![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Десять лет демократического конституционализма в Центральной и Восточной Европе(Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. 2000. № 3. с. 72)
В г. Казимире (Польша) 14 — 17 сентября проходила конференция “Десять лет демократического конституционализма в Центральной и Восточной Европе”, организованная Польской ассоциацией конституционного права, Университетом Марии Кюри-Складовской (г. Люблин), Институтом общественных дел и Польским юридическим товариществом. В работе конференции приняли участие представители конституционных судов Беларуси, Польши, Словакии, Чехии, в основном ученые и преподаватели учебных заведений из этих стран, а также из Германии, Македонии, Болгарии, Венгрии, Швейцарии, Нидерландов, Украины, Румынии. В рамках темы конференции обсуждались следующие вопросы: новая роль Конституции; конституционные суды и защита фундаментальных прав; роль Президента в системе управления. В выступлении генерального докладчика — профессора Войцеха Соколевича (Польша) были проанализированы причины конституционных изменений в странах Центральной и Восточной Европы, было подчеркнуто, что в начале 90-х годов эти государства стали принимать конституции, основанные на международных стандартах. В основном все новые конституции являются демократичными по своему содержанию, хотя для некоторых стран, по его мнению, характерно отступление от этого принципа. Профессор В. Соколевич показал общее и особенное в конституциях стран Восточной и Центральной Европы, что их сближает с конституциями стран с устойчивыми демократическими традициями. По его мнению, в новых конституциях больше воспринято из Конституций западных стран, нежели привнесено нечто свое, особенное. Он охарактеризовал конституционное развитие с точки зрения объема конституционного регулирования, места Конституции в системе права, ее открытости, непосредственного действия, гарантий соблюдения. Аналитический доклад профессора Соколевича и его ответы на вопросы были весьма содержательными и глубокими. Он, в частности, обратил внимание на “эффект маятника”, характерный для недавнего прошлого в развитии конституционализма стран молодой демократии. Выступающие в дискуссиях представители других стран рассказали об имеющихся у них особенностях конституционного строительства. Автор этих строк рассказал об истории подготовки и принятия 15 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь, проведенном 24 ноября 1996 г. референдуме, месте Конституции в правовой системе государства, высказал предложения по обеспечению ее непосредственного действия, необходимости разработки института конституционной ответственности. Большой интерес у участников конференции вызвало обсуждение роли конституционных судов в защите фундаментальных прав. По этому направлению работы конференции с основным докладом выступил представитель Конституционного Суда Словакии, профессор А. Бростл. Он рассказал о предмете конституционного контроля, особенностях работы с жалобами граждан, обратил внимание на непростые отношения конституционных и верховных судов. Профессор Клима (Чехия) подчеркнул первостепенную роль Конституционного Трибунала (суда) в защите прав и свобод граждан. Отметил, что есть “решения, которым аплодируют”, есть и такие, которые обществом не воспринимаются. Мною в выступлении было обращено внимание на компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь, на который возложена обязанность осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов. Помимо нормативных правовых актов, традиционно признаваемых у нас в качестве предмета контроля, к ним можно относить законы о ратификации международных договоров, законы Республики Беларусь, принятые путем референдума, в том числе и решения, принятые путем местного референдума, законы (как утратившие силу, так и еще не вступившие в силу), регламенты палат Парламента. Конституционный Суд, исходя из предложенного для проверки акта может анализировать и выносить заключение в отношении актов, обладающих как более высокой, так и более низкой юридической силой. Полномочия Конституционного Суда могут закрепляться не только в Конституции, но и в специальном законе. Все решения (не только заключения) обязательны для исполнения, так как они базируются на Конституции, и в этом смысле речь идет не только о выполнении решения Конституционного Суда, но и непосредственном действии норм Конституции, ее приоритете и верховенстве. Конституционный Суд формирует общие начала правотворческой и правоприменительной деятельности. Он вправе выносить решения исходя из принципов, присущих правовому, демократическому социальному государству. Было рассказано о принятых Конституционным Судом решениях за последние годы и их исполнении. Подчеркнуто, что Конституционный Суд при формировании своего отношения к рассматриваемому вопросу использует не только те международные документы, которые обязательны для Республики Беларусь, но и ориентируется на решения Европейского Суда по правам человека и Европейской комиссии по правам человека. Основным докладчиком по вопросу о роли Президента в системе управления был профессор М. Буроменский (Украина), который выступил с докладом, отличающимся глубоким анализом законодательства и практики стран молодой демократии. Он провел сравнение с опытом конституционного строительства западных стран, рассказал об особенностях правового статуса президентов США, Франции, Молдовы, Украины, Беларуси, Албании, Литвы и других, о взаимодействии Президента и Парламента. В моем выступлении было обращено внимание на особенности правового статуса Главы белорусского государства, причины усиления его полномочий, показано общее и особенное со статусом Президента Франции, высказаны идеи, направленные на укрепление системы сдержек и противовесов в государственном механизме.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|