Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цели, задачи, методы и организация исследования




Цели и задачи проводимого исследования

Цель работы: оценка эффективности сегментарно-рефлекторного массажа с целью лечения дошкольников, больных сколиозом 1 степени.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние вопроса по данным литературы.

2. Разработать комплексную методику ЛФК, комбинируя занятия с сегментарно-рефлекторным массажем.

3. Исследовать динамику функционального состояния у детей больных сколиозом, под воздействием комплексного применения средств ЛФК и массажа.

4. Дать практические рекомендации по использованию методики комбинированного проведения лечебных занятий.

 

Методы исследования

Для решения цели и задач исследования были использованы следующие методы:

Теоретический анализ и обобщение литературных источников, отражающих состояние исследуемой проблемы.

Медико-биологические методы оценки функционального состояния ребенка:

· гибкость позвоночника вперед;

· гибкость позвоночника назад;

· боковая подвижность позвоночника (влево, вправо);

· сила мышц спины;

· сила мышц брюшного пресса;

· сила боковых мышц туловища.

Педагогический эксперимент.

Метод математической статистики.

Был использован упрощенный метод Е.В.Монцевичюте-Эрингине (19б9).

Эксперимент длился с 3.05.2000 г. по 1.08.2000 г. (3 месяца) с перерывом в 3 недели (с 1.06.2000 г. по 22.06.2000 г.), т.к. курс процедур сегментарного массажа составляет 8, а после 20-ти дневного перерыва можно повторить еще 8 раз.

До начала и после окончания эксперимента дети были обследованы. Данные статистически обработаны.

После нахождения средней арифметической вариационного ряда высчитывалась среднеквадратическая ошибка по константной формуле:

 

± m = а х К, х 0,04

 

где а - разность между средней арифметической и каждой вариантой;

К - коэффициент, находимый из таблицы.

Сравнение средних арифметических производилось общим способом, с расчетом коэффициента достоверности (t) по формуле:

 

 

Если t превышала 2,1 различия считались достоверными (Р < 0,05), если t = 1,8, то различия недостоверны, но возможны, если t < 1,8 - различия недостоверны.

 

Организация исследования

В эксперименте участвовали дети 4-7 лет равного количества обоего пола. Вся группа детей из 20 человек была разделена на опытную (экспериментальную) и контрольную группы на основе случайных числе.

В контрольной группе 3 раза в неделю проводились классические лечебный массаж и ЛФК (приложение). В экспериментальной группе 3 раза в неделю проводились лечебный массаж и ЛФК, чередуя их с двумя сегментарными массажами в неделю (приложение

 

Тесты для контроля за эффективностью методики лечения сколиоза

Проводятся перед началом занятий, через 4 месяца и после курса лечения (через 8 месяцев).

Оценка подвижности позвоночника назад.

Измеряется расстояние от остистого отростка УП шейного позвонка до начала ягодичной складки. Затем это же расстояние измеряется при максимально возможном наклоне головы и туловища назад (ноги прямые).

Показатель подвижности - полученная разница в сантиметрах.

Оценка подвижности позвоночника вперед.

Выполняется из исходного положения стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, прямые. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев и верхней поверхностью скамейки с помощью двух укрепленных вертикально к скамейке линеек, прикрепленных так, чтобы нулевые отметки совпадали с верхним краем скамейки. Если концы пальцев исследуемого ниже края скамейки, то результат записывается со знаком «+», если выше - со знаком «-».

Оценка боковой подвижности.

Сначала отмеряют расстояние от кончика Ш пальца каждой руки до пола, затем тоже при максимальном наклоне туловища в сторону. Разница между первым и вторым измерением характеризует амплитуду и асимметрию боковой подвижности.

Оценка силы мышц спины.

Исследуемый ложится лицом вниз поперек кушетки, так чтобы верхняя часть туловища до гребешка подвздошных костей находилась на вес, руки на пояс (ноги удерживает обследователь). Время до полного утомления мышц определяется по секундомеру.

Оценка силы мышц правой и левой стороны туловища.

Исследуемый ложится поперек кушетки на бок. Время удержания туловища в горизонтальном положении для детей до 7 лет 1 - 1,5 мин.

Оценка силы мышц брюшного пресса.

Определяется числом переходов из положения лежа на спине (руки на пояс) в положении сидя и обратно (ноги удерживает обследователь). Темп медленный, не свыше 16 раз в минуту (19).

 

Методика ЛФК при сколиозе 1 степени

Занятия лечебной физкультурой нужно проводить в целях общего укрепления организма и специально в целях предупреждения прогрессирования и возможной коррекции деформации.

В практической работе следует руководствоваться следующими методическими принципами:

1. Общая тренировка организма - применение общеразвивающих упражнений;

2. Специальная тренировка организма (формирование осанки; разгрузка позвоночника; развитие мышечной выносливости, упражнения в равновесии).

3. Общая тренировка организма.

Общеразвивающие упражнения применяются в виде гимнастики, спортивных упражнений и игр. Для лечебных целей более приемлемы гимнастические упражнения, т.к. для них характерна аналитичность (возможность расчленения упражнения на составные части). Гимнастика благодаря неисчерпаемому разнообразию движений дает возможность избирательно воздействовать на отдельные мышечные группы, восстанавливать и совершенствовать функцию различных органов и систем организма, точно дозировать нагрузку, позволяет сохранят направленность занятий, что в спорте и играх трудно достигается.

Специальная тренировка

Формирование осанки.

В практической работе воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя, проверка этих положений у гимнастической стенки, у спины, у зеркала на каждом занятии. Полезно развивать у детей самоконтроль за правильностью положений и движений, что требует от них сознательного отношения и мобилизации внимания. Хорошо усваивается навык правильной осанки в подвижных играх.

Большое значение для формирования правильной осанки имеют упражнения в равновесии. В целях более совершенного овладения напряжением и расслаблением отдельных групп мышц рекомендуются упражнения с удержанием мешочка с песком на голове. Удержать мешочек на голове при движениях можно только при правильном положении корпуса за счет сокращения мышц спины, что приводит к их укреплению.

Разгрузка позвоночника.

Разгрузка заключается в освобождении от тяжести туловища, рук и головы, вес которых при вертикальном положении сдавливает межпозвонковые диски. Разгрузка позвоночника от веса собственного тела достигается переводом детей в горизонтальное положение: лежа на животе, спине, на боку, стоя на четвереньках. В этих положениях связочно-мышечная система позвоночного столба находится в состоянии относительного расслабления, и таким образом достигается разгрузка позвоночника. Разгрузка позвоночника происходит также при висах (простых и смешанных), лазаний.

Развитие мышечной выносливости.

Решается развитием мышц, обеспечивающих длительное удержание тела в вертикальных положениях. Улучшение статической выносливости достигается путем систематических упражнений с увеличением времени периода сокращения мышц. Так создается "мышечный корсет", способный удержать тело в покое и в движении и являющийся непременным условием для создания и укрепления правильной осанки. Наибольшее значение при этом имеют разнообразные гимнастические упражнения для укрепления мышц плечевого и тазового пояса, нижних конечностей и особенно мышц спины и брюшного пресса. Для избирательного укрепления мышц спины и брюшного пресса выгоднее исходное положение лежа на животе, на боку, на спине. Положительной стороной упражнений лежа также являются симметричное расположение сегментов тела и фиксированный таз, что исключает искривление позвоночника, находящегося в прямом положении. Само по себе исходное положение лежа способствует выпрямлению позвоночника, а упражнения в этих исходных положениях еще более усиливают эффект от применяемых движений.

По мере усвоения упражнений при "разгруженном" позвоночнике те же движения выполняют из положения сидя, стоя. При этом надо тщательно следить за правильным положением тела. Такая методическая целенаправленность тренировки постепенно укрепляет мускулатуру, подготавливает детей к большим статическим нагрузкам, неизбежным в повседневной жизни. После статических усилий, вызывающих общую усталость и задержку дыхания, вводят еще дыхательные упражнения на расслабление.

Статические упражнения должны сочетаться с динамическими, регулируя их трудность в соответствии с физическими возможностями занимающихся, возрастом и патологическими особенностями. Разнообразные сочетания статических и динамических напряжений - лучшее средство выработки мышечной силы.

Упражнения в равновесии.

В различных системах коррегирующей гимнастики этот вид движения используется в качестве верного средства для формирования осанки, особенно, на стадии закрепления навыка прямо держаться при любом положении. Упражнения эти направлены на воспитание тонкого ощущения положения отдельных частей тела в каждый данный момент, что и позволяет сохранять равновесие даже при очень трудных положениях.

Упражнения улучшают координацию движений, развивают ловкость, ориентировку в пространстве и другие качества. Упражнения в равновесии выполняют на полу и на повышенной опоре (бревно, гимнастическая скамейка). Чтобы усложнить упражнение, надо уменьшить площадь опоры или повысить общий центр тяжести тела. Чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем требуется более точная дифференцировка работы мышц, принимающих участие в уравновешивании тела. Поэтому для усложнения можно использовать внезапные переходы от динамических упражнений к статическим.

Упражнения со снарядами (с гимнастической палкой).

Упражнения со снарядами значительно способствуют развитию координации движений и повышают эмоциональное состояние занимающихся. Упражнения с палками могут быть симметричными и асимметричными. При симметричных упражнениях основными положениями гимнастической палки по высоте будут: внизу, на груди, перед грудью, на голове, над головой, за головой, на лопатках, за спиной.

Упражнения с мячами..

Упражнения с мячами состоят преимущественно из таких движений, как толчки, броски и ловля мячей. Спецификой является развитие мышечной силы не только плечевого пояса, но и всего туловища.

Упражнения не требуют длительной подготовки и неразрывно связаны с повышением эмоционального состояния занимающихся. Начинать занятия надо с резиновыми мячами, постепенно переходя к медицинболлу (массой не более 1 кг). Необходима специальная подготовка детей в умении ловить мяч, чтобы предупредить травмы суставов пальцев во время ловли мяча.

При ловле мяча руки нужно вытянуть вперед, навстречу летящему мячу с таким расчетом, чтобы в момент вытягивания рук они могли встретиться с мячом, руки сейчас же сгибаются в локтях для ослабления силы летящего мяча предотвращая травмы (19).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных