ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Предмет и понятие финансово-банковского праваМетоды правового регулирования в финансово-банковском праве Финансово-банковское право это институт (подотрасль) финансового права, регулирующий отношения связанные с организацией и контролем за банковской деятельностью в Республике, а также опосредующий отношения по участию государственных финансовых институтов в финансовых отношениях (денежно-кредитная политика Нацбанка, валютное регулирование, банковская деятельность). Предметом финансово-банковского права являются отношения, возникающие в процессе государственного регулирования банковской деятельности, денежного обращения, расчетов и валютных отношений. Методы, используемые в финансово-банковском праве разделяются на: · императивные (Нацбанк и другие участники банковских отношений); · диапозитивные (Коммерческие банки и их клиенты). Понятие страхования и страховой деятельности Отношения, связанные со страхованием в РК регулируются в настоящее время Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона от 3.10.95 “О страховании”, а также ГК РК и др. нормативно-правовыми актами. Согласно ст. 1 Указа "О страховании", страхование представляет собой отношение по имущественной защите интересов физических и юридических лиц (застрахованных) при наступлении определенных страховых случаев посредством выплаты страховых возмещений за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых им страхователями страховых платежей, а также иных источников, не запрещенных законодательством. Страховая деятельность это разновидность коммерческой деятельности, осуществляемая на основе лицензии, связанная с предоставлением страховщиком услуг по страхованию и перестрахованию рисков. Виды страхования В законодательстве и в теории основными классификационными признаками разделения страхования на виду служат: признак объекта и способ заключения. По объектам различают имущественное и личное страхование. По способу заключения или точнее степени обязательности: добровольное и обязательное. К имущественному страхованию относится страхование имущества и риска его гибели (страхования предпринимательских рисков, страхование гражданско-правовой ответственности владельцев источника повышенной опасности и пр.). Личное неимущественное страхование это страхование жизни и здоровья и пр. Отличие между обязательным и добровольным страхованием заключается в том, что обязательное страхование осуществляется на основе законодательства. Добровольное страхование строится на соглашении сторон, по принципу равенства и диспозитивности. В РК разработан ряд актов, регулирующих обязательное страхование. Например, действует Указ Президента, имеющий силу Закона от 15.06.1995 “О медицинском страховании", кроме того разработано Постановление Правительства Республики Казахстан "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств". Орган государственного страхового надзора Согласно ст. 40 Указа "О страховании" государственный страховой надзор в РК осуществляется Госстрахнадзором. Функции Госстрахнадзора являются: · выдача лицензий на осуществление страховой деятельности; · контроль за соблюдением гражданами и юр. лицами законодательства об обязательном страховании; · контроль за соответствием договоров страхования законодательству; · контроль за недопустимостью деятельности зарубежных страховщиков (ст. 41 Указа). Правомочия Госстрахнадзора сводятся к следующим: · получение от страховщиков отчетности; · проведение проверок; · обращаться в суд с исками; · давать страховщикам обязательные для исполнения предписания; · приостанавливать действия лицензий на право осуществления страховой деятельности и др. (ст. 42 Указа). Деятельность иностранных юридических лиц и иностранных граждан на территории Казахстана в области страхования Ныне действующее законодательство РК о страховании исходит из принципа необходимости поддержки отечественных страховщиков путем запрета иностранным субъектам возможности осуществления страхования на прямую (п. 2 ст. 8 Указа). В соответствии с п. 2. ст. 8 Указа "О страховании" иностранные юридические лица, включая иностранные страховые организации и иностранные граждане вправе быть участниками страховых и перестраховочных организаций с максимальной долей участия в уставном фонде не более 50 %. Иностранные субъекты могут осуществлять перестраховочную деятельность в Казахстане через филиалы и представительства (п. 3 ст. 8 Указа). Иностранные субъекты могут также оказывать посреднические услуги страховщикам РК по перестрахованию за рубежом в виде брокеров, филиалов и представительств (п. 4 ст. 8 Указа). Участники страховых отношений; страхователи, страховщики, застрахованные, выгодоприобретатели Страхователь — это лицо, заключившее договор страхователя. Им может быть любое правосубъектное лицо (физическое или юридическое). Страховщик — это коммерческая организация, занимающаяся страховой деятельностью, имеющая на это лицензию. Застрахованные — лица, в отношении которых осуществляется страхование. Согласия застрахованного, являющегося третьим лицом, при заключении договора не требуется. Как правило, застрахованный должен иметь интерес в сохранении объекта (предмета) страхования. Выгодоприобретатель — лицо, которое в соответствии с договором или законодательством об обязательном страховании является получателем возмещения. Договор страхования — это соглашение между страхователем и страховщиком, по которому первый обязуется оплатить страховые платежи, а второй выплатить страховое возмещение при наступлении страхового случая. Страховой случай — это событие, с наступлением которого договор страхования предусматривает выплату страхового возмещения (ст. 20 Указа). Случаи прекращения договора страхования. Законодательством о страховании предусмотрены специальные помимо оснований, предусмотренных в ГК РК случаи прекращения договора страхования: · прекращение существования объекта страхования; · при смерти застрахованного, не являющегося страхователем; · отчуждение страхователем объекта имущественного страхования; · не внесение страхователем очередных страховых взносов; · выплата страховщиком страхового возмещения по первому наступившему страховому случаю и др. (ст. 26 Указа). Двойное страхование — это страхование одного и того же объекта у нескольких страховщиков. При этом в случае наступления страхового случая каждый из страховщиков выплачивает возмещение в соответствии со своим договором. Однако общая сумма возмещений не может превышать реального ущерба (ст. 31 Указа). Сострахование — это страхование одного субъекта у нескольких страховщиков по одному договору (ст. 33 Указа). Перестрахование — обеспечение страховщиком покрытия риска исполнения своих обязательств у другого страховщика (ст. 34 Указа). Предмет и понятие финансово-страхового права Финансово-страховое право — это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность экономических отношений, посредством которых через взимаемые со страхователей (юридических и физических лиц) на добровольной и обязательной основе платежи образуются специальные страховые фонды. Предметом финансово-страхового права являются отношения государственных органов в сфере страхования по обеспечению централизованного создания страховых фондов, отношения между Госстрахнадзором и страховщиками, отношения по добровольному и обязательному страхованию. Заключение Экономика нашей страны в 70-е, 80-е годы была по существу замкнутой и закрытой, потому что не была вовлечена в те качественные изменения, которые определяли развитие экономических отношений в мире. Наблюдается постепенное стирание экономических границ между странами, создается единый экономический организм, подчиняющийся одним и тем же общим законам. Национальная политика в области экономики отдельно взятой страны будет эффективной только тогда, когда она скоординирована с экономическими стратегиями других стран. Весомое тому подтверждение — пример Европейского союза (ЕС). Конечно, от экономической интеграции выигрывают все страны, но выигрывают по-разному: одни больше, другие — меньше. В 1991 году перестала существовать общесоюзная система централизованного планирования, происходит переход к рыночной экономике. Став независимым суверенным государством, Казахстан получил возможность самостоятельно осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность. Современный этап внешнеэкономической деятельности характеризуется существенными изменениями в установлении договорных связей с иностранными государствами. В процессе экономических реформ в Казахстане предприятия получили право самостоятельно выходить на внешний рынок, самостоятельно заключать коммерческие контракты с иностранными контрагентами. В этой связи представляется особенно важным изучение контрактного права РК, а также изучение международных актов. Законодательство РК в данной области не достаточно усовершенствовано. Юридическая наука регулярно изучает данную проблему, разрабатывает теоретическую основу, выдвигает механизмы совершенствования. На современном этапе меняется методологический подход правового регулирования внешнеэкономических отношений. Важным условием в процессе совершенствования контрактного права Республики Казахстан является практика международной коммерческой деятельности государства и его субъектов. Казахстан стал членом многих международных организаций, ратифицировал ряд международных конвенций. Процесс дальнейшего развития контрактного права, думается, должен сопровождаться заключением Республикой Казахстан с иностранными государствами, с государствами СНГ двусторонних соглашений о взаимном сотрудничестве, об оказании правовой помощи, об отмене опытом, информацией в области заключения и исполнения коммерческих контрактов. Данные выводы не исчерпывают всего многообразия проблем унификации законодательства. Необходимы усилия многих ученых-юристов: теоретиков и практиков в деле дальнейшего развития контрактного права в Республике Казахстан. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|