Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О развитии личности и об охране ее свобод в условиях экономических преобразований




(Белорусская думка. 2000. № 1)

 

В большинстве современных Конституций, в том числе и Конституции Республики Беларусь (ст. 2) провозглашено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. В этой связи ответственность государства перед гражданином за создание условий для его свободного и достойного развития должна быть реализована в приоритетном порядке, в том числе и посредством создания для этого необходимой правовой базы.

В праве выражается политика государства, т.к. правовые нормы издаются государством. Право связано с экономикой. Экономическое развитие того или иного государства предопределяет соответствующее содержание и права. В свою очередь право может быть как тормозом общественного развития, так и важнейшим регулятором. прогрессивных экономических и социальных преобразований.

От уровня развития права, правовой системы конкретного государства в значительной мере зависит развитие каждого человека, реализация им своих способностей. Право, в котором находят свое выражение исторические, национальные, культурные традиции, с одной стороны, позволяет установить степень "цивилизованности" развития общества, а с другой, предопределяет тенденции такого развития.

Ни одна правовая система другого государства не может быть полностью заимствована. Однако важной и необходимой предпосылкой для установления благоприятных для развития личности условий является использование во внутреннем (национальном) праве сформированных международных стандартов. От уровня их реализации мы можем судить о том, насколько государство приблизилось к идеалу правового, демократического, социального государства.

При решении вопросов правового регулирования отношений между гражданами, между гражданами и государством в центре внимания должен находиться баланс интересов человека и общества, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и другими социальными регуляторами.

Недостатки рынка: эгоизм, индивидуальная замкнутость, снижение планки духовных ценностей.

Обращаясь к проблеме безопасного развития личности, мы должны иметь в виду как безопасность физического, так и психического существования и развития личности с тем, чтобы не допускать разбалансированности человека как системы.

Важнейшим среди прав человека является право на жизнь. Новая парадигма социального развития, которую следует сформировать, должна охватывать природу, экономику, образование, здравоохранение, права человека.

Право на жизнь не следует понимать в узком смысле этого слова — лишь как недопустимость посягательства на жизнь человека, невозможность существования смертной казни в государстве. Это более широкое и емкое понятие. Оно включает право на здоровую окружающую среду, предполагает обязанность государства не допускать экологических катастроф и принимать меры по устранению или смягчению их последствий. С этой проблемой тесно связана проблема абортов, эвтаназии и др.

В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека закреплено: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам".

Анализируя нынешнее состояние социальной защиты наших граждан, можно говорить о слабости законодательного регулирования процессов приватизации, отсутствии экономических расчетов при разработке ряда законодательных актов, которые регулировали экономические реформы, что привело к их декларативности и оторванности от реальной жизни общества. Не были разработаны механизмы экономической и правовой защиты граждан от социальных потрясений, резкого снижения уровня доходов и возможностей реального приобретения многих серьезно подорожавших товаров. Широкое распространение в некоторых государствах получила чрезмерная концентрация собственности у узкого круга людей, коррупция, неосновательное обогащение одних за счет других. Это означает широкомасштабные нарушения социально-экономических прав граждан.

Опыт многих стран свидетельствует о том, что государство должно устранять несправедливость, издержки перехода к рыночным отношениям.

Ни одному современному государству не уйти от решения вопросов, связанных с социальной защитой его граждан. Не пожелает делать само государство и его институты, заставят его это делать сами граждане, общественные объединения.

Выполнение государством функции социальной защиты не должно носить стихийный, вспомогательный, если хотите, хаотичный характер.

Очень важно установить в качестве обязательного правила прогнозирование последствий принятия законов. Желательно по прошествии определенного времени сверять "обещания" инициаторов проекта и реалии.

Государство обязано создавать все условия для беспрепятственной реализации каждым человеком права на защиту своей жизни и здоровья. Обеспечить абсолютную безопасность нельзя, но можно снизить ее до так называемого приемлемого риска, при котором опасность минимальна. Так, мало предпринимать меры по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан, необходимо, чтобы им была в полной мере обеспечена свобода развития, ощущение разумной безопасности. Жизнь под постоянной угрозой стать объектом преступников, например террористов, не может считаться полноценной.

Безопасное развитие личности возможно в условиях национального согласия, отсутствия насилия на религиозной, расовой, социальной или иной почве. Сохранение мира в обществе, разрешение противоречий только посредством правовых средств зависит от разумности власти и тех, кто находится к ней в оппозиции.

Следует реально обеспечивать право на частную жизнь граждан, подразумевая при этом право на неприкосновенность жилища, на конфиденциальное общение с другими людьми, сохранение врачебной и адвокатской тайн. Государство при помощи права должно обеспечивать недопущение вмешательства в частную жизнь гражданина каких-либо групп, сект различного характера, стремящихся подчинить индивида своей идеологии. Гражданин вправе обращаться за защитой к государству в случае возникновения каких-либо угроз его безопасности. Возможно, в этой связи, введение нового понятия (права) индивида — права на информационную безопасность, подразумевая при этом, на что обращается в литературе, создание механизма защиты от отрицательного воздействия средств массовой информации на него, обеспечения возможности самостоятельно выбирать тот или иной телеканал, защищать себя и свою семью от воздействия различного рода фильмов, передач, рекламы.

Достойное развитие личности, безусловно, возможно, когда государство уделяет внимание таким важнейшим социально-экономическим правом, как право на образование, на охрану здоровья, на безопасный труд и др. На государстве лежит обязанность устранять, насколько это возможно, причины плохого здоровья граждан. Для их преодоления должна создаваться общедоступная и развитая система здравоохранения, предусматривающая оказание медицинской помощи всему населению, специальную защиту здоровья детей, матерей и лиц преклонного возраста, предотвращения загрязнения окружающей среды и т.д.

Право на здоровые условия должно быть обеспечено всем: и законопослушным гражданам, и тем, кто в силу различных причин совершил правонарушение (преступление), и по этой причине лишен личной свободы.

Эффективность права в обеспечении развития личности зависит от многих факторов. Актуальными являются следующие: адекватность правового регулирования потребностям общественного развития, предсказуемость развития права, равенство всех перед законом и судом, гарантированность правосудия (право на объективный, беспристрастный и независимый суд), право на квалифицированную юридическую помощь, на презумпцию невиновности и др.

Сейчас создаются новые способы защиты прав человека в молодых независимых государствах. Огромную роль в этом может сыграть укрепление роли конституционного правосудия, введение института омбудсменов (народных защитников), реформы судебной системы, системы административных органов и т.д.

Как уже отмечалось, вследствие трудностей переходного периода в самом законодательстве и в правоприменительной деятельности еще сохраняется немало слабых сторон, связанных с пробелами в праве, коллизиями правовых норм, противоречиями в практике их преодоления и применения и влекущих нарушения конституционных прав граждан. В этих условиях чрезвычайно велика роль Конституционного Суда.

Установленные Конституцией и Законом о Конституционном Суде Республики Беларусь полномочия Конституционного Суда позволяют ему активно участвовать в совершенствовании правовой системы страны. Это происходит путем рассмотрения предложений компетентных органов о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов, внесения государственным органам в соответствии с их компетенцией предложений о необходимости внесения в действующее законодательство изменений и дополнений, а также принятия новых нормативных актов. При этом главное внимание уделяется обеспечению закрепленных в Конституции и международных правовых актах прав и свобод человека и гражданина.

Основной функцией Конституционного Суда Республики Беларусь является осуществление контроля за конституционностью нормативных актов. Реализуя данную функцию, Конституционный Суд вносит тем самым свой вклад в совершенствование правовой системы Беларуси, приближение ее к международным стандартам. Практически каждое заключение Конституционного Суда основывается на нормах Конституции, международных пактах, ратифицированных Республикой Беларусь, учете общепризнанных принципов международного права.

В действующей Конституции более половины статей посвящены непосредственно правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. В ней закреплен весь спектр классических прав и свобод. Необходимо с учетом закрепленных в Конституции принципов, исходя из принятой классификации прав и свобод, выявить в них общее и особенное, определить стратегию действий государства и институтов гражданского общества.

В советский период подчеркивалось единство всех категорий прав — экономических, политических, социальных и культурных по той причине, что все они в одинаковой мере необходимы для нормальной жизни членов общества.

Однако в любой системе есть основополагающие составные элементы. Фундаментом в системе прав и свобод являются неотъемлемые права, то есть те, которые человек получает от рождения и которые не даруются государством, именно на них базируются все иные права, поэтому мы можем говорить об их приоритете.

Экономические права влияют на иные категории прав, создавая материальную базу для их осуществления и эффективного использования. Однако предпочтение в пользу социально-экономических прав создает почву для обоснования вмешательства государства в экономику. На определенном этапе развития общества это полезно, например, в условиях кризиса. При этом государственное регулирование не должно сводиться к сужению сферы предпринимательства, частной инициативы, ограничению права частной собственности. Социально-экономические права скорее должны определяться как цель деятельности государства. Их достижение очень часто нельзя принудительно обеспечить. Интересно, что и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах говорится об обязательствах государства принимать в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая и законодательные меры.

В процессе решения задач конституционного строительства необходимо уяснить значение и объем каждого права. Содержание прав и свобод является нередко предметом ожесточенных дискуссий, отличающихся высокой степенью конфронтации, а нередко и спекуляций, полярностью мнений. Необходимо определить пределы вмешательства государства в сферу основных прав и свобод, и в первую очередь тех из них, которые мы называем неотъемлемыми, а также пределы автономии личности с тем, чтобы, пользуясь своими правами, человек не нарушал права других.

Конечно, в Конституции невозможно полностью раскрыть содержание того или иного права, определить его объем. Этому может способствовать деятельность государственных органов (парламентов, судов) по их непосредственной интерпретации. Однако часто вместо уяснения путей решения проблемы, она загоняется вглубь. Например, вполне уместным было бы толкование нормы ст. 21 Конституции о праве на достойный уровень жизни, включая достойное питание, одежду, жилье. В данном случае речь должна идти о праве тех, кто по объективным причинам (по состоянию здоровья, в силу возраста и т.д.) сам не в состоянии обеспечить себе достойный уровень жизни. Тот, кто может трудиться, должен сам заботиться о своем благополучии, не перекладывая решение этой проблемы на государство, а значит на все общество.

В целом официальное толкование конституционных норм, которое за рубежом является весьма интенсивным, должно стать и у нас обыденным делом. Оно будет способствовать единообразному их применению, более полной и эффективной защите прав и свобод. Многие используемые в Конституции понятия и подходы также нуждаются в научном определении.

В статье 7 Конституции предусмотрено, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. При этом на государство, все его органы и должностных лиц возлагается обязанность действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Факт закрепления в Конституции принципа верховенства права подвергается суровой критике оппонентов, хотя он закреплен в ряде других зарубежных Конституций. На мой взгляд, он означает не что иное, как обязанность правотворческих и правоприменительных органов действовать исходя из принципов равенства и справедливости.

Полагаю, что у нас недостаточно публикаций, в том числе и научных, в которых бы обосновывалась концепция прямого действия конституционных норм о правах и свободах каждого человека и гражданина.

Кстати, в последнем отношении ситуация коренным образом не изменилась и после принятия 15 марта 1994 г. Конституции. В определенной мере отвлекает от проблемы обеспечения верховенства конституционных норм о правах и свободах человека и спор о редакциях Конституции 1994 года.

Важным средством защиты прав является судебная защита. Конституционный Суд Беларуси своими решениями, принятыми в июне-июле 1998 года, снял по существу какие-либо ограничения в праве на судебную защиту. Теперь каждый имеет право в соответствии со статьей 60 Конституции обратиться в суд за защитой своих прав и свобод.

Целям обеспечения прямого действия конституционных норм служит статья 112 Конституции Республики Беларусь. Согласно данной статье, если суд при рассмотрении конкретного дела придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции или иному закону, он должен через обращение в Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд поставить перед Конституционным Судом вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Невыполнение этого требования Конституции и закона приводит к разнобою в судебной практике, т.к. не соответствующие Конституции акты сохраняют свою силу и могут применяться другими судами, не усмотревшими такого несоответствия.

При определении содержания тех или иных прав и свобод мы должны ориентироваться на международные стандарты, практику демократических государств с устоявшимися традициями.

Заслуживает поддержки корректировка закона о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров. Крупным шагом вперед в совершенствовании правовой системы является закрепление в законе положения о том, что общепризнанные принципы международного права и нормы вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь являются частью действующего на территории Республики Беларусь права и законодательства. Мне кажется, что значимость этого шага мы еще не оценили. Если практика будет формироваться именно по пути исполнения этой нормы закона, то выиграют от этого все: и государство, и граждане.

Полагаю, что давно назрела потребность в подготовке фундаментального труда, который будет иметь не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Я имею в виду комментарии к Международным пактам — о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Это будет реальным вкладом ученых-обществоведов и специалистов в становление правового государства, в утверждение прав и свобод каждого человека и гражданина с учетом международных стандартов.

Полезно было бы рассмотреть вопрос о практике применения ратифицированных Республикой Беларусь норм международных договоров на пленумах Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда. Пока эта проблема остается вне пристального внимания этих судебных инстанций.

Необходимо также добиваться того, чтобы общепризнанные принципы международного права предопределяли не только развитие законодательства, но и его практику, наполняли конституционные нормы содержанием, отвечающим международным стандартам.

Коснусь еще одного важного международного акта — Европейской конвенции по правам человека. Она не является обязательным для Республики Беларусь документом в силу того, что Беларусь не является членом Совета Европы. Однако полагаю, что содержащиеся в ней нормы могут уже сейчас стать ориентиром для правоприменительной практики.

Как уже отмечалось, Конституционный Суд Республики Беларусь активно использует нормы международных договоров. При недостаточности республиканского законодательства для определения позиции Конституционный Суд обращается к модельным рекомендательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей СНГ. Следующим важным шагом по пути утверждения института конституционного контроля, свободного от политических пристрастий и служащего только интересам правосудия, думаю может стать использование решений Европейского Суда по правам человека для выработки заключений Конституционного Суда по вопросам, являющимся предметом его рассмотрения.

Надо устранить дисбаланс, который порой существует в текущем законодательстве, которое неадекватно выражает сущность конституционных норм. Например, в статье 60 Конституции говорится о возможности взыскания гражданином морального вреда в соответствии с законом. На практике получается, что если нарушены права потребителей, то этот вред взыскать можно, если же человек незаконно уволен с работы или против него совершено преступление, которое не повлекло повреждения его физического здоровья, то такой возможности у него нет.

Необходимо интенсифицировать процесс по принятию законов, ссылки на которые есть в Конституции (например, об альтернативной воинской службе) по пересмотру действующей системы прописки, в том числе законодательства, регулирующего ответственность за нарушение правил прописки. Даже теперь, в период существования рыночных отношений, в регионах республики действуют акты местных органов власти, ограничивающие право каждого гражданина на постановку на учет для получения жилья. Недавно Конституционный Суд Республики Беларусь признал неконституционной норму Кодекса об административной ответственности, предусматривавшей ответственность за прием на работу граждан Республики Беларусь без прописки.

Идея конференции весьма актуальна. Подготовленные рекомендации заслуживают поддержки.

Мне представляется, что в национальных парламентах вполне можно было бы провести слушания по данной теме.

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных