Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Европейский Суд по правам человека и органы конституционного контроля европейских стран: перспективы взаимодействия




(Выступление 8 июня 2000 г. на международной конференции, организованной Европейским Судом по правам человека. Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. 2000. № 2 с.47).

 

Европейский механизм защиты прав и свобод человека благодаря созданию Европейского Суда по правам человека и наделению его полномочиями рассматривать жалобы (петиции) отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц стал по общему признанию совершенно уникальным, весьма жизненным и динамично развивающимся.

Решения Европейского Суда в Конституционном Суде Республики Беларусь рассматриваются в качестве судебных прецедентов. Эти решения оказывают значительное влияние на формирование нашей позиции по конкретным делам. Они побуждают нас действовать с учетом стандартов, которые формируются Европейским Судом. В нашем представлении Европейский Суд по правам человека превратился в наднациональный орган власти, и это обусловливает необходимость пересмотра все еще бытующих стереотипов абсолютизации государственного суверенитета.

Знакомство с практикой Европейского Суда по правам человека позволяет сделать вывод о сходстве решаемых им и Конституционным Судом Республики Беларусь проблем и возможностях использования европейских международных актов и опыта их реализации в осуществлении конституционного контроля в нашей стране. Однако, к большему сожалению, эти возможности остаются ограниченными, поскольку Беларусь еще не является членом Совета Европы.

Для того чтобы подтвердить близость решаемых нами задач и занимаемых в этом отношении позиций, позвольте в самых общих чертах осветить деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь в последние годы.

Осуществляя контроль за конституционностью нормативных актов в государстве, Конституционный Суд нашей страны возбуждает и рассматривает дела по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров Республики Беларусь. Конституционный Суд сейчас не вправе возбуждать дела по собственной инициативе, что позволило ему избавиться от упреков в предвзятости, политизированности и руководствоваться при рассмотрении дел исключительно правовыми основаниями.

Основное место в деятельности Конституционного Суда нашей страны занимают вопросы, непосредственно касающиеся обеспечения прав и свобод, закрепленных в Конституции и международных актах. Так, принятыми Конституционным Судом заключениями обеспечивались возможности граждан обращаться за защитой своих прав в компетентный, независимый и беспристрастный суд; исключались усыновление детей без согласия родителей и лиц, их заменяющих, во внесудебном порядке, ограничения права свидетелей давать показания при их согласии в отношении близких родственников и членов семьи, недопустимость совмещения функций обвинения и суда, нарушения прав налогоплательщиков посредством издания подзаконных нормативных актов; гарантировалось действие обратной силы закона, устраняющего или смягчающего уголовное наказание; защищались права граждан на приватизацию жилой площади в коммунальных (общих) квартирах; было восстановлено право граждан по трудоустройство в любой местности страны без учета их прописки; устанавливалось, что нормативные акты, определяющие права граждан, должны вступать в силу только после их официального опубликования и др.

Для лучшего понимания упомянутых заключений позвольте несколько конкретизировать некоторых из них.

В частности, Заключением от 13 мая 1999 года “О соответствии Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам части шестой статьи 209 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь” Конституционный Суд признал упомянутую норму не соответствующей Конституции и Международному пакту о гражданских и политических правах в той мере, в какой она не предусматривает право на обжалование в суд постановления о прекращении уголовного дела.

23 июня 1999 года Конституционный Суд рассмотрел дело о конституционности ряда статей Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, которыми устанавливалось, что решения и определения Верховного Суда по делам, рассмотренным им по первой инстанции, обжалованию в кассационном порядке не подлежат. Конституционный Суд признал эти нормы не соответствующими Конституции и международно-правовым актам в той мере, в какой они должным образом не обеспечивают процессуальные гарантии реализации права сторон и лиц, участвующих в процессе, на обжалование судебных постановлений Верховного Суда, вынесенных по делам, рассмотренным им по первой инстанции.

Заключением от 2 июня 1999 года Конституционный Суд признал не соответствующей Конституции часть вторую статьи 5 Закона “О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь”, которая предусматривала ограничения на приватизацию жилья, заселенного несколькими нанимателями. Тем самым было защищено конституционное право граждан на собственность.

Своим Заключением от 1 июня 1999 года Конституционный Суд признал неконституционной норму Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность должностных лиц за прием на работу граждан, проживающих без прописки, указав на несоответствие ее не только ряду статей Конституции, но и Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, ряду конвенций МОТ. Это заключение позволяет не только осуществлять гражданам свое право на свободное заключение трудовых договоров, а нанимателям — принимать работников с учетом их способностей, образования и профессиональной подготовки, но и способствует реализации гражданами конституционного права на свободу передвижения и выбор места жительства.

В июле 1997 года Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции и Международному пакту о гражданских и политических правах пункт 3 раздела “Заключительные положения” Закона от 17 мая 1997 года “О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь” в части недопущения пересмотра вступивших в законную силу приговоров о преступлениях, по которым изменены квалифицирующие признаки. Национальному собранию было предложено внести соответствующие изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы страны. Такой закон был принят. В результате судами было пересмотрено 9390 уголовных дел, на основе чего от дальнейшего отбывания наказания было освобождено 3325 человек, 1363 осужденным был изменен в сторону смягчения срок наказания, 540 осужденных к лишению свободы были переведены в исправительно-трудовые колонии с более мягким видом режима. Таким образом, Конституционный Суд восстановил нарушенные права граждан, отбывающих наказание за преступления, ответственность за которые была смягчена.

Совсем недавно мы приняли решение о праве граждан на замену воинской службы альтернативной гражданской по религиозным убеждениям. При этом тоже учитывался европейский опыт, в том числе Европейского Суда.

Защите прав и свобод граждан служит также деятельность Конституционного Суда по рассмотрению жалоб и предложений граждан, с которыми они вправе обращаться в государственные органы согласно статье 40 Конституции Республики Беларусь. Ежегодно в Конституционный Суд поступает около тысячи обращений отдельных лиц, правозащитных организаций, их объединений. Поскольку Конституционный Суд не обладает правом рассматривать конституционность нормативных актов по предложениям граждан, он использует другие формы разрешения их обращений в соответствии с Конституцией и действующими законодательными актами. По обращениям даются соответствующие разъяснения, в необходимых случаях жалобы граждан направляются в компетентные органы, которые, как правило, своевременно реагируют на такие обращения Конституционного Суда.

Именно на основе анализа и обобщения обращений граждан Конституционный Суд вносит предложения компетентным государственным органам по совершенствованию действующего законодательства. Так, в течение последних двух лет в адрес Президента, Парламента и Правительства Республики Беларусь было направлено более 10 предложений по совершенствованию законодательства. В частности, были внесены предложения об обеспечении права граждан на получение юридической помощи в уголовном процессе посредством предоставления подозреваемому и подсудимому, содержащимся под стражей, права в любой момент пользоваться помощью адвоката; об установлении административной ответственности за нарушения законодательства об языках; о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, предусматривающих возможность возмещения морального вреда потерпевшему от преступления; обжалования в суд решения о прекращении уголовного дела; о необходимости урегулирования деятельности по обеспечению инвалидов транспортными средствами, о сохранении гражданства Республики Беларусь лицами, которые фактически его не утратили; об установлении в текущем законодательстве возможности замены воинской службы альтернативной; об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами; о совершенствовании законодательства о государственной пошлине, об урегулировании порядка и условий выплаты паевых взносов в жилищно-строительных кооперативах; и ряд других.

Большинство из названных и иных предложений Конституционного Суда уже получили реализацию в виде дополнений и изменений в действующее законодательство. Так, в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушения законодательства о языках, в частности, за нарушение равноправия белорусского и русского языков; в августе 1999 года Совет Министров республики принял постановление “Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами”; в это же время Правительство приняло постановление “О внесении изменений в ставки государственной пошлины”, в котором учтены рекомендации Конституционного Суда. Другие законопредложения Конституционного Суда находятся на стадии рассмотрения и подготовки проектов соответствующих нормативных актов.

Так, на рассмотрении законодательных органов находится решение, принятое Конституционным Судом в связи с обращениями Администрации Президента страны и Председателя Белорусского Хельсинского Комитета Т.С. Протько относительно возможности замены воинской службы альтернативной по религиозным убеждениям. Конституционный Суд установил, что Конституцией (статья 57) и Законом “О всеобщей воинской обязанности и военной службе” допускается замена воинской службы альтернативной. Нормы названных актов соотносятся с положениями Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Однако на практике граждане Республики Беларусь не имеют возможности выполнять свои воинские обязанности путем прохождения альтернативной службы из-за отсутствия в законодательстве механизма замены воинской службы альтернативной. В связи с этим Конституционный Суд своим решением от 26 мая 2000 года признал необходимым незамедлительно принять закон об альтернативной службе или внести необходимые изменения и дополнения в Закон “О всеобщей воинской обязанности и военной службе” с целью определения механизма реализации права на альтернативную службу. Конституционный Суд признал также возможным на период до определения в законодательстве порядка замены воинской службы альтернативной создание компетентными государственными органами условий для выполнения гражданами своих воинских обязанностей в тех формах, которые не противоречат их религиозным убеждениям.

Таким образом, принимая заключения, имеющие общеобязательный (нормативный) характер, и внося предложения по совершенствованию законодательства, Конституционный Суд влияет на развитие правовой системы страны. Прежде всего это проявляется в том, что при вынесении решений Конституционный Суд всемерно учитывает положения международных правовых актов. Тем самым органы государственной власти ориентируются на то, чтобы общепризнанные принципы и нормы международного права последовательно реализовывались в правотворческой, судебной и административно-исполнительной деятельности.

Кроме того, само правовое содержание принимаемых Конституционным Судом заключений оказывает существенное влияние на формирование национального законодательства и на юрисдикционную деятельность. В соответствии с этими заключениями Парламентом страны вносятся соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство. Правительством, министерствами, ведомствами, прокуратурой даются указания по вопросам их применения.

И наконец, компетентными государственными органами в обязательном порядке в соответствии со статьей 7 Закона “О Конституционном Суде Республики Беларусь” рассматриваются предложения Конституционного Суда о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов, их толкования.

Ознакомление с правозащитной практикой Европейского Суда по правам человека позволяет нам полагать, что в современных условиях деятельность Конституционного Суда нашей страны по обеспечению и защите прав и свобод граждан в указанных направлениях является оптимальной. Тем не менее Конституционный Суд постоянно ищет пути совершенствования своей деятельности, повышения ее эффективности. В этих целях он активно сотрудничает с органами конституционного контроля и иными органами аналогичной юрисдикции более 40 стран, регулярно получает информацию об их деятельности. Он поддерживает связи с Венецианской комиссией Совета Европы, которая некоторым образом координирует деятельность европейских конституционных судов и органов равной юрисдикции

Такое сотрудничество убеждает нас в правильности занимаемых Конституционным Судом в настоящее время позиций в деле защиты прав и свобод человека. Я имею в виду, в первую очередь, деидеологизированность, то есть полную освобожденность от политических пристрастий; строгое и последовательное следование положениям Конституции и международных правовых актов; независимость от влияния государственных органов других ветвей власти и должностных лиц; всестороннее коллегиальное рассмотрение дел и иных вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда; широкую гласность разрешения дел и обязательное доведение принимаемых решений до населения страны.

Осветив в самых общих чертах деятельность Конституционного Суда нашей страны, не можем не признать, что его возможности в обеспечении конституционной законности не безграничны, поскольку он действует в строгих рамках установленных правомочий. Но мы полагаем, что эта деятельность в результате использования опыта зарубежных органов конституционного контроля и Европейского Суда по правам человека будет постоянно совершенствоваться, правовые возможности Конституционного Суда — расширяться. Имеется в виду, в частности, что может быть расширен круг субъектов, обладающих правом инициирования рассмотрения дел Конституционным Судом; гражданам может быть предоставлено право обращаться в Суд с конституционными жалобами на нарушения их прав вследствие применения нормативных актов, противоречащих Конституции и нормам международного права; наряду с последующим конституционным контролем целесообразен предварительный контроль за соответствием Конституции проектов международных договоров и законодательных актов и др.

После нашего продуктивного общения во время этой последней встречи в Страсбурге сложилось впечатление, что дальнейшему совершенствованию деятельности органов конституционного контроля в Европе весьма успешно может способствовать изучение и использование правозащитной практики Европейского Суда по правам человека. Что касается Конституционного Суда Беларуси, то мы были бы признательны за регулярное предоставление информации о рассматриваемых Европейским Судом делах. Полагаем, что в этом отношении было бы очень полезным проведение совместных научно практических конференций и семинаров по проблемам обеспечения конституционной законности и защиты прав и свобод личности. Немалую пользу в деле решения аналогичных задач могли бы принести стажировки судей и работников Секретариата Конституционного Суда в аппарате Европейского Суда по правам человека. Хотелось бы надеяться на то, что такое сотрудничество в различных формах будут развиваться и крепнуть.

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных