Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРЕХОВ ПО ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ 4 страница




Молчание при клевете на друга и необличение клеветника. Если друг терпит напраслину, если подвергается худому отзыву, которого не заслужил, то священный долг дружбы защитить его. «Защищать друга я не постыжусь» (Сир. 22, 29). Долг защищать друга естественно вытекает из того, что никто не знает его столь близко и верно, как я, особенно когда дело идет об образе его мыслей и действий. В основе дружбы лежит взаимная любовь и уважение, поэтому все, что близко касается моего друга, касается и непосредственно моего сердца. Грех с моей стороны смалодушничать и смолчать, когда напрасно нападают на моего друга, хотя бы в молчании моем и не было намерения повредить ему. Ионафан неоднократно доказывал Саулу, что его друг Давид не виновен, хотя при этом и возникала непосредственная угроза его жизни (1 Цар. 20, 33).

Предательство друга - обнаруживается различно и при различных обстоятельствах. Часто забывает своего друга человек, вознесенный богатством, общественным положением, славой. Между тем как ясно сказано: «Не забывай друга в душе твоей и не забывай его в имении твоем» (Сир. 37, 6). Бросают друга в случае постигших его несчастий: тюрьмы, гонений со стороны властей, преследования бандитами или сильными мира сего. А из Священного Писания видно, что отношения в дружбе могут быть только такими: «Господь да будет между мною и между тобою и между семенем моим и семенем твоим, то да будет на веки» (1 Цар. 20, 42). Во дни же несчастья полезно уверить друга в неизменности дружбы. Недаром народная мудрость гласит: «Друг познается в беде». «Но вы пребыли со Мною в напастех Моих» (Лк. 22, 28), говорил Иисус Христос Своим ученикам, которых называл Своими друзьями (Ин. 15,14). Еще один вид предательства друга выведывать по дружбе сердечные тайны и потом раскрывать их другим. Хотя ясно сказано: «Открывающий тайны, потерял доверие и не найдет друга по душе своей» (Сир. 27, 16). Если после размолвки, даже и очень сильной, друзья еще могут примириться между собой, то в случае злонамеренного разглашения дружеской тайны, это становится невозможным. Не следует играть дружескими тайнами даже и после разрыва дружбы, это признак малодушия и ничтожности сердца. Не скучать о друге в случае разлуки с ним, так же - предательство. По возможности необходимо чаще обмениваться дружескими визитами. Апостол Павел, например, писал Тимофею, которого дружески любил: «Желаю видеть тебя…Постарайся придти ко мне скоро» (2 Тим. 1, 4; 4,9). Плохо если не скорбят о друге, в случае его смерти, меж тем как «Иисус прослезился» (Ин. 11, 35) при гробе Лазаря, что иудеи, бывшие при этом, могли объяснить только задушевною, дружескою любовью Господа к Лазарю. Есть и такое отношение к дружбе, когда порывают с другом по одной лишь нетерпеливости, из-за малого неудовольствия, по недоразумению или по наговору со стороны. Действительно, глупо верить навету и бросить друга, не разобравшись во всем детально, не объяснившись напрямую со старым товарищем.

Оставление старого или отцовского друга. «Не покидай друга твоего и друга отца твоего», «не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним» (Притч. 27, 10; Сир. 9, 12). Крайне неверно оставлять старого друга, дружба с которым была прервана из-за внешних обстоятельств, например, по случаю переезда в другой город или по невозможности продолжать переписку. Если друг никогда не предавал и если обстоятельства позволяют снова сойтись с ним, то дружбу следует возобновить. Друга же своего отца следует всегда привечать не только из уважения к памяти отца, но и ради собственной пользы в жизни, ибо советы старого опытного человека всегда могут быть полезны. Вообще, кто каждый год вводит в свой дом новых друзей и близких знакомых, оставляя старых, то есть тех, которые не представляются ему нужными, тот никому не бывает другом. У такого только множество знакомых, но нет настоящего друга.

Недружелюбие. «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастия», «кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным» (Притч. 17, 17; 18,25). Человек недружелюбный, например, по своей гордости, из-за которой никого не находит достойным своей дружбы, наносит себе этим большой вред. Во-первых, он лишается тех благородных чувств, которые питает и развивает настоящая дружба, во-вторых, часто испытывает скуку и одиночество и от этого ищет вредных для души развлечений. Впрочем, недружелюбие и отсутствие друга может быть и результатом объективной жизненной ситуации. Иногда среди тех, кто окружает нас, действительно невозможно найти друга по душе, а особенно по своему духовно-религиозному устроению. Дружба требует взаимности сердец и общности интересов. Для дружеских отношений необходим такой человек, с которым можно было бы свободно обмениваться мыслями и чувствами, общение с которым облегчало бы душу в сложных жизненных ситуациях и на которого можно было бы положиться. Друг - это другой, но такой благожелательный соучастник твоей жизни, который воспринимает все ее события как свои собственные, переживает, сочувствует и старается помочь, в чем только это возможно.

Пристрастие к сверстникам (товарищам) или, напротив, пренебрежение ими. Царь Ровоам по слепому пристрастию к своим сверстникам послушал их совета и стал угрожать своим подданным тяжелыми податями, чем навсегда подорвал свой авторитет (3 Цар. 12, 1-21). Пристрастие к товарищам заставляет не замечать их недостатков, принуждает быть излишне снисходительным к их греховным поступкам. Но, с другой стороны, пренебрежение теми, с кем прошли детство и юность, недостойно христианина. Православный должен избирать «царский путь», быть рассудительным, избегать пристрастий и крайностей.

Жизнь гражданская и общественная

Отрицание богоустановленности монархического правления. Первым царем на земле был Адам, и дети его были первыми природно-подданными его. Затем появились на земле от его семени и другие семейства, в них входили дети, внуки и домочадцы. Отец семейства назывался «патриархом» и был для своей семьи, как для маленького государства, и государем, и судьей, и военоначальником в случае нападения врагов. Потом из больших семейств составились народы, из народов образовались государства, а соответственно из власти патриарха возникла власть законодателя, судьи, наконец, царя. Что богодарованная власть отца в каждом семействе, то и от Бога власть царя во всенародной, государственной семье. И как не самочинно отец присвоил себе власть по отношению к детям, и не чада сами дали ему эту власть, но Бог, Творец всех. Так и верховная царская власть - Божие дарование и Божие благословение. Из Священного Писания мы видим, что вначале над евреями Сам Бог царствовал (1 Цар. 8, 7), а затем Сам же Господь поставлял для них царей. От Бога - поставление не только царей правоверных, православных, но и дарование языческим царям имени «помазанника» (например, Киру персидскому (Ис. 45,1). В Псалтири мы читаем «Не прикасайтесь помазанным моим», ни делом (попыткой свержения), ни словом, ни любой пропагандой в подобном роде. И так, отвергать Божественное происхождение и священные права царя есть грех. Это один из самых богопротивных грехов, которыми будут отличаться люди перед кончиною мира (2 Фес. 2, 4). Церковь православная ранее подвергала за него анафеме (Чин в неделю православия). Также заповедь «чти отца и мать» относится и к царю, как отцу всего отечества, а с нею и соединяется обетование: «благо тебе будет». Результатами отступления от этой заповеди мы могли «наслаждаться» на протяжении всего ХХ-го века, начиная с 1917 года.

Хула на царя. «Судей не злословь, и начальника в народе твоем не поноси», «даже и в мыслях твоих не злословь царя» (Исх. 22, 28; Еккл. 10, 20). Богу не угодно злословие помазанного Его. Тем более убийство и расстрел всей царской семьи, который кровавым пятном ложится не только на тех, кто отдавал приказ и расстреливал, но и на тех, кто молчаливо одобрял и сейчас одобряет это злодейство. Вера клевете на царя и на его семейство является также значительным грехом. На что уж Саул был недобрый царь, убийца и притеснитель невинных лиц, но когда Давид только лишь отрезал полу у его плаща, то почувствовал страх, потому что видел в нем помазанника Божия, хотя и сам уже был помазан на царство и призван встать на место Саула (1 Цар. 24).

Неуважение к государыне (ее памяти), непочтение к наследнику престола и ко всему царствующему дому. «И сказал царь ей: что тебе, царица Есфирь, ободрись,… ибо наше владычество общее» (Есф. 5,3). Супруга царя разделяет с ним в определенной степени бремя его великих трудов, поддерживает морально и духовно, воспитывает наследника престола. Кроме того, по слову Божию, муж и жена одна плоть и поэтому хулящий государыню, хулит и царя. О наследнике же престола сказано: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс. 131, 11). Следовательно, о наследнике престола бывает особое предопределение Божие. Самодержавный царь еще при жизни своей назначает его своим наследником. Что же касается прочих членов царствующего дома, из которых одни родились в этом доме, другие вошли в него посредством брачного союза, то здесь мы видим от Самого Бога «род избранный, царственное» семейство (1 Пет. 2,9). При этом каждый из членов семейства несет свою долю службы для государства. Поэтому долг русского православного человека с почтением относиться ко всему царскому дому, не верить клевете на него, не передавать злонамеренные сплетни его касающиеся.

Злонамеренное оскорбление памяти умерших царей. Давид не похвалил воина, который радовался смерти Саула (2 Цар. 1, 14-15). Пусть царь умерший живет в другой стране, где «в равном достоинстве царь и воин» (стихира на отпевании), пусть он уже не может оказывать влияния на своих подданных, но помазанник Божий всегда остается помазанником Божиим, и хулить его, злонамеренно обсуждать его слабости или иначе как оскорблять - есть грех.

Ненависть ко всякой власти (анархизм). Как мы уже говорили выше, власть имеет богоустановленное происхождение. Как на небесах строгая ангельская иерархия, как в природе все происходит по богоустановленным законам, так и в человеческом обществе должен существовать четкий иерархический порядок управления. Порядок и четкая организация являются проявлением Божественных качеств, анархия же и хаос - свойства сатаны. Поэтому всякий находящийся на идейных позициях анархизма является проводником деструктивных идей, исходящих из мира падших ангелов.

Желание власти не ради служения народу и Родине, а ради корысти и славы. «Если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3, 1), лишь бы желал начальствования для лучшего служения обществу и ближним, а не для гнусной корысти и человеческой славы. К сожалению, в настоящее время многими забыты благородные идеалы служения обществу и людям; каждый старается извлечь максимальную корысть из дела, которым он занимается. Эгоизм настолько овладел человеческой душой, что патриотизм и любовь к Родине для многих стали пустым звуком. Иудейский лозунг «обогащайтесь, в этом смысл жизни!» захватил и покорил многие души и сердца. Служение Богу и ближним подменяется служением золотому тельцу.

Использование служебного положения во вред Отечеству и народу. Многие люди, видящие смысл жизни в обогащении, славе и служении своим страстям, не задумываясь наносят вред своей стране и ближним, если это сулит им выгоду. Например, на Западе по минимальной цене закупаются некачественные и даже вредные для здоровья людей продукты, которые потом продаются на внутреннем рынке России за приличные деньги. Бизнесмены получают большой барыш, а то, что это нанесет вред здоровью множества людей - это для них совершенно неважно. Подобное отношение мы встречаем и в государственном управлении и в общественных организациях; отсюда такая неустроенность и развал в нашем обществе.

Шпионаж - это прямое предательство Родины, народа, государственных тайн, как правило, только в целях гнусной корысти. При этом человек становится предателем не только своей Родины и своей культуры, но и памяти своих предков. Ибо то, что собиралось и формировалось в течение тысячи лет многими поколениями, легко предается и оставляется ради «тридцати серебренников».

Прозападничество и небрежное отношение к отечественным традициям. Примеры истинной патриотической любви мы находим в жизни Иисуса Христа. Так в словах к самарянке: «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4, 22), Иисус Христос ясно отличает свое отечество от чужого. «Вы» подразумевает самарян, а «мы» - иудеев; так Он плакал об Иерусалиме, столице Своего отечества (Лк. 19,41). Так-то и каждый христианин, любя весь род человеческий, который находится под управлением одного Царя Небесного, в то же время должен иметь особую любовь к своей Родине, потому что отечество не лично им выбрано, а Самим Богом предопределено, где ему родиться. Соотечественники связаны между собою одною верою, одним происхождением, языком, обычаями, законами, историей. Что же касается собственно русской земли, то она иначе и не называлась в отечественной истории как «святая Русь», как «святая земля». Это название дано ей из-за особых чудесных благодеяний Божиих в ней, а также по великому множеству людей, мученически проливших свою кровь за отечество и заповеди Христовы, и по обилию угодников Божиих, которые почивают здесь своими мощами. Посему не любить своей Родины и предпочитать ее другим государствам, как не любить сыну своего отца, а быть привязанным к посторонним лицам, которые не родили и не воспитывали его, значит иметь чувства низкие и сердце неблагодарное. Тем более, что западные государства всегда боялись Россию, завидовали ее природным богатствам и все делали для ее ослабления. Пристрастие к иноземному и небрежение отечественными традициями греховно, так как ими разрушается чувство патриотизма в душе человека, что приводит к измельчанию культурно-исторического типа русского православного человека.

Предпочтение работодателями иностранцев и иноверцев русским православным людям. Христос-Спаситель преимущественно благотворил и проповедовал в начале израильтянам: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15,24), - говорил Он. А уже позже Христос повелел апостолам распространять благую весть и среди язычников. Также поступали и апостолы (Деян. 13,46), из которых один учит: «будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6, 10). Если действовать согласно этому евангельскому духу, то обходить своих русских (православных) и давать преимущество иностранцам есть грех, так как это ведет к разрушению родственных единоплеменных связей, культурологического духовного единства народа. Если же такие поступки оправдывать мотивами простого человеколюбия, которое не ограничивается пределами своей земли, то возникает вопрос: почему же в своей-то земле, среди своего народа не доказывается делами та же милосердная любовь к человечеству, как доказывал ее для евреев Христос-Спаситель.

Предпочтение иностранных языков отечественному. «Сыновья их в половину говорят по азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по иудейски. Я сделал за это выговор…» (Неем. 13, 24-25), - так ревновал в свое время пророк Неемия о пренебрежении своим языком ради чужого. Есть такие русские, которые как бы стыдятся своего языка, своего народа, своей культуры, считая Россию дикой, «неинтеллигентной» страной, всячески стараются уподобиться иностранцам, вплоть до употребления их языка. Другие русские без всякой на то нужды наполняют свою речь так называемыми латинизмами, словами иностранного происхождения. Снова, как после революции, когда пытались заменить русский язык птичьим языком аббревиатур и уголовно-местечковым слэнгом, хлынули в нашу словесность иноязычные слова и выражения, усердно внедряемые в сознание людей средствами массовой информации. Даже на сами буквы русского языка ведется наступление. Латиница вытесняет их с городских вывесок. Цель этой интервенции, как и в 1917 году, - подавить и деморализовать национальное самосознание, лишить россиян благословенного средства общения, возможности осмыслять происходящее. «Новояз», перерастая границы филологии, становится проблемой нравственного здоровья нации. Разрушается духовная связь поколений. Пороки, обозначаемые непривычно звучащими американизмами, как бы теряют свою пагубность, перестают отталкивать нравственно здоровых, но еще недостаточно искушенных молодых людей. «Новояз» помогает растлевать души россиян, культивировать разврат, насилие, вседозволенность. Поэтому каждый русский православный человек должен стоять на страже своего языка, не поддаваться чуждым влияниям, бороться с латинизмами и слэнгом как чуждыми и вредными влияниями.

Заимствование от иностранцев явно вредных обычаев. «Все испытывайте, хорошего держитесь»(1 Фес. 5, 21). Можно заимствовать от иностранцев полезные научно-технические улучшения, но страшно перенимать то, что касается внутренней жизни, заставляет разрывать со своим культурно-историческим наследием, морально-нравственными православными традициями. Известно, что в настоящее время делается все, чтобы распространить массовую культуру по всему миру, чтобы все люди стали одинаковы, не имели своих национальных особенностей и религиозных ценностей. Известно, что такой массой легче управлять и легче заставить ее принять грядущего антихриста. Приглядитесь повнимательнее к окружающему миру, и вы увидите, как разврат, агрессию, стремление к наживе, то есть основные смертные грехи и пороки, прививают людям, выставляя их в средствах массовой информации самым привлекательным и заманчивым образом. Поэтому христианину следует быть очень внимательным ко всему, что предлагается Западом, особенно в отношении религиозных и духовно-моральных ценностей.

