Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Личность во временном континууме




Кроме структурной идентификации мы можем выделить также и идентификацию Эго во временном континууме.

Нужно заметить, что содержание всех структурных элементов «Я» зависит от фиксации, направленности сознания в континууме времени прошлое — настоящее — будущее.

Вектор имеет всего три направленности — прошлое, настоящее и будущее.

Раннее детство является уникальной стадией, когда сознание полностью существует в настоящем. Когда преодолевается пре-


зентизм детского сознания на более поздних стадиях, непосред­ственная включенность личности в ситуацию, осмысление ее эле­ментов, способность соотносить с предметной ситуацией соб­ственные действия, координировать и контролировать элементы целенаправленной активности в соответствии с меняющимися ус­ловиями обусловлены прежде всего с самой сложностью учеб­ной или трудовой деятельности, с ее личностной значимостью. Погруженность в «здесь и сейчас» приводит к анализу, обдумы­ванию происходящего, когда сознание «захватывается» предмет­но-манипулятивной, интеллектуальной или творческой задачей.

Затем наступает новая эпоха. Сознание, Эго живет одновре­менно в настоящем, но при этом ориентировано на перспективу.

Именно перспектива Эго является мотиватором, основной дви­жущей силой активности личности и группы. То есть человек не живет, а собирается жить завтра. Жизненная перспектива Эго в «Я-идентификации» является основной движущей силой, структу­рой активации Эго.

Ориентированность сознания в будущее преполагает размыш­ления о будущих событиях, социальных контактах, поведении. В де-ятельностном отношении это планирование и представление о це­лях и будущих результатах целенаправленной активности, выбор наиболее эффективных способов ее выполнения и прогнозирова­ние вероятного исхода деятельности.

В целом — это великий признак молодости духа, когда настоя­щее посвящено реализации планов. И если этот способ фиксации продолжается долго, то мы видим энтузиазм и целенаправленность, силу и стремление к реализации.

Кто-то живет для того, чтобы защитить докторскую диссерта­цию, другой — вырастить детей, третий — заработать 100 000 дол­ларов, четвертый — построить дом, пятый — стать мэром города.

Перспектива может не осознаваться, но всегда является силой побуждения к активности. Наш взгляд на то, что может с нами про­изойти в будущем, связано с нашим подчас очень значимым пове­дением.

Действия, ориентированные на будущее: диета, занятия спор­том, отказ от курения, распорядок, — связаны с нашими образами себя и мыслями о себе в будущем. Перспективы могут быть ближ­ними — во временном интервале недели или даже месяца (через неделю я хочу возвратиться домой в Ярославль из Таиланда, где пишу эту книгу, хочу сдать эту книгу через три месяца в типогра­фию).

Основная часть ежедневной активности регулируется целями, которые связаны не с текущим взглядом индивида на себя («реаль-


ное Я»), но с тем, что может быть возможным для индивида в отда­ленном будущем.

Иногда перспективная цель может быть абсурдной, но очень привлекательной, в таких ситуациях человек и человеческие сооб­щества готовы проживать настоящее «несмотря ни на что» (при­мером может служить семидесятилетний эксперимент строитель­ства коммунизма в Советском Союзе).

Во взрослости поворот сознания в прошлое выполняет важную функцию. При этом осуществляется анализ и оценка уже выпол­ненной в прошлом деятельности, поведения, коммуникаций, про­шедших событий. В этом случае человек рассматривает предпо­сылки, мотивы, причины происходившего, результаты прошлого поведения, причины ошибок и успеха. Личность — это память и опыт человека, и это погружение сознание в прошлое, «перебира-ние в уме», оценка прошлых событий часто является способом обой­ти в будущем ошибки и промахи и реализовать личностный успех.

Но всегда наступает момент, когда человеческая личность по­ворачивает свое внимание в прошлое — в мир теней, в мир ушед­шего. Это может быть инициировано людьми из прошлого, знако­мыми, друзьями, когда воспоминания объединяют. Но это может быть просто закономерной стадией развития.

Это вне сомнения старость.

Это вне сомнения грустно, когда уже не хочется смотреть в то будущее, в котором в очи твои смотрят только на немощность, оди­ночество и смерть.

И ты становишься тем, кто говорит — «я — был...» Это являет­ся основным способом манифестации в «здесь и сейчас», базо­вым способом заполнения пустоты жизни смыслом и пережива­нием.

Только в иной раз я видел в монастырях старушек и старцев, которые сохранили молодость духа, и лица их светятся, как у мла­денцев. Они молятся с утра до ночи, преисполненные надеждой на будущее — встречу с Богом...

Правильно это или неправильно — не знаю, но лица их светят­ся...

Смысл личности и группы заключается не столько в том, какую структуру они имеют, сколько в том, насколько они проявлены в обществе и насколько они манифестирует свои способности, свои задатки, свои творческие способности и т.д. В основном человек себя не знает, не знает своих возможностей, своих способностей и сомневается в них.

«Демонстративное Эго». Странно, но к сожалению, мы знаем других только на этом уровне.


Мы знаем других как демонстрацию кого-то: в материальном, социальном и духовном. «Демонстративное Эго» решает базовую проблему адаптации в социуме и к конкретной группе, сообще­ству, страте, динамическим параметрам среды.

Именно на уровне «демонстративного Эго» происходит пре­дельная соотнесенность личности с социальной и биологической средой, формирование новых смыслообразующих концептов, из­менение определенных поведенческих паттернов и создание но­вых, выработка коммуникативных навыков. Личностная психоло­гическая задача — демонстрация и самоутверждение «Себя для других». Насколько я понимаю — часто именно «демонстративное Эго» и является смыслообразующим, интегрирующим ядром ак­тивности личности.

В психологической литературе демонстративность часто ассо­циируют с Масками, экзальтированностью или лживостью.

На наш взгляд, «демонстративное Эго» является регулятивным механизмом любой здоровой личности, т.к. создает «социальную кожу» личности, позволяющую сохранить ее целостность и адек­ватность, внутреннюю непротиворечивость. Формирование «де­монстративного Эго» рождает персональный уровень развития сознания, когда появляется четкое Я как выделение себя из среды, биологической и социальной массы. Существует русское понятие парсуна — портрет. Именно «демонстративное Эго» позволяет нарисовать этот портрет не только для других, но и для себя как способ манифестации другим. Этот конструкт рождает, сопровож­дает и позволяет быть субьектности как таковой, отделеннности, индивидуации, сепарации от внешней среды — материальной, со­циальной и духовной. «Демонстративное Эго» обеспечивает этап становления взрослой социальной личности, ее целостное функ­ционирование и высокий уровень социально-психологической адаптации в обществе.

В современных условиях, когда преобладающим типом личнос­ти в России является личность с рыночной ориентацией (если не есть, то будет), актуальность «демонстративноего Эго» неимовер­но возрастает.

Следует признать, что сегодня мы становимся свидетелями ста­новления нового типа рынка — рынка личностей, то есть в товар превращается сам человек, сама личность.

Личность при этом не теряет индивидуальных качеств, но ей при­ходится тонко рефлексировать потребности социальных сообществ и демонстировать качества, которые востребованы миром людей. В потребительском мире, ориентированном на обладание, на


«иметь», личность всегда была предметом, объектом меновой сто­имости. Но разве была другая правда в развитии социальных сооб­ществ и их взаимодействии с личностью?

Любое социальное сообщество живет за счет утилизации энер­гии и способностей своих членов.

Любая личность живет за счет энергии сообщества, превращен­ной в деньги, товары, услуги. В этой ситуации наиболее универ­сальная и творчески насыщенная модель «демонстративного Эго» может преуспевать, играя на заказ любую роль в динамичном об­ществе, и умение быстро переквалифицироваться в рыночных ус­ловиях является не только признаком гибкости характера и спо­собности к самосовершенствованию, но и важным качеством со­циальной адаптивности. Без сомнения, «демонстративное Эго» является системой масок, востребованных и диктуемых социумом в соответствии с его правилами игры. Я абсолютно уверен, что тре­бование динамизма по отношению к «демонстративному Эго» спо­собствует развитию и обогащению внутреннего мира играющего и внимающего игре в социальной реальности. При этом у личнос­ти ярко выражен интерес экспансивного доминирования, который и является основой и стимулом для смены имиджа, «перерисовы­вания» парсуны. Хотим мы того или нет, но мы вынуждены при­знать, что успех человека в современных социальных условиях во многом зависит от гибкости «демонстративного Эго», которая обес­печивается витальностью и выраженной трансформационной тен­денцией.

Реализация «демонстративного Эго» приводит не только к тому, что мы кажемся другими — ношение маски приводит к тому, что мы становимся другими, изменяя свое внутреннее содержание.

После общей характеристики демонстративного мы можем про­анализировать частные его проявления на материальном, социаль­ном и духовном уровнях.

«Я-демонстративное материальное» реализовывается через нашу репрезентацию в социуме телесности и вещной структуры эго. Выше мы достаточно подробно описали структуру «материаль­ного Эго». Однако в рамках нашего психологического исследова­ния недостаточно ограничиться структурным описанием. Выше мы уже пытались вскрыть механизмы поглощения материальной иден­тификации целостного миросозерцания, когда «материальное Эго» полностью «поглощает» сознание личности и становится стержнем самосознания.

Мы можем как угодно долго критиковать эту жизненную пози­цию, но следует предельно четко осознавать, что не существует


фроммовской оппозиции «иметь — быть» в качестве аксиомы, а на уровне «Я-демонстративного материального» «иметь» и является способом «быть» не только перед «другим», «другими», но и самим собой. При всей очевидной реалистичности и достоверности этого тезиса, на мой взгляд, необходимо остановиться на нем специально, поскольку он является распространенным в в современном россий­ском обществе, да и не только российском.

Вне сомнения, величина (территория) «материального Эго», его качество и монетарная ценность могут не всегда являться свиде­тельством конструктивных и социально полезных действий лично­сти. В источнике накопления (особенно крупного и ценного) лежит обман, начиная от прямого воровства и мошенничества и заканчи­вая косвенным присвоением или прямой экспроприацией чужого капитала.

По отношению к обществу и населению активность по расши­рению «материального Эго» может быть и деструктивная (напри­мер, легальное производство и сбыт оружия, огромного количе­ства псевдомедикаментозных веществ, внедрение вредных ток­сичных технологий, табачной и алкогольной продукции), но хорошо вписывающаяся как в потребностную сферу групп насе­ления, так и самого.государства как способ получения сверхпри­былей. Здесь мы встречаемся с ярким примером моральной ин-диффирентности государства.

Но несмотря на способ и нравственные оценки накопления и обогащения, в основе лежит достаточно примитивный механизм лич­ности на уровне «Я-демонстративного материального»: обладание выражает стремление личности в признании. Неважно чем, то ли свежепокрашенным забором на даче, новым бантиком за десять рублей или домом за пять миллионов долларов или новой причес­кой. Важен отклик в социальном поле.

Во многих смыслах объем и структура Эго-материального де­монстративного является выражением конъюктурной адаптив­ности личности. Любая система оценивает и поощряет человека не за личностные качества, не за интеллектуальные способности, не за труд, а исходит из социальной конъюнктуры его активнос­ти, ее коммерческой стоимости. Миллионная армия современной российской интеллигенции хорошо представляет, что такое конъ­юнктурная оценка деятельности человека и его когда вспоминаю о профессорах своего факультета, вынужденных «пахать» все лето на даче, выращивая карт ошку и овощи, чтобы прокормить семью, или унижаться, зарабатывая крохи на пяти подработках.

Тело, которое является для основной массы людей центром Эго, является стержневым способом его манифестации в социальной


среде. Не только в пубертате и в юношеском возрасте, но на протя­жении всего жизненного цикла, тело выступает в «Я-демонстратив-ном материальном» в качестве основного объекта презентации. Оно является объектом обладания и демонстрации.

На современном рынке существует не только ярко выраженная коммерциализация самовыражения человека, нацеленного лишь на «продаваемость» и социальный заказ на уровне реализации обще­ственных ролей и статусов. Тело, его качества, стали так же коммер­ческой ценностью. Я не говорю о проституции открытой. Звучит плохо, но существует проституция скрытая. Человек демонстриру­ет свое тело и его качества (силу, форму, состояние и др.) перед дру­гими в надежде на позитивную его коньюктурную оценку.

Что касается «Я-демонстративного социального», то общество оценивает не столько добросовестное выполнение статусов и ро­лей, сколько конъюнктурную значимость. Видимо по этой причине нищета представителей гуманистических профессий (учителей, вра­чей, преподавателей вузов) стала для нас привычна.

Мы не хотим принижать демонстративную роль «социального Эго». Позиция «что изволите», гибкость в трансформации демонст­ративных качеств на самом деле является эффективным способом адаптации в «транзитивном обществе».

Без сомнений, хамелеоны социального демонстративного все­гда могут рассчитывать на существенные материальные блага.

Но все равно грустно, что оцениваются не качества личности, не гуманистические устремления, не высшие духовные достижения и интеллектуальные прозрения, — не то, что вроде составляет полно­ценную человеческую жизнь, а способность чувствовать конъюк-турные ветра в социальном пространстве.

«Я-демонстративное духовное», с одной стороны, вроде бы дол­жно быть проявлением глубоко пережитого смысла жизни, экзис­тенциальных ценностей, подлинной любви, мышления, творчества. С другой — мне почему-то вспоминаются бывшие коммунисты, сто­ящие у алтаря с благостными лицами, со свечками, и целующие руки батюшке... «...Как прыщавой курсистке длинноволосый урод читает про миры, половой истекая истомою...»

И в этот момент я понимаю, что даже духовное часто конъюктур-но и крест на груди или золотой на пузе часто не отражает истинно­го содержания, но является адаптивной демонстрацией. Российс­кое православное христианство в последнее столетие было пробле­мой для государственной политики и стало предметом репрессий.


Вера в Бога трансформировалась в веру в светлые идеалы комму­низма, знание приняло картезианский облик, мистический опыт стал патологичным, наука стала фундаментом мировоззрения, образом жизни и основой всех форм производственной и общественной де­ятельности.

Религия и наука, церковь и государство в Советском Союзе были строго дифференцированы и составляли две параллельные реаль­ности, два способа существования и мировосприятия. Начиная с тридцатых годов государство строителей коммунизма с научным ма­териализмом окончательно взяло верх над всеми формами религи­озности.

Попытка возродить религиозность как духовность на постсо­ветском пространстве через восстановление церквей и демонст­рацию руководящими кадрами своей православной (или какой-то другой — мусульманской, католической, буддийской...) конфесси­ональной принадлежности не имеет смысла. «Лазарь не встает». Религиозные системы, независимо от конфессии, эзотерической или профанической принадлежности, давно потеряли метафизи­ческий смысл.

Следует признать, что возрождение религиозности выродилось в государственную официально почитаемую «традицию». Те же люди, что сидели в президиуме на партийных собраниях, сейчас на церковных службах занимают почетные места и с теми же лицами держат свечи, как некогда партийный мандат.

«Я-потенциальное»

Личность и группа не знают до конца возможного внутренне­го пространства самоидентификации, и «Я-реальное» занимает меньшее пространство, чем «Я-потенциальное» (см. рис. 10). Если бы пространство «Я» мы могли изобразить в виде совершенной мандалы — круга, погруженного своими связями в социум, то мы могли бы заметить, что люди отличаются часто не по объему «Я-потенциального», а по его степени проявления в «Я-реальном».

Движение к «Я-потенциальному» является ключевым систе­мообразующим смыслом зрелой личности. Более того, достиже­ние потенциальности, самореализации для личности является од­новременно источником и смыслом жизни, фактором духовного роста. Осознанное стремление к максимально возможному рас­крытию своего человеческого ресурса и его реализация в соци­альном пространстве путем достижения своей потенциальности является пиковым смыслом существования человека.


Самореализация — выбор одиноких и это процесс непрерыв­ный, предполагающий осознание личностью перспективы своего развития.

Это осознание ответственности за свой выбор и часто, в основ­ном вне альтернативы выбора другого дела и другой активности, способ самоосуществления личности.

«Потенциальное Я» состоит из двух больших подструктур:

— Возможные «я» — это осознаваемые личностью представ­ления о том, какой она может стать, какой она хотела бы стать и какой она боится стать. Совокупность возможных «я», содержа­щихся в «системе Я» индивида, — это сознательные манифеста­ции целей, стремлений, мотивов, страхов и опасений. Возможные «я» придают личностной динамике специфическое развитие ког­нитивной сферы, организацию, направление и релевантный для индивида смысл. Они служат существенной связью между «Я-концепцией» и мотивацией. Возможные «я» представляют собой не смутные надежды на абстрактно хорошую (или плохую) жизнь, но обладают конкретными качествами новых идентификаций в материальном, социальном и духовном аспектах функциони­рования «Я», а также их качеств: здоровье (нездоровье), богат­ство (нищета), наличие автомобиля определенной марки, людей, которые любят (ненавидят), принятие (непринятие) важных эти­ческих ценностей.

Ресурсные «я» — как правило не осознаваемая личностью потенциальность, нереализованные способности человека. Ресур­сные «я» проявляются в экстремальных ситуациях, в пиковых творческих состояниях, аффектах, психодуховных переживани­ях высокой значимости и интенсивности, в ситуациях полной включенности в выполняемую деятельность и сопровождаются особыми чувствами полноты жизни, наслаждения, нуминозности опыта. Соприкосновение с ресурсными «я» является значимым мотиватором в реализации личности. Движущей силой мотива является потребность в повторении некоторого психофизическо­го состояния, желание еще раз «попасть» в переживание. В силу того что мы в состоянии запланировать и реализовать только дей­ствия, но не можем в определенное время запланировать и про­жить психическое состояние (через пять минут я буду счастлив), то в соответствии с этой логикой человеку очень трудно запрог­раммировать эмоциональные состояния. Еще мы бы могли заме­тить, что они отличаются по силе и множеству связей с социумом, который часто и является индикатором и ценителем степени реа­лизованное™ личности.


Рис. 10. Соотношение «Я-реального» и «Я-потенциалъного»

1*:

Это связано с тем, что человек и группа структурированы не только изнутри, но в основном они внешне поле-обусловлены и от них ожидают способностей и возможностей, зависящих от того, какое место в социальных структурах они заняли.

Человек имеет некое представление о себе, которое в основном касается «Я-реального»: «Я — такой». Еще Ф.С. Перлз писал: «В на­стоящее время средний человек реализуется только на 5%, в луч­шем случае до 15%. Человек, которому доступны 25% его потенциа­ла, уже считается гением..., от 85% до 95% теряется... А причина тому очень проста: мы живем по шаблонам, по поведенческим штам­пам...» [158, С. 9].

На наш взгляд, раскрывать свою потенцию, свои способности достаточно трудно в витальном, энергетическом отношении, по­тому что ожидания уже структурированы в обществе. Структур­но же измениться достаточно трудно потому, что любая подструк­тура личности закреплена еще и в обществе, а общество очень ригидно.

Человеку достаточно легко живется с тем, с чем он адаптирован (будь это алкоголик, директор завода, академик или крестьянин), раз­ница заключается в том, что Эго является способом адаптации к об­ществу. Люди, которые или спонтанно, или при помощи каких-то специальных техник, тренингов и т.д. соприкасаются со своими воз­можностями, как правило, раскрывают «Я-потенциальное». Силь­ным мотиватором движения к «Я-потенциальному» может служить также кризис личностного или психодуховного характера.

Первичный путь самосовершенствования — это движение к «по­тенциальному Я». Пока мы движемся к «потенциальному Я», сама трансформация не встречает внутреннего сопротивления, хотя и это непрерывная работа над собой, над развитием своих творчес­ких способностей. Из точки внутренней самооценки изменения были ожидаемы, и личность как бы интуитивно догадывалась об этих сво-


их возможностях. С точки зрения социума, движение тоже ожидае­мо и не находится в противоречии, так как социум сам заинтересо­ван в активном продвижении личности. Личность и является персо­нализированной, самоопределяющееся сущностью среди других, для других, и хотя это и скучно — только таким образом для себя. В этом смысле самоактуализация есть процесс служения совмест­ной жизни с другими в обществе. При этом социум живет за счет самопроявления «Я». Энергия высвободившегося «потенциально­го Я» является питательной средой для окружающих людей, соци­ального организма.

Реально человек идентифицируется с какой-то частью себя. Ког­да человек начинает свое путешествие в «Я-потенциальное», он узнает свои нераскрытые способности. Прорыв может осуще­ствиться в любую сферу. Он может быть осуществлен в потенци­альное «Я-материальное», в потенциальное «Я-социальное», в по­тенциальное «Я-духовное».

Из «Я-реального» жизнь, структура жизни и жизненные перс­пективы описаны абсолютно четко. На первых порах «Я-потенци­альное» шокирует саму личность и шокирует окружение. Но соци­ум заинтересован в том, чтобы личность в социуме давала больше энергии, активности. И в силу того, что раскрываются возможнос­ти человека, он начинает выбрасывать огромное количество энер­гии в социум, и социум приветствует это.

Когда личность, Эго, достигает «Я-потенциального», она дости­гает самоактуализации и реализации. Это может быть психодухов­ный путь, материальный путь, путь социальных игр. Когда человек начинает реализовываться, он находит новое пространство, где он не только сам деятельностно проявляется, но и получает положи­тельное подкрепление в виде славы, карьеры, духовных почестей или каких-то материальных ценностей, а иногда все в сочетании.

Реализация группы в «Я-потенциальном» наступает в тот мо­мент, когда она достигает уровня коллектива по всем параметрам.

Когда человек достигает своей потенции, критерием достиже­ния «Я-потенциального» является «ощущение невыносимой лег­кости жизни». Точка реализации отличается тем, что все, что хо­чешь, еще не успев подумать — получаешь.

Мы бы могли обозначить это состояние реализации «потоком», которое является оптимальным как для результатов деятельности, так и для самого субъекта.

Как правило, состояние «потока» знакомо практически всем по игровой деятельности. Гораздо меньше людей встречаются с ним в процессе труда. Состояние потока в аффективном измерении мар­кируется чувством глубокого удовлетворения (как мы уже указы-


вали выше), на мотивационном — желанием продолжения деятель­ности, на когнитивном — степенью и легкостью концентрации. Имеются и другие общие признаки этого состояния, идентичные состоянию «потока».

Такой опыт, безусловно, является оптимальным для человека и группы. Он позволяет упорядочить случайный поток жизни субъек­та, дает базовое чувство опоры и самое важное, на мой взгляд, ощу­щение «правильности жизни», что ты со смыслом и значимо про­живаешь жизнь. Потенциально это наиболее творческий, наибо­лее завершенный вид опыта, помогающий человеку и группе экспериментировать в новых условиях, взаимодействуя с новыми вызовами.

Что касается изменений группы, то мы можем на этапе коллек­тива остановиться в описании групповой динамики. Мы этот шаг делаем намеренно, так как уверены в том, что дальнейшее разви­тие группы невозможно. Мы не верим в коллективное просветле­ние и в коллективное достижение «Изначального».

Таким образом, первый шаг — это рефлексия себя, своей Эго-структуры. Это честный анализ своего Эго. Второй шаг — движе­ние к «Я-потенциальному».

Сознание как живая открытая система обладает качеством го­меостаза. Причем это свойство является некой центростремитель­ной силой, которая обеспечивает постоянство и стабильность лич­ностной структуры. Когда мы начинаем обратное движение, начи­наем «отпускать» отождествленные фрагменты «Я» и устанавливаем, что это «не-Я», что этим качеством или статусом, ролью «я не являюсь», как раз и происходит процесс самосовер­шенствования.

Процесс изменения личности и группы всегда связаны с тем, что они отпускают какие-то части своей структуры, разотождеств-ляется с ними.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных