Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гнев, любовь и прощение




 

Можно ли сказать, что образ Бога и характер Его отношений к человеку, представленный в “Хижине”, соответствуют Библии и верны с богословской точки зрения? Следует ли нам согласиться с этими идеями? Некоторые читатели утверждают, что этот роман – ересь. Я не согласен с этим утверждением, хотя одновременно не готов принять без разбора все, что написано в книге.

Конечно, автор “Хижины” не задавался целью отразить все, что Библия говорит нам о Боге, некоторые грани образа Божьего, представленные в Писании, он обходит стороной. Смею предположить, что Янг верит в поэтапное откровение – то есть верит, что на позднейших этапах библейской истории, и особенно в евангельских повествованиях об Иисусе, мы находим самые важные истины, которые объясняют все остальное. Любовь Иисуса и явленная Им любовь Отца занимают наиважнейшее место в романе. Если мы хотим понять Бога, быть может, прежде всего нам следует обратиться к притче о блудном сыне. И те части Библии, с которыми, по-видимому, Янг вступает в противоречие, нам надлежит оценивать в свете Божьей любви, открывшейся нам в Иисусе.

Насколько правомерен такой подход к христианским представлениям о Боге? Да, он таит свои опасности. Нас подстерегает искушение выбрать из Библии только те места, которые нас утешают или нам нравятся. Но Библия дана нам отнюдь не только для утешения, и Янг это прекрасно понимает. Тем не менее, на мой взгляд, он не смог дать нам целостный образ Бога, соответствующий Библии.

Я согласен с тем, что Бог – это прежде всего любовь и что Он может действовать только в любви. И потому, что бы мы ни думали о гневе Божьем, этот гнев не может быть чем-то противоположным любви. Я согласен и с тем, что самый верный путь к пониманию Бога мы находим в Иисусе, сказавшем Своим ученикам: “Кто видел Меня, тот видел Отца” (Ин.14:9). Сердце Бога должно биться в унисон с сердцем Иисуса, который плакал, глядя на Иерусалим, и учил нас любить врагов (Мф.5:44). Разве Бог стал бы предлагать нам делать то, что Он сам не может или не хочет делать? Я согласен с автором “Хижины”, что Бог отличается от того, как Его себе многие из нас представляют. Он есть совершенная любовь без примеси ненависти. И это значит, что Его гнев – это одно из проявлений Его любви; это пламя Его любви для тех, кто ее отвергает и сопротивляется ей своими делами.

Но хотя я в целом согласен с тем, что “Хижина” верно передает библейский образ Бога, некоторые вещи вызывают у меня беспокойство. Во-первых, действительно ли Бог уже простил людям все, что они совершили или совершат в будущем? На мой взгляд, более правильным было бы сказать, что Бог во Христе создал надежные условия для прощения, Он совершил все необходимое, чтобы нас простить. Его сердце готово простить всех и все. Но мы получаем это прощение только тогда, когда подчиняемся Богу, бросая оружие, которым мы защищались от Его любви, и принимая Его как нашу надежду в жизни и смерти. Похоже, Янг забыл слова, которые Иисус сказал ученикам после того, как научил их Молитве Господней: “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф.6:14-15).

Лучше бы Бог в романе сказал Маку, что Он готов простить, но не может этого сделать, пока человек не выполнит определенные условия. Здесь требуется только вера (см. Еф.2:8-9). Однако картина прощения, которую я нахожу в романе, напоминает мне слова одного скептика – когда его спросили, получит ли он прощение от Бога, он ответил: “Прощать – это Божья профессия”. Подобный взгляд на прощение слишком механистичен.

В “Хижине” говорится, что Бог никогда не разочаровывается в нас, никогда не призывает нас к ответу за наши дела и никогда нас не наказывает, – и это также вызывает у меня сомнения. Это просто не соответствует подлинной любви. И Библия ясно показывает, что порой Бог разочаровывается в людях, в частности в отношениях с Израилем. Скажем, в Книге пророка Осии негодование Бога по поводу идолопоклонства Израиля сравнивается с разочарованием мужа, узнавшего о неверности своей жены. Бог часто сожалеет о том, что создал человеческий род и избрал Израиль. Или можно вспомнить о разочаровании Иисуса в связи с отречением Петра. И как может человек, знающий Библию, утверждать, что Бог не наказывает тех, кто причиняет страдания другим? “Лучше было бы ему [тому, кто склоняет других ко греху], если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили в море” (Лк.17:2). В Писании Бог постоянно говорит злодеям, что их ждет суд и наказание.

Соответствует ли это отцовской любви Бога? Да. Автор “Хижины” совершенно прав в своих позитивных утверждениях о Боге и глубоко не прав, когда говорит о тех качествах, которыми Бог не обладает. Бог есть любовь и действует исключительно в любви. Но у Него есть ожидания относительно нас, и Он разочарован, когда мы им не соответствуем. Кроме того, Бог наказывает виновных, хотя без ненависти и без жажды мести. Все это не противоречит Его любви.

Можно ценить тот образ любви, который нам дает “Хижина”, отказавшись принимать некоторые крайности. Этот образ помогает нам откинуть неверные представления о Боге, которые так широко распространены в церкви и в обществе. Образ гневного судии, который не спешит проявлять любовь и прощать, мало похож на сострадательного Отца Иисуса. Однако нам не следует выплескивать ребенка – Божью справедливость и святость – вместе с мутной водой – образом кровожадного Бога.

 

Мрачное убежище

 

Это естественным образом подводит нас к вопросу об аде. Как понимает этот вопрос автор “Хижины”? Он говорит нам, что Бог никого не отправляет в ад, из чего можно сделать косвенный вывод, что Бог никого не осуждает на адские муки. Чтобы показать это Маку, София, олицетворение Премудрости Божьей, предлагает ему произвести суд над своими детьми и отправить двух из них на небеса, а трех в ад на вечные муки. Это – тяжелый момент. Разумеется, Мак отказывается от суда – ведь он, в конце концов, любящий отец. Какой отец способен на такое? Но если слово “Отец” применительно к Богу – не пустой звук, наше понимание того, что значит быть отцом, позволяет нам как-то понять Бога. Итак, в романе Мак решительно отказывается поступить в соответствии с предложением Софии. Он умоляет, чтобы в ад отправили вместо детей его самого. София смягчается и ободряет Мака: “Теперь ты говоришь как Иисус… Так любит Иисус”. Как можно понять, автор считает, что именно так любит и Отец.

Это мало что говорит нам об аде. Представления Янга об этом предмете остаются для нас загадкой. Хотя разрешить ее не так трудно. По логике романа, ад может быть чем-то вроде “мрачного убежища”, которое Бог создал для тех людей, кто настойчиво противится Его любви. Может быть, автор вообще не верит в реальность ада, хотя я так не думаю. В книге “Расторжение брака” К.С.Льюис нарисовал такую картину ада, которая вполне соответствует образу Бога и человека из “Хижины”. Ад – это не место, куда Бог посылает грешников, но убежище, куда бегут люди, сопротивляющиеся Божьей любви, потому что не желают жить в вечности с Богом. Ад – не пытка, изобретенная Богом. Это мука вечной жизни человека, оставшегося один на один со своим адским характером.

По логике “Хижины” Бог никогда не должен забывать о тех, кто скрылся в аду. Несомненно, такой Бог будет вечно пытаться до них достучаться, хотя шансы на то, что их сердца смягчатся и они примут его прощение, крайне малы.

Подлинную истину можно узнать вот по какому признаку: она утешает скорбящих и несет горе самодовольным – тем, кто мирно ладит со своими грехами или доволен своим духовным состоянием. “Хижина” дает глубокое утешение скорбящим. Самодовольным будет полезнее нечто иное.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных