ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Религия – это не слишком важно
Когда мы пытаемся понять смысл этого отрывка, нам следует помнить о том, что автор “Хижины” в целом плохо относится к любым институтам и системам, поскольку они не столько помогают, сколько вредят подлинной христианской вере. Когда Мак спрашивает Иисуса, как тот относится к религиозным институтам, Иисус отвечает: “Я не создаю институтов, никогда не занимался этим и никогда не стану”. Что ж, это не такое уж радикальное утверждение. Действительно, Иисус не основывал организаций и не учреждал институтов. Однако контекст заставляет думать, что он не одобряет подобных вещей. Но дальше мы слышим еще одно шокирующее заявление. Иисус говорит Маку: “Да, пожалуй, я не большой любитель религии”. Гм… Что же Иисус имел в виду? Разве не он стал основателем мировой религии? МЫ видим в романе “Хижина” неоднозначное отношение к религии, системам и институтам. И потому оно плохо поддается интерпретации. Высказывания Иисуса здесь взрываются, словно гранаты, оставляя читателя в недоумении относительно смысла сказанного. Кто-то может подумать, что автор ведет себя безответственно. Но, возможно, он вовсе не хотел нас в чем-то убедить, а просто предложил нам задуматься о привычных вещах и посмотреть на них свежим взглядом. Давайте попытаемся понять, что же все это значит. Во-первых, автор “Хижины” призывает нас задуматься, что значит следовать за Иисусом и быть другом Божьим. Многие из нас считают, что для этого мы неизбежно должны стать активными членами той или иной религиозной организации. Мы думаем о себе прежде всего как о приверженцах христианской религии. Но в “Хижине” видно стремление показать, что верность Иисусу и любовь к ближним отнюдь не равнозначны верности человеческим организациям и системам. Более того, отсюда можно сделать вывод, что религиозные организации и институты часто мешают нам стать верными учениками Иисуса. Почему же для нас верность религиозным организациям и институтам часто заслоняет собой верность Иисусу? В “Хижине” это объясняется нашим стремлением к определенности и безопасности, которое мы надеемся удовлетворить с помощью этих институтов и установленных ими правил. Бог, представленный в романе, хочет, чтобы мы отказались от поиска определенности и защищенности, и в своем доверии полагались бы исключительно на него. (Бог говорит Маку: “Я просто обожаю неопределенность”. И это звучит таинственно.) Значит ли это, что все институты, организации и системы непременно дурны? Не обязательно. Однако книга напоминает нам о том, что они часто занимают место Бога, когда мы больше полагаемся на них, чем на Бога. И Бог говорит Маку, что на самом деле человеческие организации не гарантируют нам подлинной безопасности. Ее может обеспечить только Бог, и мы ее получаем при полном доверии Ему, которое не ищет доказательств защищенности и надежности. В какой-то мере системы и институты дают нам чувство безопасности, но они не заменяют собой той защищенности, которую мы обретаем в доверии Богу и во взаимоотношениях с Ним. Таким образом, автор “Хижины” хочет нам показать, что христиане неверно понимают, что значит следовать за Иисусом. Обычно мы это понимаем как религиозную деятельность в рамках и с помощью человеческих институтов, которые включают в себя систему доктрин и нравственных правил, созданную человеком. А некоторые из нас отождествляют верность Иисусу с приверженностью какой-то политической партии или идеологии. Все это неверно. Мы можем быть членами организаций, которые работают для Бога в нашем мире, и можем верить в доктрины, но нам следует относиться к ним с опасением и не слишком сильно к ним привязываться. Они так легко вырождаются и умирают, они так часто забывают о сути дела или приносят вред своим членам. Все они – дело рук человеческих. И даже само христианство, как организованная религия, есть человеческое учреждение, а потому не обладает непогрешимостью. Все это напоминает мне классический труд христианского богослова Эмиля Бруннера (1889-1966) под названием “Неверное понимание церкви”. Бруннер утверждает, что церковь не является институтом, хотя и существует в форме организации. Церковь всегда следует отделять от ее организационного аппарата и таких вещей, как структуры, доктрины, церемонии и здания. Подлинная церковь – это братство тех, кто верит в Иисуса и следует за Ним. Современник Бруннера Карл Барт (1886-1968) даже утверждал, что христианство не является религией! Это – Благая Весть. Янг заходит немного дальше: суть следования за Иисусом состоит не в том, что ты принадлежишь к какой-то церкви или хотя бы считаешь себя христианином. Следование за Иисусом – это способность полагаться только на Бога, единственный источник подлинной безопасности, и безусловная любовь к Нему и ближним. Автор “Хижины” хочет, чтобы мы изменили свои мысли о тех людях, которых мы обычно не относим к ученикам Иисуса. Если Иисус не христианин, то почему все его последователи обязаны быть христианами? Мы привыкли думать, что все истинные ученики Иисуса открыто признают себя христианами. В романе “Хижина” Иисус говорит, что у него есть последователи “из всех существующих систем”, включая буддистов, мормонов, мусульман – и даже баптистов! Да, большинству из нас не сложно признать последних учениками Иисуса. Но как можно сказать такое о мусульманах? Заметим, что автор говорит “ из всех существующих систем”. Может быть, он имеет в виду, что они были мусульманами, но потом, обратившись к Иисусу, стали христианами? Если думать так, то как мы можем объяснить, что далее упоминаются баптисты, республиканцы и американцы? И как это согласовать с заявлением Иисуса, что он не желает делать из них христиан? Думаю, нам стоит отказаться от такого толкования. Автор определенно хотел сказать, что Иисус признает своими учениками некоторых людей, принадлежащих к нехристианским религиям. Так что “Хижина” говорит нам не просто о том, что некоторые из учеников Иисуса ранее придерживались иной религии, но нечто более радикальное. Все мы прекрасно знаем, что люди иногда обращаются в христианство. Зачем бы вообще понадобились подобные слова Маку (и нам)? Но Янг говорит нам, что к ученикам Иисуса относятся не только христиане (и уж, само собой разумеется, не только американцы и западные люди). Как это возможно? Очевидно, Иисус в романе раскрывает смысл тех слов, которые Иисус в Новом Завете сказал своим ученикам: “Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора” (Ин.10:16). В те времена большинство иудеев думали, что только они были овцами Божьего стада. Иисус призвал их пересмотреть свои привычные представления. Сейчас большинство христиан считает, что только они – Божьи овцы. В “Хижине” Иисус предлагает им мыслить иначе. Следовательно, чтобы быть учеником Иисуса, не обязательно относить себя к христианам. И фактически последнее, по мнению автора “Хижины”, может даже стать препятствием на этом пути. Именно это было препятствием для Мака.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|