Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И потому, господа психологи и психотерапевты, творите каж­дый раз с каждым человеком новый мир - простор психического открыт и нет границ ни во времени, ни в пространстве. 4 страница




Кардинальная важность психодуховного кризиса заключается в том, что в нем происходит переосмысление содержания смысла жизни, пересмотр ответа на вопрос: «Зачем жить?» Воля к жизни рождается в горниле психодуховного кризиса и является психоло­гическим механизмом выживания в экстремальной ситуации, ког­да базовые экзистенции приходится менять или, наоборот, отстаи­вать вопреки давлению неблагоприятных обстоятельств (в том чис­ле трагических — смерть близкого человека, тяжелая болезнь, инвалидность).


Близкие проблемы, относящиеся к смыслу жизни, касаются наи­более важных социальных чувств человека, таких как одиночество, экзистенциальная грусть, тоска, духовная любовь, сострадание и сопереживание, радостность бытия, служение, чувство счастья и гармонии.

В структуре «духовного Эго» мы можем также вычленить мо­рально-нравственные индивидуальные ценности, которые преоб­разуются в систему требований, норм и моделей поведения. Мы настаиваем на уникальности и индивидуальности этой морали в силу того, что уверены в уникальном содержании личностной ин­терпретации тех нравственных ценностей, которые деклариру­ются обществом.

Как мы неоднократно указывали, идентификация включает три основных компонента:

— когнитивный — осознание структуры и содержания со всей совокупностью признаков объекта идентификации,

— эмоционально-оценочный — эмоционально переживаемое от­ношение,

— поведенческий — соответствующая реакция, которая выража­ется в поведении.

Особенность духовных идентификаций — в их глобализме и он­тологическом характере. Этот характер отражается как на когни­тивном, так и на эмоционально-оценочном и поведенческом ас­пектах.

Наиболее ярко всеобъемлющий характер духовных идентифи­каций проявляется в нравственных принципах (представления о добре и зле, правильности или неправильности отношения и пове­дения, мыслей и чувств). На мой взгляд, именно в «духовном Эго» находятся соотносимые с реальной активностью личности высшие эталоны человеческой жизни и проявления, духовные идеалы. Не­соответствие этим эталонам реальных мыслей, чувств, действий приводит к самым значимым и базовым личностным чувствам — угрызениям совести и чувству вины, греховности.

В качестве высших эталонов могут выступать различные реаль­ные и вымышленные персоны, которые на различных стадиях лич­ностной эволюции могут меняться.

Не так важно, кто является эталоном — отец, мать, их отноше­ния, бабушка, дедушка, известный певец, Заратустра в интерпре­тации Фридриха Ницше или Будда Шакьямуни. Важна их регуля­тивная роль. Важно сравнительное соотнесение интроецириван-ного гештальта с потенциальной или реальной поведенческой реакцией, отношением, оценкой, мыслью или чувством.


Человек ценит себя в той мере, в какой существует тождество с эталонной персоной и утрачивает свое достоинство в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отноше­ние к себе в сравнении с этими высшими эталонами.

Вне сомнений, общество обусловливает форму и содержание процесса формирования «духовного Эго». Часто оно предоставля­ет готовые структуры «духовного Эго». Таковыми являются все мировые религии, некоторые всеобъемлющие философские сис­темы и почти любая идеологическая машина, которую выстраива­ет государство для подчинения и эксплуатации личности.

Но мы не должны переставать думать о том, что сознание чело­века активно и ничего не принимает без своей интерпретации, — не факт существования персоны как некоторого идеального об­разца прельщает, а то содержание, которое вкладывает личность в эту персону. Не объекты идентификации имеют контролирующую и регулятивную силу, а их осмысление, интерпретация, своеоб­разное переживание личностью.

В современном обществе распространено мнение, что духов­ные измерения мало интересуют большинство слоев населения. Обыденное сознание людей почему-то идентифицирует духовные области существования или с религией, или с медитациями или с какими-нибудь сектантскими движениями.

Без сомнения, человек достаточно редко обращается к глобаль­ным проблемам бытия и, может быть, не каждый день обращается к смыслу своего существования. Не это важно. Важно, что психо­духовные ценности ежедневно и ежечасно реализуются через «ма­териальное» и «социальное Эго» и человек все время существует, соизмеряясь с духовными измерениями бытия.

Духовное развитие человека предполагает радикальное преоб­разование «нормальных» черт личности, пробуждение скрытых прежде возможностей, вознесение сознания в новые для него сфе­ры, а также новую внутреннюю направленность деятельности. Не удивительно, что такая великая перемена, такая фундаментальная трансформация проходит несколько критических стадий, которые нередко сопровождаются психодуховными кризисами различной интенсивности, содержания и продолжительности.

Если основные смыслы человеческого существования не раз­решаются на каком-то этапе и в каком-то приближении, то возни­кает экзистенциальная пустота и человек вплотную сталкивается с абсурдом существования. В этот момент жизнь становится по­пыткой превозмочь абсурд человеческого существования. Часто это похоже на шизофреническое стремление построить дом на зыбучем песке.


То, что люди не занимаются духовными областями существова­ния ежедневно, является признаком психического здоровья. В кон­це концов, тысячелетиями существует попытка разрешения основ­ных проблем человеческой жизни, а тотального и окончательного их решения нет. Для разрешения экзистенциальных проблем ну­жен особый момент, особые обстоятельства жизни и состояния со­знания. Они разрешаются во время пиковых, запредельных, сак­ральных, нуминозных переживаний, имеющих глубоко интимный, непередаваемый характер.

Одновременно «духовное Эго» — единственная структура лич­ности, которая может связать и связывает личность с вечностью и вневременным существованием, возможностью обладать всем мыслимым пространством и «быть как Боги».

Именно поэтому в духовных областях существует огромное ко­личество смыслов, которые в основном касаются духовного само­совершенствования. В «Я-духовном» находится то, что мы обозна­чаем как религиозные идентификации (я — буддист, я — право­славный, я — мусульманин и т.д.). В «духовном Я» существуют представления о духовном пути, огромное количество психопрак­тик, которые предоставляют возможность трансцендирования «Я-социального» и «Я-материального» и насыщения истыми пережи­ваниями и новыми прозрениями «Я-духовного».

В психологии достаточно много концепций о том, что является пиковым выражением «духовного Эго».

Некоторые психологи обозначают таковым стремление к само­актуализации, другие — к самореализации, третьи — к служению. В менее прагматичных духовных движениях мы встречаемся с «ахимсой гуру» или священных обязанностях учителя к своим уче­никам.

Структуры идентификации отражают жизненные цели и фор­мы активности, которые люди себе цыбирают, и указывают не толь­ко на тип, но и на уровень их внутреннего развития.

Цель духовных идентификаций лежит за пределами материаль­ного мира: духовный рост, знания, ментальность.

Как мы уже говорили выше, цели «материального» и «социаль­ного Эго» — конкретные вещи мира, особенно «физическая чет­верка»: деньги, власть, секс, общественное положение. Надо отме­тить, что высшие ступени духовной активности полностью деваль­вируют эти ценности и трансцендируют Эго.

Особенно показательны в этом отношении поиск и реализация высших психодуховных состояний, которые в традициях называ­ли просветлением.


Основные тенденции «духовного Эго»

После конспективного изложения содержания и структуры «ду­ховного Эго» мы хотим остановиться на основных тенденциях-этой большой подсистемы личности.

Первая тенденция, которая существует в «духовном Я» и мани­фестируется на всех уровнях, подструктурах личности — это рас­ширение пространства, или экспансивная тенденция.

Пока человек расширяет пространство своего «Я-духовного», это считается также позитивным эволюционным и биографическим ша­гом. Детское стремление «Стать большим» на самом деле являет­ся доминирующим в человеке до тех пор, пока он имеет достаточ­ный уровень витальности. Когда мы говорим «Он (она) имеет вес» в духовном движении, то указание на чисто материальную сторо­ну («вес» понятие физическое) показывает, что «Я-духовное» в человеке значимо и его (ее) весомый вклад (в философию, в пси­хологию, направление науки, совершенствование образования...) оценен социальным окружением.

Чем большее интеллектуальное пространство захватывает идея, концепция или теория, порожденная лидером, тем он ценнее не толь­ко в социальном плане, но и в плане внутренней самооценки. В этом смысле интеллектуальная экспансия и популярность являются не­ким критерием того, каким образом человек расширяет свое про­странство, какой у него потенциал «Я-духовного».

На уровне социальных установок и личностной самооценки рас­ширение ареала влияния идеи и вообще расширение влияния счи­тается позитивным. Экспансивная тенденция управляет не только поведением человека, но и реальной активностью больших и малых человеческих групп и этносов. Мы можем четко и однозначно про­следить данную тенденцию в развитии любой мировой религиоз­ной системы, философской или научной школы.

Мы можем обнаружить некоторые аналогии в биологических сообществах. Мы можем даже предположить, что запускающий механизм мало управляется человеком сознательно, так как опи­рается на бессознательную инстинктивную природу подавления и захватывания все больших ареалов выживания. Чем больше аре­ал у вида, тем больше у него возможности к воспроизводству, воз» можности выжить за счет биоценоза. На самом деле это нормаль­ный эволюционный, биологически оправданный механизм.

Но есть кардинально важное отличие проявления экспансив­ной тенденции «Я-духовного» — захватывается пространство со­циального сознания через каждую рефлексирующую личность.


И в силу того, что духовное воспроизводство считается приори­тетным для сохранения специфически человеческих качеств, у Эго появляется возможность не только обусловить мышление, осознание реальности, мораль, модель мира представителей сво­его поколения, но иногда и влиять на мировосприятие, мировоз­зрение многих и многих поколений после своей жизни. Образца­ми в этом отношении являются Лао-цзы, Будда, Христос, Маго­мет, которые для огромного количества людей все еще определяют не только стиль мышления и мировоззрение, но и структуру, содер­жание «материального» и «социального Я».

Любой вклад в экспансивную тенденцию возвращается стори­цей. К великому сожалению, среди людей мало тех, кто может стать учителем жизни. Социум обучает всему, но только не тому, как ре­шать личностные духовные проблемы.

Но необходим огромный вклад в экспансивную тенденцию для достаточно устойчивого осваивания интеллектуального простран­ства и сверхусилия — чтобы вклад «духовного Эго» возвращался учениками, признанием, славой и живым вниманием адептов. Лю­бая остановка в экспансии смерти подобна, а любое сужение аре­ала влияния смертью и является. Вне сомнения, «духовное Я» об­ладает относительной автономностью, самостоятельностью и са­модостаточностью по сравнению с другими подструктурами. Но учение умирает без учеников, без их поддержки, понимания и сопе­реживания. Без учеников умирает и «духовное Я» учителя.

Трансформационная тенденция — изменение концептуально­го пространства, нахождение новых признаков, качеств идеи, уг­лубление понимания определенных тем жизни, изменение струк­туры духовного. Накопительная экспансивная тенденция всегда имеет предел, особенно в условиях информационного бума и спе­циализации знания. Более того, простота, доступность, внутрен­няя красота и изящество многих идей иногда являются самыми выигрышными сторонами любого продукта сознания, особенно духовного характера.

Достижение уникальной идеи, состояния, переживания, качеств личности именно в «духовном Я» является более перспективным. Любой так называемый личностный рост или духовное самосовер­шенствование представляют собой больше трансформационный, нежели конативный, экспансивный шаг.

Все, что более или менее значимо в «духовном Я», представляет собой продукт трансформации, изменения, а часто разотождеств-ления с определенными аспектами Эго. А высшие состояния созна-


ния, каковыми являются любовь, сострадание, радостность и рев­ностность, просветление, являются переживаниями самого уникаль­ного качества.

Третья тенденция Эго на духовном уровне — консервативная, которая проявляется в гомеостатической реализации личности, в стремлении удерживать равновесие и сохранять свою структуру смыслов и идентификаций. Если выражаться точнее, консерватив­ная тенденция личности проявляется в ригидности осознания струк­туры и содержания объекта идентификации, жесткости в эмоцио­нально переживаемых отношениях и неготовности к изменениям программы поведения. Консервативная тенденция личности пока­зывает степень индентифицированности с объектом, то, насколько жестко мы привязаны к своим идеям, эмоциональным оценкам и поведенческим актам.

Консервативная тенденция выполняет важную функцию — обеспечивает структурность, целостность, индивидуальность лич­ности, стабильность существования человека. Более того, за счет этой тенденции обеспечивается устойчивость микро- и макросо-циальных сообществ.

Одновременно эта тенденция имеет и негативные последствия:

— часто при высоком динамизме жизни личность не может дей­ствовать в соответствии с новыми ситуационными требова­ниями, проявляет неготовность к отказу от уже сформиро­ванных потребностей и от привычных способов их удовлет­ворения или к принятию новых мотивов деятельности.

— в «духовном Эго» консервативная тенденция часто проявля­ется в излишней фиксированности на идеях и переживани­ях, жесткости, ограниченности эмоциональной оценки тех или иных событий и в образовании сверхценных смыслов.

— даже при полном изменении базовых основ модели мира сре­ди основного населения личность может проявить когнитив­ную ригидность — неготовность к построению новой кон­цептуальной картины окружающего мира при получении до­полнительной информации, которая противоречит старой картине мира.

Из-за консервативных тенденций у личности возникают огром­ные проблемы. Многие психодуховные, личностные и т.д. кризи­сы, психологические проблемы и стрессы связаны со степенью жесткости идентификации.

Как мы указывали выше, в структуру «Я-духовного» входит очень много смыслов и духовных ценностей. Многие ценности важны в


силу эмоционального отношения к ним и особенно потому, что они обрастают элементами личной истории. Любая ценность валена, по­стольку, поскольку она вплетена в личностную биографию, а иногда и в историю рода или большей социокультурной общности. Жес­ткость идентификаций зависит от того, с какими эмоциональны­ми состояниями она отождествляется.

«Духовное Я» является основой личности. Любое разрушение структурной целостности, нарушения в функционировании основ­ных тенденций переживаются личностью или как угроза, или как кризис, как притязание на ее интимное пространство, и вызывают какую-то адекватную или неадекватную реакцию.

Дело не в содержании реакции: защитной, агрессивной, вос­торженной... Важно, что реакция всегда возникает.

Все эти три базовые тенденции зависят, как мы уже указывали выше, от одной переменной, которая мало зависит от личности. Эту переменную я называю уровнем витальности. Уровень витально­сти — это та жизненная энергия, с которой человек рождается, и в основном она носит чисто биологический характер. Любое живое существо рождается с определенным уровнем энергии. Есть ана­логичное понятие «личностной силы» у Карлоса Кастанеды. Она считается стержневой, основной, самой важной структурой. Кто имеет личностную силу, считается самоактуализированной, сво­бодной личностью. По отношению к витальности все тенденции являются зависимыми переменными.

В «духовном Я» витальность может принять некое уникальное качество, которое уже никак не соотносится с природногенети-ческими или другими предпосылками. Мне хотелось бы отдельно остановиться на роли психодуховного кризиса в трансформации витальности в силу духа, как катализатора трансформации при­родной энергии в качество той стойкости, устойчивости духовной силы личности, которая не сравнима по эффективности даже с самой мощной жизненной энергией,

Таким образом, мы можем предложить следующую классифи­кацию причин возникновения духовных кризисов:

1. Кризисы, связанные со структурой Эго.

2. Кризисы, связанные с невозможностью реализовать основ­ные тенденции личности.

3. Кризисы витальности.

Прежде чем описывать содержание этих кризисов, остановим­ся на теоретических подходах, которые уже разработаны в пси­хологии трансперсональной ориентации по проблеме духовных кризисов.


Трансперсональное измерение психодуховного кризиса

Основатель трансперсональной психологии Ст. Гроф в книге «Неистовый поиск себя» ввел понятие «духовного кризиса» — со­стояния, с одной стороны, обладающего всеми качествами психо­патологического расстройства, а с другой — имеющего духовные измерения и потенциально способного вывести индивида на бо­лее высокий уровень существования. Для того чтобы понять про­блему духовного кризиса, необходимо вслед за Грофом рассмот­реть ее в более широком контексте «духовного самораскрытия» [34, 37, 38].

Духовное самораскрытие (spiritual emergense) — это движение индивида к расширенному, более полноценному способу бытия, включающему в себя повышение уровня эмоционального и психо­соматического здоровья, увеличение степени свободы выбора и чувство более глубокой связи с другими людьми, природой и всем космосом. Важной частью этого развития является рост осознания духовного измерения — как в своей собственной жизни, так и мире в целом.

Подобно рождению, духовное самораскрытие на протяжении человеческой истории рассматривалось как неотъемлемая часть жизни, и лишь в современном обществе оно стало воспринимать­ся как нечто болезненное, — так же как и процесс рождения. Пе­реживания, происходящие во время этого процесса, варьируются в широком спектре глубины и интенсивности — от очень мягких, до полностью переполняющих и вызывающих замешательство.

Духовное самораскрытие можно условно подразделить на два типа: имманентное и трансцендентное. Имманентное духовное са­мораскрытие характеризуется обретением более глубокого воспри­ятия ситуаций повседневной жизни; эти переживания индуциру­ются, как правило, внешними ситуациями и обращены вовне (по­стигать Божественное в мире). Трансцендентное духовное самораскрытие — способность более глубоко воспринимать свой внутренний мир (постигать Божественное в себе).

В основе духовного самораскрытия (независимо от формы) ле­жит яркое и убедительное переживание выхода за пределы физи­ческого тела и ограниченного Эго и связи с чем-то большим, что находится вне человека и одновременно пронизывает все его су­щество.

В трансперсональной психологии Станислав Гроф и его жена Кристина Гроф внесли поистине огромный вклад в разработку про-


блемы эволюционного кризиса [30, 31, 34, 37, 38]. С. Гроф — психи­атр с более чем тридцатилетним опытом исследовательской рабо­ты в области необычных состояний сознания. В начале своей науч­ной деятельности он разрабатывал программы, посвященные пси­ходелической терапии, а с 1973 года сосредоточил свое внимание на эмпирической психотерапии без наркотиков. Гроф опублико­вал более девяноста работ и является автором следующих книг: «Духовный кризис», «Путешествие в поисках себя», «За предела­ми мозга», «ЛСД-терапия», «Области человеческого бессознатель­ного», «Встреча человека со смертью», «Психология будущего», «Зов ягуара».

Интерес Кристины к феномену духовного кризиса коренится глу­боко в личной мотивации. Во время рождения ребенка она пережи­ла спонтанное и совершенно неожиданное духовное пробуждение, идентифицированное как проявление пробуждения Кундалини. В 1980 году Кристина основала Сеть духовной помощи (СЕН) — орга­низацию, поддерживающую людей во время духовного кризиса.

Во время своей практической деятельности Гроф убедился, что современное понимание человеческой психики поверхностно, ис­ходя из него невозможно оценить некоторые феномены. Многие состояния, которые психиатрия рассматривает как проявление психической болезни неизвестного происхождения, на самом деле отражают процесс самоисцеления психики и тела. Изучение те­рапевтического потенциала подобных состояний и попытки решить теоретические задачи, возникающие в связи с этим, стали делом жизни Станислава Грофа [37, 38].

Концепция духовного кризиса включает в себя открытия многих дисциплин, в том числе клинической и экспериментальной психи­атрии, современных исследований сознания, эмпирической психо­терапии, достижения антропологии, парапсихологии, танатологии, сравнительной религии и мифологии. Наблюдения, накопленные во всех этих областях, показывают, что духовные,кризисы несут по­ложительный потенциал, их не следует смешивать с психическими заболеваниями, имеющими биологические причины и нуждающи­мися в медицинском лечении. Такой подход соответствует и древ­ней мудрости, и современной науке.

Спектр переживаний при эволюционном кризисе чрезвычайно богат: в него вовлечены интенсивные эмоции, видения и другие из­менения в восприятии, необыкновенные мыслительные процессы, а также физические симптомы — от дрожи до чувства удушья. Мож­но выделить три основные группы этих переживаний: биографи­ческую, перинатальную и трансперсональную.


Биографическая категория включает в себя повторное пережи­вание травматических событий в жизни индивида и излечение от них. Восстановление важных воспоминаний детства, таких как сек­суальные или физические обиды, потеря родителя или любимого человека, близкое соприкосновение со смертью, болезнью или хи­рургической операцией и другие тяжелые впечатления иногда мо­гут сыграть значительную роль в трансформирующем кризисе.

Перинатальный аспект духовного кризиса концентрируется вок­руг тем умирания и вторичного рождения, при этом открывается такая тесная связь с периодами биологического рождения, что ка­жется, у клиента всплыли воспоминания собственного появления на свет.

Оживление воспоминаний о рождении часто происходит в ре­зультате того, что индивид чрезмерно поглощен темой смерти и связанными с ней образами. Он размышляет о том, что рождение было тяжелым и угрожающим жизни событием и само стало «смер­тью» перинатального периода существования, единственного спо­соба жизни, уже известного зародышу. Люди, у которых пробуди­лась память о травме рождения, чувствуют биологическую угрозу своей жизни. И в то же время это чувство чередуется или совпада­ет с переживанием борьбы за рождение, то есть за высвобожде­ние из чего-то очень неудобного и похожего на гроб. Страх насту­пающего безумия, потери контроля и даже внезапной смерти мо­жет проявиться в формах, напоминающих психозы.

В добавление к биографическим и перинатальным элементам многие духовные кризисы содержат компонент переживаний, при­надлежащих к третьей категории — трансперсональной. Слово «трансперсональный» относится к трансцендентности обычных границ личности и включает многие переживания, которые назы­вают духовными, мистическими, религиозными, оккультными, ма­гическими и паранормальными. Войдя в трансперсональную зону, человек может переживать события исторически и географически удаленные, участвовать в эпизодах, в которых действовали наши предки, предшественники-животные, а также люди других столе­тий и культур. В этой зоне исчезают личностные границы, индивид получает возможность идентифицировать себя с другими людьми, с группами или даже со всем человечеством, ощутить себя предме­тами, которые находятся внутри нас, с различными формами жизни и даже с неорганическими явлениями. Он может встретиться с бо­гами, демонами, духовными пророками, обитателями других вселен­ных и мифологическими персонажами. Таким образом, в транспер­сональном состоянии нет различия между повседневной жизнью и мифологическими архетипами.


Информация, получаемая в трансперсональном состоянии, не­сет в себе замечательный терапевтический и трансформирующий потенциал, равно как и позитивные и освобождающие пережива­ния перинатального и биографического происхождения, что еще раз показывает важность правильного отношения к психодуховно­му кризису.

Проявления эволюционного кризиса очень индивидуальны, двух одинаковых кризисов не существует, однако практика показывает, что можно дать определение некоторым основным формам духов­ного кризиса, хотя их границы размыты и часто у клиентов наблю­дается наложение одной формы на другую. Можно выделить следу­ющие формы духовного кризиса в психологии трансперсональной ориентации.

1. Шаманский кризис, который включает в себя элементы физи­ческих и эмоциональных мучений, смерти и вторичного рождения, человек чувствует свою связь с животными, растениями, отдельны­ми силами природы. После успешного завершения данного кризи­са наступает глубокое исцеление, укрепляется физическое и эмо­циональное здоровье [56, 68, 73, 85, 135, 142, 209, 247].

2. Пробуждение Кундалини. Согласно йоге, это пробуждение торм — творческой космической энергии, которая находится в ос­новании позвоночника. Поднимаясь, Кундалини очищает следы старых травм и открывает центры психической энергии — чакры. Человек испытывает жар, дрожь, судороги, на него накатывают волны ничем не вызванных эмоций. Часто к этому добавляется ви­дение яркого света, различных существ-архетипов, переживание прошлых жизней. Картину дополняет непроизвольное и неконт­ролируемое поведение: речь на неизвестных языках, пение незна­комых песен, воспроизведение позиций йоги, подражание живот­ным.

3. Эпизоды объединяющего сознания («пик переживаний») — человек переживает растворение границ личности, появляется чув­ство единства с другими людьми, с природой, со Вселенной. Воз­никают ощущения вечности и бесконечности, слияния с Богом или с творческой космической энергией, которые сопровождаются мирными и чистыми эмоциями, взрывами экстатической радости или восторга.

4. Психологическое возрождение через возвращение к центру — человек чувствует себя центром фантастических событий, имею­щих отношение к космосу и важных для Вселенной. Психика пред­ставляет собой гигантское поле боя между силами Добра и Зла, Све­та и Тьмы. После периода смятения и замешательства пережива­ния становятся все более приятными и движутся к разрешению.


Кульминация процесса — «сакральное соитие» с воображаемым партнером-архетипом или спроецированным лицом из жизни. Муж­ские и женские аспекты личности достигают нового баланса. В пе­риод завершения кризиса и интеграции человек обычно видит иде­альное будущее; когда интенсивность процесса снижается, он по­нимает, что внутренняя драма была просто психологической трансформацией.

5. Кризис психических открытий характеризуется огромным притоком информации из таких источников, как телепатия и ясно­видение. Появляется повторяющееся состояние «отделения от тела» — сознание человека словно отделяется и независимо путе­шествует во времени и пространстве, — а также способность про­никать во внутренние процессы других людей и воспроизводить вслух их мысли. В медиумических состояниях у человека возника­ет чувство, что он теряет свою идентичность и принимает облик другого индивида.

6. Перенесение в прошлую жизнь, в другие исторические пери­оды и другие страны, которое сопровождается мощными эмоциями и физическими ощущениями и с поразительной точностью рисует людей, обстоятельства и реалии периода и страны. Эти пережива­ния воспринимаются индивидом как личные воспоминания и впе­чатления.

7. Связь с духовными пастырями и «передача вести». Иногда у человека бывают встречи с «сущностью», которая обладает транс­персональным опытом и проявляет интерес к личным отношениям, занимая в них роль учителя, пастыря, защитника или играя роль достоверного источника информации. Индивид передает послания источника, который находится вне его сознания. В состоянии транса он высказывает мысли, полученные телепатическим путем.

8. Предсмертные переживания: индивид как бы становится свидетелем собственной внутренней жизни, за секунды промель­кнувшей перед ним в цветной сконденсированной форме. Он про­ходит через темные туннели к свету сверхъестественной яркости и красоты, к божественному существу, излучающему любовь, про­щение и принятие. В общении с ним он получает урок универсаль­ных законов существования. Затем он выбирает возвращение к обычной реальности, где может жить по-новому в согласии с эти­ми законами.

9. Опыт близких встреч с НЛО. Встречи и похищения теми, кто кажется инопланетянами, то есть существами, прибывшими из дру­гих миров, также вызывают эмоциональный и интеллектуальный кризис, имеющий много общего с духовным кризисом. Все описа­ния НЛО содержат упоминание о свете сверхъестественного свой-


ства. Этот свет очень похож на тот, который появляется в экстра­ординарных состояниях сознания как видение. Было отмечено, что инопланетянам можно найти параллели в мифологии и религии, корни которых лежат в коллективном бессознательном.

10. Состояния одержимости: у человека возникает сильное чув­ство, что его психика и тело захвачены и контролируются неким существом или энергией с такими свойствами, которые «одержи­мый» воспринимает как идущие извне, враждебные и тревожные.

Подводя итог, можно сказать, что многие формы эволюционно­го кризиса, которые описываются Станиславом и Кристиной Гроф, представляют фундаментальное противоречие с принятыми в со­временной науке взглядами на мир [56, 68, 73, 85, 135, 142, 209, 247]. Наблюдения показывают, что данные состояния вовсе не обяза­тельно погружают человека в безумие, и если относиться к духов­ному кризису с поддержкой и уважением, то он приводит к замеча­тельному и более позитивному и духовному взгляду на мир, к более высокому уровню будничной деятельности. Поэтому духовный кризис следует воспринимать серьезно, как бы причудливы ни были его проявления с точки зрения нашей традиционной системы ве­рований.

Основные причины духовного кризиса

Как мы указывали выше, причиной психодуховного кризиса мо­гут быть изменения в структуре Эго.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных