Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Национальное равноправие — важнейший фактор стабильного развития государства




(Материалы научной конференции. Москва, 27-28 апреля 2000 г. Под редакцией профессора С.А.Авакьяна. Издательство Московского университета. 2001 г.)

 

Проблема обеспечения национального равноправия является одной из самых сложных. История свидетельствует, что многие конфликты между людьми вызывались противоречиями на национальной и религиозной почве. Вот почему в современных условиях национальные отношения, особенно положение национальных меньшинств является объектом пристального внимания международных организаций, включая и европейские.

Сейчас в мире наблюдаются две тенденции — интеграция и стремление к национальному (государственному) суверенитету. Свидетельством тому является, с одной стороны, общеевропейская интеграция, а с другой “дробление” государств (СССР, Югославия, Чехословакия), конфликты в Приднестровье, Закавказье, Северном Кавказе, проблемы в Канаде, Испании и др.

На фоне этнонациональных противоречий, существующих в других странах, Беларусь в целом выглядит вполне благополучно. Поэтому вначале хотелось бы остановиться на характеристике правовой основы, а затем правоприменительной деятельности. Конституция запрещает какую-либо дискриминацию, в том числе и по национальному признаку. В ст. 50 Конституции закреплены гарантии права каждого на сохранение своей национальной принадлежности, недопустимости принуждения к определению и указанию национальной принадлежности. Более того, оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону.

Установлен конституционный запрет на создание и деятельность политических партий, других общественных объединений, ведущих пропаганду национальной вражды (ст.5). Государство обязывается регулировать отношения между национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов (ст. 4). В качестве конституционной закреплена обязанность каждого человека беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54).

В развитие конституционных норм приняты законодательные и иные нормативные акты. Среди них закон 1993 г. “О национальных меньшинствах в Республике Беларусь”, который создает правовую основу в сфере межнациональных отношений в Республике Беларусь, гарантирует свободное развитие национальных меньшинств в Республике Беларусь, основывается на принципах международного права в области прав человека и национальных меньшинств.

Республикой Беларусь ратифицировано 7 февраля 1997 г. Соглашение по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов, заключенное между государствами-участниками СНГ 9 октября 1992 г.

В 1999 году принято решение о подписании Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, принятой в г. Страсбурге 1 февраля 1995 г.

Государственный комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь одной из основных своих задач определяет охрану и реализацию прав граждан Республики Беларусь различных национальностей в сферах культуры, образования, языка, информационного обеспечения, просветительской деятельности. При Госкомитете в декабре 1997 г. создан специальный Координационный Совет по делам национальных общностей Беларуси — в целях содействия реализации прав гражданами Республики Беларусь различных национальностей.

Республика Беларусь гарантирует уважение прав, относящих себя к национальным меньшинствам, в соответствии с Соглашениями, подписанными с другими государствами-участниками СНГ (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Украина, Литва), а также с Польшей и Румынией.

Кроме того, с Украиной (ратифицировано в декабре 1999 г.) и Молдовой (вступило в силу 12 февраля 1998 г.) подписаны Соглашения о сотрудничестве в обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Готовится к заключению аналогичное Соглашение с Литвой.

В нашей Конституции провозглашено, что Республика Беларусь — унитарное государство с населением в десять миллионов человек.

На территории Республики Беларусь проживает 130 национальностей.

На 16 февраля 1999 г. по данным проведенной переписи белорусы составляют 81,2 % от всего населения, русские — 11,4 %, поляки — 3,9 %, украинцы — 2,4 %, евреи — 0,3 %, все другие — 0,8 %.

Таким образом можно говорить о том, что Беларусь — полиэтничное государство.

Анализ показывает, что помимо титульной нации (белорусов) в нашей республике две основные группы — те, кто уже продолжительное время проживает на ее территории (например, татары и евреи более 600 лет), и те, кто прибыл на ее территорию после распада СССР, в том числе и по причине возникших по месту прежнего жительства межнациональных конфликтов. Большинство представителей нетитульных этносов имеют свои государства (вьетнамцы, евреи, русские, украинцы, армяне, азербайджанцы), некоторые нет (например, цыгане).

В Республике Беларусь нет проблем с трудоустройством лиц, принадлежащих к национальному меньшинству. Более того, согласно статье 22 проекта Закона
“О государственной службе в Республике Беларусь” при поступлении на государственную службу не допускается какого-либо ограничения или преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения и т.д.

У нас преобладает динамика получения белорусского гражданства, нежели выхода из него.

Конституция Республики Беларусь (ст. 11) провозглашает равенство прав, свобод и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства и граждан Республики Беларусь. Гражданам Республики Беларусь гарантируется гражданство; защита и покровительство государства (ст. 10).

Закон “О гражданстве Республики Беларусь”, принятый в октябре
1991 г., также устанавливает защиту государством законных прав и интересов граждан Республики Беларусь, статус иностранных граждан и лиц без гражданства, правила приобретения гражданства Республики Беларусь, сохранения, прекращения и утраты.

25 декабря 1998 г. между Республикой Беларусь и Российской Федерацией заключен Договор о равных правах граждан, закрепивший равными важнейшие права граждан Беларуси и России.

Принято решение заключить Соглашение между Республикой Беларусь и Украиной об упрощенном порядке изменения гражданства граждан, постоянно проживающих на территории Беларуси и Украины.

Закон “Об образовании в Республике Беларусь”, ст. 5 провозглашает для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, равные возможности в сфере образования.

Так, в 1999 г. получили гражданство Республики Беларусь всего 21 тыс. 096 человек. Из них 3 тыс. 439 человека — за последний квартал 1999 г. По Соглашению между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан установлен упрощенный порядок получения гражданства.

С Украиной такое Соглашение подписано 8 апреля 2000 г. С Россией пока его нет, хотя Договор о Союзе предусматривает общее гражданство, поэтому сейчас действует общий порядок регистрации. По ст. 171 Закона о гражданстве — получение гражданства осуществляется в порядке регистрации через органы за 1999 г. приобрели гражданство 17 тыс. 229 человек, вышли из гражданства — 507, утратили 1 тыс. 474 чел., что регистрируется дипломатическими и консульскими учреждениями за рубежом.

Конституция Республики Беларусь (ст. 12) гарантирует право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

Закон “О беженцах” устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии прав и законных интересов беженцев в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, подробно регламентируя получение статуса беженца.

Государство финансирует временное размещение лиц, обратившихся с ходатайством о признании их беженцами, до их переезда на постоянное место жительства. Хотя надо признать, что статус беженцам у нас получить не просто.

В Республике Беларусь на 1 января 2000 г. постоянно проживает 80 тыс. человек, иностранных граждан, лиц без гражданства — 845, беженцев (официально) — 555, политэмигрантов — 32.

Ежегодно получают постоянный вид на жительство более 23 тыс. иностранных граждан (за 1999 г. — 22 тыс. 229 иностранных граждан, 1 тыс. 193 — лица без гражданства).

У нас не предусмотрено двойное гражданство.

В 1999 г. временно проживало на территории Республики Беларусь: в гостиницах —248 тыс. 525 иностранных граждан, прибыли по частным делам — 54 тыс. 780, по служебным делам — 4 тыс. 516, из них 82 — иностранные служители культа; на учебу — 3 тыс. 027 прибыло в 1999 г.

Всего у нас обучается 6 тыс. 240 иностранных граждан.

Иностранные граждане нередко привлекаются к ответственности. Так, привлечены к административной ответственности за нарушение правил пребывания 32 тыс. 733 иностранных граждан. Принято решение о выдворении 859 иностранных граждан.

Экстрадиция существует только со странами СНГ в рамках Конвенции о правовой помощи. С другими странами нет подобных соглашений, но проблема выдачи и обмена преступников существует.

За 1999 г. на территории Республики Беларусь совершено иностранцами 0,1 % от общего числа преступлений, 1 ты. 571 — уголовные преступления, 161 тыс. 988 — административные.

Несмотря на в целом благополучную картину и у нас в Беларуси есть проблемы в сфере межнациональных отношений. По данным социологических опросов, больше 10 процентов опрошенных опасаются возникновения межнациональных конфликтов. Меняется картина отчужденности между представителями национальных групп. Так, в последние годы, чеченцы, азербайджанцы у белорусов, русских и украинцев, которые у нас проживают, в четыре раза больше вызывают неприязненные отношения, чем евреи, и почти в три раза больше, чем цыгане. Еще 7-8 лет назад картина была иная (Беларуская Думка. 1998, № 2, с. 33).

Существуют вопросы с использованием государственных и национальных языков. В Конституции в качестве государственных закреплены два языка — белорусский и русский (ст. 17). Более того, каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения (ст. 50).

Закон “О языках в Республике Беларусь” закрепляет положение о свободном развитии и употреблении всех национальных языков, которыми пользуется население республики (ст. 21), провозглашается защита языков (ст. 6), право на воспитание и получение образования на национальном языке (ст. 21). Это подтверждает и Закон Республики Беларусь “Об образовании в Республике Беларусь” (ст. 6) — воспитание и обучение возможно на языке национального меньшинства. Не всегда нормативные акты публикуются на обоих государственных языках.

Иногда проявляется не совсем корректное отношение к одному из государственных языков. В целях изменения ситуации за нарушение законодательства о языках — публичное порочение, создание препятствий и ограничение в пользовании ими, — по предложению Конституционного Суда Республики Беларусь 12 ноября 1998 г. была введена административная ответственность (ст. 1722).

Нуждается в совершенствовании законодательство об определении национальной принадлежности, о возможности изменить национальность. Ориентиром здесь безусловно должны быть международные акты.

Согласно Положению о паспорте гражданина Республики Беларусь в паспорт запись о национальной принадлежности вносится с учетом национальности родителей по желанию владельца паспорта. Примечательно, что много лет назад были изготовлены бланки паспортов гражданина Республики Беларусь, в которых вообще отсутствовала графа, где можно было бы указать национальность гражданина. В связи с коллективным обращением граждан в Конституционный Суд Республики Беларусь по данному поводу нами было предложено проставлять в паспорте по желанию гражданина штамп с указанием его национальности.

Содействовало бы, на наш взгляд, оптимальной работе государственных органов определение в международных актах, национальном законодательстве понятия “национальные меньшинства”, которого, к сожалению, нет даже в Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств.

Проявляя заботу о национальных меньшинствах, государство должно помнить и о проблемах титульной нации, чтобы она по своему статусу не превратилась в субъекта, который только несет определенные обязанности и не имеет прав. Подход к регулированию отношений между национальными обязанностями должен быть сбалансированным. Дальновидность политики в этом вопросе определяет, как будет развиваться государство: в мире или в постоянных конфликтах.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных