Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРЕХОВ ПО ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ 2 страница




Небрежное отношение акушерки или врача, принимающего роды, к роженице. Люди, принимающие роды, несут за жизнь новорожденных ответственность перед Богом. Если они небрежны в своем деле и новорожденный получает из-за них повреждение или умирает, то Бог строго взыскивает за такую небрежность, и Церковь, расценивает это как грех детоубийства. Такие люди подпадают под церковную эпитимию и отлучаются от церкви до семи лет.

Обращение при родах к неспециалистам, роды в воду. Принимать роды, кроме исключительных случаев, должны профессиональные врачи. Модное поветрие родов на дому, а тем более в воду, в ванне, создает угрозу жизни и здоровью младенца. Роды дома, где может находиться, даже при видимой чистоте, большое количество болезнетворных микробов и вирусов, а также возможные родовые осложнения при появлении младенца на свет подвергают жизнь роженицы и новорожденного опасности. Если при этом принимают роды непрофессионалы, то опасность удваивается. Грешно подвергать возможному риску жизнь и здоровье роженицы и новорожденного. Роды же в воду сами по себе неестественны, ибо Господь установил иной вид рождения детей. Кроме того, подобный способ имеет мистическую подоплеку. В древнем Египте это был один из ритуалов рождения будущего жреца, при котором у новорожденного должны были открыться сверхъестественные (экстрасенсорные) способности, которые, как известно, имеют чисто демоническую природу. Кроме того, как показала практика, при родах в воду происходит инфицирование организма как матери, так и ребенка, которые после этого часто попадают в больницу с симптомами инфекционных заболеваний. К сожалению, в наше время даже некоторые священники, поддавшись духу заблуждения, поддерживают идею родов в воду; православные же христиане не должны принимать эту греховную практику, строго следуя святоотеческим наставлениям.

Промедление с крещением младенца, слабого здоровьем, затем умершего. Грех этого рода настолько тяжел, что виновные в нем, лишаются Святого Причастия и осуждаются на многие поклоны и пост в течение длительного времени. Происходит он часто от легкомыслия родителей, от маловерия и незаботы о грядущем паки бытии ребенка. Родители в первую очередь должны заботиться о том, чтобы их дитя достигло Царства Небесного, и делать все, что для этого необходимо. Первым шагом для достижения данной цели является крещение младенца без промедления, особенно если тот родился болезненным. В крайнем случае, родитель и сам может крестить ребенка, использовав крещальную формулу: «Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». Если ребенок останется жив, обязательно надо совершить полное крещение (пройти таинство миропомазания) в православной церкви.

Отказ от ребенка после родов по любым причинам. Грешно отторгать от себя собственного ребенка, пусть даже он оставляется в роддоме из-за крайней нужды или по недостатку средств для его воспитания. Вспомним о вдове во дни Илии пророка, которая и при голоде желала иметь в живых своего маленького сына. Если, положившись на волю Божию, мы предадимся воспитанию ребенка, то Господь нас никогда не оставит и чадо, возросши, будет хранителем и добрым помощником своим родителям в их старости.

Отказ матери кормить ребенка грудью (кроме причины болезни). По природе и замыслу Божию «родить и кормить грудью» должно быть действием нераздельным, и только при этом мать младенца, в полном смысле слова, - мать. Мать же, из эгоистических побуждений, прекратившая кормление младенца, отсекает последнего от естественного для него источника жизни. Известно, что питаясь материнским молоком, младенец получает необходимый иммунитет от болезней, ощущает материнскую заботу и любовь. Лишая его груди, неразумная мать делает младенчество дитяти ущербным, что может сказаться на его дальнейшем развитии.

Заспание у груди младенца - по сути, это случайное придавление до смерти младенца телом матери во время сна: «и… умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его» (3 Цар. 3, 19). Церковные каноны виновную в этом грехе отлучают от Святого Причастия на несколько лет. Можно, ли предпочитать безмятежность своего сна, безопасности жизни ребенка?

Небрежный или, наоборот, чрезмерно заботливый уход за детьми. Так, например, грех поручать надзор за младенцами малолетним или же совсем оставлять младенцев без надзора. Грех, если родители оставляют детей без необходимых прививок или посещают с ними те места, где велика вероятность заражения инфекционными болезнями. Грех, если родители нисколько не заботятся о здоровье и крепком сложении детей, не приучают их к гимнастике и различным физическим трудам. Но, с другой стороны, вредно и окружать детей чрезмерными заботами, например, кутать их, постоянно держать в тепле, беречь от простуды при малейшем ветерке, перекармливать до состояния неестественного ожирения.

Необучение детей молитвам и церковным службам с раннего возраста. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19,14). Детей следует обучать молитвам с самого раннего детства. И не следует ждать того времени, когда в них пробудится живой ум и самосознание. Ум - это только одна из сил души, но помимо него, еще очень важную роль в человеческой жизни играет чувство (сердце) и воля. Как известно, сердце в этом смысле пробуждается в младенце раньше ума, детские впечатления очень сильны и оказывают воздействие на всю дальнейшую жизнь человека. Таким образом, еще с момента рождения уже к самой колыбели полезно прикреплять икону, чтобы новорожденный имел ее перед своими глазами; полезно молиться вслух перед его кроваткой так, чтобы дитя слышало слова молитв и ощущало благодатные воздействия от этих святых слов. Следует как можно чаще носить, а затем и водить детей в церковь для святого причащения. Говорить им о Боге, об ангельском мире, о грехе, чтобы дети с самого раннего возраста получали верную духовную ориентацию. С четырех лет нужно приучать детей постоянно молиться утром, вечером, перед едой и после. Не следует также запрещать самим малым детям ходить в церковь, если у них есть такое желание и если храм находится рядом с домом.

Ложная жалость будить детей утром к началу литургии и непричащение их по этой причине. Не следует каждый раз жалеть будить детей к утренней службе. Наоборот, нужно как можно чаще водить детей в церковь: вид иконостаса, пение и священнодействия церковные положительно действуют на их чувства. Без самоотвержения не может быть истинной веры, и кто не способен подняться рано утром для похода в храм на церковный праздник, будет ли способен одержать победу над своей плотью и чувствами? Ранний подъем детей на службу будет для них своеобразным подвигом, как несение Креста Господня, как жертва Богу, и благодатно подействует на всю их жизнь.

Долгое неприобщение детей Святых Таин Христовых и незаботливость об организации исповеди ребенка после исполнения ему семи лет. Детская душа особенно восприимчива к действию благодати. Из-за своей чистоты и открытости ребенок удобно становится вместилищем для Духа Святого. И лишать его этого благодатного Божественного воздействия является своего рода преступлением. К семи годам в ребенке формируется осознанность своих действий, многие поступки уже являются результатом греховных побуждений. Во многих детях к этому возрасту уже заметны эгоизм, самость, непослушание, своенравие. И борьба с этими страстями может вестись уже вполне осознанно. Немалой помощью в деле духовной брани является исповедь. Поэтому детей к первой исповеди нужно непременно подготовить, объяснить им, что такое грех и как с ним бороться.

Воспитание и обучение детей лишь с целью достижения ими земных и суетных успехов. Сказано: «…воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6,4). А это совсем не учение Господне, когда обучают детей лишь искусству дочери Иродиадиной (танцам), только играть на музыкальном инструменте, искусно петь или говорить на иностранных языках. Часто родители стремятся дать своим детям чисто светское, престижное образование, заботясь только о том, чтобы их чада имели в этом мире успех и полную чашу материальных благ. При этом упускается самое главное в земной жизни -стяжание Духа Святого, преобразование себя из падшего человека в гражданина Царства Небесного. Рано или поздно каждый из людей должен будет умереть, и в ином мире не пригодятся ни образованность, ни технические навыки. Душа, исполненная или добродетелей, или страстей, предстанет на Страшный Суд и даст ответ за собранное и содеянное. Памятуя это, надо прежде всего заботиться о душе ребенка, о том, чтобы он вырос настоящим христианином и для него открылась вечная вечность. Образование детям, по силе своей, родители должны дать хорошее, но главное - это воспитание души. Родители, забывающие о цели духовного воспитания, заботящиеся о сугубо материальном, пожнут плоды своих ошибок еще здесь на земле. Дети, которым они отдали все силы, могут отказаться заботиться о них в старости, быть равнодушными к их нуждам. Ибо, по плотским соображениям, престарелые родители являются для детей излишней обузой.

Небрежение и непопечение об образовании своих детей. «Презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны… Жены их несмысленны, и дети их злы…» (Прем. 3, 11). Грамотность и образованность помогают избежать многих суеверий и заблуждений. Также от неграмотности происходят потери в житейских и хозяйственных делах, это и значит- «труды их бесплодны». Отсюда еще большая нерассудительность жен - «несмыслены их жены». Отсюда же грубость и порочность детей - «дети их злы». Но всегда надо помнить, что образование без должного православного воспитания бесполезно. Христианское воспитание и светское воспитание должны быть сообразованы, причем первое должно играть доминирующую роль.

Развитие у детей честолюбия, гордыни, желания блистательной светской карьеры. «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Кол. 3,21). Вместо того, чтобы воспитывать малых детей в духе христианской любви, родители часто подстрекают их к проявлению злобы, воспитывают в духе гордыни, эгоизма и самолюбия. Так, например, некоторые забавляются, раздражая ребенка и побуждая его к бурчанью, ругани, драчливости. Или приучают его изливать свой гнев на материальные предметы или животных: если ребенок запнулся о порог, предлагают наказать его, ударом ноги, если «непослушная» кошка убежала, предлагают побить ее. Все делается, чтобы отвлечь внимание малыша от плача, и не учитывается, что в ребенке от такого воспитания может развиться чувство мстительности, злопамятности - страсть, которая будет мучить его потом всю жизнь. Некоторые с детства внушают ребенку мысли о его особой даровитости и превосходстве над другими, надеясь, что мотив честолюбия будет мощным стимулом хорошей учебы. Но все это пробуждает в ребенке низменные инстинкты и страсти, губит его душу и лишает вечной жизни.

Пристрастное отношение и пристрастная любовь к одному из детей. В правилах церковных сказано: «Аще кто своя чада… едино ненавидит, другое же любит… яко чадоненавистник, не причастится Святых Таин, пока не исправится» (Требник священника). Если родители оказывают явное предпочтение какому-либо одному ребенку в ущерб другим, то они согрешают. Надо в равной степени любить всех своих чад, не предпочитая одно другому. Мать и отец должны объединять, скреплять любовь в своей семье. Замечаемую между детьми холодность друг к другу, исправлять словом вразумления и примером собственной любви к ним. А не возбуждать в детях зависть и ревность своим пристрастным отношением.

Отсутствие заботы о воспитании целомудрия, сохранения девственности и трезвом поведении своих детей. Тяжко согрешают те родители, которые допускают своих детей дойти до потери целомудрия, впасть в нетрезвый образ жизни, растлевать свою жизнь в погоне за так называемыми «удовольствиями». Это часто происходит из-за слабого характера родителей, беспечности и недосмотра. За такой тяжкий родительский недосмотр был строго наказан первосвященник Илия, который сам по себе был человеком добрым. Еще преступней действуют те родители, которые не только не воспрещают, но и поощряют развратный образ жизни детей, часто говоря при этом: «молодой еще, пусть погуляет, а потом остепенится». Такие родители считают разврат детей не более как детской шалостью и увлечением, а не видят в нем смерти души и возможной погибели для Царства Небесного. Родители с младенческого возраста должны прививать своим детям целомудрие и чистоту, оберегать их от возможного растления и саморастления. Не допускать до знакомства с людьми распущенных нравов, оберегать от чтения легкомысленной литературы, просмотра порнографических фильмов. Внушать, что всюду рекламируемый секс - не нормальное и естественное явление, а грязь разврата и рабство духам блуда. Известно, что Богу служат целомудрием и чистотой, а дьяволу - неистовым развратом. Надо следить, чтобы дети не пристрастились к тайному греху рукоблудия, не стесняться выяснить, есть ли это. Если таковой грех присутствует, то необходимо объяснить его греховность и порочность, а также указать на пути борьбы с ним.

Полное отсутствие необходимой строгости или, наоборот, частые и жестокие взыскания с детей. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13,25). Известно, что характер и основные психологические особенности человека формируются в раннем детстве, так, по некоторым научным данным, до 80% всей усваиваемой в жизни информации ребенок получает в возрасте до трех лет. Очень важно с первых месяцев жизни ребенка проявлять к нему разумную строгость и требовательность, и ни в коем случае в семье не должны царить отношения вседозволенности по отношению к малышу. Необходимо помнить, что первородный грех имеет место и в новорожденном. Он проявляется в чувстве самости, эгоизма, себялюбия, хитрости, жадности и прочем. И это с самого малого возраста. Задача родителей - пресекать подобные страстные проявления, формировать необходимые христианские добродетели и навыки. В малом возрасте часто бывает уместным и физическое наказание. Конечно, это не должно быть запугивание детей и битье их за малейшую провинность, но нашлепать ребенка, поставить его в угол иногда бывает просто необходимо. Ибо в малом возрасте ребенок может просто не понимать другого средства внушения. С возрастанием ребенка методы физического наказания все в большей и большей степени должны заменяться на словесное внушение и лишение каких-то им особо любимых наград и поощрений. После 12-13 лет лучше физически вообще не наказывать ребенка, чтобы не озлобить его и не отстранить от себя. Родителям следует следить за собой, чтобы жестоко не наказывать детей, особенно в моменты вспышек своего гнева. Всегда необходимо объяснить ребенку, в чем конкретно его вина и за что он несет наказание.

Чрезмерное отдаление от себя детей или же, напротив, слишком вольное отношение с ними, которое лишает детей страха говорить и делать худое даже в присутствии родителей. Чрезмерное отдаление означает, что чувство господствования над детьми, преобладает над чувством любви к ним. Но в этом случае оскудевает любовь и доверие детей к родителям. Настоящую любовь детей к себе надо еще заслужить, здесь нельзя рассчитывать только на одну естественную привязанность их к себе. А для этого отец, например, не должен обходиться со своими чадами столь холодно и высокомерно, что они бегут от него, лишь только он появляется домой, что они не смеют подойти к нему с какой-либо просьбой, с каким-либо занимающим их вопросом и скорее доверяют свои тайны посторонним людям, чем слишком строгому отцу. В притче о блудном сыне мы читаем, что отец сам вышел навстречу своему сыну и обласкал его, сын же стремился к отцу с полной надеждой, что отец поймет его, как нежный и чадолюбивый родитель. С другой стороны, когда родители обращаются с детьми по-братски или как равные им, пошло шутят с ними или дозволяют подобным образом шутить с собой, играют в карты, поют светские песни, танцуют, - в таком случае, уже ничто не может удержать чад от падения. При таком воспитании дети даже не осознают худого худым и часто становятся крайне легкомысленными и ветреными.

Оставление долга моления о детях в независимости от их возраста. «Чадо моих молитв» (Еккл. 31,2). Иов после того, как дети его со своими семьями собирались для пиршества, каждый раз приносил за них очистительную жертву (Иов. 1, 4-5). Так как от Бога «всяко даяние благо», то верующие и богобоязненные родители должны приносить непрестанную молитву о том, чтобы Сам Господь Бог, благословивший их детьми, помог им воспитать детей «в трезвенности и целомудрии». За взрослых детей молятся, чтобы Господь сохранил их от всякого зла, укрепил бы их веру, избавил от скорбей и многих болезней. Известно, что молитва матери со дна морского подымает, а благословением отца созидаются дома (Сир. 3, 9). Церковь установила особые чины молитв «при начатии учения отроков» и о малоуспешных в учении детях. Нередко одной лишь только молитвой и можно подействовать на детей, особенно, если они живут далеко от родителей или, будучи уже взрослыми, не слушаются родителей и не хотят отставать от пагубных пороков. Ошибочно надеяться только на свои - чисто человеческие средства и силы в деле воспитания малолетних, также неразумно полагаться на них в общении со взрослыми людьми. Всегда нужно помнить, что только Господь -всесилен, и нашими молитвами может устроить счастье наших детей.

Действия, направленные на отведение детей от веры в Бога и хождения в церковь - являются тягчайшим родительским грехом, способствующим гибели души ребенка. Довольно часто родители, сами воспитанные в атеистическом духе, когда их чадо приходит к вере и начинает жить по церковным канонам, восстают на него со всею силою родительского гнева. Они считают, что их ребенок гибнет, сходит с ума, пропадает как полезный член общества. Такие родители пытаются любыми средствами отвести новоначального христианина от Церкви. Они убеждают его, что если он не бросит Церковь, то они заболеют от горя и умрут и он будет виновен в этом; устраивают скандалы, дикие сцены и тому подобное. Руководителем таких нечестивых родителей является бес. Именно через них он пытается вернуть человеческую душу на прежний, гибельный путь жизни. Выступая против веры детей, родители защищают свой образ жизни, свои уже давно сложившиеся стереотипы мышления и поведения. Ведь, если дети правы, то жизнь родителей неправильно прожита и все их идеалы ложны. Пережить подобное очень нелегко. Лучше обвинить детей в «безумстве» веры, отлучить их от церкви и вернуть все «на круги своя». Родители уверовавших детей! Имейте мужество признать свои ошибки и последовать благому примеру своих чад!

Лишение детей родительского благословения без уважительной причины. Если «благословение отца утверждает домы детей» (Сир. 3, 9), то отказывать детям в благословении лишь потому, что они обличают недостатки своих родителей или не хотят услужить суетности матери или отца, - значит злоупотреблять правом, данным свыше, и обнаруживать предосудительную злобу по отношению к родным детям. Даже в минуты сильного гнева не следует угрожать детям лишением родительского благословения. Есть вещи, к которым нельзя относиться, даже с малейшим элементом легкомыслия, ибо это может повлечь за собой роковые последствия.

Проклятие, произносимое на детей. «Клятва матери разрушает до основания» (Сир. 3, 9) дома детей. Так известны конкретные жизненные примеры, что проклинаемые матерью дети один за другим быстро умирали. Особенно безумно проклятие, произносимое на детей малолетних (равно ему и называние детей в гневе бесами, чертенками и тому подобным). Такое проклятие на невинных детей не получает своей силы (Притч. 26, 2), но это нисколько не умаляет вины родителей, проклинающих своих чад. Неуместно также проклятие, произносимое и на взрослых детей. Если иной раз взрослые чада своими дерзостями и худыми поступками выводят отца или мать из терпения, провоцируя последних на произнесение проклятия, то родители и в этом случае должны проявить хладнокровие и мудрость. Прежде всего, они должны внимательно всмотреться в самих себя, не скрываются ли их собственные пороки, в пороках их детей. Не сообщили ли они сами своим детям расположенность к данному греху при зачатии, или воспитании? Горькие уроки жизни и преклонный возраст могли исправить родителей, но в молодые годы не те ли же самые злые качества и привычки имели они, какие обнаруживают их дети? Итак лучше всего никогда никого не проклинать и, укорив себя пред Богом, смириться и вознести Ему молитву о своих заблудших чадах.

Намеренное унижение на глазах детей матери отцом или отцом матери. В пятой заповеди Господней сказано: «чти отца твоего и матерь твою…» Таким образом, отец, который словами или поступками унижает перед детьми мать их (например, упрекая в нерассудительности или скудоумии), грешит против закона Божия, против своих детей, научая их пренебрежительному отношению к матери. Грешит он и против себя самого, ибо, перестав уважать мать, дети вскоре перестанут относиться с должным почтением и к отцу. Но еще более грешит мать, когда внушает детям не слушаться отца, подрывает его авторитет в глазах детей, пренебрежительно относится к нему. При равенстве прав над детьми, мать, однако же, сама обязана во всем повиноваться их отцу - своему мужу (Еф. 5, 24). С ее стороны будет гораздо благоразумнее внушать детям чувство особого уважения к отцу, как главе семьи, и самой показывать примеры этого уважения. Одним словом, отец и мать должны взаимно поддерживать свои права перед детьми, рука об руку вести дело их христианского воспитания.

Явно соблазнительное поведение перед лицом собственных детей. Дети всегда расположены подражать старшим в силу естественной неспособности к самостоятельной, обдуманной деятельности. Но особенно дети склонны подражать родителям, которые являются высоким авторитетом для детей и своеобразным эталоном для подражания. И действительно, чада научаются ходить, есть, пить и совершать первые шаги в своей жизни, под непосредственным руководством своих родителей, отсюда такая безграничная, детская вера в совершенство своих родных. Поэтому, если родители подают худой пример своим детям, они виновны перед Богом, как сознательно развращающие своих чад. Например, отец велит своему сыну сказать нежелательному гостю, что его нет дома; сын, увидев ложь, также начинает прибегать к обману, как естественному и нормальному образу поведения; или родители в разговорах поносят своих знакомых, через это дети приучаются к тайным пересудам и осуждению. Особенно губителен для детей развратный пример родителей. Измены, прелюбодеяния или просто явное кокетство. Горе тем родителям, через которых к детям приходит соблазн (Мф. 18, 7). Это не отец и мать, а злобные убийцы своих детей.

Ропот по причине многочадия или большого семейства. Женщина «…спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2,15), - вот что обещается людям, рождающим и богобоязненно воспитывающим своих детей. Итак, грешат родители, которые жалуются на то, что ведет их ко спасению. Забота о детях приучает родителей к самопожертвованию, отказу от развлечений и мирских удовольствий, приучает к молитве и духовным подвигам, совершаемым за детей. В наш эгоистический век самолюбия и поиска удовольствий это особенно актуально. Но люди вместо детей предпочитают заводить собак и кошек, а если и имеется в семье один или максимум два ребенка, то и тем не уделяется должного внимания, ибо родители хотят жить только для себя. Многие оправдывают малое количество детей в семье тезисом «незачем нищету плодить», забывая народную мудрость, что если «Господь даст ребенка, то даст и на ребенка». Малочадие есть результат маловерия и саможаления, а главное боязни, что дети могут лишить возможности страстных удовольствий, которые являются для многих главным стимулом в жизни.

Безутешная печаль об умершем ребенке. При любых жизненных обстоятельствах мы должны всегда помнить главную цель нашей жизни. Это - стяжание Духа Святого, формирование себя по образу Божию и подобию. И если Господь забирает, по Своему неисповедимому промыслу, из этой жизни младенца, то, значит, так для младенца лучше. Будучи безгрешным, ребенок сразу попадает в Царство Небесное, избегая всех печалей и скорбей, уготованных ему в этой земной юдоли. «Не мешайте детям приходить ко Мне», - сказано Господом в святом Евангелии; и мы всегда должны помнить, что Бог любит детей больше нас с вами. Безутешная печаль наступает только потому, что мы живем земным, а не небесным и желаем для наших детей только бренного, земного счастья. Лучше заботиться о грядущей вечной жизни наших потомков, и из этого уже, строить отношение к происходящим событиям.

Лишение взрослых и отделившихся детей всякой поддержки и наследства. Родители должны помогать также и взрослым детям: если есть нужда, то материально, если нет, то духовно. В частности, молитвой за детей и благочестивым советом. Если неразумные дети, в свое время подобно блудному сыну оставившие родительский дом и впадшие в различные грехи, покаявшись, желают вернуться под отчий кров, то их следует принять с любовью, как принял Отец из евангельской притчи. Особенно должны поддерживать родители своих взрослых детей в нравственном отношении: не бросать их на произвол страстей; если они пали, то с болезнью отцовского сердца отыскивать их на распутиях порока; предостерегать от ошибок в жизни и по службе; чаще посещать их дома и тому подобное. Наличие детей от второго или третьего брака является неизвинительной причиной для лишения наследства или помощи детям от первого брака, ибо все они природная часть своих родителей, «кость от костей их».

Постоянное, настырное вмешательство в дела взрослых детей. Мать царя Соломона пошла с ходатайством к своему сыну за брата его, Адонию; но этим лишь ускорила казнь Адонии, который прибегнул к ее ходатайству (3 Цар. 2, 13-26). Если сын или дочь, занимающие высокие места, почтительны к своим родителям и богобоязненны, то неуместно вмешательство отца или матери в их дела. Это стесняет совесть детей, которые и отказать родителям в исполнении просьбы не хотят, и само исполнение не сулит ничего хорошего и полезного для дела.

Притеснение своих пасынков, падчериц, усыновленных детей и приемышей. «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня» (Мк. 10,37). Так отчим или мачеха принимают с брачным венцом пасынков и падчериц. Решившись на брак из-за сильной любви, они должны были еще до брака принять решение - сделать все возможное для детей любимого человека. Они обязаны для этих детей заменить родного отца или мать, проявлять к этим детям родительские чувства, хотя бы при этом имели уже и своих чад. Виновны, таким образом, тот отчим или мачеха, которые оставляют «приведенных» детей без должного внимания, сквозь пальцы смотрят на поступки своих пасынков, не удерживают в руках богодарованной власти над этими детьми. Но тем более грешат они, если злоупотребляют своею властью, если, например, обделяют во всем перед своими детьми пасынка или падчерицу, худо или насмешливо отзываются о родных отце или матери этих сирот и совершают другие недостойные дела.

Оставление без всякой помощи незаконнорожденных детей. Хотя рождение незаконно и незаконные дети остаются самым тяжелым воспоминанием для совести родителей, а перед людьми постоянным, постыдным упреком их безнравственного поведения, естественные родители должны сделать все возможное для духовного и физического благоденствия своих чад. Дитя не виновато в том, что родилось зачатым в беззаконной страсти, оно так же беспомощно, как и другие дети. Родители, не желающие знать своих незаконных чад, - грешат. Особенно в этом случае бывают несправедливы и бесчеловечны отцы, которые предоставляют одной матери пить всю горькую чашу ее нецеломудренной жизни. Необходимо и незаконных детей поставить на добрую дорогу жизни. Одного только должны беречься незаконные родители, особенно, при сближении между собой для воспитания незаконнорожденных, - чтобы снова не впасть в блудную связь, плодом которой и явился незаконнорожденный ребенок.

Сознательно наносимый вред своим собственным детям. «Предаст же… отец сына» (Мф. 10, 21). Бывает, что родители предают своих детей на распутство (будучи пьяницами или наркоманами), принуждают к противному для них браку (из-за корыстной цели), продают своих младенцев состоятельным и бездетным людям. Или же не удерживают молодой дочери от замужества с престарелым, чего она желает, будучи неразумной и нерассудительной; удерживают ее от замужества по любви с порядочным, но бедным человеком, из-за его материального недостатка; по жестокосердию и нетерпимости желают смерти детям, хронически больным или калекам; калечат духовно и физически свое дитя, заставляя его попрошайничать. Также сознательно наносят вред своим детям родители, вовлекающие своих чад в секты и принуждающие жить их по правилам этих сект.

Холодное отношение и незаботливость о своих внуках. «Поцеловал (Иаков внуков своих) и обнял их…и сказал:… Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих…» (Быт. 48, 10, 16). Здесь мы видим и нежную любовь, и заботливость в отношении к внукам. Достойно внимания, что эти чувства в ветхозаветном патриархе выразились как естественные природные чувства заложенные в человеке и как плод страха Божия. Внуки - продолжение рода - большей частью носят они фамилии или имена своих дедов. Следовательно, деды должны, естественно, любить их и заботиться о них. С духовной стороны этого вопроса, деды во внуках своих могут видеть благословение Божие на себе: «…и узриши сыны сынов твоих» (Пс. 127,7). Получается, что если деды холодно относятся к своим внукам, то не ценят Божьего благословения. Нравственный долг дедушек и бабушек - принимать живое участие в воспитании малолетних внучат, особенно в религиозно-нравственном направлении. При этом, не ослабляя власти самих родителей над ними, не вмешиваясь и не противореча системе воспитания родителей. Ибо, зачастую, сами родители из-за рабочей занятости, уделяют мало внимания духовным нуждам своих детей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных