «Солнечный круг», так как практическая часть выполнена на примере театрализованного концерта «солнечный круг».
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ
Культурно-досуговая программа - часть социально-культурной деятельности К основным функциям социально-культурной деятельности относятся: 1. Коммуникативная функция предполагает реализацию потребности человека в общении (клубная работа, творческие объединения, вечера отдыха, дискотеки, праздники, диспуты, вечеринки и т.п 2. информационно-просветительная функция наиболее полно воплощает в себе развивающее начало. Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. 3. культуро-творческая функция связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленная на творческую учебную деятельность детей (фестивали, олимпиады, конкурсы, туристические походы, школы актива и т. п.). 4. рекреативно-оздоровительная функция представляет собой разработку и осуществление множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия напряжения и одновременно развивающего воздействия.
Отличительными чертами социально-культурной деятельности являются: гуманистический, культурологически и развивающий характер. Составной частью социально-культурной деятельности является культурно-досуговая деятельность. Культурно-досуговая деятельность рассматривается как процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Культурно-досуговая программа представляет собой смонтированный воедино комплекс разнообразных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое.
Виды культурно-досуговых программ:
А.Б. Гальченко выделяет следующие типы культурно-досуговых программ:
В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень участия в программе и ее протяженность во времени. В настоящее время в современной культуре все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в нравственном и художественном воспитания людей, организации их быта и досуга. Популярными видами культурно - досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд», динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой. Существуют также такие виды комплексных досуговых программ, как бал, театрализованное шествие, посиделки, литературно-музыкальные композиции, посвященные памятным датам, а также большие праздничные концерты (8 марта, 9 мая, 23 февраля, День смеха - 1 апреля, Новый год, Рождество и др.) Принципы, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий: информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, комплексности, преемственности. Охарактеризуем некоторые из них. Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого мероприятия (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов, например, организация детского фольклорного фестиваля. Такая информационная насыщенность обеспечивает не просто развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков. Принцип комплексности заключается в сочетании познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы. Принцип массовости характеризуется участием в программе всех желающих.
основные этапы технологического процесса подготовки и проведения культурно-досуговой программы. 1. Этап обоснования выбора программы. Данный этап включает в себя несколько разделов: · определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы; · название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь; · постановка целей и задач. Задачи -являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат; · определение аудитории программы; · определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения. Форма программы определяется на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям.
2. Второй этап подготовки программы - написание сценария, но не все досуговые программы должны опираться на полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа без элементов театрализации и единого художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором будет отражен порядок игр и конкурсов с указанием музыкальных, художественных и иных заметок. Сценарий культурно-досуговой программы - это подробная текстовая разработка, которая включает в себя литературную основу и организационные аспекты содержания программы. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода или номера ко второму и т.д. Сценарий может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. 3. Выбор досуговых программ достаточно широк это может быть ток-шоу, литературно-музыкальные композиции, конкурсно-игровые программы, праздники, театрализованные представления. Разнообразие программ предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме.
Большинство программ соответствуют «классической» форме построения. Опираясь на труды А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова «композиционная структура сценария культурно-досуговой программы состоит из: 1. Экспозиция - вступительная часть сценария. Она дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Экспозиция знакомит с правилами сценической игры. Другим видом экспозиции является пролог - прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления. Экспозиция длится до момента завязки. 2. Завязка - момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие. 3. Кульминация - наивысшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров героев и разрешении конфликта. 4. Развязка - заключительный момент в развитии действия, это момент полного разрешения конфликтной ситуации. 5. Финал - эмоционально-смысловое завершение произведения. Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия, является эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т.е., если в начале сценария автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то финал подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся действию. Таким образом, композиция сценария классической формы строится на зарождении, развитии и разрешении конфликта. Однако сценарии концертно-зрелищных, конкурсно-игровых программ не предполагают конфликтных ситуаций при сохранении экспозиции, завязки, кульминации и финала.
Анализ программы завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков в последующей деятельности. Самая хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться, как уже отмечалось, с изучения аудитории, ее интересов и потребностей.
Музыкальный материал в оформлении культурно-досуговых программ Благодаря своей эмоциональной насыщенности музыка не только заменяет психологическое обоснование поведения героя, но сама становится сценическим образом, действующим лицом, выразителем темы и идеи. Музыка обогащает сценическое действие, придает ему новые краски, характеризует чувства персонажей или, наоборот, составляет с ним контрапункт. Удачно подобранная и органически включенная в действие музыка - важный фактор музыкального оформления культурно-досуговых программ. Режиссер самостоятельно подбирает то или иное музыкальное произведение, согласуясь с образом персонажа, сюжетом, временем и местом действия и другими факторами. В некоторых случаях режиссер может поручить музыканту не только подобрать музыку, но и оркестровать по-новому отдельные номера сюжетной музыки согласно стилю всей постановки, актера. Иногда вместо понятия подбор организаторы культурно-досуговых программ употребляют такое понятие как, компиляция. Под подбор ом подразумевают выбор тех или иных произведений одного или нескольких авторов для музыкального оформления программы. Компиляция в музыкальном оформлении - работа над отобранной музыкой по органическому включению ее в спектакль. По мнению Козюренко И.Ю.,высокохудожественная компиляция требует воплотить, оформить музыкальный материал в некоторое новое целое, которое отвечало бы ритму, смыслу и характеру. При компиляции вполне допустима связь отобранных фрагментов из произведений одного композитора с музыкой других композиторов. Многообразие сценических эпизодов и единство музыкального материала - таков необходимый синтез при компиляции. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|