Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРЕХОВ ПО ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ 3 страница




Притеснение своей невестки или зятя. «Какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня?» (Быт. 31, 36), - говорил некто своему тестю. Иногда бывает, что сильный связями или занимающий важную должность тесть теснит своего зятя, обыкновенно, из-за жалоб на него жены. Между тем, причина жалоб скрывается в недостатках самой жены, а не зятя. Часто притесняется и невестка своей свекровью, из-за ревности не по разуму матери сына к его жене. Часто, особенно на первых порах, восстанавливает мать своего сына против его молодой жены, забывая о духовном законе: «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей…»(Быт. 2,24). Не разрушать, а созидать новую семью должна мудрая мать, всячески помогая и наставляя к любви и терпению сына и молодую невестку.

Чрезмерная любовь к своей семье и полное равнодушие к крайним нуждам других людей. «Не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе» (Лк. 11, 7). Такова бывает пристрастная любовь к собственным детям и своей семье, которую человек оберегает, защищает в правде и без правды. А к вопиющим нуждам других семей относится равнодушно и даже враждебно. Очевидно, что подобная любовь падшего естества противна истинной христианской любви к ближнему и неприемлема в общественной жизни.

В случае собственного неплодства - полное равнодушие и даже неприязнь к чужим детям. «Каждого из вас, как отец детей своих мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога» (1 Фес. 2, 11-12), - говорит о себе апостол Павел. Кому не суждено быть отцом, тот должен смотреть на малолетних отроков, а при старости и на юношей, как на своих детей. При таком христианском взгляде на чужое потомство бездетный человек, встречаясь с теми или иными детьми, должен прежде всего заботиться о добром влиянии со своей стороны на молодежь. Всячески беречься от всего соблазнительного, недостойного в словах и делах. С любовью относиться к ним, говорить ласковые, назидательные слова, по силе материально помогать им. Словом, христианин должен питать в своей душе сладостное чувство отеческой любви и носить его в себе всегда, проявляя его, прежде всего, к детям и юношам, а также ко всем, кто имеет в этом нужду.

Непопечение о своих крестниках, отсутствие молитвы за них. Восприемники, или «крестные отцы», звание которых существует в Церкви от первых времен христианства, обязаны помогать родителям в добром воспитании своих крестников и крестниц. А кто принимает от купели совершеннолетнего или иноверца, тот и «сугубо отец» для своего крестника, он должен следить за его воцерковлением и духовным развитием, снабжать необходимой православной литературой, следить за частым посещением служб, исповедью и причащением новообращенного. При крещении крестный или крестная становятся духовно близки своему восприемнику, как родные мать или отец. В случае смерти родителей крестные заменяют своему крестнику последних. Восприемники должны ежедневно молиться за своих крестников, служить за них молебны, водить в церковь для причастия, то есть активно участвовать в их духовном воспитании. Сугубо грешат те крестные, которые после крещения не вспоминают о своих крестниках, не молятся за них, не принимают посильного участия в их духовном воспитании.

Непочтение но отношению к крестным. «Когда же крестилась она (Лидия) и домашние ее, то просила нас, говоря:… войдите в мой дом и живите у меня» (Деян. 16,15). Итак, когда крестные нуждаются в приюте, то следует принять их у себя. Во всяком случае, требуется воздавать им, а также крестившему священнику, сыновнее почтение, уважительно относиться и прислушиваться к их советам. В случае смерти крестных необходимо внести их имена в помянник и постоянно молиться за их упокоение. Даже если они и не проявили должной заботы в жизни своего крестника, за одно то, что они были отцами в самые важные минуты жизни человека, следует уважать их и молиться за них.

Приглашение знатных и богатых людей в качестве восприемников по корыстным побуждениям. Это грех и родителей, которые крестят свое дитя, и самих восприемников. Первые, то есть родители ищут в восприемниках лицо богатое и полезное в каком-либо отношении для себя, вторые, то есть кумовья идут на это из тщеславия и для утехи своего самолюбия. В любом случае здесь ищется мирское, а не божественное. Следует же подбирать крестных по их духовности и молитвенности, а не по материальному достатку и положению в обществе. Во многом духовное состояние крестного влияет на крестника, и молитвы первого крайне благотворны для новопросвещенного.

Грехи воспитанников и воспитателей

Неблагодарность и прямая плата за добро злом своим воспитателям, учителям и благодетелям. «Ибо люди будут самолюбивы, горды…неблагодарны…»(2 Тим. 3, 2), «…воздают мне злом за добро» (Пс. 34,12). После родителей ближайшее место в ряду благодетелей человека, занимают его воспитатели и учителя. От родителей каждый по воле Божией является на свет; а от воспитателей и учителей получает необходимые знания и навыки для жизни в обществе. Поэтому для учеников будет естественным чувство уважения к своим наставникам. Также следует почитать благодетелей и благотворителей наших. Благодеяние же благодетеля дает нам почувствовать милующую нас десницу Самого Бога. Особенные благодетели в жизни, как например, спасшие чью-либо жизнь среди явной опасности, предохранившие кого-либо от неверия или разврата, подавшие иному утешение в горькой печали, не оставившие бедняка своими милостынями в крайних нуждах его, - являются орудиями Божьего промысла о человеке (Иак. 1,17). Благодарность к ним, это благодарность - к Самому Богу. Итак, оставаться вообще неблагодарным - низкое чувство и несомненный грех пред Богом. Грешно также и не сознавать самих благодеяний, говорить, что воспитатели или учителя обязаны были по должности своей; первые - воспитывать, вторые - учить, благодетель же сделал благодеяние из корыстных мотивов и тщеславных побуждений. Грешно также не изъявлять благодарности и не помогать своим благодетелям. Еще непростительнее платить злом за добро своим воспитателям, наставникам и благодетелям. Так, Иуда предал своего учителя и благодетеля. Да и сам благодетель, будучи обманут один раз, может отказаться от творения милостыни в будущем.

Забвение добрых наставлений и предостережений со стороны воспитателей, учителей, духовных наставников. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11,2). Благочестивые, опытные священники и учителя всегда стараются наставить своих воспитанников на путь добродетели и предостеречь их от возможных жизненных искушений. Выходя в мирскую жизнь, юноши и девушки должны принять эти предостережения как отеческий подарок, должны помнить их всегда. Предостережения старших - это плод многолетнего жизненного и духовного опыта, а не результат догадок и измышлений. Руководство опытом благочестивых людей, помогает нам избежать многих падений и жизненных коллизий.

Непочтительное отношение к пожилым людям. «Перед лицем седого вставай и почитай лице старца…» (Лев. 19, 32). Необходимо почитать старость, видя в ней своих родителей и предков. Особенно достопочтенна та старость, которая украшается мудростью, многоопытностью и искренней набожностью (Сир. 25,6,9). К сожалению, далеко не все пожилые люди обладают вышеприведенными добродетелями. При встрече с таковыми надо учитывать, что престарелому несравненно труднее отстать от своих пороков, чем молодому. Поэтому будет большим успехом для нас, если мы ласковым, умоляющим словом сможем исправить или остановить пребывающего в пороке старика. В любом случае старость достойна уважения или хотя бы сострадательной жалости. Таким образом, грешат те люди, которые не хотят почтить старость, например, уступить пожилому место в общественном транспорте, помолчать, когда говорят старшие, или помочь седой беспомощности. Грешат те, кто дерзит, оскорбляет, поносит бессильных стариков и старух. Лучше претерпеть их старческий маразм, чем впасть в «праведный гнев» и разразиться оскорблениями.

Стремление заслужить расположение своих воспитанников путем потворства их шалостям и страстям. «Не было у нас перед вами ни слов ласкательства…» (1 Сол. 2, 5). Долг воспитателя - удерживать своих воспитанников от проявлений свойств «ветхого человека», то есть от действий первородного греха. Разъяснять и показывать им гибельность греховных поступков, учить обуздывать свои страстные стремления. Воспитание не будет воспитанием, если детям дать волю делать все, что им вздумается, все, что заложено в испорченную человеческую природу. Действия учеников надо всегда сообразовывать с волей Божией, выраженной в заповедях и евангельских наставлениях. Необходимо разъяснять подопечным, что также как существуют законы материального мира, и кто нарушает их - погибает, действуют и правила духовного мира, которые безнаказанно нарушить никто не может, даже еще здесь - на земле. Всякое действие непременно влечет за собой последствие и при поступке, противном воле Божией, будет печально для грешника. Поэтому виновны те воспитатели, которые, вместо обличения провинившихся, ласкают и ублажают их, имея цель снискать любовь воспитанников, например, излишне хвалят при успехах, при неспособности или лености к предмету - завышают оценки. Бывает, что ученик или ученица обнаруживают добрые качества, но педагог, вместо того, чтобы втайне порадоваться за этих детей и незаметно поддерживать в них хорошие стороны, начинает шумно превозносить их и выражать удивление их «совершенствами», чем способствует развитию гордости и самомнения у учащихся. Потворствующий воспитанникам учитель держит себя с ними на равных, любит с ними шутить, оказывает всевозможные уступки и снисхождения. Но и такой воспитатель не всегда достигает собственной цели - быть любимым учителем, потому что дети догадливы и на подсознательном уровне ощущают фальшь и лицемерие. В любом случае подобный педагог, занимается не воспитанием, а порчей воспитания ребенка.

Пренебрежение здоровьем воспитанников и учеников со стороны учителей, воспитателей и педагогов.

В яслях и детском саду это: недосмотр за детьми, оставление их мокрыми, вспотевшими. Непроветривание помещения где они находятся, разрешение играть на сквозняках или плохо одетыми на улице. Неслежение за тем, чтобы они хорошо кушали, спали во время «тихого часа», не занимались всякими непристойностями (встречаются испорченные дети, показывающие свои срамные части тела и заставляющие то же делать других). Необращение внимания на непристойную речь ребенка, ругательства, задиристое или забитое поведение. Получение травм малышей из-за небрежения воспитателя.

В школе этот грех проявляется как: обременение учеников сверх сил учебными занятиями; неслежение за соблюдением правильного режима дня, необходимым количеством прогулок и подвижных игр; невнимание к осанке ученика; равнодушие к курению учащихся, употреблению ими алкоголя или наркотиков, невоспитание в них целомудрия и чистоты а, наоборот, развращение преподаванием непристойных предметов (из цикла «Планирование семьи» и тому подобных); неконтролирование взаимоотношений между учащимися; попущение драк, фривольных отношений, увлечений тяжелым роком, сатанизмом, сектанством, оккультизмом и прочим. Не секрет, что 90% школьников (по исследованиям на 1999г.) страдают хроническими физическими и психическими заболеваниями. В немалом это вина дошкольных и школьных воспитательных и образовательных учреждений.

Опущение в деле воспитания самого главного: формирования у детей твердой православной веры и евангельского духа благочестия. «Начало мудрости - страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения]» (Притч. 1, 7); «…телесное упражнение мало полезно; а благочестие на все полезно…»(1 Тим. 4,8). Не только на уроках по закону Божию в воскресных школах и при посещениях церкви воспитанники должны усваивать себе дух веры и учиться правилам богоугодной жизни, но и на любом предмете в школе дух чистоты, нравственности, целомудрия, любви должен направлять душу воспитанника к горнему. Цель человеческой жизни - формирование себя по образу и подобию Божию, внутреннее единение с Богом (обожение), искоренение всего греховного, чуждого Богу, развитие добродетелей и исправление недостатков, стремление стать таким, каким хочет видеть нас Бог, и это самое главное, от этого зависит наша вечная жизнь. Эта цель должна быть лейтмотивом, проходить через все воспитание и обучение ребенка. К сожалению, в настоящее время всеобъемлющее значение придается обучению наукам, это полезно, но далеко не самое главное и лишь служит для внешней проходящей жизни человека. Выдвигается даже тезис о том, что школа теперь только обучает, а о воспитании пусть заботятся родители. Это неверно по своей сути, как сказано у апостола: «знание надмевает, а вера назидает». Знание без веры может порождать моральных чудовищ, монстров, опасных для общества и обреченных на вечную гибель. Поэтому согрешает тот педагог, который, научая внешним наукам, не заботится о формировании образа Божьего своего воспитанника.

Равнодушие к порокам воспитанников и собственное недостойное поведение, являющееся дурным примером для них. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного», заповедал Христос Спаситель (Мф. 18,10);«…юным оставлю добрый пример - охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы», - говорил доблестный Елеазар, учитель семи святых отроков-маккавеев. (2 Макк. 6,28). Детские пороки вовсе не являются невинными болезнями, которые проходят сами собой. Если не пресечь их в самом зародыше, они получат свое дальнейшее развитие, укоренятся и завладеют душой человека. Поэтому крайне виновны те педагоги, которые равнодушно смотрят на детские пороки, якобы, их не касающиеся, которые знают, что их воспитанники: пробуют вино или наркотики, курят, играют в карты, увлекаются рок-музыкой, порнопродукцией, либо просто откровенным развратом с одноклассниками. Добропорядочный воспитатель должен не только сам наблюдать за нравственностью подопечных, но быть внимательным к сведениям об их поведении и обращаться тайною молитвою к Богу о нравственном состоянии детей, дабы предупредить появление и развитие между ними губительных пороков (здесь имеется в виду рукоблудие, и потеря воспитанниками детской невинности и чистоты). Еще более ответственны пред Богом те педагоги, которые личным примером склоняют детей к порокам. Например, бывают пьяные на занятиях, сквернословят, имеют явные порочные связи, двусмысленно шутят и богохульствуют.

Попреки и напоминания об оказанных ранее благодеяниях. «Благотворите… взаймы давайте, не ожидая ничего…» (Лк. 6, 35). Если и данное взаймы, по слову Господа, не следует ценить слишком высоко, то тем более не в духе христианской любви попрекать других теми благодеяниями, которые были оказаны по человеколюбию и за которые воздаст Господь Бог. Благодетель, придающий слишком большое значение своему доброму делу или только любящий напоминать о нем, отталкивает других от обращения к нему за помощью, в том же человеке, которому оказал благодеяние, охлаждает чувство признательности и тем самым освобождает последнего от обязанности благодарить его, а самое главное, лишает себя воздаяния от Бога за сделанное добро.

Грехи начальствующих и подчиненных

Небрежение государственным имуществом или имуществом хозяина, у которого работаешь. «Если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк. 16, 12). Честность и добросовестность должны быть соблюдаемы во всякое время и на всяком месте. Что человек ни делает, все он должен делать хорошо, как для Господа. Если же человек небрежет на своей работе о чужом добре, то он грешит и обкрадывает себя, ибо, по слову апостола, «каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» (Еф. 6, 8). Пусть зарплата, которую получает христианин, явно недостаточна за его труд, но все равно, пока он на этом месте, надо работать хорошо, пусть и за мизерную плату. И Господь, видя честность и веру человека, изменит его жизненные обстоятельства.

Сознательные действия, наносящие убыток хозяевам. «Увещевай… не красть, но оказывать всю добрую верность» (Тит. 2,10). Действия работников, наносящие вред имуществу хозяев или государства, являются грехом, по каким бы мотивам это ни делалось. Господь нам заповедовал любить врагов наших, а мы людям, которые платят нам зарплату, наносим сознательный вред. Это противно заповеди Божией. Если ты чем-то обижен, скажи прямо, или уйди, или терпи, но не вреди тайком, это - низость души.

Разглашение тайн предприятия и сознательное разжигание вражды в рабочем коллективе. В каждом предприятии и доме могут быть свои тайны, которые знать другим нет пользы. Случается, что и уважаемый человек отступает от своих правил, предаваясь в домашней жизни нетерпимости, гневу, раздражительности, иногда говоря о посторонних лицах то, чего бы и не стоило говорить. Работник же, видя и зная все взаимоотношения и слабости начальства, не должен об этом рассказывать другим, смущая и соблазняя их.

Злоупотребление доверием начальства. Сюда относится принятие подарков и взяток от просителей, с тем, чтобы склонить начальство к благосклонному для последних решению вопроса. Часто работник, пользуясь доверием начальства не допускает к нему ни одного человека без того, чтобы прямо или намеком не потребовать себе подарка. Чужой проказой был наказан слуга Гиезий, подобным образом злоупотребивший доверием пророка Елисея. Такой «слуга-взяточник» зачастую наследует чужие проказы, то есть пороки человека, о котором, за неправедную мзду, просил своего начальника.

Научение страстям и порокам детей начальствующих или злонамеренное сокрытие от родителей пороков и страстей их детей. Особенно этот грех свойственен домашней прислуге, нянькам, домашним учителям и воспитателям. Грешат они, если прямо учат хозяйских детей красть что-либо для них, учат их поверьям и приметам, ругаются при них матом, ведут себя развращенно и пошло, посвящают детей в такие тайны, которые им не следовало бы знать. Да и одно молчание о худых привычках и поступках детей - тяжкая вина со стороны их воспитателей и прислуги.

Перекладывание своих обязанностей на других. Сюда относится леность и нежелание исправно выполнять свои обязанности. Попытка любым путем переложить свою работу на других, а самому наслаждаться безделием. Работы бояться не нужно, работа - это нормальное состояние человека, спасительное и угодное Богу. Когда же человек пытается от нее избавиться и предаться развлечениям, например, сидению у телевизора, чтению пустой литературы и тому подобным - он грешит, думая, что отдыхает, а по сути дела развращает свою душу таковым безделием. Отсюда рождается крайне порочная черта - желание ничего не делать и получать деньги. Человек расслабляется и начинает оценивать любое свое усилие крайне высоко. Постепенно привыкает к этому и становится никчемным бездельником.

Сговор подчиненных с целью обмана начальствующих и наживы. К примеру: «сговор» (стачка) против начальства. Условившись покрывать друг друга подчиненные либо крадут, либо дружно содействует скверному делу одного из начальствующих, скрывая зло от тех лиц, которые могли бы воспрепятствовать этому злодейству. Также угнетение старшими работниками новых или младших по должности (не имеющих доверия или доступа к начальству), с тем чтобы творить беззакония.

Частая перемена мест службы. Работники должны крепко держаться своих мест и не менять их без глубоких на это мотивов. Частая перемена места службы обращается в своего рода привычку и развивает в человеке вообще непостоянный характер.

Высокомерное отношение к подчиненным. «Если у тебя есть раб, то поступай с ним, как с братом» (Сир. 33, 32), - говорил премудрый Соломон еще во времена, когда рабство процветало. Тем более христианин, который должен видеть в каждом человеке образ Божий, не может горделиво и пренебрежительно относиться к человеку только потому, что подчиненный стоит ниже его на служебной лестнице. Кроме того, известно, что любовь, соединенная со справедливостью, а если надо и с необходимой строгостью, позволяет добиться от подчиненных хорошей и добросовестной работы. Тогда как высокомерное отношение вызывает глухое противление.

Эксплуатация подчиненных и небрежное отношение к ним в случае болезни. Сюда относится недостаточная заработная плата, назначаемая работникам, выжимание из них всех сил для получения большей прибыли. Пользуясь тем, что в настоящее время людям тяжело найти работу, хозяева сознательно занижают заработную плату, чтобы обогатиться, равнодушно взирая на людские нужды. Во многих местах в случае болезни работнику или вовсе не платят или платят такой мизер, на который прожить невозможно; не только не беспокоятся о здравии персонала, но, наоборот, в случае болезни всячески пытаются избавиться от него, как лишнего балласта. Это говорит о жестокосердии, сребролюбии и безбожности подобных работодателей.

Удержание заработной платы. «Горе тому, кто… заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его» (Иерем. 22,13). Нехорошо даже медлить с оплатой заработанных подчиненными денег, а не платить вовсе - это крайне тяжелый грех, за который человек будет несомненно наказан еще при жизни, вплоть до полного разорения. К работникам надо иметь снисхождение (столько сколько начальствующий хочет видеть снисхождения от Господа себе), можно прощать работнику и некоторые неисправности в деле, если к труду вообще он относится ответственно. И чем беднее тот слуга или рабочий, которому не додают заработной платы, и чем многочаднее, тем больше греха ложится на хозяина, творящего беззаконие.

Использование подчиненных в качестве орудия для удовлетворения своих страстей и худых дел. «И обратила взоры на Иосифа жена господина его, и сказала: спи со мною» (Быт. 39, 7-12). Грех заставлять своего подчиненного (телохранителя) наносить за себя оскорбления, даже может быть побои, заставлять обманывать за себя, вовлекать в плотской грех, особенно, пользуясь служебным положением, делать посредником в своем тайном блуде и прочее.

Препятствовать подчиненным ходить в церковь, поститься или говеть. Эти три добродетели в высшей степени способствуют, поддержанию в каждом человеке веры и страха Божия. Таким образом, грешат те хозяева, которые препятствуют нравственному преображению своих работников, оскорбляют в своих служащих чувства религиозные, самые возвышенные и тонкие. Древние патриархи, принося домашние молитвы и жертвы, непременно и слуг своих делали участниками молитв и жертвоприношений (Быт. 35, 2-4). Мешающие же религиозной жизни своих подчиненных хозяева, поступая так, забывают при этом и собственную пользу, так как на богобоязненного работника всегда можно положиться, чего не скажешь о безбожнике.

Беспечность о нравственном состоянии подчиненных. «Хорошо управляй домом своим» (1 Тим. 3,4). Глава семьи обязан и в отношении к домашней прислуге быть своего рода отцом. Таким же должен быть и начальник по отношению к своим подчиненным. Действительно, не случайно одни бывают начальствующими, другие подчиненными. Первоначально это неравенство произошло от совершения греха: «проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9,25). Но до той поры пока будет продолжаться в мире грех, будут слуги и подчиненные, впрочем не как что-либо «природное», а как причина неравенства людей по способностям и нравственным силам. Божий промысел направляет это неравенство к тому, чтобы слабые были под руководством сильных, чтобы менее умные учились у более одаренных. Начальник, хозяин, по замыслу Божию, должен быть первым, заботящимся о нравственности всех, он должен любить души своих подчиненных, как любит их Иисус Христос. Между тем, большинство руководителей требует, чтобы подчиненные были хорошими работниками, а до прочего им и дела нет. За это нерадивый руководитель должен будет дать ответ перед Богом.

Грехи в дружеском союзе

Легкомысленный выбор друга. «Если хочешь приобрести друга, приобретай его при испытании и не скоро вверяйся ему» (Сир. 6, 7). Родители и родные это друзья природные. Воспитатели, учителя и благодетели - это близкие, с которыми в свое время была связана жизнь и от которых не может не оставаться воспоминаний. Но кроме круга родственного и домашнего, может быть еще и особая близость к лицам посторонним. Это дружба, пример которой нам дал Сам Господь Иисус Христос, называя другом Своим Лазаря (Ин. 11, 11). Мы должны быть благожелательны ко всем людям, но дружба есть связь особенная. Она не означает только близкое знакомство, которое зачастую носит семейный характер, хотя и при выборе такового человеку необходимо быть крайне осторожным. Другу человек отдает само свое сердце. И поскольку дар сердца есть дар крайне важный, то нельзя его отдавать легкомысленно, первому встречному. Торопливый и легкомысленный выбор друга приводит впоследствии к горькому раскаянию, к глубоким душевным потрясениям, потере веры в человека. Так, например, одни выбирают себе друга только за приятное лицо и ловкое обращение, за веселую и живую речь. Многие входят в дружбу с людьми порочными, хотя таких следовало бы избегать по слову Господню (Пс. 1,1), а с людьми богатыми и влиятельными дружат из низменных побуждений. Лучше вовсе обходиться без друга, чем торопиться с выбором или легкомысленно вверяться кому-либо.

Дружба ради корысти - такова, например, дружба исключительно ради выгод. С людьми богатыми, у которых посему всегда «друзей много» (Сир. 6, 10), с сослуживцами или с членами какого-либо общества, имеющими влияние и могущими в нужный момент поддержать или прикрыть наши ошибки. Сюда относится и дружба по самолюбивому влечению, с теми кто привык нам уступать, держаться одних с нами мыслей, хотя бы и неправильных. А особенно «имеют сладкие уста» (Сир. 12,8). Такова и дружба застольная (собутыльная). Все это виды дружбы недостойные имени христианина, как доискиваться таковых, так и поддерживать их совершенно не стоит.

Дружба, возникшая на почве общей страсти. «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом» (Лк. 23, 12). Так нередко самые непримиримые враги делаются друзьями, чтобы действовать заодно против невинного человека или наперекор доброму делу, которому они завидуют. Так друзьями между собою бывают игроки, выпивохи, наркоманы, развратники или занимающиеся вместе какими-то темными делами. Это уже полное извращение дружбы, скорее злодейский союз. В нем нет ни взаимной сердечной привязанности, ни взаимного уважения, а есть только взаимная терпимость и угодливость. Вражда таких лиц была бы менее греховна чем дружба, основанная на лукавстве.

Опасность дружбы с противоположным полом. «Всякая плоть соединяется по роду своему, и человек прилепляется к подобному себе» (Сир. 13, 20). Чистая, духовная дружба с другим полом бывает крайне редким явлением. Как правило, тесные отношения мужчины и женщины (естественно не мужа и жены) или перерастают в любовные отношения (часто с плотским падением), или плохо влияют на души, находящихся в такой дружбе. У мужчины может наблюдаться потеря духовной крепости, расслабление характера (а не смягчение его, которое может возникать при редком общении со слабым полом). Также наблюдается расслабление души скверными помыслами, развитие утонченного сладострастия, когда мужчина, даже не отдавая себе отчета, беседуя зачастую на благочестивые темы, соуслаждается самой энергией беседы, «флюидами» тесного общения с женщиной. В женском существе преобладают кровь и чувства, женщина еще более расположена к пристрастному отношению. Общаясь с мужчиной, она часто подсознательно реагирует на него как на будущего партнера или мужа. Так она называет друга-мужчину своим братом, если они близки по возрасту, отцом - если намного старше ее, сыном - если моложе. Но в любом случае, она как бы сродняется, связывается с ним. Женщина начинает усматривать и расхваливать в своем друге-мужчине такие совершенства, каких он никогда и не имел. Таким образом, женщина превращает своего друга мужчину в идола, а затем и сама стремится стать идолом для него. Даже если у них есть общие духовные и религиозные интересы и на этом основана их дружба, то она, по искушению от диавола, еще скорее приводит к опасности падения. Допустим, кому-то нравится в друге противоположного пола одно духовное и разговоры бывают только о добре и спасении души, но между тем духовная любовь легко переходит в плотскую и делается пристрастною, так что тут уже не обращается внимания ни на возраст, ни на звание, ни на сан. Пророчески здесь звучат слова Апостола: «начавши духом, теперь оканчиваете плотию» (Гал. 3, 3). Особенно это бывает опасно по отношению к духовному отцу. Исповедуясь и открывая свои самые сокровенные тайны женщина бывает крайне открыта для последнего. Сан, лежащий на мужчине, может способствовать своего рода боготворению последнего, желанию почувствовать Бога через него, быть к нему как можно ближе. Часто мы видим женщин, которые творят из своих батюшек кумиров, всячески расхваливают и «защищают» их. Они приходят в церковь уже не к Богу, а к духовнику. Это страшно. Ибо вместо благодати душу грешницы осеняет тонкое сладострастие и влюбленность, что крайне губительно для прихожанки. Особенно этим страдают одинокие женщины и матери-одиночки. Ввиду всего вышесказанного, лучше всегда опасаться «духовной любви» к лицу другого пола и особенно духовенству.

Попустительство грехам друга и умолчание о них. «Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего» (Притч. 27,6). Цель истинной дружбы в том и заключается, чтобы друзья предостерегали друг друга от ошибок и пороков, а на путях добрых укрепляли и поддерживали друг друга. Например, ошибочно ли кто поступает в семье или по службе, кто подскажет кроме верного друга? Остальным дела нет, или равнодушны, или смеются со злорадством за спиной. И только тот верный друг, кто не побоится обличить своего искреннего, к его пользе, ради его спасения; пусть даже при этом может возникнуть и охлаждение дружбы. Но любовь и преданность заставляют настоящего друга поступать только подобным образом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных