ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Иисус практиковал восхождения
Если Иисус был иудейским мистиком, мы вправе ожидать от него, что он давал наставления как о мистических восхождениях, так и об отождествлении с божественным существом. Мы можем найти и то, и другое в Евангелиях, если знаем, где искать. Преображение наглядно свидетельствует о том, что Иисус практиковал эти восхождения, и дает право предположить, что он наставлял в этом учеников. В истории, которая есть у Матфея, Марка и Луки, Иисус берет Петра, Иакова и Иоанна на “гору высокую”.19 Иисус преображен— его лицо и одежда начинают светиться. Ученики “устрашились”20 В священном трепете Петр, Иаков и Иоанн заслоняют глаза от ослепительного света, исходящего от преображенного Христа. Им являются Моисей и Илия и говорят с Иисусом. Голос из облака говорит: “Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте”21 В этой истории содержатся характерные элементы мистицизма восхождения. Подъем на высокую гору звучит как метафора путешествия души или восхождения. Ученики устрашились, что является обычным ощущением мистиков Меркавы. Свет, исходящий от лица и одежды Иисуса, вызывает в памяти сверкающее свечение, которое часто видится во время восхождений. Оба, Моисей и Илия, являются известными фигурами в мистицизме восхождений. Голос с небес также представляет собой важный элемент, встречающийся в других мистических опытах. В данном случае он слышится как отзвук идеи, характерной для иудейского мистицизма, согласно которой люди могут быть признаны Сынами Божьими, — “Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте”.22 Исследователи не пришли к единому мнению, отражает ли описание преображения то, что ученики испытали при жизни Иисуса, или их собственные мистические переживания после его распятия и воскресения. В любом из этих случаев рассказ о преображении указывает на то, что мистические элементы проникли в христианство на ранней его стадии. Вознесение само по себе является еще одним доказательством, что Иисус практиковал восхождения. Мысль о том, что Иисус вознесся на небеса после воскресения, основывается на отрывке из “Деяний”, где описано, как он “поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их”.23 Могло ли вознесение, которое Иисус совершил в присутствии своих учеников, быть следствием восхождений Меркавы? В “Откровении” описано восхождение на небеса ее автора. Как утверждает выдающийся исследователь этого вопроса Мортон Смит, эта и другие истории указывают на то, что раннее христианство одобрительно относилось к мистическим восхождениям и что такое же одобрительное отношение было к ним и во времена Иисуса. Он находит маловероятным, чтобы сами апостолы, включая Иоанна Возлюбленного и Павла, ввели традицию мистических восхождений. “Мы можем подозревать некоторые искажения и нововведения [учеников], но предположение, что преданные ученики могут представить учения своего наставника в абсолютно искаженном свете, a priori невероятно”, — пишет Мортон Смит24 Несмотря на то, что Смит не рассматривает восхождения как реальный духовный опыт (называет их “галлюцинациями”, наведенными Иисусом, опытным чудотворцем), он считает их важной составляющей раннего христианства. Наилучшим объяснением наличия восхождений в христианстве, как пишет исследователь, “является то, что Иисус при жизни верил, что вознесся на небеса и рассказал о своем опыте ближайшим ученикам”25 Это может быть объяснением, почему ученики с готовностью приняли откровения через видения Петра, а церковь признала “Откровение”. Как наглядно демонстрирует Мортон Смит, считалось, что Иисус совершал небесные восхождения в течение жизни. Иисус говорит Никодиму: “Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий”.26 Исследователь делает вывод, что вознесение на небеса было основной целью раннего христианства. “В своей массе раннее христианство... было полностью ориентировано на вознесение в небеса”, — пишет он.27 Если Иисус практиковал небесные восхождения, испытал ли он отождествление с божественным существом? Некоторые места из Библии свидетельствуют в пользу этого. Иисус называл себя Сыном Человеческим,28 явно отождествляясь с Сыном человеческим, описанным в “Книге Пророка Даниила”. Там Сын человеческий предстает пред “Ветхим днями” и получает вечное Царство.29 Таким образом, называясь Сыном Человеческим, Иисус, возможно, указывал на то, что он также получил подобные полномочия или был преображен во владыку. Позднее христиане толковали этот отрывок как возвращение Иисуса при конце мира для свершения последнего суда. Но, возможно, пророчество Даниила, или видение наделения властью Сына человеческого, описывает мистическое единение, в котором Сын человеческий становится подобным Богу. Отрывок из Евангелия от Иоанна также утверждает отождествление Иисуса с Богом. Иисус сказал: “Я и Отец — одно”.30 Чего же больше? Слова Иоанна подразумевают, что ученики получили наставление отождествлять себя с Иисусом таким же самым образом, как он отождествлялся с Отцом, а мистики отождествлялись с фигурой на божественном престоле. В Евангелии от Иоанна (14:4) Иисус говорит ученикам: “А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете”. Мортон Смит толкует этот отрывок как намек: “Вы можете последовать [за мной], когда захотите”.31 Для меня это означает: “Вы побывали там, потому что я уже брал вас туда в мистических восхождениях, которые мы практиковали вместе. Вы можете достичь уровня сознания, которого я достиг”. Затем Иисус объявляет: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня”.32 Смит полагает, что это является указанием на то, что психологическое отождествление с Иисусом посредством мистических восхождений уже было испытано учениками. Итак, когда Иисус говорит: “...никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня”, — не имеет ли он в виду, что никто не может достичь божественного единения, если не отождествится с Христом, которым он стал? Отождествление равняется преображению и равняется мистическому единению. Я убеждена, что таково и было тайное учение Иисуса, подтвержденное мистицизмом Павла: цель христианства состоит в единении с божественным. Я верю в то, что каждый из нас может испытать это мистическое единение, — начинающееся с мимолетных проблесков совершенной реальности и завершающееся нашим вечным союзом с Богом. Этот союз и есть то, что я называю вознесением. Это ваша судьба, как чада Божьего, эволюционирующего на Земле. Это приз, который вы можете выиграть, когда начнете ощущать Бога в своем сердце каждый миг каждого часа каждого дня.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|