Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема: Музыкальное оформление культурно-досуговых программ




ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ

Характеристика культурно-досуговых программ как части социально-культурной деятельности.

Музыкальный материал в оформлении культурно-досуговых программ.

Работа режиссера над музыкальным оформлением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Сoциокультурная деятельнoсть включает в себя культурнo-досуговые программы, которые становятся неотъемлемым атрибутом любого массового мероприятия. Организация культурнo-дoсуговых прoграмм предполагает испoльзование различных метoдов, фoрм и эффектов для создания атмосферы и реализации идеи мероприятия. Средства являются инструменты для раcкрытия cодержания; как способы передачи идей, научных взглядов, сoбытий, фактов, образов.

 

Одним из важных элементов культурно-досуговой программы является музыка.

Музыка- искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени. Музыка, как ни один другой вид искусства способна с большой силой и полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен.

Для проведения культурно-досуговой программы на самом высоком уровне необходимо, чтобы музыка была подобрана профессионально и послужила хорошим оформлением праздника.

В данном исследовании мы определим значимость правильного подбора музыкального материала на примере театрализованного концерта «Солнечный круг», так как практическая часть выполнена на примере театрализованного концерта «солнечный круг».

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ

 

Культурно-досуговая программа - часть социально-культурной деятельности

К основным функциям социально-культурной деятельности относятся:

1. Коммуникативная функция предполагает реализацию потребности человека в общении (клубная работа, творческие объединения, вечера отдыха, дискотеки, праздники, диспуты, вечеринки и т.п

2. информационно-просветительная функция наиболее полно воплощает в себе развивающее начало. Эта функция отличается постоянством и всеобщностью.

3. культуро-творческая функция связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленная на творческую учебную деятельность детей (фестивали, олимпиады, конкурсы, туристические походы, школы актива и т. п.).

4. рекреативно-оздоровительная функция представляет собой разработку и осуществление множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия напряжения и одновременно развивающего воздействия.

 

Отличительными чертами социально-культурной деятельности являются: гуманистический, культурологически и развивающий характер. Составной частью социально-культурной деятельности является культурно-досуговая деятельность. Культурно-досуговая деятельность рассматривается как процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата.

Культурно-досуговая программа представляет собой смонтированный воедино комплекс разнообразных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое.

 

Виды культурно-досуговых программ:

  • познавательно-развлекательная программа (конкурс, викторина, интеллектуальная игра);
  • праздничная историческая программа (литературно-музыкальные композиции к памятным датам, концертные программы и др.);
  • танцевально-игровая программа (вечер отдыха, тематическая дискотека);
  • фольклорная программа (обрядовые праздники).

 

А.Б. Гальченко выделяет следующие типы культурно-досуговых программ:

    1. Разовая игровая программане требует подготовки участников. Участники включаются в программу непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые программы могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные, игровые, конкурсные. Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана.
    2. Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке и совместном творчестве участников. Для конкурсно-игровой программы необходим полный сценарий с формулировкой задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы. В реальной практике преобладают комбинированные формы интеллектуальных игр. Чаще всего это сюжетные викторины с элементами экономической стратегии. Особенность интеллектуальных игр - наличие вопросов, предлагаемых участникам. Поэтому одной из важнейших задач организаторов таких игр является качественный подбор и составление вопросов.
    3. Игра-спектакль. Для проведения такой игры необходима группа ведущих игровой программы. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.
    4. Театрализованная игра - требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными.
    5. Зрелище(концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом).
    6. Праздник- особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки. Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся: * слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества, * приветствия, презентации, церемонии; * гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления; * физкультурные праздники; * тематические недели, тематические дни и др. В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы. Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них.
    7. Длительная досуговая программа. Такая программа рассчитана на постоянный состав участников и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более. Можно выделить ряд особенностей длительной досуговой программы: наличие развивающей социальной идеи (сюжета); * наличие коллективной творческой деятельности; * создание и закрепление положительных моделей поведения.

 

В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень участия в программе и ее протяженность во времени. В настоящее время в современной культуре все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в нравственном и художественном воспитания людей, организации их быта и досуга. Популярными видами культурно - досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд», динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой. Существуют также такие виды комплексных досуговых программ, как бал, театрализованное шествие, посиделки, литературно-музыкальные композиции, посвященные памятным датам, а также большие праздничные концерты (8 марта, 9 мая, 23 февраля, День смеха - 1 апреля, Новый год, Рождество и др.) Принципы, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий: информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, комплексности, преемственности. Охарактеризуем некоторые из них.

Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого мероприятия (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов, например, организация детского фольклорного фестиваля. Такая информационная насыщенность обеспечивает не просто развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков.

Принцип комплексности заключается в сочетании познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы.

Принцип массовости характеризуется участием в программе всех желающих.

 

основные этапы технологического процесса подготовки и проведения культурно-досуговой программы.

1. Этап обоснования выбора программы. Данный этап включает в себя несколько разделов:

· определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы;

· название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь;

· постановка целей и задач. Задачи -являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат;

· определение аудитории программы;

· определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения. Форма программы определяется на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям.

 

2. Второй этап подготовки программы - написание сценария, но не все досуговые программы должны опираться на полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа без элементов театрализации и единого художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором будет отражен порядок игр и конкурсов с указанием музыкальных, художественных и иных заметок. Сценарий культурно-досуговой программы - это подробная текстовая разработка, которая включает в себя литературную основу и организационные аспекты содержания программы. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода или номера ко второму и т.д. Сценарий может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое.

3. Выбор досуговых программ достаточно широк это может быть ток-шоу, литературно-музыкальные композиции, конкурсно-игровые программы, праздники, театрализованные представления. Разнообразие программ предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме.

 

Большинство программ соответствуют «классической» форме построения. Опираясь на труды А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова «композиционная структура сценария культурно-досуговой программы состоит из:

1. Экспозиция - вступительная часть сценария. Она дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Экспозиция знакомит с правилами сценической игры. Другим видом экспозиции является пролог - прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления. Экспозиция длится до момента завязки.

2. Завязка- момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.

3. Кульминация - наивысшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров героев и разрешении конфликта.

4. Развязка - заключительный момент в развитии действия, это момент полного разрешения конфликтной ситуации.

5. Финал - эмоционально-смысловое завершение произведения. Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия, является эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т.е., если в начале сценария автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то финал подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся действию.

Таким образом, композиция сценария классической формы строится на зарождении, развитии и разрешении конфликта.

Однако сценарии концертно-зрелищных, конкурсно-игровых программ не предполагают конфликтных ситуаций при сохранении экспозиции, завязки, кульминации и финала.

  1. Третий этап - проведение программы - представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Необходимо соединить усилия всех, преодолеть нервное напряжение и решить поставленные задачи. При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью программы. Быстрота ориентировки дает специалистам возможность не растеряться в непредвиденной ситуации при неожиданной реакции зрительного зала.
  2. Четвертый этап - завершающий этап работы над программой - анализ ее проведения,направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность и деятельность своих коллег. Качество анализа данной программы во многом зависит от качества подготовки последующей программы. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение.

Анализ программы завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков в последующей деятельности. Самая хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться, как уже отмечалось, с изучения аудитории, ее интересов и потребностей.

 

Музыкальный материал в оформлении культурно-досуговых программ

Благодаря своей эмоциональной насыщенности музыка не только заменяет психологическое обоснование поведения героя, но сама становится сценическим образом, действующим лицом, выразителем темы и идеи. Музыка обогащает сценическое действие, придает ему новые краски, характеризует чувства персонажей или, наоборот, составляет с ним контрапункт.

Удачно подобранная и органически включенная в действие музыка - важный фактор музыкального оформления культурно-досуговых программ. Режиссер самостоятельно подбирает то или иное музыкальное произведение, согласуясь с образом персонажа, сюжетом, временем и местом действия и другими факторами. В некоторых случаях режиссер может поручить музыканту не только подобрать музыку, но и оркестровать по-новому отдельные номера сюжетной музыки согласно стилю всей постановки, актера.

Иногда вместо понятия подбор организаторы культурно-досуговых программ употребляют такое понятие как, компиляция.

Под подбором подразумевают выбор тех или иных произведений одного или нескольких авторов для музыкального оформления программы.

Компиляция в музыкальном оформлении - работа над отобранной музыкой по органическому включению ее в спектакль. По мнению Козюренко И.Ю. ,высокохудожественная компиляция требует воплотить, оформить музыкальный материал в некоторое новое целое, которое отвечало бы ритму, смыслу и характеру. При компиляции вполне допустима связь отобранных фрагментов из произведений одного композитора с музыкой других композиторов.

Многообразие сценических эпизодов и единство музыкального материала - таков необходимый синтез при компиляции.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных