ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГЛАВА 18. Бог по образу человека
Прежде всего, не следовало ни предлагать подобные вопросы, ни отвечать на них, когда их предлагали.
Из письма Константина Александру и Арию (ок. 325 г.)
ОБНАЖЕННЫЙ И УМИРАЮЩИЙ, ПРАВИТЕЛЬ МИРА СТОЯЛ перед христианским епископом. Константин правил почти 80 миллионами человек, когда снял свои пурпурные одежды и приготовился принять крещение. И хотя за двадцать пять лет до этого он уже одерживал важные победы под знаменем креста, официально император стал христианином не раньше, чем его поразила смертельная болезнь. Чем было вызвано это промедление? Константин верил, что крещение дает единственную в жизни возможность очиститься от всех грехов. И он не хотел упустить ее в том случае, если снова согрешит перед смертью. Историк Майкл Грант пишет: “Он откладывал свое крещение из страха перед Богом. Веря в божественный гнев, он... испытывал ужас при мысли о том, что будет ждать его душу, если после крещения он совершит какой-нибудь неправедный поступок”.' Нежелание Константина принять крещение раньше наглядно демонстрирует систему его теологических взглядов. Для него быть христианином означало не столько соединение с Богом, сколько возможность избежать наказания за грехи. Этим отчасти объясняется его позиция в отношении арианской полемики. Приняв крещение и будучи уверенным в том, что теперь его ждет вечная жизнь, Константин надел белые одежды, перешел в ближнюю виллу, лег на кушетку и умер. Церковный историк Евсевий сообщает, что на смертном одре Константин сказал: “Теперь я спокоен: я признан достойным бессмертия”.2 Хотя император формально стал христианином только перед самой смертью, он оказывал огромное влияние на церковь. После установления в 312 году контроля над западной частью империи он стал сторонником христианского учения и изменил его. При Диоклетиане, предыдущем императоре, христиане подвергались жестоким гонениям. Он преследовал их, сжигал заживо, разрушал или реквизировал их храмы. Константин положил конец преследованию христиан и вернул им земли. Он освободил их храмы от уплаты налогов и отпускал из казны деньги на нужды церкви. Он установил такое большое содержание священникам, что следующий император сократил его на две трети. При Константине лики богов были заменены ликами Христа и апостолов. Император отдавал христианам преимущество перед язычниками при назначении на государственные посты.3 Он построил в Риме базилику Сан-Джованни-ди-Латрано и первую базилику св. Петра. В Константинополе, своей столице, он возвел несколько главных церквей, одна из которых должна была стать его мавзолеем. Константин правил железной рукой, подобно всем римским императорам, но когда дело касалось христиан, он надевал бархатные перчатки. Назначая епископов и командуя ими, он, тем не менее, относился к ним с уважением и даже считал себя одним из них. Но разделял ли он веру христиан? Или, как считают некоторые историки, рассматривал христианство лишь как одно из средств для достижения политического единства империи? По-видимому, ответ лежит где-то посередине. Тринадцатый апостол Константин видел в христианстве прежде всего средство для объединения империи, за власть в которой он боролся восемнадцать лет. В условиях существования множества культов языческих богов в империи были только две централизованные силы — армия и христианская церковь. Но все-таки Константин исповедовал христианство, хотя его вера, возможно, была примитивной. Он считал, что Бог поручил ему особую миссию в церкви. Он играл активную роль в жизни церкви, читая публичные проповеди и устраивая официальные празднества по случаю Пасхи. Хотя его проповедям подчас недоставало ясности, он готовился к ним часами и читал их со всей искренностью. Однако Константин был далек от того, чтобы принять христианские нормы уважения жизни. Через десять лет после своего обращения он продолжал приговаривать преступников к распятию на кресте. Он был жестоким правителем, как и многие римские императоры, и не гнушался интригами и убийствами. Грант называет его “абсолютным деспотом, считавшим себя вправе убить любого”.4 Император велел казнить своего старшего сына Криспа по неподкрепленному доказательствами обвинению в заговоре. Подозрение пало также на его вторую жену Фаусту, мать трех остальных его сыновей, и по его приказу она была задушена перегретым паром в бане. По сфабрикованным обвинениям он также казнил философа Сопатра, одного из своих друзей и советников. Должно быть, эти смерти лежали грузом на его совести, когда он снимал свои пурпурные одежды и готовился принять крещение святой водой. Нехристиане осмеивали таких, как Константин, за преувеличение силы крещения. Неоплатоник Порфирий (ок. 232— ок. 303 гг.), написавший много трактатов против христианства, критиковал веру христиан в то, что однократный обряд крещения способен смьггь все прежние прегрешения. Он утверждал, что такие представления только поощряют людей совершать зло, придерживая, будто козырь, свое крещение. Константин, первый римский император-христианин. Римляне обожествили его после смерти, как и других римских императоров, а церковь хранит память о Константине за то, что он сделал христианство официальной религией Римской империи. Его влияние, которое особенно проявилось при созыве Никейского Собора, изменило пути развития христианства. Поведение Константина наглядно иллюстрировало позицию Порфирия. Император совершал всевозможные несправедливости и ждал до самого смертного часа, чтобы принять крещение и таким образом очиститься от своих грехов. Христианство Константинова толка давало людям возможность считать, будто им дозволено почти все при условии, что впоследствии они примирятся с церковью. Константин старался не позволять, чтобы грехи помешали его положению в церкви. После смерти его тело положили в золотой гроб, покрытый пурпуром, и похоронили в украшенной золотом церкви Святых апостолов, которую он построил как свой мавзолей. Под центральным куполом церкви было установлено два ряда надгробий, как памятники апостолам, по шесть с каждой стороны. Для утверждения своего статуса тринадцатого апостола Константин велел поместить свой саркофаг в центре. Разве он не сделал так же много для церкви? Хотя он считал себя апостолом, после смерти его провозгласили римским богом по традиции, установленной для римских императоров со времен Августа. Причисление Константина к богам, как и Александра, было связано с преклонением перед земной властью, а не перед духовным перерождением. По-видимому, Константин представлял себе Бога чем-то вроде римского императора. Когда он изменял богословскую систему христианства, то опечатал ее изображением Бога по образу человека.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|