Бегство из отечества и проживание без большой нужды за границей. «Возлюбили и камни его и о прахе его жалеют» (Пс. 102, 15), то есть некогда для детей Иерусалима даже камни его были любезны, даже прах (пыль) с дорог отечества приятен; иудеи, будучи уведены в вавилонский плен, плакали о родине, страстно желая туда вернуться (Пс. 137, 1). Иаков же завещал не оставлять и костей его за границей (Быт. 49,29). Можно много путешествовать, например, чтобы, по словам премудрого «узнавать доброе и злое между людьми» (Сир. 39, 5), а узнав доброе и лучшее (в науках, искусстве, техническом прогрессе), внедрять это на своей Родине. Но бежать из своего отечества на чужбину только ради материальных выгод и плотских удобств недостойно православного христианина. Надо на своей земле служить отечеству и делать все возможное для его благоустройства, для создания могучего православного государства.

Неоказание помощи соотечественнику в чужой стране. Праведный Товит, проживая в чужой стране, доставлял своим несчастным соотечественникам, которые бедствовали в плену, хлеб и одежду, а умирающих или убиваемых врагами погребал (Тов. 2,1-9). Приехавший в чужую страну и застигнутый там крайней нуждою не знает, к кому прибегнуть за помощью, ибо всем он здесь чужой. Бескорыстную помощь редко встретишь, поэтому необходимая помощь русскому за границей чаще всего может прийти только от соотечественника, и грех, если последний откажет ему в этом.

Участие в тайных обществах и масонских организациях. «Ибо знает это царь… ибо не в углу это происходило» (Деян. 26, 26). Масонские общества и все их ответвления имеют ярко выраженный антиправославный, антигосударственный, антинародный характер. Тайная суть их деятельности направлена на подготовку пришествия антихриста, создания для этого необходимых материальных и духовных условий. Сюда относятся: скрытая и явная борьба с православием, искоренение традиционных религий вообще и планомерная работа по установлению оккультно-мистического сознания в массах: нивелирование национальных культур и распространение массовой культуры потребления. Эти цели тщательно скрывают от непосвященных и новоначальных, которым предлагаются совсем иные идеалы типа «свобода, равенство, братство» и тому подобные. Поэтому всякий человек, работающий на эти тайные общества, становится врагом Бога и своего народа.

Тенденциозный подбор работников и участие в организации нечестных выборов разного уровня. «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп. 2,4). Необходимо заботиться о благоустроении общества, об успехе дела, а не только об устройстве и благосостоянии своих родственников и знакомых. Между тем, находясь на общественном служении, многие преследуют только свои личные цели, например: когда способствуют избранию на должность родственника, чтобы иметь в случае нужды «своего» человека или чтобы дать ему средство к пропитанию (хотя разве служба является милостынею?), и вообще выбирают по родству или по дружбе, обходя между тем более достойных и способных (но не столь преданных им). Грешат также те, кто выбирает богатого, не обращая внимания на его достоинство и способности к службе, выбирают, чтобы только угодить ему, отдав за него свой голос. Если выбирают, например, своим начальником человека смиреннее по характеру, несамостоятельного или недальновидного, чтобы при его начальствовании было спокойнее оставаться с собственными слабостями и чтобы оказывать на него полезное для себя воздействие. Когда выбирают человека по первому впечатлению, приятного наружностью или другими качествами, без должного исследования его способностей и свойств, между тем как Слово Божие велит избирать не только мудрых, но и праведных (Исх. 18, 21; Втор. 1, 15). Когда обходят выбором на должность человека, которого опасаются из-за правдивости его характера и принципиальности или потому, что раньше с ним не поладили, ожидая, что он будет держаться своих взглядов и противоречить. Грехом является также подкуп избирателей, клевета на соперников по выборам, подтасовка результатов выборов.

Злоупотребление своим влиянием и властью на общественных и производственных собраниях. «Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варраву, а Иисуса погубить» (Мф. 27, 20), - о чем напоминает этот грех! Нельзя подавлять своим авторитетом мнения других; решение вопроса должно приниматься по тщательном рассмотрении его во всей полноте, и здесь противоречия и различные мнения могут быть даже полезны. Но при этом почти каждый раз может быть и преобладание чьего-либо голоса, преобладание или заслуженное, например, по высокому чину, по старшинству лет, по большому авторитету, по лучшему в сравнении с другими пониманию дела, или же принудительное, например, по влиянию начальственной власти, по богатству или только по наглости и крикливости. Кто пользуется на собрании принудительными методами для достижения желательного решения, тот явно согрешает. В таком случае он отвечает и за само дело, которое вместо защиты и поддержки он губит или продает, и за привлечение на свою сторону других, которые вынуждены с ним соглашаться. Несомненно, согрешает тот человек, который, находясь на общественной должности, один берется решать вопрос, не интересуясь и не согласуясь с мнениями других; который до начала собраний проводит обработку его членов с целью склонить их на свою сторону; который, пользуясь правом председателя, приглашает на собрание только своих сторонников; который на собрании не дает говорить своим противникам, тонко высмеивает и оскорбляет противоречащих ему.

Злоупотребление доверием тех, кого представляешь. Бывают доверенные лица (директора, члены), которым доверено представлять дела и интересы общественной организации в разных инстанциях. Между тем иные из них злоупотребляют доверием, которого удостоены. Например, не следят за ходом дел, им порученных, преследуя личные меркантильные цели, заключают сделки, наносящие вред данному сообществу, бездумно или в своих целях растрачивают общественные средства. Такие, как «неверные управители» (Мф. 25, 27), дадут ответ Богу за свою неверность, а также за нерадение о том, чтобы приобрести в порученных им делах другие «пять талантов» (Мф. 25, 20).

Недобросовестное и неусердное исполнение служебных обязанностей. «Служа с усердием, как Господу, а не как человекам» (Еф. 6,7). Если человек не сам искал службы, а служба нашла его, либо все же искал ее (но законным путем), - необходимо рассмотривать такое свое служение как Божие избраничество и предопределение (1 Петр. 4, 10). Поэтому служащий должен исполнять свои обязанности как перед лицом всевидящего Бога, по христианской совести. Но есть люди, которые лишь занимают место, а практически ничего не делают, только получают зарплату. Такие, безусловно, грешат пред Богом грехом тунеядства и безделия.

Уклонение от бескорыстного служения отечеству на выборных государственных и общественных должностях. «И возгорелся гнев Господень на Моисея» (Исх. 4,14) в то время, когда Моисей отказывался от служения на благо соотечественников, хотя отказывался по одному смирению. Тем более грех пред Богом - уклонение от общественных должностей ради сбережения времени для собственного досуга. Если так каждый будет уклоняться от общественного служения, которое ему доверяется беспристрастным выбором общества, тогда и само общество не сможет существовать. Первые христиане ни от каких общественных должностей не отказывались и так усердно выполняли их (по слову Христа «отдавайте кесарево кесарю» (Лк. 20,25), что удивляли своим усердием язычников. Поэтому противно христианскому долгу поступают те, которые уклоняются от общественных обязанностей или выполняют их только по большому принуждению.

Равнодушие к общественным нуждам и бедствиям. «Ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк. 7, 5), - с такою благодарностью отозвались евреи о сотнике. Такого же благодарного отзыва заслуживает каждый, кто жертвует от своего имущества на благо людей и общества. О том, что «трудно богатому войти в Царство Небесное», говорил еще Иисус Христос. Трудно потому, что богатый ожесточает свое сердце, становится эгоистичным, думает только о себе и своем удовольствии. Христианин должен крайне опасаться этого. Если Господь попустил ему иметь значительные средства, то за трату их он ответственен перед Самим Богом. Как можно купаться в роскоши и отдаваться безумным развлечениям, когда столько людей нуждаются в элементарном куске хлеба. На лишние деньги можно накормить голодных, одеть раздетых, дать жилье бездомным, образование способным, то есть значительно послужить обществу и людям. А те, которые имеют средства и безразличны к чужому горю и общественным нуждам, серьезно согрешают перед Богом.

Классовая ненависть и возбуждение ее в других. «Итак отдавайте всякому должное: кому подать подать, кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13, 7). Различные звания в государственной и общественной жизни также необходимы и благородны, как необходимы разные члены в теле. Если недостает одного только члена в организме, например, глаза или руки, то все тело представляется убогим (1 Кор. 12,27). Подобное сравнение можно провести и относительно различных классов и званий в государстве. Поэтому крайне неправы те, которые возвеличивают один класс или звание в ущерб остальным. Главное для спасения души - это честная и добросовестная работа на том месте, где находишься.

Грехи по отношению к начальствующим

Повиновение начальству только из страха, а не по велению совести - хотя всякое повиновение начальствующим хорошо (если оно не противоречит заповедям Христовым), но не всякое истинно и твердо. Бывает, например, повиновение из одного страха, то есть чтобы не подвергнуться какому-либо взысканию и не лишиться работы. Бывает повиновение ради порядка общественного, чтобы общество, в котором каждый имеет нужду, могло бы существовать. От христианина же требуется повиновение в духе более возвышенном «надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13,5). И еще: «будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа». Основанием для такого совестливого послушания служит убеждение: «нет власти не от Бога» (Рим. 13,1). Это значит, что Самим Богом установлена не только верховная власть, но и другие начальства, потому как верховному правителю невозможно везде управлять непосредственно, между ним и народом должны быть промежуточные должности. Поэтому любое неповиновение начальству (кроме тех случаев, когда от вас требуют нарушения заповедей Божиих) и замедление или небрежение в выполнении порученного дела являются грехом.

Ропот и поношение начальства. «Согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя» (Чис. 21,7). Ропот и поношение начальства, особенно публичные, являются грехом, в этом виновный часто удостоверяется своим личным печальным опытом. Начальник начинает как-то строго относиться к этому человеку, даже не зная о его поношениях. Это происходит не только по внутреннему чувству руководителя, но и по прямому попущению Божию в наказание грешнику. Здесь Господь заступается не за лицо начальствующее, но за оскорбление сана, власти. Можно и нужно критиковать начальство, если оно попирает заповеди Господни, но если затронуто только наше тщеславие или другие пороки, то лучше молчать и исправляться.

Подобострастие и заискивание перед начальством. «Многие ищут благосклонного лица правителя» (Притч. 29, 26). Сюда относятся: прямая лесть начальнику из-за его высокого положения, чрезмерные похвалы ему за какие-либо мудрые распоряжения или действия; робкая, малодушная уступчивость ему, когда последний принимает неверное решение или требует поступить против совести; угодливая предупредительность в исполнении его любимых привычек и прихотей; подарки ему в день именин или по другому случаю; наконец, заискивание перед его родными и близкими. Эти угодники и льстецы вредят всему делу управления, не только губят свою душу, вырабатывая в себе низкие качества, но и развращают начальствующих, которые, привыкнув к подобным знакам внимания, порой не терпят и малейшего возражения, исполняясь тщеславием и самодовольством.

Грехи допускаемые начальствующими

Отсутствие заботы о нуждах подчиненных и о предотвращении возможных опасностей для них. «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву» (Иезек. 33,7). Начальник должен быть действительно как страж и внимательный строгий отец для своих подчиненных, сколько бы ни был обширен или мал круг его управления. И как глава дома заблаговременно предусматривает нужды и предотвращает возможные опасности для своих домочадцев, так и начальник на своем посту должен заботиться о вверенных ему подчиненных. «Начальствование не отдых, а труд», не сон или покой, а забота; «начальник должен меньше спать, чтобы спокойнее спали его подчиненные». Истинный и богобоязненный руководитель обращает внимание на самое существенное в делах или на то, что необходимо для блага его подчиненных, а не на мелочное и суетное. Итак, грешат те начальники, которые поступают противно этому, которые хотят, чтобы только им служили, а сами не желают проявлять труда и отеческой заботы о своих подчиненных.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных